ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 18 глава




Ни Шуцу (Вочман Ни)

Китаец, основатель (в 20-е годы XX в.) маргинальной протестантской секты "Помест­ная церковь".

Новатиан (??? - 268)

Римский священник, основатель раннехристианской еретической секты новатиан.

Новатиан принимал участие, в качестве епископа своей секты, в разрешении догмати­ческого вопроса о вторичном принятии отпавших от церкви, и показал себя строгим ригори­стом. По этому поводу он написал два послания от имени римской церкви к епископу карфа­генскому Киприану, где ему удалось блеснуть своим риторическим и философским образова­нием.

Новатиану приписываются еще 9 сочинений, из которых сохранилось только два: "De libis iudaicis", в котором автор доказывает, что под нечистыми животными, употребление ко­торых запрещено законом Моисеевым, разумеется образно нравственаня нечистота людей, т.е. их пороки и грехи; и "De trinitate" - учение о Троице в современном автору смысле слова.

Нойес Джон Хамфри (1811 - 1886)

Основатель и руководитель протестантской утопической секты "Община Онеида".

Нонна Ориген

См. Ориген Нонна.


Онуфрий

Основатель поповской секты онуфриевцев в XVII в. на Керженце. Известен тем, что вел споры по поводу писем Аввакума старцу Сергию.

Онуфрий

См Протопопов Семен.

Ориген Нонна

Основатель и идеолог секты исохристов. Развивал идею о том, что истинно верующие христиане могут сравниться с Христом.

Осип

Монах. Основал в начале XVIII в. беспоповскую секту осиповцев. Заповедовал испо­ведь перед непосвященными старцами и священническое погребение всем умершим.

Осхителу Дж.О.

Основатель (в 1918 г.) синкретической пятидесятнической секты Аладура.

Павел

Епископ коломенский, единственный из русских епископов, принявший сторону ста­рообрядцев во время образования раскола. Был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову, одному из главных вождей раскола, и враждебно относился к реформаторский де­ятельности Никона.

На сборе 1654 г. выступил открыто в защиту старины и требовал, чтобы церковные книги были оставлены в прежнем виде. Подписавшись под определением собора о необходи­мости исправления книг, он сделал оговорку, в которой отрицал надобность изменения пра­вил о поклонах.

Никон лишил его епископской кафедры и сослал в заключение, по словам раскольни­ков, в Новгородский Хутынский монастырь, где игумен его мучил, а он юродствовал и потом был убит посланными Никона. По словам Лазаря Барановича, Павел сошел с ума; по словам Аввакума, Павел был сожжен.

Павел Самосатский

Антиохийский епископ, видный представитель антитринитарианского динамизма.


Проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм, Павел утверждал, что Христос в строгом смысле не есть бог, так как в нем от рождения обитала высшая божественная муд­рость, и потому может быть назван Сыном божьим только в нравственном смысле.

На соборе в 269 г. пресвитер Мальхион в богословском споре обличил Павла в ереси и настоял на его низложении. Однако при поддержке Зиновии, царицы Пальмирской, Павел удерживал антиохийскую кафедру до 272 г. В 272 г. император Аврелиан по просьбе христи­ан изгнал Павла из Антиохии.

Павел основал секту, названную по его имени павлианами, которая существовала до IV в.

Пак Тхэсон (1917 -????)

Пресвитер пресвитерианской церкви Кореи в Сеуле. В 1955 г. провозгласил себя новым мессией и основал новую религию "Церковь оливкового дерева".

За проповедь своего учения Пак Тхэсон был отлучен от Пресвитерианской церкви Ко­реи и объявлен еретиком. В конце 50-х годов XX в. подвергся гонениям со стороны светских властей и был заключен в тюрьму.

После прихода в 1961 г. к власти Пак Чонхи, Пак Тхэсон был признано официальными властями и получил разрешение на распространение своего учения.

Обстоятельства смерти Пак Тхэсона неизвестны.

Пантелеймон (???? - 1868)

Болгарский монах. В 60-х годах XIX в. основал секту пантелеймоновцев.

Был выслан на Афон, откуда в 1863 г. приехал в Адрианополь и окружил себя последо­вателями. По рапорту ардианопольского митрополита Кирилла был отправлен под стражей в Константинополь, но оправдан турецкими властями и переселился в с.Соуджан под Адриа­нополем, где основал монастырь.

Пафнутий (ок. 1918)

Епископ Хвалынский катакомбной церкви. Настоящее имя неизвестно. Основатель пафнутиевского раскола в климентовской ветви катакомбной церкви. Родился в Поволжье в старообрядческой семье. Ок. 1936 г. положен в диакона, в 1950 г. в священника, в 1963 г. в епископа.


Пелагий (Морган) (ок. 360 - 422)

Британский монах, основатель ереси пелагианства.

Достоверно известно только его прибытие в Италию в начале V в. и его последующая деятельность. В Италии он вел строгую монашескую жизнь и был в дружбе с св. Павлином, епископом ноланским. Пораженный царившей всюду распущенностью нравов, Пелагий на­писал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует.

Главные сочинения Пелагия: толкование на ап. Павла и послание к Димитриаде.

Пенн Вильгельм (1644 - 1718)

Английский аристократ, богач. Приверженец течения квакеров. В 1680 г. получил от английского правительства в уплату долгов его отца провинцию в Северной Америки, впо­следствии Пенсильвания.

Во время эмиграции квакеров от преследования английского правительства в Америку предоставл свои владения для расселения эмигрантов и способствовал развитию квакерских общин.

Петерс Герман

Основатель (в 1882 г.) меннонитской секты апостольских христиан.

Петров Лукиан

Молоканин, основатель молоканской секты прыгунов.

Петровых Иван Семенович (Иосиф Петроградский) (15.12.1872 20.11.1937)

Основатель течения иосифлян в Истинно православной катакомбной церкви.

В мае 1917 г. участововал в переговорах с епископами Белокриницкой иерархии о воссоединении. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В июле 1919 г. арестован за противодействие кампании по вскрытию мощей.

С мая 1924 г. - член Священного синода при патриархе Тихоне. В апреле 1925 г. подпи­сал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру Крутицкому.

В ноябре-декабре 1926 г. временно возглавлял РПЦ в качестве Заместителя Патриарше­го Местоблюстителя.


В феврале 1928 г. подписал акт отхода от митрополита Сергия и возглавил группу пет­роградского духовенства, оппозиционного обновленцам. Участник "Кочующего" собора.

В 1929 г. арестован по делу Всесоюзного центра "Истинное Православие". В сентябре 1931 г. приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой на ссылку в Казахстан. В 1932 г. перешел на не­легальное положение. Участвовал в деятельности катакомбной церкви. В сентябре 1937 г. арестован и расстрелян в Чимкенте по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Петруша Патюр

См. Иванов Петр Алексеевич.

Писцов Василий Иванович

Крестьянин села Никольского Самарской губернии, крепостной графа В.А.Соллогуба. Основатель секты симбирских белоризцев.

дю Плесси Арман Жан (Ришелье) (1585 - 1642)

Кардинал с 1622 г., с 1624 г. глава королевского совета и фактический правитель Фран­ции. Сторонник абсолютизма. Лишил протестантов политических прав, провел ряд финансо­вых и военных реформ. Вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну 1618 - 1648 гг.

Побирохин Илларион

Крестьянин села Горелое Тамбовской губернии. Духовный лидер духоборцев в период 1775 - 1785 гг.

Поздеев Михаил Александрович (Серафим) (1874?1885?1887? -16.05.1971)

Основатель геннадьевской ветви катакомбной церкви.

Информация о жизни М.А.Поздеева чрезвычайно противоречива. Материалы, распро-стряняемые в катакомбных сектах, существенно отличаются как от архивных документов, так и от церковной версии его биографии. Ввиду абсолютного расхождения большинства фактов этих биографий, существует предположения, что настоящий М.А.Поздеев погиб в ла­герях в 40-е годы XX в., и был заменен на агента КГБ, либо сам М.А.Поздеев давал в разные этапы своей жизни разную информацию о своем прошлом.

В настоящей работе приводится биография М.А.Поздеева, принятая в катакомбной церкви.

Происходит из древнего аристократического рода. Родился под Москвой.


После революции отказался эмигрировать и сблизился с патриархом Тихоном, по на­стоянию которого принял иночество. В апреле 1925 г., по версии катакомбной церкви, тайно рукоположен Тихоном в викария Смоленской епархии. Летом 1925 г. арестован и находился в заключении до 1946 г. По легенде, в 1935 г. ему в горячке явился ангел и сообщил, что он будет "выпущен из темницы и много сделает для Церкви".

С 1946 г. находился в ссылке в Оренбургской области. В 1947 г. тесно общался с из­вестным преследователем катакомбной церкви епископом Оренбургским и Бузулукским Ма-нуилом, и получил от последнего разрешение официально служить и совершать требы в пре­делах своей епархии.

В 1952 г. арестован и приговорен к 25 годам ИТЛ. В 1956 г. выпущен, по официальным данным - по состоянию здоровья, по данным катакомбной церкви - на условиях сотрудниче­ства с КГБ.

Скончался в г.Бузулуке, где и похоронен. Перед смертью принял схиму с именем Анто­ний.

Поздеевский Александр Васильевич (Феодор) (21.03.1876 - 23.10.1937)

Первый духовный лидер даниловской ветви катакомбной церкви Истинно православ­ных христиан.

С февраля 1904 г. ректор Тамбовской духовной семинарии. С августа 1906 г. ректор Московской духовной семинарии, с августа 1909 - Московской духовной академии. В сентя­бре 1909 г. хиротонисан в епископа Волоколамского.

В апреле 1917 г. уволен от должности ректора Московской духовной академии за реак­ционные взгляды и назначен настоятелем Московского Свято-Данилова монастыря. Участ­ник Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг., со многими решениями которого был не согла­сен.

Возглавил оппозиционный "Параллельный Синод" в Московском Свято-Даниловом монастыре и занялся активной анти-обновленческой агитацией. В октябре 1922 г. архиерея­ми "Параллельного Синода" возведен в сан архиепископа. В августе 1923 г. в сан архиепи­скопа возведен патриархом Тихоном.

В январе 1933 г. арестован по делу "Партии Возрождения России", приговорен к 3 го­дам ссылки в Казахстан, но в 1934 г. выслан на север. В 1935 г. арестован, срок ссылки про­длен еще на 3 года. Принял схиму с именем Даниил. В 1937 г. арестован и отправлен в г.Ива-


ново для следствия по делу "даниловского братства". По постановлению "тройки" УНКВД расстрелян в Ивановской тюрьме.

Позднев Петр Алексеевич (Никола) (1853 - 1934)

Учился в Казанской духовной академии. Позднее - духовный писатель, ректор пензен­ской духовной семинарии. После 1920 г. - обновленческий архиепископ. Основатель Русской древлеправославной церкви (Новозыбковцев).

Главные труды: "Дервиши в мусульманском мире", "Краткая историческая записка об оренбургской епархии".

Попов Иван

Костромич. Основатель старообрядческой секты "Антипово согласие" (Безденежники).

Попов Михаил Акинфьевич

Крестьянин, идеолог и руководитель секты молоканского происхождения "Общие". Преследовался светскими властями, за религиозную деятельность был сослан в Ленкорань близ Баку, затем, в 1854 г., в Минусинский уезд Енисейской губернии.

Попов Трофим

Тамбовский крестьянин. Основатель (в 1869 г.) и руководитель секты трушаверов.

Праксей

В конце II в. описал концепцию монархианства.

Праксей утверждал, что Отец, сын и Святой дух - одно лицо, различно обозначаемое соответственно отношению его к миру. Впоследствии идеи Праксея продолжали развивать многие другие мыслители.

Пресвятая Дева Мария

См. Богородица.

Прискиллиан

Испанец. Основатель секты прискиллиан (IV в.). Проповедовал манихейский аскетизм.


Рапп Георгий

Духовный пастырь протестантской секты гармонистов. Под его руководством в конце XIX в. секта эмигрировала из Германии в США.

Рассел Чарлз Тэйз (1852 - 1916)

Основоположник учения Свидетелей Иеговы. Родился в г.Аллегени (США, штат Пне-сильвания). Первоначально принадлежал к пресвитерианской церкви, затем вступил в кон-грегационалистскую церковь. В 1870 году создал кружок по изучению Библии, который из­брал его пастырем. Через некоторое время кружок был переименовал в Народное общество исследователей Библии, а в 1931 году - в организацию свидетелей Иеговы.

В 1876 году Расселл написал статью "Времена язычников - когда они заканчиваются?", которая была опубликована в журнале Bible Examiner ("Исследователь Библии") в Бруклине (Нью-Йорк). В октябрьском номере этого журнала на странице 27 было сказано: "Семь вре­мен закончатся в 1914 году".

Для издания литературы Расселом была организовала фирма "Общество Сторожевой башни".

Основы вероучения Рассел изложил в семи томах "Исследований Священного писания".

Ратушный Михаил Тимофеевич (1830 - 1915)

Лидер бапистского движения, житель деревни Основа Херсонской губернии. Находил­ся в тесном контакте с штундистами, особенно с Герасимом Балабаном. В конце 1870 г. был арестован и после 8 лет следствия оправдан. Оправдательный приговор по делу Ратушного и Балабана вызвал оживление сектантского движения и широкое распространение штундизма и баптизма.

Ришелье, кардинал

См. дю Плесси Арман Жан.

Рудометкин Максим (Комар)

Крестьянин Тамбовской губернии. В 40-е годы XIX века глава и идеолог молоканской секты прыгунов. Установил особый род прыганья для больших праздников: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свобод-


ными, и вертеться на месте до истощения сил, пока не падали на пол и не начинали пророче­ствовать.

В 1857 г. Рудометкин провозгласил себя "царем духовных христиан", за что был сослан в Соловки.

Рыбалкин Федор

Монах Ново-Донского монастыря. Объект почитания и обожествления секты федоров-цев, входящих в состав истинно православных христиан. Известен своими пророчествами и чудесами.

Савеллий

Птолемаидский пресвитер с 250 по 260 гг. Основатель христологический ереси са-веллианства.

Согласно учению Савеллия, бог есть безразличное существо, открывающееся в мире под различными именами: то как Отец, то как Сын, то как Святой дух, причем ни Бог-сын, ни Святой дух не имеют отдельного от бога бытия.

Савеллий был осужден на Александрийском соборе 261 г. александрийским епископом Дионисием, и на Римском соборе 262 г. Дионисием, епископом римским.

Савенко Семен Григорьевич

Казак села Лапотней. Один из организаторов секты секачей.

Сакх Аммоний (175 - 242)

Основатель неоплатонизма. Первоначально приверженец христианства, позднее обра­тившийся к эллинизму. Никаких письменных источников после Сакха не осталось. Ученика­ми Сакха были Плотин и Ориген.

Санин Иосиф

Влиятельный церковный иерарх конца XV - начала XVI вв. Игумен Волоколамского монастыря. Противник Новгородско-московской ереси, автор лозунга "Священство выше царства", руководитель заговора против Ивана III.


Саузкотт Джоанна

Английская проповедница, основательница секты саузкоттитов. Выдавала себя за "жену, облеченную в солнце" и "жену агнца" из Апокалипсиса. В 1814 г. объявила себя бере­менной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения.

Сведенборг Эмануэль (1688 - 1772)

Шведский ученый, теософ-мистик. Крупный естествоиспытатель. Стремился доказать примат духа над материей. С середины 1740-х годов утверждал, что ему удалось установить прямой контакт с ангелами и духовным миром.

Свое мировоззрение Сведенборг изложил в нескольких десятках книг на латинском языке, из которых наиболее известны "Небесные секреты" (8 томов), "Земли во Вселенной", "Новый Иерусалим и его небесная доктрина", "Небеса и ад", "Божественная любовь и разум", "Апокалипсис проявился", "Истинная христианская религия".

Сведенборг рассылал свои труды священнослужителям и в университеты. Наибольшее внимание к своим работам Сведенборг привлек в Англии.

После смерти Сведенборга, в 1787 году, идеи Сведенборга были положены в основу "Новой церкви", которая стала первой из сведенборгианских церквей.

Север

Антиохийский патриарх, основатель монофизитской ереси севериан.

Сегарелли Пармский Герардо (???? - 1300)

Францисканский монах. В 1260 г. оставил все свое имущество, основал секту апостоли-ков (апостольских братьев) и как странстующий апостол, в сопровождении единомышленни­ков отправился странствовать и проповедовать раскаяние в грехах.

В 1280 г. Сегарелли был схвачен, но в 1286 г. освобожден с изгнанием из Пармской обители. После выступления апостоликов против папы Гонория IV, в 1294 г. был снова схва­чен и в 1300 г. сожжен на костре.

Секач Григорий Яковлевич (Геннадий) (1897/1902 - 02.05.1987)

Первый лидер геннадьевской ветви Истинно православной церкви. Родился в с.Акулино в Белоруссии, в купеческой семье. После смерти отца до 20 лет жил в монастыре.


В 1924 г. скрывал опального епископа Симеона Мозырского и нескольких монахов. В 1929 г. арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1938 г. бежал, жил в Белоруссии на неле­гальном положении. В 1939 г. арестован. В Гомельской тюрьме познакомился с М.А.Поздее-вым.

Во время войны 1941-1945 гг. служил на оккупированной территории Украинской Ав­тономной церкви. В 1943 г. рукоположен в диакона и священника.

После 1945 г. служил в храме в с. Новоропск Брянской области. В 1958 г. лишен реги­страции и отлучен от РПЦ за "религиозное воспитание детей". Принял иночество.

В 1962 г. уехал в Новый Афон, организовал в его районе несколько тайных мужских и женских монастырей в горах. В 1969 г. изгнан властями из Нового Афона. В мае 1971 г. при­ехал в Бузулук к епископу Серафиму (М.А.Поздееву). По утверждению Секача, за три дня до смерти Поздеева был рукоположен им в епископа.

В 1979-1980 г. принял схиму. Был лично знаком с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и пожизненно получал пенсию в Минском епархиальном управлении. Был зна­ком с патриархом Пименом. Соборы катакомбной церкви отказывали Секачу и его последо­вателям в общении, обвиняя их в провокаторстве и сотрудничестве с РПЦ и светскими вла­стями.

Скончался в ст.Мостовая Краснодарского края.

Селиванов Кондратий (???? - 1832)

Крестьянин Орловской губернии, христововер, один из основателей секты скопцов. В 1772 г. по указу Екатерины II был приговорен к каторжным работам, но успел скрыться и был пойман только в 1774 г. В 1775 г. был приговорен к телесному наказанию и каторжным работам, но дошел по этапу только до Иркутска и по неизвестным причинам остался там жить.

В 1795 г. Селиванов вернулся в Москву, где прослыл не только искупителем, но и пред­ставлялся своими приверженцами как царь Петр Федорович. В 1797 г. Селиванов оказался в Санкт-Петербурге и был представлен императору Павлу I, после беседы с которым препрово­жден в сумасшедший дом.

В 1802 г. Селиванов отправлен на жительство в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят на поруки. С этого времени Селиванов и его окружение подпадают под импера­торскую милость, в дом, где ими проводились радения, даже был запрещен вход полиции. В 1805 г. дом Селиванова посещает император Александр I.


В 1820 г., по ходатайству петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича, племянники которого были вовлечены в секту, Селиванов был взят под арест и сослан в суз­дальский Евфимиев монастырь, где остался до смерти.

Перу Селиванова принадлежат книги "Послание" и "Страды", и девять писем к священ­нику Сергееву.

Серафим

См. Поздеев Михаил Александрович.

Серафим

Иеромонах, основатель секты "Общество избранной братии". Подвергся преследова­нию со стороны церковных и светских властей и был заключен в Соловецкий монастырь.

Сервет Мигель (1511 - 1553)

Испанский мыслитель, теолог, видный деятель антитринитарианства, критик никей-ской доктрины Троицы. Учился в университетах Парижа, Сарагосы, Тулузы. Придерживался взглядов христиоцентрического пантеизма, сочетавшего в сееб элементы астрологии, кабба­лы и неоплатонизма. Утверждал, что естественная философия должна исходить из эмпириче­ских результатов исследований.

Все взгляды Сервета были сосредоточены преимущественно на образе Христа, которо­го он рассматривает как сына божьего в прямом смысле этого слова. Единственным богом он объявил Бога-отца, а Святой дух рассматривал как воплощение Бога-отца.

Сервет решительно выступал против догмата о предопределении и утверждал свободу воли человека как средства спасения.

В результате интриг со стороны Кальвина Сервет был осужден за ересь французской инквизицией в Лионе, затем женевской консисторией, и по приказу Кальвина сожжен на ко­стре.

Взгляды Сервета оказали серьезное влияние на развитие антитринитарианства и ана­баптизма.

Перу Сервета принадлежат критические сочинения "Об ошибках Троицы" (1531 г.) и "О Троице" (1532 г.), фундаментальный труд по астрологии (1538 г.), полемический труд "Восстановление христианства" (1553 г.).


Сергиев Иоанн Ильич

См. Иоанн Кронштадтский.

Сергий (Тихик) (??? - 835)

Второй после Константина Самосатского лидер движения павликан. Внес значитель­ные изменения в павликанство, из-за чего его часто считают вторым основателем течения.

Сергий, митрополит

См. Страгородский И.Н.

Сергий Радонежский (Кириллович Варфоломей) (1314 - 1392)

Один из самых почитаемых русских святых. Родился близ Ростова Великого. После переезда семьи в подмосковный город Радонеж основал вместе с братом Стефаном Троицкий монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), и стал игуменом этого монастыря.

Восстановил на Руси монастырское общежитие. Ввел новый монастырский устав. В от­ношении православного вероучения стремился углубить почитание Троицы и через эту идею явился вдохновителем объединения удельных княжеств вокруг Москвы. Был близок к афонским монахам и поддерживал течение исихастов.

Сергий Радонежский имел большое количество учеников, впоследствии основавших ряд монастырей на северо-востоке Руси. Канонизирован в 1452 г. Именем Сергий Радонеж­ского назван город Сергиев Посад.

Сигер Брабантский (ок.1235 - ок.1282)

Видный представитель философии аверроизма. Развил учение о двойственной истине, отрицал свободу воли и бессмертие индивидуальной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью в 1270 и 1277 гг.

Силуан

См. Константин Самосатский.

Сильван

См. Константин Самосатский.


Симон-волхв

Первый представитель гностицизма, упоминаемый в христианской литературе (Деяния апостолов). Современник апостолов. Родом из самарийского местечка Гиттон. По мнению древних христианских писателей, является родоначальником гностицизма.

Учил, что в основе мира лежит единая сила, которая проявляет себя как Разум. Разум создает стоящую ниже мысль. Мысль обладает творческими способностями, она порождает ангелов и силы, создавшие наш мир. В процессе создания Мысль потеряла контроль над своими творениями, и теперь находится в мире зла. Спасение означает освобождение Мысли из мира зла.

Симон-волхв выдавал себя за воплощение Божьей силы, а свою спутницу Елену, вы­купленную им из блудилища в Тире - за воплощение мудрости и творческой мысли верхов­ного божества, родившего через нее ангелов и архангелов, сотворивших мир. Симон-волхв объявил себя Троицей в одном лице: как Отец он явился в Самарии в собственном облике, как Сын - в облике Христа, как Святой дух он будет просвещать язычников во всей вселен­ной. О Елене он сообщал, что порожденные ей космические духи отказались признать ее верховенство и заключили ее в телесную оболочку, заставляя перемещаться из тела в тело, начав с гомеровской Елены.

В II - III вв. именем Симона-волхва называлась небольшая гностическая секта симони-тов. В IV в. симонией называли приобретение за деньги благодатного иерархического служе­ния в церкви. Фантазии и мистификации Симона-волхва послужили почвой для многочис­ленных религиозных и художественных произведений о нем.

Симону-волхву приписывается авторство теософского сочинения "Великое изъяснение".

Учениками Симона-волхва были Менандр и Кердон.

Симоне Менно (1492 - 1559)

Голландский католический священник. В 1535 году отрекся от католицизма, объединил разрозненные группы сторонников умеренной ориентации в голландском анабаптизме, кото­рые противопоставляли себя католической церкви и остаткам революционного анабаптизма.

Под руководством Менно уже в начальный период формирования нового религиозного течения было окрещено 10 тысяч человек. В этот же период была разработана и доктрина но­вой религии.

В 1544 г. сторонники Менно получили по его имени название "меннониты".


Перу Менно принадлежит теологическое сочинение "Основа христианского учения", написанная в 1539 году. Эта книга относится к основополагающим трактатам меннонитства.

Софонтий

Инок, видный деятель керженского старообрядчества. Бежал от преследований из Со­ловецкого монастыря на Керженец, где в 1676 г. основал свой скит. Последователи Со-фонтия образовали поповское софонтиевское согласие.

Социн Лелио (???? - 1561)

Итальянский реформатор, протестант, юрист. Изучал богословие в Виттенберге (Швей­цария) под руководством Меланхтона. Вместе со своим племянником Фаустом Социном основал радикально-рационалистическое направление в протестантизме, позже получившее название социнианства.

В 1551 г. вместе с единомышленниками переселился в Польшу (часть приверженцев Социна переехала в Трансильванию).

Социн Фауст (1539 - 1604)

Итальянский реформатор, протестант, действовавший в Италии и Польше и развивав­ший взгляды своего дяди Лелио Социна, вместе с которым организовал радикально-рациона­листическое направление в протестантизме, позже получившее название социнианства.

В отличие от Лютера Социн считал, что Священное писание как источник вероучения приемлемо лишь в том случае, когда оно не противоречит разуму.

Взгляды Социна были взяты на вооружение либеральными протестантскими богосло­вами.

Степанов Василий

Пастух, основатель адамантова согласия в поморском толке старообрядчества.

Стефан Ниобей

Основатель монофизитской ереси тобитов.

Страгородский Иван Николаевич (митрополит Сергий) (1867 - 1944)

Патриарх Московский и всея Руси. Родился в семье священника в Арзамасе. Учился в Арзамасском духовном училище, затем - в Нижегородской духовной семинарии. В 1890 г. за-


кончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был направлен в Японскую православ­ную миссию. В 1893 г. вернулся в Россию и преподавал в Санкт-Петербургской академии, за­тем работал инспектором Московской духовной академии.

В 1894 - 1896 гг. служил настоятелем церкви в российском посольстве в Афинах. В 1897 - 1899 гг. вновь работал в Японии в качестве помощника начальника миссии. С 1899 г. работал в Санкт-Петербургской академии сначала в должности инспектора, затем - ректора. Рукоположен в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1905 по 1917 г. управлял Финляндской епархией. В эти же годы вызывался в заседания Святейшего синода. С 1911 г. стал членом Святейшего синода, возглавляя Учебный комитет и Миссио­нерский совет.

В 1907 г. возведен в сан архиепископа, в 1917 - в сан митрополита.

С 1917 по 1922 гг. управлял Владимирской епархией. Член Священного синода, образо­ванного решением Поместного собора 1917 - 1918 гг. В 1922 г. примкнул к обновленцам. В

1923 г. отошел от обновленчества, покаялся перед патриархом Тихоном и был прощен. С

1924 г. управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению за
антисоветскую деятельность. С декабря 1925 в связи с арестом патриаршего местоблюстите­
ля митрополита Петра исполнял обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя.

В 1926 г. вступил в переговоры с органами НКВД и ОГПУ и через год добился офици­ального разрешения на функционирование Временного патриаршего священного синода и возвращения из мест заключения ряда епископов. В июле 1927 г. выступил с посланием к па­стырям и пастве, сформулировав позицию лояльного отношения церкви к государству и от­вергнув "карловацкий раскол". Это послание Сергия стало причиной окончательного прекра­щения отношений между РПЦ и РПЦЗ, а также окончательного формирования т.н. катакомб-ной церкви.

В 1934 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г. становится местоблюстителем патриаршего престола. С началом Великой Отечественной войны занял патриотическую позицию и призвал верующих к борьбе с агрессором и добровольным по­жертвованиям на нужды обороны. В 1941 - 1943 гг. находился в Ульяновске в эвакуации. На архиерейском соборе 1943 г. избран патриархом Московским и всея Руси. Скончался в Моск­ве, погребен в Богоявленском соборе.


Стефан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: