ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 4 глава




Решения соборов конца XVII века не были признаны рядом общин, в результате чего беспоповство разделилось на ряд сект, называемых согласиями и толками: Часовенное согла­сие, Поморское согласие, Федосеевское согласие, Спасово согласие, Филипповский толк, Страннический (Бегунский) толк и др.

Руководство беспоповскими сектами осуществляют наставники, уставщики и начетчи­ки.

Общая численность беспоповцев на конец XX в. составляет более 1 миллиона человек, которые проживают преимущественно в России, а также в Прибалтике, Белоруссии и Украи­не.

Бессмертники

Русская секта, отколовшаяся от евангельских христиан в 80-х годах XIX в. Основатель -М.И.Иванов, впоследствии сосланый в Эривань. Духовный лидер и дуководитель секты по­сле 1893 г. - Евдоким Черноног, богатый содержатель каретчиков.

По учению бессмертников, все в мире прекрасно и дивно. Божественная природа есть совершеннейшее явление и своим внутренним законом стремится еще к более высшей красо­те. Человек призван к наслаждению всем происходящим в мире. Так как все в мире целесо­образно, то смерть не свойственна природе; как неестественное явление она должна быть от­вергнута и заменена жизнью. По представлениям бессмертников, для избавления от смерти достаточно лишь осознать сущность их вероучения.

Бессмертники считают сущность прародительского греха в том, что они поверили в собственную смертность и потому умерли; в то время как Христос, не убоявшийся смерти, воскрес.

Бичующиеся

См. Фагелланты.


Богемские братья

См. Моравские братья.

Богоданные

Синкретическая афрохристианская секта, отколовшаяся от кимбангизма.

Богомильство

Христианская ересь гностического происхождения. Зародилась в X в. во Фракии (Бол­гария) в среде ультраконсервативных византийских монахов - энкратитов и постников, под влиянием павликанской и евхитской ересей.

Изначально богомильство было хорошо законспирировано, и лишь после тщательных розысков, устроенных императором Алексеем Комниным, удалось обманным путем зама­нить в ловушку и обличить главу секты, монаха Василия, и вместе с ним 12 апостолов. Не­смотря на удар по руководству, вскоре богомильство утвердилось в Византии, а оттуда рас­пространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, она в начале XII века достигло Франции, откуда вскоре была вытеснена другими ересями. В Северной Италии ка­тары богомильского толка сохранились до XV века, в XIV веке, после разгрома альбигойцев, богомильство было занесено и на юг Италии. Из Болгарии богомильские идеи вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской проникли в Россию. В XIV веке богомилы образовали секту, которая существовала до XVII века.

В Германии в конце XII - начале ХШ вв. существовала секта люцифериан, имеющих бо­гомильское происхождение. Подвергшись в 1227 г. разгрому, люцифериане под пытками признались в поклонении Сатане, что впоследствии сформировало народное мнение о суще­ствовании сатанистских сект и послужило дополнительным оправданием для преследования богомилов, альбигойцев и катаров.

В отличие от близкого ему павликанства, в богомильстве два начала - доброе и злое -признаются не самостоятельными, а подчиняющимися высшему доброму существу. Соглас­но учению богомилов, изначально Бог имел первородного сына, Сатанаила, который был вторым после Бога и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могуще­ства, Сатанаил решил стать независимым от отца, и за это был низвержен с неба. Но и там Сатанаил решил строить свое независимое царство. Так как у него оставалась божественная творческая сила, он сотворил из хаоса новое небо и землю, а также Адама, в которого без­успешно пытался вселить живую душу.


Обратившись к Богу-отцу, Сатанаил попросил вдохнуть в первого человека душу и оживить его. Он предполагал, что после этого будет властвовать над телесной частью чело­века, а отец - над духовной, при этом человеческая духовность заменит Богу низвергнутых с Сатанаилом ангелов. Таким же образом была сотворена и Ева. Однако Сатанаил завидовал людям, которые должны были заменить отступивших ангелов, и решил покорить род челове­ческий. Для этого, вошедши в змия, он соблазнил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену, рассчитывая, что его потомство возьмет верх над потомством Адама.

Таким образом Сатанаил смог подчинить себе весь род человеческий, и лишь немногие из людей помнили о первоначальном предназначении человека - заменить собой падших ан­гелов. В своем забвении люди сочли самого Сатанаила за Верховного бога, и Моисей, быв­ший орудием Сатанаила, особенно активно распространял такое мнение.

В 5500 г. от сотворения мира Бог решил освободить людей от власти Сатанаила и произвел второго сына, Иисуса, или Слово, именуемого у богомилов также Михаилом. Он пришел в мир в эфирном теле, имевшем вид человеческого, и прошел через деву Марию не­заметно, что она не поняла, как нашла его младенцем в пещере. Сатанаил, стремясь поколе­бать влияние Иисуса на людей, довел его до смерти, которая тоже была призрачной. Однако Иисус через три дня после смерти явился Сатанаилу в своем божественном облике, сковал его цепями и отнял от его имени последний, божественный слог "ил". Затем Иисус вознесся на небо и стал вторым после Бога, главой всех ангелов.

Для завершения своего дела на земле Бог-отец произвел еще одну силу, Святого духа, который действует непосредственно на души людей. Души богомилов, ощущающих дей­ствие Святого духа и сообщающим это действие другим душам, есть истинные богородицы. Такие люди не умирают, а отбрасывают телесную оболочку и переселяются в царство божье.

Когда Святой дух завершит свое дело и все души переселтся в царство божье, вся мате­рия обратится в хаос, а Иисус и Святой дух возвратятся в отца, из которого произошли.

Богомильское учение приняло часть доктрин, отвергнутых ортодоксальной христи­анской церковью - традуционизм, учение о зачатии и рождении Христа через ухо.

Богомилы отрицают правдоподобность чудес, совершенных Христом, считая, что Еван­гелия следует понимать иносказательно.

Богомилов часто ошибочно смешивают с павликанами, вероятно, ввиду их генетиче­ской связи и болгарского происхождения.

Богомилы оказали существенное влияние на катаров и альбигойцев.


Богомолы

См. Христововеры.

Богородичный центр

См. Православная Церковь Божией Матери Державная.

Босоногие

Христианская секта, существовала в IV в. Известна из описания св. Августина. Привер­женцы секты, ссылаясь на Исх. 3,5 ("И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.") и На. 5,15 ("Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал."), считали, что ношение обуви запрещено самим Богом.

Братская община

См. Моравские братья.

Братство Людей Божиих

Православная секта штундистского происхождения. Зародилась в 1868 г. в Одесском уезде.

В основе вероучения секты - коммунистические принципы равенства. Сектанты пропо­ведовали христианскую общность и считали, что все блага мира должны быть поделены по­ровну.

Братство друзей Божиих

См. Вюстизм.

Братья

См. Данкеры.

Братья свободного духа

Христианская мистическая секта. Основана в начале ХШ в., по одному мнению, Амальриком Бенским, по другому - Артлибом.

Характерной особенностью существования секты было ее происхождение из вели­косветских кругов и резкий для своего времени антагонизм с официальной церковью.


Секта придерживалась пантеистических воззрений и находилась в тесной связи с орто­доксальными мистиками сен-викторской школы. В основе вероученяи секты лежал постулат о том, что все существующее есть Бог, а потому различия между Богом и человеком нет. В этом состоянии, все, что делает человек, - хорошо; в церкви, нравственном законе и любых других связывающих "свободный дух" сущностях он больше не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное.

Братья свободного духа преследовались как папской властью, так и инквизицией. Секта существовала до середины XV в., но ее идеи нашли свое отражение в период Реформации.

Брачные поморцы

Одна из сект поморского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Призна­ют браки и венчаются в православных церквах. Одним из радикальных согласий брачных по­морцев являются адамантовы.

Брачные странники

Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества.

Буевщина

Одна из групп Истинно православных христиан.

Булгары

См. Катары.

Валезианство

Раннехристианская секта, появилась в первой половине III в. в г.Филадельфии, в Пале­стине. Названа по имени аравийского философа Валезия. Приверженцы секты проповедова­ли оскопление как способ бегства от соблазна. В 249 г. секта была предана проклятью офи­циальной церковью, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Валентинианство

Раннехристианская гностическая ересь. Возникла на Кипре в 110 г. Названа по имени основателя учения Валентинуса. Во II веке стала одним из самых популярных течений в гно­стицизме. Существовала до IV в.


Согласно учению валентиниан, существует некое абсолютное божество, создавшее Ло­гос, который, в свою очередь, породил серию эонов, самый последний из которых, будучи неполноценным, и породил наш мир. В человеке, который также есть порождение неполно­ценного эона, существует божья искра, которая тесно заперта. Ее освобождение - это и есть пусть к спасению. Христос является божественным Логосом, который пришел дать людям знание об истине и возможность освободить божью искру из плена.

Валентиниане придерживались идеи о постижимости бога, о понимании бога челове­ком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, выражающие его сущность.

К валентинианству тесно примыкала секта офитов.

Вальденсы (Воды, Лионские нищие, Саботаты, Уничиженные)

Христианская ересь раннего средневековья.

Основатель движения вальденсов - Пьер Вальдо - создал в 1176 г. общину, члены кото­рой называли себя "совершенными".

Движение распространилось в XII веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции. Позднее движение вальденсов распространилось в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании.

В основе движения вальденсов лежал протест крестьян против католической церкви. Вальденсы отрицали право церкви иметь собственность, собирать десятину, отвергали като­лические таинства, поклонение иконам, почитание креста, догмат о чистилище.

Вальденсы призывали к восстановлению принципов первоначального апостольского христианства и равенства всех членов религиозных общин.

Народная молва, очевидно, подогреваемая церковью, приписывала вальденсам дьяво-лопоклонство, проведение ночных оргий с жертвоприношениями, каннибализм, колдовство.

В 1184 г. вальденсы были преданы проклятию. Вальдо был изгнан из Лиона, пропове­довал в Италии и Германии и скончался в Богемии в 1197 г. Учение вальденсов было осужде­но на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 году.

Папа Сикст IV в XV веке предпринял против вальденсов крестовый поход.

В 1545 году французские войска учинили расправу над вальденсами.

Преследование вальденсов продолжалось и в более поздние времена.

Многие идеи вальденсов были реализованы в эпоху Реформации протестантами.


Численность вальденсов на конец XX в. - около 45 тысяч человек, преимущественно в Италии, Уругвае и Аргекнтине.

Варлаамиты

Религиозно-политическое течение в православии. Выступало против исихастов. Осно­вателем течения был итальянский грек Варлаам, который пытался направить православное богословие в русло, близкое к западной схоластике.

Варлаамиты придерживались учения о тварности божественных энергий. Согласно уче­нию варлаамитов, человек познает бога не в опыте духовного восхождения к нему, а лишь дискурсивно, путем умозаключений по аналогии.

Варлаамиты призывали к объединению западной и восточной церквей, считая их дог­матические различия несущественными. Они считали, что так как опытно и доказательно по­знать сущность бога невозможно, следовательно, догматы вторичны, а разделение церквей есть плод греховной гордыни обеих сторон.

В отличие от исихастов, варлаамиты подчеркивали образованность и мудрость импера­тора.

Учение варлаамитов было осуждено на Константинопольском соборе 1341 г. и повтор­но на соборе 1351 г.

Василидианство

Раннехристианская гностическая ересь. Возникла в Александрии в 115 г. Названа по имени основателя учения Василида. Существовала в западных районах империи до IV в.

Васильевцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Веденцы

См. Прыгуны.

Великановцы

См. Дружина церкви Христовой.


Веригинцы

Часть духоборцев - последователей Петра Веригина, эмигрировавших в 1898 - 1899 гг. в Канаду. Разделились на Православных духоборцы Канады, Общество независимых духо­борцев и свободников.

Ветвь Давидова

См. Дом Давида.

Ветковское согласие

Направление в поповском старообрядчестве.

Его приверженцы употребляют собственное миро, которое сварил им, за оскудением древнего мира, их настоятель Феодосий, соединив для этого расной ладан, мастику, корицу, гвоздику и другие благовонния. Этим миром они помазуют при крещении младенцев и взрослых.

Ветковцы поддерживают особый способ принятия священников. Приходящий священ­ник, после предварительной подготовки постом и покаянием, является в церковь или часов­ню в полном священническом облачении. В церкви находятся купель с водой, кум, кума и раскольничий поп. Последний совершает над пришедшим священников по порядку весь чин крещения от начала до конца, не погружая крещаемого в воду, обводит его вокруг купели по­солонь, помазывает его тело воображаемым миром, отворачивая для этого и приподнимая на нем ризы, но не снимая их.

Позднее ветковцы стали принимать беглых попов даже без миропомазания, заставляя их только проклясть ереси Русской православной церкви.

В XIX в. ветковское согласие было распространено на р.Ветке (Царство Польское), на Керженце, на Дону.

Ветхозаветные афрохристианские секты

Группа афрохристианских сект. Как правило, секты этой группы зародились в христи­анской среде и эволюционировали в сторону неталмудического иудаизма. По вероучению и идеологии практически совпадают с сектами черного иудаизма.

В основе культа практически всех ветхозаветных сект - попытка возрождения образа жизни, существовавшего во времена Авраама. Ветхозаветные секты имеют аналогичные иудаизму пищевые и бытовые запреты. Практикуется многоженство.


Основной ареал распространения ветхозаветных сект - южная Африка.

Видимая церковь спасения

См. Лумпа.

Водные молокане

Молоканская секта, признающая причастие и водное крещение. Сформировалась в кон­це 40-х годов XIX в.

 

Воду  
См. Вуду.
Воды  
См. Вальденсы.

Воздыханцы

Секта в беспоповском направлении старообрядчества. Основана в конце 1870 г. в г.Ка­луге башмачником Тихановым.

Вероучение воздыханцев близко к немолякам. Воздыханцы отвергают почитание икон, таинства и церковную иерархию, приписывают Антихристу ведение всех церковных обря­дов. В качестве религиозной литературы признаются так называемые "толковые книги": Евангелия, Деяния апостолов и Псалтырь.

По учению воздыханцев, "с 8 тысячи лет от сотворения мира - царство Духа Святого или век будущий; ему следует веровать по духу истинному - посредством воздыхания". Сек­танты следуют своему учению буквально: на молитвенных собраниях коллективно вздыха­ют.

По мнению современников, на формирование секты воздыханцев оказали влияние идеи духоборцев и молокан.

Воистину духовные христиане

См. Молокане.

Воскресники

См. Постоянные.


Вуду (Воду)

Общее название группы афрохристианских синкретических сект.

Секты Вуду появились на Гаити в XVIII в. в результате слияния верований черных ра­бов (в основном из Дагомеи) с католицизмом. Большое влияние на формирование культа оказало получение Гаити независимости, что привело к ее изоляции от стран Европы и зам­кнуло внутреннюю религиозность на себя. Особое развитие культ получил с приходом к вла­сти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье.

Вероучение Вуду объединяет элементы традиционных дагомейских культов и католи­цизма. Большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды Рим­ско-католической церкви. Библия почитается, но, как правило, в культовой практике не ис­пользуется. Христианские догматы в вуду практически не признаются.

Объектом поклонения являются дагомейские божества лоа (лоасы), приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты Вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью за­ручиться их расположением и получить ценную информацию. Для этого лоа требуют жерт­воприношений.

Важное место в вероучении занимают хун - божества и обожествленные предки, выход­цы из Лунных гор на границу Уганды и Руанды.

Вероучение вуду эзотерично, для познания его истинных целей требуется пройти несколько степеней посвящения. Высшие степени посвящения являются тайными.

Основная цель религиозной практики вуду - придание индивидууму внутренней гармо­нии, чему способствует контакт с божествами.

Культовая практика вуду очень сложна. Вудуисты делятся на унганов (мамбо, или жре­цов) и мирян, которые в свою очередь делятся на неофитов и канцо (хунси) (посвященных). Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвященному моют го­лову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после прове­дения обряда посвящения в посвящаемого вселяется лоа. В некоторых сектах вуду для прове­дения обряда используется кровь, обычно петушиная. Не исключается, что иногда, в особо важных случаях, в жертву приносят и людей, но прямых доказательств этого нет.

Роль жрецов в культе очень высока. Рядовых хунси в жрецы посвящают самые высшие посвященные, называемые папа-лист и мама-лист. У жрецов вуду отсутствует иерархия, су­ществует лишь уважительное отношение посвященного к тому, кто его посвятил. Влияние жрецов на рядовых приверженцев вуду выходит за пределы религиозной сферы и распро­страняется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.


Культовые церемонии вуду происходят в специальном помещении - хунфоре, или ум-фро. Хунфор представляет большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором размещаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные "приделы" - специальные комнаты для определен­ных лоа. В центре хунфора находится митан - столб, называемый дорогой богов, по которо­му во время службы якобы спускаются лоа.

Во время культовых церемоний унганы проводят кормление лоа для их умилоствления, принося в жертву различных животных. Мясо жертв частично съедается, а частично закапы­вается или разбрасывается.

Ритуал установления связи между людьми и богами проводится при помощи специаль­но подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в подготовленного вуду-иста якобы вселяется лоа. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоа в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или советоваться. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов.

Сектам вуду свойственна также практика колдовства, особенно черной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших и превращения их в живых мертвецов - зомби, способных подчиняться оживившему их колдуну, но не имеющих вну­тренней жизни и мышления. Согласно вероучению вуду, каждый человек имеет две души, обладающие разными свойствами: "большой добрый ангел" (основа интеллекта и эмоцио­нальной жизни) и "маленький добрый ангел" (основа для вселяющегося лоа). Считается, что колдуны вуду способны поймать "большого доброго ангела" и вселить обратно в мертвое тело.

Совершение культа не является тайным, но и не афишируется. Все церемонии проходят ночью в малодоступных местах.

К культу вуду на Гаити на конец XX в. принадлежало около 5 миллионов человек, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство. Число посвященных вудуистов - не более миллиона человек. Последователи вуду есть в странах Карибского бассейна, США, России. Количество сект вуду превышает 100.

Вюстизм (Братство друзей Божиих, Вюстовское братство)

Сектантское течение в меннонитстве. Основано в 1845 г. лютеранским пастором Эдуар­дом Вюстом в немецкой лютеранской колонии Нейгоффнунг, переселившейся в 1818-1822 гг. на Украину.


В основе вюстизма лежало разочарование в государственном протестантизме, стремле­ние к высокой степени индивидуальности религии, религиозный мистицизм.

Вюстизм полностью отрицал богатство. Приверженцы течения считали себя прощен­ными грешниками, святыми, которым уготован небесный рай. Основными последователями вюстизма были безземельные крестьяне и бедняки.

Вюстизм оказал большое влияние на формирование гюпферства.

Вюстовское братство

См. Вюстизм.

Гайяниты

См. Автортодокеты.

Гармонисты (Общество Гармонии, Рапписты)

Протестантская секта. Сформировалась в начале XIX в. в Германии. В конце XIX в. во главе с духовным пастырем Георгом Раппом гармонисты эмигрировали в США, штат Пен­сильвания, затем приобрели 30 тысяч актор земли на границе Индианы и Иллинойса. Не вы­держав обилия москитов и вспышек малярии, через 10 лет вернулись в Пенсильванию.

Проповедуют коммунизм, обобществление средств производства, общее проживание, коллективное хозяйствование. Главные приритеты учения - гармония духа и природы, насла­ждение молитвой, поэзией, музыкой, цветами.

С начала XX в. секта существовала без притока новых приверженцев, замкнутой общи­ной. В конце XX в. секта исчезла вместе с последними ее членами.

Гезихазм

См. Исихасты.

Гельвадианство

См. Антидикомарианизм.

Гельвизианство

См. Антидикомарианизм.


Геннадьевская ветвь ИПЦ (Поздеевская ветвь ИПЦ, Секачевская ветвь ИПЦ, Серафимо-Геннадьевская ветвь ИПЦ)

Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Серафимом (Поздеевым). Названа по имени митрополита ИПЦ Геннадия (Секача).

Как считают приверженцы геннадьевской ветви, епископ Серафим был рукоположен самим патриархом Тихоном. Так как официальных документов об этом рукоположении не сохранилось, катакомбная церковь не признает эту ветвь. С геннадьевский ветвью не поддер­живают общение и другие ветви Истинно православной церкви, ставя ей в упрек, что митро­полит Геннадий был священником Русской православной церкви.

Геннадьевцы не считают официальную церковь враждебной и еретической, т.к. она не предана анафеме. Отношение геннадьевцев ко всем христианским конфессиям, считая и ка-такомбные, максимально лояльное.

Геннадьевский архиереи титулов не имеют и при хиротонии нарекаются "во епископа". Практически все архиереи действуют самостоятельно и независимо друг от друга. Соборы не созываются. Все приверженцы секты находятся на нелегальном положении. По непроверен­ной информации, многие геннадьевские епископы одновременно состоят в клире официаль­ной церкви, что вызывает враждебность со стороны других ветвей катакомбной церкви.

При отсутствии катакомбных священников, приверженцам геннадьевцев разрешено об­ращаться к священнослужителям официальной церкви. Всех переходящих в секту из офици­альной церкви принимают независимо от вида их крещения. От неофитов не требуют осу­ждения их заблуждений, отречения или изменения своего отношения к официальной церкви.

До 1990 г. у геннадьевцев были налажены отношения с Русской православной церко­вью за границей. Однако после анти-геннадьевской компании, поднятой Лазарем (Журбенко), их отношения с РПЦЗ ухудшились.

От геннадьевской ветви откололась группа, воглавляемая епископом Исаакием и на­званная по его имени исаакинской. Исаакинская ветвь придерживается более жесткой пози­ции по отношению к РПЦ. К геннадьевской ветви также относится течение "Богородичный центр". Один из геннадьевских епископов, Алфей Барнаульский, образовал алфеевскую вет­вь, идеологически полностью идентичную геннадьевцам.

На конец XX в. в геннадьевской иерархии действовало 15 архиереев.


Гермогенианство

Гностическая ересь. Названа по имени Гермогена, стоического философа, который жил во II в., принял христианскую религию и хотел согласовать ее со своей философской систе­мой.

Признавая верховное, бесконечное существо, он вместе допускал существование несо-творенной материи и почитал природу жилищем Бога, утверждая, что Библия нигде не пред­ставляет Бога творящим материю.

Гернгутеры (Континентальные пиетисты, Объединение братьев)

Протестантская секта лютеранского происхождения. Основана в 1772 г. в Саксонии близ Дрездена, в местечке Гернгут, чешскими переселенцами - последователями моравских братьев и гуситов. Инициатива создания общины принадлежала известному пиетисту графу Цинцендорфу. Секта является оппозиционной по отношению к лютеранской церкви в ряде стран Европы.

Особенности вероучения гернгутеров - частичное признание аугсбургского исповеда­ния и так называемая "религия сердца": эмоциональное переживание человеком мистическо­го единства с Христом как хранителем мира. Гернгутеры сосредоточли особое внимание не на догматике, а на нравственной стороне религии, сообразно с нравственно-евангельскими требованиями.

Гернгутеры оказали большое влияние на формирование методизма.

Гернгутеры сохраняют церковную иерархию, состоящую из епископов, пресвитеров и диаконов.

Течение гернгутеров распространилось на большинство протестантских стран Европы, небольшие группы имеются в странах Америки. Численность гернгутеров на конец XX века -около 800 тысяч человек.

Герои

Русская синкретическая секта. Выделилась из среды субботников (преимущественно из социальной элиты секты) в середине XIX в.

Верования и культ героев идентичны иудаистским. Наряду с Ветхим заветом почитает­ся Талмуд. Язык богослужебной практики - древне-еврейский.


Гидропарастаты

См. Энкратиты.

Глухая нетовщина (Староспасовщина)

Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества.

Приверженцы ее характерны тем, что никогда не объявляли себя старообрядцами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед старейшинами, как в других течени­ях старообрядчества. Сторонники глухой нетовщины совершают обряды крещения и брака в православных церквах и рассматривают их как простую регистрацию.

Гносимахи

Христианская секта V - VII вв.

Вероучение гносимахов основывалось на положении о том, что бог хочет от христиан совершения только добрых дел. Из этого положения они выводили утверждение о бессмыс­ленности теоретического богопознания.

Гностицизм

От греч. "гнозис" - истинное знание. Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга.

Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответствующих уме­ренному дуализму и основанных на наличии демиурга. Первый - миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа, имевшая следствием со­творение мира. Второй - миф о трикстере мужского пола, сыне Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой, либо из отбросов или мыслей, попавших к нему свыше от истинного бога.

Верховное существо в гностицизме представляется самостоятельным, независимым на­чалом света и добра, источником духовной жизни (плиромы) и производит из себя через эма­нацию множество духовных, вечных существ. Эти вечные существа и составляют всю полно­ту бытия.

Материя у гностиков является самостоятельным началом чувственной материальной жизни и источником зла. Материальные и духовные элементы бытия находятся в постоян­ном праждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а мате-


рия - удержать его. Во II в. гностики в споре о свойствах материи разделились на алексан­дрийских, придерживавшихся платоновской идеи о материи как мертвом хаосе, и сирийских, которые, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в ней живое начало зла.

Особенность гностицизма заключается в обобщающем синтезе различных восточных верований, христианства, греческой философии и мистериальных культов. Гностицизм включает элементы дуализма при преобладании монистических тенденций. Специфичным для гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удален от бога и есть его антипод. Между богом и миром гностики помещают серию ипостасей (до 365), функции которых заключаются в том, чтобы разделить идеальное и материальное.

Центральное место в гностицизме занимает человек как средоточие мирового процесса. Хотя человек и является тварью темных сил мира, но по своей субстанции не принадлежит миру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: