Перспективы развития образования в современном мире 9 глава




Изложение вопроса о человеке как субъекте деятельности имеет принципиальное значение. Предмет психологии человека — субъективность — ядерным образованием имеет характеристику субъекта. Овладение деятельностью переводит индивида в статус субъекта. Освоение деятельности сопряжено с овладением своим поведением, своим внутренним миром, развитием и формированием способностей.

В педагогическом аспекте важное значение имеет представление строения деятельности, ее основных видов и их освоения человеком. Обозначение структурных компонентов деятельности составляет понятийно-терминологический словарь описания психологии развития и образования человека.

Второе: деятельность всегда предметна (объектна); это ее свойство указывает на то, что она всегда разворачивается в некотором уже пред-существующем пространстве, поименовать которое можно по-разному. Не бывает беспредметной и бесцельной деятельности, как может быть беспредметным простое рефлекторное движение.

4.2.2 Общность как онтологическое основание субъективной реальности

Несомненно, сознание и деятельность как две фундаментальные «опоры» бытия человека в мире резко проблематизировали отражательно-познавательный образ психики в традиционной психологии. Сознание переставало быть лишь совокупностью знаний человека о мире, соответственно, и деятельность как научно-психологическая (объяснительная) категория переставала отождествляться с разными формами активности человека. Онтологический статус сознания и деятельности человека не позволял исследователю успокаиваться на бесчисленном множестве феноменологических описаний, выдаваемых за объективные их характеристики.

Однако, человек — существо общественное, он живет в системе реально-практических, живых, а не абстрактно-социальных связей с другими людьми. Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его конкретных связей с другими — он всегда существует и становится в общности и через сообщество.

Родовой, всеобщий характер человека, его сознания и деятельности, имеет своим реальным источником и эквивалентом общественность человеческого отношения к миру. «Общественность, — пишет В.П. Иванов, это не обобщение сходного в индивидуальных человеческих отношениях к действительности, а исходное реальное основание, которое выражает человеческую природу как таковую. …Общественность не менее реальна, чем индивиды, хотя сама по себе она не действует, не производит, но представляет собою способ деятельности, аккумулированный конкретными субъектами и реализуемый ими» [30, c. 68—69]. «Индивидуальная самобытность, — пишет В.Е. Кемеров, — не противостоит бытию других, но возникает из со-бытия с другими, опирается на это со-бытие, обновляется, сохраняет способность к становлению, к развитию благодаря открытости прямому или косвенному «присутствию» других» [34, с. 88]. Общественность,общность людей есть третье онтологическое основание бытия человека. Описание общественной природы человека — исключительно важная и сложная задача представления онтологии человека. Здесь необходимо совместить философско-социологический и социально-психологический взгляды на человека. Эти области исследований в отечественной науке и философии за последние годы претерпели существенные изменения. Появился ряд работ по социологии, социальной философии, социально-философской антропологии, социальной психологии, позволивших осветить проблемы взаимосвязи человека и общества во всей их сложности и противоречивости, способствующих преодолению упрощенно-социологизаторского взгляда на природу человека.

Вместе с тем, в теме, посвященной общественной природе человека, целесообразно представить понятийный строй социальной психологии. В педагогическом плане этот раздел должен выявить общественную природу образования и развития человека и представить категории, позволяющие описать социально-психологи­ческие закономерности становления и развития человека в онтогенезе. Принципиальное значение имеет описание структуры социальной общности как системы связей и отношений, преобразование которых приводит к становлению индивидуальных способностей, а также различение социальной организованности и со-бытийной общности как различных форм социального бытия человека [74].

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи» и «отношения». В современных гуманитарных науках «отношение» считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию.

В свою очередь, «связь» — это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь — это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, лич­ные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оце­ноч­ные, личностно-смысловые и другие.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня). Высшей формой человеческой общности является со-бытийная общность.

Со-бытийная общность, со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности. В со-бытии впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности и важнейший из них — рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.

Со-бытийная общность как единство связей и отношений ребенка и взрослого понимается в психологии человека в качестве исходной социально-психологической «клеточки» бытия человека; в психологии развития человека со-бытие выступает в качестве объекта и источника развития человека; в психологии образования человека детско-взрослая со-бытийная общность выступает всеобщим субъектом становления целостного человека в образовании.

Итак, общность, сознание и деятельность являются предельными категориями, не выводимыми ни из каких других; они являются всеобщими способами бытия человека, основаниями его жизни, задающими и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия. Родовая сущность человека выражена в таких атрибутах, как деятельностное бытие, общественная природа, сознательный способ жизнедеятельности.

Деятельность, общность, сознание составляют онтологию человека. Важно специально подчеркнуть, что все три основания взаимно полагают друг друга; они одновременно являются и следствиями, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику.

Сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека. Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной реальности, социальных реально-практических отношений.

§ 4.3Образы субъективной реальности в психологии

4.3.1 Целостность как принцип выделения образов субъективности

Серьезные задачи антропопсихологии — представление психологической организации человека, описание образов субъективной реальности. Вычленение и описание целостных обликов человека имеет не только теоретико-психологическое, но и учебно-дидактическое значение. Вопросы логики представления учебного материала, последовательности разделов и тем должны специально обосновываться.

При изложении собственного понимания психологической организации человека мы исходили из установки на целостное представление человека. Традиционное описание психологии человека через процессы, состояния и свойства, посредством выделения в его психике различных сфер и структур неприемлемо для антропопсихологии. Мы следовали гуманитарной парадигме в науке, ориентированной на описание объекта познания в его целостности и дающей возможность учесть уникальность и неповторимость исследуемой реальности.

Целостное описание человека и его психологической организации, на наш взгляд, возможно посредством использования особых форм представления человеческой субъективности и способов ее исследования. Мы полагаем, что в психологии целостность такого сложного объекта познания, каким является человек, сохраняется, если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (облики, модусы) как целого. В психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «субъект», «личность»и «индивидуальность» [1—3; 11; 20—22; 41—42; 67]. Данные понятия отражают целостные проекции человека.

Философско-религиозным основанием правомерности представления человека через указанные формы как образы его целостности является учение о трехсоставной сути человека — телесной, душевной, духовной сторонах человеческой природы. При этом телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные проявления человека.

4.3.2 Телесное существование человека

В качестве особой проекции человека в психологии выделяется его индивидность. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни и его психологии. Человек как индивид — это человек как материальное, природное, телесное существо в его целостности и неделимости. «Индивид, — пишет А.Н.Леонтьев, — это прежде всего генотипическое образование... Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» [42, с. 195].

Характеристики человека как индивида обстоятельно описаны в работах Б.Г. Ананьева [1—3]. Он выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-ти­пи­чес­кие. В первый из них входят возрастные свойства, последовательно развертывающие в процессе становления индивида, и половой диморфизм. Во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет первичными. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуру органических потребностей. Согласно Б.Г. Анань­е­ву, эти свойства индивида являются вторичными. Высшая интеграция индивидных свойств человека в классификации Б.Г. Анань­е­ва представлена в темпераменте и задатках.

4.3.3 Душевная жизнь человека

Целостная проекция человека — это бытие человека как субъекта. В психологии эта категория основательно проработана в философско-психологической школе С.Л. Рубинштейна [11; 66—67]. С.Л. Рубинштейн так определяет эту проекцию человека: «Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия... Человек выступает при этом как сознательное существо и субъект действия, прежде всего как реальное, материальное, практическое существо» [66, с. 257].

Для С.Л. Рубинштейна, субъект — это субъект деятельности, активно, самостоятельно и творчески преобразующий окружающий мир и самого себя. Он утвердил такие сущностные определения субъекта как его бытийность, самодетерминация, самоопределение, сознательно-преобразующее отношение к миру. Эти определения выступили в качестве исходных для всех последующих исследований в психологии субъекта и субъектности.

Человек как субъект также есть целостная форма проявлений человека. «Человек как субъект, — пишет А.В. Брушлинский, — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [11, с. 30].

Основными характеристиками человека как субъекта деятельности, по Б.Г. Ананьеву, являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). В нашем понимании, сознание и деятельность составляют онтологические основания бытия человека и в равной мере относятся ко всем его проявлениям.

Субъектность с точки зрения психологической антропологии — это предельная форма явленности человеческой реальности другим. Она всегда связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет человеку быть действительным субъектом собственной жизни.

Сущностными свойствами этого процесса являются способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Основным определением человека как субъекта являются его способности.

Внутреннее родство понятий «субъект» и «способности» состоит в их общей отнесенности к деятельности человека, к способам ее осуществления. Способности квалифицируют человека как субъекта деятельности. Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-либо деятельности. Под способностями обычно понимают свойства или качества человека, делающие его «пригодным» к успешному выполнению определенной деятельности. При объяснении природы способностей необходимо рассматривать их связи с «родовыми» свойствами человека, которые не сводятся к натуральным свойствам, а всегда имеют общественно-историчес­кую сущность.

Мы полагаем, что субъектность человека представлена желательной, чувствующей, разумной сторонами. Интеграция и обобщение в жизнедеятельности человека способов реализации этих трех сторон приводит к формированию характера и способностей субъекта [74]. Таким образом, субъектность человека в нашем понимании может быть представлена пятью составляющими: это — желания (мотивационно-потребностная сфера), эмоции и чувства, разум (познавательные процессы), характер, способности.

4.3.4 Духовное бытие человека

Широко употребляемым в психологии понятием является понятие личности. По сути в традиционной психологии человек предстает преимущественно как личность. В результате этого происходит смешение и отождествление всех трех категорий: индивид, субъект, личность, что приводит к недоразумениям как терминологического, так и содержательного порядка.

Вместе с тем, в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, А.Н. Ле­онтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов понятие личности обозначает общественную сущность человека. Личность — это человек как представитель общества, самостоятельно, свободно и ответственно определяющий свою гражданскую позицию среди других. «Понятие личности, — пишет А.Н. Ле­онтьев, — выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [42, с. 196].

В.В.Давыдов сущность личности видел в ее творчестве. «Для нас личность, — пишет В.В. Давыдов, — это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой продукт — значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга» [22, с. 191—192].

Характеристики человека как личности в классификации Б.Г. Ананьева представлены ее статусом в обществе и статусом общности, в которой формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации образуют, по Б.Г. Ананьеву, первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, согласно Б.Г. Ананьеву, являются характер и склонности человека [2].

К основным психологические образования личности мы относим: личные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство личности, перспективы, стратегия жизни и цели личности. Вместе с тем, на наш взгляд, характер и склонности (способности), отнесенные Б.Г. Ананьевым к личностным образованиям, целесообразно включать в класс субъектных свойств. На интегральную сущность характера и способностей указывал С.Л. Рубинштейн [67].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принять считать индивидуальность как своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [2, с. 178].

Индивидуальность представляет собой одну из проекций человека, она есть синтез свойств и знаменует собой целостность индивидуального развития человека. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б.Г. Ананьев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность — это его глубинное измерение [1—3].

В проекции индивидуальности человек предстает как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Психологические образования индивидуальности человека составляют система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Деятельностной проекцией индивидуальности личности является индивидуальный стиль деятельности.

Особой проекцией субъективной реальности человека, высшим этапом его развития в родовом качестве является универсализация. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности. В универсальности человек предстает как микрокосм, как индивидуальность, тождественная человеческому роду.

Универсум как форма целостной организации человека в психологии специально не выделялась. Вместе с тем указания на специфические проявления человека, не определяемые его индивидными, субъектными, личностными и индивидуальными свойствами, в философской, психологической, религиозной, художественной литературе встречались во множестве. К такого рода явлениям относятся поступки человека во благо всего рода, руководимые высшими ценностями жизни, существования. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума.

Образы субъективной реальности в психологии развития человека составляют онтогенетические ступени ее становления. Описание развития и образования человека реализуется через представление закономерностей и динамики становления и преобразования основных составляющих образов субъективной реальности.


Глава 5
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА — УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

§ 5.1Антропологический принцип
в психологии развития

5.1.1 Ограниченность теоретических схем возрастной психологии

Психология развития человека занимает центральное место в структуре психолого-педагогической антропологии. Психология развития человека строится на фундаменте категорий и понятий, представленных в антропопсихологии, где в качестве предмета исследования выступает субъективная реальность в своей сущности, онтологии и во всем многообразии проявлений. В психологии развития представлено учение об условиях, закономерностях, механизмах, результатах развития субъективной реальности человека в онтогенезе. Данная дисциплина, в свою очередь, подготавливает категориальный аппарат для психологии образования человека.

С другой стороны, центральное место психологии развития человека в структуре психолого-педагогической антропологии определяется ее основополагающим характером для профессиональной педагогической деятельности как деятельности по развитию сущностных сил человека. Знания о развитии субъективной реальности в онтогенезе относятся к разряду основополагающих в профессии педагога. По самой сути своей работы педагог имеет дело с человеком развивающимся. В период детства, отрочества, юности (от рождения и до вступления в самостоятельную жизнь) происходят самые существенные изменения с человеком: в основном завершается его физическое развитие, значительный путь проходит становление внутреннего мира, закладываются основы его духовного облика. Только имея целостное представление об общем психологическом строе человека и его закономерных изменениях в онтогенезе, можно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, а с определенного момента — обеспечить условия перехода индивида в режим самообразования и саморазвития.

Для концептуального обоснования психологии развития человека определяющим моментом выступило современное состояние отечественной возрастной психологии. К 90-м годам ХХ в. отечественная возрастная психология достигла в своем развитии этапного рубежа. Общепризнанной теорией психического развития человека, составившей основу педагогической деятельности и практики образования в нашей стране, стала культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его учеников. Можно утверждать, что учение Л.С. Выготского о психическом развитии человека составило целую эпоху в психологии и в основном продолжает определять теоретические подходы в психологии развития и возрастной психологии, в педагогической психологии и в практике обучения и воспитания. Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторической теории детского развития, выявил и описал онтологию и специфику этого развития, ввел категориальный ряд, описывающий процесс психического развития, предложил подход к его периодизации.

Согласно Л.С. Выготскому, принципиальная особенность психического развития ребенка заключается в том, что ему недостаточно только врожденных, натуральных форм поведения (как это обстоит у животных). Развитие ребенка происходит в сотрудничестве с взрослыми — носителями идеальных, культурных форм поведения. Индивидуальные способности ребенка производны от социальных форм его сотрудничества с взрослыми. Это сотрудничество, опосредованное культурными орудиями и знаками, сначала выступает во внешней форме. Постепенно схемы социального взаимодействия «вращиваются» и превращаются во внутренние формы поведения ребенка. Ребенок становится способным использовать средства (орудия и знаки), освоенные в практике совместной деятельности, для управления собственным поведением; он овладевает своим поведением, его поведение становится произвольным, осознанным, субъектным.

Движущую силу психического развития Л.С. Выготский видел в обучении как специально организованном процессе воздействия взрослого на ребенка. Он указывал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [15, с. 450]. Вместе с тем обучение и развитие — не тождественные процессы: процесс развития имеет внутренние законы и представляет собой процесс возникновения новых психологических качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития ребенка.

В рамках культурно-исторического подхода А.Н. Леонтьевым была разработана общепсихологическая теория деятельности, нашедшая свое приложение в возрастной психологии. На основе деятельностного подхода, с использованием категории «ведущий вид деятельности», Д.Б. Эльконин разработал теорию и периодизацию психического развития в детском возрасте [97]. В культурно-исторической традиции были развернуты исследования развивающего обучения Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым [20—22; 97].

В настоящее время возрастные психологи столкнулись с необходимостью разработки принципиально новых подходов к проблеме психического развития человека, с введением новых научных предметов, онтологий, объяснительных схем, категорий, с разработкой теорий, объясняющих новые реалии развития подрастающих поколений. Формула — «усвоение общественно-истори­ческого опыта как форма психического развития» — оказалась предельно общей, не объясняющей сущностных сторон развития человека. Обозначилась потребность категориального определения принципа развития в психологии.

Культурно-историческая теория развития подвергается критике. В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают, что в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально-смысло­вого содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры. Авторы пишут, что при трактовке процесса развития как присвоения или усвоения человеческого опыта «практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономии, для подлинной активности сознания» [29, с. 21].

В.Т. Кудрявцев указывает, что и само понятие культуры должно быть пересмотрено в психологии. Он пишет: «Взгляд на культуру как на совокупность эталонизированных конструктов социального опыта, так или иначе задающих пределы индивидуального развития, воспроизводит преформистски-натуралис­ти­чес­кий стиль мышления и потому не отвечает духу современного гуманитарного познания. На смену ему должно прийти собственно гуманитарное понимание культуры как Универсума творческих способностей человека, который составляет пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня» [39, с. 60].

В приведенных цитатах авторитетных представителей научной школы Л.С. Выготского дана, на наш взгляд, совершенно четкая и точная характеристика культурно-исторической концепции в ее сугубо деятельностной проекции. Культурно-исторический подход в его традиционном варианте — это теория воспроизводства исторически зафиксированного опыта. Ведущая роль во взаимодействии ребенка и взрослого в ней отводится взрослому: взрослый управляет, руководит воспроизводящей (игровой, учебной и т.п.) деятельностью ребенка, а ребенок принимает задачи, следует указаниям, исполняет его предписания. Так понимаемое и организуемое обучение (образование), взаимодействие ребенка и взрослого не объясняет механизмов возникновения нового опыта, становления творческих возможностей ребенка, его развития и саморазвития. Необходимо дальнейшее развитие культурно-исторической теории, понятийное определение развивающих потенций сотрудничества взрослого и ребенка на этапах онтогенеза.

В современной отечественной психологии развития предложен ряд перспективных подходов к объяснению закономерностей онтогенеза человека. Психолого-педагогическая антропология строится на достижениях культурно-исторической школы в отечественной психологии, но в ней представлен оригинальный подход к построению общей теории психического развития.

Предварительно необходимо сделать различение генетической, возрастной психологии и психологии развития человека. Генетическая психология изучает закономерности возникновения и становления психических функций. Примерами генетической психологии могут служить исследования Ж. Пиаже становления и развития интеллекта в онтогенезе, изучение механизмов происхождения начальных форм мышления А. Валлона.

Возрастная психология исследует детский период жизни человека, описывает условия и закономерности развития психики ребенка, подростка, юноши. Психология развития человека исследует закономерности становления и развития человека в интервале его жизни, механизмы и движущие силы перехода с одного этапа развития на другой.

Именно в возрастной и генетической психологии наиболее отчетливо проявились основные методологические установки в анализе феномена человека: натурализм, социоморфизм, гносеологизм, культурализм. Объяснение процесса и результатов развития психологии человека искали в опоре на законы развития природы, общества, познания, в культуре и истории общества, в целом — человечества. Все эти линии в той или иной мере были присущи отечественной возрастной психологии. В настоящее время в «чистом виде» они встречаются редко, чаще всего они эклектически соединяются.

5.1.2 Основные методологические установки
в психологии развития



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: