1. Книги мудрости опираются больше на учение о творении, чем на учение об искуплении. В отличие от посланий Павла, книги мудрости не основываются на истории искупления или на пророческом откровении. Это видно из самих слов, использованных в этой литературе. Вместо "Так говорит Господь", в ней говорится "Я видел...".
2. Склонность мудрости к расчетливости, определению цены и возможных последствий каждого действия сдерживается законом и самим Богом. Так, согласно Книге Притчей, с помощью подарков распахиваются закрытые двери (18, 16). И тем не менее, эта книга, следуя закону, не советует прибегать к взяткам и относится с презрением к тем, кто пользуется ими, извращая понятие справедливости (17,23. Ср. Исх. 23,8; Втор. 16,19). Таким образом, мудрость подчиняет себя мудрости Божьей и закону завета. По словам Дерека Киднера: "Чтобы быть истинно добропорядочным человеком, необходимо быть мудрым", но для того, чтобы быть истинно мудрым, необходимо быть благочестивым согласно определению благочестия Богом.204
3. Мудрость более утонченна, чем закон. Закон не в состоянии охватить все, некоторые нюансы человеческого характера и суждения "достаточно малы для того, чтобы просочиться сквозь переплетения закона", но все же они много значат в отношениях между людьми. Именно такими тонкостями и занимается мудрость.205
Е. Мудрость в контексте богословия
1. Мудрость обращена к тем, кто любит жизнь и уповает на добрые дни (Пс. 33, 13-15; 1Пет. 3, 10-12), но она не станет советовать, как найти счастье любой ценой. Она постоянно убеждает, что страх Господень — начало мудрости (Притч. 1, 7; 9, 10; 15, 33; Иов 28, 28; Пс. 110, 10). Мудрые поступают праведно, зная, что порочность влечет за собой наказание (Притч. 26, 27). Более того, им известно, что Бог воздает за благие дела и наказывает беззаконие, что он приносит мир и бедствия (Притч. 5, 21-23; 15, 29; 16, 6-7; Иов 9, 22-24).206
|
2. Бог мудр и дарует мудрость своему народу, когда он просит о ней (3Цар. 3,9; Иак. 1,5). Но утверждение, что мудрость можно просить, может ввести в заблуждение. О чем-то мы можем только лишь молиться, а о чем-то — к примеру, о хлебе насущном — мы должны и молиться, и трудиться. Мудрость относится ко второй категории: нам надо и возносить прошения, и прислушиваться к голосу мудрых (Притч. 8), присматриваясь к жизни вокруг нас. Мудрец демонстрирует свою мудрость доброй жизнью (Иак. 3, 13), поэтому проницательный человек будет наблюдать за жизнью мудрых и запоминать, также как он будет наблюдать и за жизнью глупых, делая соответствующие выводы (Притч. 5,1-14; 6, 6- 11).
Ж. Польза мудрости
Наблюдая за жизнью вокруг вас и изучая Писания, стремитесь к прекрасной жизни, красота которой определяется мудростью. Примите на вооружение мысли мудрого. Не упускайте возможности наблюдать и слушать. Учитесь у мудрых, будь они мастера в своем деле, ваши равные или новички. Пусть они учат вас и словом, и делом, чтобы и вы могли сказать: "Я видел..."
204 Kidner, Proverbs, 31-32,13-14.
205 Там же, стр. 13.
206 Roland Murphy, Wisdom Literature and Psalms (Nashville: Abingdon, 1983), 31-32.
А. Основы
VI. Обещания207
1. Определение: Божественное обещание — это утверждение, в котором Бог обязуется сделать что-то (или не делать чего-то) в будущем. Обещания направляют наши действия, объясняя, какие поступки одобряются и поощряются Богом, а какие поступки ему неугодны и заслуживают наказания.208
|
2. Чтобы правильно применять обещания, необходимо научиться их распознавать и понимать, применимы ли они вообще.
Притчи не являются обещаниями, это общие жизненные утверждения. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Притч. 22, 6) — это пословица, общее правило, а не абсолютное обещание, что у всех верных родителей будут хорошие дети.
• Большое число обещаний в Новом Завете относятся только к христианам. Возьмите, к примеру, обещание, что ничто не отлучит нас от любви Христовой (Рим. 8, 35-39), или обещание, что Бог завершит в нас доброе дело, начатое им самим (Флп. 1, 6).
• Некоторые утверждения, хотя формально не являются обещаниями, несут в себе смысл обещаний. После того, как Петр исповедал свою веру, Иисус говорит ему: "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16, 18). Это утверждение — богословское провозглашение, действующее в качестве обещания, что даже если отдельные церкви и могут быть уничтожены, церковь Христа не умрет никогда.