Бескорыстное служение, или сева 2 глава




«Мы хотим, чтобы духовное воспитание шло паралельно с образованием в физической метафизи- ческой и этической областях». Важность идеи синтеза светского и духовного образования, формирующего характер тех, кому предстоит играть важную роль в обществе, подтверждают и индийские предпринимате- ли. Они все чаще стремятся заполучить в свои фирмы выпускников университетов Саи, потому что эти мо- лодые люди, наряду с глубокими знаниями в своей области, обладают также и высокими морально- этическими качествами, хорошим характером и умением работать в коллективе.9) В учебных заведениях Аватара воплощаются в жизнь мечты таких духовных лидеров современной Индии как Вивекананда, Ауро- биндо, Ганди и Тагор, веривших, что только образование и воспитание, формирующее сильный характер, может обеспечить возрождение древней культуры Индии и ее процветание.10)

Здесь можно задать вопрос, а как финансируется эта огромная Организация, ведущая столь разно- образную деятельность. Согласно указанию Свами, вся работа осуществляется за счет добровольных по- жертвований ее членов, чей анонимный вклад пропорционален их доходам. Таким образом, расходы рав- номерно ложатся на плечи членов Организации. Обращаться за финансовой помощью к каким-либо соци- альным или другим организациям категорически запрещено.

В Прашанти был создан Центральный фонд, действующий от имени Бабы и финансирующий Его проекты и учреждения. Сам Свами не имеет никакой личной собственности. Центральный фонд Шри Сатья Саи следит за тем, чтобы все другие фонды, такие как Фонд севы, Издательский фонд, Медицинский фонд, Образовательный фонд Бал Викас, а также Институт образования Сатья Саи могли оплачивать все свои те- кущие расходы. Центральным фондом руководит опытный и независимый от этой финансовой организации управляющий. При совершении финансовых операций управляющий также независим и от правительства штата.

Центральный фонд часто получает пожертвования от богатых последователей Бабы со всего света, которые чаще всего делают их анонимно. При этом Саи не устает подчеркивать, что все жертвуемые сред- ства должны быть честно заработанными. Здесь мы снова предоставим слово предпринимателю Айзеку Тайгретту, компетентному в этом вопросе.

 

«Мне часто приходится слышать, что Саи Баба берет деньги. Но это совершенно не так. Саи ни в чем не нуждается. Это Он благословил меня тем, что я смог пожертвовать деньги на строительство госпиталя. Я ждал данной возможности пятнадцать воплощений. И это общее правило во всех Его акциях. Я узнал об этом только в последние годы, когда начал работать в Централь- ном фонде. Баба построил в Индии 200 школ, а также множество колледжей и университетов. Все это осуществляется на средства состоятельных приверженцев Саи, которые совершают анонимные пожертвования уже на протяжении многих лет. Когда Баба бе- седует с ними, Он обычно говорит: «Мы хотим построить школу». И сразу кто-нибудь из этих людей предлагает необходимую сумму денег. Свами либо соглашается, либо отказывается. Я могу сказать, что в девяти из десяти случаев Он от предложенных средств отказывается из-за того, что деньги не были заработаны честным путем. Мне, как деловому человеку, совершенно непо- стижимо, как Свами удается осуществлять Свои планы, именно это и является настоящим чудом. Само по себе богатство не явля- ется чем-то постыдным или нехорошим. Мнение, что богатство невозможно совмещать с духовной жизнью - ошибочно. Это не- возможно лишь тогда, когда человек буквально поклоняется деньгам и интересуется только ими».11)

 

 

Гуманитарные учреждения

До 1956 года в деревне Путтапарти и ее окрестностях не было ни больницы, ни какого-либо другого медицинского учреждения, где бы могли оказать первую помощь сельским жителям и гостям ашрама. Со- гласно многочисленным сообщениям тех лет, Свами Сам исцелял больных от всевозможных недугов по- средством вибхути, простым прикосновением или взглядом. Иногда Он совершал и хирургические опера- ции с помощью материализованных медицинских инструментов. Но 2 октября 1956 года, Баба отдал распо- ряжение о строительстве в Путтапарти маленькой больницы на восемь мест. Когда Бабу спросили о причи-


нах такого решения, Он дал следующий ответ: «Те, кто полны преданности и веры в Меня, не нуждаются ни в какой больнице или лекарствах. Однако большинство людей не обладают такой глубокой верой. Они бывают довольны лишь тогда, когда их лечат с помощью лекарств и методов традиционной медицины».

Главврачом больницы стал доктор Ситарамайях, занимавший эту должность до 1975 года. Он рас- сказывал своей дочери о чудесных исцелениях неизлечимых болезней, которые происходили в больнице. Она также была свидетельницей подобных исцелений.1) В девяностых годах больница была расширена, и количество мест в ней увеличилось до ста. Врачи и обслуживающий персонал работают здесь на обще- ственных началах.

В 1990 году Свами решил построить в Путтапарти большой специализированный госпиталь. Когда директор Лондонского архитектурного института профессор Кейт Кричлоу и Айзек Тайгретт подъезжали к участку, который должен был стать местом строительства будущего госпиталя, взор первого был устрем- лен в небо. Он очень надеялся увидеть там парящего орла, ибо согласно верованиям североамериканских индейцев, место, над которым кружит орел, считается особо благоприятным. Однако никаких птиц в небе не наблюдалось. Но когда они вплотную подошли к будущей строительной площадке, то увидели, что в ее центре спокойно сидят пять орлов, не выказывавших никакого страха при виде приближающихся людей. Необычным и удивительным было и то, что осторожные хищные птицы, которые, как правило, опускаются только на вершины гор, сидели на ровном месте, откуда орлам из-за их длинных и сильных крыльев трудно подняться в воздух. Когда Кричлоу и Тайгретт начали рисовать древнюю Васту пуруша мандалу на том месте, где сидели птицы, они так и не взлетели в воздух, но лишь немного подвинулись. Закончив рисовать, профессор и его спутник встали в середину мандалы и начали молиться о том, чтобы достойно выполнить задание Свами. Все знаки указывали на то, что этот, самый невероятный проект в их жизни будет осу- ществлен успешно.

23 ноября 1990 года в день Своего рождения Сатья Саи Баба объявил, что новый госпиталь откроет двери ровно через год, и в этот день первую операцию врачи сделают на открытом сердце. Он также доба- вил, что все медицинские услуги в госпитале будут предоставляться бесплатно. Прежде всего, это относи- лось к беднейшим слоям населения. Очень высокая стоимость современных медицинских технологий при- вела к тому, что многие больницы в сельских районах Индии не могут на должном уровне осуществлять операции на сердце, почках и мозге. Что же касается клинических центров больших индийских городов, где имеется необходимое медицинское оборудование, то доступ туда широких масс сельского населения также невозможен из-за высокой стоимости подобных операций. Эта ситуация и побудила Сатья Саи Бабу начать строительство Специализированного госпиталя в Путтапарти. Он должен был обеспечить высоко- технологическое бесплатное медицинское обслуживание пациентов, независимо от их социального поло- жения, вероисповедания и национальности.

План сооружения за один год большой современной больницы в сельской местности и вдали от ин- дустриальных и культурных центров был воспринят сначала с изрядной долей скепсиса. Но все же вера в Аватара победила, и работа закипела. Айзек Тайгретт предоставил в распоряжение Центрального фонда необходимые средства, полученные им в результате продажи глобальной сети Хард-рок кафе. Затем он от- правился в Лондон, чтобы пригласить для участия в осуществлении проекта Саи архитектора, являющегося самым крупным специалистом в мире в области сакральной архитектуры, который не только обладал глу- бокими познаниями в области древней геометрии, но и написавшего на эту тему немало книг. Кричлоу с о- гласился и отправился вместе с Тайгреттом в Индию. Баба внимательно выслушал соображения архитекто- ра относительно сооружения подобного госпиталя и, внеся нескольких изменений в его предварительный проект, попросил сразу приступить к работе. Профессор создал из 17 архитекторов группу, которая, была совершенно необходима по причине сжатых сроков. Позднее он говорил, что даже в Англии на сооружение подобной больницы ушло бы, по меньшей мере, семь лет. После трех месяцев напряженной работы по сем- надцать часов в день чертежи госпиталя были готовы. Здание включало в себя архитектурные элементы классического, индуистского и могольского стилей. По мнению специалистов, это сооружение должно б ы- ло стать самой красивой больницей в мире.

Все пропорции здания и его архитектура глубоко символичны. Профессор Кричлоу в юности изу- чал как христианскую, так и древнегреческую символику чисел. Поэтому во главу угла плана самого зда- ния госпиталя и прилегающей к нему территории было положено число шагов. В поэзии подобный прин- цип именуется метрикой, и не случайно в античные времена определенный ритм шагов играл первостепен- ную роль как в стихосложении, так и в танце. Когда входишь в ворота госпиталя и вступаешь на его терри- торию, то через свои шаги настраиваешься на определенные числовые ритмы, совпадающие с развертыва- ющимися перед тобой визуальными перспективами. Статуя Кришны, стоящая перед госпиталем, занимает ключевую позицию и проецируется на центр здания. Гармоничные пропорции составляют один из секретов красоты, и во время обсуждения чертежей госпиталя Свами часто говорил об этом.2) Центральной частью


госпиталя является круглое здание с куполообразной крышей, высота которого равна 27 метрам. Оно вы- ражает любовь Божественной Матери к людям и имеет на своей вершине расцветший лотос, символизиру- ющий совершенное просветленное, сознание. Когда входишь внутрь этого здания, то сразу чувствуешь, что ты попал в храм Саи, где красота (сундарам) играет немаловажную роль в процессе исцеления.

В течение следующих трех месяцев были заказаны и доставлены на место строительства материа- лы, необходимые для возведения госпиталя. За этот период времени Айзек Тайгретт со свойственным ему динамизмом успел посетить множество стран и приобрел там самое современное медицинское оборудова- ние. Под руководством легендарного прораба Бозе, который в предыдущие годы много сделал для расши- рения ашрама, мадрасская строительная компания за пять с половиной месяцев воздвигла огромный ком- плекс, используя труд рабочих, вооруженных только лопатами. Временами количество рабочих, занятых на строительной площадке, достигало 3000 человек. И невозможное стало возможным!

Как и обещал Свами, ровно через год, 22 ноября 1991 года, в только что построенном госпитале была совершена операция на сердце. Первым пациентом стал четырнадцатилетний мальчик из Анантапура, практически, обреченный на смерть из-за того, что его родители не имели средств для оплаты очень доро- гостоящей операции. Сегодня этот юноша жив и здоров и более не жалуется ни на какие болезни. В тот же день Специализированный госпиталь, с благословения Бхагавана, был торжественно открыт премьер- министром Индии Шри Нарасимха Рао. А через год президент страны доктор Шанкар Шарма открыл в госпитале уро-нефрологическое отделение, предназначенное для трансплантации почек. С 1994 года, после того, как Министерство здравоохранения Индии разрешило госпиталю готовить врачей в области кардио- логии, урологии и нефрологии, он носит название Институт высших медицинских наук Шри Сатья Саи. Во время своего отпуска в этом институте безвозмездно работают крупные специалисты из разных стран мира. Сегодня в распоряжении госпиталя имеется примерно 350 мест, и он бесплатно предоставляет людям диа- гностические и лечебные услуги разного профиля, которые в других местах совершенно недоступны для бедных слоев населения.3)

Достижения больницы более чем значительны. Смертность в послеоперационный период равна двум процентам, что соизмеримо с показателями самых успешных медицинских центров мира. Этот уро- вень был достигнут, благодаря самоотверженному труду врачей и младшего медицинского персонала, осо- знающих духовную природу своей работы. Здесь врачи и пациенты помогают друг другу подниматься по ступенькам духовной эволюции. Многие работники госпиталя, в том числе и его руководитель, утвержда- ют, что своими успехами они обязаны Бхагавану Бабе, который следит процессом лечения на всех его уровнях и в критический послеоперационный период помогает пациентам.4)

19 января 2001 года состоялось открытие нового, еще больших размеров госпиталя Сатья Саи Бабы в Уайтфилде, который сооружался под наблюдением специалистов из Института высших медицинских наук. Создание проекта было поручено одному из лучших студентов Бабы, которому помогал коллектив опытных работников. Новое здание госпиталя, подобно предыдущему, отличается прекрасной архитекту- рой и производит сильное впечатление. Оно было построено на большом земельном участке, предостав- ленном штатом Карнатака также за один год. Госпиталь располагает двенадцатью операционными, обору- дованными самой современной медицинской техникой. Хорошо оплачиваемые специалисты ежедневно выполняют свыше 30 сложных операций. Врачи, возглавляющие Медицинский институт Шри Сатья Саи в Уайтфилде, руководствуются теми же самыми духовными принципами, что и их коллеги, работающие в госпитале Свами в Путтапапрти.

Снабжение населения Индии, которое в наше время уже выросло до одного миллиарда человек, ка- чественной питьевой водой, также является одной из серьезных проблем этой страны. По статистике 1,3 миллиона деревень Индии, что составляет, примерно, 400 миллионов человек, не подключены, или под- ключены только частично к системам водоснабжения. В 1995 году Аватар начал осуществлять Свой «Вод- ный проект» в одной из самых засушливых областей штата Андхра Прадеш, где даже имеющиеся скудные запасы питьевой воды, содержат опасно высокий процент солей фтористо-водородной кислоты. Ежеднев- ное потребление такой воды приводит к тому, что организм человека лишается кальция, и это наносит не- поправимый ущерб костям скелета и в итоге может привести даже к смерти. Для многих миллионов людей, живущих в отдаленных деревнях, данный факт означает, что они ежедневно должны преодолевать не- сколько миль, чтобы набрать несколько литров вредной для здоровья питьевой воды.

Из всех благотворительных акций, финансировавшихся за последние годы Центральным фондом Шри Сатья Саи, проект обводнения района Раяласима является, пожалуй, самым значительным. Он уника- лен своими масштабами и тем, что финансирование такого грандиозного проекта осуществляла одна орга- низация. Выполнение этого проекта было поручено европейской фирме «Ларсен и Турбо», имеющей боль- шой опыт по строительству систем водоснабжения и прокладке трубопроводов. В тесном сотрудничестве с Центральным фондом Шри Сатья Саи и правительственными учреждениями ей удалось закончить все ра-


боты в рекордно короткий срок. На работах было занято 30000 человек, а иногда их количество доходило до 55000 тысяч.

Всего было уложено 2500 километров труб, вырыто 43 водосборных бассейна и на возвышенностях установлено 18 водных резервуаров и 275 водяных баков 15-метровой высоты. Было также построено 125 почвенных резервуаров и 1500 подземных цистерн. В результате качественной питьевой водой были обес- печены 773 деревни и общины Анантапура, Кадири и Дхармаварама. На осуществление этого проекта было затрачено 300 крор рупий (примерно 60 миллионов долларов).

Обслуживание системы водоснабжения было поручено специально созданному органу, чья штаб- квартира находится в штате Андхра Прадеш. Сразу после этого Баба начал осуществлять проект обводне- ния двух других засушливых районов в Телангане. Из-за отсутствия муссонных дождей уровень грунтовых вод в этих районах (Медак и Махабубнагар) сильно понизился, и в них резко возросло количество солей фтористо-водородной кислоты. В 1999 году качественную питьевую воду получили еще 270 деревень. Это событие, являющееся ярким свидетельством огромной любви Аватара к людям и Его самоотверженного служения, было запечатлено на индийских почтовых марках.5)

 

Глава 4

 

Учение

«Есть только одна религия - религия любви, Только одна каста - каста человечества, Только один язык - язык сердца,

И только один вездесущий Бог».

О физическом мире

При изложении учения Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, которое вследствие моего несовершенства, а также по причине недостатка места не может быть представлено в книге во всей полноте, необходимо сразу оговориться, что основные положения учения Аватара полностью соответствуют ведической фило- софии. Особенно часто Он ссылается на Бхагавад Гиту, Упанишады и Пураны, цитируя и толкуя их.

Человек состоит из пяти природных элементов, проистекающих один из другого. Причиной и ис- точником первого элемента и, следовательно, всех пяти является Брахман - неизменный, постоянный, все- объемлющий, безличный аспект Бога. Согласно Шри Сатья Саи Бабе из Брахмана произошли волеизъявле- ние (ятна) и космос (махат), а из них возник эфир (акаша), из эфира - воздух (вайю), из воздуха - огонь (аг- ни), из огня - вода (джала) и из воды - земля (притхиви). Человеческое тело есть результат комбинации этих пяти элементов.

Каждый природный элемент, входящий в состав тела, также пятичастен. Таким образом, первый элемент, эфир, состоит из принципа познания (джната), ума (манаса), интеллекта (буддхи), эго (ахамкары) и пятиричности, или сущности пяти органов воспрятия (панчаки). Они относятся к телу и считаются «внут-


ренними чувствами».1) Эфир по своей природе всепроникающ, обладает очень тонкой структурой, и о его присутствии можно узнать только по звуку.2)

Следующий природный элемент тела, воздух, в нашем организме проявляется как усвоение пита- тельных веществ (самана), распределение и циркуляция жизненной силы (вьяна), речь (удана), втягивание жизненной силы в тело (прана) и извержение (апана). Их также называют пятью жизненными силами (пан- чапрана). Воздух можно идентифицировать благодаря звуку и тактильным ощущениям.

Элемент огня проявляется как органы чувств, или органы восприятия (джнанендрии) - уши, кожа, глаза, язык, нос. Огонь можно видеть, потому что он плотнее воздуха и имеет три следующих признака: звук, тактильные ощущения и форму.

Из элемента воды развились пять тонкоматериальных принципов (панчатанматры): звук, тактиль- ные ощущения, форма, вкус и запах. Воду можно идентифицировать благодаря звуку, осязанию, форме и вкусу.

Элемент земли проявляется в теле как органы речи, руки, ноги, гениталии и органы действия (кар- мендрийи). Земля является самым плотным элементом, и она имеет еще один дополнительный признак - запах.

Альтернативой этого взгляда на человеческое тело как на единицу, состоящую из элементов, явля- ется ведантическое учение о телах, пронизывающих друг друга, или оболочках, имеющих различную ча- стоту вибраций. Свами говорит, что таких оболочек, или тел, три: грубоматериальное тело (стхула деха), тонкоматериальное тело (сукшма деха) и причинное тело (карана деха); иногда к ним добавляют запре- дельное первым трем оболочкам сверхпричинное тело, или тело великой первопричины (махакарана деха).

Согласно этой философии, грубоматериальное тело состоит из вышеупомянутых 25-ти принципов, а тонкоматериальное тело из семнадцать категорий. Это пять органов чувств, пять органов действий, пять жизненных сил или энергий (пран), а также ассоциативный ум (манас) и интеллект, или способность разли- чения (буддхи).

В причинном теле сознание (читта) связано с принципом познания (джната).

Сверхпричинное тело является чистым сознанием, вечным свидетелем всех состояний, самосущим, Истинным «Я», не связанным с каким-либо принципом. Это - Атман, скрывающийся в человеке за пятью оболочками (кошами).

Грубоматериальное тело связано с состоянием бодрствования (джагратом), тонкоматериальное те- ло, также называемое телом сновидений - со сновидческим состоянием, т.е., в этом состоянии сознания тонкоматериальное тело является активным. Здесь человек, погруженный в свой внутренний мир, без како- го-либо влияния извне творит совершенно иной мир. В состоянии сна все создается человеческим умом без какой-либо материальной основы. Все сновидческие переживания и содержание снов ограничены рамками одной личности и не имеют никакой связи с другими личностями, пребывающими в материальном мире. Переживания, испытываемые во сне, являются единственным материалом сновидческого состояния. В этом состоянии сознания испытывают последствия совершенных ранее хороших и плохих поступков. Все эти переживания связаны с тонким телом, чьей важнейшей функцией является мышление. Все творит ум, пре- бывающий в состоянии сна.

Уму дают названия соответственно функциям, которые он выполняет. Если он просто мыслит, его называют рассудком (манасом). Если он занимается различением между вечным и преходящим, его назы- вают разумом, или интеллектом (буддхи). Когда он выполняет функции складирования впечатлений, его называют памятью (читтой). Если ум идентифицируется с какой-либо личностью, его именуют эго или низшим «я» (ахамкарой). Все эти четыре названия относятся к человеческому уму, и вместе они составляют внутренний инструмент (антахкарана). Таково состояние бодрствования и состояние сновидений; оба они являются творением человеческого ума.3)

С причинным телом связано состояние глубокого сна (сушупти). В этом состоянии отсутствуют как низший ум (манас), так и высший ум, или интеллект (буддхи). Там, где отсутствует мышление, нет и гру- боматериального и тонкоматериального мира. А раз отсутствует мир, то нет ни радости, ни страдания. Их испытывают из-за контакта с миром. Поэтому он тесно связан с радостью и горем. Вот почему говорят, что ум является причиной как рабства, или зависимости, так и освобождения.

Сверхпричинное тело, запредельное даже причинной сфере, называют также золотым зародышем, или семенем (хираньягарбхой). Оно находится по ту сторону всех относительных состояний сознания и определяется как незыблемое и абсолютное (акшара-пуруша).4)

Согласно священным писаниям Индии, имеется четырнадцать миров (лок), семь высших и семь низших, которые также находятся в теле человека. Примечательно, что они соответствуют местонахожде- нию чакр. Возможно, чакры и являются этими мирами, а может быть, мостами или туннелями, ведущими к ним.


Свами подтверждает, что миры соответствуют частям тела. Земной мир (Бхур лока) соответствует ногам, промежуточный мир, существующий между землей и небом (Бхувар лока) - гениталиям, мир света, чистых мыслей и чувств (Сувар лока) - пупку, (первый) небесный мир (Махар лока) - сердцу, тонкоматери- альный небесный мир (Джана лока) - горлу, мир духовной силы (Тапа лока) - межбровью и мир Истины (Сатья лока) - высшей точке головы, или родничку.

Низшие миры соответствуют подошвам (Атала), ногтям (Витала), пяткам (Сутала), бедрам (Ма- хатала), коленям (Расатала), бокам (Талатала) и анусу (Патала).5)

Из вышеизложенного следует, что все творение образовано не только из физических, но и духовных элементов, т.е. в теле человека представлены как тонкоматериальные, так и духовные миры. Мы часто об- ращаемся с телом плохо и порой совсем не заботимся о нем, а ведь оно - храм души. Согласно словам Са- тья Саи Бабы, тело является драгоценным даром, который не так то просто получить. В этой связи мы пе- реходим теперь к одной из центральных тем учения Саи Бабы, а именно, к учению о карме и перерождении (реинкарнации).

Карма (действие, поступок) - это умственное решение или физическое действие, его последствия, сумма всех поступков в этой или предшествующей жизни и закон причины и следствия. С понятием кармы, в основном, связывают ответственность человека, который должен в полной мере пожать последствия сво- их решений и поступков. Учение о карме в связи с концепцией перевоплощения объясняет, почему люди оказываются в тех или иных жизненных ситуациях, почему с ними происходят, например, несчастные сл у- чаи и т.д. В принципе каждое наше действие порождает хорошую или плохую карму. Целью духовной практики является достижение освобождения и уничтожение зависимости от закона кармы. Хотя освобож- денная душа (Дживанмукта) и продолжает действовать, однако она делает это уже из индивидуальных со- ображений, и поэтому деятельность более не связывает ее. Если нет причин, то нет и следствий.6)

Свами говорит об этом просто и ясно. Он приводит примеры и рассказывает притчи, иллюстриру- ющие различные положения Его учения.

Сатья Саи учит, что последствия наших поступков, совершенных в прошлых жизнях, обладают огромной кармической силой. Условия нашей современной жизни обусловлены именно кармой, и пока не уничтожена зависимость от закона причины и следствия, мы волей - неволей создаем новую карму и пожи- наем ее плоды,7)

 

«Рассматривая концепцию кармы в связи с перерождениями человека, необходимо упомянуть о ре- акции... Говоря о «реакции», Я имею в виду не следствие какого-либо деяния, а реакцию человека на него, то, каким образом он воспринимает плоды своих прошлых деяний. Это очень важный момент, и его необ- ходимо ясно понять, потому что причиной перерождения является ваша реакция на определенные собы- тия... Вы рады и счастливы, когда все хорошо, и несчастны, когда - плохо. Такая реакция провоцирует по- явление дальнейших желаний, которые еще больше укрепляют эго. А это, в свою очередь, приводит к дальнейшим действиям и последствиям и соответственной реакции на них. Таким образом, создается бесконечный порочный круг: действие- последствие- реакция-воплощение и т.д. Желания не исчезают да- же после смерти человека. Они так сильны, что ему приходится снова и снова рождаться в этом мире, чтобы исполнить их. Пока у человека существуют желания, он будет снова и снова рождаться на зем- ле».8)

«Человек рождается на земле по трем причинам: из-за своих прегрешений, неисполненных желаний и духовного невежества. Человек воплощается, прежде всего, для того, чтобы удовлетворить свои неис- полненные желания. Кроме того, его рождение обусловлено греховными поступками, совершенными в прошлых жизнях, последствия которых он должен пожать. Он рождается также вследствие своего ду- ховного невежества, которое необходимо уничтожить. Эти три причины и вызывают перерождения».9)

«Когда человек умирает, он берет с собой не свое имущество, власть и славу, а те хорошие или дурные поступки, которые он совершил в настоящей жизни. Когда вы рождаетесь на земле, у вас на шее висит груз прошлых деяний».10)

Как удалить кармические энергии, накопившиеся в результате определенных действий? Это можно осуществить, по крайней мере, тремя способами. Как не может прорасти семя, покрытое толстым слоем земли, так и энергии плохих действий, компенсированные многочисленными добродетельными поступка- ми, не могут привести к мучительным последствиям. «Добродетельные поступки погребают плохие посе- вы так глубоко, что те сгнивают, и не дают всходов».11) Это означает, что если человек желает себе добра, он должен вести добродетельную жизнь, совершать много хороших поступков и самоотверженно служить ближним.


«Нишкама карма - это деятельность без мысли о плодах и награде. Каждое действие необходимо совершать ради него самого, а не ради награды. С помощью этого метода можно стать дживан муктой, т.е. тем, кто освободился от череды рождений и смертей еще при жизни. После этого человек достига- ет состояния глубокого внутреннего мира и бесстрастия. К обретению этого несравненного и блаженно- го состояния сознания и должен стремиться каждый человек.12)

«Вы должны действовать, потому что это является частью вашей природы, но нужно делать это так, чтобы не опутывать себя цепями кармы. Действия, за которые желают получить награду, ве- дут к последствиям, связывающим человека, и карма растет как снежный ком. А действия, совершаемые без мысли о плодах, уменьшают объем кармы. Такие действия не порождают никаких последствий.13)

Человек не может ничего не делать, из страха совершить ошибку, однако он имеет возможность ис- полнять свои обязанности ради них самих, не думая при этом о плодах деятельности.

 

«Человек не может не действовать, потому что действия являются основой его существования. Тело дано вам для того, чтобы вы действовали. Но человек должен освятить и очистить его праведным поведением. Ручей бескорыстных поступков течет через поле знания, и далее – к высшей мудрости и са- моосуществлению.14)

Однако полностью избегнуть последствий плохих поступков, либо сделать их безболезненными, можно лишь с помощью божественной милости. На вопрос, может ли Свами устранить всю совокупность отрицательность кармических последствий, Он отвечает всегда одинаков - в творении, включая и накоп- ленный энергетический потенциал кармы, ничто не может устоять перед волей Бога.

 

«Господь, конечно же, может избавить человека от последствий его поступков, как Я сделал это несколько месяцев назад, когда взял на Себя апоплексический удар Своего бхакты».15)

Однако Бог не часто берет на Себя карму людей. Баба говорит, что закон кармического воздаяния призван научить людей относиться к своим поступкам с полной ответственностью, и если Он актом Своего волеизъявления уничтожит все кармические последствия, то это нанесет эволюции человечества большой вред. Иными словами, если нарушить правила, то божественная игра под названием эволюция будет окон- чена.16) Вот почему при уничтожении плохой кармы людей, Свами для компенсации берет ее на Себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: