| Баллы | Показатели оценки |
| 1 | 2 |
| (ноль) | Невыполнение программы практики, раздела практики, отдельного задания практики. |
| (один) | Усвоение цели, задач, содержания практики на уровне узнавания, проявление ситуативного интереса к процессу прохождения практики, стихийное формирование отдельных профессиональных умений. Студент-практикант не может воспроизвести основное содержание текущих (и итоговых) заданий практики, не ориентируется в установлении структурно-логических связей, с трудом определяет объект и не распознает предмет технологического воздействия, выполняет работу лишь с помощью руководителя. |
| (два) | Неустойчивый интерес к результатам прохождения практики. Студентом-практикантом усвоены отдельные элементы содержания практики на уровне узнавания, а отдельные трудовые действия (задания практики) выполняются по образцу. Студент распознает отдельные элементы трудовых действий (заданий практики, фрагментов документов), различает разделы, виды работ практики. Связи теоретических (психологопедагогических и специальных) знаний с реальной действительностью не осознает, ориентировочная основа действий не сформирована и самостоятельно студент-практикант не в состоянии использовать имеющиеся знания и навыки. Технологическое мышление не развивается, логическая структура программы практики не усваивается. Студент испытывает значительные затруднения как на этапе осмысления реальной ситуации, так и в интерпретации полученных результатов; допускает много ошибок в реализации разделов программы при выполнении заданий практики. |
| (три) | Неустойчивый интерес к процессу прохождения и результатам практики. Преимущественно рецептивное усвоение профессиональных знаний, формирование умений и навыков (по принципу ’’делай так!“). Их отрывочность и бессистемность свидетельствуют о несформированности полной ориентировочной основы действий и являются источником затруднений при выполнении программы практики. Студент-практикант оперирует определенными теоретическими сведениями на уровне частичного воспроизведения, распознает суть и элементы заданий практики, способен выбирать алгоритм действий, применять педагогические приемы по осуществлению запланированной деятельности; часто обращается за помощью к руководителю. Достаточно уверенно действует по заданному руководителем образцу, но часто затрудняется, когда нужно выполнить те же действия в аналогичной ситуации самостоятельно. |
| 1 | 2 |
| 4 (четыре) | Отсутствие целевой установки на усвоение системы профессионально-технологических знаний, формирование умений; пассивное отношение к способам реализации программы практики, отдельных заданий; подражательный стиль исполнительских действий. Студент-практикант достаточно полно воспроизводит содержание практики, применяет специальные знания в знакомой ситуации, но затрудняется в разработке и осуществлении программы действий при незначительном изменении ситуации. Студент может формально характеризовать технологическую ситуацию, правильно выполняет приемы работы по осуществлению программы практики на основе использования инструкции руководителя. |
| (пять) | Довольно устойчивый интерес к процессу прохождения и результатам практики. Наличие пробелов в необходимых теоретикотехнологических и специальных знаниях, опыте их использования, что компенсируется высоким уровнем внимания и исполнительской активностью при выполнении заданий практики. Студент-практикант понимает и полно воспроизводит новый материал, умеет теоретически соотнести его с типичной производственной ситуацией, но в ходе решения конкретных задач практики допускает грубые ошибки. Правильно выполняет приемы работы по осуществлению программы практики с помощью инструкций - алгоритмов, заданных руководителем практики. Отсутствие целенаправленности в овладении системой профессиональных знаний, умений и навыков; слабые самодисциплина и самоконтроль. |
| (шесть) | Довольно устойчивый интерес к процессу профессиональной технологической деятельности. Минимально достаточная ориентировочная основа действий, наличие отдельных пробелов в теоретических и специальных знаниях. Благодаря инициативе и значительным познавательным усилиям студент-практикант достигает хорошего уровня знаний фактического материала и основных взаимосвязей, правильно применяет эти знания в типичных ситуациях. Правильно выбирает и осуществляет способы действий (деятельности) при выполнении заданий практики. Недостаточно развитые самооценка и самоконтроль приводят в отдельных случаях к неточностям при самостоятельном осуществлении отдельных составляющих программы практики, к неправильному конечному результату. |
| (семь) | Довольно устойчивый интерес к содержанию профессиональной деятельности, наличие положительного опыта использования теоретических и технологических специальных знаний и навыков при решении практических задач. Достаточно полно сформирована ориентировочная основа действий. Хорошее знание фактического материала и закономерностей осуществления целостного |
| 1 | 2 |
| технологического процесса. Студент-практикант умеет применять полученные теоретические и специальные знания в типичных ситуациях, выбирает и разрабатывает наиболее оптимальные пути осуществления конкретных действий и операций. Проявляет самостоятельность, стремление и готовность к выполнению отдельных заданий повышенной сложности; проявляются предпосылки к осуществлению самостоятельной производственной деятельности. | |
| 8 (восемь) | Устойчивый интерес к процессу осуществления и результатам технологической ознакомительной практики, полная ориентировочная основа действий, близкий к высокому уровень развития внимания и мышления. Хорошее знание профессионально-технологических фактов и зависимостей, правильное (но не всегда рациональное) использование этих знаний при выполнении заданий программы практики. Студент-практикант разрабатывает и выполняет алгоритм собственных действий, систематически осуществляет их контроль и корректировку, самостоятельно выполняет требования программы практики. |
| 9 (девять) | Устойчивый интерес к процессу и результату профессиональной деятельности, гибкая ориентировочная основа действий, высокий уровень развития технологического мышления. Отличное знание теоретических фактов и зависимостей, способность вносить коррективы и предложения в технологию осуществления программы практики. Правильное выполнение всех требований программы практики; владение навыками самоконтроля, адекватная самооценка и способность к рефлексии. |
| 10 (десять) | Устойчивый интерес к профессионально-технологической деятельности, гибкая ориентировочная основа действий с элементами творчества; глубокое понимание связи теоретического материала с реальным производственным процессом; высокий уровень педагогического мышления. Студент-практикант может самостоятельно разрабатывать собственную программу профессионально-технологических действий, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Ориентировочная основа действий отличается полнотой и обобщенностью, суждения - краткостью и рациональностью. Продуктивное использование учебного времени и высокая работоспособность, самостоятельность и целеустремленность в выполнении работы. Единство пытливой мысли и действия, инициативности и находчивости в нестандартной ситуации, требующей выхода на новый уровень профессиональных знаний (умений и навыков) и их применения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 − Земле- и водопользование хозяйства
| Вид угодий | Годы | |||
| 20__ | 20___ | 20___ | 20__ в % к 20__ | |
| Всего закреплено земли, га (Форма №9-АПК, код 870, гр. 1.) | ||||
| Площадь прудов, га (Форма №9-АПК, код 900, гр. 1.) | ||||
| Основные средства, всего на конец года, млн. руб. (Форма №5-АПК, код 010, гр. 6.) | ||||
| в т. ч. здание и сооружения (Форма №5-АПК, код 011, гр. 6.) | ||||
| из них сооружения (40 % от здания и сооружений) | ||||
| удельный вес сооружений в общей стоимости основных средств, % | ||||
| Произведено прудовой рыбы, ц (Форма №13-АПК, код 590, гр. 1.) | ||||
| Выход прудовой рыбы с единицы стоимости сооружении, ц/млн. руб. (кол-во пруд. рыбы: ст. сооруж.) | ||||
| Рыбопродуктивность прудовой рыбы, ц/га | ||||
| Валовой доход (Форма №6А-АПК, код 170, гр. 1.) | ||||
| Чистый доход (Форма №6А-АПК, код 170, гр. 1.) | ||||
| Приходится на 1 га прудовой площади, млн. руб.: | ||||
| валового дохода (Форма №6А-АПК, код 170, гр. 1.) (ВД: площадь прудов) | ||||
| чистого дохода (Форма №6А-АПК, код 170, гр. 1. - Форма №6А-АПК, код 180, гр. 1 – код 200,гр.1) (ЧД: площадь прудов) |
Выявить причины изменений показателей земле- и водопользования по годам и возможности расширения водной площади за счет заболоченных и других земель.
Изучить изменения численности работников, а также активность их участия в общественном производстве (табл. 2).
Таблица 2 − Наличие трудовых ресурсов
| Наименование показателей | Годы | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | ||
| Промышленно-производственные работники трудоспособного возраста Форма №5-АПК, код 110, гр. 1.) | ||||
| в т.ч. – работники-рыбоводы | ||||
| – служащие | ||||
| из них: руководители | ||||
| специалисты | ||||
| Работники не основной деятельности трудоспособного возраста, всего (код 120, гр. 1) | ||||
| из них: работники ЖКХ | ||||
| занятые на капитальном ремонте построек | ||||
| занятые на обработке рыбы | ||||
| занятые в торговле | ||||
| прочие | ||||
| Итого работников по хозяйству Форма №5-АПК, код 100, гр. 1.) (Всего, включая наемный персонал в колхозах) | ||||
| в т.ч. среднегодовое количество работников (Форма №6А-АПК, код 30, гр. 2.) |
Данные о численности работников необходимо взять из формы №5-АПК годового отчета рыбоводного предприятия.
В отчете привести анализ данных об уровне использования трудовых ресурсов (табл.3).
Таблица 3 − Уровень использования трудовых ресурсов
| Наименование показателей | Годы | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | ||
| Коэффициент трудообеспеченности | ||||
| Коэффициент использования трудовых ресурсов в течение года | ||||
| Нагрузка на работника, га: | ||||
| - выростных прудов I порядка (кол-во прудов I порядка / средне-годовое кол-во работников) | ||||
| - выростных прудов II порядка | ||||
| - нагульных |
Данные о производительности труда в предприятии представить в табл.4.
Таблица 4 − Производительность труда
| Наименование показателей | Годы | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | ||
| Среднегодовая численность работников, чел. (Форма №6А-АПК, код 30, гр. 2.) | ||||
| Выращено прудовой рыбы, ц. (Форма №13-АПК, код 590, гр. 1.) | ||||
| Выращено прудовой рыбы в соп. ценах, млн. руб. (Форма №6А-АПК, код 10, гр. 2.) | ||||
| Затраты труда на выращивание прудовой рыбы, чел.-ч. (Форма №13-АПК, код 590, гр. 4.) | ||||
| Трудоотдача товарной рыбы, ц./ чел.-ч. (кол-во прудовой рыбы: затраты труда) | ||||
| Трудоемкость товарной рыбы, чел.-ч/ ц (затраты труда: кол-во прудовой рыбы) | ||||
| Приходится валовой продукции, в соп. ценах на одного среднегодового работника, млн. руб. (Форма №6А-АПК, код 10, гр. 2.): (Форма №6А-АПК, код 30, гр. 2.) | ||||
| Затраты труда, чел.-ч.: (по данным рыбхоза) | ||||
| - на 1 га выкоса жесткой водной растительности ложа выростного пруда вручную | ||||
| - на 1 пог. м очистки от ила водосборных канав ложа выростных прудов | ||||
| - на 1 ц внесения минеральных удобрений из моторной лодки вручную в выростные пруды | ||||
| - на 1 ц внесения корма из моторной лодки вручную в выростные пруды |
Проанализировать размер, структуру и обеспеченность основными и оборотными средствами, оценить уровень обеспеченности средствами производства в хозяйстве. Данные, отражающие эффективность использования основных и оборотных фондов, представить в табл.5 и табл.6.
Таблица 5 − Основные средства производства
| Наименование показателей | Годы | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | ||
| Основные средства, всего на конец года, млн. руб. (Форма №5-АПК, код 010, гр. 6.) | ||||
| в т. ч. здания и сооружения | ||||
| машины и оборудование | ||||
| транспортные средства | ||||
| инструмент, инвентарь и принадлежности | ||||
| другие виды основных средств | ||||
| Среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, млн. руб. (Форма №5-АПК, код 010, гр. 3 и 6.) [ (на нач. года+на конец):2] | ||||
| Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб. (Форма №1, код 290, гр. 3 и 4.) [ (на нач. года+на конец):2] | X | |||
| Количество энергетических мощностей, л.с. (Форма №5 лист 7, код 770, гр. 3) | X | |||
| Произведено валовой продукции, в соп. ценах, млн. руб. (Форма №6А-АПК, код 10, гр. 2.) | X | |||
| Среднегодовое количество работников, чел. | х | |||
| Площадь прудов, га | х | |||
| Фондообеспеченность, млн. руб. | х | |||
| Энергообеспеченность, л.с. | х | |||
| Фондовооруженность, тыс. руб. | х | |||
| Энерговооруженность, л.с. | х | |||
| Рыбопродуктивность нагульных прудов, ц/га | х | |||
| Коэффициент использования эксплуатируемой производственной мощности | х | |||
| Фондоотдача, тыс. руб. | х | |||
| Фондоемкость продукции, тыс. руб.: | х | |||
| Получено прибыли (убытка), млн. руб. (Форма №7-АПК, лист 2, код 0420, гр. 5 или 6) | х | |||
| Норма прибыли, % (отношение годовой суммы прибыли от реализации товарной продукции к среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных фондов и среднегодовой стоимости оборотных средств, выраженное в процентах). | х |
Таблица 6 − Оборотные средства производства
| Наименование показателей | Годы | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
| 20___ | 20___ | 20__ | ||
| Производственные запасы и затраты, всего на конец года, млн. руб. (Форма №1, код 210, гр. 4.) | ||||
| в том числе: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты (Форма №1, код 211, гр. 4.) | ||||
| незавершенное производства и полу-фабрикаты (Форма №1, код 213,гр. 4.) | ||||
| готовая продукция (Форма №1, код 215, гр. 4.) | ||||
| товары отгруженные (Форма №1, код 216, гр. 4.) | ||||
| расходы будущих периодов (Форма №1, код 218, гр. 4.) | ||||
| Налоги (Форма №1, код 220, гр. 4.) | ||||
| Дебиторская задолженность (Форма №1, код 230, гр. 4.) | ||||
| Финансовые вложения (Форма №1, код 260, гр. 4.) | ||||
| Денежные средства (Форма №1, код 250, гр. 4.) | ||||
| Прочие оборотные средства (Форма №1, код 270, гр. 4.) | X | |||
| Всего оборотных средств, млн. руб. (Форма №1, код 290, гр. 4.) | ||||
| Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб. (Форма №1, код 290, гр. 3 и 4.) [ (на нач. года+на конец):2] | X | |||
| Приходится оборотных средств (среднегодовая стоимость), млн. руб.: | X | |||
| на 1 среднегодового работника (Кол-во обор. сред.: сред. кол-во работ.) | X | |||
| на 100 руб. основных средств [(Кол-во обор. сред.: сред. ст. основн. средств.) х 100] | X | |||
| Коэффициент полезного использование сырья и материалов | X | |||
| Выход готовой продукции из сырья и полфабрикатов, % | X | |||
| Денежная выручка от реализации продукции, млн. руб. (Форма №7-АПК, код 510, гр. 4.) | X |
Для определения специализации целесообразно определить структуру валовой и товарной продукции. Для расчета показателей специализации использовать данные форм №7-АПК, №9-АПК годового отчета рыбоводного предприятия.
Рассчитать уровень специализации (Ус):
Ус = (СТП главной отрасли: СТП по хозяйству) × 100, %.
где СТП - стоимость товарной продукции в сопастовимых ценах, руб.
Необходимо выделить главную, дополнительные и подсобные отрасли и указать специализацию хозяйства.
Изучить размер и структуру прудов. Установить причины и целесообразность отклонений в размерах и структуре прудов от нормативов.
Изучить и проанализировать показатели эффективности производства продукции рыбоводства (табл.7).
Таблица 7 − Уровень и эффективность производства прудовой рыбы
| Показатели | Годы | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | |
| Площадь прудов, га (Форма №9-АПК, код 900, гр. 1.) | |||
| Приходится на 1 га прудовой площади хозяйства, млн. руб.: | |||
| - среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных средств и текущих производственных затрат (без амортизации) [(Сред. ст. основн. средств. + текущие производственные затраты (без амортизации)(форма №13- АПК лист 1, код. 180, гр. 2 – гр. 5)]: прудовую площадь | |||
| - дополнительных производственных ресурсов | |||
| Плотность посадки рыбы, тыс. шт.: (по факт. данным рыбхоза) | |||
| личинок | |||
| годовиков | |||
| двухгодовиков | |||
| Расход кормов на 1 ц рыбы, ц к. ед. (Форма №14-АПК, код 070, гр. 1.: объем производства рыбы – всего Форма №13-АПК, лист 2, код 590, гр. 1) | |||
| Внесено минеральных удобрений, кг: на 1 га выростной площади (определяем коэффициент = факт. рыбопродуктивность делим на нормативную, затем умножаем на норму внесения, см. нормивы, приложения) | |||
| на 1 га нагульной площади | |||
| Рыбопродуктивность, ц/га | |||
| Объем производства рыбы – всего, ц | |||
| Затраты труда для производства рыбы, тыс. чел.-ч | |||
| Валовая продукция в соп. ценах, млн. руб. | |||
| Трудоотдача, млн. руб. /чел.-ч. | |||
| Трудоемкость, чел.-ч./ млн. руб. | |||
| Количество реализованной рыбы, т (Форма №7-АПК лист 2, код 420, гр. 1.) | |||
| Стоимость реализованной рыбы (денежная выручка), млн. руб. (Форма №7-АПК, код 420, гр. 4.) | |||
| Себестоимость реализованной рыбы, млн. руб. (Форма №7-АПК, код 420, гр. 3.) |
Данные для анализа эффективности производства использовать из формы №2 годового отчета предприятия. Необходимо наметить возможные пути повышения рентабельности продукции.
Таблица 8 – Экономические показатели производства прудовой рыбы
| Показатели | Годы | ||
| 20__ | 20__ | 20__ | |
| Себестоимость реализованной рыбы, млн. руб. (Форма №7-АПК, код 420, гр. 3.) | |||
| Прибыль – всего, млн. руб. (Стоимость реализованной рыбы - Себестоимость реализованной рыбы) | |||
| Уровень рентабельности выращивания рыбы, % [(Прибыль: Себестоимость реализованной рыбы) х 100] | |||
| Себестоимость реализованной рыбы, млн. руб. (Форма №7-АПК, код 420, гр. 3.) |
Каждая таблица должна сопровождаться кратким анализом приведенных данных.
Дать оценку:
1) принципам и методам рациональной организации и планирования производственных процессов в прудовом рыбоводстве;
2) системе ведения хозяйства;
3) формам хозяйствования в прудовом рыбоводстве;
4) состояния экономики рыбоводного предприятия.
К отчету приложить: годовой отчет рыбоводного предприятия за последний год; технологические карты выращивания рыбы; количество вносимых удобрений и извести; кормов; наличие техники; положение об оплате труда
ПРИЛОЖЕНИе Б