В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву.
Бог при этом является одновременно имманентным, т.е.участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е.бесконечно превосходит человека.
Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божественном голосе человека. Внутренний свет адекватно воплощен в Библии, которая рассматривается как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".
У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обряды, в том числе крещение и причащение.
По воскресениям квакеры собираются вместе и погружаются в молчание, ожидая озарения от Святого духа. Молчание длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потребность что-нибудь сказать.
Браки между квакерами осуществляются на основе обещания верности, данного в присутствии старейшин.
В первую очередь к движению квакеров примкнули различные мелкие протестантские секты: сикеры, фамилисты, рантеры и некоторые анабаптисты.
Сразу после основания течения английское правительство начало преследовать квакеров, преимущественно из-за идей пацифизма, поэтому многие из них начиная с 1656 г. переселились в Америку. В Америке квакеры получили поддержку в лице английского богача Вильгельма Пенна, который в 1680 г. получил за долги целую провинцию (впоследствии Пенсильванию) и поселил в этой местности эмигрантов-квакеров.
В 1689 г. квакеры получили свободу вероисповедания согласно Закона о веротерпимости Вильгельма Ш. В США же преследования квакеров продолжались до XIX в.
Квакеры оказали значительное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США.
Квартодециманство
Раннехристианская ересь. Квартодецимане праздновали Пасху как иудеи, четырнадцатого Ниссана, первого весеннего месяца, на какой бы день недели это число не падало.
Квартодецимане жили преимущственно в Малой Азии, где этот обычай прочно установился, и даже угроза папы Виктора об отлучении всех соблюдающих его не имела успеха.
Между квартодециманами и представителями ортодоксальной церкви часто происходили споры, причем ортодоксальная церковь воспринимала квартодециман как еретиков.
Квасники
Одна из сект христововеров. Распространилась в конце XIX - начале XX вв. в Оренбургской губернии России.
Вероучение секты практически совпадает с классическим христововерием, но часть приверженцев секты близка к идеям скопцов.
Приверженцы секты не приемлют употребления алкоголя в любом виде, чем и объясняется их название.
Квиетизм
Неортодоксальное течение в католицизме. Основано в Испании в XVII в. священником Михаилом Молиносом. Название секты происходит от латинского "quies" - покой.
В основе вероучения квиетистов - представление о том, что высшее христианское совершенство состоит в сладостном божественном спокойствии души, не возмущаемом ничем земным. Такое спокойствие может быть достигнуто внутренней молитвой и непосредственным созерцанием Бога. Душа, созерцающая Бога, способна любить его идеально чистой любовью, свободной от любых негативных мыслей.
Исходя из квиетистского мировоззрения, вся церковная иерархия, храмы, богослужения и обряды становятся ненужными.
В 1687 г. Молинос был осужден инквизицией и умер в тюрьме. Тем не менее квиетизм начал стремительно распространяться в Испании, Италии и Франции. Особенно были увлечены новым мистическим течением женщины. Квиетизм стал популярен даже при французском дворе и среди высших священников. Распространение квиетизма вызвало ожесточенное сопротивление ортодоксальной католической церкви. В 1699 г. папа Иннокентий XII по просьбе короля Франции специальным указом прекратил богословские споры между квиетистами и ортодоксами. После этого квиетизм как организованная секта сошел со сцены, однако идеи квиетизма встречаются в католическом мире по сей день.
Квимбанда (Кимбанда)
Бразильская афрохристианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба и иногда используется как синоним макумба.
Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша вселяться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Характерно большое использование колдовских элементов из области черной магии и обращение к темной стороне низших духов.
Важное значение в культе играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов и способствующие объединению с оришу. Эшу Рэй (Эшу-Царь), Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзевулом и Астаротом. Особой силой в магической практике квимбанда играет Эшу Транка Руас (Закрывающий пути), при обращении к которому человека можно лишить удачи, семьи и даже убить.
Келе
Афрохристианская синкретическая секта. Распространена преимущественно на о.-Св.Люсии.
Керинфиане
Гностическая синкретическая секта. Основана в конце I в. Керинфом из Эфеса. Вероучение секты является христологической ересью и представляет собой смешение гностицизма и эбионитства.
Согласно вероучению керинфиан, видимый мир создал не бог, а демиург - низшее духовное существо. До христианства высший бог был неизвестен человечеству, его открыл людям мессия-Христос, который является внетелесным Божественным словом и который сошел на Иисуса и покинул того при его смерти. Иисус же является обычным человеком, родившимся естественным образом. Керинфиане считали, что земное тысячелетнее царство Мессии возникнет тогда, когда воскреснет Иисус и воссоединится с Христом.
Секта действовала преимущественно в Малой Азии, существовала до IV в.
Кибангизм
См. Кимбангизм.
Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа на Земле)
Афрохристианскя синкретическая секта пятидесятнического происхождения. Основана 6 апреля 1921 г. в Бельгийском Конго бывшим баптистским проповедником Симоном Ким-
бангу после услышанного им призыва бога и полученного дара целительства. Относится, как и все ее ответвления, к мессианским афрохристианским сектам.
Вероучение кимбангу основано на Библии и одновременно включает элементы местных традиционных верований. Основные догматы христианства - учение о Троице, воскресение Христа, искупление им грехов людей - признаются без изменений. Симон Кимбангу считается мессией и пророком, который, выполнив свою земную функцию, вознесся на небо. Несмотря на использования элементов местных верований, собственно к местным верованиям кимбангу относятся враждебно и призывают своих последователей отказаться от их использования.
Чернокожие африканцы объявлены божьими избранниками, которые после свержения власти белых будут жить в царстве добра и справедливости. Начало царства добра должно ознаменовать воскрешение предков. Культ предков процветает. Считается, что могилы предков следует оберегать и украшать, так как предки могут оказывать помощь живым. Кимбангу верят в существование злых духов, борьбе с которыми посвящено много ритуалов.
Культ кимбангу близок к общепротестантскому. Богослужения проводятся несколько раз в неделю, на них поются псалмы, читаются молитвы и тексты из Библии. При богослужениях используется традиционная музыка. Таинства не признаются. Большое значение имеет паломничество на родину Симона Кимбангу, в селение Нкаба, которое именуется Новым Иерусалимом.
После смерти Симона Кимбангу секту возглавили его сыновья, которые также считаются "спасителями". Ниже спасителей в кимбангийской иерархии находятся апостолы, которые, как считается, способны различать злых и добрых духов и общаться с ними. Апостолы занимаются проведением служб.
От кимбангу отделилось несколько сект, имеющих, как правило, более радикальные доктрины. Основой противоречий внутри кимбангийских сект в основном является вопрос, считать Симона Кимбангу единственным или только первым пророком. Наиболее известными из кимбангийских сект являются мацуаизм, мпандизм, тонзи. После образования радикальных сект ортодоксальный кимбангизм во многом смягчил положения, касающиеся отношения к белым.
Кимбангизм входит в Всемирный совет церквей. Общее число последователей кимбангу - около 6 миллионов, преимущественно в Демократической Республике Конго, существенно меньше - в других африканских странах.
Кимбангу
См. Кимбангизм.
Кимбанда
См. Квимбанда.
Китавала (Церковь сторожевой башни)
Афрохристианская синкретическая иеговистская секта. Основана в 1908 г. в Ньяса-ленде Э.Камваной. Относится к адаптированно-христианским сектам.
Вероучение китавала основано на так называемой "Библии Нового мира" и мало отличается от вероучения Свидетелей Иеговы. Китавала отвергают большую часть основных христианских догматов, в том числе догмат о Троице, божественность Христа, его физическое воскрешение, бессмертие души. Большую роль в вероучении играют эсхатологическое мотивы в форме убеждений о скором конце света. Особо выделяется богоизбранность черных африканцев.
Китавала враждебно относятся к любой власти.
Общая численность китавала на конец XX века - более 50 тысяч человек, в основном в Демократической Республике Конго и странах Медного пояса.
Клавдианизм
Сектантское направление в донатизме. Сформировалось в результате внутренних противоречий, возникших в донатизме в период гонений после смерти императора Юлиана в 363 г.
Климентовцы (Древлеправославная церковь)
Одна из групп, входящих в Катакомбную церковь. Основатель - епископ Иркутский Климент (Логгинов). Сформирована из числа приверженцев единоверческой церкви, не принявших обновленчество.
В 1925 г. к климентовцам присоединилась часть неокружников.
В 1925 г. Климент, перешедший в поповское старообрядчество, возглавил Иркутско-Амурскую старообрядческую кафедру, не прерывая при этом общение с катакомбной церковью. Отказавшись в 1927 г. от кафедры по протесту некоторых старообрядческих общин, Климент, тем не менее, производил рукоположения от лица епископа Иркутского как среди
старообрядцев, так и среди катакомбников. Рукоположенные им архиереи заложили иерархическую основу климентовской ветви.
До 1962 г. видимая деятельность климентовской ветви практически отсутствовала. После смерти в 1962-63 гг. сразу нескольких архиереев возникла необходимость новых постав-лений, для чего в 1963 г. был проведен тайный собор.
До 1990 г. вся деятельность климентовцев была тщательно законспирирована даже внутри катакомбной церкви.
В 1972 г. от климентовцев откололась группа пафнутиевцев, в 1978 г. - группа евсе-вианцев.
С единоверческой церковью и РПСЦ климентовцы не поддерживают никаких контактов. Единая церковная организация отсутствует. К концу XX в. часть их общин подчиняется епископам, часть самостоятельны. Из направлений катакомбной церкви климентовцы наиболее близки к андреевцам.
Численность климентовцев на конец XX в. по официальным оценкам около 5 тысяч человек, проживающих в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, по самооценке - 25-30 тысяч человек.
Козловское подполье
Одна из групп Истинно православных христиан.
Коллегианты (Ринсбургианцы)
Религиозная секта XVII в. Представляла из себя фракцию арминиан, принявших основные положения индепендентов. Основана в Лейдене братьями ван дер Кодде, затем ее деятельность была перенесена в Вармонд (близ Лейдена), и затем окончательно обосновалась в голландском городе Ринсбурге.
Сектанты не признавали духовенство, предоставляя мирянам право совершать богослужения и таинства. Крещение допускалось лишь над взрослыми путем погружения. В начале XVIII в. эта секта получила большое распространение во многих городах Голландии, особенно во время пребывания в ней философа Спинозы.
В конце XVIII в. деятельность секты прекратилась.
Коллинианство
Христианская секта. Основана Коллином Андерсом в 1783 г. в Стокгольме.
В основе вероучения коллиниан - идея о "внутреннем действенном христианстве", представляющая собой комплекс извечных истин, полученных из якобы особого внутреннего восприятия Священного писания Коллином Андерсом.
Коллиридианство
Ересь IV в. Известна из описания Епифания Кипрского. Коллиридиане воспринимали Деву Марию как Бога, третье лицо Троицы, приносили ей в жертву хлеб в виде лепешек. По своему происхождению культ коллиридиан либо египетский, либо фракийско-скифский.
Конвинс
Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в странах Карибского бассейна, в основном на Ямайке.
Кондратьевцы
Одна из сект федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Придерживаются аскетизма и выступают против браков.
Континентальные пиетисты
См. Гернгутеры.
Корефы
См. Евхиты.
Крепкие христиане
См. Филипповский толк.
Крикуны
Афрохристианская синкретическая секта баптистского происхождения. Распространена в основном на Тринидаде.
Крыловцы
Молоканская секта. Основана Исааком Крыловым. В культовую практику секты введены многие обряды, не практикующиеся у других молокан: коленопреклонение, воздеяние рук при молении, преломление хлеба на "тайной вечери" молокан.
Секта существовала непродолжительное время. Ее учение, развитое Масловым, было перенесено Андром Саломатиным в Таврическую губернию и легло в основу секты молокан донского толка.
Ктисголарты (Ктиститы)
Одна их монофизитских сект, на которых разделилось течение автортодокетов. Его приверженцы учили, что тело Иисуса Христа было сотворенно и нетленно.
Ктиститы
См. Ктисголарты.
Культ Деима
См. Церковь пепла и очищения.
Кумина
Афрохристианская синкретическая секта, так называемая "религия рабов". Распространена в странах Карибского бассейна, в основном на Ямайке.
Лабадизм
Мистическое сектантское течение в протестантизме. Основано французским мистиком Жаном де Лабади. Лидер течения - Анна Мария фон Штюрманн.
Лабадисты критиковали изменчивость доктрин протестантизма в различных конфессиях, проповедовали общность имущества и ставили жизненным и духовным идеалом католический монашеский образ жизни.
Лабадисты основали общину численностью 500 человек в замке Вальта, близ Леенвар-дена. Незначительные общины лабадистов существовали на территории Швейцарии, Голландии, Северной Германии.
Община лабадистов распалась после 1725 г. Идеология лабадистов повлияла на развитие протестантизма в Голландии и на Рейне.
Лазаревская ветвь ИПЦ
Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Лазарем (Журбенко) и названная по его имени. Находится в тесном контакте с Русской православной церковью за гра-
ницей. Приходы этой ветви находятся преимущественно в Белоруссии, на Украине, Кубани, Северном Кавказе.
Лампецианств о
См. Евхиты.
Легион Марии (Мариа Легио, Церковь легиона Марии)
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в 1963 г. в Западной Кении. Основана Гауденсией Аоко, объявившей себя пророчицей, святой матерью, а впоследствии давшей себе сан епископа. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам католического происхождения.
Легион Марии признает Библию. Догматика в общих чертах близка к католической. Одновременно с этим имеются некоторые протестантские черты - допускается женское священство, упрощены обряды, изменено толкование отдельных мест Библии. Сохранено звание кардинала.
Численность Легиона Марии на конец XX века составляет около 160 тысяч человек, 150 тысяч из них проживает в Кении.
Лестадианство
Сектантсткое протестантское течение. Зародилось внутри Шведской церкви. Основано в 40-е годы XIX в. пастором Ларсом Леви Лестадиусом, проповедовавшим среди лапландского населения на севере Швеции.
Лестадиане придерживаются общепротестантских принципов вероисповедания, с развитыми элементами аскетизма и экстатичности. Приверженцы секты не признают современных технических средств, выступают против ограничения рождаемости. Членство в профсоюзах и партиях, а также любое выступление против существующей власти, считается грехом. В отношении нарушителей запретов предусмотрена система наказаний, иногда жестоких.
Деятельность сект финансируется за счет добровольных пожертвований.
Общее руководство течением отсутствует. Сектантская группа насчитывает несколько десятков человек, возглавляемых проповедником. В летний период происходят общие съезды лестадиан. Шведская церковь не препятствует деятельности сектантов, в основном из опасения потерять над ними контроль.
Общая численность лестадиан на конец XX в. - около 180 тысяч человек, из них более половины проживает в Финляндии.
Либеральные католики
Группа неримских католиков. Возникла в середине 10-х годов XX века в Великобритании, свое наименование получила в 1918 г.
Возникновение группы связано с появлением в малочисленной британской старокатолической церкви членов Английского теософического общества, часть которых была затем рукоположена в епископы и священники. В 1916 г. в епископы был рукоположен теософ Джеймс Ингалл Уэджвуд, который стал идеологом новой ориентации церкви.
Догматика либеральных католиков представляет собой синтез старокатолических и теософских идей. Догматика церкви не закреплена, так как считается, что к истине существует много путей. Целью жизни человека объявляется способность распознать божественный свет в себе и окружающих. Апостольская вера христианства интерпретируется как древняя мистическая идея, которая была разъяснена апологетами теософии Еленой Блаватской и Анни Безант. Христианская троица воспринимается как вершина священной иерархии. Человек рассматривается как искра божья и как следствие этого считается бессмертным. Часть либеральных католиков верит в реинкарнацию, которая происходит в соответствии с законом кармы.
Либеральные католики признают семь таинств, которые воспринимаются как внешние знаки Божественной милости. Культ также представляет собой смешение теософских и старокатолических элементов. Совершается литургия, при этом делается акцент на то, что литургия совершается без всех тех ошибок, которые были допущены в римско-католической, англиканской и православной церквях. Самой литургии придается мистическое значение.
Церковь имеет епископальное устройство. Труд служителей не оплачивается. Священники всех рангов могут вступать в брак. Членство в церкви открытое, для него не требуется полного согласия с ее доктринами.
Внутри либеральных католиков существует ряд расхождений по вопросам догматики, в зависимости от большей или меньшей ориентации в сторону теософии или старокатолициз-ма.
К либеральным католикам также относятся и некоторые другие церковные группы, включившие в свое вероучение различные теософские, гностические, масонские, магические и оккультные положения.
Общая численность либеральных католиков на конец XX века - около 100 тысяч человек. Самая большая группа в Франции - 10 тысяч человек.
Лионские нищие
См. Вальденсы.
Липецкие истинно православные христиане
Одна из групп Истинно православных христиан.
Лолларды
Ряд христианских религиозных сект позднего средневековья, деятельность которых начиналась как благотворительная, но впоследствии превратилась в ересь. Лолларды протестовали против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви.
Название движения связано с мифическим Вальтером Лоллардом.
Впервые лолларды появились в 1300 г. в Антверпене и назывались алексианцами, или братьями св.Алексия. Лолларды распространились в Нидерланды и Германию, где иногда отождествлялись с беггардами. В 1387 г. лолларды появляются в Англии, где развивают бурную деятельность, пропагандируя себя как приверженцев Виклифа. Английские лолларды проповедовали среди простого народа и имели большое количество сторонников. В 1395 г. английские лолларды подали петицию в парламент с предложением реформировать английскую церковь, уничтожить светские владения церкви, отменить безбрачие священников. Эта петиция была отклонена, после чего активность лоллардов значительно снизилась.
В 1400 г. Генрих IV издал акт против еретиков, по которому ряд лоллардов был казнен. В 1406 г. резиденция лоллардов - Оксфордский университет - был очищен от еретиков, а в 1408 г. архиепископ Кентерберрийский Арундел провел запрет лоллардов законодательно, после чего оставшиеся в живых лолларды переселились в Шотландию.
В период Реформации преследование лоллардов было прекращено, но их течение так никогда больше и не стало сколько-нибудь значимым.
Лубковцы
См. Новый Израиль.
Лужково согласие
Направление в поповском старообрядчестве. Основано в 1822 г. в поселке Лужки близ г.Стародуба. Отличалось от других направлений поповства прежде всего тем, что не признавалась молитва за царя, запрещалось принимать присягу и нести воинскую службу. Лужков-
цы считали истинным только тайное священстово и выступали против любых контактов с официальной церковью и светской властью.
Созданная в 1846 г. Белокриницкая иерархия лужковцами не признана.
Лужково согласие распространилось на Дону, в Молдавии и на Урале. Несмотря на разрешение правительства от 26 марта 1822 г. принимать беглых попов при условии ведения в этих приходах метрик, лужковцы отказались вести метрики и принимали беглых попов только тайно.
Во второй половине XIX в. лужковцы растворились в массе других течений поповства. Часть лужковцев, проживавшая в Подмосковье, осталась без священников и превратилась в беспоповцев. Позднее эта группа присоединилась к Белокриницкой иерархии.
Современные лужковцы венчаются в официальной православной церкви, крещение и отпевание производят самостоятельно. К концу XX в. численность лужковцев незначительна, проживают они преимущественно вокруг Москвы..
Лумпа (Видимая церковь спасения)
Афрохристианская синкретическая секта протестантской ориентации. Основана в 1953 г. в Северной Замбии Алисией Мулени Лубусхой, которая впоследствии была провозглашена пророчицей.
Вероучение секты опирается на так называемую "Настоящую Бублию", которая существенно отличается от канонической, и на сочинения идеологов секты. Догматика секты сочетает элементы протестантизма и местных традиционных верований. Отвергается почитание икон, святых, креста. Проповедуется богоизбранность черных африканцев. Секта активно выступает против католической церкви.
Характерно строительство священных поселений - своеобразных коммун для приверженцев секты. Главное из этих поселений называется Новым Сионом.
После вооруженного выступления сектантов в 1964 г. против правительственных учреждений Замбии, закончившегося крупным кровопролитием, секта была запрещена, а большая часть ее сторонников перебралась в другие страны.
На конец XX века общая численность секты достигала 100 тысяч человек.
Лучинковцы
Секта в беспоповском течении старообрядчества. Относится к бегунскому толку. Зародилась во второй половине XIX в. на Невьянском горном заводе Пермской губернии. К кон-
цу XIX в. центром течения лучинковцев стала деревня Федьковка Шурлинской волости Екатеринбургского уезда.
Название секты связано с тем, что сектанты вместо свечей употребляют лучину. Согласно вероучению лучинковцев, Антихрист наложил свою печать на все предметы богослужения, за исключением лучины. Считается, "у кого больше дымит, того молва угоднее Богу". Основы вероучения совпадают с основными положениями бегунского толка: отрицание церкви, таинств, икон, власти. Кресты с титлой отвергаются и используются только без титлы. Светские и церковные законы лучинковцы считают сатанинскими. Категорически отвергаются паспорта. Приверженцы секты отличаются крайним фанатизмом.
По наблюдениям, у лучинковцев периодически исчезают дети. Существует народная молва, что лучинковцы и своих, и похищеных чужих детей используют для причащения младенческой кровью. Сами лучинковцы объясняют исчезновение детей желанием воспитать их вдали от мира, так как ими считается, что воспитанные на лоне природы младенцы не имеют никакого понятия о мире и его грехах и потому способны быть учителями.
Любушкино согласие
Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в второй половине XIX в. в Московской и Тверской губерниях.
Приверженцы согласия отличались умеренностью. Характерным признаком согласия является отрицание "законного", церковного брака в связи с отсутствием "истинных священников". Приверженцам согласия разрешалось вступать в свободное сожительство по любви, ожидая освящения этого сожительства в будущей жизни от верховного священника Иисуса Христа. В отличие от других течений беспоповства, допускается употребление в пищу мяса, позволяется пить вино и чай. Перекрешивание новообращенных не производится, повторное крещение заменяется постом и молитвой.
Люди Божии
Секта в российском православии. Основана в с.Березовка Саратовской губернии приехавшим из Закавказья крестьянином Авдеевым в 1864 г.
Сектанты признают нисхождение Святого духа на достойных либо непосредственно, либо через дуновение одного из удостоившихся.
Для секты характерно ожидание скорого конца света, глоссолалия. Очевидно, на секту оказали влияние христововеры, т.к. культовая практика сектантов включает хождения по
комнате, прыжки, махания руками и ногами и т.д., а название секты идентично одному из самоназваний христововеров.
Люди Божии
См. Христововеры.
Лютеранская церковь Бапеди
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Южно-Африканской республике. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам лютеранского происхождения.
Люцифериане (Западные богомилы)
Христиансткая секта богомильского происхождения. Существовала в Германии в конце ХП - начале XIII в. Люцифериане являлись идейными последователями альбигойцев и также выступали против официальной католической церкви, которая именовалась "дьявольской силой". Вероучение люцифериан отличалось крайним дуализмом.
Люцифериане отвергали догмат о триединстве бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы. Крещение заменено на духовное крещение, совершаемое через возложение рук.
Люцифериане разделяли богомильское положение о родстве Бога-отца и Сатаны, которого считали несправедливо изгнанным с неба. Сатана считался распределителем мирских благ.
В 1227 году папа послал Конрада Марбургского искоренить секту. Вырваные у люцифериан под пытками свидетельства их поклонения Сатане как творцу и господину мира, послужили впоследствии основанием для физического уничтожения секты и наступления против богомилов в целом.
Последующая пропаганда официальной церкви и непрекращающееся преследование люцифериан породили народную молву о проводимых люциферианами обрядах осквернения освященных даров, дьяволопоклонничестве, сексуальных оргиях, поклонении "нечистым животным". Возможно, хорошо описанные в средневековых источниках обряды посвящения в секту с участием "посланника дьявола" действительно имели место в виде театрализованной постановки с целью окончательного отторжения неофита от католичества.
Приукрашенные описания проводимых люциферианами обрядов сформировали в последующие века слухи и домыслы о существовании неких "сатанистских" сект и обрядов.
После "люциферианского дела" непристойное целование заднего прохода животного или человека, символизирующего Сатану, стало главным обвинением в дьяволопоклонстве, хотя происхождение данного ритуала неизвестно.
Макумба
Группа бразильских афрохристианских синкретических сект. По сути является основной религией населения Бразилии, хотя по официальным данным большая часть населения (в том числе и приверженцы макумба) - католики, а сам культ долгое время был под запретом. В настоящее время большинство бразильцев не является прямыми последователями этой религии, но практически все подвержены суевериям, связанным с этим культом, и традиционно исполняют некоторые церемонии макумба.
Из исконно африканских верований в группе макумба сохранилась вера в переселение духов орикса и экстатические танцы. Языческая часть вероучения макумба основана на местных верованиях народа йоруба, народов Конго, восточных культах. В отличие от многих других афрохристианских культов, сильное влияние на макумба оказывает спиритуализм. Секты макумба поддерживают эпизодические связи с породившими их африканскими культами.
Макумба политеистична. Во главе пантеона - богиня воды Иеманьи, день рождения которой празднуется 1 января.
Культовая практика макумба основана на медиумах (йоа), которые, по убеждениям макумба, способны на время предоставлять богам свои тела. В это время йоа впадают в транс, полностью сливаются с богом, но впоследствии ничего об этом не помнят. Согласно верованиям макумба, бог может вселиться только в одного из своих детей, чаще всего - в посвященного, т.е. в йоа.