Остановимся опять. Разберемся. Получается, что вся наша «ясность» с Иисусом только кажущаяся. А на самом деле возникают вопросы. И все вопросы связаны с тем, что при чтении сердцем (когда читаешь, чтобы найти Бога) жизнь Иисуса лишает покоя. Как она лишала покоя Его современников, так лишает и иве. И ставит эта жизнь нас перед выбором: или колея, или духовное паломничество; или унылое существование, или Голгофа; или всю жизнь втихаря лелеять вялотекущую ненависть к брату, или умолять Бога о даре прощения, чтобы перестать ненавидеть и начать любить.
Конечно, выбор может быть не столь радикальным. Я могу выбирать между приглашением Отца почитать Его Слово и побуждением плоти посмотреть кинофильм, между приглашением Отца высказать все, чем полно мое сердце, Ему в молитве и побуждением плоти, к примеру, поспать. Но выбор мой будет не менее значимым. Потому что даже в этих «мелочах» я выбираю маршрут, определяющий мою жизнь.
И все же, если я выберу следовать за Ним, мне надо знать, что меня ждет. Попытаемся представить последствия такого выбора. Взорвется гладкая, «причесанная», предсказуемая жизнь. В распахнутые окна сердца ворвется свежий ветер Духа, сметая аккуратные стопочки запланированных дел. Удобный и приятный образ самого себя будет разбит на маленькие кусочки. Все смешается, спутается, сломается. И может случиться так, что ты, как однажды пророк Иеремия, возопишь о Боге: «Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет» (Плач Иер. 3:2).
Кто Ты, Господи?
И вот тогда из твоего сердца вырвется неожиданный и странный вопрос: «Кто Ты, Господи?» И когда ты спросишь: «Кто Ты, Господи?», ты станешь способным узнавать не Бога, о Котором тебе рассказывали родители, пастор, братья и сестры. Ты просто станешь готовым к встрече с твоим Богом, с живым Богом. Ты сможешь сказать так, как однажды сказали самаритяне: «Уже не твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42). Ты станешь способным расслышать, что же на самом деле говорят эти первые шесть слов Евангелия от Марка об Иисусе.
|
«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия...» Кто Он, Иисус Христос, Сын Божий? Ведь эти имена по-человечески упрощенно, лишь чуть-чуть приоткрывают занавес, скрывающий непостижимое величие и глубину личности Богочеловека. Но имена указывают на маршрут Его жизни.
Хотя сами по себе они могут сказать немного. Имя «Иисус» (Яхве есть спасение) в то время было достаточно распространенным. Титул Христос (по-еврейски — Мессия) — тоже весьма неоднозначен: евреи в I веке нашей эры понимали это имя не так, как понимал его Иисус. «Сын Божий» — имя, которым в Библии могли быть названы ангелы, Израиль и царь. Поэтому можно даже сказать, что эти имена вызывают больше вопросов, чем дают ответов.
Только в контексте жизни Иисуса Его имена начинают звучать по-новому, приобретают живое, свежее толкование. Ведь вся Его жизнь была Евангелием. И благодаря этому Его имена наполняются евангельским светом.
Имя «Иисус» — Яхве есть спасение не от врага, а от греха. Христос (Мессия) дает спасение, не сокрушая других, а позволяя, чтобы Его сокрушили. Мессия побеждает не «воинством, не силою», а невероятной беспомощностью, потрясающей кротостью и глубоким смирением. Побеждает на Голгофе.
|
«Сын Божий» — указывает на особую близость к Вседержителю, но эта близость выражается в совершенном послушании, вплоть до «смерти, и смерти крестной».
Вот почему сатана постоянно искушал Иисуса избрать такой маршрут жизни, который соответствовал бы общепринятому, понятному и приятному для других истолкованию Его имен. Другими словами, он хотел, чтобы Иисус тоже оказался в колее. Вспомним: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3); «Если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мф. 4:6); «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40); «Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15:32). Но такое толкование не было Божьим, и такая жизнь не была бы Евангелием.
—Кто Ты, Господи?
—Иисус Христос, Сын Божий.
—Каков маршрут Твоей жизни?
—Он — в Моих именах. Его суть — жертвенная Любовь.
А у меня сегодня очередной скандал с женой, неожиданные неприятности на работе, болит голова, дети выбились из-под контроля, и я от бессилия чувствую себя ничтожеством... Что мне делать, Господи, каков маршрут моей жизни, и вообще, кто я?
Кто я, Господи?
И вот, как эхо вопроса «Кто Ты, Господи?», в суете и безумии нашей жизни, которой мы отчаянно стараемся придать смысл и значимость, рождается второй, не менее важный вопрос: «Кто я, Господи?»
«Кто Ты, Господи?» и «Кто я, Господи?» — два самых великих и самых трудных вопроса, которые будут сопровождать нас, если мы выберем следование за Иисусом. Этими вопросами Отец предохраняет нас от постоянного стремления соскользнуть в привычную колею. Ведь когда из-под ног уходит почва и мы теряем привычного, удобного Бога, с Которым «все ясно», есть шанс, что мы встретимся с Богом живым. Когда из-под ног уходит почва и мы теряем привычный и удобный образ самих себя, теряем смысл и перспективу жизни, не зная, что делать и куда идти дальше, есть шанс, что наша личность станет другой: мы откажемся от привычных и удобных истолкований своего имени, своего призвания и примем истолкование Божье и призвание Божье. Только нужно избрать следование по Его маршруту, а не наблюдать со стороны.
|
Мечта Отца
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия...» — это не просто красивое начало евангельского повествования. Это — радикальный вызов, Божье предложение сотворить в моей жизни новое начало, наполнить ее неповторимым смыслом и высшим истолкованием. Оно отличается от того истолкования, которое для меня приготовил мир. Оно противостоит тому истолкованию, которое замыслил для меня сатана. Оно даже отличается от того истолкования, которое я придумал для себя сам. Ведь все эти истолкования — колея...
Цель Божьего истолкования, Божьей мечты — сотворить из моей жизни Евангелие, т.е. Благую весть для всех, кто соприкасается со мной. Сотворить мое имя вечным. Полноту истолкования этого имени мы узнаем только в Царствии Божьем: «Побеждающему дам... новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17); «и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего... имя Мое новое» (Откр. 3:12).
Просто надо смириться с Божьим маршрутом для моей жизни. Тот, кто творит свою жизнь по Евангелию: прощая тех, кого прощать невыносимо; милуя тех, кого миловать — тяжкий труд; молясь о врагах; жизнь отдавая за недостойных и неблагодарных, по-настоящему становится че-ло-ве-ком. Личностью. Он уже не в колее. Он делает себе имя. Такое имя неподвластно времени, потому что оно вечно («в вечной памяти будет праведник» [Пс. 111:6]).
А теперь - главное
Моя дочь, Анечка, смотрит на кувшин-фильтр для воды.
— Анечка, что ты делаешь?
— Фильтрую воду...
Да разве же она воду фильтрует?! Ребенку интересно, он чувствует свою причастность к процессу, который пока для него непонятен, но увлекателен. И эта сопричастность наполняет его жизнь радостью.
Я иду по маршруту, который указал мне Отец.
— Сынок, что ты делаешь?
— Творю свою личность, чтобы стать че-ло-ве-ком...
Да разве я творю свою личность?! Я, как ребенок, — только сопричастен. А творит — Отец. Ведь это Он «не дремлет и не спит» (Пс. 120:4), созидая меня, освобождая меня, спасая от колеи и научая следовать за Ним. А я — рядом. Наблюдаю. Сопричастен. Но уже сопричастность к тому, что делает со мной Он, наполняет мою жизнь радостью и смыслом, свободой и любовью. Потому что не я, не я делаю самое важное дело своей жизни, а Его любовь, Его любовь творит. И только так, только поэтому моя жизнь — не в колее.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПУСТЫНИ
Просто пустыня. Странная пустыня и пустынные места Марка. История пустыни. Сущность пустыни. Эмоциональное переживание пустыни. Темная ночь души. Темная ночь души Иеремии. Иисус в пустыне. Как выжить в пустыне? Смысл и итоги пустыни.
«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк. 1:12,13).
Что мы знаем о пустыне? О пустыне может рассказать лишь тот, кто там был не просто на экскурсии. Только тот, кто пережил пустыню, знает о ней не понаслышке. И дело тут не только и не столько в знании того, какими бывают пустынные местности на нашей планете. Ведь пустыня не только географическое пространство. И нам не ощутить всего величия и всей глубины слов Марка, если не попытаться понять их контекст. Но начнем мы просто с пустыни.
Просто пустыня
Говорят, что весной пустыня может быть удивительно прекрасной. Совсем короткий промежуток времени все, что может цвести в пустыне, цветет. Все, что может благоухать, благоухает. Богатство запахов, красок впечатляет тех, кто бывал в пустыне весной. В эту пору нет ничего привлекательнее пустыни. Но все-таки люди не стремятся жить в пустыне. Ведь хорошо там очень короткое время. А потом начинает палить солнце, сжигая всю пустынную красоту. Иногда дует сильный знойный ветер, поднимая тучи песка, который проникает всюду и забивает собой все: одежду, рот, глаза. Невозможно дышать. Укрытие или хотя бы тень найти достаточно трудно. А когда наконец-то приходит ночь, может быть даже очень холодно. И вой шакалов... Но не только по этим причинам в пустынях живет так мало людей. В пустыне всегда одиноко. Человека просто подавляют большие безлюдные пространства, угнетает отсутствие воды и привычной пищи.
Я в пустыне не бывал, но рассказы друзей, знающих среднеазиатские пустыни, впечатляют настолько, что мне туда вовсе не хочется. А если и хочется, то только весной...