1.
Для того, чтобы применить пророчество, нет необходимости искать его исполнение в будущем. Пророки часто говорили о событиях и обстоятельствах своего времени или
197 Meredith Юте, By Oath Consigned {G rand Rapids: Eerdmans, 1968), 51-54; Kline, The Structure of Biblical Authority, rev. ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1972), 57-62.
близкого будущего — для нас далекого прошлого. Для того, чтобы применить такие отрывки, посмотрите, чем современная церковь или культура вообще напоминает то, о чем свидетельствовали пророки. Читая сказанное ими о прошлом, подумайте, что они сказали бы о настоящем.
2. Пророки напоминают нам о том, что между Богом-искупителем и нами установлены определенные отношения. Они еще раз подчеркивают особое значение как верного учения, так и верного поведения.
А. Основы
V. Мудрость
1. Книги Иова, Екклесиаста и Притчей называются книгами мудрости Израиля. Такие книги, как Послание Иакова и Первое послание к Тимофею иногда напоминают книги мудрости.
2. Мудрость можно определить как навык в искусстве жизни. Еврейское слово, переводимое словом "мудрый", часто служит для описания людей, обладающих тем или иным навыком, включая навыки ручного труда (Исх. 31, 3.6; 35, 35; 36, 38; 3Цар. 7, 14; Ис. 40, 20; Иер. 9,17; 10,9; Иез. 27, 8) и даже навыки в искусстве политической интриги (2Цар. 13,3).198Мудрыми животными называются те, что знают, как правильно жить (Притч. 30, 24- 28).
3.Мудрость, особенно мудрость Притч, — это отчасти Божий дар, а отчасти — результат труда людей, культивирующих, сохраняющих и записывающих то, что является общепризнанным, таким образом, что заставляет нас остановиться и посмотреть на мир новыми глазами.199Мудрость — это "приобретенная опытом привычка применения истины к собственной жизни".200
|
Б. Виды мудрости
Книги мудрых отличаются друг от друга в очень важных деталях.
1. Мудрость Книги Иова — для "черных" дней, для жизненных бурь и трагедий. Она не приемлет упрощенное толкование понятия о том, что в этой жизни правда всегда торжествует.
2. Мудрость Екклесиаста написана на закате жаркого летнего дня. У автора этой книги было все, он должен был стать счастливым человеком. Но, с долей цинизма наблюдая за заходящим солнцем, уносящим с собой все его мирские радости, он оплакивает их мимолетность, несостоятельность и пустоту. Лишь иногда он указывает правильный путь.
3. Как Книга Иова, так и Книга Екклесиаста содержат в себе немало лжи, выступающей в качестве контраста истине. В своих длинных речах "утешители" Иова неверно объясняют его страдания. В отрывках Книги Екклесиаста, затрагивающих тему суетности, жизнь и "мудрость" описываются как сиюминутные, без осознания вечности. Как соленая вода для жаждущего, половинчатые истины этих книг возбуждают желание познать чистую истину. Эти отрывки применяются для того, чтобы верующие могли избежать повторения приведенных в них ситуаций и рассуждений. А те части обеих книг, которые содержат истину, можно использовать как притчи.
4. Мудрость Книги Притчей — для обычного дня. В них говорится: "Поступай так, и тогда все у тебя будет хорошо".
198 Gerhard von Rad, Wisdom in Israel (Nashville: Abingdon, 1972), 20. Консервативное введение к книгам мудрости см.: Derek Kidner, An Introduction to Wisdom Literature: The Wisdom of Proverbs, Job and Ecclesiastes (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1985).
|
199 Von Rad, Wisdom in Israel, 3-5.
200 Gordon Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All It's Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 187.
В. Притчи
1. Как жанр, ветхозаветная притча, или пословица201— это краткое, ясное, легко запоминающееся высказывание о той или иной истине, появившееся на свет в результате собирания по крупицам многолетнего человеческого опыта.
2. Отдельные пословицы можно найти и в Новом Завете, не только в Ветхом. Евангелия, к примеру, содержат множество пословиц, таких как "трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10, 10) и "дерево познается по плоду" (Мф. 12, 33). Из уст Павла исходят такие пословицы, как "худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор. 15,33). Много изречений, похожих на пословицы можно найти в высказываниях Иакова: "скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1, 19) и "дружба с миром есть вражда против Бога" (4, 4). Как и всякая другая пословица, эти изречения содержательны, привлекательны, универсальны и поэтому могут найти себе применение при различных обстоятельствах.202