ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 8 глава




В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого челове­ка присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву.


Бог при этом является одновременно имманентным, т.е.участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е.бесконечно превосходит человека.

Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божественном голосе человека. Внутренний свет адекватно во­площен в Библии, которая рассматривается как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".

У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обря­ды, в том числе крещение и причащение.

По воскресениям квакеры собираются вместе и погружаются в молчание, ожидая озаре­ния от Святого духа. Молчание длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потреб­ность что-нибудь сказать.

Браки между квакерами осуществляются на основе обещания верности, данного в при­сутствии старейшин.

В первую очередь к движению квакеров примкнули различные мелкие протестантские секты: сикеры, фамилисты, рантеры и некоторые анабаптисты.

Сразу после основания течения английское правительство начало преследовать кваке­ров, преимущественно из-за идей пацифизма, поэтому многие из них начиная с 1656 г. пере­селились в Америку. В Америке квакеры получили поддержку в лице английского богача Вильгельма Пенна, который в 1680 г. получил за долги целую провинцию (впоследствии Пенсильванию) и поселил в этой местности эмигрантов-квакеров.

В 1689 г. квакеры получили свободу вероисповедания согласно Закона о веротерпимо­сти Вильгельма Ш. В США же преследования квакеров продолжались до XIX в.

Квакеры оказали значительное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США.

Квартодециманство

Раннехристианская ересь. Квартодецимане праздновали Пасху как иудеи, четырнадца­того Ниссана, первого весеннего месяца, на какой бы день недели это число не падало.

Квартодецимане жили преимущственно в Малой Азии, где этот обычай прочно устано­вился, и даже угроза папы Виктора об отлучении всех соблюдающих его не имела успеха.


Между квартодециманами и представителями ортодоксальной церкви часто происходили споры, причем ортодоксальная церковь воспринимала квартодециман как еретиков.

Квасники

Одна из сект христововеров. Распространилась в конце XIX - начале XX вв. в Орен­бургской губернии России.

Вероучение секты практически совпадает с классическим христововерием, но часть приверженцев секты близка к идеям скопцов.

Приверженцы секты не приемлют употребления алкоголя в любом виде, чем и объясня­ется их название.

Квиетизм

Неортодоксальное течение в католицизме. Основано в Испании в XVII в. священником Михаилом Молиносом. Название секты происходит от латинского "quies" - покой.

В основе вероучения квиетистов - представление о том, что высшее христианское со­вершенство состоит в сладостном божественном спокойствии души, не возмущаемом ничем земным. Такое спокойствие может быть достигнуто внутренней молитвой и непосредствен­ным созерцанием Бога. Душа, созерцающая Бога, способна любить его идеально чистой лю­бовью, свободной от любых негативных мыслей.

Исходя из квиетистского мировоззрения, вся церковная иерархия, храмы, богослуже­ния и обряды становятся ненужными.

В 1687 г. Молинос был осужден инквизицией и умер в тюрьме. Тем не менее квиетизм начал стремительно распространяться в Испании, Италии и Франции. Особенно были увле­чены новым мистическим течением женщины. Квиетизм стал популярен даже при француз­ском дворе и среди высших священников. Распространение квиетизма вызвало ожесточенное сопротивление ортодоксальной католической церкви. В 1699 г. папа Иннокентий XII по просьбе короля Франции специальным указом прекратил богословские споры между квиети­стами и ортодоксами. После этого квиетизм как организованная секта сошел со сцены, одна­ко идеи квиетизма встречаются в католическом мире по сей день.

Квимбанда (Кимбанда)

Бразильская афрохристианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба и иногда используется как синоним макумба.


Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша все­ляться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Характерно большое использо­вание колдовских элементов из области черной магии и обращение к темной стороне низших духов.

Важное значение в культе играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, слу­жащие посланниками богов и способствующие объединению с оришу. Эшу Рэй (Эшу-Царь), Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзе­вулом и Астаротом. Особой силой в магической практике квимбанда играет Эшу Транка Руас (Закрывающий пути), при обращении к которому человека можно лишить удачи, семьи и даже убить.

Келе

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена преимущественно на о.-Св.Люсии.

Керинфиане

Гностическая синкретическая секта. Основана в конце I в. Керинфом из Эфеса. Веро­учение секты является христологической ересью и представляет собой смешение гностициз­ма и эбионитства.

Согласно вероучению керинфиан, видимый мир создал не бог, а демиург - низшее ду­ховное существо. До христианства высший бог был неизвестен человечеству, его открыл лю­дям мессия-Христос, который является внетелесным Божественным словом и который сошел на Иисуса и покинул того при его смерти. Иисус же является обычным человеком, родив­шимся естественным образом. Керинфиане считали, что земное тысячелетнее царство Мес­сии возникнет тогда, когда воскреснет Иисус и воссоединится с Христом.

Секта действовала преимущественно в Малой Азии, существовала до IV в.

Кибангизм

См. Кимбангизм.

Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа на Земле)

Афрохристианскя синкретическая секта пятидесятнического происхождения. Основана 6 апреля 1921 г. в Бельгийском Конго бывшим баптистским проповедником Симоном Ким-


бангу после услышанного им призыва бога и полученного дара целительства. Относится, как и все ее ответвления, к мессианским афрохристианским сектам.

Вероучение кимбангу основано на Библии и одновременно включает элементы мест­ных традиционных верований. Основные догматы христианства - учение о Троице, воскресе­ние Христа, искупление им грехов людей - признаются без изменений. Симон Кимбангу счи­тается мессией и пророком, который, выполнив свою земную функцию, вознесся на небо. Несмотря на использования элементов местных верований, собственно к местным веровани­ям кимбангу относятся враждебно и призывают своих последователей отказаться от их ис­пользования.

Чернокожие африканцы объявлены божьими избранниками, которые после свержения власти белых будут жить в царстве добра и справедливости. Начало царства добра должно ознаменовать воскрешение предков. Культ предков процветает. Считается, что могилы пред­ков следует оберегать и украшать, так как предки могут оказывать помощь живым. Кимбангу верят в существование злых духов, борьбе с которыми посвящено много ритуалов.

Культ кимбангу близок к общепротестантскому. Богослужения проводятся несколько раз в неделю, на них поются псалмы, читаются молитвы и тексты из Библии. При богослуже­ниях используется традиционная музыка. Таинства не признаются. Большое значение имеет паломничество на родину Симона Кимбангу, в селение Нкаба, которое именуется Новым Иерусалимом.

После смерти Симона Кимбангу секту возглавили его сыновья, которые также считают­ся "спасителями". Ниже спасителей в кимбангийской иерархии находятся апостолы, кото­рые, как считается, способны различать злых и добрых духов и общаться с ними. Апостолы занимаются проведением служб.

От кимбангу отделилось несколько сект, имеющих, как правило, более радикальные доктрины. Основой противоречий внутри кимбангийских сект в основном является вопрос, считать Симона Кимбангу единственным или только первым пророком. Наиболее известны­ми из кимбангийских сект являются мацуаизм, мпандизм, тонзи. После образования ради­кальных сект ортодоксальный кимбангизм во многом смягчил положения, касающиеся отно­шения к белым.

Кимбангизм входит в Всемирный совет церквей. Общее число последователей кимбан­гу - около 6 миллионов, преимущественно в Демократической Республике Конго, существен­но меньше - в других африканских странах.


Кимбангу

См. Кимбангизм.

Кимбанда

См. Квимбанда.

Китавала (Церковь сторожевой башни)

Афрохристианская синкретическая иеговистская секта. Основана в 1908 г. в Ньяса-ленде Э.Камваной. Относится к адаптированно-христианским сектам.

Вероучение китавала основано на так называемой "Библии Нового мира" и мало отли­чается от вероучения Свидетелей Иеговы. Китавала отвергают большую часть основных хри­стианских догматов, в том числе догмат о Троице, божественность Христа, его физическое воскрешение, бессмертие души. Большую роль в вероучении играют эсхатологическое моти­вы в форме убеждений о скором конце света. Особо выделяется богоизбранность черных аф­риканцев.

Китавала враждебно относятся к любой власти.

Общая численность китавала на конец XX века - более 50 тысяч человек, в основном в Демократической Республике Конго и странах Медного пояса.

Клавдианизм

Сектантское направление в донатизме. Сформировалось в результате внутренних про­тиворечий, возникших в донатизме в период гонений после смерти императора Юлиана в 363 г.

Климентовцы (Древлеправославная церковь)

Одна из групп, входящих в Катакомбную церковь. Основатель - епископ Иркутский Климент (Логгинов). Сформирована из числа приверженцев единоверческой церкви, не при­нявших обновленчество.

В 1925 г. к климентовцам присоединилась часть неокружников.

В 1925 г. Климент, перешедший в поповское старообрядчество, возглавил Иркутско-Амурскую старообрядческую кафедру, не прерывая при этом общение с катакомбной церко­вью. Отказавшись в 1927 г. от кафедры по протесту некоторых старообрядческих общин, Климент, тем не менее, производил рукоположения от лица епископа Иркутского как среди


старообрядцев, так и среди катакомбников. Рукоположенные им архиереи заложили иерар­хическую основу климентовской ветви.

До 1962 г. видимая деятельность климентовской ветви практически отсутствовала. По­сле смерти в 1962-63 гг. сразу нескольких архиереев возникла необходимость новых постав-лений, для чего в 1963 г. был проведен тайный собор.

До 1990 г. вся деятельность климентовцев была тщательно законспирирована даже вну­три катакомбной церкви.

В 1972 г. от климентовцев откололась группа пафнутиевцев, в 1978 г. - группа евсе-вианцев.

С единоверческой церковью и РПСЦ климентовцы не поддерживают никаких кон­тактов. Единая церковная организация отсутствует. К концу XX в. часть их общин подчиня­ется епископам, часть самостоятельны. Из направлений катакомбной церкви климентовцы наиболее близки к андреевцам.

Численность климентовцев на конец XX в. по официальным оценкам около 5 тысяч че­ловек, проживающих в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, по самооценке - 25-30 тысяч человек.

Козловское подполье

Одна из групп Истинно православных христиан.

Коллегианты (Ринсбургианцы)

Религиозная секта XVII в. Представляла из себя фракцию арминиан, принявших основ­ные положения индепендентов. Основана в Лейдене братьями ван дер Кодде, затем ее дея­тельность была перенесена в Вармонд (близ Лейдена), и затем окончательно обосновалась в голландском городе Ринсбурге.

Сектанты не признавали духовенство, предоставляя мирянам право совершать богослу­жения и таинства. Крещение допускалось лишь над взрослыми путем погружения. В начале XVIII в. эта секта получила большое распространение во многих городах Голландии, особен­но во время пребывания в ней философа Спинозы.

В конце XVIII в. деятельность секты прекратилась.

Коллинианство

Христианская секта. Основана Коллином Андерсом в 1783 г. в Стокгольме.


В основе вероучения коллиниан - идея о "внутреннем действенном христианстве", представляющая собой комплекс извечных истин, полученных из якобы особого внутренне­го восприятия Священного писания Коллином Андерсом.

Коллиридианство

Ересь IV в. Известна из описания Епифания Кипрского. Коллиридиане воспринимали Деву Марию как Бога, третье лицо Троицы, приносили ей в жертву хлеб в виде лепешек. По своему происхождению культ коллиридиан либо египетский, либо фракийско-скифский.

Конвинс

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в странах Карибского бассей­на, в основном на Ямайке.

Кондратьевцы

Одна из сект федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. При­держиваются аскетизма и выступают против браков.

Континентальные пиетисты

См. Гернгутеры.

Корефы

См. Евхиты.

Крепкие христиане

См. Филипповский толк.

Крикуны

Афрохристианская синкретическая секта баптистского происхождения. Распространена в основном на Тринидаде.

Крыловцы

Молоканская секта. Основана Исааком Крыловым. В культовую практику секты введе­ны многие обряды, не практикующиеся у других молокан: коленопреклонение, воздеяние рук при молении, преломление хлеба на "тайной вечери" молокан.


Секта существовала непродолжительное время. Ее учение, развитое Масловым, было перенесено Андром Саломатиным в Таврическую губернию и легло в основу секты молокан донского толка.

Ктисголарты (Ктиститы)

Одна их монофизитских сект, на которых разделилось течение автортодокетов. Его приверженцы учили, что тело Иисуса Христа было сотворенно и нетленно.

Ктиститы

См. Ктисголарты.

Культ Деима

См. Церковь пепла и очищения.

Кумина

Афрохристианская синкретическая секта, так называемая "религия рабов". Распростра­нена в странах Карибского бассейна, в основном на Ямайке.

Лабадизм

Мистическое сектантское течение в протестантизме. Основано французским мистиком Жаном де Лабади. Лидер течения - Анна Мария фон Штюрманн.

Лабадисты критиковали изменчивость доктрин протестантизма в различных конфесси­ях, проповедовали общность имущества и ставили жизненным и духовным идеалом католи­ческий монашеский образ жизни.

Лабадисты основали общину численностью 500 человек в замке Вальта, близ Леенвар-дена. Незначительные общины лабадистов существовали на территории Швейцарии, Гол­ландии, Северной Германии.

Община лабадистов распалась после 1725 г. Идеология лабадистов повлияла на разви­тие протестантизма в Голландии и на Рейне.

Лазаревская ветвь ИПЦ

Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Лазарем (Журбенко) и на­званная по его имени. Находится в тесном контакте с Русской православной церковью за гра-


ницей. Приходы этой ветви находятся преимущественно в Белоруссии, на Украине, Кубани, Северном Кавказе.

Лампецианств о

См. Евхиты.

Легион Марии (Мариа Легио, Церковь легиона Марии)

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в 1963 г. в Западной Кении. Осно­вана Гауденсией Аоко, объявившей себя пророчицей, святой матерью, а впоследствии дав­шей себе сан епископа. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам католического происхождения.

Легион Марии признает Библию. Догматика в общих чертах близка к католической. Одновременно с этим имеются некоторые протестантские черты - допускается женское свя­щенство, упрощены обряды, изменено толкование отдельных мест Библии. Сохранено зва­ние кардинала.

Численность Легиона Марии на конец XX века составляет около 160 тысяч человек, 150 тысяч из них проживает в Кении.

Лестадианство

Сектантсткое протестантское течение. Зародилось внутри Шведской церкви. Основано в 40-е годы XIX в. пастором Ларсом Леви Лестадиусом, проповедовавшим среди лапландско­го населения на севере Швеции.

Лестадиане придерживаются общепротестантских принципов вероисповедания, с раз­витыми элементами аскетизма и экстатичности. Приверженцы секты не признают современ­ных технических средств, выступают против ограничения рождаемости. Членство в профсо­юзах и партиях, а также любое выступление против существующей власти, считается грехом. В отношении нарушителей запретов предусмотрена система наказаний, иногда жестоких.

Деятельность сект финансируется за счет добровольных пожертвований.

Общее руководство течением отсутствует. Сектантская группа насчитывает несколько десятков человек, возглавляемых проповедником. В летний период происходят общие съез­ды лестадиан. Шведская церковь не препятствует деятельности сектантов, в основном из опасения потерять над ними контроль.

Общая численность лестадиан на конец XX в. - около 180 тысяч человек, из них более половины проживает в Финляндии.


Либеральные католики

Группа неримских католиков. Возникла в середине 10-х годов XX века в Великобрита­нии, свое наименование получила в 1918 г.

Возникновение группы связано с появлением в малочисленной британской старокато­лической церкви членов Английского теософического общества, часть которых была затем рукоположена в епископы и священники. В 1916 г. в епископы был рукоположен теософ Джеймс Ингалл Уэджвуд, который стал идеологом новой ориентации церкви.

Догматика либеральных католиков представляет собой синтез старокатолических и теософских идей. Догматика церкви не закреплена, так как считается, что к истине существу­ет много путей. Целью жизни человека объявляется способность распознать божественный свет в себе и окружающих. Апостольская вера христианства интерпретируется как древняя мистическая идея, которая была разъяснена апологетами теософии Еленой Блаватской и Анни Безант. Христианская троица воспринимается как вершина священной иерархии. Чело­век рассматривается как искра божья и как следствие этого считается бессмертным. Часть либеральных католиков верит в реинкарнацию, которая происходит в соответствии с зако­ном кармы.

Либеральные католики признают семь таинств, которые воспринимаются как внешние знаки Божественной милости. Культ также представляет собой смешение теософских и ста­рокатолических элементов. Совершается литургия, при этом делается акцент на то, что литургия совершается без всех тех ошибок, которые были допущены в римско-католической, англиканской и православной церквях. Самой литургии придается мистическое значение.

Церковь имеет епископальное устройство. Труд служителей не оплачивается. Священ­ники всех рангов могут вступать в брак. Членство в церкви открытое, для него не требуется полного согласия с ее доктринами.

Внутри либеральных католиков существует ряд расхождений по вопросам догматики, в зависимости от большей или меньшей ориентации в сторону теософии или старокатолициз-ма.

К либеральным католикам также относятся и некоторые другие церковные группы, включившие в свое вероучение различные теософские, гностические, масонские, магические и оккультные положения.

Общая численность либеральных католиков на конец XX века - около 100 тысяч чело­век. Самая большая группа в Франции - 10 тысяч человек.


Лионские нищие

См. Вальденсы.

Липецкие истинно православные христиане

Одна из групп Истинно православных христиан.

Лолларды

Ряд христианских религиозных сект позднего средневековья, деятельность которых на­чиналась как благотворительная, но впоследствии превратилась в ересь. Лолларды протесто­вали против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви.

Название движения связано с мифическим Вальтером Лоллардом.

Впервые лолларды появились в 1300 г. в Антверпене и назывались алексианцами, или братьями св.Алексия. Лолларды распространились в Нидерланды и Германию, где иногда отождествлялись с беггардами. В 1387 г. лолларды появляются в Англии, где развивают бур­ную деятельность, пропагандируя себя как приверженцев Виклифа. Английские лолларды проповедовали среди простого народа и имели большое количество сторонников. В 1395 г. английские лолларды подали петицию в парламент с предложением реформировать англий­скую церковь, уничтожить светские владения церкви, отменить безбрачие священников. Эта петиция была отклонена, после чего активность лоллардов значительно снизилась.

В 1400 г. Генрих IV издал акт против еретиков, по которому ряд лоллардов был казнен. В 1406 г. резиденция лоллардов - Оксфордский университет - был очищен от еретиков, а в 1408 г. архиепископ Кентерберрийский Арундел провел запрет лоллардов законодательно, после чего оставшиеся в живых лолларды переселились в Шотландию.

В период Реформации преследование лоллардов было прекращено, но их течение так никогда больше и не стало сколько-нибудь значимым.

Лубковцы

См. Новый Израиль.

Лужково согласие

Направление в поповском старообрядчестве. Основано в 1822 г. в поселке Лужки близ г.Стародуба. Отличалось от других направлений поповства прежде всего тем, что не призна­валась молитва за царя, запрещалось принимать присягу и нести воинскую службу. Лужков-


цы считали истинным только тайное священстово и выступали против любых контактов с официальной церковью и светской властью.

Созданная в 1846 г. Белокриницкая иерархия лужковцами не признана.

Лужково согласие распространилось на Дону, в Молдавии и на Урале. Несмотря на раз­решение правительства от 26 марта 1822 г. принимать беглых попов при условии ведения в этих приходах метрик, лужковцы отказались вести метрики и принимали беглых попов толь­ко тайно.

Во второй половине XIX в. лужковцы растворились в массе других течений поповства. Часть лужковцев, проживавшая в Подмосковье, осталась без священников и превратилась в беспоповцев. Позднее эта группа присоединилась к Белокриницкой иерархии.

Современные лужковцы венчаются в официальной православной церкви, крещение и отпевание производят самостоятельно. К концу XX в. численность лужковцев незначитель­на, проживают они преимущественно вокруг Москвы..

Лумпа (Видимая церковь спасения)

Афрохристианская синкретическая секта протестантской ориентации. Основана в 1953 г. в Северной Замбии Алисией Мулени Лубусхой, которая впоследствии была провозглашена пророчицей.

Вероучение секты опирается на так называемую "Настоящую Бублию", которая суще­ственно отличается от канонической, и на сочинения идеологов секты. Догматика секты со­четает элементы протестантизма и местных традиционных верований. Отвергается почита­ние икон, святых, креста. Проповедуется богоизбранность черных африканцев. Секта актив­но выступает против католической церкви.

Характерно строительство священных поселений - своеобразных коммун для привер­женцев секты. Главное из этих поселений называется Новым Сионом.

После вооруженного выступления сектантов в 1964 г. против правительственных учре­ждений Замбии, закончившегося крупным кровопролитием, секта была запрещена, а большая часть ее сторонников перебралась в другие страны.

На конец XX века общая численность секты достигала 100 тысяч человек.

Лучинковцы

Секта в беспоповском течении старообрядчества. Относится к бегунскому толку. Заро­дилась во второй половине XIX в. на Невьянском горном заводе Пермской губернии. К кон-


цу XIX в. центром течения лучинковцев стала деревня Федьковка Шурлинской волости Ека­теринбургского уезда.

Название секты связано с тем, что сектанты вместо свечей употребляют лучину. Со­гласно вероучению лучинковцев, Антихрист наложил свою печать на все предметы богослу­жения, за исключением лучины. Считается, "у кого больше дымит, того молва угоднее Богу". Основы вероучения совпадают с основными положениями бегунского толка: отрицание церкви, таинств, икон, власти. Кресты с титлой отвергаются и используются только без тит­лы. Светские и церковные законы лучинковцы считают сатанинскими. Категорически отвер­гаются паспорта. Приверженцы секты отличаются крайним фанатизмом.

По наблюдениям, у лучинковцев периодически исчезают дети. Существует народная молва, что лучинковцы и своих, и похищеных чужих детей используют для причащения мла­денческой кровью. Сами лучинковцы объясняют исчезновение детей желанием воспитать их вдали от мира, так как ими считается, что воспитанные на лоне природы младенцы не имеют никакого понятия о мире и его грехах и потому способны быть учителями.

Любушкино согласие

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в второй половине XIX в. в Московской и Тверской губерниях.

Приверженцы согласия отличались умеренностью. Характерным признаком согласия является отрицание "законного", церковного брака в связи с отсутствием "истинных священ­ников". Приверженцам согласия разрешалось вступать в свободное сожительство по любви, ожидая освящения этого сожительства в будущей жизни от верховного священника Иисуса Христа. В отличие от других течений беспоповства, допускается употребление в пищу мяса, позволяется пить вино и чай. Перекрешивание новообращенных не производится, повторное крещение заменяется постом и молитвой.

Люди Божии

Секта в российском православии. Основана в с.Березовка Саратовской губернии прие­хавшим из Закавказья крестьянином Авдеевым в 1864 г.

Сектанты признают нисхождение Святого духа на достойных либо непосредственно, либо через дуновение одного из удостоившихся.

Для секты характерно ожидание скорого конца света, глоссолалия. Очевидно, на секту оказали влияние христововеры, т.к. культовая практика сектантов включает хождения по


комнате, прыжки, махания руками и ногами и т.д., а название секты идентично одному из самоназваний христововеров.

Люди Божии

См. Христововеры.

Лютеранская церковь Бапеди

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Южно-Африканской республике. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам лютеранского происхождения.

Люцифериане (Западные богомилы)

Христиансткая секта богомильского происхождения. Существовала в Германии в конце ХП - начале XIII в. Люцифериане являлись идейными последователями альбигойцев и также выступали против официальной католической церкви, которая именовалась "дьявольской си­лой". Вероучение люцифериан отличалось крайним дуализмом.

Люцифериане отвергали догмат о триединстве бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы. Крещение заменено на духовное крещение, совер­шаемое через возложение рук.

Люцифериане разделяли богомильское положение о родстве Бога-отца и Сатаны, кото­рого считали несправедливо изгнанным с неба. Сатана считался распределителем мирских благ.

В 1227 году папа послал Конрада Марбургского искоренить секту. Вырваные у люци­фериан под пытками свидетельства их поклонения Сатане как творцу и господину мира, по­служили впоследствии основанием для физического уничтожения секты и наступления про­тив богомилов в целом.

Последующая пропаганда официальной церкви и непрекращающееся преследование люцифериан породили народную молву о проводимых люциферианами обрядах осквернения освященных даров, дьяволопоклонничестве, сексуальных оргиях, поклонении "нечистым жи­вотным". Возможно, хорошо описанные в средневековых источниках обряды посвящения в секту с участием "посланника дьявола" действительно имели место в виде театрализованной постановки с целью окончательного отторжения неофита от католичества.

Приукрашенные описания проводимых люциферианами обрядов сформировали в по­следующие века слухи и домыслы о существовании неких "сатанистских" сект и обрядов.


После "люциферианского дела" непристойное целование заднего прохода животного или че­ловека, символизирующего Сатану, стало главным обвинением в дьяволопоклонстве, хотя происхождение данного ритуала неизвестно.

Макумба

Группа бразильских афрохристианских синкретических сект. По сути является основ­ной религией населения Бразилии, хотя по официальным данным большая часть населения (в том числе и приверженцы макумба) - католики, а сам культ долгое время был под запре­том. В настоящее время большинство бразильцев не является прямыми последователями этой религии, но практически все подвержены суевериям, связанным с этим культом, и тра­диционно исполняют некоторые церемонии макумба.

Из исконно африканских верований в группе макумба сохранилась вера в переселение духов орикса и экстатические танцы. Языческая часть вероучения макумба основана на мест­ных верованиях народа йоруба, народов Конго, восточных культах. В отличие от многих других афрохристианских культов, сильное влияние на макумба оказывает спиритуализм. Секты макумба поддерживают эпизодические связи с породившими их африканскими культами.

Макумба политеистична. Во главе пантеона - богиня воды Иеманьи, день рождения ко­торой празднуется 1 января.

Культовая практика макумба основана на медиумах (йоа), которые, по убеждениям ма­кумба, способны на время предоставлять богам свои тела. В это время йоа впадают в транс, полностью сливаются с богом, но впоследствии ничего об этом не помнят. Согласно верова­ниям макумба, бог может вселиться только в одного из своих детей, чаще всего - в посвящен­ного, т.е. в йоа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: