Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).
В настоящее время поповцы делятся на три основные группы: Единоверческая церковь, Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.
Поповщина
См. Поповство.
Последователи св.Иоанна,
См. Мандеизм.
Последователи Христовой веры
См. Христововеры.
Постники византийские
Группировка ультраконсервативных византийских монахов. Совместно с энкратитами дали начало богомилам.
Постники
Христововерческая секта. Сформировалась в начале XIX в. под влиянием рационалистических учений. Основана крепостным тамбовским крестьянином А.И.Копыловым, объявившим себя Христом.
Согласно вероучению постников, Христос - это Святой дух, обитающий на земле в избранных людях.
Большое внимание сторонниками секты уделяется постам. Перед радениями постники иногда по 7-10 дней воздерживаются от еды и питья и обязательно дополнительно постятся по 3 дня в неделю.
У постников существует много пищевых запретов, в частности не разрешается есть мясо, рыбу, картофель, лук и чеснок. Браки запрещены.
В 30-е года XIX в. от постников отделилась секта "Старый Израиль".
Постоянные (Воскресники)
Молоканская секта, сохранившая верность первоначальному вероучению. В некоторых областях Центральной России называются "воскресники".
Поющая нетовщина
См. Новоспасовцы.
Правильный путь к спасению
Одна из групп Истинно православных христиан. Основана в 1921 г. в Алексеевском районе Белгородской области неким Поддубным, беженцем с Северного Кавказа.
В основе вероучение секты - идея о пришествии Антихриста в виде Советской власти и необходимости бежать из мира и ожидать его скорого конца.
Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся)
Сектантское течение внутри геннадьевской ветви Истинно православной церкви. Основано в 1985 г., официально зарегистрировано в 1989 г. в Москве. Основатель и духовный лидер, а также глава церкви - Вениамин Янкельман.
Богородичный центр по своему вероучению наиболее близок к мариавитам, тесно сотрудничает с ними и во многом сливается с их вероучением. В основе вероучения - Богоматерь, которая причисляется к Троице и наделяется божественными качествами. В вероучении присутствует идея о двух вторых пришествиях Христа. Очень сильны эсхатологические элементы: предполагается, что Страшного суда можно избежать, если в мире 201 миллион праведников присягнут на верность Богоматери.
Культовая практика частично близка к православной, частично существенно от нее отличается. Подавляющее большинство молитв обращено к Богоматери, существует культ мистической розы Богоматери. Отношение к РПЦ - резко отрицательное.
Теоретической базой секты, наряду с Библией и откровениями святых, является Откровение Божьей Матери, якобы переданное через Янкельмана. Учение гласит, что все мировое зло сконцентрировано в женщине. Вследствие этого отношение сектантов к женщинам резко отрицательное, встречаются случаи жестокого обращения с ними. Иногда это отношение распространяется на детей и на семью; среди приверженцев секты нередки случаи оставления семьи и детей.
Проповедуется идея полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания "Святым отцам", превозносится нищета духа, отказ от родителей, брака, семьи, детей, учебы и работы. Признаются шесть христианских таинств, брак как таинство отвергается.
Богородичный центр признает разделение христианства на православную и католическую ветви за величайшую трагедию человечества и проповедует использование вероучи-тельных элементов всех христианских направлений. Однако на практике вероучительная база богородичного центра расходится как с православием, так и с католицизмом.
В 1996 году церковь классифицирована российскими органами как деструктивная религиозная тоталитарная секта. Иерархами геннадьевской ветви ИПЦ руководители богородичного центра были отлучены от церкви и признаны еретиками.
Богородчный центр на конец XX в. имеет 20 общин под руководством 2 епископов. Общины церкви действуют в Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Перми, С.-Петербурге, Саратове, Улан-Удэ. Общая численность приверженцев Богородичного центра на конец XX в. - около 20 тысяч человек.
Православные духоборцы Канады
См. Союз духовных общин Христа.
Православные старообрядцы
См. Единоверческая церковь.
Прискиллианство
Христианская еретическая секта. Основана в Испании в IV в. Прискиллианом, проповедовавшим манихейский аскетизм. Существовала до VII в.
Протестантская баптистская церковь Киву
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Демократической республике Конго.
Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам баптистского происхождения.
Противоокружники (Неокружники, Раздорники)
Часть приверженцев Русской православной старообрядческой церкви, не принявшая "Окружное послание" 1862 г.
Противоокружники заняли отрицательную позицию по отношению к официальной православной церкви, утверждая, что в русской и греческой церквях царствует Антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени "Исус" на том основании, что Иисус Христос был рожден восемью годами позже Исуса.
В 1906 г. на мирном соборе произошло формальное примирение противоокружников с другими направлениями РПСЦ. В реальности это объединение коснулось только юга России и Бессарабии. Противоокружнические секты существовали до 1950 г., часть из них слилась с климентовцами.
Противостатейники
Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества.
Противоутроичничество
См. Антитринитарианство.
Прыгуны (Духовные христиане-прыгуны, Молокане-максимисты, Сапуны)
Экстатическая молоканская секта. Основана в 30-е годы XIX в. Лукианом Петровым, учившим, что во время богослужений собравшиеся вместо исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освятиться и очиститься от грехов. Идеологом секты стал Максим Ру-дометкин (Комар), крестьянин Тамбовской губернии.
В основе вероучения прыгунов - сильнейшие эсхатологические мотивы.
Культ прыгунов отличается особой экзальтацией, во время молитвенных собраний верующие прыгают с пением стихов до изнеможения, добиваясь снисхождения Святого духа. Этот обряд, вероятно, заимствован у христововеров и объясняется примером царя Давида, который "пред сенным ковчегом скакаше играя".
В 40-е годы XIX в. Рудометкин установил особый род прыганья для больших праздников: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, пока не падали на пол и не начинали пророчествовать.
В 1857 г. Рудометкин провозгласил себя "царем духовных христиан", за что был сослан в Соловки.
Прыгуны празднуют субботу, еврейскую пасху и еврейский праздник кущей, основываясь на том, что об этих праздниках говорится в Ветхом завете.
Наибольшее распространение в XIX веке прыгуны получили в Закавказье. К концу XIX в. в среде прыгунов появились сильные мистические тенденции, что привело к их сближению с христововерами.
В конце XIX - начале XX века в среде прыгунов обострились противоречия и конфликты как между рядовыми верующими и руководителями, так и между адептами секты и светскими властями, что привело к усиленной эмиграции, преимущественно в Калифорнию.
В настоящее время небольшие группы прыгунов имеются в США, Армении и Азербайджане.
Публикане
См. Катары.
Пуритане
Пуритане возникли во второй половине XVI в. в Англии как протестантская секта, следовавшая кальвинистским принципам и выступавшая за реформацию англиканства и очищение его от элементов католицизма.
Пуританство существовало как "внутри" англиканства, так и вне его, в виде сект, впоследствии испытавших влияние лютеранства и анабаптизма.
Изначально пуританство выступало преимущественно за упрощение церковной обрядности и отказ от литургии в пользу проповеди. Постепенно радикализм пуританства рос, перейдя к требованиям социального характера: отделение церкви от государства, упразднение епископата, выборность клира, свободу вероисповедания, устранение аристократических привелегий.
Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к разделению их на умеренных (пресвитериане) и радикальных (индепенденты). В период Английской революции в состав пуритан входили конгрегационалисты, баптисты, квакеры.
Став идеологическим знаменем Английской революции XVII в., пуритане превратились из секты в одно из течений протестантизма, которое получило распространение в Шотландии, Ирландии и Северной Америке.
Пустынники
См. Бегунский толк.
Пятид есятничеств о
Течение в протестантизме, официально образовавшееся 1 января 1901 г. в библейской школе в г.Топика (шт.Канзас, США).
Толчком к образованию течения явился случай, когда одна из учениц библейской школы внезапно заговорила на ранее незнакомом ей китайском языке.
Основателем пятидесятничества традиционно считают бывшего методистского священника Чарлза Фокса. Идеологически пятидесятничество близко к перфекционзму и имеет с ним общие корни. К пятидесятничеству изначально примкнул ряд известных людей и политических деятелей, первоначально принадлежавших к перфекционзму, баптизму, методизму и квакерству.
Большая часть пятидесятнических организаций придерживается взглядов, близких к перфекционзму. Признается богодуховенность Библии, спасение путем обращения в веру,
возможность мгновенного освящения человека. Общая с перфекционизмом идея пятидесят-ничества - возврат к раннему христианству. Разные пятидесятнические церкви иногда заметно отличаются друг от друга, однако в целом они приближаются к культу баптизма и методизма.
Специфичная черта пятидесятников - вера в возможность крещения верующих Святым духом, в результате чего люди получают различные дары, прежде всего дар общения на других языках (глоссолалия). Отсюда происходит название течения - от дня Пятидесятницы, в который ученики Христа исполнились даром говорить на иных языках.
С точки зрения пятидесятников, глоссолалия возникает обычно во время молитвы или созерцания. Фактически все зафиксированные факты глоссолалии у пятидесятников представляют собой неразборчивые экстатические звуки и к реальным языкам не имеют никакого отношения.
Большая часть христианских конфессий отрицательно относится к глоссолалии. В 1928 г. решением Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было отвегнуто как фанатичное и расходящееся с Священным Писанием. В 1944 г. Совет христианских церквей назвал глоссолалию отступлением от христианской веры.
Пятидесятничество постоянно увеличивает свои ряды. За последние 30 лет XX века число пятидесятников увеличилось в несколько раз, в результате чего пятидесятники превратились в одно из главных течений протестантизма, сравнимое по численности с лютеранством и баптизмом. Кроме того, идея пятидесятничества о глоссолалии проникла и в другие церкви - как протестантские, так и в католические и православные (т.н. харизматики).
Пятидесятники делятся на большое количество различных конфессий, объединенных в пять основных групп: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благословений, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии.
Общее число пятидесятников на конец XX века (не считая харизматов) - около 84 миллионов человек, преимущественно пятидесятники двух благословений (около 48 миллионов человек). Пятидесятничество распространено во всех странах мира, особенно много пятидесятников в Бразилии и США.
Радикальные индепенденты
См. Сикеры.
Раздорники
См. Противоокружники.
Рантеры
Протестантская секта. Придерживалась пантеистических взглядов. Действовала в XVI -XVII вв. в Англии.
Рантеры влились в новое для того времени движение квакеров.
Рапписты
См. Гармонисты.
Раскольничество
См. Старообрядчество
Растафаризм
См. Африканская реформированная церковь.
Ревнители истинного благочестия
См. Петровцы.
Ревнители церкви
Одна из групп Истинно православных христиан.
Религия пресвитера Пака
См. Церковь оливкового дерева.
Реторианство
Христианская еретическая секта IV в.
Реториане проповедовали идею равенства всех религий и их априорной правоты. Истинным православием они считали не верность христианским идеалам, а верность своим убеждениям.
Рижские федосеевцы
Одна из сект федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Признают браки.
Отличаются тем, что в тропарях поминают царя и браки сводят в молельне с пением, причем наставник благословляет брачных, говоря: "Бог благословит", а по окончании церемонии читает им поучение, положенное в Потребнике в чине венчания.
Отлучение брачных от общественной молитвы у рижских федосеевцев соблюдается очень строго.
Ринсбургианцы
См. Коллегианты.
Рогатизм
Сектантское направление в донатизме. Сформировалось в результате внутренних противоречий, возникших в донатизме в период гонений после смерти императора Юлиана в 363 г.
Российская Марианская церковь
См. Православная Церковь Божией Матери Державная.
Русская древлеправославная церковь (Древлеправославная церковь, Но-возыбковцы)
Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Образовано в 1923 году в Саратове обновленческим архиепископом Николой (П.А.Поздневым) среди поповцев, не признавших Белокриницкую иерархию.
Духовный центр церкви находится в г.Новозыбкове Брянской обл.
Русская православная старообрядческая церковь (Австрийская иерархия, Белокриницкая иерархия, Старообрядческая митрополия)
Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Возникло в 1846 г. в селении Белая Криница, в Австрии (сейчас - Буковина).
24 февраля 1862 г. руководство РПСЦ в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в ложности и еретичности издало "Окружное послание", в котором утверждалось, что в русской и греческой церквях священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПСЦ, принявшей священство от Амвросия. В послании утверждалась истинность православного и старообрядческого написания слова "Иисус" и "Исус", а также равен-
ство четырехконечного и восьмиконечного крестов, что свидетельствовало о тенденции к примирению с официальным православием.
Издание "Окружного послания" привело к расколу внутри РПСЦ на принявших послание (окружников), принявших его лишь формально (мнимоокружников) и проклявших "Окружное посление" (противоокружников). Начиная с конца XIX в. все три течения в РПСЦ неоднократно пытались примирится и в 1906 г. на соборе достигли соглашения. Однако фактическое объединение было достигнуто только на юге России.
В настоящее время РПСЦ является одним из самых крупных направлений в старообрядчестве. Административный центр находится в Москве на Рогожском кладбище.
Русские квакеры
См. Духовный союз.
Русские мормоны
См. Мормоны духовно-христианского направления.
Рябиновское согласие (Согласие по кресту)
Направление в беспоповском старообрядчестве. Возникло во второй половине XVIII в., в официальных источниках упоминается с 1848 г.
Вероучение традиционно для беспоповцев. Рябиновцы не поклоняются иконам, на которых, кроме поклоняемого лица, есть изображения посторонних лиц и предметов - т.е животных, луны, солнца, мук ада. Отвергаются иконы с изображением распятия Христа, если на них видны воины; иконы с изображением Бога-отца на том основании, что у него не было телесной плоти. Таким образом, сектанты не приемлют практически все иконы, за редким исключением.
Традиционными для рябиновцев являются восьмиконечные кресты без изображений и надписей, сделанные из рябинового дерева. Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Название "певга" они переносят на рябину.
Рябиновцы имеют только одну молитву.
Самоназвание секты - "по кресту".
Секта существовала на Каме и в районе Чистополя.
Сабии
См. Мандеизм.
Саботаты
См. Вальденсы.
Савеллианство
Раннехристианская ересь, основанная на христологических концепциях Савеллия. Возникла внутри монархианства.
Согласно учению савеллианцев, бог является монадой и сыноотцом. Монада выражает единство божье, понятие сыноотца подразумевает, что бог сам себе и сын, и отец. Наименования "отец", "сын", "дух" являются образами единого сыноотца.
Исторически бог проявлялся людям сначала как отец (Ветхий завет), затем - как сын (Новый завет), затем - как дух (дарование Святого духа в Пятидесятницу).
Савеллианство осуждено на II Константинопольском Вселенском соборе.
Самаряне
Одна из групп Истинно православных христиан.
Самокрещенцы
Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества. Считают, что человек может крестить только сам себя.
Некоторые исследователи объединяют эту секту с бабушкиным согласием.
Самсеи
См. Елкезаиты.
Сантерия
Общее название группы афро-американских синкретических сект католической ориентации. Первые секты сантерия появились в середине XIX века на Кубе в результате ассимиляции католицизма с традиционными верованиями йоруба.
Вероучение сантерия основано на Библии и устных преданиях африканцев, сочетая элементы традиционных верований и католицизма. В вероучении сложно переплетены христианские представления и политеистическое вероучение на основе пантеона ориша (орича). Формально все сантерия считаются католиками, причем принадлежность к католической церкви является необходимым условием вступления в секту.
Пантеон сантерия представляет собой сложный синтез христианского бога и пантеона ориша. Во главе ориша стоит бог грома и молнии Шанго, основными богами считаются бог-творец Олорун (ассоциируемый с христианским богом-Отцом), бог войны и железа Огун, супруга Шанго и богиня пресных вод Ойа, бог сельского хозяйства Оно, бог-целитель Баба-ау-Айе, богиня соленых вод Йемайя.
Боги ориша олицетворяются чудотворными камнями, которым и совершается поклонение.
Культовая практика сантерия заключается преимущественно в так называемом "кормлении камней", которое проводится трижды в год. Церемония длится 3 дня. Камни смазываются кровью священных животных и поливаются ритуальным настоем. Церемония строго регламентирована, каждому камню соответствует свой вид ритуального животного и свой настой. По воскресениям и праздникам проводятся собрания в специально подготовленных помещениях с алтарем и ритуальными барабанами. Предполагается, что во время ритуальных плясок один из богов ориша сходит на кого-либо из танцующих, при этом человек впадает в транс и совершает судорожные движения. Наблюдаются явления глоссолалии. Проводятся специальные колдовские ритуалы.
В сантерии имеется жреческое сословие, в которое могут входить и мужчины, и женщины. В обязанности жреца входит в основном руководство сектой, проведение собраний и определение того, какой именно бог ориша вселился в человека.
На конец XX века число приверженцев сантерия превышает 3 миллиона человек, проживающих преимущественно на Кубе.
Сапуны
См. Прыгуны.
Саузкоттиты
Христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за "жену, облеченную в солнце" и "жену агнца" из Апокалипсиса. В 1814 г. Саузкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения.
Саузкоттиты предрекали близкое пришествие Христа. Несмотря на неудачные пророчества Саузкотт, деятельность секты продолжалась после ее смерти. Саузкотты дали начало новым сектам "Христианские израилиты" и "Дом Давида" ("Ветвь Давидова").
Сведенборгианство (Новая Церковь, Церковь Нового Иерусалима)
Маргинальная протестантская секта. Названа по имени шведского ученого и теософа-мистика Эмануэля Сведенборга.
Доказывая примат духа над материей, Сведенборг утверждал, что ему удалось установить прямой контакт с ангелами и духовным миром. Он предполагал, что Бог считает его интерпретацию христианства верной и поручает ознакомить с ней людей. Сведенборг написал около 30 книг, посвященных изложению своих взглядов на христианство, однако сам никогда не проповедовал свое учение.
Первые сведенборгианские общины были основаны в Англии в 1773 г., вскоре они появились и в Америке.
После смерти Сведенборга, в 1787 году, на основе его идей и на базе сведенборги-анских общин была создана "Новая церковь". Новая церковь была основана группой единомышленников, еще в 1783 году объединившихся вокруг методистского священника Роберта Хиндмарша. За последующие два года было создано еще несколько сведенборгианских групп, а в 1789 была проведена первая конференция этих групп.
Последователи Сведенборга считают его божественно озаренным провидцем.
Догматика сведенборгианства сочетает элементы христианства, теософии, пантеизма, неоплатонической философии и протестантских мистических учений XVII века. Сведенбор-гианцы отвергают тринитарианскую доктрину. Троица понимается как три свойства одного божественного лица, при этом Иисус Христос является единственным богом, а Отец, Сын и Святой дух воплощены в нем. Райские небеса и ад рассматриваются не как конкретные места, а как состояния. Душа, превратившись после смерти в свободный дух, сама в состоянии выбрать, куда ей идти - в ад или рай.
Для сведенборгианства характерен сложный аллегорический метод толкования Библии. Все другие вероучения считаются ошибочными, так как за прошедшие столетия исказили первоначальное значения слова божьего. Целью сведенборгианства объявляется возвращение божьему слову его первоначального содержания.
Богослужения в сведенборгианстве имеют литургический характер и концентрируются на личности Христа. Проповедь строится на богодуховенных частях Библии, к которым относится 29 книг Ветхого Завета и 5 книг Нового Завета. Признаются таинства крещения и причащения. Кроме классических христианских праздников, отмечается день Новой церкви 19 июня.
Организационно сведенборгианские церкви имеют конгрегациональный или квазиепископальный характер.
Общая численность сведенборгианцев на конец XX века - около 80 тысяч человек, большая часть из них находится в США и ЮАР. Все сведенборгианцы подразделяются на три церковные организации: Генеральная конференция Новой Церкви, Генеральная конвенция Нового Иерусалима, Генеральная церковь Нового Иерусалима. Расхождения между этими организациями незначительны.
Светлое толстовство
Одна из двух сект, на которые разделилось толстовство. Основана женой Л.Н.Толстого. Приверженцами секты были преимущественно городские жители из интеллигентной среды, и их деятельность ограничивалась светскими беседами и занятиями религиозной философией. Секта формально существовала до начала 20-х годов XX в., после чего распалась.
Свидетели Иеговы (Иеговисты)
Одно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом. Вследствие некоторых особенностей вероисповедания считается сектантским и еретическим движением как католиками и православными, так и ортодоксальными протестантскими конфессиями.
Первоначально представляло собой созданный в 1870 году в городе Аллегейни (ныне часть Питтсбурга, шт.Пенсильвания) кружок по изучению Библии, который позднее был переименован в Народное общество исследователей Библии (Watch Tower Bible and Tract Society).
К 1909 году деятельность секты приняла международный характер, и главный отдел Общества был переведен в Бруклин (Нью-Йорк), где он находится до настоящего времени.
В 1912 году общество начало работать над "Фотодрамой творения". При помощи слайдов и звуковых кинофильмов был освещен период от сотворения земли до конца Тысячелетнего Царства Христа. Показы начались в 1914 году, и ежедневно фото драму смотрело 35 000 человек. "Драма" была новаторством в области звукового кино.
После смерти Рассела в 1916 году его преемником стал Джозеф Ф.Рутерфорд.
В 1931 году общество было переименовано в организацию Свидетелей Иеговы. Название основано на изречении в книге Исаия 43:10-12.
К 1933 году Общество пользовалось 403 радиостанциями, чтобы передавать доклады на библейские темы. Позднее вместо докладов по радио проповедники общества стали главным образом посещать людей по домам; при этом Свидетели проигрывали пластинки с библей-
скими докладами на граммофонах. С заинтересованными проводили домашнее изучение Библии.
В 1930-х и 1940-х годах многие Свидетели были арестованы за свою деятельность. Чтобы сохранить свободу слова, печати, собраний и отправления религиозных культов, последователями учения велись судебные процессы. В Соединенных Штатах в результате обжалования решений судов низших инстанций Свидетели выиграли 43 процесса. Такие же благоприятные судебные решения были вынесены верховными судами других стран. О таких выигранных процессах профессор Ч. С. Браден в своей книге These Also Believe ("Они тоже верят") писал о Свидетелях Иеговы: "Борьбой за сохранение своих гражданских прав они оказали большую услугу демократии, потому что этим они в немалой степени содействовали обеспечению прав всех меньшинств в Америке".
Президент Дж. Ф. Рутерфорд умер в 1942 году и его преемником стал Н. Х. Норр, начавший проводить в жизнь согласованную учебную программу. В 1943 году была основана специальная школа для подготовки миссионеров - Библейская школа Сторожевой Башни Га-лаад. С тех пор окончившие эту школу были посланы в более 140 стран мира. Таким образом, появились собрания Свидетелей Иеговы в странах, где раньше их не было, и в настоящее время в разных странах основано около 100 филиалов Общества. Время от времени проводятся особые курсы для обучения старейшин собрания, добровольных работников филиалов и тех, кто полновременно (как пионеры) участвуют в проповеднической деятельности.
Н. Х. Норр умер в 1977 году. Одним из последних организаторских изменений, в котором он участвовал перед своей смертью, было расширение Руководящей корпорации, находящейся во всемирном главном отделе в Бруклине. В 1976 году административная ответственность была разделена и поручена различным комитетам, в которые входят члены Руководящей корпорации. Каждый из ее 11 членов (в 1993 году) уже более 50 лет участвует в полновременной проповеднической деятельности.
Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы. Источником всей жизни считается Бог Иегова. Иисус Христос считается единородным сыном верховного Бога, он единственный создан Иеговой непосредственно, все остальное сотворено через Христа. Христос не является всемогущим богом и не равен Иегове; на земле он был бы не богом, а всемогущим человеком. Святой дух - "божия невидимая действующая сила", которая участвовала в сотворении мира и с помощью которой Иегова исполняет совю волю и может влиять на сознание людей.
Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, и демонов во главе с Сатаной. Существование ада отрицается, однако очень подробно разработано учение об армагеддоне - глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех неверующих.
Руководители организации и религиозные авторитеты составляют так называемое "малое стадо" Иеговы, управляющих множеством других "овец". Члены "малого стада" в момент смерти, по убеждениям иеговистов, сразу воскресают и попадают в небесную часть царства божьего, где входят в правительство Христа, второе пришествие которого уже невидимо произошло. Другим "овцам" обещана вечная жизнь в земном раю после армагеддона. Воскреснут также те, кто умер, не став иеговистом, но им предстоит пройти испытание.
На вершине иерархической пирамиды стоит руководящая корпорация, состоящая из 15 человек. Создана она в 60 годах XX века и объявлена "видимым посредником Господа на Земле".
У иеговистов есть только один праздник - вечеря поминания смерти Христа. На этом празднике верующие собираются после захода солнца. На столе должен быть пресный хлеб и сухое красное вино. Принимать эти символы могут только те, кто считает себя помазанным духом божьим.
Иеговистами создан ряд корпораций, главной из которых является "Общество Сторожевой башни".
Центр организации свидетелей Иеговы расположен в Бруклине (Нью-Йорк).
На конец XX века среднее число Свидетелей Иеговы в мире превышает 5 миллионов человек.
Основные издания: "Сторожевая башня" (впервые издана в июле 1879 года) и "Пробудитесь!".