В Новом завете имя главы демонов.
По филологическому толкованию, слово "Веельзевул" означает "бог навоза" и всякой нечистоты и грязи (где и водятся и размножаются мухи).
Ветхий завет
Часть Библии, комплект иудейских священных книг. Название Ветхого завета дано этим книгам христианскими церковниками в отличие от Нового завета, состоящего из сочинений, написанных идеологами христианства. Иудейские богословы именуют Ветхий завет Танахом.
В Ветхом завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода, ориентировочно с ХШ по II в. до н.э. Согласно иудейскому и христианскому вероучению, Ветхий завет является священным писанием, вдохновленным богом Яхве. Однако текстологический и филологический анализ Ветхого завета ставят под сомнение классическое представление о его происхождении.
Сохранилось две редакции Ветхого завета: древнееврейская, так называемая масорет-ская, и "семидесяти толкователей", или Септуагинта.
Часть произведений, входящих в Ветхий завет, лишены религиозного содержания (Ек-клезиаст, Есфирь, Руфь, Песнь песней).
Существенные поправки к возрасту Ветхого завета внесли археологические исследования.
С возникновением в XI-X веках до н.э. на территории Палестины Иудейского и Израильского государств появилась необходимость в письменном оформлении истории, религиозных заповедей, норм права и нравственности. в IX в. до н.э. в Иудейском царстве повляет-ся книга, рассказывающая о сотворении мира и происхождении евреев. В библейской критике эта книга называется Яхвист. Почти одновременно в Израильском царстве появляется близкая к Яхвисту книга под название Элохист.
|
Впоследствии, в VIII в. до н.э., когда Израильское царство было покорено Ассирией, иудейские жрецы объединили в одну книгу Яхвиста и Элохиста. Кроме того, к Ветхому завету была присоединена Книга законов, изданная в 621 г. до н.э., которая практически в неизменном виде сохранилась в современном Второзаконии.
В 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано Вавилонией. Знать и часть народы были пленены и вывезены в Вавилонию. В плену среди евреев создалась группа писцов, которая занялась систематизацией священных письмен, в результате чего был разработан так
называемый Жреческий кодекс. Основная часть Жреческого кодекса вошла в книги Левит и Числа. Жреческий кодекс стал основой для создания Торы, которая была обнародована книжником Ездрой в 444 г. до н.э.
В течение Ш-П веков до н.э. появились Хроники, Екклезиаст, Песнь песней, Даниил. Во многих произведениях этого периода заметно влияние древнегреческой культуры.
Ветхий завет канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.
Всемирный совет церквей
Руководящий экуменический орган. Создан в 1948 г. на 1 Генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в результате слияния трех протестантских движений: "Вера и порядок", "Жизнь и деятельность" и "Международный миссионеарский совет".
В 1968 г. на ассамблее в Упсале ВСЦ провозгласил лозунг "обновления религии", сущность которого заключается в религиозной оценке глобальных проблем человечества, прежде всего социального и научно-технического прогресса.
|
За время существования ВСЦ (данные на конец XX века) его членами стали 300 организаций, преимущественно протестантских, а также несколько православных, в том числе Русская православная церковь.
Гинза
Священная книга мандеистов. Написана на арамейском языке (в переводе означает "Сокровище"). Представляет из себя компологический трактат, в котором, в частности, говорится о противоречивости актов творения.
Глоссолалия
Способность внезапного, спонтанного появления умения говорить на других языках. Является специфической особенностью культа пятидесятников и некоторых сект.
Большая часть христианских конфессиий отрицательно относится к глоссолалии. В 1928 г. решением Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было от-вегнуто как фанатичное и расходящееся с Священным Писанием. В 1944 г. Совет христианских церквей назвал глоссолалию отступлением от христианской веры.
Гомаристы
Радикальная группа под руководством Франциска Гомария, отделившаяся в конце XVI в. от нидерландских кальвинистов-реформатов. Полностью принимала концепцию предопределения. Выступала против любых отклонений в идеологии кальвинизма.
От гомаристов отделилась группа арминиан под руководством Иакова Арминия.
В 1610 г. гомаристы, находясь в союзе с монархической партией, одержали верх над ар-минианами, находившимися в союзе с республиканской партией.
Движение святости (Церкви святости)
Направление позднего протестантизма. Возникло в конце XIX в. в США в методистской среде.
|
Основная концепция движения святости проистекает из протестантской теологической теории о том, что грешник в своей духовной эволюции проходит две ступени: обращение (вера в бога, покаяние и клятва в верном служении богу) и освящение (рождение свыше, мгновенное чудесное перерождение человека, в результате чего он освобождается от первородного греха). Внешним проявлением достижения второй ступени является строгое соблюдение правил пуританской морали.
Внутренние противоречия в идее святости породили необходимость поиска новых концепций, что привело к возникновению пятидесятнического учения о крещении Духом Свя-
тым и перфекционизма с идеей стремления к самосовершенствованию для достижения святости.
Существует ряд сект неметодистского происхождения, также относящихся к Движению святости.
В 1952 г. консервативное крыло "Движения святости" объединилось в "Межцерковную конвенцию святости", поставившую своей целью борьбу с либеральными настроениями в существующих конфессиях Движения.
Деизм
Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.
Демиург
В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческое начало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообразно с вечным образцом - эйдо-сом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего.
Демиург создает низших богов, мировую душу, бессмертную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом.
В отличие от бога теистических религий, античный демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все "как можно лучше" противостоит сопротивление материи в виде детерминистической "необходимости".
В бытовом понимании термин первоначально употреблялся для обозначения художника, производящаго работы для народа, и вообще строителя, мастера.
В Новом завете термин демиург" ассоциируется с творческой деятельностью Бога (послан, ап. Павла к Евр. 11,10).
Часто демиурга идентифицируют с Богом-творцом из Ветхого завета.
Понятие демиурга играло важную роль в космологических построениях гностицизма и в герметической традиции. Здесь под демиургом подразумевалось существо, посредствующее между Богом и миром и принимавшее участие в творении мира.
Диспенсационализм
Христанское учение, характерное для некоторых протестантских деноминаций и сект, в частности плимутских братьев и поместной церкви. Согласно этому учению, история человечества делится на отдельные периоды, и в каждом из них действует свойственный именно для него закон Бога.
Древне-Восточные церкви
Восточные Церкви, по тем или иным причинам не принявшие Халкидонский (IV Вселенский) Собор. По своему происхождению делятся на "монофизитские" и "несторианские", хотя очень далеко ушли от этих древних ересей.
К Древне-Восточным церквям относятся:
1. Армянская Апостольская Церковь.
2. Коптская Православная Церковь.
3. Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь.
4. Сиро-Яковитская Православная Церковь.
5. Малабарская Православная Церковь.
6. Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь.
7. Маронитская Церковь.
Дуализм
1. Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных начал.
Из определения дуализма вытекают иерахическая поляризация и ценностные суждения о добре и зле, правде и лжи на всех уровнях.
Традиционно признается существование двух форм дуализма: радикального, исходящего из существования двух извечных начал, и умеренного, или монархианского, не ставящего под сомнение единовластия верховного Творца, поскольку второе начало проявляется позднее и происходит, как правило, от ошибки в системе, созданной первым началом.
Дуалистическая мифология основана, как правило, на действии в ней трикстера.
Дуалистические религии выражают отношение к миру и человеку в разных вариациях -от антикосмизма ("мир есть зло") и антисоматизма ("тело есть зло") до прокосмизма ("мир
есть добро") и просоматизма ("тело есть благо"). К примеру, зороастризм относится к про-космическим и просоматическим религиям, орфизм - антикосмическое и антисоматическое течение, платонизм - антимосатичен, но прокосмичен.
2. Учение, исходящее из признания равноправными и не сводимыми друг к другу начал - духа и материи, идеального и материального. В этом аспекте дуализм противопоставляется монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновы лишь одно из начал. Является разновидностью плюрализма.
Евангелие шона
Произведение Джохана Маранке. Евангелие названо по самоназванию основного народа Зимбабве (Южной Родезии). Является основой вероучения секты "Африканская апостольская церковь".
В Евангелии шона указывается, что белые миссионеры исказили Священное Писание и скрыли от африканцев истинную сущность учения Святого Духа. Лишь Джохан Маранке смог возродить его в первозданном виде.
Евхаристия (Причастие)
Одно из семи таинств христианства. Заключается в том, что во время богослужения или после него верующие вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. Теоретическое обоснование евхаристии находится в 1 Кор. 11:24 от лица самого Христа: "хлеб... ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" и в Евангелии от Луки 22:20: "сия чаша есть Новый Завет и Моей крови, которая за вас проливается".
Существует ряд версий в отношении евхаристии, в том числе выдвинутых отцами церкви. Споры относительно этих версий были и остаются одними из самых острых в христианской теологии, особенно проявившись в период ересей раннего средневековья и Реформации.
В католической и православной церквях считается, что жертва в евхаристии совершается каждый раз священником, получившим дар совершения таинства в силу посвящения в сан. В протестантизме не признается священный характер литургии и предполагается, что Христос принес свое тело в жертву лишь однажды; как следствие этого евхаристия воспринимается не как таинство, а как символ. В некоторых протестантских конфессиях евхаристия заменена на хлебопреломление.
С ХП в. в католической церкви, по решению Констанцского и Тридентского соборов, причащение хлебом и вином стало привилегией клира. Миряне с этого времени причащались только хлебом. Только II Ватиканский собор разрешил причащение вином и мирянам.
Епархия
В православии - церковно-административный округ, состоящий из приходов, объединенных в благочиния, и монастырей. Возглавляется епископом. Управление епархией осуществляет правящий архиерей, епархиальное собрание и епархиальный совет.
Епископ
Греч. episkopos - надзиратель, блюститель: священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей.
Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла.
В I века н.э. епископами называли выбираемых из рядовых верующих старейшин - пресвитеров, которые руководили повседневной жизнью общины. В середины П века епископами называют выделившихся из среды пресвитеров старших пресвитеров. С этого времени только епископу принадлежит право совершения обряда причастия (евхаристии), рукоположения остальных пресвитеров и диаконов, сношения с другими христианскими общинами.
В IV веке, с превращением христианства в государственную религию Римской империи, укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Только епископ может совершать все христианские семь таинств. В руках епископа сосредоточивается вся административная и духовная власть в границах церковно-административно-го округа (епархии, митрополии и т.п.).
По древней традиции в сан епископа посвящают священников, принявших монашеский чин - архимандритов. Епископ называется также архиереем или иерархом, т.е. священно начальником или святителем.
Начиная с IV века сан епископа подразделяется на ряд степеней: викарный епископ (викарий), правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, партиарх. К монашескому имении епископа всегда прибавляется название управляемой им епархии, а к имени партиарха -полное название возглавляемой им поместной церкви.
У протестантов титул епископа не является пожизненным, его присвоение не есть таинство священства, а назначение или избрание на должность. Исключение составляют шведская и финляндская лютеранские церкви.
Ересь
Религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви.
В христианстве принято различать раннехристианские ереси (николаиты, ариане, эбио-ниты, монтанисты, докеты) и средневековые ереси. Последние, в свою очередь, состоят из ересей раннего средневековья (павликане, богомилы, катары, вальденсы) и ересей XIV - XVI веков (табориты, апостольские братья, лолларды, анабаптисты). Все эти ереси отличаются антипапской и антифеодальной направленностью, выступают против церковных поборов, пышности культа, за "дешевую церковь".
Наряду с массовыми еретическими движениями существовали ереси отдельных мыслителей или небольших групп, выступавших с позиций мистики или, наоборот, рационализма (амальрикане, иоахимиты, эккартианцы).
Позднее повяляются новые ереси, являющиеся ересями уже по отношению к протестантизму, там, где он стал господствующей религией - пресвитериане, конгрегационалисты, пуритане, индепенденты.
Ертенки-Мани
Священная книга манихеев, написанная пророком Мани в 270 г. в Индии, куда он вынужден был бежать от преследования господствовавшей в Персии религиозной партии. В книге изложены основные положения манихейства.
Зилоты
Политическая группировка в Фессалониках (Греция). В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок, при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов-исихастов.
Иезуиты
См. Орден иезуитов.
Иерарх
См. Архиерей.
Икона
В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывают священное значение.
Импанация
От латинского "panis" - хлеб. Христианское учение об образе присутствия тела и крови Христа в хлебе и вине, по которому хлеб и вино не превращаются в кровь и тело Христа, а только получает известную невидимую связь с его телом и кровью.
Индульгенция
В католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
Широкая торговля индульгенциями начиная с XII - XIII века в Европе явилась средством обогащения церкви.
Инициация
Определенный, как правило мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень.
Интеллигибельность
Философский термин, обозначающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интуицией. Широко употребляется в схоластике и философии И.Канта.
Инфралапсарии
Группа нидерландских реформатов. Придерживалась идеи о том, что предопределение к спасению было дано еще до грехопадения. Находились в оппозиции к супралапсариям. В споре между инфралапсариями и супралапсариями началось формирование учения Иакова Арминия.
Исповедь (Покаяние)
Одно из Семи таинств христианства.
Состоит в признании верующими перед священником грехов, которые священник разрешительными (магическими) словами отпускает от имени Иисуса Христа.
В II - III веках н.э. в христианстве сложилась детальная регламентация покаяния за различные прегрешения перед общиной (т.н. публичная исповедь). Обычай публичной исповеди существовал до VII века, когда стала преобладать тайная индивидуальная исповедь перед священником.
В XII - XIII веках в литературе шла острая полемика по поводу истоков исповеди и ее сущности и обязательности.
IV Латеранским собором была предписана, а Тридентским собором утверждена формула обязательной тайной исповеди, которая предусматривала необходимость покаяния для всех католиков "разумного возраста" не реже одного раза в год.
Соблюдение тайны исповеди устанавливалось декретами пап Климента VIII и Иннокентия XI, однако некоторые теологи обосновывали возможность ее нарушения в чрезвычайных случаях. В России в 1722 году царский указ обязывал священников доносить о выявленных на исповеди замыслах против властей.
Исповедь связана с главным христианским таинством - Евхаристией, которому, как правило, предшествует.
Средневековые еретические движения и протестанты решительно отвергали право священников отпускать на исповеди грехи, назначать искупительные наказания и выдавать индульгенции. Протестантизм сохранил исповедь как традиционный церковный обряд, выражающий раскаяние христианина в совершенных им грехах, лишив его характера таинства.
Иудаизм
Одна из древнейших религий. Зачатки иудаизма появились в II тысячелетии до н.э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.
Иудаизм основан на догматах: признание единого бога Яхве; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета (Танаха) и Талмуда.
Согласно общехристианским представлениям, евреи в до-христианский период были убеждены в собственной богоизбранности и в исключительности собственного спасения. Другие народы должны были войти в мессианское царство исключительно в качестве побежденных и рабов. Подобная богопротивная гордыня считается причиной отвержения еврейского народа и его поражения в 70-135 гг. н.э.
По христианской и иудейской мифологии, еврейскому народу было сообщено божественное откровение. После так называемого Вавилонского плена началось изучение всем еврейским народом сообщенного откровения, что заняло свыше десяти веков, до заключения талмудов - Иерусалимского и Вавилонского, соответственно IV и VI вв. н.э.
Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало развитию прозелитской деятельности. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского народа привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира.
Одним из первых литературных произведений иудаизма является Тора, закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. Тора была обнародована в V веке до н.э. в Иерусалиме.
Каббала
1. Существовавшее у евреев после Моисея религиозное предание. Название это приме
нялось преимущественно к библейским пророческим книгам.
2. Мистическое религиозно-философское рационалистическое учение в иудаизме.
Сформировалось в XIII в. В основение каждого предмета последователи Каббалы ставили
его способность подчиняться научному объяснению. Учение и все представления о боге,
мире и человеке объяснялось и подтверждалось текстами из Ветхого завета. С течением вре
мени, из-за затруднений подобных объяснений, приверженцы Каббалы выработали особые
приемы символического и аллегорического толкования священных текстов.
Караимы
Иудаистская секта, возникшая в VIII в до н.э. в Багдаде. Получила широкое распространение в Персии в XI в., затем распространилась в Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше.
В отличие от иудаистов, караимы не признают устной традиции раввинов, Талмуд и Мишну. Священной книгой признается только Ветхий завет.
В отличие от ортодоксальных иудеев, караимы допускают смешение молочных продуктов и мяса в пище, не носят талисманов, снимают обувь перед входом в синагогу, игнорируют ряд церемоний. В силу отрицания караимами раввинов браки между караимами и ортодоксальными иудеями невозможны, что создает серьезные бытовые осложнения.
В настоящее время караимы проживают преимущественно в Крыму и Израиле. На конец XX века их общая численность - от 10 до 20 тысяч.
Кардинал
Второй (после папы) титул в католической церкви. Кардиналы назначаются папой с согласия консистории (кардинальской коллегии). Папа имеет право назначить кардинала тайно, но он обязан сообщить об этом консистории до своей смерти.
Исторически титул кардинала часто присваивался незаконнорожденным детям папы или его племянникам. Некоторые кардиналы не имели духовного звания.
С 1245 г. знаком кардинальского сана является красная шапка, символизирующая готовность кардинала пролить свою кровь в интересах церкви.
Карловацкий раскол
См. Русская Православная Церковь за границей.
Католики восточного обряда
См. Церкви восточного обряда.
Квакерство (Общество друзей)
Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Джорджем Фоксом. Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей.
Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ. Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.
Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея наличия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.
В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву. Бог при этом является одновременно имманентным, т.е.участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е.бесконечно превосходит человека. Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божествен-
ном голосе человека. Внутренний свет адекватно воплощен в Библии, которая рассматривается как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".
У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обряды, в том числе крещение и причащение. По воскресениям квакеры собираются вместе и погружаются в молчание, которое длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потребность что-нибудь сказать.
Браки между квакерами осуществляются на основе обещания верности, данного в присутствии старейшин.
Идеи пацифизма долгое время вызывали преследования квакеров. В Англии репрессии продолжались вполть до принятия в 1689 году Закона о веротерпимости, а в США, куда постепенно переместилась деятельность квакеров, до XIX века.
Клир
В широком смысле слова духовенство, то есть совокупность всех церковнослужителей и священнослужителей. В узком смысле слова - духовенство за исключением архиерея.
В раннем христианстве клир - апостольское призвание. Затем этот термин стал употребляться в значении "духовенство" по отношению к тем людям, которые были избраны по жребию в качестве служителей культа.
На протяжении веков состав лиц, входящих в клир, неоднократно изменялся. В IV века из клира исключаются епископы, пресвитеры и диаконы.
В католичестве под клиром понимаются все священнослужители, начиная с диакона.
В православии под клиром понимаются все священнослужители, исключая епископа.
Под клиром также может пониматься причт, то есть совокупность служителей конкретного храма, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.
Книга Зодиака
См. Сфар Малвасиа.
Книга Иоанна
См. Сидра-де-Яхья.
Коласта
Священная книга мандеистов, сборник литургий.
Конец света
В большинстве религий мира представление о предстоящем прекращении существования человечества. Как правило, конец света представляется в виде окончательной битвы между силами добра и зла, в результате которой человечество погибнет.
Наиболее наглядно идея конца света развита в иудаизме и христианстве, в которых после конца света должен состояться Страшный суд Иисуса Христа над всеми живыми и мертвыми, воздающий каждому по его вере (с точки зрения протестантов) или его делам (с точки зрения остальных христиан).
Обоснованием и изученим вопросов, относящихся к концу света, занимается эсхатология.
Консенсус фиделиум
"Вера всех верующих" - в католицизме принцип подтверждения веры через веру не только священников, но и всех мирян.
Космос
Термин древне-греческой философии, применялся преимущественно для определения мира как организованного целого. У Платона и Аристотеля с термином "космос" конкурирует термин "небо". В системах, допускающих множественность миров, космос обозначает упорядоченную часть Вселенной, в противовес "универсуму".
Крещение
Одно из Семи таинств христианства.
Согласно евангельской традиции, начало крещению положил Иоанн Креститель. Он же крестил в водах реки Иордан и Иисуса Христа. Крещение уходит своими корнями в древнейшие дохристианские водные очистительные обряды. В раннем христианстве крещение совершалось над людьми любого возраста и предварялось аскетической подготовкой. С VIII в. закрепился обычай крестить младенцев.
Совершение крещения связывается с принятием человека в лоно церкви. Считается, что в момент крещения человек умирает для греховной жизни и возрождается для жизни духовной.
Строгие формулы крещения были выработаны на IV Латеранском и Флорентийским соборами в порядке борьбы с отрицавшими крещение вальденсами и катарами.
Ритуал крещения состоит в православной церкви - в погружении младенца в купель, в католической - в поливании водой головы. После символического купания священник мажет крещаемого миром, произносит строго определенный текст и надевает на крещеного крестик. Традиционно в православии и католичестве крестят маленьких детей, в некоторых протестантских конфессиях - взрослых людей. Однако строгие установления на этот счет отсутствуют.
Крещение Хибила Зиви
Священная книга мандеистов, описывает очищение спасителя мандейцев Манда-де-Хайе.
Либеллатики
Наименование христиан во времена гонений на христианство в римской империи, которые подкупом или другими способами добивались от языческих властей свидетельства (libella) в том, что они отреклись от христианства и приносили жертвоприношения языческим богам, а втайне исповедывали христианскую веру. Церковь таких считала падшими и вновь принимала их лишь после покаяния, соединеннаго с епитимией.
Литургия
Греч. "богослужение". Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство евхаристии. Литургия делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
В православной церкви существует три чина литургии: св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
Лоа (Лоасы)
Дагомейские божества, являющиеся объектом поклонения в культе вуду. Некоторые лоа ассоциируются с христианскими святыми.
В вуду наиболее популярными из лоа являются Дамбалла-уэдо (бог змей и дождя), Агуа-таройро (бог морей), Зину (бог плодородия и полей), Эрзили-Фреда (богиня красоты), Легба (посредник между лоа и людьми).
Среди лоа рангом ниже особо выделялись бароны, которых считают ответственными за колдовские ритуалы. Главным среди них считается Барон-Суббота. Считается, что от брака Барона-Субботы и баронессы Брижит появилось семейство злых богов Гедэ.