ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 12 глава




Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Мо­сковской и Ростовской областях).

В настоящее время поповцы делятся на три основные группы: Единоверческая церковь, Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Поповщина

См. Поповство.

Последователи св.Иоанна,

См. Мандеизм.

Последователи Христовой веры

См. Христововеры.

Постники византийские

Группировка ультраконсервативных византийских монахов. Совместно с энкратитами дали начало богомилам.


Постники

Христововерческая секта. Сформировалась в начале XIX в. под влиянием рационали­стических учений. Основана крепостным тамбовским крестьянином А.И.Копыловым, объ­явившим себя Христом.

Согласно вероучению постников, Христос - это Святой дух, обитающий на земле в из­бранных людях.

Большое внимание сторонниками секты уделяется постам. Перед радениями постники иногда по 7-10 дней воздерживаются от еды и питья и обязательно дополнительно постятся по 3 дня в неделю.

У постников существует много пищевых запретов, в частности не разрешается есть мясо, рыбу, картофель, лук и чеснок. Браки запрещены.

В 30-е года XIX в. от постников отделилась секта "Старый Израиль".

Постоянные (Воскресники)

Молоканская секта, сохранившая верность первоначальному вероучению. В некоторых областях Центральной России называются "воскресники".

Поющая нетовщина

См. Новоспасовцы.

Правильный путь к спасению

Одна из групп Истинно православных христиан. Основана в 1921 г. в Алексеевском районе Белгородской области неким Поддубным, беженцем с Северного Кавказа.

В основе вероучение секты - идея о пришествии Антихриста в виде Советской власти и необходимости бежать из мира и ожидать его скорого конца.

Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преобра­жающейся)

Сектантское течение внутри геннадьевской ветви Истинно православной церкви. Осно­вано в 1985 г., официально зарегистрировано в 1989 г. в Москве. Основатель и духовный ли­дер, а также глава церкви - Вениамин Янкельман.


Богородичный центр по своему вероучению наиболее близок к мариавитам, тесно со­трудничает с ними и во многом сливается с их вероучением. В основе вероучения - Богома­терь, которая причисляется к Троице и наделяется божественными качествами. В вероучении присутствует идея о двух вторых пришествиях Христа. Очень сильны эсхатологические эле­менты: предполагается, что Страшного суда можно избежать, если в мире 201 миллион пра­ведников присягнут на верность Богоматери.

Культовая практика частично близка к православной, частично существенно от нее от­личается. Подавляющее большинство молитв обращено к Богоматери, существует культ ми­стической розы Богоматери. Отношение к РПЦ - резко отрицательное.

Теоретической базой секты, наряду с Библией и откровениями святых, является Откро­вение Божьей Матери, якобы переданное через Янкельмана. Учение гласит, что все мировое зло сконцентрировано в женщине. Вследствие этого отношение сектантов к женщинам резко отрицательное, встречаются случаи жестокого обращения с ними. Иногда это отношение распространяется на детей и на семью; среди приверженцев секты нередки случаи оставле­ния семьи и детей.

Проповедуется идея полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания "Святым отцам", превозносится нищета духа, отказ от родителей, брака, семьи, детей, учебы и работы. Признаются шесть христианских таинств, брак как таинство отвергается.

Богородичный центр признает разделение христианства на православную и католиче­скую ветви за величайшую трагедию человечества и проповедует использование вероучи-тельных элементов всех христианских направлений. Однако на практике вероучительная база богородичного центра расходится как с православием, так и с католицизмом.

В 1996 году церковь классифицирована российскими органами как деструктивная рели­гиозная тоталитарная секта. Иерархами геннадьевской ветви ИПЦ руководители богородич­ного центра были отлучены от церкви и признаны еретиками.

Богородчный центр на конец XX в. имеет 20 общин под руководством 2 епископов. Об­щины церкви действуют в Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Краснодаре, Москве, Ниж­нем Новгороде, Перми, С.-Петербурге, Саратове, Улан-Удэ. Общая численность привержен­цев Богородичного центра на конец XX в. - около 20 тысяч человек.

Православные духоборцы Канады

См. Союз духовных общин Христа.


Православные старообрядцы

См. Единоверческая церковь.

Прискиллианство

Христианская еретическая секта. Основана в Испании в IV в. Прискиллианом, пропове­довавшим манихейский аскетизм. Существовала до VII в.

Протестантская баптистская церковь Киву

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Демократической республике Конго.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам баптистского происхождения.

Противоокружники (Неокружники, Раздорники)

Часть приверженцев Русской православной старообрядческой церкви, не принявшая "Окружное послание" 1862 г.

Противоокружники заняли отрицательную позицию по отношению к официальной пра­вославной церкви, утверждая, что в русской и греческой церквях царствует Антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени "Исус" на том основании, что Иисус Христос был рожден восемью годами позже Исуса.

В 1906 г. на мирном соборе произошло формальное примирение противоокружников с другими направлениями РПСЦ. В реальности это объединение коснулось только юга России и Бессарабии. Противоокружнические секты существовали до 1950 г., часть из них слилась с климентовцами.

Противостатейники

Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества.

Противоутроичничество

См. Антитринитарианство.


Прыгуны (Духовные христиане-прыгуны, Молокане-максимисты, Сапу­ны)

Экстатическая молоканская секта. Основана в 30-е годы XIX в. Лукианом Петровым, учившим, что во время богослужений собравшиеся вместо исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освятиться и очиститься от грехов. Идеологом секты стал Максим Ру-дометкин (Комар), крестьянин Тамбовской губернии.

В основе вероучения прыгунов - сильнейшие эсхатологические мотивы.

Культ прыгунов отличается особой экзальтацией, во время молитвенных собраний ве­рующие прыгают с пением стихов до изнеможения, добиваясь снисхождения Святого духа. Этот обряд, вероятно, заимствован у христововеров и объясняется примером царя Давида, который "пред сенным ковчегом скакаше играя".

В 40-е годы XIX в. Рудометкин установил особый род прыганья для больших праздни­ков: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, пока не падали на пол и не на­чинали пророчествовать.

В 1857 г. Рудометкин провозгласил себя "царем духовных христиан", за что был сослан в Соловки.

Прыгуны празднуют субботу, еврейскую пасху и еврейский праздник кущей, основы­ваясь на том, что об этих праздниках говорится в Ветхом завете.

Наибольшее распространение в XIX веке прыгуны получили в Закавказье. К концу XIX в. в среде прыгунов появились сильные мистические тенденции, что привело к их сближе­нию с христововерами.

В конце XIX - начале XX века в среде прыгунов обострились противоречия и конфлик­ты как между рядовыми верующими и руководителями, так и между адептами секты и свет­скими властями, что привело к усиленной эмиграции, преимущественно в Калифорнию.

В настоящее время небольшие группы прыгунов имеются в США, Армении и Азербай­джане.

Публикане

См. Катары.


Пуритане

Пуритане возникли во второй половине XVI в. в Англии как протестантская секта, сле­довавшая кальвинистским принципам и выступавшая за реформацию англиканства и очище­ние его от элементов католицизма.

Пуританство существовало как "внутри" англиканства, так и вне его, в виде сект, впо­следствии испытавших влияние лютеранства и анабаптизма.

Изначально пуританство выступало преимущественно за упрощение церковной обряд­ности и отказ от литургии в пользу проповеди. Постепенно радикализм пуританства рос, перейдя к требованиям социального характера: отделение церкви от государства, упраздне­ние епископата, выборность клира, свободу вероисповедания, устранение аристократических привелегий.

Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к разделению их на умеренных (пресвитериане) и радикальных (индепенденты). В период Английской рево­люции в состав пуритан входили конгрегационалисты, баптисты, квакеры.

Став идеологическим знаменем Английской революции XVII в., пуритане преврати­лись из секты в одно из течений протестантизма, которое получило распространение в Шот­ландии, Ирландии и Северной Америке.

Пустынники

См. Бегунский толк.

Пятид есятничеств о

Течение в протестантизме, официально образовавшееся 1 января 1901 г. в библейской школе в г.Топика (шт.Канзас, США).

Толчком к образованию течения явился случай, когда одна из учениц библейской шко­лы внезапно заговорила на ранее незнакомом ей китайском языке.

Основателем пятидесятничества традиционно считают бывшего методистского священ­ника Чарлза Фокса. Идеологически пятидесятничество близко к перфекционзму и имеет с ним общие корни. К пятидесятничеству изначально примкнул ряд известных людей и поли­тических деятелей, первоначально принадлежавших к перфекционзму, баптизму, методизму и квакерству.

Большая часть пятидесятнических организаций придерживается взглядов, близких к перфекционзму. Признается богодуховенность Библии, спасение путем обращения в веру,


возможность мгновенного освящения человека. Общая с перфекционизмом идея пятидесят-ничества - возврат к раннему христианству. Разные пятидесятнические церкви иногда замет­но отличаются друг от друга, однако в целом они приближаются к культу баптизма и мето­дизма.

Специфичная черта пятидесятников - вера в возможность крещения верующих Святым духом, в результате чего люди получают различные дары, прежде всего дар общения на дру­гих языках (глоссолалия). Отсюда происходит название течения - от дня Пятидесятницы, в который ученики Христа исполнились даром говорить на иных языках.

С точки зрения пятидесятников, глоссолалия возникает обычно во время молитвы или созерцания. Фактически все зафиксированные факты глоссолалии у пятидесятников пред­ставляют собой неразборчивые экстатические звуки и к реальным языкам не имеют никакого отношения.

Большая часть христианских конфессий отрицательно относится к глоссолалии. В 1928 г. решением Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было отвегнуто как фанатичное и расходящееся с Священным Писанием. В 1944 г. Совет христианских церквей назвал глоссолалию отступлением от христианской веры.

Пятидесятничество постоянно увеличивает свои ряды. За последние 30 лет XX века число пятидесятников увеличилось в несколько раз, в результате чего пятидесятники превра­тились в одно из главных течений протестантизма, сравнимое по численности с лю­теранством и баптизмом. Кроме того, идея пятидесятничества о глоссолалии проникла и в другие церкви - как протестантские, так и в католические и православные (т.н. харизматики).

Пятидесятники делятся на большое количество различных конфессий, объединенных в пять основных групп: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благослове­ний, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии.

Общее число пятидесятников на конец XX века (не считая харизматов) - около 84 мил­лионов человек, преимущественно пятидесятники двух благословений (около 48 миллионов человек). Пятидесятничество распространено во всех странах мира, особенно много пятиде­сятников в Бразилии и США.

Радикальные индепенденты

См. Сикеры.

Раздорники

См. Противоокружники.


Рантеры

Протестантская секта. Придерживалась пантеистических взглядов. Действовала в XVI -XVII вв. в Англии.

Рантеры влились в новое для того времени движение квакеров.

Рапписты

См. Гармонисты.

Раскольничество

См. Старообрядчество

Растафаризм

См. Африканская реформированная церковь.

Ревнители истинного благочестия

См. Петровцы.

Ревнители церкви

Одна из групп Истинно православных христиан.

Религия пресвитера Пака

См. Церковь оливкового дерева.

Реторианство

Христианская еретическая секта IV в.

Реториане проповедовали идею равенства всех религий и их априорной правоты. Ис­тинным православием они считали не верность христианским идеалам, а верность своим убе­ждениям.

Рижские федосеевцы

Одна из сект федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. При­знают браки.


Отличаются тем, что в тропарях поминают царя и браки сводят в молельне с пением, причем наставник благословляет брачных, говоря: "Бог благословит", а по окончании цере­монии читает им поучение, положенное в Потребнике в чине венчания.

Отлучение брачных от общественной молитвы у рижских федосеевцев соблюдается очень строго.

Ринсбургианцы

См. Коллегианты.

Рогатизм

Сектантское направление в донатизме. Сформировалось в результате внутренних про­тиворечий, возникших в донатизме в период гонений после смерти императора Юлиана в 363 г.

Российская Марианская церковь

См. Православная Церковь Божией Матери Державная.

Русская древлеправославная церковь (Древлеправославная церковь, Но-возыбковцы)

Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Образовано в 1923 году в Саратове обновленческим архиепископом Николой (П.А.Поздневым) среди поповцев, не признавших Белокриницкую иерархию.

Духовный центр церкви находится в г.Новозыбкове Брянской обл.

Русская православная старообрядческая церковь (Австрийская иерархия, Белокриницкая иерархия, Старообрядческая митрополия)

Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Возникло в 1846 г. в се­лении Белая Криница, в Австрии (сейчас - Буковина).

24 февраля 1862 г. руководство РПСЦ в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в ложности и еретичности издало "Окружное послание", в котором утверждалось, что в русской и греческой церквях священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПСЦ, принявшей священство от Амвросия. В послании утверждалась истин­ность православного и старообрядческого написания слова "Иисус" и "Исус", а также равен-


ство четырехконечного и восьмиконечного крестов, что свидетельствовало о тенденции к примирению с официальным православием.

Издание "Окружного послания" привело к расколу внутри РПСЦ на принявших посла­ние (окружников), принявших его лишь формально (мнимоокружников) и проклявших "Окружное посление" (противоокружников). Начиная с конца XIX в. все три течения в РПСЦ неоднократно пытались примирится и в 1906 г. на соборе достигли соглашения. Однако фак­тическое объединение было достигнуто только на юге России.

В настоящее время РПСЦ является одним из самых крупных направлений в ста­рообрядчестве. Административный центр находится в Москве на Рогожском кладбище.

Русские квакеры

См. Духовный союз.

Русские мормоны

См. Мормоны духовно-христианского направления.

Рябиновское согласие (Согласие по кресту)

Направление в беспоповском старообрядчестве. Возникло во второй половине XVIII в., в официальных источниках упоминается с 1848 г.

Вероучение традиционно для беспоповцев. Рябиновцы не поклоняются иконам, на ко­торых, кроме поклоняемого лица, есть изображения посторонних лиц и предметов - т.е жи­вотных, луны, солнца, мук ада. Отвергаются иконы с изображением распятия Христа, если на них видны воины; иконы с изображением Бога-отца на том основании, что у него не было телесной плоти. Таким образом, сектанты не приемлют практически все иконы, за редким исключением.

Традиционными для рябиновцев являются восьмиконечные кресты без изображений и надписей, сделанные из рябинового дерева. Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Название "певга" они переносят на рябину.

Рябиновцы имеют только одну молитву.

Самоназвание секты - "по кресту".

Секта существовала на Каме и в районе Чистополя.

Сабии

См. Мандеизм.


Саботаты

См. Вальденсы.

Савеллианство

Раннехристианская ересь, основанная на христологических концепциях Савеллия. Воз­никла внутри монархианства.

Согласно учению савеллианцев, бог является монадой и сыноотцом. Монада выражает единство божье, понятие сыноотца подразумевает, что бог сам себе и сын, и отец. Наимено­вания "отец", "сын", "дух" являются образами единого сыноотца.

Исторически бог проявлялся людям сначала как отец (Ветхий завет), затем - как сын (Новый завет), затем - как дух (дарование Святого духа в Пятидесятницу).

Савеллианство осуждено на II Константинопольском Вселенском соборе.

Самаряне

Одна из групп Истинно православных христиан.

Самокрещенцы

Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества. Считают, что человек может крестить только сам себя.

Некоторые исследователи объединяют эту секту с бабушкиным согласием.

Самсеи

См. Елкезаиты.

Сантерия

Общее название группы афро-американских синкретических сект католической ориен­тации. Первые секты сантерия появились в середине XIX века на Кубе в результате ассими­ляции католицизма с традиционными верованиями йоруба.

Вероучение сантерия основано на Библии и устных преданиях африканцев, сочетая эле­менты традиционных верований и католицизма. В вероучении сложно переплетены христи­анские представления и политеистическое вероучение на основе пантеона ориша (орича). Формально все сантерия считаются католиками, причем принадлежность к католической церкви является необходимым условием вступления в секту.


Пантеон сантерия представляет собой сложный синтез христианского бога и пантеона ориша. Во главе ориша стоит бог грома и молнии Шанго, основными богами считаются бог-творец Олорун (ассоциируемый с христианским богом-Отцом), бог войны и железа Огун, су­пруга Шанго и богиня пресных вод Ойа, бог сельского хозяйства Оно, бог-целитель Баба-ау-Айе, богиня соленых вод Йемайя.

Боги ориша олицетворяются чудотворными камнями, которым и совершается поклоне­ние.

Культовая практика сантерия заключается преимущественно в так называемом "корм­лении камней", которое проводится трижды в год. Церемония длится 3 дня. Камни смазыва­ются кровью священных животных и поливаются ритуальным настоем. Церемония строго регламентирована, каждому камню соответствует свой вид ритуального животного и свой настой. По воскресениям и праздникам проводятся собрания в специально подготовленных помещениях с алтарем и ритуальными барабанами. Предполагается, что во время ритуаль­ных плясок один из богов ориша сходит на кого-либо из танцующих, при этом человек впа­дает в транс и совершает судорожные движения. Наблюдаются явления глоссолалии. Прово­дятся специальные колдовские ритуалы.

В сантерии имеется жреческое сословие, в которое могут входить и мужчины, и жен­щины. В обязанности жреца входит в основном руководство сектой, проведение собраний и определение того, какой именно бог ориша вселился в человека.

На конец XX века число приверженцев сантерия превышает 3 миллиона человек, про­живающих преимущественно на Кубе.

Сапуны

См. Прыгуны.

Саузкоттиты

Христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за "жену, облеченную в солнце" и "жену агнца" из Апокалипсиса. В 1814 г. Са­узкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения.

Саузкоттиты предрекали близкое пришествие Христа. Несмотря на неудачные пророче­ства Саузкотт, деятельность секты продолжалась после ее смерти. Саузкотты дали начало но­вым сектам "Христианские израилиты" и "Дом Давида" ("Ветвь Давидова").


Сведенборгианство (Новая Церковь, Церковь Нового Иерусалима)

Маргинальная протестантская секта. Названа по имени шведского ученого и теософа-мистика Эмануэля Сведенборга.

Доказывая примат духа над материей, Сведенборг утверждал, что ему удалось устано­вить прямой контакт с ангелами и духовным миром. Он предполагал, что Бог считает его ин­терпретацию христианства верной и поручает ознакомить с ней людей. Сведенборг написал около 30 книг, посвященных изложению своих взглядов на христианство, однако сам ни­когда не проповедовал свое учение.

Первые сведенборгианские общины были основаны в Англии в 1773 г., вскоре они по­явились и в Америке.

После смерти Сведенборга, в 1787 году, на основе его идей и на базе сведенборги-анских общин была создана "Новая церковь". Новая церковь была основана группой едино­мышленников, еще в 1783 году объединившихся вокруг методистского священника Роберта Хиндмарша. За последующие два года было создано еще несколько сведенборгианских групп, а в 1789 была проведена первая конференция этих групп.

Последователи Сведенборга считают его божественно озаренным провидцем.

Догматика сведенборгианства сочетает элементы христианства, теософии, пантеизма, неоплатонической философии и протестантских мистических учений XVII века. Сведенбор-гианцы отвергают тринитарианскую доктрину. Троица понимается как три свойства одного божественного лица, при этом Иисус Христос является единственным богом, а Отец, Сын и Святой дух воплощены в нем. Райские небеса и ад рассматриваются не как конкретные ме­ста, а как состояния. Душа, превратившись после смерти в свободный дух, сама в состоянии выбрать, куда ей идти - в ад или рай.

Для сведенборгианства характерен сложный аллегорический метод толкования Библии. Все другие вероучения считаются ошибочными, так как за прошедшие столетия исказили первоначальное значения слова божьего. Целью сведенборгианства объявляется возвраще­ние божьему слову его первоначального содержания.

Богослужения в сведенборгианстве имеют литургический характер и концентрируются на личности Христа. Проповедь строится на богодуховенных частях Библии, к которым от­носится 29 книг Ветхого Завета и 5 книг Нового Завета. Признаются таинства крещения и причащения. Кроме классических христианских праздников, отмечается день Новой церкви 19 июня.


Организационно сведенборгианские церкви имеют конгрегациональный или квазиепи­скопальный характер.

Общая численность сведенборгианцев на конец XX века - около 80 тысяч человек, большая часть из них находится в США и ЮАР. Все сведенборгианцы подразделяются на три церковные организации: Генеральная конференция Новой Церкви, Генеральная конвен­ция Нового Иерусалима, Генеральная церковь Нового Иерусалима. Расхождения между эти­ми организациями незначительны.

Светлое толстовство

Одна из двух сект, на которые разделилось толстовство. Основана женой Л.Н.Толстого. Приверженцами секты были преимущественно городские жители из интеллигентной среды, и их деятельность ограничивалась светскими беседами и занятиями религиозной философи­ей. Секта формально существовала до начала 20-х годов XX в., после чего распалась.

Свидетели Иеговы (Иеговисты)

Одно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом. Вследствие некоторых особенностей вероисповедания считается сектантским и еретическим движением как католиками и православными, так и ортодоксальными протестантскими конфессиями.

Первоначально представляло собой созданный в 1870 году в городе Аллегейни (ныне часть Питтсбурга, шт.Пенсильвания) кружок по изучению Библии, который позднее был переименован в Народное общество исследователей Библии (Watch Tower Bible and Tract Society).

К 1909 году деятельность секты приняла международный характер, и главный отдел Общества был переведен в Бруклин (Нью-Йорк), где он находится до настоящего времени.

В 1912 году общество начало работать над "Фотодрамой творения". При помощи слай­дов и звуковых кинофильмов был освещен период от сотворения земли до конца Тысячелет­него Царства Христа. Показы начались в 1914 году, и ежедневно фото драму смотрело 35 000 человек. "Драма" была новаторством в области звукового кино.

После смерти Рассела в 1916 году его преемником стал Джозеф Ф.Рутерфорд.

В 1931 году общество было переименовано в организацию Свидетелей Иеговы. Назва­ние основано на изречении в книге Исаия 43:10-12.

К 1933 году Общество пользовалось 403 радиостанциями, чтобы передавать доклады на библейские темы. Позднее вместо докладов по радио проповедники общества стали главным образом посещать людей по домам; при этом Свидетели проигрывали пластинки с библей-


скими докладами на граммофонах. С заинтересованными проводили домашнее изучение Библии.

В 1930-х и 1940-х годах многие Свидетели были арестованы за свою деятельность. Что­бы сохранить свободу слова, печати, собраний и отправления религиозных культов, последо­вателями учения велись судебные процессы. В Соединенных Штатах в результате обжалова­ния решений судов низших инстанций Свидетели выиграли 43 процесса. Такие же благопри­ятные судебные решения были вынесены верховными судами других стран. О таких вы­игранных процессах профессор Ч. С. Браден в своей книге These Also Believe ("Они тоже ве­рят") писал о Свидетелях Иеговы: "Борьбой за сохранение своих гражданских прав они ока­зали большую услугу демократии, потому что этим они в немалой степени содействовали обеспечению прав всех меньшинств в Америке".

Президент Дж. Ф. Рутерфорд умер в 1942 году и его преемником стал Н. Х. Норр, на­чавший проводить в жизнь согласованную учебную программу. В 1943 году была основана специальная школа для подготовки миссионеров - Библейская школа Сторожевой Башни Га-лаад. С тех пор окончившие эту школу были посланы в более 140 стран мира. Таким об­разом, появились собрания Свидетелей Иеговы в странах, где раньше их не было, и в настоя­щее время в разных странах основано около 100 филиалов Общества. Время от времени про­водятся особые курсы для обучения старейшин собрания, добровольных работников филиа­лов и тех, кто полновременно (как пионеры) участвуют в проповеднической деятельности.

Н. Х. Норр умер в 1977 году. Одним из последних организаторских изменений, в кото­ром он участвовал перед своей смертью, было расширение Руководящей корпорации, нахо­дящейся во всемирном главном отделе в Бруклине. В 1976 году административная ответ­ственность была разделена и поручена различным комитетам, в которые входят члены Руко­водящей корпорации. Каждый из ее 11 членов (в 1993 году) уже более 50 лет участвует в полновременной проповеднической деятельности.

Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы. Источником всей жизни считается Бог Иегова. Иисус Христос считается единородным сы­ном верховного Бога, он единственный создан Иеговой непосредственно, все остальное со­творено через Христа. Христос не является всемогущим богом и не равен Иегове; на земле он был бы не богом, а всемогущим человеком. Святой дух - "божия невидимая действующая сила", которая участвовала в сотворении мира и с помощью которой Иегова исполняет совю волю и может влиять на сознание людей.


Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, и демонов во главе с Сата­ной. Существование ада отрицается, однако очень подробно разработано учение об армагед­доне - глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех неверующих.

Руководители организации и религиозные авторитеты составляют так называемое "ма­лое стадо" Иеговы, управляющих множеством других "овец". Члены "малого стада" в момент смерти, по убеждениям иеговистов, сразу воскресают и попадают в небесную часть царства божьего, где входят в правительство Христа, второе пришествие которого уже невидимо произошло. Другим "овцам" обещана вечная жизнь в земном раю после армагеддона. Воскреснут также те, кто умер, не став иеговистом, но им предстоит пройти испытание.

На вершине иерархической пирамиды стоит руководящая корпорация, состоящая из 15 человек. Создана она в 60 годах XX века и объявлена "видимым посредником Господа на Земле".

У иеговистов есть только один праздник - вечеря поминания смерти Христа. На этом празднике верующие собираются после захода солнца. На столе должен быть пресный хлеб и сухое красное вино. Принимать эти символы могут только те, кто считает себя помазанным духом божьим.

Иеговистами создан ряд корпораций, главной из которых является "Общество Сторо­жевой башни".

Центр организации свидетелей Иеговы расположен в Бруклине (Нью-Йорк).

На конец XX века среднее число Свидетелей Иеговы в мире превышает 5 миллионов человек.

Основные издания: "Сторожевая башня" (впервые издана в июле 1879 года) и "Пробу­дитесь!".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: