72. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
73. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2010.
74. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995.
75. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М., 2000.
76. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Мы, взрослые, и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 11—12; 1991. № 1—2.
77. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
78. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск, 1996.
79. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2005.
80. Степанова М.А. Педагогическая психология и образовательная практика: заметки о предмете педагогическая психология // Вопросы психологии. 2008. № 1.
81. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
82. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2001.
83. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
84. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования — стратегическое направление развития образования. Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. М., 2008.
85. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и томах М., 1990. Т. 5.
86. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. М., 1990. Т. 6.
87. Ушинский. К.Д. Собрание сочинений: в 4-х кн. Т. 2. М, 2005.
88. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1.
89. Философия образования (Круглый стол) // Педагогика. 1995. № 4.
90. Шелер М. Положение человека в Космосе // Мир философии. М., 1991.
91. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993.
|
92. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
93. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1—2.
94. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6.
95. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.
96. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
97. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
98. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
99. Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. 2006. № 6.
100. Якиманская И.С. Педагогическая психология. М., 2008.
Приложение
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
АНТРОПОЛОГИЯ — в самом широком, общефилософском значении представляет собой целостный взгляд на человеческую реальность с точки зрения определенной системы гуманитарного знания. В современном гуманитарном знании выделяют целый блок так называемых региональных (акцентных, аспектных)антропологий (религиозно-философская, психологическая, педагогическая), в которых понятие «человек» полагается в качестве основной мировоззренческой категории, составляющей основу антропологического принципа. В педагогике антропологический принцип наиболее полно был реализован нашим замечательным педагогом и философом К.Д. Ушинским в своем фундаментальном труде — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Антропология ОБРАЗОВАНИЯ — взгляд на образование с позиций становления в нем человеческой реальности во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Представляет собой единство мировоззренческих (ценностно-смысловых) и теоретико-методологических (инструментальных) оснований построения практики развивающего образования как практики становления полного, всего человека; человека — как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия, перед Богом.
|
Антропология ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — комплексное знание о закономерностях становления собственно человеческого в человеке в пределах его онтогенезаи практики культивирования в образовательных процессах субъектных способностей человека. Ядро психолого-педагогической антропологии составляют знания психологии человека как учения о субъективной реальности, психологии развития человека как учения о развитии субъективной реальности на этапах онтогенеза и психологии образования человека как учения о становлении субъективной реальности человека в образовательных процессах.
АНТРОПО-ПРАКТИКА — гуманитарная практика, ставящая задачи культивирования фундаментальных способностей человека. Образование как антропо-практика — это выращивание и формирование в образовательных процессах человека во всей полноте его человеческих проявлений. Суть антропо-практики составляет осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций (в том числе — и образовательных), в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности в деятельности, в общественной жизни, в культуре и в собственной жизни.
|
АНТРОПОТЕХНИКИ — способы работы с субъективной реальностью, основанные на теоретико-мировоззренческих представлениях о сущности становящегося человека и включающие практические действия по их реализации в антропо-практике.
ВЗРОСЛЕНИЕ — процесс образования как становления жизнеспособного человека в интервале жизни; вбирает в себя становление многообразных телесно-органических, нейро-физиологических, психофизиологически и собственно психологических структур и функций человека.
ВОСПИТАНИЕ — процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе, в котором происходит освоение духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, становление его личности и индивидуальности. Основной смысл воспитания — становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности.
ВЫРАЩИВАНИЕ (ВЗРАЩИВАНИЕ) — образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного индивида, решение задач взросления человека педагогическими средствами. Выращивание включает в себя деятельность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физически и психологически здоровых детей, подростков, юношей и девушек. Основная роль в процессе выращивания жизнеспособного человека принадлежит родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — всеобщий способ отношения сообщества людей к условиям своей жизни (вне своей конкретной результативности), всеобщая форма практики во всей ее культурно-исторической развертке как практикование самого бытия человека, деятельное преображение человеческой реальности, превращение ее в действительность.
Деятельность ИССЛЕДОВАНИЯ — буквально, движение по следам — может быть описано известной формулой Гегеля: цель — средство — результат. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»). Результатом исследования в образовании является открытие новых источников образовательных ресурсов.
Деятельность КОНСТРУИРОВАНИЯ — буквально, структурирование, придание формы чему-либо — можно описать известной методологической схемой: материал — орудие — продукт (с заданными свойствами). Отношение к деятельности в целом — это оценка качества продукта конструкторской деятельности; ее следствием в образовании оказывается создание принципиально нового ресурса развития и совершенствования образования.
Деятельность ПРОЕКТИРОВАНИЯ направлена на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); описывается следующей схемой: замысел — реализация — последствия. Главный смысл проектирования в образовании — это раскрытие его неочевидных ресурсов, т.е. обогащение ресурсной базы образования.
Деятельность УПРАВЛЕНИЯ — нормирование любой деятельности по правилу (норме) — возможно описать известной схемой П.Я. Гальперина с некоторым уточнением: ориентировка (в условиях деятельности) — исполнение (по адекватной оргпрограмме) — норма функционирования системы деятельностей (некоего производства). Отношение и удержание деятельности в целом — контроль базовых параметров основной деятельности, над которой осуществляется управление; главный смысл этой деятельности — распределение и реализация наличных ресурсов.
Деятельность УЧЕБНАЯ — ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания. Цель учебной деятельности — обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Деятельность ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — деятельность, реализуемая в сфере образования. Образование какопределенная форма общественной практики включает в себя систему деятельностей, структур организации и механизмов управления. Образовательная деятельность есть всеобщий способ становления и развития духовно-практического и культуросообразного существа.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ — результаты знаниево-ремесленного типа образования; знания — элементы сознания человека, позволяющие ему адекватно ориентироваться в смысловом и физическом пространстве, умения — способность человека выполнять определенные (в том числе профессиональные) действия, навыки — устойчивые стереотипы поведения человека, позволяющие ему с минимальными усилиями выполнять определенные типы действий (теоретические и практические задания).
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирования специальных способностей. Процесс инкультурации фиксирует достаточно очевидный факт — чтобы быть культурным человеком, необходимо по-человечески обращаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить общечеловеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и т.п.), понять смысл совершаемых действий и усвоить способы деятельностно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами культуросообразного общения и поведения. Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — владение, обладание человеком (учеником, профессионалом) соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентный человек проявляет осведомленность в конкретном вопросе и успешность действия в определенной ситуации.
КОМПЕТЕНЦИЯ — интегральное субъективное образование, одновременно включающее в себя когнитивный, профессионально-деятельностный, мотивационный, этический, социальный компоненты. Образовательная компетенция — заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное в конкретной совокупности взаимосвязанных ориентаций, знаний, умений, навыков, реального опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
КРИЗИС (от греч. krisis — поворотный пункт, исход, суд, решение) — резкий, крутой перелом в течении какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.
Кризис ДЕТСТВА — разрыв между жизнью взрослых и детей и, как следствие этого, потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между сегодняшним и завтрашним днем его развития. Дети не находят в жизни взрослых таких образцов, которые вызывали бы у них восхищение и желание подражать им. Взрослый выступает перед ребенком не как представитель, «олицетворитель» норм и форм общественной жизни, а лишь как носитель частных черт и качеств.
Кризис ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ — кризис адаптации к новым условиям образовательной среды. Проблемы адаптации возникают в ситуации перехода из одной образовательной среды в другую, в частности — при переходе от дошкольной к школьной ступени образования, при входе в систему профессионального образования. Кризис перехода в развитии и образовании, по сути, нормален и имеет глубочайший антропологический смысл именно в логике прогрессирующего развития субъектности в собственной деятельности, личности во взаимоотношениях с другими, уникальной индивидуальности перед лицом абсолютного Бытия.
МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, обозначающее целостность средств, способов, техникодновременно мыслительной и практической работы. В методологии мыследеятельность — это плоскость умных действий, принадлежащих одновременно мышлению и практике. В мыследеятельностном подходе к образованию речь идет о формировании общих способностей мышления и деятельности, которые и полагаются в качестве главного образовательного результата. Важнейшей характеристикой данного подхода становится выработка его особой направленности на деятельность субъекта в целом.
НАУЧЕНИЕ — процесс усвоения той стороны социокультурного опыта, которая связана с выработкой у каждого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщенные способы действий. Процесс научения отличается своей направленностью на внутренние, идеальные средства и способы преобразующего отношения с окружающим миром. Результатом процесса научения как естественного процесса обретения опыта выступает владение общими способами познавательной деятельности. В процессе научения приобретается желание и умение учиться, потребность в самосовершенствовании, в самообразовании.
ОБРАЗОВАНИЕ — одна из форм общественной практики, имеющая два стратегических ориентира: на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям). В современном обществе отчетливо выявляются три образа образования или три его фундаментальных интерпретации: 1) образование как сфера общества, самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы. 2) образование как универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования. 3) образование как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры.
Образование БЕЗОПАСНОЕ — образование, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья школьника на протяжении всех лет обучения. В безопасном образовании критерии благополучия и развития ребенка выступают исходной точкой и инвариантом педагогической системы, основами прогнозирования и выявления влияния педагогической практики на ребенка, определения «личностной цены» достижения результатов образовательного процесса.
Образование ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ — институты образования, дополнительные к основному образованию и достраивающие его дополного образования, формирующего полноту и целостность человеческой реальности. Дополнительное образование следует отличать от форм внешкольной или внеклассной работы, решающих узкоспециализированные задачи (до-профессиональной подготовки, организации досуга школьников и т.п.); в дополнительном образовании речь идет о системе восполняющего образования.
Образование ИННОВАЦИОННОЕ — образование, отличное от существующей практики, направленное на ее преобразование, либо на порождение принципиально новой практики. В настоящий момент главный акцент научных исследований и комплексных инновационных разработок связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, нового профессионализма современного педагога. Здесь важно, чтобы результаты исследовательской работы становились научным основанием для грамотно выстроенных и реализуемых образовательных проектов, а результаты проектных разработок оказывались источником новых научных идей и новых направлений исследования.
Образование ОСНОВНОЕ — принятая в обществе система обязательного образования, реализуемая в устойчиво функционирующих образовательных институтах.
Образование ПОЛНОЕ — образование, представляющее собойединство многообразия его процессов и форм, нацеленных на формирование полноты и целостности человеческой реальности. Полное образование решает проблему развития целостного человека — полноценного развития его физических, психических, социальных и духовных способностей и качеств. Точкой восполнения основного образования его дополнительными формами является конкретный ребенок, ставящий перед педагогикой проблему полноты образования как полноты раскрытия и развития его многообразных и часто — неочевидных способностей.
Образование и ПСИХОДИАГНОСТИКА — проблема оценки образовательно-развивающего эффекта образовательных программ; включает задачи построения целостной и надежной системы контроля за ходом развития ребенка в образовательном пространстве, разработки диагностической системы сравнительной оценки развивающего эффекта различных практик обучения и воспитания, предварительной экспертизы инновационных практик обучения и воспитания.
Образование и РАЗВИТИЕ — центральная проблема психологии образования, фиксирующая реальность взаимозависимости целенаправленных внешних («искусственных») воздействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека. Перспективным разрешением реального противоречия образования и развития возможно лишь в понятийном поле такой синтетической категории, как развивающее образование. Здесь возможно сразу же удержать и все смыслы процессов развития (по сущности природы, по сущности социума, по сущности человека) и поставить им в органичное соответствие такое представление, как полное образование — основное и восполняющее (дополнительное, укладное, специальное).
Образование РАЗВИВАЮЩЕЕ — теория и практика становления в образовательных процессах способности к саморазвитию и самообразованию.Саморазвитие — это цель и ценность антропологически ориентированного, подлинно развивающего образования. Подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует цель и ценность саморазвития.
ОБРАЗОВАНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ — внутренняя функция образования, направленная на внутреннее обустройство, на обеспечение его жизнедеятельности (функционирование и развитие) в соответствии, во-первых, с образовательной идеологией своего времени, требованиями педагогической науки, запросами образовательной практики и, во-вторых, — с внутренней логикой и закономерностями развития самой системы образования. Управление образованием — отдельная деятельность субъектов образования или деятельность по регуляции процессов и деятельностей в образовании.
ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТЫ — службы и центры (психологические, методические, экспертные, консалтинговые и т.п.), обслуживающие образовательные учреждения. Особенность институтов образования состоит в том, что составляющие их службы и центры ставят во главу угла интересы образующегося; они и создаются для достижения главной цели образования — повышения его качества во всех образовательных институтах: в детских садах, общеобразовательных школах, колледжах и техникумах, вузах, институтах повышения квалификации и максимального развивающего эффекта образовательных программ институтов.
Образования ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — характеристика образования, связанная с обеспечением оптимальности перехода индивида с одной ступени образования на другую и нормальности, а главное — полноценности его развития — как на переходе, так и в границах конкретной ступени. С этой же проблемой обычно тесно увязывается также и вопрос о непрерывности — как образования, так и развития человека в течение всей его жизни. Подлинный смысл проблемного поля «преемственности и непрерывности» связан со сложнейшей задачей одновременного сопряжения и десинхронизации двух реальностей: с одной стороны, непрерывности образования, его эстафетности, с другой — принципиальной дискретности развития, его этапности.
Образования ПРОЦЕСС — процесс прижизненного приобретения человеком спонтанного субъектного опыта; способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения могут осваиваться индивидом спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия с взрослыми, через язык и речь, посредством предметного контекста жизнедеятельности и т.п. Выделяют четыре формы процесса образования — взросление, научение, социализация, инкультурация, каждая из которых существует как вполне определенная и относительно независимая от других форма человеческой жизнедеятельности.
Образования СТУПЕНЬ — характеристика образования, заданная необходимостью обеспечения поступательного развития человека; выделяют отроческую, подростковую, юношескую, взрослую ступени образования со своими специфическими задачами развития человека в пространстве образования. Ступень образования отличают от уровня образования (начальная, основная, старшая, высшая школы) со своими формами институализации и вида образования (общеобразовательное, гимназическое, лицейское, кадетское, профессиональное и др.) в рамках определенного типа — среднего общего образования.
Образовательная ПОЛИТИКА — это деятельность субъектов образования, общественных институтов и властных структур по определению общенациональной системы социальных приоритетов в образовании и целенаправленной деятельности по их претворению в жизнь. Образовательная политика решает «внешние» по отношению к образованию — политические, социально-экономические и социокультурные — задачи, обеспечивает проектирование, выстраивание и развитие системы образования как социальной практики в соответствии с потребностями и общей логикой общественного развития, с его новыми задачами и тенденциями; осуществляет функцию самоопределения образования среди других общественных практик.
Образовательная ПРАКТИКА — образование, понимаемое как практика реализации образовательных программ различного уровня и типа.
Образовательная ПРОГРАММА представляет собой описание содержания и специфики организации образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени образования. Основанием образовательной программы являются две составляющие — психологическая и педагогическая. Психологическая составляющая дает описание возрастно-нормативной модели развития детей на определенной ступени образования. Педагогическая составляющая представляет собой модель возрастно-ориентированной системы педагогической деятельности. Каждая образовательная программа представляет собой систему действий педагога и образовательных смыслов его действий, сопряженных с действиями учащегося и с его индивидуальными смыслами.
Образовательная СИТУАЦИЯ — точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития.
Образовательная СРЕДА — социокультурное содержание образования; центрирует в себе цели, содержание, организацию образования в конкретной социокультурной ситуации, определяет вектор и состав становящихся в образовании способностей и качеств человека, развивающий потенциал образования. Развивающе-образовательный потенциал образовательной среды характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал) и ее структурированностью (способом организации). Само возникновение и существование образовательной среды обусловлено самими субъектами образования — и как живыми носителями предметного содержания культуры, и как персонификаторами данного содержания образования. И связь здесь прямая: чем больше субъектов образования, тем более богатой, насыщенной, более плотной и многообразной становится образовательная среда. Насыщенность образовательной среды возрастает с привлечением социальных партнеров в образование.
Образовательная СФЕРА — одна из проекций образования; образование как общественная сфера может быть представлено как образовательное пространство, включающее три взаимосвязанные предметные проекции — образовательные среды, образовательные институты, образовательные процессы — и два механизма обеспечения его жизнедеятельности: образовательную политику и управление образованием.
Образовательная ТЕХНОЛОГИЯ — вид гуманитарной технологии;направлена на производство (и воспроизводство) собственно человеческого в человеке: его смыслов, ценностей, позиций, в том числе деятельностных и профессиональных. Данная технология есть всеобщее средство становления в нашей русско-европейской культуре такой родовой способности человека — как субъектность и в его собственной жизни, и в его собственной деятельности. Формирование самобытности человека есть предельный результат реализации образовательной технологии. Поскольку она изначально предполагает наличие особым образом организованной образовательной общности, то гуманитарная технология, оформляющая ее, предшествует и «сопровождает» образовательную технологию в течение всего ее жизненного цикла, то есть создает для нее фундаментальные условия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ — новый тип рационального знания, синтезированного и целостного, предметной областью которого выступает образование во всех его фундаментальных интерпретациях. Основу образовательного знания составляет комплексное знание об образовании как всеобщей культурно-исторической форме становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры. Отличительными чертами образовательного знания являются его многоаспектность, интегральность (целостность), практичность, опора на педагогический опыт. В самом общем, содержательном смысле образовательное знание — это синтезированная совокупность религиозно-философских принципов, гуманитарных знаний, педагогического опыта, призванных преодолеть рассогласование и разнородность двух типов производств: «производства» культурного человека в образовании и «производства» знания о строении и базовых процессах самого образования. Становление такой системы предполагает соотнесение и синтез многих знаний и ценностей различного статуса и модальности — научных и жизненно-практических, духовных и политических, этических и эстетических.
Образовательное ОБЩЕСТВО — общество, в котором само образование становится личностно значимым, а образованность — общественной ценностью и национальным достоянием. В таком обществе образование выполняет историческую миссию: обеспечивает целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь, детско-взрослой и учебно-профессиональной общностей.
Образовательный ИНСТИТУТ — соорганизованная система деятельностей субъектов образования; образовательные институты нормативно закрепляют и организуют содержание образовательной среды. В составе образовательного института содержание образования выступает как вполне определенная культурная модель образовательного института, как нормативно закрепленная структура совместной деятельности субъектов образования. Образовательные институты в многообразии их организационных форм реализуют образовательные программы, адекватные определенной ступени образования.
Образовательный ПРОЦЕСС — содержание и конкретные способы деятельности субъектов образования; характер образовательных процессов задается типом институтов и образовательных сред. Образовательный процесс целенаправленно ориентирован и организован, предполагает вполне определенные способы достижения целей. Образовательный процесс как специально организованный осуществляется в том случае, если образцы культуры не представлены в формах реальной жизни индивида и поэтому не могут быть освоены в естественной форме.
Образовательный РЕСУРС — характеристика образовательно-развивающего потенциала социокультурной среды; чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности (наука и искусство, театр и киностудия, экологическая экспедиция и производительный труд) будет преобразовано в содержание образования, тем выше ее образовательный ресурс. Создание образовательного ресурса должно выступить особой и во многом нетрадиционной педагогической задачей — превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования, т.е. в собственно образовательную среду. При этом по самой сути ресурса его формирование, обогащение и распределение является прежде всего предметом организационно-управленческой деятельности.