Решения соборов конца XVII века не были признаны рядом общин, в результате чего беспоповство разделилось на ряд сект, называемых согласиями и толками: Часовенное согласие, Поморское согласие, Федосеевское согласие, Спасово согласие, Филипповский толк, Страннический (Бегунский) толк и др.
Руководство беспоповскими сектами осуществляют наставники, уставщики и начетчики.
Общая численность беспоповцев на конец XX в. составляет более 1 миллиона человек, которые проживают преимущественно в России, а также в Прибалтике, Белоруссии и Украине.
Бессмертники
Русская секта, отколовшаяся от евангельских христиан в 80-х годах XIX в. Основатель -М.И.Иванов, впоследствии сосланый в Эривань. Духовный лидер и дуководитель секты после 1893 г. - Евдоким Черноног, богатый содержатель каретчиков.
По учению бессмертников, все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится еще к более высшей красоте. Человек призван к наслаждению всем происходящим в мире. Так как все в мире целесообразно, то смерть не свойственна природе; как неестественное явление она должна быть отвергнута и заменена жизнью. По представлениям бессмертников, для избавления от смерти достаточно лишь осознать сущность их вероучения.
Бессмертники считают сущность прародительского греха в том, что они поверили в собственную смертность и потому умерли; в то время как Христос, не убоявшийся смерти, воскрес.
Бичующиеся
См. Фагелланты.
Богемские братья
См. Моравские братья.
Богоданные
Синкретическая афрохристианская секта, отколовшаяся от кимбангизма.
Богомильство
Христианская ересь гностического происхождения. Зародилась в X в. во Фракии (Болгария) в среде ультраконсервативных византийских монахов - энкратитов и постников, под влиянием павликанской и евхитской ересей.
|
Изначально богомильство было хорошо законспирировано, и лишь после тщательных розысков, устроенных императором Алексеем Комниным, удалось обманным путем заманить в ловушку и обличить главу секты, монаха Василия, и вместе с ним 12 апостолов. Несмотря на удар по руководству, вскоре богомильство утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, она в начале XII века достигло Франции, откуда вскоре была вытеснена другими ересями. В Северной Италии катары богомильского толка сохранились до XV века, в XIV веке, после разгрома альбигойцев, богомильство было занесено и на юг Италии. Из Болгарии богомильские идеи вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской проникли в Россию. В XIV веке богомилы образовали секту, которая существовала до XVII века.
В Германии в конце XII - начале ХШ вв. существовала секта люцифериан, имеющих богомильское происхождение. Подвергшись в 1227 г. разгрому, люцифериане под пытками признались в поклонении Сатане, что впоследствии сформировало народное мнение о существовании сатанистских сект и послужило дополнительным оправданием для преследования богомилов, альбигойцев и катаров.
В отличие от близкого ему павликанства, в богомильстве два начала - доброе и злое -признаются не самостоятельными, а подчиняющимися высшему доброму существу. Согласно учению богомилов, изначально Бог имел первородного сына, Сатанаила, который был вторым после Бога и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества, Сатанаил решил стать независимым от отца, и за это был низвержен с неба. Но и там Сатанаил решил строить свое независимое царство. Так как у него оставалась божественная творческая сила, он сотворил из хаоса новое небо и землю, а также Адама, в которого безуспешно пытался вселить живую душу.
|
Обратившись к Богу-отцу, Сатанаил попросил вдохнуть в первого человека душу и оживить его. Он предполагал, что после этого будет властвовать над телесной частью человека, а отец - над духовной, при этом человеческая духовность заменит Богу низвергнутых с Сатанаилом ангелов. Таким же образом была сотворена и Ева. Однако Сатанаил завидовал людям, которые должны были заменить отступивших ангелов, и решил покорить род человеческий. Для этого, вошедши в змия, он соблазнил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену, рассчитывая, что его потомство возьмет верх над потомством Адама.
Таким образом Сатанаил смог подчинить себе весь род человеческий, и лишь немногие из людей помнили о первоначальном предназначении человека - заменить собой падших ангелов. В своем забвении люди сочли самого Сатанаила за Верховного бога, и Моисей, бывший орудием Сатанаила, особенно активно распространял такое мнение.
В 5500 г. от сотворения мира Бог решил освободить людей от власти Сатанаила и произвел второго сына, Иисуса, или Слово, именуемого у богомилов также Михаилом. Он пришел в мир в эфирном теле, имевшем вид человеческого, и прошел через деву Марию незаметно, что она не поняла, как нашла его младенцем в пещере. Сатанаил, стремясь поколебать влияние Иисуса на людей, довел его до смерти, которая тоже была призрачной. Однако Иисус через три дня после смерти явился Сатанаилу в своем божественном облике, сковал его цепями и отнял от его имени последний, божественный слог "ил". Затем Иисус вознесся на небо и стал вторым после Бога, главой всех ангелов.
|
Для завершения своего дела на земле Бог-отец произвел еще одну силу, Святого духа, который действует непосредственно на души людей. Души богомилов, ощущающих действие Святого духа и сообщающим это действие другим душам, есть истинные богородицы. Такие люди не умирают, а отбрасывают телесную оболочку и переселяются в царство божье.
Когда Святой дух завершит свое дело и все души переселтся в царство божье, вся материя обратится в хаос, а Иисус и Святой дух возвратятся в отца, из которого произошли.
Богомильское учение приняло часть доктрин, отвергнутых ортодоксальной христианской церковью - традуционизм, учение о зачатии и рождении Христа через ухо.
Богомилы отрицают правдоподобность чудес, совершенных Христом, считая, что Евангелия следует понимать иносказательно.
Богомилов часто ошибочно смешивают с павликанами, вероятно, ввиду их генетической связи и болгарского происхождения.
Богомилы оказали существенное влияние на катаров и альбигойцев.
Богомолы
См. Христововеры.
Богородичный центр
См. Православная Церковь Божией Матери Державная.
Босоногие
Христианская секта, существовала в IV в. Известна из описания св. Августина. Приверженцы секты, ссылаясь на Исх. 3,5 ("И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.") и На. 5,15 ("Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал."), считали, что ношение обуви запрещено самим Богом.
Братская община
См. Моравские братья.
Братство Людей Божиих
Православная секта штундистского происхождения. Зародилась в 1868 г. в Одесском уезде.
В основе вероучения секты - коммунистические принципы равенства. Сектанты проповедовали христианскую общность и считали, что все блага мира должны быть поделены поровну.
Братство друзей Божиих
См. Вюстизм.
Братья
См. Данкеры.
Братья свободного духа
Христианская мистическая секта. Основана в начале ХШ в., по одному мнению, Амальриком Бенским, по другому - Артлибом.
Характерной особенностью существования секты было ее происхождение из великосветских кругов и резкий для своего времени антагонизм с официальной церковью.
Секта придерживалась пантеистических воззрений и находилась в тесной связи с ортодоксальными мистиками сен-викторской школы. В основе вероученяи секты лежал постулат о том, что все существующее есть Бог, а потому различия между Богом и человеком нет. В этом состоянии, все, что делает человек, - хорошо; в церкви, нравственном законе и любых других связывающих "свободный дух" сущностях он больше не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное.
Братья свободного духа преследовались как папской властью, так и инквизицией. Секта существовала до середины XV в., но ее идеи нашли свое отражение в период Реформации.
Брачные поморцы
Одна из сект поморского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Признают браки и венчаются в православных церквах. Одним из радикальных согласий брачных поморцев являются адамантовы.
Брачные странники
Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества.
Буевщина
Одна из групп Истинно православных христиан.
Булгары
См. Катары.
Валезианство
Раннехристианская секта, появилась в первой половине III в. в г.Филадельфии, в Палестине. Названа по имени аравийского философа Валезия. Приверженцы секты проповедовали оскопление как способ бегства от соблазна. В 249 г. секта была предана проклятью официальной церковью, дальнейшая ее судьба неизвестна.
Валентинианство
Раннехристианская гностическая ересь. Возникла на Кипре в 110 г. Названа по имени основателя учения Валентинуса. Во II веке стала одним из самых популярных течений в гностицизме. Существовала до IV в.
Согласно учению валентиниан, существует некое абсолютное божество, создавшее Логос, который, в свою очередь, породил серию эонов, самый последний из которых, будучи неполноценным, и породил наш мир. В человеке, который также есть порождение неполноценного эона, существует божья искра, которая тесно заперта. Ее освобождение - это и есть пусть к спасению. Христос является божественным Логосом, который пришел дать людям знание об истине и возможность освободить божью искру из плена.
Валентиниане придерживались идеи о постижимости бога, о понимании бога человеком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, выражающие его сущность.
К валентинианству тесно примыкала секта офитов.
Вальденсы (Воды, Лионские нищие, Саботаты, Уничиженные)
Христианская ересь раннего средневековья.
Основатель движения вальденсов - Пьер Вальдо - создал в 1176 г. общину, члены которой называли себя "совершенными".
Движение распространилось в XII веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции. Позднее движение вальденсов распространилось в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании.
В основе движения вальденсов лежал протест крестьян против католической церкви. Вальденсы отрицали право церкви иметь собственность, собирать десятину, отвергали католические таинства, поклонение иконам, почитание креста, догмат о чистилище.
Вальденсы призывали к восстановлению принципов первоначального апостольского христианства и равенства всех членов религиозных общин.
Народная молва, очевидно, подогреваемая церковью, приписывала вальденсам дьяво-лопоклонство, проведение ночных оргий с жертвоприношениями, каннибализм, колдовство.
В 1184 г. вальденсы были преданы проклятию. Вальдо был изгнан из Лиона, проповедовал в Италии и Германии и скончался в Богемии в 1197 г. Учение вальденсов было осуждено на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 году.
Папа Сикст IV в XV веке предпринял против вальденсов крестовый поход.
В 1545 году французские войска учинили расправу над вальденсами.
Преследование вальденсов продолжалось и в более поздние времена.
Многие идеи вальденсов были реализованы в эпоху Реформации протестантами.
Численность вальденсов на конец XX в. - около 45 тысяч человек, преимущественно в Италии, Уругвае и Аргекнтине.
Варлаамиты
Религиозно-политическое течение в православии. Выступало против исихастов. Основателем течения был итальянский грек Варлаам, который пытался направить православное богословие в русло, близкое к западной схоластике.
Варлаамиты придерживались учения о тварности божественных энергий. Согласно учению варлаамитов, человек познает бога не в опыте духовного восхождения к нему, а лишь дискурсивно, путем умозаключений по аналогии.
Варлаамиты призывали к объединению западной и восточной церквей, считая их догматические различия несущественными. Они считали, что так как опытно и доказательно познать сущность бога невозможно, следовательно, догматы вторичны, а разделение церквей есть плод греховной гордыни обеих сторон.
В отличие от исихастов, варлаамиты подчеркивали образованность и мудрость императора.
Учение варлаамитов было осуждено на Константинопольском соборе 1341 г. и повторно на соборе 1351 г.
Василидианство
Раннехристианская гностическая ересь. Возникла в Александрии в 115 г. Названа по имени основателя учения Василида. Существовала в западных районах империи до IV в.
Васильевцы
Одна из групп Истинно православных христиан.
Веденцы
См. Прыгуны.
Великановцы
См. Дружина церкви Христовой.
Веригинцы
Часть духоборцев - последователей Петра Веригина, эмигрировавших в 1898 - 1899 гг. в Канаду. Разделились на Православных духоборцы Канады, Общество независимых духоборцев и свободников.
Ветвь Давидова
См. Дом Давида.
Ветковское согласие
Направление в поповском старообрядчестве.
Его приверженцы употребляют собственное миро, которое сварил им, за оскудением древнего мира, их настоятель Феодосий, соединив для этого расной ладан, мастику, корицу, гвоздику и другие благовонния. Этим миром они помазуют при крещении младенцев и взрослых.
Ветковцы поддерживают особый способ принятия священников. Приходящий священник, после предварительной подготовки постом и покаянием, является в церковь или часовню в полном священническом облачении. В церкви находятся купель с водой, кум, кума и раскольничий поп. Последний совершает над пришедшим священников по порядку весь чин крещения от начала до конца, не погружая крещаемого в воду, обводит его вокруг купели посолонь, помазывает его тело воображаемым миром, отворачивая для этого и приподнимая на нем ризы, но не снимая их.
Позднее ветковцы стали принимать беглых попов даже без миропомазания, заставляя их только проклясть ереси Русской православной церкви.
В XIX в. ветковское согласие было распространено на р.Ветке (Царство Польское), на Керженце, на Дону.
Ветхозаветные афрохристианские секты
Группа афрохристианских сект. Как правило, секты этой группы зародились в христианской среде и эволюционировали в сторону неталмудического иудаизма. По вероучению и идеологии практически совпадают с сектами черного иудаизма.
В основе культа практически всех ветхозаветных сект - попытка возрождения образа жизни, существовавшего во времена Авраама. Ветхозаветные секты имеют аналогичные иудаизму пищевые и бытовые запреты. Практикуется многоженство.
Основной ареал распространения ветхозаветных сект - южная Африка.
Видимая церковь спасения
См. Лумпа.
Водные молокане
Молоканская секта, признающая причастие и водное крещение. Сформировалась в конце 40-х годов XIX в.
Воду | |
См. | Вуду. |
Воды | |
См. | Вальденсы. |
Воздыханцы
Секта в беспоповском направлении старообрядчества. Основана в конце 1870 г. в г.Калуге башмачником Тихановым.
Вероучение воздыханцев близко к немолякам. Воздыханцы отвергают почитание икон, таинства и церковную иерархию, приписывают Антихристу ведение всех церковных обрядов. В качестве религиозной литературы признаются так называемые "толковые книги": Евангелия, Деяния апостолов и Псалтырь.
По учению воздыханцев, "с 8 тысячи лет от сотворения мира - царство Духа Святого или век будущий; ему следует веровать по духу истинному - посредством воздыхания". Сектанты следуют своему учению буквально: на молитвенных собраниях коллективно вздыхают.
По мнению современников, на формирование секты воздыханцев оказали влияние идеи духоборцев и молокан.
Воистину духовные христиане
См. Молокане.
Воскресники
См. Постоянные.
Вуду (Воду)
Общее название группы афрохристианских синкретических сект.
Секты Вуду появились на Гаити в XVIII в. в результате слияния верований черных рабов (в основном из Дагомеи) с католицизмом. Большое влияние на формирование культа оказало получение Гаити независимости, что привело к ее изоляции от стран Европы и замкнуло внутреннюю религиозность на себя. Особое развитие культ получил с приходом к власти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье.
Вероучение Вуду объединяет элементы традиционных дагомейских культов и католицизма. Большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды Римско-католической церкви. Библия почитается, но, как правило, в культовой практике не используется. Христианские догматы в вуду практически не признаются.
Объектом поклонения являются дагомейские божества лоа (лоасы), приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты Вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью заручиться их расположением и получить ценную информацию. Для этого лоа требуют жертвоприношений.
Важное место в вероучении занимают хун - божества и обожествленные предки, выходцы из Лунных гор на границу Уганды и Руанды.
Вероучение вуду эзотерично, для познания его истинных целей требуется пройти несколько степеней посвящения. Высшие степени посвящения являются тайными.
Основная цель религиозной практики вуду - придание индивидууму внутренней гармонии, чему способствует контакт с божествами.
Культовая практика вуду очень сложна. Вудуисты делятся на унганов (мамбо, или жрецов) и мирян, которые в свою очередь делятся на неофитов и канцо (хунси) (посвященных). Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после проведения обряда посвящения в посвящаемого вселяется лоа. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная. Не исключается, что иногда, в особо важных случаях, в жертву приносят и людей, но прямых доказательств этого нет.
Роль жрецов в культе очень высока. Рядовых хунси в жрецы посвящают самые высшие посвященные, называемые папа-лист и мама-лист. У жрецов вуду отсутствует иерархия, существует лишь уважительное отношение посвященного к тому, кто его посвятил. Влияние жрецов на рядовых приверженцев вуду выходит за пределы религиозной сферы и распространяется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.
Культовые церемонии вуду происходят в специальном помещении - хунфоре, или ум-фро. Хунфор представляет большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором размещаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные "приделы" - специальные комнаты для определенных лоа. В центре хунфора находится митан - столб, называемый дорогой богов, по которому во время службы якобы спускаются лоа.
Во время культовых церемоний унганы проводят кормление лоа для их умилоствления, принося в жертву различных животных. Мясо жертв частично съедается, а частично закапывается или разбрасывается.
Ритуал установления связи между людьми и богами проводится при помощи специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в подготовленного вуду-иста якобы вселяется лоа. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоа в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или советоваться. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов.
Сектам вуду свойственна также практика колдовства, особенно черной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших и превращения их в живых мертвецов - зомби, способных подчиняться оживившему их колдуну, но не имеющих внутренней жизни и мышления. Согласно вероучению вуду, каждый человек имеет две души, обладающие разными свойствами: "большой добрый ангел" (основа интеллекта и эмоциональной жизни) и "маленький добрый ангел" (основа для вселяющегося лоа). Считается, что колдуны вуду способны поймать "большого доброго ангела" и вселить обратно в мертвое тело.
Совершение культа не является тайным, но и не афишируется. Все церемонии проходят ночью в малодоступных местах.
К культу вуду на Гаити на конец XX в. принадлежало около 5 миллионов человек, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство. Число посвященных вудуистов - не более миллиона человек. Последователи вуду есть в странах Карибского бассейна, США, России. Количество сект вуду превышает 100.
Вюстизм (Братство друзей Божиих, Вюстовское братство)
Сектантское течение в меннонитстве. Основано в 1845 г. лютеранским пастором Эдуардом Вюстом в немецкой лютеранской колонии Нейгоффнунг, переселившейся в 1818-1822 гг. на Украину.
В основе вюстизма лежало разочарование в государственном протестантизме, стремление к высокой степени индивидуальности религии, религиозный мистицизм.
Вюстизм полностью отрицал богатство. Приверженцы течения считали себя прощенными грешниками, святыми, которым уготован небесный рай. Основными последователями вюстизма были безземельные крестьяне и бедняки.
Вюстизм оказал большое влияние на формирование гюпферства.
Вюстовское братство
См. Вюстизм.
Гайяниты
См. Автортодокеты.
Гармонисты (Общество Гармонии, Рапписты)
Протестантская секта. Сформировалась в начале XIX в. в Германии. В конце XIX в. во главе с духовным пастырем Георгом Раппом гармонисты эмигрировали в США, штат Пенсильвания, затем приобрели 30 тысяч актор земли на границе Индианы и Иллинойса. Не выдержав обилия москитов и вспышек малярии, через 10 лет вернулись в Пенсильванию.
Проповедуют коммунизм, обобществление средств производства, общее проживание, коллективное хозяйствование. Главные приритеты учения - гармония духа и природы, наслаждение молитвой, поэзией, музыкой, цветами.
С начала XX в. секта существовала без притока новых приверженцев, замкнутой общиной. В конце XX в. секта исчезла вместе с последними ее членами.
Гезихазм
См. Исихасты.
Гельвадианство
См. Антидикомарианизм.
Гельвизианство
См. Антидикомарианизм.
Геннадьевская ветвь ИПЦ (Поздеевская ветвь ИПЦ, Секачевская ветвь ИПЦ, Серафимо-Геннадьевская ветвь ИПЦ)
Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Серафимом (Поздеевым). Названа по имени митрополита ИПЦ Геннадия (Секача).
Как считают приверженцы геннадьевской ветви, епископ Серафим был рукоположен самим патриархом Тихоном. Так как официальных документов об этом рукоположении не сохранилось, катакомбная церковь не признает эту ветвь. С геннадьевский ветвью не поддерживают общение и другие ветви Истинно православной церкви, ставя ей в упрек, что митрополит Геннадий был священником Русской православной церкви.
Геннадьевцы не считают официальную церковь враждебной и еретической, т.к. она не предана анафеме. Отношение геннадьевцев ко всем христианским конфессиям, считая и ка-такомбные, максимально лояльное.
Геннадьевский архиереи титулов не имеют и при хиротонии нарекаются "во епископа". Практически все архиереи действуют самостоятельно и независимо друг от друга. Соборы не созываются. Все приверженцы секты находятся на нелегальном положении. По непроверенной информации, многие геннадьевские епископы одновременно состоят в клире официальной церкви, что вызывает враждебность со стороны других ветвей катакомбной церкви.
При отсутствии катакомбных священников, приверженцам геннадьевцев разрешено обращаться к священнослужителям официальной церкви. Всех переходящих в секту из официальной церкви принимают независимо от вида их крещения. От неофитов не требуют осуждения их заблуждений, отречения или изменения своего отношения к официальной церкви.
До 1990 г. у геннадьевцев были налажены отношения с Русской православной церковью за границей. Однако после анти-геннадьевской компании, поднятой Лазарем (Журбенко), их отношения с РПЦЗ ухудшились.
От геннадьевской ветви откололась группа, воглавляемая епископом Исаакием и названная по его имени исаакинской. Исаакинская ветвь придерживается более жесткой позиции по отношению к РПЦ. К геннадьевской ветви также относится течение "Богородичный центр". Один из геннадьевских епископов, Алфей Барнаульский, образовал алфеевскую ветвь, идеологически полностью идентичную геннадьевцам.
На конец XX в. в геннадьевской иерархии действовало 15 архиереев.
Гермогенианство
Гностическая ересь. Названа по имени Гермогена, стоического философа, который жил во II в., принял христианскую религию и хотел согласовать ее со своей философской системой.
Признавая верховное, бесконечное существо, он вместе допускал существование несо-творенной материи и почитал природу жилищем Бога, утверждая, что Библия нигде не представляет Бога творящим материю.
Гернгутеры (Континентальные пиетисты, Объединение братьев)
Протестантская секта лютеранского происхождения. Основана в 1772 г. в Саксонии близ Дрездена, в местечке Гернгут, чешскими переселенцами - последователями моравских братьев и гуситов. Инициатива создания общины принадлежала известному пиетисту графу Цинцендорфу. Секта является оппозиционной по отношению к лютеранской церкви в ряде стран Европы.
Особенности вероучения гернгутеров - частичное признание аугсбургского исповедания и так называемая "религия сердца": эмоциональное переживание человеком мистического единства с Христом как хранителем мира. Гернгутеры сосредоточли особое внимание не на догматике, а на нравственной стороне религии, сообразно с нравственно-евангельскими требованиями.
Гернгутеры оказали большое влияние на формирование методизма.
Гернгутеры сохраняют церковную иерархию, состоящую из епископов, пресвитеров и диаконов.
Течение гернгутеров распространилось на большинство протестантских стран Европы, небольшие группы имеются в странах Америки. Численность гернгутеров на конец XX века -около 800 тысяч человек.
Герои
Русская синкретическая секта. Выделилась из среды субботников (преимущественно из социальной элиты секты) в середине XIX в.
Верования и культ героев идентичны иудаистским. Наряду с Ветхим заветом почитается Талмуд. Язык богослужебной практики - древне-еврейский.
Гидропарастаты
См. Энкратиты.
Глухая нетовщина (Староспасовщина)
Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества.
Приверженцы ее характерны тем, что никогда не объявляли себя старообрядцами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед старейшинами, как в других течениях старообрядчества. Сторонники глухой нетовщины совершают обряды крещения и брака в православных церквах и рассматривают их как простую регистрацию.
Гносимахи
Христианская секта V - VII вв.
Вероучение гносимахов основывалось на положении о том, что бог хочет от христиан совершения только добрых дел. Из этого положения они выводили утверждение о бессмысленности теоретического богопознания.
Гностицизм
От греч. "гнозис" - истинное знание. Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга.
Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответствующих умеренному дуализму и основанных на наличии демиурга. Первый - миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа, имевшая следствием сотворение мира. Второй - миф о трикстере мужского пола, сыне Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой, либо из отбросов или мыслей, попавших к нему свыше от истинного бога.
Верховное существо в гностицизме представляется самостоятельным, независимым началом света и добра, источником духовной жизни (плиромы) и производит из себя через эманацию множество духовных, вечных существ. Эти вечные существа и составляют всю полноту бытия.
Материя у гностиков является самостоятельным началом чувственной материальной жизни и источником зла. Материальные и духовные элементы бытия находятся в постоянном праждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а мате-
рия - удержать его. Во II в. гностики в споре о свойствах материи разделились на александрийских, придерживавшихся платоновской идеи о материи как мертвом хаосе, и сирийских, которые, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в ней живое начало зла.
Особенность гностицизма заключается в обобщающем синтезе различных восточных верований, христианства, греческой философии и мистериальных культов. Гностицизм включает элементы дуализма при преобладании монистических тенденций. Специфичным для гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удален от бога и есть его антипод. Между богом и миром гностики помещают серию ипостасей (до 365), функции которых заключаются в том, чтобы разделить идеальное и материальное.
Центральное место в гностицизме занимает человек как средоточие мирового процесса. Хотя человек и является тварью темных сил мира, но по своей субстанции не принадлежит миру.