Темная ночь души Иеремии




Меня не оставляет равнодушным судьба пророка Иеремии. Тяжелая судьба. Иеремия – Божий пророк, который знал Бога как никто другой, который выдержал и выстрадал очень много, который 25 лет проповедовал народу, не желавшему его слышать, издевающемуся над ним и всячески пытавшемуся запретить ему говорить. И вот этот пророк после того, как Иерусалим пал, пишет потрясающую по глубине скорби книгу — Плач Иеремии. Обратите внимание, как в этой книге Иеремия пишет о Боге: «Я — человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет» (Плач Иер. 3:1,2).

Странный Бог, не правда ли? Бог, Который сказал, что любит меня, ведет меня в пустыню, «во тьму, а не во свет».

Когда я сегодня слышу слова: «Придите к Иисусу — и все ваши проблемы решатся!», это правда, но это только часть правды. Потому что, когда ты начинаешь идти по жизненному пути с Богом, ты можешь оказаться не только в свете, но и во тьме, можешь погрузиться в глубины скорби.

Вот еще несколько слов, которыми Иеремия описывает свое переживание: «И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою» (Плач Иер. 3:8). Кто задерживал? Бог задерживал. И еще: «Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью... И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии. И сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа» (Плач Иер. 3:15, 17, 18). Вот таким может открыться нам Бог, когда мы оказываемся в духовной пустыне, переживаем темную ночь души.

Иисус в пустыне

Вот теперь мы чуть больше можем понять, что значила пустыня для Иисуса. Итак, мы знаем, что Дух Божий повел Иисуса в пустыню. Из Евангелия от Марка знаем также, что в пустыне Иисус был 40 дней искушаем сатаной, что его окружали звери и что ангелы служили Ему.

Не всегда христиане понимают, что значит, когда сатана приступает к человеку с искушениями. Довольно часто мне приходном слышать рассказы людей о том, как они ночью цепенеют от вдруг охватывающего их ужаса. Этот ужас сковывает их, они не могут пошевелиться и даже язык немеет настолько, что невозможно прошептать слова молитвы. Человек просто деревенеет от страха. Те, кто это пережил, говорят, что они чувствуют в комнате чье-то ужасающее присутствие и им невероятно страшно.

Когда мы читаем, что в пустыне Иисуса искушал дьявол, то должны понимать, что эти искушения не были милыми интеллектуальными беседами. Человеческая природа Христа реагировала на эти искушения так же, как и человеческая природа других людей. Это был ужасающий, изнурительный и потрясающий до основания опыт.

Вот почему, когда Христос оказался в пустыне, Он 40 дней постился. Чтобы выдержать такое демоническое присутствие, нужна была особая близость к Отцу. Кроме того, Марк пишет, что Его окружали звери, и это были не домашние мурлыкающие кошки.

Матфей помогает нам узнать о пребывании Иисуса в пустыне чуть больше. Он пишет, что дьявол искушал Иисуса, указывая Ему на конкретный факт: Он не только в пустыне, не только один со зверями и дьяволом, не только испытывает голод и жажду, но и лишен любви Отца. Ведь если Он — Сын Божий, возлюбленный, то у Него должно быть все по-другому. Закономерен дьявольский вопрос, начинающийся словами: «Если Ты Сын Божий...» (Мф. 4:3). Подумайте, какая издевка заключена в этом обращении! Сорок дней назад Отец сказал, что Иисус — возлюбленный Сын. А сейчас дьявол, по сути, спрашивает: «Ты — Сын? Если да, то почему вокруг Тебя, изнемогшего от голода, не хлеб, а камни?»

Поэтому, когда меня окружают, образно говоря, камни, т.е. многочисленные неразрешимые проблемы, с которыми я сталкиваюсь на своем духовном пути, у меня возникает закономерный вопрос: может быть, слова о том, что я — любимый сын или любимая дочь Отца, были иллюзией? Может быть, это просто наваждение, мне показалось, что Бог назвал меня Своим сыном (или дочерью)? Разве любящие родители поступают так со своими детьми? Разве любящие могут допустить, чтобы у меня было всё так плохо? И, конечно же, когда Отец молчит, а кругом пустыня, то очень хочется начать действовать самому. И многие начинают действовать. Очень часто на беду себе...

Как выжить в пустыне?

Как же вести себя в пустыне, чтобы ее пройти? Во-первых, целиком вверять себя Отцу. Мог ли Иисус сотворить из камней хлеб? Конечно же! Он мог и из сатаны сотворить «булку хлеба». Иисус Христос — Творец всего, все было в Его власти и тогда, когда Он был в пустыне, испытывал невыносимый голод (если у вас есть возможность, почитайте свидетельства тех, кто голодал 40 дней). Но как раз вопрос состоял не в том, может он сотворить хлеб из камней или нет. Вопрос состоял в том, следует ли Ему в этой ситуации довериться Отцу.

В книге «Желание веков» в главе «Искушение» есть потрясающая фраза о том, что давало Иисусу силы противостоять попыткам сатаны посеять в Его сердце сомнение в любви Отца: «Помня о Гласе с небес, Иисус покоился в любви Своего Отца». Сын Божий не поддается искушению потому, что знает, помнит, уверен в любви Отца. А если так, то, значит, и пустыня — по любви Отца. И не надо пытаться действовать Самому. Надо продолжать доверять любящему Отцу, Который Сам выведет из пустыни, когда придет время. Вот так слово Отца, сказанное 40 дней назад, дает Сыну силу, покой, мужество и способность доверять в момент сатанинского искушения.

Когда обрушиваются на тебя проблемы, горе, так трудно понимать и верить, что ты любимый сын и тебе нужно смириться и ждать, когда Господь явит Свое спасение. Моя семья это очень хорошо знает. Моя жена особенно...

Шесть лет назад у нас родился сын. Перед родами я со старшими дочерьми привез жену в роддом, мы помолились вместе, и ее приняли врачи. Но по их ошибке после родов наш абсолютно здоровый до этого ребенок стал инвалидом. В те первые дни, когда его жизнь висела на волоске, мы мучительно и страшно переживали. Мою жену раздавливало страшное бремя вопросов, непонимания и скорби. И вот в какой-то момент, еще будучи там, в роддоме, она вверила всю свою боль и ужас Отцу. Она сказала Отцу, что если Он допустил, чтобы с нашим ребенком такое случилось, то и будущее нашего Сашечки, и будущее всей нашей семьи в Его руках. Она буквально сразу же испытала облегчение, покой и уверенность. Потому что позволила действовать Отцу так, как Он считает нужным, доверилась Его любви. И, хотя до сих пор нам бывает очень трудно с нашим сыном-инвалидом, мы знаем и видим — наш ребенок и наша семья находятся в любящих руках Отца.

В книге пророка Исаии есть слова, с которыми он обращается к израильтянам, когда им было очень трудно: «Сила их — сидеть спокойно» (30:7). Когда нам бывает очень трудно, сила наша — не в бурной деятельности, а в том, чтобы сидеть спокойно, ожидая избавления Господня.

Но если рушится все вокруг, как же сидеть спокойно? Очень давно я читал интересную книгу «Я нашел путь». В одной из глав автор описывает историю из своей жизни. Однажды он и его отец фермер попали в степной пожар. Вы можете представить себе, что это такое: со скоростью ветра стена огня идет по степи, уничтожая все, что встречается на ее пути. Отец пропахал плугом круг и повелел сыну: «Как бы тебе страшно ни было, будь в круге. Ни за что не покидай этот круг». И этот человек, который был тогда совсем мальчиком, описывает тот ужас, который пережил. На него надвигалась стена огня, и весь его маленький жизненный опыт подсказывал ему, что нужно все бросить и бежать. Но его удерживали доверие отцу и его слова: «Сиди в круге». Тогда он не понимал, почему он должен был сидеть, а не бежать, и только спустя годы понял, что, если бы он побежал, огонь бы обязательно его догнал и уничтожил. Но он был в круге. Да, там было очень страшно. Однако огонь не мог перейти через пропаханной участок земли. Он обошел этот круг и пошел дальше. Так мальчик остался жив.

Как важно оставаться верным слову Отца, когда почва уходит из-под ног, когда бездействие Бога тебе не понятно и когда обстоятельства измучили тебя настолько, что нет никаких сил сидеть спокойно, и кажется, что нужно что-то предпринимать, действовать. Нужно научиться оставаться верным исполненному любви слову Отца, хотя наш разум будет говорить, что это полнейшее безумие.

Этот важный опыт Божьей любви нельзя забывать, нужно жить с ним постоянно: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102:1). Как только забываешь благодеяния Господни, как только перестаешь жить любовью Отца, любая надвигающаяся на тебя «стена огня», любая пустыня, любая темная ночь души, любой голод вынудят тебя проявить недоверие Богу и действовать самостоятельно.

А теперь возвратимся к тому опыту, который пережил пророк Иеремия. Описывая свое пребывание в пустыне, пророк Божий в то же время представляет нам очень важную и глубокую модель поведения в пустыне. Я не думаю, что сделал он это сознательно. Может быть, он вообще не думал о каких бы там ни было моделях. По крайней мере, его слова могут помочь нам осознать некоторые очень серьезные вещи. Прочтем их: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач Иер. 3:25, 26). В этих словах мы можем увидеть три уровня темной ночи души, три уровня пустыни и три модели реакции человека на эти уровни.

Итак, уровень первый и модель первая. Бывают ситуации, когда ты теряешь Бога, но надежда не покидает сердце. К примеру, сегодня на сердце почему-то плохо, все не ладится, неприятности в семье и на работе, но ты живешь верой, что Господь рядом, что, несмотря ни на что, Он тебя не оставил. И ты уверен, что, возможно, завтра все будет по-другому, лучше, Отец вмешается и явит Свою победу и исцеляющую силу и в твоих проблемах. Только продолжай надеяться на Него! Когда приходит беда, не теряй надежду на Бога, Который слышит, любит нас и заботится о нас! Благ Господь к надеющимся на Него...

Красивые слова, не так ли? Но не всегда легко надеяться. Поэтому дальше Иеремия говорит: «Благ Господь к душе, ищущей Его». Бывают ситуации, когда ты теряешь Господа, но ты Его ищешь. Иеремия говорит: «Благ Господь к ищущим Его». И хотя в реальности Бога в своей жизни ты не ощущаешь, ты продолжаешь молиться, читать Слово, ходить на богослужения, служить, в общем — продолжаешь бороться. Хотя Бога в твоей жизни как будто бы и нет...

Но иногда случается так, что ты не только надеяться больше не можешь, но и искать уже устал. И вот мы читаем у Иеремии: «Благо душе человеческой, терпеливо ожидающей спасения человеческого от Господа». Это крайняя точка. Это дно. Ты надеяться не можешь, уже не читаешь Библию, не молишься, не ищешь. Ты уже, может быть, через раз приходишь в церковь, а может быть, и не приходишь, и тебе кажется, что уже все бесполезно, бессмысленно. Так вот, в эти моменты очень важно, даже если ты ничего не можешь, терпеливо ожидать спасения от Господа.

Именно в этой точке (я ее называю «точкой отчаяния») многие люди ломаются. В этой точке искушение сатаны — самое сильное. Он нашептывает: «Ну, давай, делай что-нибудь такое, что даст облегчение твоей боли!» В этой точке отчаяния, когда кажется, что уже все кончено и Бог оставил человека навсегда, некоторые вспоминают о том, как легко было до прихода в церковь. К примеру, христианин вспоминает, как легко и весело ему жилось, когда он пил (плохое из прошлой жизни, конечно же, в такие моменты не вспоминается). И приходит мыслишка: «Ну, может, пойти и напиться, что ли? Чтобы хоть чуть-чуть на душе легче стало».

Кто-то в этой «точке отчаяния» попадает в порнозависимость. Кто-то просто бессмысленно скользит по разным интернет-сайтам, чтобы забыться. Есть даже такой неологизм, который появился в 2009 году, — «осетенеть», т.е. быть полностью захваченным всемирной сетью, Интернетом. Кто-то в эти моменты увлекается телевизором (телевизор, кстати, является лучшим утюгом для извилин). Другие решают эту проблему ссорой с ближними: поругаешься — и легче станет, хоть какое-то развлечение...

Каждый решает проблему пребывания в «точке отчаяния» по-своему, а Иеремия говорит, что в этот момент надо опустить руки и просто ждать. Даже в эти минуты, когда ты отчаялся и когда кажется, что все бесполезно, ты знаешь, что есть вещи, которые делать не нужно, делая которые, ты будешь лишь усугублять ситуацию.

Помните историю, случившуюся с царем Саулом? Это была по-настоящему отчаянная ситуация. Филистимляне идут, а Самуил, который должен был принести жертвоприношения перед сражением, не приходит. И что делает Саул в этой отчаянной ситуации? Он начинает приносить жертвы, не дожидаясь прихода Самуила (1 Цар. 13:6-15). Это было первое проявление недоверия Саула, за которым потянулся целый шлейф неудач, приведших жизнь Саула к краху.

Бывают крайне отчаянные ситуации. Но, как бы ни было трудно, нельзя делать то, что делать нельзя. Потому что ты не только не улучшишь ситуацию, но станет еще хуже. Вот почему Иеремия говорит: «Благо душе человека, терпеливо ожидающего спасения от Господа».

Урок, который мы получаем в пустыне, — урок терпения. Это важнейший урок. В Послании Иакова о терпении написано так: «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).

Я же, к примеру, лучше прочитаю тысячу книг о духовном росте, чем переживу один урок терпения. Потому что уроки терпения всегда крайне нелегки. Я их проходил уже не раз. Видимо, потому, что ученик я никудышный... Поделюсь с вами рассказом об одном из них, самом трудном.

Я уже писал, что мой младший сын — инвалид. Когда мы привезли его из больницы домой, то первые два года он очень плохо засыпал. Мы купили батут и мячик с рожками — дети на таких обычно прыгают, держась за эти рожки. Убаюкивание нашего сына выглядело примерно так: жена сидела на этом мяче, который находился на батуте, и в полуспящем состоянии пыталась усыпить сына. Это могло продолжаться до двух, трех или четырех часов ночи.

Но иногда я видел, что моя жена, Аллочка, предельно устала, и тогда я брал своего сына и пытался его укачать. Когда я его укачивал, наступал момент, когда вроде бы он уже заснул. Я крайне осторожно пытался положить его в кроватку. Я почти что не дышал... Но как только его тело прикасалось к постели, он сразу же просыпался. И вот я опять его укачиваю. Никакого результата. Не спит. Я взываю к Богу с молитвой: «Господи, ну Ты же видишь, как я устал! Ну что, Тебе тяжело его усыпить?! Ну Ты же говоришь и Своем Слове, что слышишь всякую молитву. Ты — Отец, Ты понимаешь, как я хочу спать. Уже два часа ночи, а мне утром студентам лекции читать...»

Кажется, Господь услышал. Сашечка мой уснул. У меня на руках. Но как только я его попытался положить в кроватку, снова проснулся. И вот тогда я уже начинаю гневаться. Неужели Бог не слышит и не понимает, как мне трудно?!

Конечно, нормальные пасторы не гневаются, но я, видимо, не из нормальных. У меня были периоды, когда я, гневаясь, доходил до скрежета зубовного. Я не знал, что делать с этим ребенком, потому что уже три часа ночи, а он не спит. Я не знал, что делать с этим Богом, Который тебя не слышит. Но наступает момент, и я благодарю Господа за эту школу, когда я внутренне опускал руки и говорил: «Господи, я не знаю, почему так, не понимаю Тебя, но если Ты считаешь, что так нужно, то пусть, Господи, будет так». Я переставал гневаться, переставал пытаться заставить моего Отца сделать так, как я хочу. Смирялся и говорил: «Буду качать до утра, что же делать? Пусть будет так, как хочет Бог».

Таких ночей у меня было много. Я их никогда не забуду. И не только потому, что мне было очень трудно. Спустя время я увидел, как эти ночные уроки терпения стали срабатывать совершенно в других сферах моей жизни. По природе я — нетерпеливый человек. А тут в самых разных острых жизненных ситуациях у меня стало проявляться несвойственное мне ранее терпение. Иеремия говорит: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа». Иногда, не понимая Господа и причин обстоятельств, надо просто терпеливо пройти этот отрезок пути. Не пытаться что-то менять, не грешить, не роптать, не бунтовать, а просто пройти. Потому что именно в «точке отчаяния», когда мы принимаем все так, как есть, Господь страданием «выжигает» в сердцах наших все, бесславящее Его имя: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» (Ис. 48:10,11).

Смысл и итоги пустыни

Дети Божьи оказываются в пустыне не случайно и не зря — что-то с сердцем должно произойти, чего-то Господь ожидает от каждого из нас именно в те моменты, когда пусто вокруг, когда уныло и тягостно. Что-то Он хочет нам открыть. И я думаю, что в первую очередь Себя как Бога пустыни. Те люди, которые встретят Бога не удовольствия, не ярких чувств, а Бога пустыни, откроют для себя нечто важное.

В Божьем Слове есть замечательные слова о Боге пустыни: «Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева» (Пс. 113:7). А в следующем стихе идет характеристика этого Бога: «Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» (ст. 8). Это тот Бог, о Котором говорит пророк Исаия: «Ибо пробьются воды в пустыне и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод» (Ис. 35:6, 7). Бог пустыни — это тот Бог, Который может высечь воду из камня, когда кажется, что ни одно слово, ни одно пение, ни одна молитва не сможет пробудить каменное сердце твоего ближнего. Бог пустыни способен напоить водой из камня и сделать на месте пустыни озеро. Когда я вижу свое каменное и пустое сердце, я вспоминаю, что есть Бог, Который однажды очень легко, по Слову Своему, через Моисея, из скалы, из камня извлек воду.

В пустыне дети Божии учатся вере, которая не подтверждается, не подкрепляется ничем. Ибо ни один даже малейший элемент пустыни не свидетельствует о силе Божьей. Кажется, что пустыня — это то место, где Бог не действует. Оставленное, проклятое Богом место. Кажется, что в таких местах животворящая сила Божья не может явить себя. Но именно там Бог действует. Он действует в тех, кто через многие скорби смиряется и склоняется перед Богом, сильным, способным сотворить из камня воду.

Люди, проходящие через пустыню, доверяющие Слову, терпеливо переносящие все тяготы, открывают для себя неповторимого Бога, о Котором не прочитаешь в книгах, о Котором не услышишь в проповедях. В пустыне человек открывает своего Бога, не книжного, а Бога своей жизни. Только в пустыне Отец по-настоящему становится нашим Отцом.

Сегодня мир мается от пустоты. Гоголь в XIX веке очень хорошо понимал, что происходит с душами людей. Он понимал, какие страшные процессы происходят там, глубоко в сердце. Он понимал, что человек будет на все способен, на все пойдет, лишь бы избавиться от тоски и пустоты в своем сердце, от гнетущего чувства одиночества.

Люди мира сего, по сути, пребывая в пустыне, отчаянно пытаются из нее убежать. Потому что в пустыне своего сердца нужно решать, с Богом ты или с демоном. Кто в сердце твоем победит: сатана или Господь? Люди мира сего бегут из своей пустыни. Но убежать не могут. Только создают иллюзию бегства, иллюзию оазиса роскошью, удовольствиями, насилием и развратом.

Бог, наоборот, ведет Свой народ в пустыню. Потому что там Он не только открывается нам как Бог пустыни, не только учит мерить, но и на новом уровне являет нам Свою неизреченную любовь. Он ведет нас не для того, чтобы сделать нам больно, но чтобы наш христианский опыт стал по настоящему жизненным опытом. Не надо бояться пустыни, потому что все равно вы в нее попадете. Это своего рода «Благая весть» — через пустыню, темную ночь души пройдут все, кто решил «следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4). Если вы приняли это решение и сделали этот шаг в крещении, вошли в воду и сказали Господу, что готовы умирать, чтобы по-настоящему воскреснуть, то вы будете в пустыне. И в пустыне, когда вокруг все плохо, непонятно, страшно и ужасно, в такой пустыне как раз является любовь Божья. Пройдете пустыню, поймете.

В детстве я очень часто болел. В те годы была (может, и сейчас есть) такая садистская, с моей детской точки зрения, медицинская процедура — закутывание в расплавленный парафин. Вы, вероятно, знаете, что не надо большой температуры, чтобы растопить парафин. Мама наливала расплавленный парафин на пленку и заворачивала в эту пленку меня. В тот момент для меня не было злейшего человека на свете, чем моя мама. Я помню детство и помню, что я думал: «Ну как можно! И еще говорит, что любит. А взяла и закутала в парафин! Это что, любовь?» Бог может и вашу жизнь «погрузить в парафин», и вы будете кричать: «Вот это, по-Твоему, любовь?!» И, может быть, понадобится много времени, прежде чем мы поймем, что и это тоже любовь.

Прошло время, прошли годы, и я понял, что меня надо было спасать. Многие антибиотики на меня уже не действовали. Просто их дали мне столько, что организм к ним привык. И в расплавленном парафине выражалась мамина любовь. Так же, как она проявляется в расплавленных песках пустыни...

У каждого из нас прямо сейчас может быть совершенно разное состояние сердца. Кому-то до пустыни еще далеко. А кто-то уже ее прошел. А кто-то как раз именно там. Духовный опыт у каждого из нас очень разный. Но есть пустыня, которую пережил однажды Христос и через которую проходим мы все. Это были не 40 дней буквальной пустыни. Это была пустыня на горе Голгофе. Там, в Своем возгласе и в крике к Богу, Христос выразил состояние всего человечества: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Вот это была пустыня. Ни одной привлекающей человеческое внимание краски. Ничего красивого, услаждающего слух там не было. Грубый деревянный крест, истерзанный плетьми Иисус, оплеванный и униженный. Но именно в этом вопле Христа было торжество победы. Именно в этом вопле и благодаря этому воплю из каменных сердец потекла вода жизни.

«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Так пусто и страшно все вокруг. И в этом переживании Христа, казалось, выразилось Его полное поражение. Но нет, именно там Христос одержал победу. Именно там проявила себя красота Божьей любви. И слава Божья была проявлена именно на Голгофе. Бог и сегодня побеждает Голгофой. Бог и сегодня исполняет Свое обетование сделать из пустыни цветущий сад благодаря тому, что была Голгофа.

Люди пустыни знают Бога пустыни. И это знание у них появляется не только в результате непростого жизненного опыта. Оно появляется в первую очередь потому, что они открывают Бога пустыни в распятом на кресте Сыне Божьем. Потому что не было большей пустыни, чем Голгофа.

Исаия пишет о людях пустыни так: «И не жаждут они в пустынях» (Ис. 48:21). Удивительные слова! Они в пустынях, но они там не испытывают жажды! Потому что Господь ведет их. Он источает им воду из камня, потому что они верят. Рассекает скалу — и льются воды, потому что они склонились и смирились перед Богом, сильным рассечь камень. Более того, люди пустыни «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод» (Ис. 49:10).

Люди пустыни научились взирать на Человека и Бога пустыни, на Иисуса Христа, Который ведет их к Ханаану. Это люди, для которых пустыня не является чем-то странным и необыкновенным, потому что они понимают, что через нее прошел Христос. Они понимают, что в пустыне достигается полная победа, потому что в пустыне подлинную победу достиг Христос. Ведь Его победное слово «совершилось!» было сказано на самом духовно пустынном холме — Голгофе.

Так устроена наша жизнь, что мы не знаем, что ждет нас завтра, не знаем, с каким настроением встанем завтра, не знаем, что завтра будет терзать наше сердце. И уже завтра мы можем с удивлением обнаружить, что проповедь, звучащая с кафедры, пение, прекрасное пение, не трогает наше сердце. И вдруг мы поймем, что в очередной раз Господь привел нас в пустыню, чтобы снова чему-то научить. Научить главному: дорожить хлебом и водой в пустыне, видеть великолепие красоты, великолепие полноты жизни и силы Божьей, явленной во Христе Иисусе, распятом на Голгофском кресте. Кто этому научится, не будет жаждать. Кто этому научится, будет и в камне находить воду, потому что знает и верит, что милующий Отец ведет его даже в пустыне.

Говорят, что весной пустыня удивительно прекрасна. Когда наступит весна вечности, это будет весна цветущих пустынь человеческих сердец. Они будут удивительно прекрасны, эти цветущие пустыни наших сердец! Вечно прекрасны. Потому что времени там уже не будет. Да и пустыни тоже. Потому что «излиется на нас Дух свыше, и пустыня... сделается садом» (Ис. 32:15).

И чтобы все так получилось, «немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк. 1:12,13).

ПРИЗВАНИЕ ДЛЯ ДРУЖБЫ

 

Читая евангельский отрывок. Что значит быть «другом Божьим». На чем держится подлинная дружба. Почему с Иисусом хотелось дружить. Начнем с первого и... с пустыни. Странный призыв и странный отклик. Попытаемся понять. А теперь - второй момент. Свидетельство близкой свободы. Не совсем удобный Иисус. Дружба и свобода. Вопросы, вопросы, вопросы... Два пути. Подумаем о неприятном. Еще одна история и легенда. Что для Иисуса было важнее всего. Призвание учеников. Божий призыв в нашей жизни.

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат» (Притч. 18:24).

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его» (Мк. 3:13-19). Долгие годы я мечтал о настоящей дружбе и искал настоящих друзей. Долгие годы я мечтал, искал, но мечты так и оставались мечтами, и, как мне казалось, друзей я так и не находил. И когда я перестал мечтать и перестал искать, вдруг вокруг меня стали появляться друзья, притом настоящие...

Теперь я понимаю, что у меня было искаженное представление о дружбе. И должны были пройти годы, прежде чем я стал понимать сущность и предназначение настоящей дружбы. Мечты и поиски помогали мало. Помогло преобразование мышления — Евангелием.

Как должна проявлять себя настоящая дружба? Как обрести друзей? И как самому стать настоящим другом? Евангелист Марк не дает нам прямого ответа на эти вопросы. Но, размышляя о жизни и служении Иисуса Христа так, как их описал Марк, мы можем найти ответы на эти вопросы.

Читая евангельский отрывок о призвании учеников, мы становимся причастными к событию невероятной важности:

группа, состоявшая из двенадцати довольно разных людей, собирается вместе для дружбы. У каждого из двенадцати появляется Друг. Друзей Иисуса Марк называет учениками. И это нас несколько дезориентирует. Слово «ученик» в нашем сознании неразрывно связано со школой. А в школе ученик связан с учителем чаще всего системой отчетов. И, конечно же, самое первое, что ожидает и что получает ученик от учителя, это оценка. Учитель учит и, уча, оценивает.

Но все было не так в отношениях Иисуса (Учителя) и Его апостолов (учеников), потому что в первую очередь они были друзьями.

Марк говорит об этом непрямо. Но уже даже то, как он описывает призвание учеников, подсказывает нам, что они были призваны для большего, чем учеба или выполнение какой-либо миссии. Итак, Марк в прочтенном нами отрывке отмечает ряд моментов, на которые стоило бы обратить внимание и нам.

Во-первых, ученики не становятся учениками по велению сердца или согласно мнению или решению окружающих. Они становятся учениками только тогда, когда их призывает Иисус, и определяющим в этом призвании является желание Иисуса («кого Сам хотел»). Во-вторых, Он призывает их, «чтобы они с Ним были». Далее Господь призывает их для того, «чтобы посылать их на проповедь». И последняя цель призыва — «чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». 

Кстати, Марк ничего не говорит о том, что они были призваны получать оценки...

С чего начинается настоящая дружба? Конечно же, в основе любой дружбы лежит желание дружить. Обратите внимание на причину, по которой двенадцать совершенно отличных друг от друга людей стали учениками Иисуса. Этой причиной является желание Иисуса и Его милостивый призыв. Других причин не было! Ни достоинства, ни способности, ни заслуги — ничто не предопределяло призыв Иисуса. Они были призваны к дружбе просто, так. Даром, по благодати. К слову, любая настоящая дружба рождается просто так.

Кроме того, Марк представляет нам три великие цели, ради которых ученики были призваны. Мне нравится тот порядок, в котором евангелист перечисляет эти цели: «чтобы с Ним были», «чтобы посылать их на проповедь», «чтобы они имели власть». Как видите, первой задачей призванных является пребывание с Ним. Потому что у настоящей дружбы всегда первой и самой главной целью является стремление быть рядом. Просто быть. А потом уже все остальное.

Не зря в Евангелии от Иоанна Иисус совершенно определенно называет Своих учеников друзьями (Ин. 15:14,15). Ведь отношения, которые Он строил с ними, были отношениями по-настоящему дружескими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: