Итак, представления заказчиков и их ожидания от тренинга очень различаются. Попробуем разобраться, что считать тренингом и что следует ожидать от тренера.
На первой сессии мастерской бизнес-тренинга я задаю участникам, действующим и будущим тренерам, вопрос: что в их понимании означает слово «тренировать»? Привожу здесь перечень ответов, данных группой начинающих бизнес-тренеров.
С помощью тренинга как инструмента организационных изменений можно решить следующие задачи.
♦ Диагностировать, исследовать имеющиеся у сотрудников знания, навыки, установки, представления, отношения.
♦ Информировать, дать новые знания по предмету обучения.
♦ Сформировать навыки и/или развить их.
♦ Мотивировать персонал. Способствовать снижению текучести кадров, повышению работоспособности и лояльности сотрудников. Символизировать заботу руководства о сотрудниках. Увеличить привлекательность компании как работодателя.
♦ Осуществлять профилактику конфликтов в коллективе, эмоционального выгорания; способствовать сплочению коллектива.
♦ Найти решение нестандартных задач, используя групповой ресурс. Открыть возможности для экспериментирования, дать попробовать новое.
♦ Через осознание прошлого опыта направить внимание людей в будущее и способствовать конструктивным изменениям на индивидуальном, групповом и/или системном уровне.
♦ Организовать обмен ценным корпоративным и личным опытом, корректировать информационные потоки.
♦ Способствовать созданию, внедрению и соблюдению внутрифирменных стандартов. Корректировать фирменный стиль.
♦ Помогать сплочению коллектива, формированию команды единомышленников, вдохновлять сотрудников на достижения.
|
Становится очевидным, что даже начинающие тренеры представляют себе уровень сложности профессии и масштаб ее возможностей. Для того чтобы внести большую ясность, попробуем классифицировать различные виды обучающих программ, их особенности и назначение.
Все существующие на рынке формы обучения можно условно поделить на две основные группы: профессиональное и психологическое обучение. В рамках этих основных групп можно выделить подгруппы (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Виды обучающих программ, их особенности и назначение[1]
Вид программы | Назначение и цель | Форма обучения, особенности |
Бизнес-образование | Формирование общих представлений об основных областях и способах ведения бизнеса | Лекции и семинары, ознакомление с основами, историей, обзорами развития различных подходов, моделей и методов работы |
Специальное профессиональное обучение, дающее знания и умения, необходимые для узких специальных областей работы (рассчитано на специалистов: бухгалтеров, юристов) | Приобретение знаний: овладение компьютерными программами, обучение логистике, учету, специфике товара и т. п. | Лекции, семинары, редко — тренинги. Часто затрагиваются аспекты делопроизводства или юридические аспекты бизнеса (ГОСТ, КЗоТ и т. п.) |
Технологичное бизнес-обучение — профессиональное обучение, структурированное, методичное, с минимумом психологических аспектов | Формирование четкой системы навыков и умений, без обращения к личностным аспектам ведения бизнеса | «Навыковые» тренинги. Основное внимание в них уделяется тренировке приемов и навыков. Даются технологии и алгоритмы |
Бизнес-психологические тренинги (занимают промежуточное положение между чисто профессиональными и психологическими тренингами) | Изучение специфики общения, психологических аспектов и интересов различных членов организации | Тренинги. Помимо тренировки навыков производится психологическая работа по изменению ограничивающих убеждений участников, препятствующих использованию тех или иных навыков. |
Тренинг формирования корпоративной культуры, тренинги продаж и презентаций, управления проектами, ведения переговоров или проведения совещаний. Тренинг может длиться от 3 часов до 3 дней | ||
Тренинги личностного роста | Достижение личностной успешности сотрудника, улучшение его эмоционального состояния, повышение уверенности в себе | Тренинги личностного роста для решения психологических проблем в личной жизни сотрудников, для осознания сотрудниками своего потенциала |
Корпоративные тренинги (нацелены на подготовку и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной организации) | Конечная задача: в условиях бизнеса — вклад в рост прибыли компании, в условиях государственной или некоммерческой организации — повышение эффективности ее работы | Направленность на получение знаний, применимых в конкретной организации. Минимум теории, максимум практики. Тренинг длится от 1 до 5 дней |
Тренинг инновационной направленности — инструмент организационных изменений | Цель — управление изменениями в компании. Задачи обучения выходят за рамки передачи знаний и развития навыков для воспроизводства регулярной деятельности | Тренинг, в котором большое внимание уделяется вопросам управления групповой динамикой. Носит выраженный стимулирующий, инновационный характер: ведущий включает в материал обучения реальность самой компании, менеджеры намечают реальные действия в условиях текущих и предстоящих изменений. Решаются конкретные проблемы организации |
|
|
Кроме того, тренинги делятся на открытые, куда может попасть любой желающий, и корпоративные, которые проводятся для сотрудников одной организации. И крупные, и небольшие компании, стремящиеся к развитию, на основе имеющихся у них ресурсов разрабатывают собственные системы обучения.