Карамель с шоколадной, пралиновой, прохладительной начинкой чаще всего делается с нижней рубашкой в перетяжку (в складку). Реже карамель в складку готовится с простой или молочной помадой, сбивной и фруктовыми начинками.
В этом случае пирог приготовляется следующим образом. От порции массы отделяют около 40% на нижнюю рубашку, оставляя 60% для верхней. Из нижней рубашки свертывают конверт, закладывают в него начинку и закрывают. Слегка раскатывая полученный пирог, придают ему цилиндрическую форму. Затем растягивают его и складывают по ширине. После этого пласт перевертывают на другую сторону, снова растягивают и складывают, на этот раз уже по толщине.
Таким образом продолжают вытягивание, складывание по ширине и по толщине и каждый раз перед вытягиванием перевертывают пласт на другую сторону. Складывание производится семь • раз. Шестой и седьмой раз складывают только по толщине, подгоняя длину получаемого пирога к размеру верхней рубашки. Поел,; этого производится завертывание в верхнюю рубашку.
- Каждое складывание увеличивает число складок вдвое. При семи складываниях получается 128 складок, которые дают возможность получить тонкостенную равномерную, рассыпающуюся при раскусывании карамельную соломку.
128 складок обычно делается в карамели с шоколадной, прали-новой и ореховой начинкой. Начинки сбивные и помадные при нормальной консистенции также позволяют сделать 128 складок. С жидкими начинками, в том числе и фруктовыми, делают 64 складки, сложив и вытянув пирог шесть раз.
На рис. 12 показан кольцевой складыватель позволяющий механизировать процесс складывания. Он представляет собой вращающуюся на вертикальной оси конусную чашу. Дно чаши выложено дощечкой, а борта фанерой. Вся внутренняя часть обшита полотном.
|
ита по
Рис. 12. Кольцевой складыватель. |
Приготовленный пирог с введенной в него обычным способом начинкой закладывается
"•yl^T^ „^ _ „ _ о
.._..„„ж„„ закладывается в карамелеподкаточную машину. Жгут, пройдя через калибрующе-вытягивающую машину, подается в кольцевой складыватель. Карамельный жгут должен направляться по внутренней стороне борта кольцевого складывателя и иметь скорость, равную окружной скорости края дна чаши; таким образом, достигается правильное укладывание жгута в виде спирали. Полученное многослойное кольцо из карамельного жгута снимается, складывается вдвое, завертывается в верхнюю рубашку и вновь закладывается в катальную машину. Далее, пройдя калиб-рующе-вытягивающую машину, жгут направляется в формующую машину.
ПО
ФОРМОВАНИЕ И ОХЛАЖДЕНИЕ КАРАМЕЛИ
ФОРМОВАНИЕ КАРАМЕЛИ
Целью формования является разделение карамельного жгута на отдельные карамельки и придание им определенной формы. Существует большое количество различных машин и приспособлений для машинного, полумеханизированного и ручного формования карамели. Наиболее распространены на наших фабриках цепные режущие и штампующие машины и начинают внедряться ротационные. В цепных машинах карамельный жгут, непрерывно поступающий из калибрующе-вытягивающей машины, захватывается и постепенно зажимается двумя расположенными одна над другой бесконечными цепями, двигающимися в одном направлении. При зажимании жгута происходит деление его на отдельные карамельки, при этом жгут не разрезается полностью. Между отдельными карамельками остается перемычка толщиной в 1—2 мм, из формующей машины карамельки выходят в виде непрерывной цепочки.
|
На режущей машине (рис. 13) происходит только разрезание карамельного жгута на отдельные карамельки. Получающаяся при этом карамель имеет форму «подушечки». Основной рабочей частью машины являются две бесконечные цепи (верхняя и нижняя) с ножами. Обе цепи поддерживаются и подтягиваются друг к другу двумя полозками. Для получения четкого разреза карамельного жгута, закрытого шва и равномерного распределения начинки в карамели цепи необходимо устанавливать таким образом, чтобы при резке точно совпадали кромки ножей обеих цепей и чтобы разрезание карамельного жгута происходило постепенно. Постепенность разрезания достигается тем, что, регулируя положение полозков, зазор между цепями при входе в них карамельного жгута делают больше, чем при выходе, т. е. цепи по мере движения сходятся клинообразно.
Имеется два типа карамелережущих цепей, которые различаются формой получающейся карамели — типа «подушечки» и «лопатки». При установке цепи первого типа карамель получается в виде выпуклой подушечки, ширина которой равна расстоянию между ножами (шагу) цепей, а длина — диаметру жгута. Эти цепи изготовляются преимущественно с шагом 14—16 мм.
В цепях второго типа между ножами вставляются перпендикулярные к ним площадки. Когда происходит резка карамели, площадки сверху и снизу нажимают на карамель и придают ей приплюснутую форму «лопатки». Иногда к площадкам прикрепляются пластинки с выгравированным рисунком, который отпечатывается на карамели при сплющивании ее площадками. Цепи «лопатки» изготовляются с шагом 16—18 мм и больше. Карамель получается со швом по узкой части.
|
В отличие от режущей штампующая машина (рис. 14) не только производит резку жгута на отдельные карамельки, но и штампует карамель, придавая ей определенную форму и рисунок. Основ-Ill
Рис. 13. Цепная карамелережущая машина: 1 — натяжной механизм, 2 и 9 — стойки, 3 — направляющая втулка, 4 — направляющие ролики, 5 — формующие цепи, 6 — винты для регулировки сближения цепей, 7 —> нажимные полозки, 8 — ведущая звездочка, 10 — лоток. ков, придавая карамели определенную форму и нанося на нее рисунок, выгравированный на штампе. При выходе жгута из цепи 112 |
ными формующими частями машины являются, так же как в режущей машине, две бесконечные цепи. Нижняя цепь состоит из одних мостиков, имеющих посредине острый ребро-нож, служащий для резки жгута. Верхняя цепь имеет, кроме мостиков, направляющие со штампиками (пуансонами). Штампики на торцовой поверхности имеют гравировку. Карамельный жгут поступает через направляющую втулку в цепи машины, захватывается ими, постепенно сжимается и надрезается. В это время специальное устройство (боковые цепи) сжимает штампы, они сдавливают жгут с бо-
установлены два разводящих полозка, которые раздвигают штампы и освобождают цепочку отштампованной карамели. Это осуществляется также с помощью пружин, установленных на штоках штампиков. Карамель поступает дальше на узкий охлаждающий транспортер.
Рис. 14. Карамелештампующая машина:
/ — приводной шкив, 2 — маховичок натяжного механизма, 3 — направляющая
втулка, 4 — стойки, 5 — верхняя штампующая цепь, в и 8 — ведущие звездочки,
7 — нижняя штампующая цепь, 9 — станина, 10 —• механизм регулировки
прижима верхних и нижних полозков.
На штампующей машине можно получать карамель разнообразной формы и с разнообразным рисунком. Цепи формующих машин делаются с шагом 20, 30, 38 мм. Наиболее принятая форма — шарик, овальная и удлиненно-овальная.
На штампующей машине при некотором ее усовершенствовании могут устанавливаться не только штампующие, но и режущие ценз
пи. Применение таких машин особенно целесообразно на предприятиях средней и малой мощности: для получения разнообразного ассортимента отпадает необходимость иметь два типа формующих машин.
Недостатком цепных режущих и штампующих машин является быстрая изнашиваемость цепей при больших скоростях, с которыми в настоящее время они работают. Этого недостатка не имеют ротационные машины, также применяющиеся в промышленности. Широко применяется формование карамели на ирисоформую-ще-заверточных машинах. На этих машинах формуют карамель леденцовую и с густыми начинками, в основном орехово-шоколад-ными. Разделанная и подготовленная карамельная масса на этих машинах формуется, завертывается в этикетку и охлаждается. Для нормальной работы машин применяют карамельную массу с влажностью 3,0—3,5%, температура массы при закладке ее в катальную машину должна быть 68—75°С, а начинки 58—62°С.
Для получения при формовании карамели хорошего качества необходимо строгое соблюдение температурного режима, о котором мы говорили ранее. Температура карамельной массы, поступающей в катальную машину, должна быть около 80°С; температура начинк-и в зависимости от времени года 60—68°С; температура карамели, поступающей на узкий охлаждающий транспортер, не выше 70°С. Переохлажденная карамельная масса плохо формуется, на ее поверхности образуются трещины. Применение недостаточно охлажденной карамельной массы и горячей начинки вызывает деформацию карамели при переходе ее на охлаждающий транспортер. Переохлажденная начинка препятствует сплавлению карамельной массы в местах надрезания карамельного жгута, карамель получается с открытым швом, из которого вытекает начинка.
ОХЛАЖДЕНИЕ КАРАМЕЛИ
Отформованная карамель имеет температуру 65—70°С. При такой температуре она сохраняет пластические свойства и может легко потерять свою форму. Для того чтобы карамель могла подвергаться дальнейшей обработке, ее охлаждают до 40—45°С.
Карамель выходит из формующей машины или в виде непрерывной цепочки, состоящей из карамелек, соединенных тонкой перемычкой, или в некоторых конструкциях машин в виде отдельных карамелек. В первом случае охлаждение производят на узком и широком транспортерах; во втором — только на широком.
Узкий транспортер имеет ширину 6—8 см, длина же его в зависимости от длины производственного помещения колеблется в широких пределах (от 4 до 30 м). Охлаждение карамели на нем достигается тем, что она обдувается воздухом, подаваемым вентилятором через воздуховоды. Воздух обдувает карамель сверху или, если транспортер закрытый, с боков. На узком транспортере цепочка карамели охлаждается настолько, что, попадая в конце его на 114
широкий транспортер, разбивается на отдельные карамельки. При установке коротких транспортеров карамельные перемычки не успевают охладиться и стать хрупкими, поэтому для разбивки цепочки ставят специальное приспособление.
Скорость узкого транспортера должна быть равна скорости цепей. При неравных скоростях карамель на узком транспортере может деформироваться — вытягиваться или слипаться.
При полумеханизированном способе производства карамели в качестве широкого охлаждающего транспортера применяют в основном вибрационные лотки, совершающие возвратно-поступательное движение. Лоток имеет уклон в сторону движения карамели. В дне лотка в месте поступления на него карамели и при ее выходе делают отверстия для отсева крошек, образующихся при разбивке карамельной цепочки. Охлаждающий воздух подается сверху. Карамель после охлаждения независимо от сорта должна иметь температуру не выше 40—45°С. Оптимальная относительная влажность охлаждающего воздуха не более 60%, а температура для любого времени года 10—12°С. В летнее время воздух необходимо охлаждать, применяя специальные холодильные установки. В зимнее время наружный воздух смешивается с воздухом помещения и подогревается в калорифере. Расход воздуха составляет 8000— 10000ж3/ч.
Для поддержания оптимальных параметров охлаждающего воздуха целесообразно применять специальные установки по кондиционированию воздуха. Такие установки, автоматически поддерживающие заданную оптимальную температуру и влажность воздуха, внедряются на передовых фабриках.
Общая продолжительность охлаждения карамели при полумеханизированном способе работы составляет 5—6 мин. Охлажденная карамель ссыпается в лотки и передается для завертки или обработки ее поверхности.
В поточных линиях для охлаждения отформованной карамели применяются двухъярусные вибрационные аппараты закрытого типа (рис. 15), Они представляют собой два расположенных друг над другом качающихся лотка, заключенных в шкафную камеру, в которую подается охлаждающий воздух. Карамель по узкому транспортеру поступает в шкаф и при помощи качающегося совка укладывается в виде змейки на верхний лоток. Уклон лотка и его вибрация обеспечивают продвижение по нему карамели. Цепочка карамели, продвигаясь по транспортеру и несколько охладившись, рассыпается на отдельные карамельки. С первого лотка карамель передается на второй и движется по нему в обратном направлении. В конце первого лотка и в начале второго в дне их имеются отверстия, через которые в подставленные лотки просеиваются крошки Охлаждающий воздух на первый лоток подается по всей его длине сверху, а на нижний — противотоком из бокового патрубка. Карамель охлаждается до температуры не выше 40—45°С, продолжительность охлаждения составляет 4—5 мин.
При применении кондиционированного воздуха для охлаждения отформованной карамели в закрытых узких транспортерах и двухъярусных шкафах рекомендуется подавать воздух температурой 12—15°С и относительной влажностью 50—60%. |
Рис. 15. Двухъярусный охлаждающий аппарат: / — верхний лоток, 2 — нижний1 лоток, 3 — шкафная камера, 4 и 7 — воздуховоды, 5 — узкий ленточный транспортер, 6 — желобок.
Из охлаждающего аппарата карамель специальными транспортерами подается на заверточные машины или в непрерывно действующий аппарат для глянцевания или обсыпки сахаром поверхности карамели.