1. Некоторые обещания Бог адресует отдельным лицам, некоторые — группам людей, а некоторые — каждому человеку. Обещания библейским персонажам не должны автоматически рассматриваться как обещания для нас. Обещание Богом сына Аврааму не значит, что он и нам даст сыновей. Все верующие пожинают плоды этого обещания, но не потому, что оно прямым образом относится к нам.
2. Некоторые обещания, данные отдельным лицам, косвенно распространяются и на нас. Таким можно назвать обещание Бога Иисусу Навину, что он его никогда не оставит, а будет с ним, куда бы он ни направился, подготавливая Израиль для войны с хананеями (Нав. 1,5-9). Это обещание Иисусу Навину не гарантирует нам победу в битвах или защиту от всяких бедствий, и все-таки Евр. 13, 5 относит это обещание (которое также можно найти в во Втор. 4,24) к верующим, находящимся под угрозой гонений.209
3. Если обещание дано группе людей, нам необходимо понять, относимся ли мы к этой группе. Можно смело сказать, что обещания, данные всей церкви, относятся и к нам. Но нельзя так же смело утверждать, что обещания, данные Израилю, относятся и к церкви. Обещание материально благословить Израиль, если он будет приносить десятину (Мал. 3, 8- 12), относится только к этому народу и ни к какому другому в наше время. А вот идея о том, что хорошо быть щедрым с Богом, и что он вознаграждает щедро дающих, все еще актуальна.210
4.
Многие обещания благословений и проклятий условны. Другими словами, обещанные благословения получают только верные, тогда как обещанные проклятия падают на головы нераскаявшихся. Особенно это касается ветхозаветных обещаний, хотя и Новому Завету такие обещания не чужды (напр., Рим. 11, 22).
|
207 См. Jack Kuhatschek, Taking the Guesswork Out of Applying the Bible (Downers Grove: Ill.: InterVarsity Press, 1990), 125-44.
208 Обещания можно сделать предметом отдельного доктринального изучения, так как они говорят что-то о действиях Бога.
209 Kuhatschek, Applying the Bible, 133-36.
210 Там же, стр. 127-36.
• В Быт. 8,20-22 Бог безусловно обещает, что никогда больше не уничтожит мир и ход его жизни, что бы ни сделал человек.
• Во Втор. 28 Господь обещает благословить Израиль, но при условии, что он будет верен его завету.
• В Книге пророка Ионы можно найти утверждение, похожее на безусловное обещание или угрозу Бога разрушить Ниневию. Но, когда ее жители каются, он отказывается от своих намерений (Иона 3,4-10; ср. Из. 18)
5. Совершенно очевидно, что мы должны определенным образом отреагировать на всеобщие библейские обещания. Обещание "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется" требует от каждого из нас призвать его имя.
В. Сравнение обещаний с другими местами Писаний
Не всегда можно легко определить: является ли утверждение обещанием или пословицей, ограничено оно чем-либо или распространяется на всех. Предел распространения обещания можно проверить путем сравнения с другими местами Писаний.
1.Мы знаем, что обещание "не оставлю тебя и не покину тебя" распространяется на всех, так оно повторяется в различных ситуациях без каких-либо условий. Это обещание дается церкви в Евр. 13, 5, Израилю во Втор. 31,6 и израильскому начальнику в Нав. 1,5.9. Подобные обещания даются Иисусом его ученикам в Мф. 28, 20; Ин. 14,23 и Деян. 18, 10.
2.На первый взгляд кажется, что обещание, касающееся молитвы, данное в Мк. 11, 24, — всеобъемлюще: "все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам". Но это обещание ограничивается утверждением о молитве. Бог слышит наши просьбы, если мы просим согласно с его волей (1Ин. 5, 14). Он не исполнит просьб, направленных на удовлетворение исключительно собственных желаний (Иак. 4, 3). Если мы будем помнить об этих ограничениях, то избежим ложного благовестия здоровья и благополучия с его представлением, будто любое земное благословение будет нашим, стоит только о нем попросить.
|
А. Основы
VII. Песни и молитвы
1. Авторы Псалмов и других библейских молитв обращаются к Богу от первого лица. 211 Это
— личное обращение верующих к Богу. Но как могут слова человека, направленные Богу, стать Словом Бога, направленным нам? Как могут слова чьей-то веры помочь нам выразить свою?
2. Псалмы написаны в поэтической форме, они исполнены речевыми образами и фигурами, они эмоциональны, они говорят на языке сердца. Как сказал Лютер: "Жизненные штормы учат нас говорить убедительно, открывать наши сердца, изливая все, что таится в самой их глубине... Что еще может быть самым прекрасным в Псалтири, если не эти убедительные слова среди всевозможных бурь и ветров? Где можно найти более прекрасные выражения радости, чем в псалмах прославления и благодарения? Где можно найти более жалкие выражения грусти, чем в псалмах-стенаниях?" И в заключение Лютер говорит, что Псалтирь — это книга, в которой каждый святой может найти слова, подходящие лично для него.212 Таким образом, Псалмы обращаются к эмоциям верующего.
|
3. Псалмы формируют не только эмоции, но и чувствительность. Привычка размышлять о них формирует нашу чувствительность, и мы начинаем ценить чувства благодарности и
211 Просмотрев первые девяносто псалмов, я обнаружил, что от первого лица автор обращается к Богу больше, чем в семидесяти из них. В большинстве случаев местоимение первого лица употребляется в первом стихе. См. Paul Ricouer, "Toward a Hermeneutic of the Idea of Revelation," Harvard Theological Journal 70 (April 1977): 1-19.
212 Martin Luther, Word and Sacrament, vol. 1, ed. E. Theodore Bachmann, trans. Charles M. Jacobs, in
Luther's Works, 55 vols. (Philadelphia: Fortress, 1955-1986), 35:255-56.
хвалы, смирения и восхищения, праведности и справедливости, которые находим у псалмопевцев.213
4. Язык Псалмов широк и всеобъемлем. Их авторы повествуют о своих несчастьях или страданиях, причиненных врагами, но они не посвящают читателя в такие подробности как: "Жена моя умерла, спину мою ломит от боли, а враги утащили всех моих верблюдов". Отсутствие подробностей позволяет нам отождествить себя с псалмопевцами. Между нами нет пропасти, созданной перечислением конкретных проблем, и мы можем отождествить их беды с нашими.214