ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 19 глава




Архиепископ суздальский, жил в XVII в. Вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Никитой Пустосвятом и др. участвовал при патриархе Иосифе в исправлении и печатании церковных книг.

Стрельников Александр Михайлович (1902-1961)

Основатель и духовный лидер секты "Наука Священного Коммунизма". Проживал в г.­Самаре. С 1946 г. находился на подпольном положении, в в 1948 и 1958 гг. предпринимал попытки выйти из подполья и передать послания правительству, за что дважды подвергался аресту.

Суслов Иван Тимофеевич

Руководитель секты христововеров, ученик и последователь Данилы Филиппова. В 1649 г. Филиппов признал его своим "возлюбленным сыном, Иисусом Христом", и сообщил ему божество.

Сютаев Василий Кириллович (???? - 1890)

Крестьянин Тверской губернии Новоторжского уезда, деревни Шевелиной. Основатель секты сютаевцев. Позднее - религиозный философ.

В 1876 г. Сютаев был подвергнут судебному преследованию по обвинению местным духовенством в некрещении внука.

Татаринова Екатерина Филипповна

См. Буксгевден Екатерина Филипповна.

Татиан

См. Тациан.

Тациан (Татиан)

Ассирийский гностик, ученик св. Иустина Философа. Исповедовал строгий аскетизм, запрещая употребление вина даже при совершении таинства евхаристии. В II в. основал сек­ту энкратитов.


Тверитинов

См. Дерюшкин Дмитрий Евдокимович.

Тихик

См. Сергий.

Тихон, патриарх

См. Белавин Василий Иванович.

Толстой Лев Николаевич (1829 - 1910)

Русский писатель, философ, мыслитель. Разработал собственную религиозную систему, основанную на идее непротивления злу насилием. Под влиянием учения Толстого сформиро­вался ряд синкретических сект, объединенным под общим названием толстовства.

Уклеин Семен

Крестьянин, жил во второй половине XVII в., бывший духоборец. Сблизившись с по­следователями протестантского рационалистическаго учения Тверитинова, основал секту мо­локан.

Уорнер Дэниэл

Основатель (в 1880 г.) протестантской секты "Церковь бога". Проповедовал восстанов­ление новозаветной церкви и достижение "видимой" и "невидимой" церквей.

Ухтомский Александр Алексеевич (Андрей Уфимский) (26.12.1872 -04.09.1937)

Основатель андреевского течения в церкви Истинно православных христиан. Князь.

Родился в в имении Вослома Арефской волости Рыбинского уезда Ярославской губер­нии. После 5 классов гимназии поступил в Нижегородский кадетский корпус, который за­кончил в 1891 г. После встречи с св. о. Иоанном Кронштадтским принял решение стать свя­щеннослужителем.

В 1895 г. закончил Московскую духовную академию. Принял монашество с именем Андрей. С 1911 г. - епископ Сухумский. Управляя Сухумской епархией, основал на Кавказе несколько тайных скитов и монастырей, часть из которых существовали до конца XX в.


Теоретически обосновал необходимость примирения со старообрядцами, считая реше­ния Московского собора 1666-1667 гг. ошибочными.

В 1917 г. начал переговоры с представителями поповского направления старообрядче­ства об объединении.

В 1917 г. вошел в состав Святейшего Синода, отказавшись от признания Временного правительства. С осени 1918 по 1919 гг. руководитель духовенства 3-й армии Сибирского Временного правительства. С ноября 1918 г. член правительства адмирала Колчака.

С 1920 по 1937 г. подвергнут ряду арестов и ссылок. Расстрелян в Ярославской тюрьме по приговору "тройки" УНКВД по Ярославской области.

Фемистий

Александрийский диакон. В VI в. основал монофизитскую секту агноитов.

Феодор, архиепископ

См. Поздеевский Александр Васильевич.

Феодот

Первый проповедник монархианства. Разработчик христологической доктрины, кото­рая в 190 г. легла в основу ереси динамизма.

Филиппов Даниил (???? - 1700)

Костромской крестьянин Юрьевецкого уезда, беглый солдат. Основатель секты христо-воверов. Местом первоначальной деятельности Филиппова был Муромский уезд Владимир­ской губернии. В 1645 г. на горе Городине в него якобы вселился Саваоф, спустившись с неба на огненной колеснице.

Филиппов утопил все имевшиеся у него церковные книги в Волге, как ненужные и бес­полезные для человека, и объявил, что для спасения человека необходимо соблюдение две­надцати заповедей, которые он получил от самого бога.

Впоследствии Филиппов переехал в деервню Старую, в 25 верстах от Костромы, в дом своего брата Федора, а затем в Кострому, которая с того времени стала в вероучении христо-воверов "горним Иерусалимом" и "верховной стороной".


Фокс Джордж (1624 - 1691)

Англичанин, сын ткача. Не получил никакого образования и был отдан в обучение са­пожнику. Основатель движения квакеров. Выступил в 1647 г. с учением о том, что истина постигается верующими с помощью особого озарения Святым духом, указывающим путь нравственного совершенствования. В 1649 г. основал религиозное общество "Христианское общество друзей".

Фон Деллингер Иоганн Йозеф Игнац (1799 - 1890)

Профессор богословия из Баварии. Один из руководителей движения фебронианизма, ставшего идейным истоком старокатолицизма.

Фотин Сирмийский (??? - 376)

Разработчик (во второй половине IV в.) христологической доктрины, которая легла в основу фотинианской ереси.

Фридрих Йоганнес (1836 - 1917)

Профессор богословия из Баварии. Один из руководителей движения фебронианизма, ставшего идейным истоком старокатолицизма.

Харрис Вари Вильям Вейд

Основатель протестантсккой афрохристианской секты "харризм". Родился в Либерии, в семье анимистов. Посещал методистскую церковь. В результате участия в политическом со­противлении попал в тюрьму, где к нему в 1912 г. якобы явился архангел Гавриил и велел проповедовать Евангелие среди чернокожих.

После выхода из тюрьмы Харрис Вари уехал на Берег Слоновой Кости, где пользовался большим успехом у верующих. В 1915 г. его высылают из страны, и он отходит от своего течения.

Хауге Ханс Нильсен (1771 - 1824)

Норвежский проповедник, основатель хаугеанства. Выступал против государственной лютеранской церкви, призывал к нравственному самоусовершенствованию через обязатель­ный труд.


Христос Иисус

В христианстве сын бога, мессия, посланный на землю для искупления первородного греха человека (либо, в некоторых христианских ересях, с другими целями). Второй член христианской божественной Троицы наряду с Богом-Отцом и Духом Святым.

Вопрос о историчности Христа является камнем преткновения богословов и ученых уже много веков.

Исторические источники, относящиеся к I веку н.э., в том числе Плутарх, Сенека, Пли­ний Старший, Ювенал, Марциал, Филон, Юст, Персий, Лукан не зафиксировали в своих со­чинениях ни имени Христа, ни событий, связанных с ним. В исторической литературе впер­вые упоминают о Христе Тацит, Светоний, Плиний Младший и Иосиф Флавий, относящиеся к началу II века н.э.

Личность Христа описывается в документах Нового Завета. В Апокалипсисе нет фигу­ры Христа-человека, есть лишь некое абстрактно-божественное существо, именуемое Агн­цем. В посланиях апостольских Христос изображается не только богом, но и человеком. На последнем этапе формирования новозаветной литературы - в Евангелиях - Христос предстает облеченным в конкретные человеческие черты.

Кумранские находки второй половины XX века в любом случае дают представление о существовании некоего широко известного проповедника, который и мог дать начало пред­ставлению о Христе. Единственное достоверное свидетельство существования (но не воскре­шения) Христа - Туринская плащаница - находится под контролем церкви и недоступно для современных методов научных исследований.

Двойственная природа Христа (как бога и как человека), не определенная конкретно в Новом завете, породила (начиная с первых веков христианства) массу различных толкова­ний, расколов и как следствие - ересей и сект. Ортодоксальная церковь придерживается мне­ния о изначально божественной сущности Христа-человека.

Докеты и богомилы исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Хри­ста. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Хри­стос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть. Несториане считали, что Христос был рожден человеком, а божественная часть присоединилась к телу впоследствии и обитала в нем как в храме.


Черноног Евдоким Михайлович

Духовный лидер и руководитель (с 1893 г.) секты бессмертников. Содержатель карет-чиков, активно пропагандировал учение секты среди своих многочисленных служащих.

Черный Иван

Московский писец, один из лидеров Новгородско-московской ереси.

Чуриков Иван

Самарский крестьянин, основатель секты духовных христиан-трезвенников. Имел соб­ственную лавку, где успешно торговал, однако, исходя из библейского предупреждения об опасности богатства, раздал свое имущество и стал странником.

В начале 1890-х годов Чуриков поселился в Санкт-Петербурге, а с 1894 г. стал читать проповеди среди городской бедноты о вреде алкоголя, утверждая, что он избран богом для исцеления и освобождения народа от алкоголизма.

За свои проповеди Чуриков был отлучен от церкви.

В 1929 г. Чуриков был вызван советскиим властями в Москву, где бесследно исчез.

Чуркин Иван

Руководитель общины христововеров в Петербурге в середине XVIII в.

Швенкфельд Каспар фон Оссиг (1489 - 1561)

Немецкий теолог и проповедник, видный деятель Реформации. Автор концепции "Ре­формации третьего пути". Автор ряда религиозных трактатов, направленных против католи­ков и лютеран.

Был предан анафеме официальной церковью, после чего его последователи основали сектантское течение швенкфельдиан.

Шембе Исайя

Основатель афрохристианской синкретической секты "Назаретская баптистская церковь". После неоднократных видений и якобы двенадцатидневной борьбы с злыми духа­ми Шембе утверждал, что получил дар исцеления и изгнания бесов.

После основания секты Шембе провозгласил себя мессией.


Шпенер Филипп

Основатель пиетизма - мистического движения в лютеранстве.

Шторх Николай

Немецкий фабрикант, один из основателей и первых руководителей секты анабапти­стов.

Штюбнер Марк

Студент Виттенбергского университета, один из основателей и первых руководителей секты анабаптистов.

Эбель Вильгельм

Немец, проповедник "Церкви бога". В 1902 г. прибыл в Ригу и основал там первый фи­лиал "Церкви бога" в России.

Юлиан

Галикарнасский епископ (VI в.). Основатель монофизитской ереси автортодокетов.

Юлиан Отступник (331 - 363)

Римский император с 361 г. Получил христианское воспитание. Став императором, ввел реформированную на основе неоплатонизма языческую религию. Участвовал в гонени­ях на христиан.

Янкельман Вениамин

См. Береславский Вениамин.

Янсений

См. Янсен Корнелий.

Янсен Корнелий (Янсений) (1585-1638)

Голландский католический теолог и богослов, основатель (в 1637 г.) янсенизма. Был профессором в Лувене с 1630 г., епископ Ипернский с 1636 г.

Учение Янсения о предопределении и благодати, изложенное в его книге об Августине (т. 1-3, 1640 г.), противостояло доктрине иезуитов. В 1642 г. папа Урбан VIII буллою "du


eminenti" запретил чтение книги.

Против учения Янсения выступил кардинал Ришелье, а впоследствии, под влиянием иезуитов - и папа римский.


ТЕРМИНЫ

Аверроизм

Направление в западно-европейской философии XII - XVI вв., развившее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином и общем для всех людей мировом разу­ме как субстанциональной основе индивидуальных душ (и как следствие отрицание их инди­видуального бессмертия) и учение о двойственной истине.

Аверроизм зародился в Парижском университете и противопоставлялся как августи-анству, так и томизму. Наиболее видным представителем является Сигер Брабантский.

Ад (Шеол)

От греческого слова hades, которым в Библии переведено еврейское слово "шеол". По греческому словопроизводству, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое. Древние греческие писатели обозначали мир духов или царство, обиталище умерших, нахо­дящееся под управлением Плутона.

Еврейское слово "шеол" означает место, которое всех к себе требует, всех поглощает, ничем не насыщается. В Священном Писании "ад" и "шеол" употребляются в нескольких значениях. В одном случае этими словами обозначается гроб или могила, в другом - место и состояние, общее для всех умерших, без различия праведных и грешных. При этом это место изображается то в виде некоего всепоглощающего чудовища, то в виде страны, лежащей в глубине земли и исполненной мрака и сени смертной, то в виде подземного царства, где смерть владычествует над умершими как над пленниками.

В некоторых местах Священного Писания "ад" и "шеол" представляются местом, хотя и общим для всех умерших, но с некоторым различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждаются покоем, ожидают избавления и отсюда и получают таковое, вторые - по­крыты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее.

Христос во время крестных страданий сошел в ад, кратковременно приобщился обще­му для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу ада, владыче­ствовавшего над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя в ад является одним из твердых догматов церкви и основывается на свидетельстве Священного Писания.

Иногда "ад" и "шеол"обозначают состояние только одних нечестивых и грешников. В новозаветных книгах слово "ад" используется для обозначения вечного осуждения, вечного мучения, на которое осуждены грешники. Таким образом, по библейскому учению, ад яв­ляется загробным состоянием души после смерти. По учению современной христианской


церкви, сформировавшемуся в средние века, ад является загробным состоянием грешных душ, которые в этом состоянии находятся во власти дьявола и духов зла.

Понятие ада или близкое к нему присутствует в большом количестве религий.

Анимизм

Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий.

В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеоб­щую одушевленность природы.

Анимизм может существовать и в "чистом" виде, т.е. не будучи связан одновременно с какой-либо другой религией. Общее количество "чистых" анимистов (преимущественно в форме местных верований) на конец XX века - около 100 миллионов человек, в основном в Африке (80%).

Антихрист

В христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипси­су) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борь­бы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но в конце концов будет побежден: его погубит очная встреча с явившимся Христом.

Антихрист, согласно новозаветным текстам - это "человек греха", посланник сатаны, действующий по его наущению и воплощающий в себе абсолютное отрицание христианской веры.

Общий срок творимых антихристом гонений - 42 месяца, т.е. три с половиной года, что в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа. Все это время на земле будет царство антихриста - царство морального зла, в котором "люди будут самолюби­вы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нече­стивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы..." (2 Тим.). Царство антихриста "в некоторой мере равнозначно возвращению к Хаосу": оно будет отме­чено полным отрицанием общественных, моральных и религиозных ценностей и окончится сражением Бога и Дракона.

Средневековые толкователи (Блаженный Августин, Феодорит Кирский, Григорий Ве­ликий и др.), комбинируя новозаветные тексты с различными ветхозаветными пророчества­ми, выстраивали развернутый сюжет жизни антихриста. Обычно предполагалось, что анти­христ будет иудеем из колена Данова; а наряду с этим существовало также очень древнее (но


сохранившееся вплоть до 18 в.) представление об антихристе как об ожившем и чудесно воз­вратившемся императоре Нероне, известном своими гонениями на христиан (по одной из распространенных версий, именно его имя было зашифровано под "числом зверя" - 666). Ме­стом рождения антихриста считали Вавилонию, так как, во-первых, по преданию, именно туда ушло Даново колено, а во-вторых, Вавилон был популярным библейским символом мя­тежа против Бога. По некоторым версиям, антихрист должен родиться либо от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное, "непорочное" зачатие Христа), либо от монахини, нарушившей свой обет (как будущее воплощение отступничества), либо от кро­восмесительной связи. Антихрист будет стремиться к власти, и распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трех царей - египетского, ливийского и эфиопского, он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения либо в оскверняемых христианских церквях, либо в восстановленном специально для этой цели Иерусалимском храме. Помощником антихриста будет лжепророк. Когда антихрист придет к власти, почти все люди отступятся от веры и предадутся греху; и только горстка оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада - последнего приюта Хри­ста). Когда же придет срок, воинство антихриста падет, и будет оно гибнуть от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом на­полнится кровью. По некоторым версиям, антихрист, спасаясь от приближающегося Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.

В разные времена "библейский образ антихриста соотносился с обликами исторических лиц, деятельность которых влекла не столько бедствия народной жизни, сколько резкие и не­понятные, угрожающие "вере отцов" и устоявшемуся, традиционному укладу жизни переме­ны". Фактически, начиная с XVII в., государство воспринималось значительной частью насе­ления как "царство антихристово".

Антропоморфизм

Наделение человечесткими свойствами, а в пределе - полное уподобление человеку, предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Апостолы

1. Ученики Иисуса Христа, избранные и посланные Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов.

Первый раз двенадцать: Симона, называемого Петром, Андрея (брата Петра), Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Фому, Матфея мытаря, Иакова Алфеева, Иуду


Иаковлева (или Фаддея, или Леввея), Симона Кананита-Зилота и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 1319; Лк. 6; 1216).

После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апосто­лы избрали Матфия, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 15-26).

Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не на­званных (см. Лк. 10; 116). Список семидесяти апостолов, приводимый в православном меся­цеслове, был составлен в V - VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание от­носит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской импе­рии. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Сте­фан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапо­стольными.

В 34 году началось преследование апостолов иудейским Синедрионом. В этом же году апостолы избрали "семь одобренных" и рукоположили их в диаконы, передав им управление имением и призрение вдов и сирот. Апостольство в церкви иерусалимской было вручено Иа­кову.

2. Богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета Деяния и Послания св. Апо­столов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуориев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на за­чала.

Армагеддон

В христианстве последняя война добра и зла.

Архиепископ

Первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул "архиепископ" является по­четным, предшествует титулу "митрополит".


Архиерей (архипастырь, иерарх)

Греч. archiereus - старший священник, hieros - священный и arche - власть) - общее на­звание для священнослужителей высшей (третьей ступени) христианской церковной иерар­хии: епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов, партиархов. Имеет благодать со­вершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый ар­хиерей (кроме викариев) управляет епархией.

В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, ар­хиепископов и митрополитов; в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титу­лы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуще­ствляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами).

Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, переда­ется через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуще­ствляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором ар­хиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апо­столов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Со­гласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к не­которым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к ар­хиерею - "владыко".

Архимандрит

Монашеский чин в христианстве. В настоящее время дается как высшая награда мона­шествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовен­стве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наимено­вание "архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашеству­ющим лицам, занимающим церковно-административные должности.


Архипастырь

См. Архиерей.

Астарот

Демон, придуманный под влиянием неверного прочтения множественного числа имени "Астарта" в Ветхом завете. Широко использовался в качестве царя ада в демонологии и ли­тературе, например, у Гете и Гейне.

Астрология

Учение о воздействии небесных тел на земной мир, общество и личность. Эти воздей­ствия определяются через видимые движения и взаиморасположения небесных тел в кон­кретный момент времени.

Астрология зародилась, по всей видимости, еще в Древнем Вавилоне и была тесно свя­зана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи, затем - в арабских странах. В XII веке астрология проникла в Европу, где пользовалась большой популярностью до середины XVII века, но впоследствии была вы­теснена естественно-научными представлениями.

Христианство не одобряло астрологию, воспринимая ее как разновидность языческого фатализма.

Интерес к астрологии возобновился после I мировой войны, получил большое развитие перед II мировой войной в среде фашистских теоретиков, а во второй половине XX века рас­пространился в европейской и американской культурной среде, где связывался с различными космическими и биокосмическими ритмами. Астрологические идеи используются различны­ми новыми и синкретическими религиями и сектами.

Баалзебуб

См. Вельзевул.

Библия (Священное писание)

Собрание книг, представляющих Священное писание христианства. Состоит из Ветхо­го Завета и Нового Завета.

77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами.


В протестантизме изначально используются переводы Библии на родной язык верую­щих.

Библия Нового мира

Специальный перевод Библии с древнееврейского языка, сделанный Свидетелями Иеговы.

Бог

Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения.

Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей.

В политеизме каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирово­го целого. В монотеизме верховное божество обладает свойствами абсолютного совершен­ства и всемогущества, а также полной властью над всем миром.

Приближенность бога к человеку в воззрениях конкретной религии является важной характеристикой как самой религии, так и степени ее гибкости и приспособляемости к изме­няющимся условиям.

В древних античных политеистических религиях боги были максимально приближены к человеку. Они не только имели аналогичный человеческому быт, но и постоянно общались с людьми, вступали в родственные отношения, торговали и т.п.

В монотеизме происходит качественный скачок в понимании бога. Бог переходит в по­луабстрактную сферу (Теизм). Он может проявляться в виде человека, со всеми присущими человеку свойствами, но это скорее исключение из правил и никоим образом не отображает реальной сущности бога. Сущность его во всех монотеистических религиях двояка - он и творение, и творец, он из ничего создает все, во всем присутствует и является всем. В более ранних проявлениях монотеистических религий (например, буддизм и иудаизм) бог является максимально отстраненным, он где-то вне сферы человека. Постепенно, с гуманизацией об­щества, начинают проявляться идеи родства с богом как частного с общим. Это отражается в развитом христианстве, исламе и наиболее сильно в протестантизме, который в большинстве своих проявлений вообще отвергает необходимость церкви как промежуточного звена между богом и человеком (широко известен протестантский лозунг "Бог в тебе"). Это же относится и к некоторым направлениям в старообрядчестве.


Большинство богословов (особенно христианских) утверждает принципиальную непо­знаваемость Бога человеческим разумом.

Вопрос о необходимости веры в бога для существования религии остается спорным. Некоторые направления восточных религий, в частности, буддизма, отрицают существова­ние бога, оставаясь при этом религиозным направлением.

Бог-Отец

Первый член христианской божественной Троицы, наряду с Святым духом и Богом-Сыном.

Божественный Принцип

Произведение Сан Мюн Муна, написанное им после якобы полученного откровения свыше. "Божественный Принцип" учит, что 2000 лет назад проповедь Христа несла в себе то высшее духовное постижение, какое способны были вместить люди. Сегодня человеческое сознание продвинулось вперед и наступил момент, когда современное общество ищет более высокого уровня понимания, которое могло бы удовлетворить нынешние духовные искания.

Произведение представляет собой смесь христианской догматики, восточных культо­вых терминов и частей, заимствованных из других религиозных учений.

Бон

Исконная религия жителей Тибета, позднее в значительной мере сросшаяся с буддиз­мом. Основателем религии Бон считается Шенрабмибо. Путь, который прошел Шенрабмибо для достижения санчже, описан в корпусе догматики Бон - "Зиджид".

Кроме "Зиджид", к источникам религии Бон относятся книги "Зермиг" и "Лубум".

Брухерия

Религиозные культы, делающие основной акцент на магии.

Веельзевул

См. Вельзевул.

Велиал (Велиар)

Библейское название темной силы, олицетворяющей всякое нечестие и беззаконие. По еврейски слово значит "виновник" или "князь зла и нечестия", вследствие впоследствии чего


стало применяться к диаволу или сатане. Во Второзаконии (13, 13) "сыны Велиала" - нече­стивые люди. Велиал иногда отождествляется с Веельзевулом, олицетворением всякой нечи­стоты.

Велиар

См. Велиал.

Вельзевул (Баалзебуб, Веельзевул)

Библейское имя финикийского божества Баалзебуб, считавшегося покровителем и за­щитником от мух, которые в жарком климате ужасны и невыносимы для людей и лошадей. Считался главным виновником мучительной болезни бесноватых.

В Ветхом Завете это слово встречается в качестве местного аккаронского божества фи­листимлян, известного как оракул и у евреев в период их уклонения от истинной религии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: