ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 21 глава




Как правило, в сектах вуду одинаково почитается весь пантеон, однако некоторые лоа, например, Дамбалла-уэдо, выдвигаются на первый план и наделяются дополнительными способностями.

Лоасы

См. Лоа.

Логос

Одно из основных понятий древнегреческой философии. Введено Гераклитом. Означа­ет одновременно "слово" и "смысл", универсальную осмысленность, соразмерность бытия. В стоицизме понятие Логоса использовалось как эфирно-огненная душа космоса и совокуп­ность формообразующих потенций. В христианстве Логос отождествляется с вторым лицом Троицы - богом-сыном.

Луцифер

См. Люцифер.

Люцифер (Луцифер)

Лат. "Утренняя звезда", иногда (ошибочно) "ангел света".

Часто используется в христианстве традиционно как синоним Сатаны, хотя такая ана­логия не имеет под собой никаких оснований.

Понятие Люцифера отсутствует в Ветхом и Новом заветах. Христианские толкователи видят образ Люцифера в ветхозаветном пророчестве о гибели Вавилона, где царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера. Однако очевидно происхождение терми­на не из раннехристианской литературы, а из христианской мифологии более позднего вре­мени.

Образ Люцифера в христианской мифологии весьма туманен и парадоксален. С одной стороны, Люцифер однозначно определяется как некий "павший ангел", перешедший на сто­рону "темных сил", однако суть его падения нигде не конкретизируется. С другой стороны, само понятие "светлого" образа тесно пересекается с образом Христа, который сам именует


себя "Я есмь... звезда светлая и утренняя" (Апокалипсис) и символом которого в качестве мессии является звезда из ветхозаветного пророчества.

Магия

По одним толкованиям - нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы; по другим, связанным с постметафизическми учения­ми - непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия.

Магия неотделима от образа мага, колдуна.

Магия возникла в первобытном обществе и вошла во многие религии и обряды. Суще­ствуют культы, делающие основной акцент исключительно на магии. Такие культы объеди­нены общим названием брухерия.

Магуссеи

Религиозная оппортунистическая партия, сформировавшаяся в Персии в 227 г. Парфян­ская династия арзакидов, занимавшая персидский трон, сменилась национальной династией сассанидов. Персидские маги, стремившиеся восстановить зороастризм в качестве государ­ственной религии, раскололись на два течения: ревизионистское, стремившееся к изменению древнего дуализма и признававшее подчинения и доброго, и злого начал (Ормузда и Арима-на) одному Верховному существу, и партию магуссеев, придерживавшихся строгого дуализ­ма.

К партии магуссеев принадлежал пророк Мани, основавший манихейство.

Маргинальность

Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (челове­ческой группы) между какими-либо социальными группами. Введено американским социо­логом Р.Пар ком.

Масонство (Франкмасонство)

Религиозно-этическое движение. Возникло в начале XVIII века в Великобритании, за­тем распространилось по всем странам Европы. Наибольщее развитие получило в XVIII -XIX веках. Структура и традиции заимствованы масонами частично от средневековых цехо­вых организаций строителей-каменщиков, частично от средневековых рыцарских орденов.


Масоны стремятся создать тайную всемирную организацию с целью мирного объеди­нения человечества в едином религиозном союзе. Почитая бога как великого архитектора Вселенной, масоны допускают исповедание любой религии.

Мессия

Древневр. "машиах" - помазанник. В ряде религий, преимущественно в христианстве и иудаизме, посланный богом на Землю спаситель, который должен установить там свое цар­ство или принести истинную веру.

Метенсоматоз

Предсуществование души.

Методизм

Протестантское течение. Основало в Англии в начале XVIII в. Джоном Уэсли с целью реформации англиканства.

Методисты не стремились изменять вероучение и обрядность англиканства. Основной акцент делался на евангелизацию культа, развитие миссионерской и проповеднической дея­тельности, ориентацию на широкие народные массы.

К 1795 г. методисты создали централизовнную церковную организацию и отделились от англиканства.

Вероучение методизма придерживается канонов классического протестантизма: при­знание Библии, священство всех верующих, из таинств признаются крещение и причастие. Методизм продолжает оставаться близок к англиканству, в Англии методисты ведут перего­воры об объединении с англиканской церковью.

В основе церковной организации методистов - группа верующих, называемая "обще­ством" или "классом". Группы объединены в округа, обслуживаемые одним священником. Руководящим органом церкви является ежегодная конференция, работающая отдельно для мирян и для священников. В методизме принято обязательное участие всех верующих в еже­недельных церковных собраниях и жизни церквии вообще.

Методизм разделен на два крупных течения: кальвинистское и арминианское. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. Общее число методистов на конец XX века - 40 миллионов человек, преимущественно в США.


Миссионерство

Деятельность представителей религиозных организаций, направленная на мирное рас­пространение своего вероучения среди неверующих или представителей других религий. Наибольшее развитие получило в христианстве, где тесно связано с просветительской и об­щекультурной деятельностью в отсталых и малоразвитых странах.

Мистерии

Сборное обозначение определенных течений и религий, практикующих инициацию.

Мистика

Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное еди­нение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.

Митрополит

Греч. metropolites - человек из главного города. Священнослужитель третьей, высшей степени церковной иерархии в христианстве. Митрополиты появились с IV в., этот титул присваивался епископам главных городов (метрополий). Митрополитам изначально дава­лись широкие права, к примеру, выбирать кандидатов и назначать епископов.

С момента введения христианства на Руси в 998 г. и до конца XIV в. вся русская терри­тория в административном отношении представляла единую митрополию, руководили кото­рой назначаемые Константинопольским патриархатом митрополиты. В 1448 сепаратный со­бор русских епископов провозгласил РПЦ автокефальной. В 1458 г. русская митрополия раз­делилась на Киевскую и Московскую. В 1589 г., с введением на Руси патриаршества, в Мо­сковской патриархии создано четыре митрополии: Казанская, Крутицкая, Новгородская, Ро­стовская. Петр I, упразднив патриаршество, отменил и статус митрополита, который был восстановлен в 1741 г. в рамках двух митрополий: Киевской и Московской, к которым впо­следствии добавилась Санкт-Петербургская, а затем - Кавказская.

В настоящее время в РПЦ титул митрополита дается иерархам за особые заслуги и вы­слугу лет.


Монизм

Способ рассмотрения разнообразия явлений мира в свете единой основы (материали­стической или идеалистической) всего мира. Противоположность монизма - дуализм, при­знающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Монотеизм

Греч. "единобожие" - система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеизму относят иудаизм, христианство и ислам.

Неоплатонизм

Направление античной философии Ш - VI вв н.э.Представляет из себя синтез и систе­матизацию учений Платона, Аристотеля и неопифагореизма. Основатель: Аммоний Сакх.

В основе учения неоплатоников - идея о сверхсущем Едином и иерархическом строе­нии бытия, разработанная Плотином и Проклом. Основные школы: гимская, сирийская, пер-гамская, афинская, александрийская.

Неоплатонизм оказал существенное влияние на восточную и европейскую философию.

Новый Завет

Основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства. В Новый Завет входит (в последовательности канонизации церковью):

1. Евангелия

2. Деяния апостолов

3. 21 послание апостолов

4. Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

Большинство новозаветных произведений псевдонимны. Они написаны на койне -греческом народном языке. Существуют гипотезы об арамейском или древнееврейском язы­ке оригиналов Нового Завета, но они не имеют пока серьезных подтверждений.

Христианская канонизация Нового Завета (в отличие от Ветхого Завета) затянулась до IV века н.э.

Обновленчество

Движение, возникшее в Русской православной церкви в 1921 - 1922 г. Повлекло за со­бой раскол РПЦ на несколько враждующих течений, в частности, катакомбную церковь.


Первоначально существовало в виде отдельных групп "Живая церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ)", "Народная церковь".

В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин были рассмотрены программы радикального обновления РПЦ. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозглашена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.

В конце 1923 г. принято решение о слиянии отдельных обновленческих групп в обнов­ленческую церковь, которую вскоре стали называть православной. Лишь группа "Живая церковь" не подчинилась этому решению и функционировала самостоятельно.

В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом.

В 1925 г., после смерти партриарха Тихона, обновленцами был собран новый помест­ный собор, ориентированный на примирение с сторонниами Тихона. Собро был вынужден признать неприятие верующими идей церковного реформаторства и отказался от проведения реформ и в догматике, и в укладе церковной жизни.

Обновленческими общинами был создан общий орган руководства церковью - Высшее церковное управление (впоследствии - Высший церковный совет).

Общество друзей

См. Квакерство.

Общество Иисуса

См. Орден иезуитов.

Оккультизм

Общее название учений, признающих наличие скрытых сил в человеке, природе и кос­мосе, объясняющихся наличием высшей реальности. Эти силы недоступны для обычного че­ловеческого опыта, но доступны для людей, прошедших через особое посвящение и специ­альную психическую тренировку. Цель ритуала посвящения рассматривается в достижении новой, более высокой ступени сознания, как следствие - в новом видении мира и пути к не­ким тайным знаниям.

Объем и содержание понятия оккультизма исторически сильно изменялись. Ряд явле­ний, считавшихся ранее чисто оккультными (например, гипноз, магнетизм), позднее пере­шли в сферу науки.


Оккультизм выделился в самостоятельную дисциплину в период поздней античности (I - IV век н.э.) на базе эллинистического религиозного синкретизма. В этот период создана об­ширная литература, названная герметической, по имени легендарного основателя оккультиз­ма Гермеса Трисмегиста. В этот же период возникают герметические науки алхимия и астро­логия и появляется теоретическое сочинение оккультизма - "Изумрудная скрижаль".

Термин "оккультный" получил распространение после выхода в свет трактата Агриппы Неттесгеймского "Оккультная философия".

Представления оккультизма о человеке как микрокосме, воспроизводящем неисчерпае­мые богатства и структуру макрокосма, легли в основу оккультного учения об аналогии. Акты человеческой воли рассматриваются в оккультизме как особые природные силы, способные непосредственно воздействовать на мир.

Теоретики оккультизма полагают, что ядро оккультной философии было создано еще жрецами Атлантиды, унаследовано жрецами Египта, Тибета, развито в зороастризме, фило­софии Платона и в Каббале.

С утверждением христианства в качестве господствующей религии оккультизм подвер­гается гонениям и культивируется в тайных еретических учениях.

Развитие естественных наук в XVII - XVIII веках подорвало веру в оккультизм, однако в это же время получают широкое распространение светские оккультные общества. Крупней­шее из этих обществ - розенкрейцеры.

С конца XIX века, в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки созда­ния единой и универсальной религии на основе оккультизма. Эти попытки не прекращались на протяжении более чем ста лет. В середине XX века для Европы м США стало характер­ным распространение массового коммерческого оккультизма в виде астрологических прогнозов, оккультной медицины, мантики, хиромантии.

Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лой-олой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руко­водству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной прин­цип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет


ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на кол­легии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значитель­ную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середи­не XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

Орича

См. Ориша.

Ориша (Орича)

Политеистический пантеон народа йоруба. Число богов в пантеоне превышает 20.

Во главе ориша стоит бог грома и молнии Шанго, основными богами считаются бог-творец Олорун, бог войны и железа Огун, супруга Шанго и богиня пресных вод Ойа, бог сельского хозяйства Оно, бог-целитель Баба-ау-Айе, богиня соленых вод Йемайя.

Отцы церкви

Изначально - епископы христианских общин. С конца IV в. - церковные авторы, имею­щие большой вес в богословии. Необходимыми условиями причисления к отцам церкви яв­ляются: ортодоксальность вероисповедания, святость жизни, заслуги перед церковью и


древность. Те авторы, которые не полностью подходят под критерии отцов церкви, называ­ются церковными писателями.

Пантеизм

Религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеи-стичесие тенденции проявляются в еретической мистике средних веков в Европе и натурфи­лософии Возрождения.

Папа римский

Греч. papa - "отец". В первые века христианства (до VI в.) этот термин применялся для всех епископов. Начиная с VII в. титул папы давался исключительно римскому епископу (со­гласно учению о примате римского епископа).

Папа является официальным главой католической церкви. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Власть папы выше власти вселенских соборов, власти кардиналов и епископов. Однако практически папа ни­когда не пользуется всей полнотой власти, исповедуя "консенсус фиделиум".

Папа осуществляет верховную законодательную власть в католической церкви, имеет право издавать законы (обязательные для церкви), контроль за чистотой вероучения, руко­водство миссионерской деятельностью. Папа созывает Вселенские соборы и утверждает их решения. Папа наделен высшей судебной властью. Только ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях.

Законы, издававшиеся соборами и папами, объединялись в кодексы канонического пра­ва (первый сборник выпущен Халкидонским собором 451 г.).

Партиарх

Греч. patriarches - праотец. Высший духовный сан в православии. Название проистекает от иудейского наименования председателя синедриона. В христианстве, начиная с IV в., па­триархом начали называть главного епископа города или области. По мере распространения христианства выделились области-патриархаты, независимые друг от друга и управляемые собственными патриархами: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константи­нопольский, Римский.

В конце VI в. Константинопольский патриарх получает титул вселенского патриарха и право высшей власти. В результате разделения церквей патриаршее устройство в правосла-


вии начали принимать автокефальные церкви, в католицизме титул патриарха стали носить главы отдельных епархий.

В Русской православной церкви патриаршество было введено в 1589 г. и с некоторыми перерывами существует до настоящего времени.

Пасха

От древне-еврейского "песах" - происхождение. Главный христианский праздник. По­священ чудесному воскресению Христа, известному из евангельских сказаний. Идея этого воскресения является основной в христианской догматике, поэтому празднованию Пасхи от­водится особая роль.

Истоки празднования Пасхи - в иудейском празднике, изначально являвшимся праздни­ком жертвоприношения духам природы, а затем установленном в память об исходе иудеев из Египта и связанном с ожиданием прихода мессии.

В первые два века христианства Пасха отмечалась одновременно с иудейской. На I Ни-кейском соборе было установлено отмечать ее в первое воскресение, следующее за полнолу­нием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него, но никогда не совпадающим с иудейской Пасхой. Для определения сроков Пасхи составляются специаль­ные таблицы - Пасхалии.

Обязательным ритуалом празднования Пасхи у иудеев являлось и является приготовле­ние пресных лепешек - мацы. У христиан этот ритуал преобразовался в традицию выпекания сдобных куличей.

Пасхалии

Таблицы дат празднования Пасхи в соответствии с установлениями Никейского собора. Считается, что Пасху следует отмечать в первое воскресение, следующее за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него, но никогда не совпа­дающим с иудейской Пасхой.

Некоторые церкви (к примеру, Болгарская, Иерусалимская, Русская, Сербская) состав­ляют Пасхалии по юлианскому календарю, другие, в том числе и католическая - по григори­анскому.


Плирома

В гностицизме духовный мир, из смешения которого с материальным миром (хаосом) произошел видимый мир (космос). Плирома состоит из порожденной эманацией Верховного существа совокупности вечных духовных существ.

Плюрализм

Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бы­тия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г.

Покаяние

См. Исповедь.

Политеизм

Греч. многобожие - вера во многих богов. Класс учений, приписывающих власть в мире богам, как правило, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии. Иногда в научной литературе политеизм отождествляется с язычеством.

Пражские статьи 1420

Принятая в июле 1420 года в Праге объединенная программа чашников и табор итов. Программа состояла из 4 статей и содержала требование "дешевой церкви" и призыв к борь­бе с католическим духовенством и немецким засилием.

В результате разногласий между чашниками и табор итами в августе 1420 года табори-ты отказались от поддержки программы.

Предопределение

Концепция исходящей от бога детерминированности поведения человека и как след­ствие - его спасение или осуждение.

Премилленаризм

В христианстве учение о втором пришествии Иисуса Христа перед установлением им Царства Божьего на Земле.


Пресвитер

В раннем христианстве (I век н.э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбира­ли из рядовых верующих. Пресвитеры руководили повседневной жизнью христианской об­щины: собирали взносы, заведовали общей кассой, распределяли имущество, заботились о больных и попавших в тюрьму единоверцах. Пресвитеры возводились в должность через обряд рукоположения (хиротонии).

Начиная с середины II века авторитет пресвитеров растет, и они становятся авторитета­ми не только в административно-хозяйственных делах, но и в вопросах вероучения. из среду пресвитеров выделяются старшие пресвитеры, которые именуются епископами.

Пресуществление

Христианская доктрина о превращении элементов причастия в плоть и кровь Христа.

Причастие

См. Евхаристия.

Пятикнижие (Тора)

Первые пять книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Древней­ший памятник иудейской и христианской религии. Основная часть Торы была создана в IX -VII веках до н.э. Окончательная редакция и первая публикация Торы - в V веке до н.э. в Иерусалиме.

Разделение церквей

Разделение христианской церкви на Западную и Восточную. Официально произошло в 1054 г., когда папа Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий предали друг друга анафеме. Однако реальное разделение двух основных течений христианства началось суще­ственно раньше.

В конце IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, что привело к образованию двух религиозных центров: в Риме и в Константинополе. К VII в. между при­верженцами этих религиозных областей проявились существенные расхождения в догмати­ке, обрядах и церковной организации. К религиозным мотивам присоединились глубокие со­циальные, экономические и политические противоречия между западно-европейскими и ви­зантийскими феодалами, а также борьба за церковные доходы и влияние.


Во второй половине IX в. противоречия еще более обострились, будучи вызваны стремлением обоих религиозных центров к господству над церковью Болгарии, принявшей христианство, и возникшим спором о филиокве.

После формального разделения церквей Западная церковь, за исключением нескольких деноминаций, осталась под управлением папы римского, Восточная продолжила дробление на более мелкие церкви.

Некоторые деноминации Восточной церкви неоднократно пытались делать шаги к объединению с Западной церковью. В результате подобных попыток сформировались так на­зываемые униатские церкви.

В 1965 г. на II Ватиканском соборе папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I заявили о своем решении предать забвению раскол 1054 г. Однако ряд право­славных церквей, в том числе и Русская православная церковь, не приняли это решение.

Рай

Место вечного блаженства для душ праведников. Понятие рая или близкое к нему про­слеживается во множестве религий.

В ветхозаветной традиции - место пребывания Адама и Евы до изгнания их на Землю.

Религия

Этимологически термин восходит к латинскому глаголу religate (связывать). Религия как явление включает в себя ряд компонентов:

1. вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифо­
логии данной религии

2. бог (или боги) как верховная сущность, наделенная высшим разумом

3. культ как совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в со­
ответствии с каноническими установлениями данной

4. религии

5. церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии

6. нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии
По мнению большинства исследователей, именно вероучение, т.е. верования и пред­
ставления, составляющие систему догматов, являются основным, необходимым и достаточ­
ным признаком, определяющим понятие религии.

Культовая практика даже в рамках одного вероучения может изменяться в очень широ­ком диапазоне в зависимости от географии, этнографии, государственного устройства, язы-


ковых различий и других субъективных элементов. Культовая практика определяет только способы отображения вероучения в конкретной этно-конфессиональной общности и ника­ким образом не может являться описанием вероучения.

Церковное устройство также связано с вероучением только в направлении вероучение-церковь. Церкви, относящиеся к одному вероучению, могут иметь существенные различия даже в пределах одной страны, а в разных странах они различаются практически всегда.

Нормы нравственности, хотя и определяются догматикой данного вероучения, являют­ся скорее компромиссом между догматами и местными этнографическими особенностями, и также не могут являться определяющим фактором характеристики религии.

Практически все религии согласуются друг с другом по следующим вопросам:

1. человеческая жизнь не ограничена земной жизнью

2. человеку предоставлена возможность выбора между различными нравственными ка­
тегориями; возможность принесения добра или зла есть следствие этой свободы

3. человек способен на определенных условиях воздействовать на высшую сущность
Вопрос о боге как необходимом признаке религии считается спорным и различными

конфессиями и научными школами трактуется произвольно. В общефилософском плане спорность этого вопроса вызвана отрицанием существования бога некоторыми направления­ми восточных религий, в частности буддизма.

Подавляющее большинство верующего человечества разделено между четырьмя так на­зываемыми "великими религиями" (данные на конец XX века, в процентах от общей числен­ности человечества):

1. христианство - 28%

2. ислам - 18%

3. индуизм - 15%

4. буддизм - 5%

Полностью неверующими считают себя 29% человечества.

Реформация

Социальное и религиозное движение в Европе в XVI в., направленное на ревизию сред­невековой культуры, прежде всего религиозной. Была вызвана в первую очередь кризисом католической церкви, выразившемся в аморальности папства и епископата, формализмом и ханжеством, и получила мощную поддержку в виде развившихся идей обновления церкви.


Реформация явилась не обновлением католицизма, а радикальным пересмотром его догматов. В процессе реформации католическая церковь раскололась на ортодоксально-като­лическую, придерживающуюся старых догматов, и протестантизм, породивший абсолютно новый взгляд на христианскую догматику.

Большое влияние на процесс зарождения Реформации оказали гуманисты Возрожде­ния. В ходе Реформации появились лидеры протестантизма, которые радикально изменили дальнейший ход истории: Лютер, Кальвин, Цвингли.

Реформация не закончилась с появлением протестантизма и его победой в отдельных регионах. Реформацию активно развивали радикальные реформаторы, полагавшие, что про­тестантизм недостаточно агрессивен и решителен: анабаптисты, спиритуалисты, унитарии.

Противодействие католической церкви, насмотря на ее кризис, было чрезвычайно ак­тивным. В первую очередь это выразилось в создании ордена иезуитов, ставшего боевым от­рядом католицизма. Католицизм пытался смягчить процесс Реформации, идя на незначи­тельные уступки, однако их форма и содержание говорили скорее о контрреформации, чем о реальных нововведениях.

Реформация существенно повлияла не только на религиозную, но и на политическую обстановку в Европе, приведя к реорганизации власти в станах, где победил протестантизм -Англия, Швейцария, Голландия и т.д.

Реформация третьего пути

Концепция религиозной доктрины, отличной как от католицизма, так и от лютеранства. Сформулирована Каспаром Швенкфельдом в 40-х годах XVI в. Основная идея концепции -отрицание любых внешних проявлений веры и ориентация исключительно на внутренний религиозный опыт.

Рукоположение

См. Хиротония

Русская зарубежная церковь

См. Русская Православная Церковь за границей.

Русская Православная Церковь за границей (Карловацкий раскол, Рус­ская зарубежная церковь)

Часть Русской православной церкви, основанная представителями русской эмиграции.


В годы гражданской войны в России часть приходов РПЦ, действовавших на террито­рии, занятой белыми войсками, оказались отрезанными от основной части РПЦ. Для нор­мального функционирования церкви было создано Высшее Церковное Управление Юга Рос­сии (ВЦУ). После эвакуации участников белого движения из Крыма в ноябре 1920 года большая часть священников и мирян, подчиненных ВЦУ, оказалась вне пределов страны. ВЦУ, переименованное в Высшее Церковное Управление За границей, действовало сначала в Константинополе (нынешний Стамбул), а затем с согласия Священного Собора Сербской Церкви в городе Сремские Карловцы (Югославия). Отсюда происходит название "карловац-кий раскол", употребляемое оппонентами РПЦЗ. В 1922 году под давлением правительства большевиков патриарх Московский Тихон своим указом упразднил ВЦУ. Вместо него в со­ответствии с действовавшими тогда в церкви нормами были созданы Синод и Архиерейский Собор РПЦЗ. Эти органы и управляли заграничной частью РПЦ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: