ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 6 глава




В 40-х годах XX в. ряд последователей секты принял Ленина как "духовного царя", сформировал его культ и в 1946 г. создал новую секту "Наука Священного Коммунизма".


Духовные христиане-прыгуны

См. Прыгуны.

Духовные христиане-трезвенники (Чуриковцы)

Самая крупная группа трезвенников. Сформировалась в 90-е годы XIX в. в Санкт-Пе­тербурге. Основатель - самарский крестьянин Иван Чуриков, поселившийся в 1890-х годах в Санкт-Петербурге, где читал лекции о вреде алкоголя, утверждая, что он обладает даром ис­целения и избран богом для освобождения народа от алкоголизма. В 1894 г. за проповедь своих идей Чуриков был отлучен от церкви.

Согласно учению Духовных христиан-трезвенников, Христос поручил каждому хри­стианину проповедовать Евангелие и любой верующий имеет право на это. Постепенно сек­танты сблизились с толстовцами и приняли часть их идей, в частности вегетарианство.

После октябрьского переворота 1917 г. Духовным христианам-трезвенникам разреши­ли создать сельскохозяйственную коммуну в пригороде Петрограда Вырице, который и стал духовным центром движения. С 1927 г. секту начали преследовать советские власти. В 1929 г. Чуриков был вызван в Москву, где бесследно исчез.

Численность Духовных христиан-трезвенников на конец XX века незначительна и по­стоянно сокращается. Проживают в основном в Санкт-Петербурге и окрестностях.

Духовное христианство (Старое русское сектантство)

Ряд конфессий, отошедших в XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви по при­чине авторитарности православной церкви. Основной идеей течения стало "одухотворение" православной веры.

К духовным христианам относятся христововеры, иконоборцы (с начала XVIII в.), ду­хоборцы, молокане (с середины XVIII в.) и отделившиеся от христововеров скопцы.. Основ­ными приверженцами духовных христиан стали крестьяне и демократические слои го­родского населения.

В основе вероучения духовных христиан - исповедание веры в "духе и истине", т.е. по­нимание веры как способности каеждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствовать разум, чувства и поведение.

Духовные христиане представляли церковную организацию как общину единоверцев, без разделения на мирян и духовенство, с высокими социальными идеалами братства, равен­ства и морального совершенства.


В условиях России XVIII в. духовные христиане представляли собой реальную альтер­нативу крепостничеству, однако преследование со стороны церкви и государства мешало ре­альному развитию их общин. Внешние трудности в среде духовных христиан дополнялись и внутренними проблемами: сектантское руководство стремилось к компромиссу с светской властью, а простые сектанты протестовали не только против церкви и крепостничества, но и против жесткой регламентации общинной жизни.

Разногласия внутри духовных христиан способствовали проникновению в народные массы "внешних" протестантских идеологий: баптистов, адвентистов, пятидесятников, кото­рые воздействовали главным образом на бывших приверженцев духовных христиан.

Отдельные разрозненные секты духовных христиан существуют до настоящего време­ни (данные на конец XX века).

Духовный союз (Никито-Татариновская секта, Русские квакеры)

Русская секта. Основана в 1817 г. в Петербурге Екатериной Буксгевден (Татариновой) под влиянием идей христововерия, скопчества и европейского мистицизма.

Первыми участниками секты были члены семьи Татариновой, в том числе лидер секты Никита Федоров. Всего в секту входило более 40 человек, в основном придворных или пред­ставителей высшего света, но посещало собрания гораздо большее число интересующихся, в том числе и министры российского правительства.

Хотя секта возникла на базе христововерия, она не приняла ни догматического, ни нравственного учения христововеров, взяв от них только обрядность и радения как способ доходить до состояния мистического экстаза. Важное значение для деятельности секты имел дар пророчества, которыя якобы открылся у Татариновой в момент ее перехода из лю­теранства в православие.

В основе вероучения секты - деление церкви на священно-обрядовую и внутреннюю, созидающую в сердце. Обрядовая секта, по теории Духовного союза, тоже была освящена Святым духом, но со временем утратила эту связь, поэтому таинство причащения в ней не действует, а церковь духовно мертва и бездейственна. Только в тайных общинах, свободных от богослужебного ритуала, можно обрести приверженцев, облеченных апостольской силой.

Собрания секты обычно открывались чтением священных книг, затем пелись песни, положенные на простонародные мелодии Никитой Федоровым. Затем начиналось классиче­ские христововерское радение, заканчивающееся тем, что на кого-либо из присутствующих "накатывал" Святой дух, и он начинал пророчествовать.


Секта пользовалась поддержкой при дворе. Сама Татаринова была приближена к импе­ратрице Елизавете Алексеевне, ей давал аудиенцию император Николай I.

До 1822 г. собрания секты проходили открыто, в квартире Татариновой в Ми­хайловском дворце. В 1822 г. во дворце разместилось инженерное училище, одновременно с этим был издан запрет на тайные общества.

В 1825 г., из опасения перед преследованиями, секта основала за городом, около Мо­сковской заставы, сектантскую колонию.

В 1837 г. по распоряжению министров Бенкендорфа и Дуббельта колония была закры­та, все приверженцы секты посажены под домашний арест. Делом секты занимался специ­альный раскольничий комитет, который решил, что деятельность Духовного союза противо­речит законам Российском империи и духу православной церкви. На этом основании дея­тельность секты была прекращена, ее организаторы сосланы в монастыри, остальные члены секты переданы под надзор полиции. Татаринова была послана под строгий надзор в ка­шинский Сретенский женский монастырь, где прожила 10 лет, отказываясь признать свои религиозные воззрения заблуждением.

Только в 1847 г. Татаринова признала свои заблуждения, и ей было разрешено сначала проживать вне монастыря, а затем переехать в Москву.

Духоносцы (Ересь Котельникова)

Русская секта. Основана в первой половине XIX в. разжалованным есаулом Войска Донского Евлампием Котельниковым.

Появление духоносцев связано с кризисом официального православия, вызванного Отечественной войной 1812 г. и многочисленными ассоциациями Наполеона с апокалипти­ческим зверем, являвшего пример максимального развития человеческой воли в сочетании с слепой удачей.

Община духоносцев первоначально состояла из 5 человек, совершавших ежевечернее причащение в форме символического преломления хлеба.

В основе вероучения секты - синтез западного и русского мистицизма. Духоносцы про­поведовали, что наступило апостольское время, в которое каждый верующий способен стать апостолом. Приверженцы секты считали, что каждый христианин священен, а сами духонос­цы, как и апостолы, одарены Святым духом. Духоносцы соблюдали строгий пост и постоян­но молились. В культовой практике секты было обязательное еженедельное причастие, но,


т.к. приверженцам секты не удавалось это делать в церкви, они устраивали обряд причастия в частных домах.

Духоносцы считали, что Антихрист стоит в РПЦ, а церковь есть блудница. Они проро­чествовали, что церковь будет разрушена императором Александром, и на смену православ­ной церкви явится новая секта (духоносцев), которая есть "невеста Христова", в которой на­значена от бога быть "вратами" императрица Мария Федоровна, чтобы ввести которую, ро­дится духовно в императоре Александре Иисус Христос.

Собрания духоносцев носили мистически-экстатический характер. Через пост, молитву и бдения они стремились достичь обладания чрезвычайными дарами Святого духа. Во время богослужений, которые могли проводить и мужчины, и женщины, приверженцы секты дохо­дили до состояния экстаза и в этом состоянии пророчествовали, угадывали мысли, видели картины ада и рая и считали себя достигшими высшего совершенства.

Духоносцы предсказывали конец света в 1826 г. Не состоявшееся предсказание стало ударом для Котельникова, который после этого раскаялся и прекратил всяческую деятель­ность.

После смерти Котельникова деятельность секты постепенно прекратилась.

Душители

Небольшая малоизвестная секта в беспоповском направлении старообрядчества. Суще­ствовала в Хвалынском уезде. Последователи этой секты проповедуют необходимость муче­ния и смерти по примеру сорока мучеников, страдавших за Христа.

Душители принимают большую часть традиционных для беспоповства положений: от­рицают почитание икон, церковную иерархию, священство.

Душители склонны к добровольной смерти, но не в форме самосожжений, типичных для других направлений старообрядчества, а от рук душителя. Так как такие случаи, есте­ственно, крайне редки, то ни одного удушения приверженцев секты не официально не за­регистрировано.

Дырники (Окнопоклонники)

Одна из групп беспоповцев-самокрещенцев. Не признают наставников, не почитают "новописных" икон потому, что без священства их некому освятить, и "старописных" икон потому, что почитают их за оскверненные от обладания еретиками. Поэтому приверженцы секты молятся без икон, просто в сторону востока.


Специальные помещения для богослужений отсутствуют. Молитвы летом происходят под открытым небом, лицом на восток, зимой - в небольшое отверстие в восточной стене своего дома. Молиться сквозь окно или стену почитается за грех.

Численность дырников на конец XX в. незначительна. Проживают в Центральной Си­бири.

Дьяконово согласие (Новокадильники)

Направление в поповском старообрядчестве. Основано в начале XVIII в. Т.М.Лысени-ным и Александром Дьяконом. Состояло преимущественно из представителей купечества и владельцев мануфактур.

Основное отличие дьяконова согласия от других течений поповства - требование во время службы кадить не трижды, а по дважды накрест. Во время каждения, вместо чтения псалома, их дьяконы проклинают всех, кто кадит не по их ученью.

В 1777 - 1780 гг. от дьяконова согласия в результате споров о чине принятия беглых по­пов откололась большая часть старообрядческих центров, образовав перемазовщину.

Евангелики

См. Штундо-молокане.

Евангелистические христиане (Донской толк, Молокане донского толка)

Молоканское течение, зародившее в среде донских казаков под влиянием учения моло-кан-крыловцев и распространенное преимущественно на Дону. Из всех молоканских сект наиболее близко к русской православной церкви. Признают часть христианских таинств, до­пускают присягу и службу в армии.

Евангелисты (Тверитиновцы)

Русская секта. Основана в начале XVIII в. бывшим стрельцом Дмитрием Дерюшкиным (Тверитиновым) в Москве под влиянеим идей протестантизма и на основе русских ересей XV - XVI вв.

Евангелисты отвергали почитание икон, креста, святых и их мощей, отрицали автори­тет церкви и священников. Служение богу признавалось посредством духовного усовершен­ствования и нравственного подвижничества.

Идеи Тверитинова получили широкое распространение среди жителей Москвы и Пе­тербурга, и обрели ряд последователей.


В 1713 г. духовенство во главе с С.Яворским открыло против евангелистов дело по об­винению в ереси. Тверитинову пришлось раскаяться. Имея большую популярность при дворе и пользуясь покровительством Петра I, он избежал наказания и получил полное прощение.

Последователи Тверитинова были заключены в монастыри, секта практически прекра­тила свою деятельность и впоследствии слилась с молоканами.

Евангельские христиане пятидесятники-сионисты

Пятидесятническая секта. Основана в 1922 г. на Правобережной Украине бывшей еван­гелисткой П.В.Коченковой и видным идеологом секты, бывшим католиком Л.В.Мельником.

Секта исповедует общий для всех пятидесятников символ веры, а также считает необ­ходимым переселение в Палестину, на гору Сион, и ожидание там второго пришествия Хри­ста. Приверженцы ЕХПС считают, что тысячелетнее царство Христа на Сионе будет иметь земной характер.

В 1933 г. большая часть руководства секты была репрессирована, однако деятельность секты не прекратилась и продолжается до настоящего времени, преимущественно в Хмель­ницкой области Украины.

Евангельские христиане святые сионисты

Пятидесятническая секта. Основана в 1932 г. в Польше И.П.Мурашко и его женой О.М.Кирильчук.

Из традиционных пятидесятнических догматов признается крещение Святым духом с глоссолалией и духовными дарами, а также дотысячелетний приход Христа. Основная осо­бенность вероучения ЕХСС заключается в трактовке тысячелетнего царства Христа на горе Сион, которая будет иметь земной характер. При этом Сион воспринимается не как конкрет­ное место, а как особое религиозное объединение, которое может быть создано в любом ме­сте.

Культовая практика в основном совпадает с традиционно пятидесятнической. Суббота и воскресение признаются праздничными днями. Запрещено употребление в пищу свинины.

В 1936-1938 гг. Мурашко и Кирильчук попытались создать религиозную общину на основе своей секты. Однако эта попытка провалилась. в 1938 г. основатели секты, украв об­щественную кассу, бежали в Аргентину, оставив руководить сектой внучку Мурашко Лю­бовь Ушенко.

Численность секты на конец XX в. незначительна, ее приверженцы распространены преимущественно в Польше, Западной Белоруссии, Молдове, Украине, Казахстане.


Евангельские христиане-трезвенники

Одна из групп трезвенников.

Евдоксианство

Одно из направлений, на которые распалось арианство после смерти Ария и I Никей-ского Вселенского собора. Создано и возглавлялось Евдоксием Константинопольским.

Евиониты

См. Эбиониты.

Евиониты-гностики

См. Елкезаиты.

Евлампиевцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Евномианство

Раннехристианская ересь. Основана в конце IV в. епископом Евномием, низложенным впоследствии за арианское взгляды.

Евномиане придерживались крайне арианских взглядов. Признавая, в отличие от ариан, что человеческий разум может понимать природу бога, евномиане полагали сущность этой природы в безусловной первоначальности, непроизведенности или нерожденности бога. Из этого положения делался вывод, что природа "рожденного" бога-сына не тождественна и не подобна природе "нерожденного" бога-отца. Сами термины "отец" и "сын" избегались как близкие по природе; вместо термина "бог-отец" использовался термин "нерожденный".

Единственной связью между людьми и богом евномиане считали разум или веру, осно­ванную на логике. При крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, полагая, что нижняя часть не подлежит спасению и должна быть отдана дьяволу.

Приверженцами евномианской ереси были преимущественно жители Антиохии и Константинополя из высших классов. Секта некоторое время процветала, особенно в цар­ствование Валента, но вскоре после смерти Евномия прекратила свое существование.

Ересь евномианства осуждена на II Константинопольском Вселенском соборе.


Евномиофронианство

См. Агноиты (арианские).

Евсевианство

Одно из направлений, на которые распалось арианство после смерти Ария и I Никей-ского Вселенского собора. Создано и возглавлялось Евсевием Никомидийским.

Евсевианцы

Группа, отколовшаяся в 1978 г. от климентовской ветви катакомбной церкви. Инициа­тором раскола явился епископ Хвалынский Евсевий, поставленный на место сбежавшего епископа Пафнутия в 1973 г.

По самооценке, число приверженцев на конец XX в. - около 5 тысяч человек, прожива­ющих преимущественно в Приморье. Сибири, Поволжье.

Евтихианство

Христологическая ересь, близкая к докетизму. Основана Евтихием в начале V в. Со­гласно Евтихию, божественным в Христе было полностью поглощено все человеческое, поэтому Христос имел лишь кажущуюся плоть.

Ересь евтихианства была осуждена Константинопольским собором 448 года, а Евтихий, бывший архимандритом одного монастыря, низложен.

Евхиты (Адельфианство, Корефы, Лампецианство, Маркианизм, Мессали-анство, Эвхиты, Энтузиасты)

Христианская монашеская ересь. Появлась во второй половине IV в. в монашеских об­щинах Сирии и Малой Азии. Евхиты ставили молитву превыше всего и считали единствен­ным средством к спасению.

Согласно учению евхитов, каждый человек в силу происхождения от Адама приносит в мир злого демона, во власти которого он находится. Крещение, вопреки учению ортодок­сального христианства, не освобождает человека от злой власти, и лишь усердная молитва может изгнать демона. При молитве же на место изгнанного демона приходит Святой дух и обнаруживает себя тем, что освобождает тело от волнений, страсти и наклонности ко злу. Вследствие такого вселения Святого духа становятся ненужными ни подвиги для обуздания


тела и духа, ни таинства, ни Святое писание, ни вообще какая бы то ни было церковная обрядность.

Евхиты отрицали догмат о Троице, представляя, как и модалисты, все три лица Троицы формами проявления одного и того же бога. Все материальное евхиты, как и гностики, счи­тали злом.

Евхиты проводили время в праздности и созерцании, избегая всякого труда. Для евхи-тов были характерны мистические пляски, которым они предавались для усиления эффекта молитв.

Евхиты долгое время скрывали свои наклонности и устремления. Только в IV в. ан-тиохийскому епископу Флавиану удалось обличить главу Евхитов Адельфия, после чего сек­танты подверглись светскому и духовному преследованию.

Несмотря на репрессии, евхиты тайно существовали до XI в. в восточных монастырях. В XI в. они проявились во Фракии, но с несколько видоизмененным учением. Как и евхиты IV в., эти сектанты считали молитву единственным средством к спасению и путем к нрав­ственному совершенству. Фракийские евхиты широко использовали магию и теургию, а так­же искусственные средства для достижения экзальтированного состояния.

Фракийские евхиты имели своебразную христологическую теорию, согласно которой Бог-отец имел двух сыновей: старшего Сатанаила и младшего Христа. Старший сын господствовал над земным царством, а младший - над небесным. Сатанил отошел от Бога-отца и основал на земле независимое царство, Христос же, оставшись верным отцу, заступил на место старшего сына и должен разрушить царство Сатанаила и восстановить мировой по­рядок.

Фракийские евхиты преследовались византийским правительством, а в XII в. раствори­лись в богомильской ереси.

Единая древлеправославная церковь

См. Андреевцы.

Единоверческая церковь (Православные старообрядцы)

Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Сформировалось в 80-е годы XVIII в. с разрешения российских властей. Находится под юрисдикцией Русской право­славной церкви. В основе течения - доведенная до абсолюта идея принятия священников из официальной церкви. Основатель течения - архиепископ Никифор Феотоний, соорудивший в с.Знаменском Елисаветградского уезда церковь для старообрядцев.


Причиной возникновения единоверческой церкви стало ослабление эсхатологических и антихристологических идей в поповстве, в результате чего часть поповцев стала допускать соглашательство и компромисс с официальной православной церковью.

Официальное признание единоверцы получили в царствование императора Павла I, утвердившего 16 пунктов, при соблюдении которых старообрядцы-единоверцы согласились присоединиться к православию.

Благодаря официальному признанию властями, в период репрессий Николая I против старообрядцев единоверцы получили сильное развитие. В 1851 г. в России насчитывалось 179 единоверческих церквей. Многие старообрядцы, в частности московские федосеевцы, перешли в единоверие.Очевидно, что светские и церковные власти ставили целью полный перевод всего старообрядчества в единоверие, в связи с чем максимально способствовали развитию единоверия с усилением репрессий против остальных старообрядчесикх течений. На Иргизе единоверие даже устанавливалось принудительно, при участии полиции.

В Москве центром единоверия стал Никольский монастырь.

В 20-е годы XX в. часть единоверцев перешла в катакомбную церковь, сформировав климентовскую ветвь.

В единоверческой церкви служба ведется в соответствии с старообрядческими правила­ми, но священники находятся в подчинении у синода РПЦ.

На конец XX в. незначительное число единоверцев находилось в Москве и Подмоско­вье, в Иваново, Нижнем Новгороде и в Латвии.

Елениане

См. Симониты.

Еленушкина секта (Серафимовская секта)

Христововерческая секта. Сформировалась в Псковской губернии в конце XIX в. под влиянием рационалистических учений.

Елкезаиты (Евиониты-гностики, Самсеи, Эбиониты-гностики)

Раннехристианская иудеохристианская синкретическая секта. Сформировалась из чис­ла эбионитов, бежавших из Иерусалима при разрушении его Адрианом в 30-е годы II в. Сек­та известна по весьма отрывочным сведениям из произведений современников. Считается, что название секты происходит от имени ее основателя Елксая, хотя это и оспаривается большинством исследователей.


Вероучение секты основана на некоей книге, не сохранившейся до наших дней и при­знаваемой елкезаитами за высшее откровение. Изложенное в ней учение представляет смесь иудейских, христианских и языческих элементов. Приверженцы секты соблюдали субботу, производили обрезание, в то же время отвергали ветхозаветное учение о жертве и ряд ново­заветных писаний, в частности послания ап.Павла.

В вероучении елкезаитов имеются элементы восточных религий и греческой филосо­фии. Елкезаиты придерживались гностического дуализма; признавая в Христе временное со­единение божества и человека, они допускали возможность многократных воплощений. Дея­тельность Христа ограничивалась учением, причем о том, что уже знали ученые мужи. Елке­заиты отрицали искупление человечества от греха.

Елкезаиты предполагали, что лишь первый человек, Адам, в полной мере обладал Бо­жественным духом и, следовательно, истинной верой. В дальнейшем человеческий род под влиянием злого начала-материи, действовавшей через женщину как проводника слабости, чувственности и греха, постепенно потерял истинную веру. Для поддержания в людях истин­ной веры Бог посылал людям Божественный дух, воплощенный в пророках: Авеле, Енохе, Аврааме, Исааке, Иакове, Моисее и Христе.

Елкезаиты отрицательно относились к телесным удовольствиям, почитали брак и до­пускали отречение от веры в случае принуждения к этому. Материя и любые ее проявления отождествлялись со злом, основным методом освобождения от зла признавался строгий аске­тизм.

По некоторым данным, секта елкезаитов существовала до V в.

Ересь Башкина

Ересь в российском православии, зародившаяся под влиянием Матвея Башкина в 1553 г. По признанию самого Башкина, свое учение он перенял от "латынников" аптекаря Матвея и Андрея Хотеева, которые были известны современникам как лютеране.

В основе ереси Башкина - возмущение несоответствием христианских догматов и ре­альной жизни, в частности, русской крепостной системы. Кроме того, последователи ереси Башкина обвинялись в утверждении неравенства Христа с Отцом и Святым духом, почита­нии евхаристии простым хлебом и вином, отрицании храмов, икон и покаяния и сомнении в достоверности евангельских и апостольских истин.


По доносу священнослужителей и наущению митрополита Макария, Иван IV приказал заключить Башкина и его последователей под стражу и собрать для суда над ними церков­ный собор. По приговору собора Башкин был сослан в Волоколамский монастырь.

Ересь Котельникова

См. Духоносцы.

Ересь Мартина

Еретическое течение в русском православии. Основано в 1149 г. Мартином, доказывав­шим, что православие представляет собой уклонение от истинного христианства, которео сохранилось у греков и исказилось во время передачи в Россию.

Ересь Мартина представляет собой смесь ересей латинского происхождения с армян­скими христианскими учениями.

Согласно Мартину, у Христа имеется лишь одно естество. Рождение Христа бесплотно, а его видимая плоть, зарожденная на небе, вочеловечилась через деву Марию, "пройдя как через канал".

Приверженцы ереси Мартина считали субботу постным днем; совершали литургию на чистом неразбавленом вине и пресном хлебе; на просфорах вырезали не крест, а распятие; крестное знамение совершали слева направо; имя Христа писали как "Исус". Проскомидия была упразднена. Интересное нововведение коснулось сторон света: любое пение псалмов совершается лицом на запад; при совершении таинств крещения, хиротонии и венчания сле­дует ходить по направлению движения солнца; вечерни и обедни совершаются выходом из алтаря через южные ворота; при постройке церкви алтарь должен быть обращен на юг.

В 1157 г. в Киеве собрался церковный собор, обсудивший толкования Мартина. По за­ключению собора Мартин был подвергнут анафеме и согласился отречься от всех пунктов своего учения, за исключением положения о естестве и происхождении Христа.

Для окончательного решения вопроса Мартин бл принудительно отправлен в Констан­тинополь на суд патриарха и по решению последнего сожжен на костре.

Существует ряд мнений священнослужителей и религиоведов XIX в., что большая часть положений, приписанных Мартину, была придумана последующими историографами для проведения аналогий со старообрядчеством и осуждения его.

Ерофеевцы

Одна из групп Истинно православных христиан.


Живой поток

См. Поместная церковь.

Жидовствующие

Еретическая синкретическая секта в русском православии. Является своеобразным про­должением идей стригольничества. Возникла в Новгороде в 1470 г. под влиянием прибывше­го из Литвы в свите брата князя киевского Симеона - Михаила Александровича - караима еврея Схария. По преданию, Схарий обратил в иудейскую веру попов Дионисия и Алексия, но посоветовал им скрывать свою приверженность, на словах же исповедовать христианство.

Многие идеи жидовствующих, дошедшие до нашего времени, существенно искажены при последующих, как правило, критических, описаниях.

В основе ереси жидовствующих - первые в русском сектантстве попытки реализации рационалистических взглядов на религию.

Жидовствующие отрицали догмат о Троице и божественность Христа. Бог-отец суще­ствует один, без Святого духа и Бога-сына. Все, относящееся в Ветхом завете к Святому духу и Богу-сыну, следует толковать буквально. Бог-сын должен пониматься не по существу, а по благодати; при этом считалось, что он еще не родился. Исторический Христос - не бог, а простой человек, который, погибнув, не мог воскреснуть. Из этих положений жидовствую­щие делали вывод, что изображение Троицы на иконах - грех.

Жидовствующие отвергали причастие, духовную иерархию, праздновали субботу и практиковали обрезание. Поклонение иконам отвергалось вследствие запрета Моисея покло­няться любому творению человеческих рук.

Идея монашества порицалась жидовствующими как искажение естественного образа жизни.

В 1480 г. ересь проникла к Москву через новгородских священников-жидовствующих, приглашенных Иваном Грозным и назначенных протопопами Успенского и Архангельского соборов. Первоначально движение вызвало большой интерес среди образованного духовен­ства и придворных. В течение нескольких лет ересь развивалась тайно, лишь в 1487 г. несколько пьяных священников в Новгороде стали открыто хулить православную веру. В этом же году архиепископ Геннадий начал активную борьбу с жидовствующими. В 1488 г. ему удалось собрать собор, постановивший казнить всех еретиков.


К 1488 г. сущность вероучения жидовствующих под влиянием гонений и религиозных споров существенно видоизменилась, перейдя к полному отрицанию большинства христи­анских догм и истин.

В 1491 г. Геннадию удалось собрать второй собор, который предал сторонников ереси из духовенства проклятию и приговорил к заточению. Тем не менее борьба с ересью была за­труднена, так как сектанты имели сильную поддержку при дворе (особенно в лице снохи Ивана III Елены) и среди руководства церкви, в частности нового митрополита московского Зосимы. Деятельность жидовствующих на практике не была наказана, и сектанты лишь вре­менно прекратили активную деятельность.

После 1492 года деятельность жидовствующих вновь активизировалась. Это было свя­зано с тем, что 1492 год считался концом 7 тысячелетия с сотворения мира и, согласно Вет­хому завету, концом мира. По прошествии 1492 г. жидовствующие получили в руки мощное идеологическое оружие против православной церкви в виде ошибочного предсказания конца мира, неоспоримо доказывающего ложность ветхозаветных преданий.

В 1502 г. Елена и ее младший сын были арестованы. На соборе, созванном Василием III в 1504 г., несколько еретиков были преданы проклятию и казнены, остальные отправлены в тюрьмы. С этого времени ересь постепенно исчезает.

Жидовствующие

См. Субботничество.

Западные богомилы

См. Люцифериане.

Ибадула Лику Кристу

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в южной Африке. Генетически секта относится к ветхозаветным афрохристианским сектам.

Идропарасты

См. Энкратиты.

Иеговисты

См. Свидетели Иеговы.


Иеговисты-ильинцы (Десное братство, Сионская весть)

Русская синкретическая секта, вышедшая из православия и сочетающая элементы хри­стианства и иудаизма. Основана в 1846 г. на Урале отставным штабс-капитаном Николаем Ильиным под влиянием мистических идей объединения всех вероисповеданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: