1. Законченный отрывок содержит в себе одну явно выраженную и связную мысль. Как Машенька в сказке о трех медведях, мы ищем тексты и не слишком длинные, и не слишком короткие. Но как найти этот оптимальный отрывок? В одном предложении не может содержаться завершенная мысль, смысл большинства из них будет неясен вне контекста.181Целая же глава может содержать в себе столько различных мыслей, что разобраться в них будет непросто. Законченный отрывок обычно содержит в себе от одного до пяти абзацев. Абзац — это группа предложений, связанных одной явно выраженной мыслью.182 Связность означает, что все предложения развивают одну мысль. Явная выраженность означает, что главная мысль подчеркивается таким образом, что все предложения направлены либо на ее развитие, либо на то, чтобы подготовить к ней читателя. Поэтому для того, чтобы подобрать правильный отрывок, необходимо найти группу стихов с одной явно выраженной мыслью, на развитие которой направлены все подпункты.
2. Однородные отрывки обычно имеют свою лексику. Повторение терминов в отрывке часто указывает на его законченность. Вполне очевидно, что темой Мк. 7 является "традиция". В Евангелии от Марка это слово183употребляется пять раз, и все — в отрывке Мк. 7, 1-13. Заканчивается ли отрывок на Мк. 7, 13? Нет, потому что терминология, используемая в рассуждении о чистом и нечистом, появившаяся в 7, 2, продолжается до 23- го стиха, после чего она больше уже не встречается во всей книге. Итак, в Мк. 7 одной лексики достаточно, чтобы определить границы законченного отрывка (В подтверждение лексической подсказки, Мк. 7, 24 начинается словами "И отправившись оттуда..."). Возьмем Первое послание к коринфянам. Слово "мудрость" в той или иной форме повторяется Павлом шестнадцать раз в отрывке с 1, 17 по 2, 13, после чего это слово не встречается до восьмой главы. Так мы узнаем, что именно "Мудрость" — тема первых двух глав послания. Таким же образом повторение Павлом слова "праведность" в Рим. 6 указывает, что "Праведность" и есть тема этой главы.
|
3.В однородных отрывках повторяются ключевые фразы или мысли. В Быт. 1 повторяется фраза "И был вечер, и было утро, день N". В Нагорной проповеди повторяющаяся фраза "Блаженны... " каждый раз открывает новый отрывок, а в известном
180 William Cline, Craig Blomberg, and Robert Hubbard, Introduction to Biblical Interpretation (Waco: Word, 1993), 158-160. Идея о пяти стихах позаимствована у Джорджа А. Кеннеди, который считает, что самый короткий законченный отрывок Нового Завета равняется пяти-шести стихам, поскольку по древнегреческим стандартам именно столько места требовалось для развития убедительного аргумента. См. его книгу New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism (Chapel Hill, N.C.: University of North Carolina Press, 1984), 34.
181 John Lyons, Introduction to Theoretical Linguistics (Cambridge: Cambridge University Press, 1968), 412-23.
182 Peter Cotterell and Max Turner, Linguistics and Biblical Interpretation (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1989), 193-95.
183 "Предание" в синодальном переводе (Прим. перев.)
отрывке Мф. 5,1-12 эта фраза является ключевой. Когда эта фраза больше не встречается, мы знаем, что уже читаем новый отрывок. Немного позже фраза "и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" объединяет отрывок о лицемерии в Мф. 6, 1-18. Здесь постоянно повторяются слова "Отец", "видимое" и "невидимое", "тайное" и "явное".
|
Особым видом повторения, где одна фраза или мысль повторяется в начале и в конце отрывка, является включение (или inclusio). Фраза "все мне позволительно, но не все назидает" открывает и заканчивает продолжительное освещение Павлом вопроса о христианской свободе в Первом послании к Коринфянам (1Кор. 6,12; 10,23).В Мф. 19,30 читаем: "Многие же будут первые последними, и последние первыми". За этими словами следует притча на эту тему, заканчивающаяся словами "Так будут последние первыми, и первые последними" (20,16). Похожие понятия также могут быть основой для inclusio. Так, притча о глупом богаче (Лк. 12,13-21) начинается и заканчивается вопросом о наследстве.
4. Обратите внимание на контекст выбранного вами отрывка. Каждый отрывок что-то добавляет в общее повествование. Тема общего повествования обычно довольно ясна, и отрывок, выбранный для изучения, должен каким-то образом касаться этой темы. Рим. 1, 18- 3, 20, к примеру, описывает греховное состояние человечества. Каждый отрывок из этой части послания развивает тему, описывая форму, происхождение или значимость греховности человека. Каждый связный отрывок играет ту или иную роль в части произведения, где он расположен. Если вы не можете найти связь между отрывком и его контекстом, возможно, вы неправильно выбрали отрывок.
Эти четыре правила подходят к любому виду текста. Есть еще и более узкие правила, подходящие к главным видам текста — повествованию и дискурсу.