У каждого связного дискурса есть своя тема — главная мысль, объясняющая или доказывающая что-либо. В продолжение всей книги подпункты этой темы развиваются с помощью разделов, разделы — с помощью абзацев, а абзацы — с помощью предложений и оборотов. На каком бы языке ни говорил человек, и к какой бы культуре он ни принадлежал, большинство людей соединяет суждения между собой несколькими универсальными способами.
Простые утверждения, как и большие темы, могут быть связаны друг с другом двояко: либо дополняя, либо подтверждая друг друга. Когда одно суждение дополняет другое, вместе они развивают тему. Дополнения могут быть хронологическими описаниями событий. События могут следовать одно за другим ("Павел отправился в Афины, а затем в Коринф"), а могут проходить и одновременно ("В то время, как Иисус выходил из Иерихона, двое слепых стали взывать к нему"). Не связанные во времени утверждения, дополняющие друг друга, бывают различны: причинные ("Я согласился перейти на эту работу, потому что она более интересна, а также потому что время в пути на работу сократилось с часу до пяти минут"), обстоятельственные ("Я не очень хорошо себя чувствовал и только-только вернулся с работы, когда зазвонил телефон"), заключительные, инструментальные и т.д. Дополнять друг друга могут и суждения, не связанные во времени. С помощью утверждений "или... или" можно предлагать альтернативы. Или можно составить целый список соединенных суждений (утверждения с союзом "и"). Например: "Когда я в отпуске, я люблю поспать и походить по ресторанам".
Когда суждения подтверждают друг друга, одно из них является главным, а другое — подтверждающим. Подтверждение может быть выполнено тремя способами: прояснением, аргументацией и привлечением внимания читателя.
|
Утверждение может раскрыть тему, иногда повторяя ее содержание, а иногда нет. Повторение раскрывает тему, передавая ее содержание другими словами. Обычно подтверждающее предложение привносит новую информацию, расширяя главную мысль или приводя поясняющие примеры. Общее высказывание можно пояснить предложением с конкретным примером. Так, предложение "Она любить петь" может быть уточнено: "Особенно ей нравится петь вместе со всей семьей по праздникам". Авторы также могут повторить главную тему, используя группу предложений, более полно раскрывающих ее.
Без использования повторения главное и второстепенные суждения можно сравнивать или противопоставлять. Они могут показать, как развивается то или иное событие, или раскрыть истинность утверждения. Утверждения аргументируют тему, если в них названы причины, поясняющие необходимость ее изучения, или изложены следствия, из нее
187 Данный раздел во многом основан на материале двух полуспециализированных книг: John Beekman and John Callow, Translating the Word of God (Grand Rapids: Zondervan, 1974), гл. 17 и 18 и Peter Cotterell and Max Turner, Linguistics and Biblical Interpretation (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1989), гл. 6.
вытекающие. Лингвисты различают шесть типов логического аргументирования, шесть способов доказывать что- либо, идя от причины к следствию.188
1.Причина-результат. Результат указывается вместе с причиной: "Отбивные пригорели, потому что я их поставил на слишком большой огонь".
|
2.Средство-цель. Здесь описывается действие, предпринятое для достижения желаемого результата, не указывая на их успех или неудачу: "Джейсон убежал, чтобы купить жареную курицу".
3.Средство-результат. Описание того, каким образом (средство) результат был достигнут: "Сбегав за жареной курицей, Джейсон спас положение".
4.Условие-следствие. Приведение условий, необходимых для определенных последствий: "Если я еще раз буду делать отбивные на этой плите, я сделаю огонь поменьше". В английском языке эти предложения обычно принимают форму "если... то", причем слово "то" часто опускается.
5.Признание-новое предположение. Результат неожиданный, так как все указывало на вероятность противоположного направления мысли: "Несмотря на то, что я испортил отбивные, вечер все же удался на славу". А вот подобный пример из-под пера Павла: "Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками".
6.Основание-заключение. Автор делает вывод на основе каких- то фактов. Таким выводом может быть новое утверждение: "Так как мы оправданы верой, мы живем в мире с Богом", а может быть и повеление: "Так как вы воскресли со Христом, смотрите на горнее".
Наконец, утверждения конкретизируют тему, привлекая к ней внимание читателя. (Слово "наконец" обращает внимание читателя на этот абзац, указывая на него как на последний.) Подчеркнуть главную мысль можно, указав время, когда происходило событие ("Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник именем Захария" (Лк. 1, 5)), или место, где оно произошло ("Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее" (1Цар. 17, 1)). Такие утверждения могут указывать и на другие сопутствующие обстоятельства или побочные события, происходящие в то же время. Утверждение может ввести новую мысль, заранее подготовив к ней читателя, указав на какие-то детали, так или иначе связанные с ней. В эту категорию входят такие фразы Павла, как "я убеждаю вас", "напоминаю тебе", "желаю, чтобы вы знали", "я говорю то, что..." и так далее. Возьмите, к примеру, первое предложение из 1Кор. 7: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины". Это предложение двояко привлекает внимание читателя к первому утверждению "человеку не должно касаться женщины (имеется ввиду в интимном плане)". Во-первых, утверждение ставится в ответ на письмо. Во-вторых, этому утверждению дается оценка: "Хорошо".