Очень часто от людей, не имеющих психологического образования, но ведущих бизнес-тренинги, можно услышать такую «отстройку от конкурентов»: «На бизнес-тренинге мы делом занимаемся! Это вам не психологический, где тренер с участниками нянчится, слезы им утирает...» Я, психолог, ведущий бизнес-тренинги, удивляюсь, когда слышу такие заявления. Я могу себе представить, что можно не учитывать психологические аспекты, пытаясь научить людей чему-либо, но также я знаю, что некоторые проблемы взаимодействия невозможно решить только на уровне информирования и дрессировки: есть очень много ситуаций, в которых без использования психологических знаний и подходов бизнес буксует.
Вот самый явный пример: продавцы. Эти люди прекрасно информированы о том, как нужно обслуживать клиента, знают стандарты продаж, принятые в компании, но что-то мешает им быть успешными: вместо профессионального обращения с клиентом они выдают личностно-окрашенные реакции, как правило, негативные.
«У меня есть трудный клиент — он может сделать стандартный заказ на небольшую сумму, но одновременно попросит эту маленькую партию товара в кредит с длинной отсрочкой и еще бесплатную доставку в соседний регион. Я не знаю, как с ним поступать. Такие требования меня ставят в тупик...»
Казалось бы, чего проще? Аргументируй отказ в кредите, убеди взять партию побольше, договорись о стоимости доставки... Однако продавец не в силах справиться с ситуацией из-за личностных установок: не может сказать «нет», не знает техник аргументации, не дает себе права на отстаивание своей позиции, не способен конструктивно договариваться — и в результате испытывает негативные чувства (раздражение, обиду, злость), блокирующие его рациональное поведение и способность к адекватному восприятию ситуации. А клиент в его глазах становится «трудным». Работа с такими участниками будет продуктивной, если тренер поможет им разобраться в личных иррациональных установках и неосознаваемых чувствах, и это будет личностный уровень работы.
|
Для того чтобы понять, чем и насколько бизнес-тренинг отличается от личностного, рассмотрим определения.
Личность — это человек как носитель каких-нибудь свойств.
Личностный рос т мы можем определить как увеличение в размерах неких «свойств личности».
Бизнес — это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.
Даже если исходить из этих несложных определений, отличие бизнес-тренинга от личностного заключается скорее в фокусе внимания, в мотивации участников. Бизнес-тренинг направлен на повышение эффективности деятельности, поскольку люди бизнеса нацелены на результат. Личностный тренинг ориентирован скорее на процесс самопознания, как и его участники, стремящиеся к личностному росту. То, что в личностном тренинге является фигурой, на бизнес-тренинге становится фоном, и наоборот. Осмелюсь утверждать, что любой качественно проведенный бизнес-тренинг становится толчком к личностному росту его участников. И любой качественно проведенный личностный тренинг может помочь развитию бизнеса.
Для того чтобы успешно справляться с «предпринимательской экономической деятельностью», необходимо обладать, помимо знаний, определенными личностными качествами, которые предопределяют соответствующие умения и навыки. Предприниматель должен владеть по крайней мере элементарным психологическим умением — умением общаться, а значит, ему необходимо развивать личностные качества.
|
Трудно провести границу между бизнес-тренингом и личностным тренингом: ведь в бизнес-тренинге участвуют те же люди, а это означает, что тренеру предстоит работать с личностями. На тренинге может наступить такой момент, когда для понимания и решения бизнес-задачи человеку придется для начала понять себя — получить знания не о предмете, а о себе, ведь смысл узнавания себя состоит в том, чтобы начать действовать по-иному и воспринимать по-иному действительность.
На мой вопрос к начинающим тренерам, с какой целью люди приходят на бизнес-тренинг, они отвечают примерно следующее:
♦ научиться технологиям (получить навыки);
♦ узнать что-то новое (получить знания);
♦ заставил начальник;
♦ развлечься, отдохнуть от работы;
♦ удовлетворить интерес, любопытство (пришел впервые, первый опыт тренинга);
♦ выявить свои сильные стороны;
♦ оценить свои «белые пятна», испытать, проэкзаменовать себя.
В этом восприятии участниками возможностей бизнес-тренинга проявляется некоторая двойственность, которая может осложнить работу бизнес-тренера. Руководствуясь своим пониманием бизнес-обучения, люди приходят на тренинг за технологиями, а работать им предстоит, в частности, со своими личностными ограничениями для развития профессионально важных личностных качеств. О том, как создать в участниках нужную мотивацию для эффективного участия в бизнес-тренинге, мы поговорим подробно во второй главе. А пока посмотрим, что говорят о личностной работе на бизнес-тренинге некоторые заказчики.
|
«Те продавцы, которые в силу своих личных проблем не могут качественно работать, не будут у меня продавцами. Компания решает проблемы клиента за его деньги, а не личные проблемы сотрудника за свои!»
«Работодателю платить за избавление сотрудников от неврозов вредно и опасно! Он скорее предпочтет обучить людей с уже сложившимся «личностным ростом», чем дополнительно обучать, развивать, уговаривать «личностно расти», «качественно меняться» и эффективно работать и тратить на это время и деньги компании!»
«У сотрудника изначально должно быть понимание, что он независимо от своего личного настроения и самочувствия должен хорошо выполнять свою работу и нормально взаимодействовать с клиентами! Или он должен честно уволиться!»
«На рынке труда всегда найдется немало специалистов с уже желательными для работодателя качествами!»
«Я хочу знать только одно: какие действия должен выполнить сотрудник, чтобы урегулировать ситуацию с неадекватным клиентом!»
Эти руководители, видимо, забыли о том, что развитие профессионально важных личностных качеств является неотъемлемой частью и важнейшей задачей бизнес-обучения и профессионального становления сотрудника. И пусть пока очень редко, но уже звучит из уст заказчика:
«Вопрос "почему" всегда связан со сферой чувств, установок, паттернов поведения. Пока человек не поймет, "почему", он не сможет применять ваши уроки осмысленно. Вложить в человека ответ на его "почему" означает изменить набор его знаний, стереотипов и, следовательно, его личность. Желательно, чтобы тренер изменил личность студента в том направлении, которое ему нужно для успешного обучения».
А ведь именно в этом высказывании заключается смысл происходящего на бизнес-тренинге. Последними вопросами, которые задает тренер участникам группы для подведения итогов: что нового узнали? чему научились? что измените в своей реальной деятельности? - определяются три уровня изменений, к которым он вел группу на протяжении всего тренинга.
Три ступени обучения
Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог XX столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы - предложил разделять психологическую готовность к любой деятельности на три содержательных компонента: межличностный, инструментальный, гностический.
Рассматривая профессионализм, мы, соответственно, можем включить в это понятие три составляющие: профессионально важные личностные качества, профессиональные умения и профессиональные знания. Безусловно, сюда необходимо добавить четвертую составляющую: умение анализировать свою деятельность и делать из этого анализа практически применимые выводы.
Для развития профессионализма существуют различные возможности и соответствующие им технологии обучения: через непосредственное включение в деятельность (передача опыта), информирование (передача знаний) и моделирование ситуации (игра и анализ). Рассмотрим их подробнее.