ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 16 глава




Андрей Уфимский

См. Ухтомский Александр Алексеевич.

Анискин Владимир Александрович (Исаакий) (24.04.1945)

Основатель исаакинской ветви Истинно православной церкви. Родился в Москве в се­мье офицера КГБ. Инженер-строитель. В 1977-1979 гг. работал реставратором в недействую­щих монастырях. В 1977 г. крестился в РПЦ.

С 1979 по 1981 г. служил пономарем в Москве. В 1981 г. поставлен целибатом в диако­ны, в том же году рукоположен в иерея. В сентябре 1983 г. переведен в Свято-Данилов мона­стырь в Москве, где возглавил отдел кадров.

В 1984 г. познакомился с генандьевским епископом Владимиром (Абрамовым), под его влиянием перешел в катакомбную церковь. В конце 1985 г. рукоположен в епископа. Вер­нулся в Москву и начал проповедническую деятельность.

В 1988 г. остался единственным геннадьевским архиеррем в Москве и начал требовать расширения своих прав до митрополита, но получил отказ. Обвинив высшее руководство геннадьевской ветви в содействии "Богородичному центру", разорвал отношения с генна-дьевцами и начал активную антигеннадьевскую деятельность.

Аоко Гауденсия

Основательница секты "Легион Марии" (в 1963 г.).

После смерти двух своих сыновей объявила себя пророчицей, святой матерью, а впо­следствии получила сан епископа в рамках своей секты.

Арбос

Верховная жрица вуду. В середине XX в. основала вудуистскую секту "Афроамери-канское вуду".


Арий (256 - 336)

Александрийский пресвитер. Основатель арианской ереси.

Родом из Ливии. В 300 г. принял участие в расколе мелетиан на их стороне. Впослед­ствии, оставив мелетиан, обратился к епископу Александрийскому Петру, покаялся и полу­чил степень диакона.

Обнаружив. что Арий продолжает связь с мелетианами, Петр отлучил его от церкви. После смерти Петра Арий вошел в доверие к преемнику Петра Ахиллу, который в 256 г. снял с него анафему и рукоположил в александрийские пресвитеры.

Арий надеялся занять место Ахилла, но после смерти последнего епископом был из­бран Александр. Арий, ссылаясь на сходство учения Александра с ересью савеллиан, органи­зовал продолжительный спор, в котором изложил сущность своего учения и привлек на свою сторону большую часть клира.

Александр организовал собор, который предал Ария и его сторонников проклятию и изгнал из Александрии. Арий переехал в Палестину, где нашел покровительство епископа никомидийского Евсевия и продолжил распространение своего учения.

Для разрешения арианского спора был созван I Никейский вселенский собор, на кото­ром учение Ария было определено как ересь, а Арий сослан. Однако арианство продолжало распространяться, в том числе и в высших кругах, и вскоре под влиянием сестры императора Константина Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки.

По возвращении Арий покаялся перед Константином и дал ложную клятву о том, что покончил со своими заблуждениями. По легенде, широко распространенной среди христиан, Арий нарушил клятву, и, проходя по константинопольскому форуму, почувствовал себя пло­хо, удалился в пустое помещение и вскоре был найден там "с распавшимися внутренностя­ми". Ариане считают, что Арий был умерщвлен своими противниками.

Большая часть жизни Ария осталась неизвестной. Все его писания погибли.

Аристов Василий

Петербургский купец. Под влиянием сочинений Никиты Спицына основал старообряд­ческую секту аристовцев.

Арминий Иаков (1560 - 1609)

Протестант, с 1588 г. реформатский проповедник в Нидерландах. С 1603 г. профессор Лейденского университета. Основал протестантскую секту арминиан.


В период пребывания в Амстердаме в споре между супралапсариями и инфралапсария-ми начал формирование своей религиозной концепции. Идеи Арминия были близки к пела-гианству. Как и пелагианцы, Арминий утверждал, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом только самого Адама. В 1609 г. в Гааге выступил против кальвинистского толкования учения о без­условном предопределении, утверждая, что оно противоречит понятию о Боге и представ­ляет его виновником греха.

Арсений

Патриарх никейский и константинопольский. В 1265 г. был свергнут. Несогласие ряда священнослужителей с новым патриархом Германом вызвало церковный раскол, приведший к появлению секты арсенитов.

Артемьев Семен

Старообрядческий проповедник, видный деятель движения новоженов.

Афанасий Великий (293 - 373)

Епископ Александрийский, возглавил борьбу христианской церкви против арианства.

В 325 г. Афанасий выступил против Ария. В 326 г. возведен в епископы. В 335 г., из-за происков ариан, он отправлен в изгнание в Галлию. В 337 г. Афанасий вернулся из изгнания, в 339 г. по настоянию императора Констанция отправился в Рим к папе Юлию I и в 340 г. был освобожден им от всех обвинений, но епископскую кафедру ему пришлось оставить. В 346 г. Афанасию разрешили вернуться в Александрию и снова занять пост епископа. В 350 г., после смерти императора Константа, Афанасия обвинили в связях с мятежником Магнен-цием, и по этому обвинению в 353 г. он был осужден. В феврале 356 г. Афанасий скрылся в пустыне и жил там у монахов до 362 г.

В 362 г. Афанасий выступил на Александрийском соборе за сближение омиусиан и ни-кейцев. За это император Юлиан в этом же году отправил Афанасия в ссылку в Верхний Еги­пет. В 364 г., после смерти Юлиана, Афанасий вернулся в Александрию, но арианский импе­ратор Валент в 365 г. вновь отправил его в ссылку на один год.

Перу Афанасия принадлежит ряд полемических сочинений против ариан и язычников, история Ария и ариан, история современных ему соборов.


Афиноген (Амвросий)

Беглый дьякон новоиерусалимского Воскресенского монастыря Амвросий. Под именем иеромонаха Афиногена явился к стародубскому попу Патрикию, приобрел его доверие и был послан за границу священником к старообрядцам дьяконова согласия.

У дьяконовцев Амвросий сообщил о себе, что он епископ, получивший архиерейство от сибирского митрополита Антония. После раскрытия обмана Афинонен бежал в Польшу и поступил на военную службу.

Балабан Герасим

Лидер штундистского движения, житель деревни Игнатовка Херсонской губернии. На­ходился в тесном контакте с баптистами, особенно с Михаилом Ратушным. В конце 1870 г. был арестован и после 8 лет следствия оправдан. Оправдательный приговор по делу Ратуш-ного и Балабана вызвал оживление сектантского движения и широкое распространение штундизма и баптизма.

Башкин Матвей

Основатель "ереси Башкина". Известен из нескольких исторических документов сере­дины XVI в., согласно которым Башкин в великий пост 1553 г. явился к священнику Благове­щенского собора Симеону и задал ряд вопросов о несоответствии догматов христианства и фактов реальной жизни, в частности крепостного права. Симеон донес о еретических выска­зываниях Башкина Ивану IV, который, под влиянием митрополита Макария, приказал заклю­чить Башкина под стражу и собрать собор для суда над ним.

По приговору собора Башкин был сослан в Волоколамский монастырь. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Безант Анни (1847 - 1933)

Руководитель Теософского общества с 1907 г.

Белавин Василий Иванович (патриарх Тихон) (1865 - 1925)

Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Псковской губернии в семье священника. Закончил духовное училище, Псковскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духов­ную академию (в 1888 г.). До 1898 г. преподавал в духовных учебных учреждениях, был рек­тором Холмской семинарии. В 1897 г. рукоположен во епископа Люблинского, викария Хол-мско-Варшавской гимназии.


С 1898 по 1907 гг. возглавлял Алеутскую и Аляскинскую епархию. В 1905 г. возведен в сан архиепископа. С 1907 до 1917 г. возглавлял Ярославскую и Литовскую епархии. В авгу­сте 1917 г. возведен в сан митрополита. В ноябре 1917 г. жребием избран патриархом Мо­сковским и всея Руси.

В 1922 г. был привлечен к суду за сопротивление изъятию церковной собственности. В 1923 г. лишен сана и монашества обновленческим Поместным собором. Пытался сплотить духовенство на борьбу с обновленцами, однако вскоре прекратил сопротивление и заявил о своей лояльности к власти. Скончался в Москве, погребен в Донском монастыре.

Белодед Владимир Константинович

Основатель и руководитель (на конец XX века) синкретической секты "Семья Детей Бога".

Берг Дэвид

Бывший проповедник Христианского и миссионерского альянса, основатель (в 1969 г.) секты "Дети бога". Был осужден за педофилию и умер в тюрьме.

Береславский Вениамин (Янкельман Вениамин)

Основатель, духовный лидер и глава Богородичного центра. Был посвящен в сан Тихо­новской катакомбной Истинной Православной Церковью. В 1992 году был отлучен от РПЦ церкви из-за распространения лжеучения о "Третьем Завете". Издал более 20 книг об откро­вениях, якобы полученных им от иконы богоматери "Одигитрия".

Блаватская (Ган) Елена Петровна (1831 - 1891)

Русская писательница. Основательница религиозно-мистического учения "Теософия" и организатор "Теософского общества" (основано в 1875 г. в Нью-Йорке совместно с амери­канским полковником Г.Олкоттом). Автор сочинения "Тайная доктрина" (издано на англий­ском языке в 1888 г.).

Богоматерь (Богородица, Мадонна, Пресвятая Дева Мария)

В христианстве мать Иисуса Христа.

Почитание Пресвятой Девы Марии сформировалось в IV веке н.э. В католицизме, где культ Мадонны особенно популярен, провозглашен ряд догматов, отсутствовавших в


древней традиции. В 431 году, на Ш Эфесском Вселенском соборе, Дева Мария была призна­на Богородицей.

С XII века в Европе распространяется миф о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. эта легенда официально закреплена в виде догмата. В 1950 г. принят догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо, а в 1964 г. папа Павел VI провоз­гласил Богоматерь "матерью церкви".

Богородица

См. Богоматерь.

Боккольд Иоанн (Лейденский Иоанн) (???? - 1535)

Портной из Лейдена, анабаптист, один из организаторов Мюнстерской коммуны.

После создания коммуны и захвата Мюнстера объявил себя мессией, короновался и со­здал двор по аналогии с королевским. Пытался претворить в жизнь идеи равенства и спра­ведливости, но не смог справиться с низменными желаниями толпы. В результате члены коммуны занимались грабежами, устраивали кутежи и разрешили многоженство.

В 1535 г. Мюнстер был взят, Боккольд схвачен и казнен.

Браун Роберт (ок. 1500 - ок. 1633)

Английский протестантский теолог, основатель радикального направления в пурита­низме.

Брешианский Арнольд (ок.1100 - 1155)

Возглавил в Риме движение против светской власти пап и богатой церкви. Инициатор арнольдистской ереси. В 1155 году был казнен по приказу императора Фридриха I Барбарос­сы.

Брунский Петр

Французский священник (XII в.). Основал еретическую секту петрубосиан.

Буксгевден (Татаринова) Екатерина Филипповна (1783 - 1856)

Немка, лютеранка. Основательница русской секты "Духовный союз". После смерти мужа поселилась в Петербурге, вошла в близкие отношения с хлыстами и скопцами.


В 1817 г. перешла из лютеранства в православие и в это время почувствовала в себе дар пророчества. В этом же году у себя на квартире организовала тайный религиозный кружок, в который первоначально вошли ее родственники.

Буксгевден (по мужу Татаринова) была известна при дворе, собрания ее секты посеща­ли придворные, а ее саму принимали императрица и император.

В 1825 г. Татаринова основала колонию в пригороде Петербурга, которая существовала до 1837 г. В 1837 г. сектанты были посажены под домашний арест, а сведения о секте переда­ны в специальный комитет. По окончании разбирательства Татаринова была послана под строгий надзор в кашинский Сретенский женский монастырь, где пробыла 10 лет.

В 1847 г. Татаринова дала безусловное письменное обязательство оказывать искреннее повиновение православной церкви, не входить ни в какие не благословенные церковью об­щества, не распространять ни явно, ни тайно своих прежних заблуждений и не исполнять ни­каких особенных обрядов. Император дал ей разрешение жить вне монастыря, но под поли­цейским надзором. 14 июля 1848 года ей было разрешено жить в Москве, без права приезда в Петербург.

Валезий

Аравийский философ, основатель раннехристианской ереси валезианства (первая поло­вина Ш в.).

Валентинус (??? - ок.160)

Александрийский гностик, иудей из Александрии, принявший христианство. Основа­тель раннехристианской гностической валентинианской ереси. Был трижды отлучен от церкви.

Вальдо Пьер (???? - 1197)

Лионский купец. Основатель общины "совершенных" во Франции в 1176 году. Позднее община превратилась в еретическое движение вальденсов.

В 1184 г. Вальдо и его община были преданы проклятью и изгнаны. Вальдо проповедо­вал в Италии и Германии. Умер в Богемии.

Ван дер Кодде

Три брата-арминианина. В XVII в. основали в Лейдене секту коллегиантов.


Варлаам Калабрийский

Итальянский грек. Основатель движения варлаамитов. Пытался направить православ­ное богословие в русло, близкое к западной схоластике.

Варлаам призывал к объединению западной и восточной церквей, считая их догматиче­ские различия несущественными.

Варлаам был осужден на Константинопольском соборе 1341 г. и окончательно анафе-матствован на соборе 1351 г. После 1341 г. Варлаам первоначально покаялся, затем отказался от покаяния и бежал в Италию, где принял униатство и стал епископом г. Джераче. Был учи­телем крупнейших западных гуманистов, в частности, Петрарки.

Василид Сирийский

Александрийский гностик, основатель раннехристианской гностической василиди-анской ереси.

Василий (???? - 1119)

Византийский монах. Один из основателей и первый лидер богомильской ереси. После тщательных розысков, организованных императором Алексеем Комниным, был вызван к им­ператору, обманным путем принужден к рассказу о сущности учения, после чего был схва-чем вместе с 12 апостолами. Сожжен на костре по приказу императора.

Васильев Феодосий

Дьяк Русской православной церкви, старообрядец, один из видных деятелей беспо-повства. В 1692 и 1694 г. участвовал в организации соборов новгородских старообрядцев по выработке основных положений беспоповского течения в старообрядчестве. В 1696 г. Фео­досий с семьей переселился на территорию, принадлежавшую в то время Литве, и создал там свою общину. Позднее община расширилась и стала называться Федосеевским согласием.

Васильев Фотий (???? - 1743)

Старообрядец беспоповского направления, до принятия монашества - стрелец. В мона­шестве получил имя Филипп. Основатель филипповского толка в старообрядчестве. В 1743 г. совершил самосожжение.


Веригин Петр (???? - 1924)

Духовный лидер духоборцев в конце XIX - начале XX в. Тесно общался в Л.Н.Толстым, способствовал эмиграции части русских духоборцев в Канаду. Находился в ссылке в Архан­гельске. После ссылки эмигрировал в Канаду. Был убит в результате террористического акта в вагоне поезда.

Викулин Данила

Дьяк Русской православной церкви, старообрядец, один из деятелей беспоповства. В 1695 г. основал на реке Выге общину поморцев.

Вочман Ни

См. Ни Шуцу.

Вюст Эдуард

Лютеранский проповедник, основатель движения "Вюстерское братство" в меннониз-ме. В 1845 г. Вюст эмигрировал в Россию и возглавил сепаратистскую лютеранскую коло­нию Нейгоффнунг, переселившуюся в 1818-1822 гг. из Германии на Украину, где и развил свое учение.

Ган Елена Петровна

См Блаватская Елена Петровна.

Геннадий, схимитрополит

См. Секач Григорий Яковлевич.

Гермоген

Африканский еретик, жил во II в. н.э. Был стоическим философом. Принял христи­анство и хотел согласовать его со своей философской системой. Утверждал творение Богом мира из вечной материи, что, по его мнению, давало возможность объяснить происхождение зла. Допускал существование несотворенной материи и почитал природу жилищем Бога, утверждая, что Библия нигде не представляет Бога творящим материю.

Тертуллиан написал сочинение "Adversus Hermogenem", направленное против Гермоге-на.


Гомарий Франциск (1563 - 1641)

Профессор Лейденского университета, активный идеолог кальвинизма в Нидерландах. В конце XVI в. сформировал радикальную группу гомаристов, отделившись от основной массы нидерландских кальвинистов-реформатов. Был основным идейным противником Ар-миния в споре о концепции предопределения.

Григорий Палама (1296 - 1359)

Византийский богослов, один из идеологов исихазма. Теория Паламы об истечении бо­жественного света, воспринимаемого праведниками, когда спасение души достигается не мудрствованием, а созерцанием, считается официальной православной доктриной.

Григорий Синаит (126? - 134?)

Византийский религиозный мыслитель, идеолог исихазма.

Давана Дьигба

Жительница Берега Слоновой кости. В начале XX века, после якобы данной ей драко­ном Гбобо-Меле способности исцелять основала афрохристианскую секту "Церковь пепла и очищения".

Дамиан

Александрийский патриарх. Основатель монофизитской ереси тетрафеитов.

Дерюшкин Дмитрий Евдокимович (Тверитинов) (1667 - после 1741)

Русский мыслитель и еретик. Основатель секты евангелистов. Родился в г.Твери. Был стрельцом, затем - слобожанином. В 1692 г. переселился в Москву. Около 1700 г. поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, где изучил латинский язык, занимался медицинской практикой.

Под влиянеим идей протестантизма и на основе русских ересей XV - XVI вв. создал собственное учение, отрицающее внешнюю обрядность и церковную иерархию.

В 1713 г. духовенство во главе с С. Яворским начало против Тверитинова следственное дело по обвинению в ереси. Тверитинов отрекся от своих воззрений и благодаря заступниче­ству придворных и Петра I в 1718 г. был освобожден на поруки. В 1723 г. Синод снял с него церковное проклятие.


Джоакино де Фьоре

См. Иоахим Флорский.

Добрынин Никита Константинович (Никита Пустосвят) (???? - 11.06.1683)

Старообрядческий расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале, вместе с про­топопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. участвовал при патриархе Иосифе в исправле­нии и печатании церковных книг. Напечатанные им книги подверглись при патриархе Нико­не исправлению.

В 1659 г. Никита прибыл в Москву и подал жалобу и донос на архиепископа Стефана, обвиняя его отклонении от православия. Стефан был оправдан и отрешил Никиту от места. Никита разорвал грамоту, проклял Стефана и послал донос на Стефана императору с подроб­ным перечнем его преступлений. На этот раз свидетели подтвердили показания Никиты, и сам Стефан, вызванный на собор 1660 г. в Москву, сознался во многом и был переведен из Суздаля в Москву. Однако кары, наложенной Стефаном на Никиту, собор не отменил. На со­боре Никита в бранных словах уличал архиерев в невежестве, за что решено было отлучить его от церкви и заключить в темницу Угрешскаго Николаевскаго монастыря.

Никита в челобитных к императору и собору просил о прощении и в 1667 г., по приказу царя, был освобожден и привезен в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 г. о нем ничего не известно.

В 1682 г. раскольники задумали при поддержке стрельцов восстановить "старое благо­честие" и главным ответчиком перед властями, как ученого человека, назначили Никиту. Он добился назначения церковного диспута, в присутствии царя, в Грановитой Палате. Диспут произошел 5 июля и был веден раскольниками с большим жаром и даже грубостью, однако не привел ни к какому результату. На следующее утро царевна София приказала схватить раскольников. Стрельцы, обильно угощенные пивом и медом, отказались от защиты старой веры и выдали своих руководителей. Никита был казнен на Лобном месте, а его сотоварищи разосланы по монастырям. Многие из них вскоре бежали и продолжали распространять рас­кол. Есть предание, что раскольники сейчас же после казни собрали останки Ниикты и похо­ронили их в Гжатске, Смоленской губернии; там до 20-х годов XX в. показывали его могилу с простым деревянным крестом.

Старообрядцы считали Н. "столпом правоверия", православные иерархи - грубым, вредным и невежественным расколоучителем, откуда и пошло прозвище Пустосвят.


Доманова Анна

Мещанка села Радули. Старообрядка. Основательница секты секачей.

Донат Великий

Епископ Нумидийский. Один из основателей, епископ и глава донатистской церкви. В 348 г. был низложен императором Константом, изгнан и умер в ссылке.

Дорофей

Епископ мартианопольский в Мизии. На ефесском соборе показал себя несторианином, ведя борьбу с св. Кириллом Александрйским, и произнес на последнего отлучение. Затем, вскоре, был сам отлучен и умер в изгнании в Кесарии каппадокийской.

Досифей

Лжемессия среди самарян. Точных сведений о времени его жизни и деятельности не имеется: одни полагают, что он явился после Христа, другие считают его современником Христа.

Основал секту досифиан, назвал себя пророком, о котором предсказывается во Втор. 18. 18. Секта существовала до VI в.

Досифей (???? - 1691)

Один из видных деятелей старообрядчества. Имел большую известность среди расколь­ников, не только среди своих друзей, но и врагов, главным образом за строгость жизни.

Полных сведений о его жизни не имеется. Будучи игуменом Беседновского Никольско­го монастыря близ Тихвина, ради подвижничества оставил этот монастырь и поселился в Керженской пустыни близ Повенца. Слава о его святой жизни далеко распространилась сре­ди раскольников, и к нему в пустынь в большом количестве стекались его почитатели.

Около 1685 г. он покинул керженскую пустынь и переселился на Дон, в пустынь свя-щенноинока Иова. Однако, ввиду преследований раскольников, Досифей со многими своими почитателями вынужден был оставить и эту пустынь и в 1688 г. двинулся к реке Куме, на Кавказе. Здесь он и умер.

Драммонд Генри (1786 - 1860)

Банкир, один из организаторов движения ирвингиан. В 1832 г. был первым удостоен звания "апостола".


Дьякон Александр (1674-1720)

Один из основателей и идеолог дьяконова согласия в поповском течении старообрядче­ства, монах, настоятель скита Св. Лаврентия на Керженце. Казнен в Нижнем Новгороде.

Дювержье Жан

Аббат Сен-Сиранского монастыря, первый глава янсенизма во Франции.

Ева

Имя жены первого человека Адама, который назвал ее так после грехопадения.

Объяснение к пониманию этого имени дано в библейской глоссе. Ева в переводе с еврейского (Havva) происходит от глагола hajja, что значит источник жизни; таким образом имя, данное первой женщине, по своему значению должно было обозначать, что она мать всех живущих, что вполне подтверждает библейский текст.

Это имя первая жена получила лишь после грехопадения. Согласно Ветхому завету, до грехопадения личного имени она не имела, а называлась "иша". Это слово еврейское и об­разовано от слова "иш" что значит муж. Название "иша", что значит "мужняя", вполне соот­ветствует тому библейскому повествованию, что первая жена была создана из ребра мужа своего.

Библия отмечает два факта из жизни Евы: нарушение райской заповеди и склонение к тому же мужа, за что была наказана муками деторождения.

Евдоксий (??? - 370)

Арианский епископ. В молодости являлся приверженцем антиохийской лукиановской школы. После Евстафия стал епископом Германики, принимал участие в нескольких собо­рах.

При императоре Иовиане Евдоксий был сторонником омиусианцев.

В 360 г. он получил константинопольскую кафедру, стал главою ариан (возглавив секту евдоксиан) и, пользуясь своей властью и расположением Валента, склонян последнего к пре­следованию христиан и низлагал православных епископов. Сочинения его утеряны.

Евномий (??? - 395)

Ученик Аэция, сторонник его учения, основатель ереси евномианства. Родился в Каппадокии в семье сельского учителя. Работал домашним наставником, портным, затем, в результате учебы у Аэция, прославился красноречием и был посвящен в диаконы. Будучи на-


значен епископом г.Кизика, проявил арианские взгляды. Был низложен Констанцем, после чего возглавил созданную им секту. Умер в изгнании в своем имении Докаре.

Евсевий

Епископ Хвалынский катакомбной церкви. Основатель евсевианского раскола в кли­ментовской ветви КЦ. В 1978 г. покинул кафедру и уехал в Приамурье, уведя за собой часть климентовских общин по всей стране и создав свою иерархию.

Евсевий Никомидийский (??? - 342)

Епископ сначала Берита, а затем Никомидии и Константинополя. Приверженец ариан. Основатель и глава секты евсевиан. Был изгнан в Галлию, но снова возвращен в 328 году. Отличался чрезмерным честолюбием.

Евтихий

Основатель христологической ереси евтихиан. По его учению, божественным в Христе было полностью поглощено все человеческое и Он имел лишь кажущуюся плоть. Эта ересь была осуждена Константинопольским собором 448 года, а Евтихий, бывший архимандритом одного монастыря, низложен.

Емельянов Василий

Московский купец, основатель старообрядческого беспоповского монинского согласия.

Епифаний

Александрийский гностик-антиномист. Во П в. вместе со своим отцом Карпократом основал в Александрии антиномистскую секту карпократов. Распространил деятельность секты на о.Кефалонию.

Епифаний придерживался идеи о постижимости бога, о понимании бога человеком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, выража­ющие его сущность.

Епифаний прожил всего 17 лет. На о.Кефалонии его почитали как бога и воздвигли в его честь храм, жертвенник, музей и посадили священную рощу.

Еремит Иоанн

См. Иоанн Кассиан Марсельский.


Ефимов Калина

Крестьянин деревни Астрешина. Основатель (в 20-х годах XIX в.) секты калиновцев.

Жуков Андрей (Аарон)

Ярославский мещанин, старообрядец, один из лидеров аароновского согласия (вторая половина XVIII в.).

Землянский Иван

Беглопоповец, судовщик. Основатель старообрядческой секты пасхальников.

Зимин Гавриил

Русский казак из станицы Федосеевской. Основатель (в 1837 г.) старообрядческой сек­ты немоляк.

Зосима

Митрополит Московский и всея Руси с 1490 по 1494 г. Поставлен собором русских епи­скопов по указанию Ивана Ш.

Был сторонником и покровителем Новгородско-московской ереси. После того, как Иван Ш принял компромиссное соглашение с церковью против еретиков, составил список запрещенных книг и поучение против ереси.

Ибн Рушд (Аверроэс)

Арабский философ и врач, родом из Кордовы, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко. Известен его трактат "Опровержение опровержения", в кото­ром отверг отрицание философии Газали. Автор энциклопедического медицинского труда. Занимался толкованием Аристотеля, за что получил прозвище "Комментатор".

Выдвинутая Ибн Рушдом теория "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилась одним из источников учения о двойственной истине.

Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую европейскую философию, в частности, на развитие аверроизма. Ибн Рушд был осужден офи­циальной церковью и преследовался инквизицией как еретик.


Иванов Андрей

Один из основателей секты скопцов. В 1772 г. по указу Екатерины II сослан на каторгу в Нерчинск.

Иванов М.И.

Бывший книгоноша "Общества распространения Св. Писания в России", родом из Тверской губернии, пашковец. Основатель (в начале 80-х годов XIX в.) секты бессмертников. За сектантскую деятельность в 1893 г. сослан в Эривань.

Иванов Петр Алексеевич (Петруша Патюр)

Известный последователь христововерия. В 1868 г. был сослан в с.Дубовый Умет Са­марского уезда, активизировав там деятельность сект Милютиной веры. Основатель секты "Духовные христиане Дубово-Уметской веры".

Ильин Николай Созонтович

Российский штабс-капитан. В 1846 г. под влиянием мистических идей объединения всех вероисповеданий вышел из Русской православной церкви и основал на Урале секту Иеговистов-ильинцев.

Учение Ильина изложено в сочинении "Сионская весть".

Именей

Еретик апостольскаго времени. Отвергал воскрешение мертвых.

Иннокентий

Иеромонах Балтского монастыря. В 1908 г. основал хлыстовскую секту иннокентьев-цев, объявив себя воплощением Святого духа.

Иоанн Кассиан Марсельский (Еремит Иоанн, Кассиан Римлянин) (ок. 360 -430(435))

Церковный писатель, ученик Иоанна Златоуста. Основатель полупелагианства. В своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Католики восточного обряда почитают его как местночтимого святого.


Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча)

В христианстве предвозвестник прихода мессии, предшественник Иисуса Христа. Име­ет прозвище Креститель по обряду крещения, который он производил в реке Иордан.

Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич) (1829 - 1908)

Священник Русской православной церкви. С его молитвами связывается несколько сот чудотворений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: