Прибытие Акруры Во Вриндаван 7 глава




सूर्यो नभो नाभिरथो दिशः श्रुतिः ।

द्यौः कं सुरेन्द्रास्तव बाहवोऽर्णवाः

कुक्षिर्मरुत् प्राणबलं प्रकल्पितम् ॥ १३ ॥

रोमाणि वृक्षौषधयः शिरोरुहा ।

मेघाः परस्यास्थिनखानि तेऽद्रयः ।

निमेषणं रात्र्यहनी प्रजापतिः

मेढ्रस्तु वृष्टिस्तव वीर्यमिष्यते ॥ १४ ॥

त्वय्यव्ययात्मन् पुरुषे प्रकल्पिता

लोकाः सपाला बहुजीवसङ्‌कुलाः ।

यथा जले सञ्जिहते जलौकसो

ऽप्युदुम्बरे वा मशका मनोमये ॥ १५ ॥

(अनुष्टुप्)

यानि यानीह रूपाणि क्रीडनार्थं बिभर्षि हि ।

तैरामृष्टशुचो लोका मुदा गायन्ति ते यशः ॥ १६ ॥

नमः कारणमत्स्याय प्रलयाब्धिचराय च ।

हयशीर्ष्णे नमस्तुभ्यं मधुकैटभमृत्यवे ॥ १७ ॥

अकूपाराय बृहते नमो मन्दरधारिणे ।

क्षित्युद्धारविहाराय नमः सूकरमूर्तये ॥ १८ ॥

नमस्तेऽद्‍भुतसिंहाय साधुलोकभयापह ।

वामनाय नमस्तुभ्यं क्रान्तत्रिभुवनाय च ॥ १९ ॥

नमो भृगूणां पतये दृप्तक्षत्रवनच्छिदे ।

नमस्ते रघुवर्याय रावणान्तकराय च ॥ २० ॥

नमस्ते वासुदेवाय नमः सङ्‌कर्षणाय च ।

प्रद्युम्नायनिरुद्धाय सात्वतां पतये नमः ॥ २१ ॥

नमो बुद्धाय शुद्धाय दैत्यदानवमोहिने ।

म्लेच्छप्रायक्षत्रहन्त्रे नमस्ते कल्किरूपिणे ॥ २२ ॥

भगवन् जीवलोकोऽयं मोहितस्तव मायया ।

अहं ममेत्यसद्‍ग्राहो भ्राम्यते कर्मवर्त्मसु ॥ २३ ॥

अहं चात्मात्मजागार दारार्थस्वजनादिषु ।

भ्रमामि स्वप्नकल्पेषु मूढः सत्यधिया विभो ॥ २४ ॥

अनित्यानात्मदुःखेषु विपर्ययमतिर्ह्यहम् ।

द्वन्द्वारामस्तमोविष्टो न जाने त्वात्मनः प्रियम् ॥ २५ ॥

यथाबुधो जलं हित्वा प्रतिच्छन्नं तदुद्‍भवैः ।

अभ्येति मृगतृष्णां वै तद्वत्त्वाहं पराङ्‌मुखः ॥ २६ ॥

नोत्सहेऽहं कृपणधीः कामकर्महतं मनः ।

रोद्धुं प्रमाथिभिश्चाक्षैः ह्रियमाणमितस्ततः ॥ २७ ॥

(वसंततिलका)

सोऽहं तवाङ्‌घ्र्युपगतोऽस्म्यसतां दुरापं

तच्चाप्यहं भवदनुग्रह ईश मन्ये ।

पुंसो भवेद् यर्हि संसरणापवर्गः

त्वय्यब्जनाभ सदुपासनया मतिः स्यात् ॥ २८ ॥

(अनुष्टुप्)

नमो विज्ञानमात्राय सर्वप्रत्ययहेतवे ।

पुरुषेशप्रधानाय ब्रह्मणेऽनन्तशक्तये ॥ २९ ॥

नमस्ते वासुदेवाय सर्वभूतक्षयाय च ।

हृषीकेश नमस्तुभ्यं प्रपन्नं पाहि मां प्रभो ॥ ३० ॥

इति श्रीमद्‍भागवते महापुराणे पारमहंस्यां

संहितायां दशमस्कन्धे पूर्वार्धे अक्रूरस्तुतिर्नाम चत्वारिंशोऽध्यायः ॥ ४० ॥

हरिः ॐ तत्सत् श्रीकृष्णार्पणमस्तु ॥

 

 

Стих 1

 

шрй-акрура увача

нато 'смй ахам твакхила-хету-хетум

нарайанам пурушам адйам авйайам

йан-набхи-джатад аравинда-кошад

брахмавирасйд йата эша локах

 

шрй-акрурах увача — Шри Акрура сказал; натах — склонившийся; асми — есть; ахам — я; тва — перед Тобой; акхила — всех; хету — причин; хетум — причиной; нарайанам — Господом Нараяной; пурушам — Верховной Личностью; адйам — изначальным; авйайам — неисчерпаемым; йат — из чьего; набхи — пупка; джатат — который появился; аравинда — цветка лотоса; кошат — из венчика; брахма — Брахма; авирасйт — появился; йатах — из кого; эшах — этот; локах — мир.

 

Шри Акрура сказал: Я склоняюсь перед Тобой, причиной всех причин, изначальной и неисчерпаемой Верховной Личностью, Нараяной. Из венчика лотоса, выросшего из Твоего пупка, родился Господь Брахма, создавший эту вселенную.

 

Стих 2

 

бхус тойам агних паванам кхам адир

махан аджадир мана индрийани

сарвендрийартха вибудхаш чи сарве

йе хетавас те джагато 'нга-бхутах

 

бхух — земля; тойам — вода; агних — огонь; паванам — воздух; кхам — эфир; адих — и их источник, ложное эго; махан — махаттаттва; аджа — совокупная материальная природа; адих — ее источник, Верховный Господь; манах — ум: индрийани — чувства; сарва-индрийа — всех чувств; артхах — объекты; вибудхах — полубоги; ча — и; сарве — все; йе — которые; хетавах — причины; те — Твоего; джагатах — вселенной; анга — из тела; бхутах — произошли.

 

Земля, вода, огонь, воздух, эфир и его источник, ложное эго, махат-таттва, совокупная материальная природа и воплощение Верховного Господа в облике пуруши — ее источник, а также ум, чувства, объекты чувств и боги, управляющие ими, — все эти причины материального проявления исходят из Твоего трансцендентного тела.

 

Стих 3

 

наите сварупам видур атманас те

хй аджадайо 'натматайа грхйтах

аджо 'нубаддхах са гунаир аджайа

гунат парам веда на те сварупам

 

на — не; эте — эти (элементы творения); сварупам — истинную сущность; видух — знают; атманах — Высшей Души; те — Тебя; хи — несомненно; аджа-адайах — во главе с совокупной материальной природой; анатматайа — представлением о себе как о мертвой материи; грхйтах — охваченные; аджах — Господь Брахма; анубаддхах — связанный; сах — он; гунаих — гунами; аджайах — материальной природы; гунат — к этим гунам; парами — трансцендентную; веда на — не знает; те — Твою; сварупам — истинную форму.

 

Совокупная материальная природа и все остальные элементы творения, по сути, не знают Тебя, ибо все они часть царства грубой материи. Ты же неподвластен гунам природы, и потому даже Господь Брахма, связанный этими гунами, не понимает Твоей истинной природы.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь находится вне материальной энергии. До тех пор пока мы не преодолеем свое ограниченное материальное сознание, нам не удастся постичь Его. Даже величайшее живое существо во вселенной, Брахма, не сможет понять Верховного Господа, пока не поднимется на уровень чистого сознания Кришны.

 

Стих 4

 

твам йогино йаджантй аддха маха-пурушам йшварам

садхйатмам садхибхутам ча садхидаивам ча садхавах

 

твам — Тебе; йогинах — йоги; йаджантй — совершают жертвоприношения; аддха — несомненно; маха-пурушам — Верховной Личности; йшварам — Бога; са-адхйатмам — (свидетелю) живых существ; са-адхибхутам — материальных элементов; ча — и; саадхидаивам — управляющих полубогов; ча — и; садхавах — чистых сердцем.

 

Чистые сердцем йоги поклоняются Тебе, Верховной Личности Бога, постигая Тебя в виде живых существ, материальных стихии, из которых состоят тела живых существ, и богов, управляющих этими стихиями.

 

Стих 5

 

траййа ча видйайа кечит твам ваи ваитаника двиджах

йаджанте витатаир йаджнаир нана-рупамаракхйайа

 

траййа — трех Вед; ча — и; видйайа — мантрами; кечит — некоторые; твам — Тебе; ваи — несомненно: ваитаниках — которые следуют правилу трех священных огней; двиджах — брахманы; йаджанте — поклоняются; витатаих — сложными; йаджнаих — ритуальными жертвоприношениями; нана — разными; руна — обладающих формами; амара — полубогов; акхйайа — именами.

 

Брахманы, которые следуют предписаниям, касающимся трех священных огней, поклоняются Тебе, произнося мантры трех Вед и совершая сложные огненные жертг-онриношения различным полубогам, обладающим разнообразными обликами и именами.

 

КОММЕНТАРИЙ: Акрура упоминает в этих стихах, как поклоняются Верховному Господу последователи санкхьи, йоги и трех Вед. На первый взгляд, Веды рекомендуют поклоняться Индре, Варуне и другим полубогам, и каждый раз тот или иной полубог именуется главным. В то же время в Ведах утверждается, что есть только один высший повелитель, одна Абсолютная Истина. Это Шри Кришна, Личность Бога, который распространяет Свою энергию по всему материальному творению в виде полубогов. Таким образом, все, что приносится в жертву полубогам через ритуалы карма-канды — религиозных обрядов ради плодов, — в конце концов отдается Ему. Однако, если человек хочет достичь вечного совершенства, он должен поклоняться непосредственно Самому Господу, в полном сознании Кришны.

 

Стих 6

 

эке твакхила-кармани саннйасйопашамам гатах

джнанино джнана-йаджнена йаджантй джнана-виграхам

 

эке — некоторые; тва — Тебе; акхила — всю: карманы — деятельность; саннйасйа — отвергнув; упашамам — покоя; гатах — достигая; джнанинах — искатели знания; джнана-йаджнена — жертвоприношением через постижение Истины; йаджантй — они поклоняются; джнана-виграхам — олицетворению знания.

 

В попытках постичь духовное знание некоторые люди отказываются от всей материальной деятельности и, обретя таким способом умиротворение, совершают гьяна-ягью — жертвоприношение, заключающееся в философском поиске Истины. Так они поклоняются Тебе, изначальному источнику знания.

 

КОММЕНТАРИЙ: Современные философы пытаются обрести знание, не поклоняясь Верховной Личности Бога, и потому результаты их поисков ничтожны, если не сказать смехотворны.

 

Стих 7

 

анйе ча самскртатмано выдхынабхихитена те

йаджантй тван-майас твам ваи баху-муртй-жа-муртикам

 

анйе — другие; ча — и; самскрта — очищен; атманах — чей разум; видхина — наставлениями (таких писаний, как «Панчаратра»); абхихитена — представленных; те — Тобой; йаджантй — поклоняются; тват-майах — погруженные в мысли о Тебе; твам — Тебе: ваи — несомненно; баху-мурти — имеющему множество обликов: эка-муртикам — имеющему один образ.

 

Другие же — те, чей разум чист, — следуют указаниям вайшнавских писаний, поведанных Тобой. Погруженные в мысли о Тебе, они поклоняются Тебе как единому Верховному Господу, который проявляет Себя во множестве образов и форм.

 

КОММЕНТАРИЙ: Следует обратить внимание на слово самскртатманах, «те, чей разум чист». Оно указывает на то, что предыдущие стихи описывали людей, которые еще не очистили свой разум от материальной скверны, а потому поклоняются Господу косвенно. Однако те, чей разум чист, поклоняются Самому Господу либо в Его изначальном облике Верховной Личности Бога, Господа Кришны, либо одному из Его полных проявлений, таких как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна или Анируддха, как говорится в этом стихе.

 

Стих 8

 

твам эванйе шивоктена маргена шива-рупинам

бахв-ачарйа-вибхедена бхагаванттам упасате

 

твам — Тебе; эва — также; анйе — другие; шива — Господом Шивой; уктена — указанным; маргена — путем; шива-рупинам — в образе Господа Шивы; баху-ачарйа — многих учителей; вибхедена — следуя различным представлениям; бхагавантам — Верховному Господу; упасате — они поклоняются.

 

Есть и другие, кто поклоняется Тебе, Верховному Господу, в образе Господа Шивы. Они следуют тем путем, что описал Господь Шива и по-разному разъяснили многочисленные учители.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова твам эва («ты также») указывают на то, что путь поклонения Господу Шиве косвенный, а потому считается второстепенным. Сам Акрура следует высшему методу: в своих молитвах он поклоняется непосредственно Кришне, или Вишну.

 

Стих 9

 

сарва эва йаджантй твам сарва-дева-майешварам

йе 'пй анйа-девата-бхакта йадй апй анйа-дхийах прабхо

 

сарве — все; эва — поистине; йаджантй — поклоняются; твам — Тебе; сарва-дева — всех полубогов; майа — о Ты, кто включает в Себя; йшварам — Верховный Господь; йе — они; апи — даже; анйа — других; девата — божеств; бхактах — преданные; йади апи — хотя; анйа — обращенное в другую сторону; дхийах — их внимание; прабхо — о господин.

 

Однако все эти люди, мой Господь, даже те, кто не обращает на Тебя никакого внимания и поклоняется другим богам, на самом деле поклоняются Тебе одному, о воплощение всех полубогов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь имеется в виду, что даже те, кто поклоняется полубогам, косвенным образом поклоняются Верховному Господу Вишну, но понимание таких людей несовершенно.

 

Стих 10

 

йатхадри-прабхава надйах парджанйапуритах прабхо

вишанти сарватах синдхум тадват твам гатайо 'нтатах

 

йатха — как: адри — из гор; прабхавах — рожденные; надйах — реки; парджанйа — дождем; апуритах — наполненные; прабхо — о господин; вишанти — впадают; сарватах — со всех сторон: синдхум — в океан; тадват — подобно этому; твам — Тебя; гатайах — эти пути; антатах — в конечном счете.

 

Подобно тому как реки, рожденные в горах и переполненные дождевой водой, стекаются со всех сторон к океану, все эти пути духовного совершенствования в конце концов приводят к Тебе, о повелитель.

 

КОММЕНТАРИЙ: Сам Господь Кришна говорит о разных формах поклонения в «Бхагавад-гите» (9.23-25):

 

йе 'пй анйа-девата-бхакта

йаджанте шраддхайанвитах

те 'пи мам эва каунтейа

йайантй авидхи-пурвакам

 

ахам хи сарва-йаджнанам

бхокта ча прабхур эва ча

на ту мам абхиджананти

таттвенаташ чйаванти те

 

йанти дева-врата деван

питрн йанти питр-вратах

бхутани йанти бхутеджйа

йанти мад-йаджино 'пи мам

 

«Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняются Мне одному, о сын Кунти, но делают это неправильно. Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение. Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной».

 

Стих 11

 

саттвам раджас тама ити бхаватах пракртер гунах

тешу хи пракртах прота а-брахма-стхаварадайах

 

саттвам — благость; раджах — страсть: тамах — невежество; ити — известные так; бхаватах — Твоей; пракртех — материальной природы; гунах — качества; тешу — ими; хи — несомненно; пракртах — обусловленные живые существа: протах — связанные; а-брахма — вплоть до Господа Брахмы; стхавара-адайах — начиная с неподвижных существ.

 

Благость, страсть и невежество — гуны Твоей материальной природы — связывают своими веревками всех обусловленных живых существ, начиная с Господа Брахмы и заканчивая теми, кто не может двигаться.

 

Стих 12

 

тубхйам намас те те авишакта-дрштайе

сарватмане сарва-дхийам на сакшине

гуна-правахо 'йам авидйайа кртах

правартате дева-нр-тирйиг-атмасу

 

тубхйам — Тебе; намах — поклоны; те — Твое; ту — и; авишакта — отрешенное; дрштайе — чье восприятие; сарва-атмане — Душе всего; сарва — всех; дхийам — сознания; ча — и; сакшине — свидетелю; гуна — материальных гун; правахах — поток; айам — этот: авидйайа — силой невежества; кртах — созданный; правартате — продолжается; дева — как полубоги; нр — люди; тирйак — и животные; атмасу — среди тех, кто принимает облик.

 

Я склоняюсь перед Тобой, Высшей Душой всех живых существ, беспристрастно наблюдающей за тем, что происходит в сознании каждого. Бурный поток Твоих материальных гун, порожденный невежеством, несет в себе живых существ, которые становятся то полубогами, то людьми, то животными.

 

Стихи 13-14

 

агнир мукхам те 'ванир ангхрир йкшанам

сурйо набхо набхир атхо дишах шрутих

дйаух ком сурендрас тава бахаво 'рнавах

кукшир марут прана-балам пракалпитам

романи вркшаушадхайах широруха

мегхах парасйастхи-накхани те 'драйах

нимешанам ратрй-аханй праджапатир

медхрас ту врштис тава вйрйам ишйате

 

агних — огонь; мукхам — лицо: те — Твое: аваних — земля; ангхрих — стопы; йкшанам — глаз; сурйах — солнце; набхах — небо; набхих — пупок; атха у — а также; дишах — стороны света; шрутих — чувство слуха; дйаух — рай; ким — голова; сура-индрах — главные полубоги; тава — Твои; бахавах — руки; арнавах — океаны; кукших — живот; марут — ветер; прана — жизненный воздух; балам — и физическая сила; пракалпитам — воспринимаются; романы — волосы на теле; вркиш — деревья; ошадхайах — травы и кустарники; ишрах-рухах — волосы на Твоей голове; мегхах — облака; парасйа — Верховного; астхы — кости; накханы — и ногти; те — Твои; адрайах — горы; нимешанам — мигание глаз; ратриаханй — день и ночь; праджапатих — прародитель человечества; медхрах — гениталии; ту — и; врштих — дождь; тава — Твое; вйрйам — семя; шийате — считается.

 

Говорят, что огонь — это Твое лицо, земля — Твои стопы, солнце — Твой глаз, а небо — Твой пупок. Стороны света — это Твой слух, главные полубоги — Твои руки, а океаны — Твой живот. Райское царство считается Твоей головой, а ветер — жизненным воздухом и физической силой. Деревья и прочие растения — это волосы на Твоем теле, облака — волосы на Твоей голове, а горы — Твои кости и ногти, о Всевышний. Смена дня и ночи — это мигание Твоих глаз, прародитель человечества — Твои гениталии, а дождь — Твое семя.

 

Стих 15

 

твайй авйайатман пуруше пракалпита

локах са-пала баху-джыва-санкулах

йатха джале санджихате джалаукасо

'пй удумбаре ва машака мано-майе

 

твайи — в Тебе; авйайа-атман — неисчерпаемом; пуруше — Верховной Личности Бога; пракалпытах — сотворенные; локах — миры; са-палах — вместе с защищающими их полубогами; баху — множеством; джйва — живых существ; санкулах — переполненные; йатха — словно; джале — в воде; санджыхате — движутся; джала-окасах — обитатели вод; апи — конечно; удумбаре — в плоде удумбара (разновидность инжира); ва — или; машаках — маленькие кусающиеся насекомые; манах — ум (и другие чувства); майе — (в Тебе) который содержит в Себе.

 

Все миры с управляющими ими полубогами и населяющими их существами берут начало в Тебе, неисчерпаемой Верховной Личности Бога. Эти миры перемещаются внутри Тебя, о источник ума и чувств, так же, как обитатели вод плавают в море или крошечные насекомые роют ходы в плодах удумбара.

 

Стих 16

 

йани йаниха рупани криданартхам бибхарти хи

таир амршта-шучо лока муда гайанти те йашах

 

йани йани — которые разнообразны; иха — в этом материальном мире; рупани — формы; крйдана — игры; артхам — ради; бибхарши — Ты проявляешь; хи — несомненно; таих — ими; амршта — избавленные; шучах — от несчастья; локах — люди; муда — радостно; гайанти — поют; те — Твою; йашах — славу.

 

Желая насладиться Своими играми, Ты приходишь в материальный мир, принимая всевозможные образы, и эти Твои воплощения избавляют от страданий тех, кто, ликуя, поет Тебе славу.

 

Стих 17

 

намах карана-матсйайа пралайабдхи-чарайа ча

хайашйршне намас тубхйам мадху-каитабха-мртйаве

акупарайа брхате намо мандара-дхарине

кшитй-уддхара-вихарайа намах шукара-муртайе

 

намах — поклоны; карана — изначальной причине творения; матсйайа — воплощению Господа в облике рыбы; пралайа — уничтожения; абдхи — в океане; чарайа — который передвигался; ча — и; хайа-шйршне — воплощению с головой лошади; намах — поклоны; тубхйам — Тебе; мадху-каитабха — демонов Мадху и Кайтабхи; мртйаве — уничтожителю; акупарайа — черепахе; брхате — огромной; намах — поклоны; мандара — гору Мандара; дхарине — той, что держала; кшити — земли; уддхара — поднятие; вихарайа — чье удовольствие; намах — поклоны; шукара — вепря; муртайе — форме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: