Утром 23 мая 1943 года Сатьянараяна, созвав всех членов семьи, начал одаривать их сладостями и цветами, извлекаемыми буквально из ниоткуда.26) Узнав о происходящем в доме Раджу, к ним сбежались все соседи. Каждый смог получить шарик из риса, сваренного в молоке, цветы и леденцы, материализован- ные Им простым мановением руки. Сатья был очень весел и выглядел как радушный хозяин. Кто-то побе- жал за Венкаппа Раджу, чтобы он также смог увидеть Сатью в новой и необычной роли. Все это очень не понравилось отцу юноши. Масла в огонь подлили находившиеся в его доме незнакомые люди, которые предложили Венкаппе совершить омовение ног, рук и лица перед тем, как приблизиться к божественному подателю благ, от чего он гневно отказался. Как Венкаппа рассказывал позднее, в тот момент он считал, что все это просто фокусы, и раздаваемые Сатьей предметы были заранее где-то спрятаны. Он вооружился палкой, чтобы выбить из сына всю эту дурь. Протиснувшись сквозь толпу и оказавшись непосредственно перед Сатьей, отец в ярости крикнул: «Ты зашел слишком далеко, и я положу этому конец. Говори, кто ты таков, Дэва, злой дух или сумасшедший!?» Ответ, содержащий слова, которые Аватару приходилось так долго сдерживать, прозвучал незамедлительно: «Я - Саи Баба».
Венкаппа был как громом поражен, и, казалось, потерял дар речи. Палка выпала из его рук, а Сать- янараяна продолжил: «Я из сутры (линии) Апастамбхи и из готры (рода)Бхарадваджи. Я – Саи Баба. Я пришел, чтобы отвратить от вас беды. Поддерживайте в своих домах чистоту и порядок». Во второй половине дня Он снова повторил название Свой сутры и готры. Когда же родственники спросили Его, кто такой Саи Баба, Он ничего не сказал об этом, но лишь повторил уже известную нам фразу: «Ваш Венка Авадхута молился о том, чтобы Я воплотился в вашей семье, вот Я и пришел».
|
Юность
Между тем, Педда Венкаппа был убежден, что через Сатью говорил дух какого-то мусульманина по имени Саи Баба. Поэтому отец заявил что, как бы духа ни звали, Саи Баба или как-то еще, он должен не- медленно выйти из его сына и покинуть это место. «Нет», - сказал Сатьянараяна. «Я пришел, потому что Венка Авадхута и другие святые молились о Моем приходе. Я благословлю вас и устраню все ваши печали и тревоги. Поклоняйтесь Мне каждый четверг, являющийся днем гуру и содержите в чистоте ваши сердца и дома». 1) Всех присутствующих охватило чувство глубокого благоговения и отец Сатьи, который к этому времени уже немного остыл, начал склоняться к тому, чтобы также стать одним из почитателей своего сы- на.
Теперь все члены семьи, как и другие жители деревни, жаждали больше узнать о Саи Бабе. Скоро прошел слух, что находящийся сейчас в Пенуконде чиновник, ведающий актами гражданского состояния, является давнишним почитателем Саи Бабы из Ширди, и что каждый четверг он, в присутствии сотен дру- гих людей, проводит в честь этого святого пуджу. Родители снова наняли повозку, запряженную волами, чтобы отвести сына к этому чиновнику. Сатья сразу задал чиновнику вопрос, узнает ли последний объект своего поклонения, который стоит сейчас перед ним. Круговым движением руки Сатья материализовал полную пригоршню горячего пепла и хотел дать его озадаченному чиновнику, как это когда-то делал Шир- ди Саи Баба. Однако мужчина перепугался и не подставил свою ладонь, чтобы принять пепел. Тогда Сатья высыпал его на статую Ширди Бабы, находящуюся в доме чиновника. Этот человек, будучи не в состоянии заглянуть за кулисы данного чрезвычайного события, отослал семью назад заметив, что, юноша страдает психическим расстройством. Оказавшись снова в Путтапарти, Сатья сбросил с Себя маску, которую носил на протяжении многих месяцев, и опять стал веселым и общительным, и даже разрешил Ишварамме и Суб- бамме баловать Его деликатесами.
|
Однажды в дом Раджу прибыл некий человек из Пенуконды. Он слышал о заявлении Сатьи и бро- сил Ему вызов: «Мы знаем Тебя, как сына Венкаппы и Ишвараммы. Если Ты действительно являешься во- площением Ширди Саи Бабы, которому поклоняется известный тебе человек, живущий в нашем городе, докажи это здесь и теперь». Ишварамма, услышав эти громкие и дерзкие слова, перепугалась и прибежала в комнату, где происходил разговор. «Я представлю тебе доказательство», - невозмутимо ответил ее сын. Он попросил, чтобы Ему принесли цветы жасмина. Затем Сатья резким движением руки бросил их на пол, воскликнув: «Вот кто Я такой!» В ту же секунду листья и цветы жасмина образовали надпись на телугу, состоявшую из двух слов – «Саи Баба».
Совершенно очевидно, что Сатьянараяна постепенно подготавливал Свое окружение к новой эре Сатья Саи Бабы. Его лилы (игривые чудеса), Его нечувствительность к физической боли и страданиям, спо-
собность покидать неподвижное тело и перемещаться в пространстве, обладание высшими ведическими знаниями, чрезвычайный талант в пении, танцах, музыке и поэзии, все это и многое другое, очевидно, должно было подготовить сознание людей и создать обстановку, на фоне которой Он собирался объявить о Своей истинной природе.
|
Родители Сатьи, и Его брат все еще лелеяли надежду, что Сатья, окончив среднюю школу, сможет поступить на государственную службу. Поэтому, когда Сешама снова поехал в июне в Ураваконду, он взял с собой Сатью, чтобы юноша возобновил занятия в школе. Слухи о недавних событиях достигли Уравакон- ды задолго до приезда Сатьи, и люди встречали Его с распростертыми объятиями. Многие из них воспри- нимали теперь юношу, как таинственное божественное существо. Сам директор школы и два его замести- теля склонялись перед Сатьей и благоговейно внимали Его вдохновенным проповедям. Четверг стал теперь особым днем в Ураваконде. В этот день в доме Сешама собирались почитатели воплощения Ширди Бабы, приносившие с собой цветы и сладости. Бывало, что Сатья, улыбаясь, показывал на Своего брата и гово- рил: «Неразумный человек. Он не верит, что Я - воплощение Ширди Бабы». Он поражал всех присутству- ющих тем, что материализовал изображения Ширди Саи Бабы, а также небольшие кусочки одеяния, кото- рое тот когда-то носил. Кроме того, Сатья материализовал финики, часто использовавшиеся в качестве подношения Ширди Бабе, цветы, фрукты, конфеты и даже так называемый «уди», теплый пепел, который Сатья брал не из очага, как Ширди Саи Баба, а буквально из ниоткуда.
Однажды вечером к Сатье пришла группа преподавателей средней школы со множеством заранее подготовленных вопросов по Веданте (философскому учению основанному на Упанишадах) и садхане (ду- ховной практике), намереваясь испытать Его. Они забросали Сатью множеством вопросов. Когда препода- ватели, наконец, закончили, Он не только правильно ответил на все вопросы, но и в том порядке, в котором они были заданы, что само по себе являлось выдающимся интеллектуальным достижением. После этого пораженные преподаватели удалились.
Вскоре Сатья получил письмо, в котором Его вместе с братом приглашали посетить во время школьных каникул город Хоспет. Письмо было подписано уважаемыми гражданами этого города, в том числе и инспектором всех школ области. Сатья взял с Собой в поездку еще несколько человек.
Хоспет расположен всего в нескольких километрах от руин древнего города Хампи, бывшего когда- то столицей могущественной империи Виджаянагара (1336-1635). Осматривая этот памятник древней ин- дуистской культуры, группа посетителей, наконец, подошла к знаменитому храму Вирупакши. Раджи Ви- джаянагара считали это божество своим покровителем. Люди заметили, что Сатья бродил среди руин с ка- ким-то отсутствующим видом. Сидевший перед храмом убеленный сединами старец, взглянув на Сатью, сказал посетителям: «Я думаю, что этого юношу ждет великое будущее». Группа зашла внутрь храма, что- бы в Святая Святых поклониться Вирупакше, однако Сатья остался стоять снаружи.
В храме брамин зажег камфару перед лингамом и предложил паломникам подойти поближе и п о- клониться этому священному объекту, освещенному огнем. Вдруг, к своему крайнему удивлению, все при- сутствующие увидели, что внутри, вместо лингама, стоит Сатьянараяна. Он с улыбкой наблюдал за тем, как Его спутники, сложив по индийскому обычаю ладони рук, склоняются перед Ним. Однако Сешама поду- мав, что это какой-то трюк, захотел проверить, не прокрался ли юноша незаметно для всех внутрь храма. Он быстро вышел наружу и нашел Сатью на прежнем месте. Юноша с отсутствующим видом стоял у стены храма и задумчиво взирал на горизонт. Паломники ликовали, ибо Сатья был одновременно внутри и сна- ружи.
Это событие чрезвычайно взволновало всю группу, и она еще не прибыла в город, а в нем уже ра с- пространилось известие, что Сатьянараяну видели стоящим на месте Вирупакши. Весь Хоспет был взбудо- ражен, и в честь юноши устроили особую службу, потому что люди поняли, что Сатьянараяна является в о- площением Бога. На следующий день Он, простым прикосновением, исцелил мужчину, больного туберку- лезом в последней стадии, который уже не вставал. После этого мужчина поднялся и прошел больше кило- метра. Затем Сатья материализовал большое количество различных предметов. Энтузиазм людей не знал границ, и совместное пение религиозных гимнов продолжалось до глубокой ночи. Люди, взволнованные всеми этими чудесами, не хотели расходиться.
Очевидно, Сатьянараяну все больше и больше тяготила повседневная рутина. 20 октября 1943 года, после возвращения из Хоспета, Он как обычно отправился в школу. Его провожал налоговый инспектор города, Анджанеюлу, который уже давно являлся ревностным почитателем Сатьнараяны. По дороге он за- метил, что от лица Сатьи исходит странное сияние, и не мог оторвать от Него глаза. Дойдя вместе с юно- шей до дверей школы, инспектор повернул назад. Однако Сатьянараяна не стал заходить в школу и через несколько минут отправился назад. Достигнув Своего дома, Он бросил ранец на землю у крыльца и громко воскликнул: «Я больше не ваш Сатья, Я – Саи!»
Невестка, выбежавшая из дома на шум, увидев ослепительное сияние, окружавшее голову Сатьи, испуганно вскрикнула. Он заявил ей: «Я ухожу, потому что не принадлежу вам. Майя (иллюзия, застав-
ляющая считать материальный мир истинной реальностью) исчезла. Мои бхакты (почитатели; преданные Господа) зовут меня. Мне предстоит большая работа. Я не могу больше оставаться здесь». Брат, кото- рому сообщили о происходящем, быстро пришел на место. Сатья сказал ему: «Оставь свои попытки выле- чить меня. Я – Саи и более не считаю Себя связанным с тобой». Их сосед Нараяна Шастри, которому Са- тья совсем недавно указал на его ошибки в толковании Бхагавата Пураны, услышав необычные возгласы, понял, что у Раджу происходит что-то необычное. Прибежав к ним во двор и увидев сияющую, золотую ауру Бабы, пандит упал Ему в ноги. Он также слышал историческое заявление Саи: «Майя исчезла. Мои бхакты зовут Меня. Мне предстоит большая работа». 2)
Вопреки уговорам крайне озабоченного Сешамы, чувствовавшего ответственность перед родителя- ми, доверившими ему юного брата, Сатья так и не зашел в дом. Вместо этого Он отправился в сад, нахо- дившийся рядом с домом налогового инспектора. Здесь Он уселся на большой камень, лежавший среди де- ревьев. Скоро туда явилось множество людей. Они принесли с собой цветы и фрукты и с большим энтузи- азмом и верой начали петь бхаджан, которому в тот день их научил Сатья Саи. Это был своеобразный при- зыв, или обращение к уму, известное всем последователям Саи:
«Маанаса бхаджаре гуру чаранам Дустара бхава саагара таранам».3)
«О, ум, ты гуру своему предайся Его стопам ты поклоняйся!
Без милости учителя жить сложно И одолеть сансару невозможно».
Саи Баба оставался в саду три дня, и все это время Его почитатели почти без перерыва пели различ- ные бхаджаны. Затем Аватар сказал, что если бхакты хотят знать, кто Он есть на самом деле, то пусть сфо- тографируют Его. Приглашенный фотограф попросил разрешения удалить небольшой камень, находив- шийся прямо перед Аватаром и мешавший съемке. Но так как Саи никак не отреагировал на его просьбу, ему пришлось довольствоваться тем, что было. Когда фотографию отпечатали, то все увидели, что вместо камня на ней появилось изображение Ширди Саи Бабы. Эта фотография досталась Анджанеюлу из Урава- конды.
Родители Сатьи и несколько других членов семьи, встревоженные письмом Сешамы, в котором он сообщал, что Сатья теперь выдает Себя за Джагадгуру (учителя всего мира) и живет в окружении Своих почитателей, срочно прибыли в Ураваконду. Сешама протиснулся сквозь толпу бхакт и сказал Сатье, что приехали Его отец и мать. Однако Саи ответил: «Это все - майя». Его слова создали между Ним и родите- лями огромную дистанцию. Венкаппа Раджу сразу понял смысл этой ведантической фразы, но Ишварамма ничего не хотела слышать. Со слезами на глазах она села рядом с сыном и попросила Его поговорить с ней. В воздухе повисло молчание, продолжавшееся несколько минут. Затем Сатья холодно и отчужденно спро- сил: «Разве может что-то принадлежать нам?». И затем снова сказал: «Все это - иллюзия. Все это – майя».
Ишварамме ничего не оставалось делать, как отойти и присоединиться к толпе почитателей, возоб- новивших пение бхаджанов. Ночью перед умственным взором Ишвараммы предстало ужасное видение: ее любимый сын, отрекшийся от мира, худой, нагой, со всклокоченными волосами и нечесаной бородой, жи- вет в пещере, и бродит по Индии один, посещая святые места, и поднимаясь к покрытым вечными снегами вершинам Гималаев. Рано утром, когда вокруг ее сына находилось не так много почитателей, она набралась смелости и, волнуясь, попросила Сатью не покидать Путтапарти. Она говорила, что если Он останется, то родственники перестанут вмешиваться в Его жизнь и спорить с Ним. Она также обещала Сатье, что все Его почитатели будут пользоваться гостеприимством семьи Раджу, и она будет заботиться о них. Саи дал мате- ри ответ, который снял камень с ее души: «Я избрал Путтапарти в качестве Моей кшетры (места дей- ствия). Это благо даруется не только тебе или нашей деревне, но и всему миру. Вскоре Я покину этот го- род и в четверг прибуду в Путтапарти».
Известие, что Сатья Саи покидает Ураваконду, распространилась по городу подобно лесному пожа- ру, и все жители города устремились к дому Анджанеюлу. Вскоре весь сад был заполнен до отказа. Сатья на прощанье материализовал вибхути Своим старым преподавателям, сидевшим в первом ряду. В городе все пришло в волнение. Наконец была образована длинная процессия, возглавляемая Сешамой и младшим братом Сатьи, Джанакирамом. Саи, восседающий на украшенной повозке запряженной волами в чепраках, ехал в середине процессии, а Его мать со своими дочерьми и невестками вместе с сотнями других женщин замыкали это шествие. Музыканты, громко игравшие на индийских инструментах, шли впереди. Когда процессия достигла автостанции, некоторые люди решили проводить Саи до Путтапарти. По дороге, на
остановках, спутники Саи Бабы проводили в честь Него обряд арати. Так с триумфом и в сопровождении большой свиты в родную деревню вернулся не ученик средней школы Ураваконды Сатьянараяна Раджу, а Шри Сатья Саи Баба, который из школьника превратился в учителя Истины.
После короткого пребывания в доме отца и дяди с материнской стороны, Сатья Саи Баба пересе- лился в просторный дом овдовевшей за это время Суббаммы, которая заботилась о Нем, поистине, с мат е- ринской любовью и старалась сделать все, чтобы Ему было в ее доме удобно.
Сатьянараяна Раджу стали теперь называть Бала (юный) Саи или Сатья Саи Баба. Постепенно бха- джаны в Его присутствии начали проводить не только по четвергам, но каждый день и иногда даже дважды в день, потому что паломники, часто приезжающие из дальних мест, не могли ждать до следующего чет- верга. Даршан (лицезрение святой личности), который Баба давал ежедневно, являлся и является вплоть до сегодняшнего дня центральным событием, связанным с Аватаром. Помещение, находящееся на улице, ве- дущей к дому Его родителей, постепенно превратилось в мандир (храм), у входа в который Саи Баба давал даршан. Скоро на улице не стало хватать места, поэтому Суббамма соорудила барак, расширявшийся каж- дый месяц. К главному залу с северной и южной стороны примыкали веранды, которые, после того как из кирпича сложили стены, образовали четыре жилых помещения.
Суббамма также распорядилась, чтобы для почитателей Бабы натянули огромный тент. Люди, при- езжавшие из Бангалора и Анантапура, также привозили с собой палатки и ставили их рядом с храмом. Ско- ро большой и просторный дом Карнама стал мал, потому что, Сатья Саи Баба настаивал на том, чтобы всех приезжающих кормили горячей пищей. Возникла острая необходимость в постройке большой и вмести- тельной столовой. Когда пищи не хватало, женщины тихо сообщали об этом Бабе, и тогда происходило то, что напоминает библейские истории:
«Сатья попросил, чтобы Ему принесли два кокоса. Получив их, Он ударил кокосы друг о друга, и они раскололись на две равные половины. Затем Сатья окропил кокосовым молоком небольшие горки риса, а также сосуды содержащие другую пищу и дал нам знак продолжать подавать тем, кто уже прибыл или ещe прибудет до наступления темноты».4)
В те годы для многих паломников Суббамма являлась настоящим ангелом-хранителем. Она предо- ставила свой земельный участок, находящийся на западном берегу реки, под строительство барака для па- ломников. С восхода и до полуночи женщина заботилась о том, чтобы гости ее любимого Сатьи ни в чем не нуждались. Суббамма варила рис, молола чатни (индийскую пряность), смешивала карри, пекла папады (разновидность хрустящих хлебцев). Приготовление пищи для бесконечного потока гостей Бабы не пре- кращалось ни на минуту. Свами позднее рассказывал, что «каменный жернов в ее доме никогда не останав- ливался». Он находился в ее доме, пока в 1944 году не построили здание, которое сегодня называют «Ста- рый мандир».
Когда вся эта суета надоедала Ему, что, учитывая Его возраст, вполне можно понять, Сатья Саи Ба- ба исчезал, растворяясь в окружающих деревню горах или просто уходил куда-нибудь на реку. Это вызы- вало у окружающих Его людей большие опасения. Совершенно не понимания цели Его воплощения, они боялись, что Баба уйдет в Гималаи или, уединившись в лесу, предастся аскетизму. Во время таких отлучек бхакты обычно находили Его, сидящим на какой-нибудь скале и созерцающим долину, в близлежащих пе- щерах или на песках Читравати. Несмотря на периодическую потребность в уединении, Сатья всегда был юношей, брызжущим весельем, расположенным к шуткам и безобидным проказам.
С озорными искорками в глазах Он позднее рассказывал о происшествии, которое сначала чрезвы- чайно взволновало Его окружение, а затем привело в несказанное изумление. Однажды ночью Баба шел с двадцатью бхактами по дороге, освещаемой лунным светом, в местечко, называемое Дхармаварам. Впереди ехали повозки, запряженные волами, на которых сидели женщины. Внезапно Баба незаметно шагнул в ст о- рону и исчез. Затем перед первой повозкой появилась молодая девушка, которая со слезами на глазах по- просила подвезти ее до Дхармаварама. Она сказала, что в больнице этого городка лежит ее муж. Сострада- тельные женщины позволили девушке сесть на повозку, и группа двинулась дальше. Через некоторое время с конца каравана пришло известие, что Баба исчез, и все остановились. Начались розыски и Его, наконец, обнаружили в нескольких метрах от первой повозки. Некоторые из пожилых мужчин даже начали упрекать Бала Саи в том, что Он ночью устроил игру в прятки, и заставил их волноваться. Затем люди обнаружили, что пропала эта девушка, и поиски возобновились. Предположив, что, беспокоясь за мужа, она не стала дожидаться, пока караван двинется снова, и отправилась дальше пешком, несколько быстроногих молодых людей пробежали довольно далеко вперед, но так и не смогли ее обнаружить. Тогда они спросили о ее ме- стонахождении всеведущего Бабу. Озорная улыбка Аватара показала, что вся эта история является Его ли- лой (божественной игрой).
Венкамма много раз просила брата показать ей, как выглядел Ширди Саи Баба, о котором Сатья со- чинил много бхаджанов, и часто рассказывал различные истории. Она также хотела получить от Него фо- тографию этого святого. Баба пообещал, что подарит ей фотографию в следующий четверг, однако за день
до назначенного срока уехал в Ураваконду. Венкамма уже успела забыть о своей просьбе, но вдруг ночью, когда все в Путтапарти погрузилось в сон, она услышала мужской голос, который отчетливо произнес:
«Аммайи» (матушка). Однако Венкамма подумала, что кто-то зовет соседку, и вскоре опять заснула. Но через некоторое время ее снова разбудил какой-то шорох за мешками с рисом (Венкаппа занимался тогда торговлей). Сначала она подумала, что это крыса или змея, поэтому зажгла лампу и начала искать. Вдруг она увидела, что между одним из мешков и стеной что-то находится. Это был лист из плотной белой бума- ги свернутый в трубочку. Развернув его, женщина увидела, что это портрет бородатого мужчины, сидевше- го на большом плоском камне, положив ногу на ногу. Это, несомненно, была фотография Ширди Бабы. Ее брат, находившийся в то время в Ураваконде, не забыл о просьбе сестры и сдержал Свое обещание.
Деятельность юного Аватара, конечно же, оказывала влияние на невидимые разграничительные ба- рьеры деревни, именуемые кастами. О проблематичности института каст и его воздействии на психологию и поведение отдельных людей можно судить на основе следующего эпизода из жизни Бабы. Соседка Суб- баммы, принадлежавшая к касте браминов, чувствовала себя оскорбленной тем, что Сатья, относившийся к более низкой касте кшатриев, жил в доме браминки Суббаммы. Поскольку соседка считала, что это осквер- няет ее касту, она приняла решение отравить юношу. Женщина пригласила Сатья Саи Бабу и некоторых Его школьных друзей к себе в гости. Она испекла к чаю вады, или булочки с начинкой из чечевицы. В две вады женщина подмешала яд. Во время чаепития она подала друзьям Бабы обычные булочки, а Ему - отравленные. Женщина села рядом с Сатьей и проследила, чтобы Он съел обе вады до последней крошки. Сатья, вернувшись в дом Суббаммы, почувствовал тошноту. Прежде чем перепуганная Суббамма смогла оказать юноше какую-нибудь помощь, обе вады вылетели из желудка Сатьи в своем первоначальном виде, хотя полчаса назад Он тщательно разжевал их и затем проглотил.
Женщина-отравительница пришла в дом Суббаммы вслед за Сатьей, чтобы убедиться в действии яда. К своему ужасу она увидела, что обе вады вышли из желудка Саи в том виде, в котором она подала их. После того, как Баба очистил свой желудок, Он вновь почувствовал Себя хорошо. Женщина в страхе бро- салась Ему в ноги и стала молить о прощении. В сердце Аватара нет места для злобы и мести, в нем при- сутствует лишь любовь и сострадание, поэтому Баба простил злодейку.
Вскоре Его снова попытались убить. Нужно заметить, что Сам Баба так не думает и даже запрещает в Своем присутствии употреблять это слово. Он считает, что все эти происшествия являются просто по- пыткой проверить, действительно ли Он является Аватаром и говорит, что люди совершают подобные по- ступки из скепсиса. После первого покушения Баба сказал Суббамме, что будет жить отдельно. Ей не уда- лось уговорить Сатью остаться, и вскоре, на некотором расстоянии от дома Суббаммы, была сооружена хижина, в которую Аватар вскоре и переехал.
Как демонстрирует история человечества, люди хоть чем-то отличающиеся от обывателей, к сожа- лению, пробуждают в последних самые темные стороны их природы. Вскоре стало ясно, что триумфальное возвращение Сатья Саи Бабы в Путтапарти было воспринято с воодушевлением далеко не всеми жителями деревни. После ухода Сатьи из дома Суббаммы несколько местных жителей, которые давно следили за Его действиями с антипатией и ненавистью, ночью подперли бревном дверь хижины Саи, облили ее керосином и подожгли. Маленький дом с его соломенной крышей сразу вспыхнул, и Свами вместе несколькими исп у- ганными юношами оказался в западне. Сатья сказал, чтобы они не боялись, и затем взмахнул рукой. Через несколько секунд разразилась сильная гроза с молнией и громом, быстро погасившая пламя.5) Кроме этих двух покушений на жизнь Аватара были и другие, но о них мы сообщим позднее.
Значительно позднее Шри Сатья Саи Баба говорил, что первые шестнадцать лет Его жизни были ознаменованы лилами (божественными играми), следующие шестнадцать - махимами (большими чудеса- ми), а остальные годы посвящены упадеше (духовным наставлениям). Лилы и махимы, конечно же, проис- ходят и в наше время. Вместе с тем, практически две трети 96-летней жизни Аватара, а именно столько, по словам Бабы, Он собирается пребывать на земле, посвящены, главным образом, распространению Его уче- ния. В первые годы Своей деятельности Свами почти каждый вечер ходил с бхактами на песчаный берег Читравати. Там вместе с ними Он пел бхаджаны, потому что тогда ещe не существовало достаточно боль- шого зала, способного вместить всех желающих. В вечерних бхаджанах принимали участие многие из Его почитателей. Они надеялись стать свидетелями какого-нибудь чуда, которые в то время Саи творил до- вольно часто.
Почти на самой вершине скалистого холма, возвышающегося на левом берегу Читравати, растет тамариндовое дерево. Его сегодня по праву называют «Деревом желаний». В те годы Баба часто поднимал- ся со Своими почитателями на вершину холма и материализовывал на этом тамариндовом дереве самые различные плоды. С одной ветки Он срывал манго и яблоки, с другой - апельсины, с третьей - груши, с чет- вертой – инжир, гранаты и так далее. Вид плода зависел пожеланий Его почитателей. К всеобщему изумле- нию, Саи часто оказывался на вершине холма буквально в мгновение ока и, стоя рядом с тамариндом, звал
Своих почитателей к Себе. Когда они, тяжело дыша, наконец, приближались к вершине, Сатья подавал им руку и тянул наверх с такой легкостью, как будто у них вообще не было веса.
Некоторые люди, которым посчастливилось быть в то время свидетелями Его чудес, рассказывая о них, не могут сдержать восторга. Стоя на вершине холма рядом с тамариндом, Сатья кричал бхактам, что- бы они посмотрели на Него. Наверху внезапно возникало вращающееся колесо света, и посреди него нахо- дилась голова Бабы. Иногда во время этого чуда изо лба Свами исходил ослепительный луч. Некоторые бхакты при виде этих феноменов теряли сознание. Люди, стоящие внизу, также могли наблюдать огромную фигуру Ширди Саи Бабы, освещенную таинственным светом, огненный столп или лицо Бабы посреди лун- ного диска. Один из бхакт Аватара, которому посчастливилось наблюдать эти лилы Аватара, описал их:
«На следующий день Баба снова взял нас с собой на песчаный берег. Он практически каждый вечер отправлялся к одному месту, находящемуся возле пруда Сахебчеруву, на другом берегу реки, где с удовольствием плавал и нырял, или же ходил на пес- чаный берег Читравати. Однажды Он предложил нескольким юношам бежать с Ним наперегонки по каменистой тропинке, тяну- щейся от берега реки до стоящего на вершине холма тамариндового дерева. Молодые люди рванулись вперед, но не успели зрители и глазом моргнуть, как Баба уже весело кричал с вершины холма: «Смотрите на Меня, Я дам вам даршан джьйоти (божественно- го света) ». Внезапно у Него над головой появился большой огненный шар, сияющий как солнце, свет которого сразу рассеял ноч- ную тьму. Свет был настолько ярким, что на него было невозможно смотреть. Три или четыре человека упали без чувств. Это слу- чилось в восьмом часу вечера».6)
Через несколько лет после того, как Баба открыл людям Свою истинную природу, случилось зага- дочное происшествие. Он внезапно исчез из Путтапарти, и Его отсутствие продолжалось в течение шести месяцев, что вызвало большое беспокойство и породило разные слухи. Люди нигде не могли Его обнару- жить, и, казалось, Сатья Саи Баба исчез навсегда. Однажды маленький пастушок отправился на поиски ко- зы, отбившейся от стада. Когда он, наконец, обнаружил беглянку в горах недалеко от Путтапарти и попы- тался схватить ее, она забежала вглубь пещеры. Мальчик последовал за ней и увидел, как из глубины тем- ной пещеры на него пристально смотрят два горящих глаза. Вне себя от страха, пастушок помчался назад в деревню и сообщал, что видел в горах тигра. Подобная близость опасного хищника представляла угрозу для жителей деревни, и потому несколько храбрецов, вооруженных копьями, ножами и дубинами отправи- лись в горы, чтобы убить или, по крайней мере, прогнать тигра подальше от деревни. Самый смелый из них, взяв в правую руку пику, а в левую фонарь, осторожно зашел в пещеру. К своему великому удивле- нию, он обнаружил там не тигра, а Сатья Саи Бабу, чьи глаза во тьме ярко сияли. Услышав радостный крик смельчака, люди бросились внутрь, вывели улыбающегося Сатью наружу и, устроив еще одно триумфаль- ное шествие, привели юношу, чья слава уже давно распространилась за пределы района, к Его обеим Мате- рям, страдания которых, наконец, закончились.7) Так как Он Сам ничего о причине Своего отсутствия не сообщил, то мы лучше воздержимся от какой-либо интерпретации этого события. Последующие шесть де- сятилетий жизни Саи на земле также исполнены невероятных чудес, которые невозможно объяснить, если не верить в Его божественность.
Известно, что Свами иногда берет на Себя карму Своих почитателей. Один из таких случаев про- изошел в годы Его юности. Однажды вечером Сатья Саи Баба как обычно отправился вместе с нескольки- ми бхактами на реку. Когда они возвращались в деревню, было уже совсем темно. Один из Его почитате- лей, желавший приветствовать Свами у храма обрядом арати, поспешил вперед. Баба быстро последовал за ним, так как знал, что сейчас он наступит на змею. Как только Сатья обогнал Своего спутника, из прид о- рожных кустов выскользнула кобра, бросилась вперед и ужалила Аватара. Прежде чем Саи упал на землю, Он успел сказать следующему за Ним юноше: «Меня ужалила змея. Прими Мою Шакти (божественную энергию, или силу) ». Некоторые из спутников Бабы помчались к Его родителям, чтобы позвать их на по- мощь, в то время как другие поспешили к целителю, знавшему, что нужно делать в подобных, к сожале- нию, не редких в Индии случаях.