Эмоциональное переживание пустыни




И сегодня Господь разными путями может привести каждого из нас в пустыню. Если мы говорим, что конечной целью нашего земного пути является Ханаан небесный, то должны быть готовы попасть в пустыню земную.

Очень часто наше попадание в такую пустыню происходит по преимуществу на эмоциональном уровне. Может быть, мы перестаем переживать какие-то необыкновенно яркие эмоции и чувства, которые переживали ранее во время богослужений или своих утренних встреч с Богом. Без всяких видимых и осознаваемых причин на душе становится пусто, серо, неуютно. Кто-то, может начать очень обостренно испытывать угнетающее чувство одиночества. А кому-то кажется, что Господь его оставил. Иногда вдруг горе прошлых утрат самых близких людей начинает разъедать сердце, лишая душу радости и покоя. А кого-то душат не разрешающиеся уже годами проблемы. Необязательно личные. Это могут быть переживания за детей, которые годами противятся Господу. Или за любимого, но пьющего мужа, молитвы о котором возносятся тоже уже годами. Наш внутренний мир может разрушать какая-то непреодоленная и недобрая привычка. Но, как смогом, может обволакивать жизнь и просто разъедать душу скука...

Вероятно, в таком состоянии Н.В.Гоголь написал слова, которые, как мне кажется, достаточно емко и точно передают ощущения человека в пустыне: «И непонятной тоской уже загорелась земля. Черствей и черствей становится жизнь. Все мельчей и мельчей. И возрастает только ввиду всех один исполинский образ скуки. Достигает с каждым днем неизмеримейшего роста. Все глухо. Могила повсюду. Боже, пусто и страшно становится в Твоем мире».

Темная ночь души

Переживание такого состояния не должно нас удивлять. В христианской традиции уже давно известен и описан «классический христианский путь». Оказывается, веками христиане в своем духовном росте переживали очень похожие этапы. И одним из них являлся этап, который был назван «темной ночью души». Я его называю «духовной пустыней».

Замечательный богослов Джон Паулин в своих семинарах описывает «классический христианский путь». По его наблюдениям, когда человек приходит к Богу, переживает покаяние и обращение, ему кажется, что все былые трудности и проблемы будут решены и его ждет победоносный, исполненный радости путь духовного возрастания. Многие из нас до сих пор вспоминают прекрасные первые дни и месяцы, когда Бог был удивительно близок, ответы на молитвы приходили сразу же, Библия была любимой книгой, а христианское служение — смыслом всей жизни. Но вспоминаем мы эти дни чаще всего со вздохом, как первую любовь...

Примерно три-четыре года после прихода в церковь христианин находится в состоянии очень интенсивного духовного и богословского роста. Он открывает для себя много нового, открывает Библию, глубину и красоту Слова — в интеллектуальном плане становится подкованным христианином. Обычно люди, находящиеся на этой стадии, не испытывают затруднений с ответами на самые разные вопросы. Их «лозунгом» являются слова о том, что в Библии можно найти ответ на ВСЕ вопросы. Этим людям действительно всё ясно, они искренне верят и живут теми ответами, которые ими с легкостью были найдены в Библии. Обычно именно такие члены церкви самые активные в служении, они переживают период бурной, посвященной и даже изматывающей деятельности в церкви.

И вдруг что-то случается. Человек осознает, что мир вокруг него и его внутренний мир опустели. По непонятным причинам сердце вдруг черствеет, каменеет. Богослужение вызывает тоску, пастырь еще не успевает сказать первые слова проповеди, а ты уже знаешь, что он скажет. Изучение Библии вызывает досаду, а мысль о том, что ее нужно читать, — приступы скуки и зевоты. И даже если ты ее открываешь, то смотришь на нее, как на телефонный справочник. Ты склоняешься для молитвы — и тебе кажется, что твои слова абсолютно пусты и бессмысленны. В твоем сердце рождается вопрос: а зачем тогда молиться? Зачем это пустое и никому не нужное христианство, если я пуст. Ты глядишь в небо и говоришь: «Господи, где Ты?» Но не слышишь ответа. И вдруг начинаешь понимать, что в пустыне, в которой оказался, из ты абсолютно одинок.

Тебя не понимают самые близкие люди, братья и сестры. В своей пустыне ты, как Иов на пепелище. Тебя не понимает даже родная жена, не понимают ближайшие друзья, которые приходят к тебе и говорят в общем-то правильные вещи. Тебя не слышит Бог, не слышат близкие, ты сам себя не понимаешь. И вот ты в пустыне.

В моей пастырской практике большая часть из тех, кто покинул церковь, оставила ее не потому, что люди были в чем-то не согласны с учением церкви. Все начиналось с того, что Бог становился для них непонятным, далеким, молчащим. Из их сердца невольно вырывались вопросы: «Где Ты, Бог, Который вчера был рядом, Который участвовал в моей жизни, где Ты?»

В «Фаусте» Гёте есть слова, в которых, как мне представляется, он передает свой личный опыт пребывания в пустыне:

Оставил я поля и горы,

Окутанные тьмой ночной.

Открылось внутреннему взору

То лучшее, что движет мной.

В душе, смирившей вожделенья,

Свершается переворот.

Она любовью к провиденью,

Любовью к ближнему живет...

Но вновь безволье и упадок,

И вялость в мыслях, и разброд.

Как часто этот беспорядок

За просветленьем настает!

Когда трудно, надо всегда помнить, что в период «темной ночи души» мы не одиноки. Потому что этот опыт переживали и переживают многие люди. Даже очень близкие к Богу люди...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: