ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 17 глава




По имени Иоанна названо течение иоаннитов, отколовшееся в 1883 г. от РПЦ. Иоанни-ты объявили Иоанна чудотворцем, некоторые приверженцы течения считали его Иисусом Христом.

В 1990 г. Иоанн Кронштадтский канонизирован РПЦ.

Иоанн Предтеча

См. Иоанн Креститель.

Иоахим Калабрийский

См. Иоахим Флорский.

Иоахим Флорский (Джоакино де Фьоре, Иоахим Калабрийский) (ок. 1132 -1202)

Итальянский мыслитель. Родился в Калабрии в семье крестьянина. Цистерианский мо­нах, с 1177 г. - аббат. В 1191 г. порывает с цистерианцами и основывает монастырь Сан Джо-ванни ин Фьоре и в нем Флорский монашеский орден.

Разработал мистическую концепцию развития мира, ассоциирующую три эры мировой истории с тремя лицами Троицы: первая, эра Ветхого завета, продолжалась от Адама до Хри­ста, в которую люди покорялись богу только их страха, ассоциировалась с Отцом; вторая, эра Нового завета, начавшаяся с Христа, с которым и ассоциировалась, когда люди покоря­лись богу из чувства сыновней любви; и третья, эра Св.Духа и Вечного Евангелия, должна была наступить после 1260 г. и до конца мира. В последнюю эру на земле должна восторже­ствовать любовь, богатство будет отвергнуто и люди будут жить в бедности и евангельской чистоте. Бог станет доступен непосредственно людям, необходимость в Ветхом и Новом за­вете исчезнет, а новое Евангелие третьей эры, будет не буквенным, а духовным.


Иоахим обвинял католическую церковь в корыстолюбии и стремлении господствовать над людьми. Иоахим Флорский и его последователи были осуждены на IV Латеранском со­боре в 1215 г.

Иосиф Петроградский

См. Петровых Иван Семенович.

Ирвинг Эдуард (1792 - 1834)

Шотландский проповедник, идеолог и основатель (в 1826 г.) сектантского течения ир-вингиан в протестантизме. За трактовку человеческого воплощения Христа и эсхатологиче­ские устремления в 1833 г. был отлучен от церкви.

Исаакий, епископ

См. Анискин Владимир Александрович.

Кавасила Николай (1322 (1324) - 1371)

Выдающийся визанийский богослов и религиозный писатель, один из идеологов иси-хазма. Родился в Фессалонике. Учился в Константинополе богословию, философии и праву. По окончании учебы, в 40-х годах XIV в., вернулся в Фессалоники. Был сторонником Иоанна V Палеолога и находился при его дворе.

В основе вероучения Кавасилы - тезис о доступности нравственного возвышения для любого человека.

В 1349 г. Кавасила знакомится с Григорием Паламой и удаляется на Афон. В 60-е годы он становится архиепископом Фессалоник.

Перу Кавасилы принадлежат труды: "О жизни во Христе", "Толкование божественной литургии", различные беседы.

Капустин Савелий

Духовный лидер духоборцев с 1790 г. Ввел общность имущества и помощь нуждаю­щимся членам общины. Разработал духоборческие формы богослужения.

Карпократ

Александрийский гностик-антиномист. Во II в. вместе со своим сыном Епифанием основал в Александри антиномистскую секту карпократов.


Карпократ придерживался идеи о постижимости бога, о понимании бога человеком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, выража­ющие его сущность.

По преданию, именно Карпократ ввел в гностическое учение термин "гностика".

Кассиан Римлянин

См. Иоанн Кассиан Марсельский.

Кассиан Юлий

Еретик, поборник энкратизма, глава докетов и последователь Керинфа. Жил во II в. Как и докеты, полагал, что тело Христа призрачно. До определенного времени был хорошо изве­стен на Востоке, но практически неизвестен западным исследователям.

Катасонов Парфентий Петрович

Основатель христововерческой секты "Старый Израиль". Считался воплощением Хри­ста.

Кауров Антон

Старообрядческий проповедник, видный деятель движения новоженов.

Кердон

Ересиарх II в. Ученик Симона или Саторнила. Родом из Сирии. Около 136 - 140 гг. при­был в Рим, где тайно стал распространять свое гностическое учение, основанное и исходя­щее из несовместимости иудаизма и христианства.

Учение Кердона основано на различии естества Бога Ветхого завета и Бога Нового за­вета, которых он считал за двух разных богов.Согласно Кердону, бог Ветхого завета, хотя и справедлив, но без милости и суровый, Бог же Нового завета благостен и милосердный; Бог (иудейский) Ветхого завета проповедует ненависть к врагам, Бог Нового завета требует лю­бви даже к врагу. Иудейский Бог проявил себя тем, что дал Моисею закон и проявил проро­ка, Бог же Нового завета ничем себя не проявил, так как Христос, по мнению Кердона, не бу­дучи сам божеством, принял на себя вид человека, но этим самого Бога людям не открыл.

После смерти Кердона продолжателем его учения стал Маркион Синопский.


Керинф

Гностический проповедник, иудей из Александрии. Жил и проповедовал в Эфесе в кон­це I в. Основал собственную религиозную систему, смешав гностицизм с эбионитством.

Согласно Керинфу, видимый мир создал не бог, а демиург - низшее духовное существо. До христианства высший бог был неизвестен человечеству, его открыл людям мессия-Хри­стос, который является внетелесным Божественным словом и который сошел на Иисуса и по­кинул того при его смерти. Иисус же, согласно Керинфу, является обычным человеком, ро­дившимся естественным образом. Керинф допускал, что земное тысячелетнее царство Мес­сии возникнет тогда, когда воскреснет Иисус и воссоединится с Христом.

Керинф основал секту керинфиан, существовавшую до IV в.

Кимбангу Симон

Баптистский проповедник, проживавший в Бельгийском Конго. В марте 1921 г. услы­шал "призыв бога", якобы получил от него дар целительства и под влиянием этого основал 6 апреля 1921 г. афрохристианскую синкретическую секту Кимбангу.

Кириллович Варфоломей

См. Сергий Радонежский.

Кирильчук Ольга

Основательница (в 1932 г., совместно с Иваном Мурашко) пятидесятнической секты Евангельских христиан святых сионистов.

В 1938 г. основатели секты ЕХСС выкрали общественную кассу, содержавшую солид­ный капитал, и тайно бежали в Аргентину, где прожили остаток жизни.

Климент

См. Логгинов.

Клюжев Алексей Тимофеевич

Мещанин г.Симбирска. Основатель секты симбирских белоризцев.

Ковылин Илья Алексеевич (1731 - 1809)

Знаменитый старообрядец федосеевского согласия. Сыграл большую роль в истории раскола.


По происхождению крепостной князя Голицына, впоследствии разбогател, занимаясь торговлей. В раскол перешел в 1779 г. Во время чумы в 1781 г. устроил карантин и кладбище у Преображенской заставы, где для служения больным собрались все московские федосеев­цы. Молва о внимательном уходе за больными, о хорошей пище для голодных, напутствии исповедью умиравших распространилась по Москве и произвела сильное впечатление на на­род. К Преображенскому кладбищу стали стекаться массами, спасаясь там от голода и язв. Ковылин принимал всех, требуя отречения от православной церкви и перекрещения.

Ковылин внушал, что бедствия ниспосланы Богом за "никонианскую" веру, убеждал для спасения души раздать имущество бедным. Таким образом Ковылин собрал много денег и сделал очень значительными средства кладбища. Вскоре он выстроил два общежития, для мужчин и женщин, которые стали основой для общины. Выбранный единогласно в настояте­ли общины, он придал ей вид монастыря и дал ей внутреннюю организацию.

В 1809 г. Преображенское кладбище получило юридически право на существование и было освобождено от опеки духовного начальства. Вскоре в зависимость от Преображенско­го кладбища попали все федосеевские общины; наставники в них утвеждались настоятелями и попечителями Преображенского кладбища и получали от них грамоты. К началу XX Преображенское кладбище стало центром всего федосеевского раскола.

Козин Евдоким

Майкопский мещанин, реформатор христововерия на основе метемпсихической теории Платона. Основатель и первый лидер секты новохлыстов.

Колесников Силуян

Крестьянин села Никольское Екатеринославской губернии. Один из первых лидеров и идеологов духоборцев. Возглавлял движение с 1750 по 1775 годы.

Коллин Андерс (1754 - 1830)

Мистик, основатель (в 1783 г.) секты коллиниан.

Простой крестьянин-ремесленник, в 1771 г. он переехал в Стокгольм и устроился на чу­лочную фабрику. Будучи человеком крайне болезненным, в 1783 г. под влиянием сочинений Арндта, Толлстадиуса и Беме Коллин решил, что ему дарована благодать "узреть Свет Бо­жий", "уразуметь Священное Писание". Он стал проповедывать "внутреннее действенное христианство, миролюбие, взаимопомощь и братскую любовь" и приобрел много последова­телей среди простонародья Финляндии.


В 1789 г. Коллин вступил в брак и пережил тяжелую болезнь, следствием которой стал глубокий духовный кризис, который он воспринял как подъем на новую ступень. На него обратили внимание знатные люди, король Карл XII сделал его придворным библиотекарем.

С 1811 г. увлечение мистицизмом прошло. Оставшиеся годы жизни Коллин посвятил педагогической деятельности в основанной им школе и умер в неизвестности.

Комар

См. Рудометкин Максим.

Конрад Марбургский (вт. пол. XII в. - 1233)

Немец. Родился в Марбурге или около него. Проповедник крестовых походов, извест­ный инквизитор.

Был советником ландграфа Людовика IV в Тюрингии, духовником ландграфини Елиза­веты. Служил церковным инспектором.

Боролся на Рейне и в средней Германии против катаров и вальденсов. В 1227 г. был по­слан папой римским а Германию для искоренения секты люцифериан.

Казнен рыцарями за излишнюю жестокость по отношению к еретикам.

Константин Самосатский (Силуан, Сильван) (??? - 684)

Основатель секты павликан.

Будучи гностиком по убеждениям, Константин, изучив Новый завет, разработал квази­апостольское вероучение. Утверждал, что ортодоксальная церковь допускает множество обрядов и элементов вероучения, не свойственных христианству как духовной религии.

По приказу императора Константина Пагоната Константин Самосатский был схвачен и казнен.

Копылов А.И.

Основатель христововерческой секты постников. Считался воплощением Христа.

Косой Феодосий

Беглый холоп. Приверженец и пропагандист "ереси Башкина". Принял монашество на Белом озере в монастыре, придерживающемся "ереси Башкина".

После осуждения "ереси Башкина" церковным собором в 1553 г. Косой бежал в Литву, где продолжал проповедь учения, отчасти изменив свои взгляды под влиянием протестантиз-


ма. Косой отвергал таинства, храмы, иконы, посты, церковные песнопения, однако призна­вал Евангелие.

Котельников Евлампий (около 1775 - около 1855)

Есаул Войска Донского, разжалованный в 1815 г. Поклонник западного мистицизма. Автор книг "Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице", "Воззвание к челове­кам о последовании внутреннему влечению Духа Христова", "Начатки с Богом острого серпа в золотом венце".

Под влиянием мистической литературы основал на Дону секту духоносцев и возглавил ее, ведя активную пропагандистскую и прозелитскую деятельность.

По указанию графа Аракчеева Котельников был доставлен в Петербург, посажен в тюрьму и освобожден только после принесения раскаяния. Вернувшись на Дон, продолжил деятельность своей секты. По приказу архимандрита Фотия был вновь доставлен в Петер­бург на церковный собор, где выступил с речью против церкви. По решению собора Котель-никова заточили в Соловецкий монастырь.

В 1827 г. Котельников подал игумену Досифею исповедь с раскаянием, вызванным предсказанным и несостоявшимся в 1826 г. концом света. Был прощен, но из монастыря не отпущен, где и скончался.

Коченкова Пелагея Васильевна (1897 - 1957)

Основательница (в 1922 г., совместно с Л.В.Мельником) пятидесятнической секты Евангельских христиан пятидесятников-сионистов. Бывшая православная, в 1914 г. вступила в секту евангелистов, в 1919 г. перешла в баптизм. В 1921 г. услышала о вероучении пятиде­сятников и начала проповедовать его в общинах евангелистов и баптистов.

В 1933 г. вместе с другими руководителями секты была арестована, после выхода из за­ключения отказалась от руководства сектой и участия в ней.

Кромвель Оливер (1599 - 1658)

Видный деятель Английской революции XVII в., руководитель индепендентов. С 1650 г. лорд-генерал, главнокомандующий вооруженными силами. Подавил движение левеллеров и диггеров, освободительные движения в Ирландии и Шотландии. В 1653 г. установил ре­жим единоличной военной диктатуры. После свержения монархии неудачно пытался утвердить пресвитерианство в качестве государственной религии., что вызвало раскол в пу-


ританском лагере и в результате способствовало реставрации Стюартов и восстановлению англиканства.

Крылов Исаак

Основатель и глава молоканской секты крыловцев.

Кульман Квирин (1651 - 04.10.1689)

Известный мистик. Родился в Бреславле, в семье купца-лютеранина. Убежденный по­следователь теософии Якова Бема.

Путем разного рода выкладок и толкований своего имени Кульман пришел к убежде­нию, что он призван проповедовать о близком падении "Вавилона" и наступлении "Иедуе-литского царства". В 1678 г. Кульман прибыл в Константинополь, для обращения турок в христианство, но, не добившись свидания с султаном, который велел дать ему сто ударов по пяткам, уехал в Англию; впоследствии скитался по Голландии, где написал известное произ­ведение "Прохладительный псалтырь".

Познакомившись с живописцем Отто Гениным, отец которого был служилым в Моск­ве, он составил обращение к московским царям и для доставления этого обращения прибыл сам в Москву. Московским правительством в обращении Кульмана был усмотрен политиче­ский заговор, после чего Кульман и его соучастник Нордерман были сожжены в срубе как еретики. Некоторые писатели приписывают проповеди Кульмана большое влияние на воз­никновение духоборческих учений.

Кунрат Генрих

Мистический писатель конца XVI - начала XVII в. С библейской теософией соединял идеи каббалы и алхимии. Главное его сочинение "Amphitheatrum aetenae sapientiae" (1609 г.) пользовалось большим авторитетом среди алхимиков и среди русских масонов и мартини­стов, у которых имеется русский перевод в нескольких экземплярах.

Курицын Иван

Московский великокняжеский дьяк, один из лидеров Новгородско-московской ереси.

Курицын Федор

Московский великокняжеский дьяк, один из лидеров Новгородско-московской ереси.


де Лабади Жан (1610 - 1674)

Французский мистик. Основатель движения лабадистов. Оказал влияние на основателя пиетизма Шпенера.

Лазарь (???? - 1681)

Известный расколоучитель. Занимался при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, патриархом Никоном был устранен от этого дела. После этого он начал свободным языком проповедывать древнецерковное благочестие и изобличать Никоновы новшества, за что он был сослан в Тобольск.

В 1666 г. Лазарь составил "Челобитную" царю Алексею Михайловичу. Церковный со­бор осудил эту "Челобитную", а Лазаря предал анафеме. Несмотря на это, он продолжал об­личать новшества, в результате чего ему отрезали язык. Будучи сослан в Пустозерский острог, он написал там два сочинения "Щит православия" и "Духовное дело святейшаго па­триарха", отличающиеся крайни мистицизмом. За эти сочинения ему отрезали язык до само­го основания и отсекли правую руку. В 1681 г. он был сожжен.

Левин Варлаам (Левин Василий Андреевич) (???? - 1721)

Пензенский уроженец. Научившись грамоте, сошелся с старообрядческими проповед­никами. В 1719 г. постригся в монахи; долго кочевал по разным монастырям и, наконец, по­селился в Предтеченскм монастыре, где вместе со старцем этого монастыря волновал братию рассказами об Антихристе и неких печатях, привезенных царем Петром из-за границы, о том, что монахов заставят жить с женами. Когда он то же самое начал проповедывать откры­то, его схватили и отослали в Москву, где он и был казнен.

Левин Василий Андреевич

См. Левин Варлаам.

Лейденский Иоанн

См. Боккольд Иоанн.

Лестадиус Ларс Леви (1800 - 1860)

Пастор Шведской церкви. Проповедовал среди лапландского населения на севере Шве­ции. В 40-е годы XIX в. основал сектантское течение лестадианство.


Логгинов (Климент) (???? - 1938)

Основатель климентовской ветви Истинно православных христиан. Был иеромонахом официальной православной церкви. В 1925 г. перешел в поповское направление старообряд­чества, служил епископом на Рогожском кладбище. В сане архимандрита возглавлял ста­рообрядческую общину в Асхабаде, не признавшую обновленческого движения в ста­рообрядчестве.

В октябре 1925 г. назначен на Амурско-Иркутскую старообрядческую кафедру, не пре­кращая при этом общение с катакомбной церковью. В 1927 г. отказался возглавлять Амур­ско-Иркутскую кафедру из-за протеста некоторых старообрядческих общин, однако, несмот­ря на это, производил рукоположения от лица епископа Иркутского как среди старообряд­цев, так и среди катакомбников. Рукоположенные им архиереи заложили иерархическую основу климентовской ветви.

В 1938 г. был арестован и расстрелян.

Лойола Игнатий (1491 - 1556)

Основатель (в 1540 г.) ордена иезуитов. Испанский дворянин, офицер. После тяжелого ранения отказался от карьеры и посвятил себя духовной деятельности. За заслуги перед церковью был канонизирован в 1622 г.

Лубков Василий Семенович

Крестьянин города Боброва Воронежской губернии, видный деятель и глава христово-верческой секты "Новый Израиль". В начале XX в. объявил себя "вождем новоизраильского народа", "царем 21 века". Издал в 1906 г. "Краткий катихизис основных начал веры Новоиз­раильской общины".

Подвергался преследованию со стороны правительства и церкви. В 1905 г. переехал в Ростов-на-Дону. Из-за преследований в 1911 г. вместе с большой группой приверженцев эмигрировал в Уругвай.

Лубусха Алисия Мулени

Бывшая протестантка, представительница народа бемба (Замбия). В 1953 г. основана секту Лумпа. Утверждала, что побывала на небесах, где бог дал ей копию настоящей Библии и велел проповедовать на Земле.

Впоследствии заняла особую роль в догматике секты и была объявлена пророчицей.


Лукин Николай

Крестьянин, основатель секты владимирских белоризцев.

Лупкин Прокопий (???? - 1732)

Стрелец, сосланый после стрелецкого заговора в Нижний Новгород. Руководитель сек­ты христововеров после смерти Ивана Суслова. Распространил учение секты в Нижего­родской и Ярославской губерниях.

В 1716 г. вместе с несколькими последователями Лупкин был схвачен и предан суду, но вскоре отпущен на свободу.

Лысенин Тимофей Матвевич

Старообрядческий писатель и полемист. Один из основателей дьяконова согласия в по­повском течении старообрядчества.

Перу Лысенина принадлежит "Книга" (1709 г.) из 51 главы, в которой рассматривались учение о Троице, вопросы поклонения иконам, полемика с почитателями учения Аввакума.

Люцернов Иван Гавриилович (1836 - 1888)

Видный деятель раскола. Окончил Казанскую духовную академию. До фанатизма нена­видел раскол, но ближе ознакомившись с раскольниками, резко изменил свои взгляды и за его сочувственное отношение к ним был уволен из волынской семинарии, где состоял препо­давателем. Написал: "Самостоятельность церковно-приходских общин в древней Руси".

Мадонна

См. Богоматерь.

Манес

См. Мани.

Майков Николай

См. Нил Сорский.

Мак Александр (1679 - 1735)

Немецкий пиетист-реформат. В начале XVIII в. основал протестантскую секту данке-ров.


Малеванный Кондратий

Баптист. Основатель (в 80-х годах XIX в.) русской мистической секты малеванцев.

Был человеком психически ненормальным. Неоднократно пребывал в психиатрических лечебницах.

Изучая Библию, Малеванный сделал вывод, что все описанные там события не произо­шли в древности, а являются предсказанием будущего. Позднее Малеванный объявил, что в него вселился Святой дух, и объявил себя Христом.

Мани (Манес)

Пророк, маг, основатель манихейства. Родился в Месопотамии, проповедовал в Персии, Индии и Средней Азии. Принадлежал к религиозной партии магуссеев.

Под влиянием христианства и гностицизма разработал концепцию объединения этих религий. Первоначально приняв христианство, Мани служил пресвитером в Агваце, но был отлучен от церкви за дуалистические идеи. Находился при дворе персидского царя Сапора I, но будучи преследуем господствующей партией, бежал в Индию.

Религиозная система Мани изложена в священной книге манихеев "Ертенки-Мани", на­писанной, по преданию, в скрытой от всех глаз индийской пещере.

Вернувшись в Персию, Мани находился при дворе царя Гормизида, но при его преем­нике, Варане I, проиграл в богословском споре и был казнен.

Маранке Джохан

Основатель секты "Африканская апостольская церковь" ("Бапостоло"). Основал секту в 1932 г. после якобы сошествия на него Святого Духа.

Перу Маранке принадлежит так называемое "Евангелие шона". Маранке исповедовал многоженство и имел 16 жен.

Маргунов Борис

Маляр, крестьянин деревни Садки Донецкого округа. Основатель секты донецких бело-ризцев (в 1836 г.). По преданиям, совершал многочисленные чудеса и исцеления.

В 1858 г. Маргунов переехал в Новочеркасск, где занимался иконописью, причем изоб­ражал всех святых исключительно с русыми волосами и в красных или голубых одеяниях.


Маркелл (??? - 374)

Епископ Анкирский. Участник I Вселенского собора. Сподвижник Афанасия Великого. Противник и обличитель Ария. Основатель ереси маркеллианства. За взгляды, высказанные на I Вселенском соборе, был заподозрен в савеллианстве, отлучен от церкви и изгнан. Поль-зоваля покровительством папы Юлия I, жил в Риме.

Маркион Синопский (80-155 г. н.э.)

Богатый судовладелец родом из Понта. В 140 г. прибыл в Рим, где некоторое время входил в местную христианскую общину. Выступал с идеями реформации церкви, но потер­пел неудачу. Ученик и продолжатель идей Кердона. В 144 г. основал собственную общину.

Основатель маркионизма. Первый из великих ересиариев-гностиков, вынудивший хри­стианскую церковь определить свое отношение к Писанию.

Маркион проводил доктрину разделения бога Ветхого завета (Бог справедливый, же­стокий, суровый) и бога Нового завета (Бог благой). Допуская существование двух богов, Маркион допускает и существование двух Христов. В отношении Христа Маркион придер­живался докетических взглядов о его призрачной сущности.

Не отрицая явную еретичность своих взглядов, Маркион тем не менее подчеркивал эле­менты совпадения своей доктрины с учением церкви и стремился всячески затушевать эле­менты расхождения. Такая позиция была особенно опасна для церкви, так как ересь внедря­лась в нее естественным путем.

Мартин

Основатель "ереси Мартина". Сын армянского священника.

После пребывания в Риме и Константинополе издал книгу "Правда", в которой доказы­вал, что православие представляет собой уклонение от истинного христианства, сохранивше­гося у греков и исказившегося в момент передачи его в Россию.

В 1157 г. в Киеве был предан анафеме церковным судом и согласился отречься от части положений своего учения. Был отправлен для окончательного разрешения вопроса в Константинополь на суд партиарха и по приговору последнего сожжен на костре.

Матисен Иоанн (???? - 1534)

Голландец, булочнок, анабаптист, один из организаторов Мюнстерской коммуны. Убит в бою против осаждавших Мюнстер войск.


Мелетий (??? - 326)

Епископ г.Ликополя в Фиваиде, впоследствии - сторонник Ария. Его конфликт с епи­скопом Александрийским Петром из-за рукоположений, производимых Мелетием во время гонений в чужих епархиях, дал начало крупному расколу мелетиан в Александрийской церкви в IV в.

Мелетий (??? - 381)

Епископ Антиохийский, друг Василия Великого. Будучи преемником Евстафия в Сева-стии, был выбран арианами в епископы. Несогласие партии строгих омиусиан с этим выбо­ром положило начало мелетианскому расколу.

Впоследствии перешел в омиусианство.

Имя Мелетия популярно у русских старообрядцев, так как при произнесении речи при вступлении на антиохийскую кафедру, Мелетий сначала показал три перста, а затем, два со­гнув, оставил один. Этот незначительный случай явился причиной серьезных споров о пер-стосложении.

Мельник Леонтий Викентьевич

Один из организаторов (в 1922 г., совместно с П.В.Коченковой) пятидесятнической секты Евангельских христиан пятидесятников-сионистов. Изначально принадлежал к като­лической вере, с 1921 г. перешел в евангелизм и занимался проповеднической деятельно­стью. После организации секты ЕХПС неоднократно подвергался репрессиям со стороны светских властей.

Перу Мельника принадлежит ряд религиозных стихотворений ("Песни Сиона") и про­заических произведений, которые распространяются в рукописях среди приверженцев секты.

Менандр

Самарянский лжемиссия. Основал секту менандриан. Ученик Симона-волхва. Учениками Менандра были Сатурнил и Василид, основатель василидианской ереси.

Моисей

Мифический пророк, библейский предводитель израильских племен, призванный бо­гом вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся волны Красного моря. На горе Синай бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями.


Молинос Михаил (???? - 1696)

Испанский священник, идеолог и основатель квиетизма. Свое учение изложил в книге "Guida spirituale" (Духовный наставник), изданной в 1675 г.

С 1669 г. служил священником в Риме, где занимался активной популяризацией квие­тизма. В 1687 г. был осужден судом инквизиции, заключен в тюрьму, где и умер.

Морган

См. Пелагий.

Мун Сан Мюн

Кореец. Родился в крестьянской семье последователей пресвитерианской церкви. В школьном возрасте посещал молитвенные собрания пятидесятников. В 1936 г. на Пасху яко­бы получил откровение свыше. В 1945 г. Сан Мюн Мун окончил Университет "Васеда" в Японии, затем переехал в Пхеньян, где отсидел в тюрьме, предположительно за двоежен­ство. Осенью 1950 г. переехал в Южную Корею. В 1954 г. основал псевдохристианскую сек­ту "Церковь Объединения". Сущность полученного им откровения изложена в книге "Боже-ственый Принцип". Кроме того, перу Муна принадлежит ряд трудов, не переведенных с ко­рейского языка.

4 июля 1955 г. снова попал в тюрьму по обвинению в полигамии и сексуальных извра­щениях. В 1960 г. он женился на одной из своих жертв, 18-летней студентке Хан Хак Я.

1 января 1972 г. Муна вновь посетило видение, в котором ему рекомендовалось "подго­товить народ ко Второму пришествию Христа". В начале 1974 г. Мун проехал по США с миссионерскими целями. В июле 1984 года Мун опять попал в тюрьму по обвинению в укло­нении от уплаты налогов.

Мурашко Иван Петрович

Основатель (в 1932 г., совместно с Ольгой Кирильчук) пятидесятнической секты Еван­гельских христиан святых сионистов. Родился на Украине, в Гродненской губернии. В 1912 г. уехал в США, где сначала стал баптистом, а затем - пятидесятником. В 1925 г. вернулся на родину, в тот период находившуюся на территории Польши, и проповедовал пятидесятниче-ство.

В 1936 - 1938 гг. Мурашко и Кирильчук попытались основать религиозную общину на основе разработанного ими вероучения секты ЕХСС. В 1938 г. они выкрали общественную


кассу, содержавшую солидный капитал, и тайно бежали в Аргентину, где прожили остаток жизни.

Мюнцер Томас (ок. 1490 - 1525)

Проповедник, один из основателей и руководителей анабаптизма. В религиозной фор­ме проповедовал идеи свержения существующего строя, передачи власти народу и установ­ления утопически справедливого общества.

В 1520 г. совместно с Николаем Шторхом и Марком Штюбнером организовал в г.Цвик-кау секту анабаптистов. Вскоре после этого Мюнцер был изгнан из города за пропаганду своих взглядов. Принимал активное участие в Крестьянской войне в Германии 1524-1525 гг. Пытался создать в Тюрингии и Саксонии единый центр восстания.

15 мая 1525 г. отряд Мюнцера был разгромлен близ г. Франкенхаузен, Мюнцер схвачен и казнен.

Мюр В.К.

Русский католик немецкого присхождения. В конце XIX в. перешел в единоверческую церковь. В начале XX объявил о дарованных ему откровениях Святого духа и основал секту бесоперевоплощенцев.

Неронов Иоанн

Один из вождей старообрядческого раскола в России.

Несторий

Константинопольский патриарх в 428-431 годах. Выдвинул тезис о том, что Христос был изначально рожден человеком, а божественная часть присоединилась к физическому телу позднее и обитала в нем как в храме. Учение Нестория было определено как ересь, осу­ждено на Ш Вселенском соборе и дало начало несторианству.

Никита Пустосвят

См. Добрынин Никита Константинович.

Никифор Феотоний

Архиепископ, основатель единоверческой церкви.


Никола, архиепископ

См. Позднев Петр Алексеевич.

Нил Сорский (Майков Николай) (1433 - 1508)

Русский религиозный мыслитель, главный идеолог нестяжательства, последователь исихазма. Придерживался идей сосредоточения на своем внутреннем мире, участия в произ­водительном труде, отказа от насилия по отношению к инакомыслящим. Выступал с идеей отказа церкви и монастырей от накопленных богатств. Автор ряда религиозных сочинений, в которых придерживался высокого уровня психологизма, строгости подхода и критического отношения к источникам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: