В псалмах существует несколько видов молитвы, каждый из которых имеет узнаваемую форму и функцию в жизни Израиля. Не все богословы одинаково разбивают псалмы по категориям, некоторые псалмы вообще очень трудно отнести к какой-то определенной группе, и все же разделение на основные категории помогает в применении псалмов. Вот один из таких списков:
1. Элегии. В этой категории существует более шестидесяти псалмов, написанных от лица как отдельных людей, так и целой общины. К элегиям можно обращаться, чтобы выразить Богу свою печаль. В элегиях изливаются жалобы на телесную или духовную боль. Элегии обращены к Богу с мольбой о помощи. В них слышится ожидание, что Бог услышит и спасет, они почти всегда заканчиваются ноткой уверенной хвалы. Вот некоторые из элегий: Пс. 3, 21, 30 и 93. Смотрите также 2 Цар. 1, 19-27;
2. Благодарение. Около пятнадцати псалмов восхваляют Бога, особенно за спасение своего народа во время беды. Обычно эти псалмы начинаются с выражения благодарности Богу, затем в них описывается период страданий, а после этого следуют подробности чудесного спасения. Смотрите Пс. 17, 33, 106 и Исх. 15,1-18;
3. Хвала. Хвалебные псалмы похожи на благодарственные, но они превозносят Бога за качества его личности, а также его деяния: сотворение мира, искупление, его промысел и владычество — без упоминания какого-либо определенного действия. Эти псалмы особенно уместны в прославлении и пении, в них входят Пс. 8, 99, 102, 103 и 144-147. Смотрите также 1Цар. 2, 1-10. Некоторые из этих псалмов говорят о Сионе (Пс. 45, 47 и 75). Нам они могут показаться не совсем обычными, пока мы не вспомним, что Сион был городом царя Давида, и в нем находился храм, а потому он являлся главным местом пребывания Бога;
|
4. Мудрость. Эти псалмы своим поучительным, созерцательным тоном и обращением от третьего лица напоминают книги мудрости. В них противопоставляются праведник и грешник, даются практические советы, они призывают людей бояться Господа. Как и книги мудрости, эти молитвы больше опираются на закон и человеческий опыт, чем на Божье спасение. Смотрите Пс. 1,31,33, 36,48,110 и 111;
5. Псалмы о мести и проклятии. Просьбы о том, чтобы Бог привел злоумышленников к суду, можно найти во многих псалмах. Несколько же псалмов, известных как проклинающие, взывают к чувству гнева, обращаются к Богу с просьбой послать проклятия на нечестивых. Призыв к осуждению находится в самом центре этих псалмов, что нередко вызывает в нас чувство неловкости. Как применять псалмы, обещающие благословения поражающим египетских детей (Пс. 136, 7-10) или говорящие о злодеях: "Полною ненавистью ненавижу их" (138,22)?
Истина, на которой основываются проклятия, заключается в том, что вера в справедливого Бога требует осуждения им несправедливого мира. Чувство справедливости и Божьей праведности пробуждает в нас жажду возмездия. Призвание к осуждению обращено к Богу, а то, что произойдет, находится в его руках.215
213 Birch and Rasmusscn, Biblical Ethics in the Christian Life, 45.
214 Roland E. Murphy, The Psalms and Job (Philadelphia: Fortress, 1977), 17-19, 42-43.
215 См. Murphy, Psalms and Job, 45ff., и Fee and Stuart, How to Read the Bible, 182-84.
• Проклинающие псалмы раскрывают образы людей, олицетворяющих зло. О возможности раскаяния даже не упоминается. В этих случаях отвержение нечестивых есть утверждение верности Богу (Пс. 138, 19-22): псалмопевец ненавидит тех, кто упорно ненавидит Бога.
|
• Если полный ненависти и мести тон псалмопевца для вас неприемлем, не пытайтесь отождествить себя с ним и молиться его молитвой, но попробуйте услышать его слова. Посмотрите, нет ли в вас чего-либо от нечестивого.
6. Некоторые специалисты по псалмам различают такие категории, как история спасения, обновление завета, упование и возведение царя на престол. Естественными для нас кажутся псалмы упования и обновления завета, но непросто найти применение царским псалмам.
7.Хотя в этом разделе разговор идет преимущественно о псалмах, Писания содержат в себе немало других молитв, других прошений, не содержащих в себе эгоистичных запросов, но обращенных в первую очередь к слушающему и действующему Богу (Неем. 1, 5-11; Дан. 9, 4-19; Мф. 6, 9-13; Еф. 1, 17-19, Флп. 1, 9-11). Прошения в таких молитвах касаются великого — Господнего спасения, стремления к благочестию, — а не мелких, эгоистических вожделений. Поэтому эти молитвы — хороший для нас пример.