Странная пустыня и пустынные места в Евангелии от Марка




Евангелист Марк представляет нам странную пустыню. Непривычную. И во многом неожиданную.

— Во-первых, это то место, куда Отец Духом ведет Иисуса после того, как Он заверил Сына в Своей неизменной любви. Вспомните записанные в Евангелии от Марка слова Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1:11). Обратите внимание, что происходит сразу же (Марк подчеркивает быстроту происходящего словом «немедленно»): «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню», к сатане и зверям (ст. 12,13). Странно, не правда ли? Если любящий отец говорит своему ребенку о том, как он его любит, то он же после этого не сталкивает его, к примеру, в озеро с ледяной водой...

Во-вторых, пустыня, пустынные места — это место молитвы, уединения и служения. В этой же первой главе Марк пишет о том, что Иисус «весьма рано» уходил в «пустынное место» для молитвы (ст. 35) и что когда Он не мог служить в городе, то «находился в местах пустынных» и люди «приходили к Нему» туда отовсюду (ст. 45). Не знаю, как вам, но мне хотелось бы молиться, уединяться и служить в местах более комфортных...

Ну и, в-третьих, пустыня, пустынные места — место для отдыха. Марк пишет, что, когда вдохновленные успехом ученики возвратились к Иисусу после своего первого миссионерского путешествия, Он повелел им отдохнуть в пустынном месте (6:31). Конечно, человеку нужно время и место, чтобы побыть одному. Пустынные места, может быть, для этого и хороши, но, согласитесь, многие из нас предпочли бы отдых на берегу моря. 

Все эти свидетельства евангелиста открывают для нас пустыню не просто как географическое пространство, но как образ, метафору, символ. Очевидно, что в пустыне происходят вещи невероятно важные для духовного возрастания личности. Там, в пустыне, между человеком и Богом происходит нечто очень значимое. И это «нечто» в отношениях Бога и человека имеет свою историю.

История пустыни

Вспомним некоторые библейские истории, связанные с пустыней.Вот Агарь убегает от госпожи своей Сарры (Быт.16:6-16). Куда она бежит? В пустыню. Но с кем у нее там состоялась встреча? С ангелом. В пустыне Агарь пережила духовный опыт, благодаря которому смогла вернуться обратно к Сарре, получила обетование в отношении своего сына и, самое главное, узнала по-другому Бога, назвав Его: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13).

Следующая история — это история Моисея. Вы знаете, где он проводит 40 лет своей жизни. Да, в пустыне. Согласитесь, 40 лет — это не два года, не четыре года, это долгие 40 лет! Полжизни. Представь себе: ты до сорока лет учишься, и эта учеба может преследовать самые разные цели, но никто не учится 40 лет для того, чтобы потом, с таким образованием, 40 лет пасти овец. Вероятно, Моисея можно сравнить с человеком, до 40 лет получившим образование в престижнейших университетах Америки, а потом уехавшим в Аравийскую пустыню пасти овец...

Однако пустыня была знаменательной в жизни Моисея не тем, что там он обрел навыки скотоводства, не тем, что он там женился и у него родились дети. Если бы только эти события произошли с Моисеем в пустыне, то его по праву можно было бы намыть величайшим неудачником. Но именно в пустыне Моисей встретил Бога, получил откровение Его Имени и пережил призвание к служению (Исх. 3; 4:1-23). И это было величайшей удачей его жизни. Хотя, мне кажется, что до встречи с Богом Моисей не считал пустыню достаточно удачным местом.

Пустыня была местом, где созидалась, зарождалась еврейская нация, Израиль как народ Божий. Моисей очень хорошо понимал, что во время 40-летнего странствия евреев происходит нечто большее, чем передвижение из одного места пустыни в другое, ежедневное вкушение манны и следование за столпом огненным и облачным. Во Втор. 8:2-5 записаны слова Моисея, которыми он пытается разъяснить израильскому народу смысл их пребывания в пустыне: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе [и это в пустыне происходило], что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».

Итак, прежде чем евреи войдут в Ханаан, им нужно было научиться двум очень важным вещам: смирению и тому, что не молоком и медом будет сыта их душа, что качество их жизни должно измеряться не чревом, а сердцем, наполненным Словом Божьим.

Именно в пустыне Израиль пережил потрясающий духовный опыт, который в конце книги Второзаконие Моисей описывал так: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так и Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:10-12). Это был опыт близости Отца в местности «печальной и дикой». И стоило пройти через пустыню, чтобы узнать, как может быть близок Господь.

Вспомните пророка Илию. Когда была одержана победа на горе Кармил, когда он расправился с пророками вааловыми, вероятно, ему казалось, что Господь вот-вот проявит Свою славу в Израиле и полностью освободит Свой народ от идолопоклонства. Но все получилось не так, как он думал. И вот, в пустыне, лежа под кустом, он просит себе смерти (3 Цар. 19:1-4). Кстати, у детей Божьих, особенно у тех, кто близок к Нему, бывают в жизни моменты, когда смерть кажется им более желанной, чем жизнь. В 11-й главе Книги Чисел повествуется о том, как смерти просил себе Моисей (11:10-15), Иов проклинает день, в который родился (Иов 3:2-12), день своего рождения проклинает и Иеремия (Иер. 20:14-18).

Итак, после того, как Господь весьма своеобразно ответил на просьбу Илии о смерти, накормив его печеной лепешкой и напоив водой, Он повелевает ему по пустыне идти к горе Хорив. Эта гора была местом, где Илия узнаёт Бога так, как он не знал Его раньше. Бог открывается ему не в огне, не в ветре, а в веянии тихого ветра. Такое откровение не только наполняет сердце человека новым знанием, но и преображает его. Вот почему мы можем думать, что Илия ушел после этой встречи совершенно другим, обновленным и преображенным. Для этого ему надо было пережить опыт пустыни.

Сущность пустыни

Пустыня — это очень емкий и глубокий символ. Символ места, времени или состояния, без которого духовная зрелость невозможна. Пустыня — это то место, куда человека может принести Господь. Но в пустыню может привести и дьявол. Мы уже читали, что Дух Божий повел Иисуса в пустыню.

В Евангелии от Луки говорится о бесноватом, которого в пустыню гнал бес (8:29). В пустыне поэтому можно оказаться по разным причинам. Пустыня там, где человек часто в отчаянном положении, смиряется, осознаёт свою нужду в Боге и узнаёт Его, как никогда не знал раньше. Пустыня — это то место, где не находишь никакой опоры, где ты предельно одинок, остаешься один на один с собой и с безразличным к тебе или же непонимающим тебя окружающим миром. Пустыня — это то место, где Бог с дьяволом борется. За тебя. В твоем сердце. И от твоего решения зависит очень многое. 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: