ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 20 глава




В Новом завете имя главы демонов.

По филологическому толкованию, слово "Веельзевул" означает "бог навоза" и всякой нечистоты и грязи (где и водятся и размножаются мухи).

Ветхий завет

Часть Библии, комплект иудейских священных книг. Название Ветхого завета дано этим книгам христианскими церковниками в отличие от Нового завета, состоящего из сочи­нений, написанных идеологами христианства. Иудейские богословы именуют Ветхий завет Танахом.

В Ветхом завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произ­ведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода, ориентировочно с ХШ по II в. до н.э. Согласно иудейскому и христианскому вероучению, Ветхий завет являет­ся священным писанием, вдохновленным богом Яхве. Однако текстологический и филологи­ческий анализ Ветхого завета ставят под сомнение классическое представление о его проис­хождении.

Сохранилось две редакции Ветхого завета: древнееврейская, так называемая масорет-ская, и "семидесяти толкователей", или Септуагинта.

Часть произведений, входящих в Ветхий завет, лишены религиозного содержания (Ек-клезиаст, Есфирь, Руфь, Песнь песней).

Существенные поправки к возрасту Ветхого завета внесли археологические исследова­ния.


С возникновением в XI-X веках до н.э. на территории Палестины Иудейского и Изра­ильского государств появилась необходимость в письменном оформлении истории, религи­озных заповедей, норм права и нравственности. в IX в. до н.э. в Иудейском царстве повляет-ся книга, рассказывающая о сотворении мира и происхождении евреев. В библейской крити­ке эта книга называется Яхвист. Почти одновременно в Израильском царстве появляется близкая к Яхвисту книга под название Элохист.

Впоследствии, в VIII в. до н.э., когда Израильское царство было покорено Ассирией, иудейские жрецы объединили в одну книгу Яхвиста и Элохиста. Кроме того, к Ветхому заве­ту была присоединена Книга законов, изданная в 621 г. до н.э., которая практически в неиз­менном виде сохранилась в современном Второзаконии.

В 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано Вавилонией. Знать и часть народы были пленены и вывезены в Вавилонию. В плену среди евреев создалась группа писцов, ко­торая занялась систематизацией священных письмен, в результате чего был разработан так

называемый Жреческий кодекс. Основная часть Жреческого кодекса вошла в книги Ле­вит и Числа. Жреческий кодекс стал основой для создания Торы, которая была обнародована книжником Ездрой в 444 г. до н.э.

В течение Ш-П веков до н.э. появились Хроники, Екклезиаст, Песнь песней, Даниил. Во многих произведениях этого периода заметно влияние древнегреческой культуры.

Ветхий завет канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.

Всемирный совет церквей

Руководящий экуменический орган. Создан в 1948 г. на 1 Генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в результате слияния трех протестантских движений: "Вера и порядок", "Жизнь и деятельность" и "Международный миссионеарский совет".

В 1968 г. на ассамблее в Упсале ВСЦ провозгласил лозунг "обновления религии", сущ­ность которого заключается в религиозной оценке глобальных проблем человечества, преж­де всего социального и научно-технического прогресса.

За время существования ВСЦ (данные на конец XX века) его членами стали 300 органи­заций, преимущественно протестантских, а также несколько православных, в том числе Рус­ская православная церковь.


Гинза

Священная книга мандеистов. Написана на арамейском языке (в переводе означает "Со­кровище"). Представляет из себя компологический трактат, в котором, в частности, говорит­ся о противоречивости актов творения.

Глоссолалия

Способность внезапного, спонтанного появления умения говорить на других языках. Является специфической особенностью культа пятидесятников и некоторых сект.

Большая часть христианских конфессиий отрицательно относится к глоссолалии. В 1928 г. решением Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было от-вегнуто как фанатичное и расходящееся с Священным Писанием. В 1944 г. Совет христи­анских церквей назвал глоссолалию отступлением от христианской веры.

Гомаристы

Радикальная группа под руководством Франциска Гомария, отделившаяся в конце XVI в. от нидерландских кальвинистов-реформатов. Полностью принимала концепцию предопре­деления. Выступала против любых отклонений в идеологии кальвинизма.

От гомаристов отделилась группа арминиан под руководством Иакова Арминия.

В 1610 г. гомаристы, находясь в союзе с монархической партией, одержали верх над ар-минианами, находившимися в союзе с республиканской партией.

Движение святости (Церкви святости)

Направление позднего протестантизма. Возникло в конце XIX в. в США в методист­ской среде.

Основная концепция движения святости проистекает из протестантской теологической теории о том, что грешник в своей духовной эволюции проходит две ступени: обращение (вера в бога, покаяние и клятва в верном служении богу) и освящение (рождение свыше, мгновенное чудесное перерождение человека, в результате чего он освобождается от перво­родного греха). Внешним проявлением достижения второй ступени является строгое соблю­дение правил пуританской морали.

Внутренние противоречия в идее святости породили необходимость поиска новых кон­цепций, что привело к возникновению пятидесятнического учения о крещении Духом Свя-


тым и перфекционизма с идеей стремления к самосовершенствованию для достижения свя­тости.

Существует ряд сект неметодистского происхождения, также относящихся к Движению святости.

В 1952 г. консервативное крыло "Движения святости" объединилось в "Межцерковную конвенцию святости", поставившую своей целью борьбу с либеральными настроениями в су­ществующих конфессиях Движения.

Деизм

Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.

Демиург

В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческое на­чало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообразно с вечным образцом - эйдо-сом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего.

Демиург создает низших богов, мировую душу, бессмертную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом.

В отличие от бога теистических религий, античный демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все "как можно лучше" противостоит сопротивление материи в виде де­терминистической "необходимости".

В бытовом понимании термин первоначально употреблялся для обозначения художни­ка, производящаго работы для народа, и вообще строителя, мастера.

В Новом завете термин демиург" ассоциируется с творческой деятельностью Бога (по­слан, ап. Павла к Евр. 11,10).

Часто демиурга идентифицируют с Богом-творцом из Ветхого завета.

Понятие демиурга играло важную роль в космологических построениях гностицизма и в герметической традиции. Здесь под демиургом подразумевалось существо, посредствую­щее между Богом и миром и принимавшее участие в творении мира.


Диспенсационализм

Христанское учение, характерное для некоторых протестантских деноминаций и сект, в частности плимутских братьев и поместной церкви. Согласно этому учению, история челове­чества делится на отдельные периоды, и в каждом из них действует свойственный именно для него закон Бога.

Древне-Восточные церкви

Восточные Церкви, по тем или иным причинам не принявшие Халкидонский (IV Все­ленский) Собор. По своему происхождению делятся на "монофизитские" и "несторианские", хотя очень далеко ушли от этих древних ересей.

К Древне-Восточным церквям относятся:

1. Армянская Апостольская Церковь.

2. Коптская Православная Церковь.

3. Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь.

4. Сиро-Яковитская Православная Церковь.

5. Малабарская Православная Церковь.

6. Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь.

7. Маронитская Церковь.

Дуализм

1. Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных на­чал.

Из определения дуализма вытекают иерахическая поляризация и ценностные суждения о добре и зле, правде и лжи на всех уровнях.

Традиционно признается существование двух форм дуализма: радикального, исходяще­го из существования двух извечных начал, и умеренного, или монархианского, не ставящего под сомнение единовластия верховного Творца, поскольку второе начало проявляется позднее и происходит, как правило, от ошибки в системе, созданной первым началом.

Дуалистическая мифология основана, как правило, на действии в ней трикстера.

Дуалистические религии выражают отношение к миру и человеку в разных вариациях -от антикосмизма ("мир есть зло") и антисоматизма ("тело есть зло") до прокосмизма ("мир


есть добро") и просоматизма ("тело есть благо"). К примеру, зороастризм относится к про-космическим и просоматическим религиям, орфизм - антикосмическое и антисоматическое течение, платонизм - антимосатичен, но прокосмичен.

2. Учение, исходящее из признания равноправными и не сводимыми друг к другу начал - духа и материи, идеального и материального. В этом аспекте дуализм противопоставляется монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в каче­стве первоосновы лишь одно из начал. Является разновидностью плюрализма.

Евангелие шона

Произведение Джохана Маранке. Евангелие названо по самоназванию основного наро­да Зимбабве (Южной Родезии). Является основой вероучения секты "Африканская апостоль­ская церковь".

В Евангелии шона указывается, что белые миссионеры исказили Священное Писание и скрыли от африканцев истинную сущность учения Святого Духа. Лишь Джохан Маранке смог возродить его в первозданном виде.

Евхаристия (Причастие)

Одно из семи таинств христианства. Заключается в том, что во время богослужения или после него верующие вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. Теоре­тическое обоснование евхаристии находится в 1 Кор. 11:24 от лица самого Христа: "хлеб... ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" и в Евангелии от Луки 22:20: "сия чаша есть Новый Завет и Моей крови, которая за вас проливается".

Существует ряд версий в отношении евхаристии, в том числе выдвинутых отцами церкви. Споры относительно этих версий были и остаются одними из самых острых в хри­стианской теологии, особенно проявившись в период ересей раннего средневековья и Рефор­мации.

В католической и православной церквях считается, что жертва в евхаристии совершает­ся каждый раз священником, получившим дар совершения таинства в силу посвящения в сан. В протестантизме не признается священный характер литургии и предполагается, что Хри­стос принес свое тело в жертву лишь однажды; как следствие этого евхаристия воспринима­ется не как таинство, а как символ. В некоторых протестантских конфессиях евхаристия за­менена на хлебопреломление.


С ХП в. в католической церкви, по решению Констанцского и Тридентского соборов, причащение хлебом и вином стало привилегией клира. Миряне с этого времени причащались только хлебом. Только II Ватиканский собор разрешил причащение вином и мирянам.

Епархия

В православии - церковно-административный округ, состоящий из приходов, объеди­ненных в благочиния, и монастырей. Возглавляется епископом. Управление епархией осуще­ствляет правящий архиерей, епархиальное собрание и епархиальный совет.

Епископ

Греч. episkopos - надзиратель, блюститель: священнослужитель высшей (третьей) сте­пени в церковной иерархии большинства христианских церквей.

Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла.

В I века н.э. епископами называли выбираемых из рядовых верующих старейшин - пре­свитеров, которые руководили повседневной жизнью общины. В середины П века епископа­ми называют выделившихся из среды пресвитеров старших пресвитеров. С этого времени только епископу принадлежит право совершения обряда причастия (евхаристии), рукополо­жения остальных пресвитеров и диаконов, сношения с другими христианскими общинами.

В IV веке, с превращением христианства в государственную религию Римской импе­рии, укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Только епископ может совершать все христианские семь таинств. В руках епископа сосредо­точивается вся административная и духовная власть в границах церковно-административно-го округа (епархии, митрополии и т.п.).

По древней традиции в сан епископа посвящают священников, принявших монашеский чин - архимандритов. Епископ называется также архиереем или иерархом, т.е. священно на­чальником или святителем.

Начиная с IV века сан епископа подразделяется на ряд степеней: викарный епископ (ви­карий), правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, партиарх. К монашескому име­нии епископа всегда прибавляется название управляемой им епархии, а к имени партиарха -полное название возглавляемой им поместной церкви.

У протестантов титул епископа не является пожизненным, его присвоение не есть та­инство священства, а назначение или избрание на должность. Исключение составляют швед­ская и финляндская лютеранские церкви.


Ересь

Религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызы­вающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви.

В христианстве принято различать раннехристианские ереси (николаиты, ариане, эбио-ниты, монтанисты, докеты) и средневековые ереси. Последние, в свою очередь, состоят из ересей раннего средневековья (павликане, богомилы, катары, вальденсы) и ересей XIV - XVI веков (табориты, апостольские братья, лолларды, анабаптисты). Все эти ереси отличаются антипапской и антифеодальной направленностью, выступают против церковных поборов, пышности культа, за "дешевую церковь".

Наряду с массовыми еретическими движениями существовали ереси отдельных мысли­телей или небольших групп, выступавших с позиций мистики или, наоборот, рационализма (амальрикане, иоахимиты, эккартианцы).

Позднее повяляются новые ереси, являющиеся ересями уже по отношению к проте­стантизму, там, где он стал господствующей религией - пресвитериане, конгрегационалисты, пуритане, индепенденты.

Ертенки-Мани

Священная книга манихеев, написанная пророком Мани в 270 г. в Индии, куда он вы­нужден был бежать от преследования господствовавшей в Персии религиозной партии. В книге изложены основные положения манихейства.

Зилоты

Политическая группировка в Фессалониках (Греция). В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подав­лено византийским императором Иоанном VI с помощью турок, при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов-исихастов.

Иезуиты

См. Орден иезуитов.

Иерарх

См. Архиерей.


Икона

В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, кото­рым приписывают священное значение.

Импанация

От латинского "panis" - хлеб. Христианское учение об образе присутствия тела и крови Христа в хлебе и вине, по которому хлеб и вино не превращаются в кровь и тело Христа, а только получает известную невидимую связь с его телом и кровью.

Индульгенция

В католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Широкая торговля индульгенциями начиная с XII - XIII века в Европе явилась сред­ством обогащения церкви.

Инициация

Определенный, как правило мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень.

Интеллигибельность

Философский термин, обозначающий предмет или явление, постигаемое только разу­мом или интуицией. Широко употребляется в схоластике и философии И.Канта.

Инфралапсарии

Группа нидерландских реформатов. Придерживалась идеи о том, что предопределение к спасению было дано еще до грехопадения. Находились в оппозиции к супралапсариям. В споре между инфралапсариями и супралапсариями началось формирование учения Иакова Арминия.

Исповедь (Покаяние)

Одно из Семи таинств христианства.

Состоит в признании верующими перед священником грехов, которые священник раз­решительными (магическими) словами отпускает от имени Иисуса Христа.


В II - III веках н.э. в христианстве сложилась детальная регламентация покаяния за раз­личные прегрешения перед общиной (т.н. публичная исповедь). Обычай публичной исповеди существовал до VII века, когда стала преобладать тайная индивидуальная исповедь перед священником.

В XII - XIII веках в литературе шла острая полемика по поводу истоков исповеди и ее сущности и обязательности.

IV Латеранским собором была предписана, а Тридентским собором утверждена форму­ла обязательной тайной исповеди, которая предусматривала необходимость покаяния для всех католиков "разумного возраста" не реже одного раза в год.

Соблюдение тайны исповеди устанавливалось декретами пап Климента VIII и Иннокен­тия XI, однако некоторые теологи обосновывали возможность ее нарушения в чрезвычайных случаях. В России в 1722 году царский указ обязывал священников доносить о выявленных на исповеди замыслах против властей.

Исповедь связана с главным христианским таинством - Евхаристией, которому, как правило, предшествует.

Средневековые еретические движения и протестанты решительно отвергали право свя­щенников отпускать на исповеди грехи, назначать искупительные наказания и выдавать ин­дульгенции. Протестантизм сохранил исповедь как традиционный церковный обряд, выра­жающий раскаяние христианина в совершенных им грехах, лишив его характера таинства.

Иудаизм

Одна из древнейших религий. Зачатки иудаизма появились в II тысячелетии до н.э. сре­ди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иуда­изм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.

Иудаизм основан на догматах: признание единого бога Яхве; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклон­ников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета (Танаха) и Талмуда.

Согласно общехристианским представлениям, евреи в до-христианский период были убеждены в собственной богоизбранности и в исключительности собственного спасения. Другие народы должны были войти в мессианское царство исключительно в качестве побе­жденных и рабов. Подобная богопротивная гордыня считается причиной отвержения еврейского народа и его поражения в 70-135 гг. н.э.


По христианской и иудейской мифологии, еврейскому народу было сообщено боже­ственное откровение. После так называемого Вавилонского плена началось изучение всем еврейским народом сообщенного откровения, что заняло свыше десяти веков, до заключения талмудов - Иерусалимского и Вавилонского, соответственно IV и VI вв. н.э.

Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положе­ние о религиозной исключительности евреев не способствовало развитию прозелитской дея­тельности. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был ре­лигией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского наро­да привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира.

Одним из первых литературных произведений иудаизма является Тора, закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. Тора была обнародована в V веке до н.э. в Иеруса­лиме.

Каббала

1. Существовавшее у евреев после Моисея религиозное предание. Название это приме­
нялось преимущественно к библейским пророческим книгам.

2. Мистическое религиозно-философское рационалистическое учение в иудаизме.
Сформировалось в XIII в. В основение каждого предмета последователи Каббалы ставили
его способность подчиняться научному объяснению. Учение и все представления о боге,
мире и человеке объяснялось и подтверждалось текстами из Ветхого завета. С течением вре­
мени, из-за затруднений подобных объяснений, приверженцы Каббалы выработали особые
приемы символического и аллегорического толкования священных текстов.

Караимы

Иудаистская секта, возникшая в VIII в до н.э. в Багдаде. Получила широкое распростра­нение в Персии в XI в., затем распространилась в Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше.

В отличие от иудаистов, караимы не признают устной традиции раввинов, Талмуд и Мишну. Священной книгой признается только Ветхий завет.

В отличие от ортодоксальных иудеев, караимы допускают смешение молочных продук­тов и мяса в пище, не носят талисманов, снимают обувь перед входом в синагогу, игнориру­ют ряд церемоний. В силу отрицания караимами раввинов браки между караимами и орто­доксальными иудеями невозможны, что создает серьезные бытовые осложнения.


В настоящее время караимы проживают преимущественно в Крыму и Израиле. На ко­нец XX века их общая численность - от 10 до 20 тысяч.

Кардинал

Второй (после папы) титул в католической церкви. Кардиналы назначаются папой с со­гласия консистории (кардинальской коллегии). Папа имеет право назначить кардинала тай­но, но он обязан сообщить об этом консистории до своей смерти.

Исторически титул кардинала часто присваивался незаконнорожденным детям папы или его племянникам. Некоторые кардиналы не имели духовного звания.

С 1245 г. знаком кардинальского сана является красная шапка, символизирующая го­товность кардинала пролить свою кровь в интересах церкви.

Карловацкий раскол

См. Русская Православная Церковь за границей.

Католики восточного обряда

См. Церкви восточного обряда.

Квакерство (Общество друзей)

Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Джорджем Фоксом. Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей.

Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ. Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.

Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категори­чески отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея на­личия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.

В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого челове­ка присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву. Бог при этом является одновременно имманентным, т.е.участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е.бесконечно превосходит человека. Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божествен-


ном голосе человека. Внутренний свет адекватно воплощен в Библии, которая рассматрива­ется как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно уче­нию квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".

У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обря­ды, в том числе крещение и причащение. По воскресениям квакеры собираются вместе и по­гружаются в молчание, которое длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потреб­ность что-нибудь сказать.

Браки между квакерами осуществляются на основе обещания верности, данного в при­сутствии старейшин.

Идеи пацифизма долгое время вызывали преследования квакеров. В Англии репрессии продолжались вполть до принятия в 1689 году Закона о веротерпимости, а в США, куда по­степенно переместилась деятельность квакеров, до XIX века.

Клир

В широком смысле слова духовенство, то есть совокупность всех церковнослужителей и священнослужителей. В узком смысле слова - духовенство за исключением архиерея.

В раннем христианстве клир - апостольское призвание. Затем этот термин стал упо­требляться в значении "духовенство" по отношению к тем людям, которые были избраны по жребию в качестве служителей культа.

На протяжении веков состав лиц, входящих в клир, неоднократно изменялся. В IV века из клира исключаются епископы, пресвитеры и диаконы.

В католичестве под клиром понимаются все священнослужители, начиная с диакона.

В православии под клиром понимаются все священнослужители, исключая епископа.

Под клиром также может пониматься причт, то есть совокупность служителей конкрет­ного храма, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархи­альному архиерею.

Книга Зодиака

См. Сфар Малвасиа.

Книга Иоанна

См. Сидра-де-Яхья.


Коласта

Священная книга мандеистов, сборник литургий.

Конец света

В большинстве религий мира представление о предстоящем прекращении существова­ния человечества. Как правило, конец света представляется в виде окончательной битвы между силами добра и зла, в результате которой человечество погибнет.

Наиболее наглядно идея конца света развита в иудаизме и христианстве, в которых по­сле конца света должен состояться Страшный суд Иисуса Христа над всеми живыми и мерт­выми, воздающий каждому по его вере (с точки зрения протестантов) или его делам (с точки зрения остальных христиан).

Обоснованием и изученим вопросов, относящихся к концу света, занимается эсхатоло­гия.

Консенсус фиделиум

"Вера всех верующих" - в католицизме принцип подтверждения веры через веру не только священников, но и всех мирян.

Космос

Термин древне-греческой философии, применялся преимущественно для определения мира как организованного целого. У Платона и Аристотеля с термином "космос" конкуриру­ет термин "небо". В системах, допускающих множественность миров, космос обозначает упорядоченную часть Вселенной, в противовес "универсуму".

Крещение

Одно из Семи таинств христианства.

Согласно евангельской традиции, начало крещению положил Иоанн Креститель. Он же крестил в водах реки Иордан и Иисуса Христа. Крещение уходит своими корнями в древней­шие дохристианские водные очистительные обряды. В раннем христианстве крещение со­вершалось над людьми любого возраста и предварялось аскетической подготовкой. С VIII в. закрепился обычай крестить младенцев.

Совершение крещения связывается с принятием человека в лоно церкви. Считается, что в момент крещения человек умирает для греховной жизни и возрождается для жизни духов­ной.


Строгие формулы крещения были выработаны на IV Латеранском и Флорентийским со­борами в порядке борьбы с отрицавшими крещение вальденсами и катарами.

Ритуал крещения состоит в православной церкви - в погружении младенца в купель, в католической - в поливании водой головы. После символического купания священник мажет крещаемого миром, произносит строго определенный текст и надевает на крещеного кре­стик. Традиционно в православии и католичестве крестят маленьких детей, в некоторых про­тестантских конфессиях - взрослых людей. Однако строгие установления на этот счет отсут­ствуют.

Крещение Хибила Зиви

Священная книга мандеистов, описывает очищение спасителя мандейцев Манда-де-Хайе.

Либеллатики

Наименование христиан во времена гонений на христианство в римской империи, кото­рые подкупом или другими способами добивались от языческих властей свидетельства (libella) в том, что они отреклись от христианства и приносили жертвоприношения языче­ским богам, а втайне исповедывали христианскую веру. Церковь таких считала падшими и вновь принимала их лишь после покаяния, соединеннаго с епитимией.

Литургия

Греч. "богослужение". Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство евхаристии. Литургия делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

В православной церкви существует три чина литургии: св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.

Лоа (Лоасы)

Дагомейские божества, являющиеся объектом поклонения в культе вуду. Некоторые лоа ассоциируются с христианскими святыми.

В вуду наиболее популярными из лоа являются Дамбалла-уэдо (бог змей и дождя), Агуа-таройро (бог морей), Зину (бог плодородия и полей), Эрзили-Фреда (богиня красоты), Легба (посредник между лоа и людьми).


Среди лоа рангом ниже особо выделялись бароны, которых считают ответственными за колдовские ритуалы. Главным среди них считается Барон-Суббота. Считается, что от брака Барона-Субботы и баронессы Брижит появилось семейство злых богов Гедэ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: