ОБУЧЕНИЕ — процесс передачи-освоения культуры учения (научения), приобщения учащихся к всеобщим способам деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. В процессе обучения школьник научается мыслить, становится субъектом собственной учебной деятельности (приобретает потребность и способность учиться), наращивает основной жизненный и профессиональный опыт.
ОБЩНОСТЬ — устойчивая и всегда определенная система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.
Общность ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ — понятие, обозначающее источник развития человека на начальных этапах онтогенеза. Преобразование и смена форм общности детей и взрослых, их совместная жизнедеятельность определяют путь, ступени и содержание развития субъектности каждого из входящих в данную общность; в рамках психологии образования со-бытийная детско-взрослая образовательная общность есть всеобщий субъект образования.
Общность СО-БЫТИЙНАЯ — предельный объект развития (в рамках психологии развития). Co-бытие есть объект развития, то что развивается, и результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Сам ход развития в онтогенезе в таком понимании состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности (единства, со-бытия) другими формами — более сложными и более высокого уровня развития.
ПЕДАГОГИКА — теория обучения и воспитания и технология педагогической деятельности; традиционно педагогика имеет дело лишь с начальным периодом жизни человека (от рождения и до 15—17 лет).
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ — в развивающем, личностно-ориентированном образовании имеет статус технологической оснастки со своим учением о ней. Педагогика развития — это нормативная наука (наука о должном) и профессиональная деятельность, реализующая цели и ценности развивающего образования.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид образовательной деятельности, профессиональная деятельность в образовательных институтах. Педагогическая деятельность в современном образовании претерпевает существенные изменения; происходит ее переориентация с предметно-знаниевой на личностную парадигму, при которой ее целью становится формирование у школьников опыта ориентировки не в сфере предметных знаний и явлений, а в собственной жизненной сфере в области самоорганизации своей личности.
Педагогическая деятельность ВОЗРАСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ — деятельность педагогов, отвечающая целям развития образующихся на ступени образования и включающая условия и средства их достижения.
ПОЗИЦИЯ — целостная характеристика поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция — личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве. Различают тотальную — личностную позицию (возникает и существует во всяких человеческих общностях), и ее частную проекцию — профессионально-деятельностную (возникает и существует только в профессиональном сообществе).
Позиция ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — уникальная и единственная в своем роде культурная позиция: она одновременно и личностная (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и профессиональная, культурно-деятельностная позиция (необходима для создании условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в собственно профессиональной — с условиями его становления и развития.
|
Позиция педагогическая БАЗОВАЯ — понятие антропологии образования; обозначает начальные и необходимые условия полноценного, гармоничного развития ребенка. Базовые педагогические позиции — ядерные, не сводимые друг к другу; они составляют практически всю материю совместной жизни детей и взрослых, хотя в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Выделяют четыре базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности: Родителя, Мудреца, Умельца и Учителя. Родитель передает ребенку культуру семейной жизни, семейных ценностей и традиций. Мудрец передает воспитаннику социальные нормы и традиции, ценности человеческой жизни. Умелец (Мастер) — носитель культурных и профессиональных знаний, умений, навыков и традиций корпоративной культуры. Учитель передает культуру учения, способы действий с теоретическими понятиями и идеальной действительностью, художественные ценности и традиции.
Педагогическая ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности. В структуре педагогической психологии традиционно выделяют разделы психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. Традиционная педагогическая психология ориентирована на психологическое обоснование и совершенствование сложившейся системы обучения и воспитания. Основные усилия педагогических психологов направлены на исследование проблем психологии обучения, на раскрытие закономерностей усвоения школьниками различных видов социального опыта, т.е. на изучение того, как этот опыт становится достоянием индивида. Признанные теории отечественной педагогической психологии — это теории обучения и учения.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — характеристика высокого мастерства в педагогической деятельности. Педагог как профессионал, кроме владения знаниями по предмету деятельности и профессиональными способностями, всегда принадлежит профессиональному сообществу, удерживает в сознании сферу профессиональной деятельности, умеет формировать коммуникации и соотноситься с деятельностью других профессионалов данной сферы. Способности профессионала включают в себя рефлексию и позиционность. Наличие этих способностей позволяет профессионалу реализовать собственную деятельность в исходных условиях, заниматься ее проектированием и изменением. Педагог-профессионал способен выявлять способы мышления, которые стоят за различными системами знаний, создавать принципиально новое содержание образования, самоопределяться в профессионально значимых ситуациях, строить программы самообразования, вести поиск и отработку новых образовательных технологий. Профессионал — это целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно-исторический контекст профессионального труда. В подлинном Профессионале органично соединяются Личность и Мастер.
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — составляющая психолого-педагогической антропологии; разрабатывает проблемы последовательного развития и смены позиций субъектов образования, а также конституирующих их общностей на основных этапах социализации и взросления человека, индивидуальных траекторий самообразования и саморазвития человека. По сути психология образованияопределяет фундаментальные психологические основы непрерывного образования.
РАЗВИТИЕ — универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества, человека и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
РАЗВИТИЯ МОДЕЛЬ — нормативное представление об основных условиях, механизмах, процессах культурного развития человека на определенном этапе онтогенеза, о модели культурного развития (нормативном развитии) человека в данной культуре.
Развития НОРМА — закономерное становление человека в соответствии с типологическими, социо-культурными и индивидуально-личностными нормами само-бытия в мире. Педагогическое понятие «норма развития» — это не характеристика среднестатистического или среднегруппового уровня развития какой-либо способности, а указание на возможности высших достижений для данного возраста, для данной ступени образования. Именно возможностей возраста, а не его достижений, так как новообразования развития (субъектные способности) всегда обнаруживают себя за пределами того возрастного периода, где они сложились. Или более жестко и точно:норма — это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Развития модель ВОЗРАСТНО-НОРМАТИВНАЯ — понятие, обозначающее собственно педагогическую интерпретацию психологического понятия нормы развития. Построение возрастных нормативов развития — это поиск модели, которая учитывает максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования. При отсутствии таких нормативов возможны ситуации, при которых образовательные практики ориентируются на максимальные достижения детейи строятся в русле стратегии «выдержат или не выдержат дети такое образовательное нападение».
Развития модель КУЛЬТУРНАЯ — нормативное представление об основных целях, содержании, методах, организационных формах образования, соответствующих задачам культурного развития человека на определенном этапе онтогенеза. Представление о модели культурного развитии (нормативном развитии человека в данной культуре) необходимо для того, чтобы избежать вариантов «некультурного» развития индивида в рамках того или иного образовательного института — как «забегания» вперед, форсирования детского развития, так и его отставания, инфантилизации.
РЕФЛЕКСИЯ — родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают — полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и трансцендирующую рефлексию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — категория, сопрягающая два полюса: предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, сущностные силы человека; при этом предметность осваиваемой культуры, задает тип образования, предметность целей и задач развития человека задает уровень образования. Психологический взгляд на проблему содержания образования фокусируется на его человеческом измерении: на психологических основах определения состава осваиваемой культуры, на возрастно-нормативных координатах построения содержания образования, на психолого-педагогических формах освоения образовательных программ, на изменениях в сознании, деятельности, личности образующихся как результатах освоения ими содержания образования.
Содержание образования ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ — образование, в котором нормативная структура человеческой деятельности (ее смысловые, целевые и структурные составляющие) становится предметом рефлексии и освоения в учебной деятельности. В рефлексии деятельность превращается в содержание образования; при его освоении развивается индивидуальная субъектность учащегося. Основу для введения в образовательную практику деятельностного содержания образования обеспечивают два основных типа учебной деятельности — исследовательская и проектная деятельность учащихся.
СОЗНАНИЕ — интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осваивать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, само-сознания и рефлексивного сознания разного уровня.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, так и активное воспроизводство этой системы индивидом в своей деятельности. Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта общении и взаимодействия между людьми.
СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
СУБЪЕКТИВНОСТЬ (субъективная реальность) — базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного самобытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии. С антропологической точки зрения субъективная реальность есть интегративная характеристика человеческой реальности в целом, которая в своей онтогенетической развертке открывается как становящаяся иерархия способов самоопределения человека в мире и в самом себе.
СУБЪЕКТНОСТЬ — социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость — субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека. Субъектность с точки зрения психологической антропологии — это предельная форма явленности человеческой реальности другим. Она всегда связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет ему быть действительным субъектом собственной жизни. Приоритетная антропологическая (гуманистическая) цель и ценность современного образования — обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению.
ФОРМИРОВАНИЕ — это процесс оформления индивидуальных способностей человека, становления форм его мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс — это специально построенный процесс инкультурации. Корневая основа термина «формирование» — «форма»; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, способов действий, видов деятельности по освоению им различных областей культуры. Формирование как образовательный процесс ориентирован на передачу-освоение эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраивается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.
ЧЕЛОВЕК — индивидуум человеческой природы, обладающий общими для человеческой природы качествами (тремя составами — дух, душа и тело) и личными (ипостасными) свойствами. Человек является «продуктом культуры» в том смысле, что усваивает культурные ценности, включает их в содержание своей жизни и живет ими (они образуют его жизненносмысловой каркас). Однако человек является еще и творцом культуры. Итак, человек присваивает ценности культуры, живет ими и творит их.
ЧЕЛОВЕКА ЛИЧНОСТЬ — субъективное начало в человеке, не сводящаяся к природным его качествам, обладающее личностной волей и свободой самоопределения, воипостазирующее (вбирающее) свою природу и управляющее ею, проявляющее себя в этом мире через эту природу (выделяющее конкретного человека из общечеловеческой природы в нечто самостоятельное и уникальное). Эта самостоятельность предполагает существование у человека сферы личностных интересов, его способность и потребность в личностном общении и перихоризисе (личностном взаимопроникновении интересов).
Человека ПРИРОДА — сущностное начало человека, определяемое его качествами. Ее отличает трехсоставность (дух, душа и тело), участие в видимом и невидимом мире, свойство проходить становление (возрастание) во времени и общность для всего человеческого рода (общие потребности и страсти, добродетели и пороки). Различают три состояния природы человека — первозданное, падшее (наличное) и восстановленное (через преображение и воскресение).
Рецензия
на монографию В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева
«Введение в антропологию образования»
Следует заметить, что писать рецензию на данную монографию было просто, но одновременно – и непросто.
Просто ‑ потому что авторы монографии четко воплощают заявленный концептуальный подход к психологическим основаниям практики образования, в рамках которого организуют целостную и практико-ориентированную систему знаний, освоение которой необходимо будущим педагогам. Тем самым авторы реализуют важную миссию – представить современную концепцию психологических основ образования, соразмерных сущности процессов «становления человеческого в человеке».
Непросто, потому что авторский подход не конгруэнтен ‑ и даже, в определенной мере, альтернативен ‑ традиционной практике психологического образования педагогов, в которой считается, что студентам педагогических направлений подготовки достаточно дать возможность освоить определенный набор психологических дисциплин, представляющих психологию как науку. При этом ориентация на будущую образовательную деятельность (образовательную, но не учебную!), задающая взаимосвязь содержания психологических дисциплин и логику их следования, лишь подразумевается. Результатом становится ощущение разработчиками основных образовательных программ неполноты освоения будущими педагогами психологических основ своей профессиональной деятельности. Это порождает стремление включать в учебные планы педвузов все новые разделы психологической науки.
Авторы последовательны в выстраивании содержания своей монографии. В ней психолого-педагогическая антропология, включающая учение о субъективной реальности человека, закономерностях ее развития в онтогенезе и условиях становления в образовании, обоснованно рассматривается как основа антропологии образования. А сам текст монографии логично раскрывает основные аспекты заявленной темы – от антропологических перспектив современного образования до психологии образования человека как учения о становлении субъективности в образовательных процессах.
Работа с рукописью монографии В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева не просто представляет интерес для читателя, она «затягивает», порождая личностные отношения. Как обычно, возникают «линейные» вопросы:
‑ Так ли я понимаю и реализую свое теоретическое, проектное и конструктивное психологическое знание в практической деятельности?
‑ Почему мне далеко не всегда удается создать условия для «появления» в аудитории со-бытийной общности?
‑ Как я могу обеспечить практически становление в сознании своих студентов ценности саморазвития?
Однако ассоциативно формируются и «нелинейные» размышления, стимулированные текстом монографии, хотя и не следующие из этого текста непосредственно. Приведу несколько таких размышлений.
1. Конечно, современным может считаться только такое образование, «которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; современное образование ‑ это развивающее и развивающееся образование » (см. с. 15). Как идеал это положение не вызывает сомнений. С ним сложно спорить. Но как воплотить этот идеал, как «сделать» образование в действительности развивающим и развивающимся?
2. Нужно понять, как появятся в стране «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников» (см. с. 19). Может, начать с немногого? Хорошо бы дидактически осмыслить текст данной монографии и предложить соответствующую учебную дисциплину для будущих педагогов. Причем поначалу эта дисциплина могла бы быть элективной.
Все вышесказанное, по моему убеждению, свидетельствует о том, что публикация монографии В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева «Введение в антропологию образования» внесет заметный вклад в развитие теоретико-методических основ профессионального педагогического образования. Она станет ценным научным источником не только для преподавателей психологических и педагогических дисциплин педагогических вузов и классических университетов, но и для аспирантов и магистрантов. Она также может быть полезной преподавателям педагогических колледжей и училищ, методистам и слушателям системы дополнительного педагогического образования, учителям, практическим психологам, администраторам образовательных учреждений.
Рецензент,
доктор педагогических наук, профессор
профессор кафедры педагогики
Приамурского государственного
университета имени Шолом-Алейхема Б.Е. Фишман
Учебное издание