1. Существует два основных положения, которые позволяют применять библейские повествования сегодня: Бог сегодня тот же что и вчера; природа людей не претерпела больших изменений.
2. С другой стороны, традиции общества меняются постоянно. Языки и обычаи постоянно развиваются, исторические события изменяют социальные структуры, приобретаются и теряются знания. Поэтому мы должны быть осторожны, применяя древние тексты к современной жизни. Лессинг неправ, видя между поступками прошлого и нравственностью современности такую "отвратительную и широкую пропасть", что преодолеть ее невозможно.193Действительно, пропасть существует, но преодолеть ее можно, если сделать это с осторожностью. При этом может даже возникнуть необходимость перестроить свой внутренний мир, используя положительные нравственные устои и ценности библейских обществ.
II. Практическое применение богословских текстов
Только небольшая часть Писания представляет собой доктринальное учение в чистом виде. Тем не менее богословская истина содержится почти в каждом отрывке. Как и с другими видами текста, для установления значения богословского отрывка мы будем пользоваться обычными способами толкования. Затем уже поразмышляем над применением.
А. Начните с познания доктринальных основ
Исследуйте отрывок на наличие как основных, так и второстепенных доктринальных наставлений, особенно в следующих областях:
1.Бог — Отец, Сын и Святой Дух;
2. Заветы и спасительное дело Бога;
3. Творение: сотворенное, падшее и совершенное в вечности;
4. Человечество: сотворенное, падшее, восстановленное и совершенное в вечности;
193 Gotthold Lessing, "On the Proof of the Spirit and of Power," in Lessing's Theological Writings, trans, and ed. Henry Chadwick (Stanford: Stanford University Press, 1957), 31; James Barr, The Bible in the Modern World { New York: Harper & Row, 1973), 39-41.
|
5. Настоящий мир и модели поведения;
6. Общество завета (Израиль или церковь) и его жизнь;
7.Другие темы, включая Писания, ангелов, бесов, эсхатологию.
Б. Советы по применению доктрин
Применение доктрины начинается с вопроса: каково значение доктринальных истин данного отрывка? Если доктрина истинна, что из этого следует? Подумайте об этом масштабно, не только в плане поведения или отдельных поступков.
1.Что здесь предназначено для ума? Во что должны верить христиане? Какие лжеучения должны отвергать? За чем в нас самих, в церкви, в мире мы должны особенно следить?
2. Что здесь есть для сердца, для эмоций и чувств? Если доктрина истинна, какие заботы и страхи должны быть отброшены нами? Какие слова умиротворения и назидания должны быть нами приняты?
3. Каким образом данный отрывок меняет наше отношение или наши слова, обращенные к Богу или к человеку?
В. Примеры
1. В Быт. 1,26-27 и 2,15 говорится, что человек создан по образу Бога и должен править всем творением и заботиться о нем. А раз так, то каким образом это влияет на наши мысли и поступки?
• Учитывая данные нам права, как должны мы вести себя по отношению к творению?
• Если Бог сотворил каждого человека по своему образу, как должны мы относиться к другим? Более конкретно, как мы относимся к детям, престарелым, к своим равным? к богатым и влиятельным? к бедным и слабым? к неверующим соседям и сослуживцам? к тем, кто действует нам на нервы? к людям, несовершенным в нравственном плане?
|
• Что нам думать о самих себе и своих возможностях, своих взлетах и падениях?
• Обратите внимание на удивление и гнев Павла, когда он говорил о благовестии галатских лжеучителей. Если Павлу настолько отвратительна ложь, каково должно быть наше отношение к еретическим учениям? А к правильному учению?
• Павел говорит, что благовестие галатских лжеучителей — вовсе не благовестие. Что же тогда скажем мы, если нам придется столкнуться с "благовестиями", в которых для спасения требуется совершение каких-то дел?
• Павел говорит, что, если кто-нибудь — даже он сам или какой- либо ангел — будет проповедовать благовестие, отличающееся от проповеданного им ранее, быть тому человеку проклятым навек. А что делать нам, если мы услышим иное благовестие из чьих-то уст? Осудить их? Попытаться их переубедить? Должны ли мы быть готовы прекратить общение с человеком, искажающим благовестие?
• В заключение Павел говорит, что ни один человек, пытающийся угодить другому человеку, не может быть настоящим слугой Христа. Но ведь это не может значить, что никогда нельзя никому угождать? О чем же говорит Павел?
3. Вопрос "А что из этого следует?" не может устранить практические трудности в применении. Так, он не поможет нам провести черту между основными доктринальными ошибками, которые следует оспаривать, и незначительными ошибками, которые можно исправить тихо или совсем не обращать на них внимания (см. Ин. 17, 20-23).