Только при наличии хорошего общения команда может достичь успеха, идет ли речь о семье, компании, миссионерской организации или футбольном клубе. В результативных командах есть члены команды, которые постоянно обмениваются мнениями друг с другом. Общение способствует повышению ответственности и сплоченности, а они в свою очередь питают действие. Если вы хотите, чтобы ваша команда функционировала на высочайшем уровне, члены команды должны иметь возможность для обмена мнениями.
ВАЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Неэффективная коммуникация может привести к комическим ситуациям. Очень давно я столкнулся с примером такой ситуации. Это был ряд служебных записок одного из университетов:
Ректор университета проректору по учебной работе: В следующий четверг комета Галлея появится над нашим университетом. Это событие происходит один раз в 75 лет. Сообщите деканам, чтобы они собрали преподавателей и студентов на спортивной площадке и объяснили им это явление. Если будет идти дождь, то отмените наблюдение на открытом воздухе и соберите всех в гимнастическом зале для просмотра фильма об этой комете.
Проректор по учебной работе деканам: По распоряжению ректора в следующий четверг комета появится над спортивной площадкой. Если будет идти дождь, то отмените занятия и соберите преподавателей и студентов в гимнастическом зале, где будут показаны фильмы, — феноменальное явление, которое случается только один раз в 75 лет.
Деканы преподавателям: По распоряжению феноменального ректора в следующий четверг комета появится в гимнастическом зале. Если будет идти дождь над спортивной площадкой, то ректор отдаст другое распоряжение — это происходит каждые 75 лет. Преподаватели студентам: В следующий четверг наш ректор появится в гимнастическом зале вместе с кометой — это происходит каждые 75 лет. Если будет идти дождь, то ректор отменит комету и приказывает нам всем выйти на нашу феноменальную спортивную площадку.
|
Письма студентов своим родителям: Если в следующий четверг пойдет дождь над спортивной площадкой, феноменальный 75-летний ректор отменит все занятия и появится перед всеми в гимнастическом зале вместе с Билли Галлеем и "Кометами".
Скотт Адаме, создатель комикстрипа "Дилберт", мастерски описал организацию, в которой каждый делал все возможное, чтобы подорвать основы коммуникации. Босс отправляет служащего работать в течение года над аннулированным проектом, затем понижает его в должности за то, что тот потерял так много времени. Сотрудники отдела по маркетингу постоянно придумывают нелепые товары и навязывают их общественности, затем требуют от инженеров их изготовления в невероятные сроки. Чем более высокое положение занимают служащие, тем они невежественнее. "Мыслителей" наказывают, ленивые получают награды, и каждое решение является случайным. Это очень смешной комикстрип. Печально то, что очень многие американские служащие похожи на его героев.
Если вам когда-либо приходилось работать в команде, члены которой никогда не обменивались информацией о происходящем, то вы знаете, к каким негативным последствиям приводит плохая коммуникация. Команда начинает испытывать затруднения, потому что никто не знает, что стоит на повестке дня. Важные задачи остаются нерешенными, потому что каждый считает, что кто-то другой занимается решением поставленной задачи, или имеет место дублирование работы. Отделы внутри организации ведут борьбу между собой, так как каждый из них считает, что остальные участвуют в подрывной работе.
|
Ричард Уэллинс, Уильям Бихам и Джин Уилсон в книге "Команды, наделенные полномочиями" утверждают: "Коммуникация связана с манерой и степенью взаимодействия членов команды внутри команды и с теми, кто находится вне команды. Она также связана с тем, как члены команды разрешают конфликты, принимают решения и осуществляют ежедневное общение".
ПРИМЕР ДРУГОЙ КОММУНИКАЦИИ
Отличным примером, раскрывающим всю сложность и важность эффективной коммуникации, может служить поведение игроков профессиональной футбольной команды за тридцать секунд до начала розыгрыша комбинации. Когда завершается одна из комбинаций, то у атакующей команды есть только сорок секунд для подготовки следующей. В это время ведущий игрок сначала решает, достаточно ли времени у команды для совещания на поле. Если "да", то он созывает игроков для обсуждения комбинации. Если "нет", то показывает жестом у линии, где игроки сгрудились вокруг мяча, что сам начнет разыгрывать комбинацию.
На многих играх профессионального американского футбола команда выстраивается в определенном порядке, затем перед розыгрышем комбинации игроки разворачиваются, чтобы постараться привести противника в замешательство. Если времени недостаточно, то ведущий игрок сообщает остальным игрокам, чтобы они не делали дополнительных шагов, а просто выстроились в порядке, который необходим для начала комбинации.
|
Когда одиннадцать игроков атакующей команды подходят к линии, то каждый из них следит за действием защиты и прислушивается к репликам игроков своей команды. Нападающие форварды, которые принимают участие в блокировке, обращают внимание на то, что представляют собой игроки противника и какие позиции они занимают. Игрок центра, который передает мяч ведущему игроку, обычно отвечает за передачу информации остальным членам команды о плане действий по блокировке при переходе к защите.
Тем временем ведущий игрок оценивает состояние защиты противника. Если он считает, что комбинация, которая была обсуждена во время совещания на поле, потерпит неудачу, то он, вероятнее всего, сообщит об изменении комбинации у линии, где игроки сгрудились вокруг мяча. Если игроки защиты противника выстроены таким образом, что первоначальная комбинация по атаке может сработать, но план действий по блокировке при переходе к защите может потерпеть неудачу, то ведущий игрок вносит изменения в действия защитников своей команды.
Вместе с тем ведущий игрок, защитники и принимающие игроки стараются предвидеть необычные действия со стороны зашиты противника, например, привлечение дополнительных игроков для стремительной контратаки на ведущего игрока. Если атакующая команда чувствует приближение контратаки, то без лишних слов принимающие игроки и защитники изменяют свою тактику в соответствии с заранее разработанным альтернативным планом действий и надеются, что все остальные члены команды поступят аналогичным образом.
Американский футбол — чрезвычайно сложный вид спорта. Случайный наблюдатель может и не заметить, каким большим объемом информации обмениваются игроки перед розыгрышем каждой комбинации. Иногда это трудно уловить. Игроки кодируют информацию. Они используют жесты. Игрок может просто сделать жест и тем самым передать большой объем информации другому игроку команды. Иногда ведущий и принимающий игроки просто обмениваются взглядом, и этого достаточно для того, чтобы выиграть комбинацию.
ОБЩЕНИЕ В ВАШЕЙ КОМАНДЕ
"Если бы мне пришлось назвать единственный универсальный инст-румент руководства, то это было бы общение". Джон Гарднер |
Общение в вашей команде может совершенно отличаться от того, что происходит на футбольном поле. Но успех вашей команды и способность членов команды к совместной работе в той же мере зависят от эффективности общения. Позвольте мне представить вам некоторые основные направления, которые помогут вашей команде улучшить работу в этой области. Любая команда должна знать, как развивать эффективное общение в четырех областях.
1. Общение лидера с членами команды
Джон Гарднер отмечал: "Если бы мне пришлось назвать единственный универсальный инструмент руководства, то это было бы общение". Возможно, вам известны мои книги по руководству, тогда вы знаете, что я считаю, что все начинается и замыкается на умении быть лидером. Но то, что я не упоминал раньше, — успехи руководства зависят от общения. Вы должны обладать умением общения, чтобы эффективно руководить другими. Если вы являетесь лидером команды, то воспользуйтесь следующими нормами в своей деятельности во время общения с членами своей команды:
• Будьте последовательны. Ничто не разочаровывает членов команды так сильно, как нерешительность лидеров. Одной из причин того, что Гордон Бетьюн сумел склонить на свою сторону членов команды, явилось то, что он был последователен в своем общении с командой. Его служащие всегда знали, что могут доверять ему и тому, что он говорит.
• Высказывайтесь ясно и определенно. Члены вашей команды не смогут эффективно работать, если они не будут знать, чего вы хотите. Не старайтесь поразить кого-нибудь своим интеллектом — производите благоприятное впечатление на членов команды своей прямотой.
• Будьте вежливы. Каждый заслуживает уважительного отношения независимо от его положения и тех взаимоотношений, которые сложились у вас с ним. Если вы будете вежливы, то вы создадите хорошую атмосферу во всей организации.
Никогда не забывайте об этом, потому что вы являетесь лидером, и ваше общение задает тон взаимодействию между членами вашей команды. Поведение членов команды всегда отражает поведение их лидеров. И всегда помните о том, что эффективное общение никогда не бы-
вает односторонним. Оно не должно быть властным и нетерпимым. Лучшие лидеры способны выслушать, побудить к разговору и поддерживать участие в нем.
2. Общение членов команды с лидером
Хорошим лидерам команды не нужны подхалимы. Лидеры заинтересованы в открытом и искреннем общении. Даже автократический киномагнат Сэм Голдвин язвительно замечал:
"Я хочу, чтобы мои люди высказывались и были искренни, даже если это будет стоить им потери работы".
Я всегда стремился к тому, чтобы члены моей команды говорили со мной открыто. Во время встреч с ними часто возникают плодотворные мысли. Замечание или наблюдение члена команды действительно может помочь всей команде. Иногда возникают разногласия. Но это не играет существенной роли, так как у нас сложились достаточно прочные взаимоотношения для преодоления конфликтных ситуаций. Вынесение вопросов на всеобщее обсуждение всегда способствует улучшению работы команды. Мне не хотелось бы, чтобы кто-то из членов команды сказал: "Я предвидел, что это не сработает". Если вам заранее известно об этом, то самое время поделиться своими сомнениями.
Помимо откровенности необходимо, чтобы члены команды уважительно относились к своему лидеру. Возглавлять команду не так уж просто. Необходимо приложить максимум стараний. Необходимо жертвовать собой. В этой работе приходится принимать жесткие и иногда непопулярные решения. Мы должны уважать человека, который согласился сыграть эту роль, и быть преданными ему.
3. Общение между членами команды
Писатель Чарли Бровер отмечал: "Не многие добиваются успеха, пока этого не захотят многие". В команде, которая стремится к успеху, все ее члены должны следовать общей цели. Для достижения этой цели необходимо: Оказывать поддержку. Бывший игрок НБА Ирвин Мэджик Джонсон перефразировал слова, сказанные президентом США Джоном Кеннеди, для того, чтобы дать определение "поддержке": "Спрашивайте не о том, что члены команды могут сделать для вас, а о том, Вы можете сделать что вы можете сделать для членов команды". Общение, которое сфокусировано на том, чтобы давать, а не на том, чтобы брать, выводит команду на качественно новый уровень.
• Думать о текущих делах. Члены команды, которые занимаются "пережевыванием" старых проблем и постоянно открывают старые раны, не принимают участия в совместной работе. И если они не будут работать вместе со всеми, то они погибнут. Как отмечал "малыш" Рут: "У вас может быть самая большая в мире группа отдельных звезд, но если они не будут играть вместе, то команда гроша медного не будет стоить".
• Быть доступным. Команды похожи на небольшие сообщества, которые развиваются только тогда, когда их члены искренни друг перед другом. В своей книге "Другой звук" психиатр Скотт Пек отмечает: "Если ы хотим придать значимость слову "сообщество", то мы должны употреблять его в отношении группы отдельных личностей, которые н.>/чились честному общению друг с другом, и их взаимоотношения не скрываются за маской хладнокровия".
Успех или поражение команды зависит от уровня общения ее членов. Мартин Лютер Кинг-младший заявлял: "Мы должны научиться жить вместе, как братья, или погибнуть вместе, как дураки". Если взаимодействие является эффективным, то действия, предпринимаемые командой, будут эффективными. Взаимодействие питает действие. В этом заключается сущность закона общения.
4. Общение между командой и обществом
Для большинства команд важно не только общение в рамках команды. Большинство команд взаимодействуют с "внешним миром": клиентами, покупателями или заинтересованными лицами. Взаимоотношения с теми, кто находится вне команды, должны строиться на основе чуткости, отзывчивости и реальности. Если члены команды вежливы с теми, кто к ним обращается, своевременно отвечают им, серьезно относятся к обещаниям, то команда будет преуспевать. Те, кто находится вне команды, почувствуют заботливое отношение к своим нуждам.
С другой стороны, когда речь заходит об общении с теми, кто не принадлежит к команде, то существенную роль играет сплоченность команды. Чем больше независимы члены команды, тем труднее команде общаться с другими: трудно заставить орлов лететь в определенном порядке. Единство обладает поразительной силой.
В давней истории, которую я услышал, когда жил в центральной части страны, рассказывалось о соревновании лошадей на выносливость, проводимом во время сельской ярмарки. В этом соревновании побеждала лошадь, которая могла тащить сани с максимальным грузом. В одном из соревнований победила лошадь, которая смогла тащить 4 500
фунтов. Второе место заняла лошадь, протащившая 4 400 фунтов. Чтобы выяснить, какой груз смогут тащить эти две крепкие лошади, их запрягли вместе. Результат — более 12 000 фунтов, что на 33% превышало их индивидуальные показатели.
В единстве заключена большая сила. Я всегда говорю членам моей команды во время поиска творческих идей и планирования о необходимости выносить на обсуждение все идеи и критические замечания. Мы должны обсудить план действий во всех подробностях. Но после обсуждения мы должны сохранять единство, несмотря на разногласия или критику. Мы продолжаем оставаться сильной командой.
Работать вместе означает вместе побеждать |
Работать вместе означает вместе побеждать. Но никакая команда не сможет осуществлять совместную деятельность без общения. Необходимо взаимодействие, чтобы питать действие. Именно так все и происходит. Это закон общения.
ДЕРЖАТЬСЯ ВМЕСТЕ ИЛИ ПОГИБНУТЬ
Одним из самых ярких примеров важности общения и работы команды может служить поведение американских солдат, попавших в плен во Вьетнаме. По мере того как Америка все больше втягивалась в войну во Вьетнаме, увеличивалось число американских солдат, попавших в плен. В общей сложности 772 военнослужащие, в основном летчики, были захвачены в плен и заключены в тюрьму.
Большинство военнопленных находились в тюрьме Хоа Ло, которую называли "Ханойским Хилтоном". Там они подвергались ужасным пыткам и содержались в очень жестоких условиях. Многие из них погибли. Очень часто военнопленный ростом более шести футов весил всего лишь 120 фунтов. Самым трудным испытанием для большинства военнопленных была принудительная изоляция. Рон Блисс, бывший военнопленный, объяснял: "Вы изолированы от других. Вот где начинаются неприятности. Вы стремитесь достичь общения практически любой ценой. Если вас поймали и подвергли пыткам, то это представляется не столь существенным. Вы по-прежнему стремитесь к общению".
Северовьетнамцы в "Ханойском Хилтоне" пытались одержать победу над военнопленными: подвергали их физическим и душевным пыткам, держали в изоляции. Если у человека создастся впечатление, что все его бросили, то он потеряет надежду на спасение. Джерри Дрисколл, военнопленный, который считал, что его могут освободить через несколько месяцев, после того как узнал от другого военнопленного, что это может произойти через два года, так описал свое состояние: "Когда я в конце концов осознал это, Боже мой, придется так долго ждать... для меня
это был сильнейший удар. Я взял одеяло, сжал его в комок и... закричал от своего бессилия противостоять ситуации. Два года. Когда я успокоился, я сказал самому себе: "Хорошо. Я смогу выстоять. Я проживу эти два года". Как и следовало ожидать, прошло два года, еще два года и еще два года — в общей сложности почти семь лет".
СИСТЕМА СВЯЗИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Общение и связь были очень важны для военнопленных для того, чтобы вынести все пытки и выжить. Для осуществления этого общения пленные разработали оригинальную систему. Когда четверо военнопленных, Карлил Харис, Филип Батлер, Роберт Пил и Роберт Шумейкер, находились некоторое время в одной камере, они разработали систему кодирования сообщений на основе стука. Когда их разъединили, они воспользовались этой системой для общения и ознакомили с ней всех военнопленных, с которыми они смогли связаться. Через несколько месяцев почти все военнопленные знали систему кодов и использовали ее для передачи сообщений. "Раздававшийся стук делал здание тюрьмы похожим на убежище дятлов", — вспоминал бывший военнопленный Рон Блисс.
Пленные выстукивали сообщения по стенам, отделявшим тюремные камеры, или натягивали проволоку и дергали ее в соответствии с разработанной системой кодов. Во время подметания камеры или выгребания мусора они работали ритмично, посылая друг другу сообщения. Они также разработали систему жестов и другие способы передачи сообщений. Бывший военнопленный Томас Макниш отмечал: "Мы передавали объем информации, сравнимый по объему с "Войной и миром" несколько раз с помощью различных способов передачи информации"0.
Несмотря на то, что военнопленные были изолированы друг от друга, и многие, кто "вступал в разговор", никогда не видели лиц друг друга вплоть до освобождения, военнопленные стали командой. Они работали вместе. Они обменивались информацией. Они поддерживали друг друга. Они были такой сплоченной командой, что решили не покидать тюрьму, пока не будут освобождены все военнопленные. Только один военнопленный, матрос Дуглас Хегдал, вышел из тюрьмы раньше других, так как получил непосредственный приказ от капитан-лейтенанта Эла Стаффорда. Этот приказ был отдан по следующей причине: Хегдал запомнил имена 256 военнопленных, которые хотели обратиться за помощью к властям США.
Наконец в январе 1973 года в Париже был подписан договор о прекращении огня, что сделало возможным освобождение американских военнопленных. Они начали возвращаться домой 12 февраля, а 29 марта последние военнопленные покинули тюрьму "Ханойский Хилтон". В
общей сложности были освобождены 462 человека. Это число могло бы быть гораздо меньшим, если бы военнопленные не отыскали способ общения друг с другом и не вели борьбу за его сохранение. Взаимодействие питает действие. Взаимодействие военнопленных помогло им выстоять и держаться вместе как команда. В этом заключается ценность закона общения.
МЫСЛИ НА ЗАМЕТКУ О РАБОТЕ КОМАНДЫ
Общение усиливает сплоченность. СТАТЬ ЛУЧШИМ ЧЛЕНОМ КОМАНДЫ
Насколько вы преданны общению с другими членами команды? Вы оказываете поддержку всем, даже тем, кто не является вашими друзьями? Вы честны и чутки, даже если это не доставляет вам удовольствия? Вы "имеете зуб" против кого-либо в вашей команде? Если "да", то вы должны положить конец недоразумениям. Если существуют какие-то преграды на пути эффективного общения между вами и членами команды, то вам необходимо уничтожить их. Это ваш долг.
СТАТЬ ЛУЧШИМ ЛИДЕРОМ КОМАНДЫ
Как лидер организации, вы задаете тон общению. В этой главе я упоминал, что во время общения с членами команды лидер должен быть последовательным, высказываться ясно и определенно, быть вежливым. Но лидеры также должны обладать умением слушать. Когда лидеры не обладают умением слушать:
• Они перестают приобретать мудрость.
• Они перестают "слышать" то, что не было сказано.
• Члены команды перестают общаться друг с другом.
• Их безразличие распространяется на другие области.
В конечном итоге, неумение слушать приводит к враждебности, недопониманию и разрыву сплоченности команды.
Оцените ваше умение слушать. Попросите своего начальника, руководителя, коллег и подчиненных оценить ваше умение слушать. Если ваше умение будет оценено невысоко, спокойно выслушайте их мнение и продолжайте работу над собой, чтобы стать лучшим коммуникатором.
ЗАКОН ПРЕИМУЩЕСТВА