В антитринитарианстве бог утрачивает личностные качества, что придает унитариантву антитеистический характер и делает его сочетаемым с деизмом и пантеизмом.
Антитринитарианство возникло в II - III вв. вследствие представления рядом священнослужителей исключительного значения разума (в ущерб вере). В этот период течение называлось также монархианством (разделившимся впоследствии на динамизм, давший начало ари-анской ереси, и модализм, давший толчок савеллианству), но это название не распространилось на последующее развитие антитринитарианства. Течение беспощадно преследовалось церковью и было полностью уничтожено. В период перед и во время Реформации антитри-
нитарианство вновь возродилось и было принято демократичными протестантскими движе-няими анабаптистов и социниан, но категорически отвергалось не только католической церковью, но и ортодоксальными протестантскими конфессиями. Видный представитель ан-титринитарианства Мигель Сервет был сожжен на костре по приказу самого Кальвина.
В Ангглии с 1652 года антитринитарианство консолидируется как конфессия, хотя на эту конфессию не распространялся закон о веротерпимости 1689 г., а закон о смертной казни за антитринитарианство был отменен лишь в 1813 г. В США первая унитарианская церковь возникла в 1796 году при непосредственном участии эмигрировавшего туда Пристли. В 1825 году американское унитарианство проявляет большую активность в движении аболиционизма, религиозного плюрализма, экуменизма.
В XX веке проявляется тенденция к объединеню унитарианцев с другими либеральными религиозными движениями. В 1928 году в Англии возникла Генеральная ассамблея уни-тарианских и свободных христианских церквей. В 1961 году унитарианцы и универсалисты Америки создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила около 800 церквей и 30 общин в США, Канаде и Мексике.
|
На конец XX века насчитывается более 100 тысяч антитринитариев, преимущественно в США и Великобритании.
Антропоморфиты
См. Авдиане.
Анфингане
См. Афингане.
Апостолики
См. Апостольские братья.
Апостолы последних дней
См. Ирвингианство.
Апостольская церковь Сиона
Одна из крупных сект Сионских церквей Африки.
Апостольские братья
Христианская секта, основанная в 1260 г. в Италии францисканским монахом Герардо Сегарелли Пармским. Апостолики выступали против обмирщения церкви и призывали к возвращению к апостольской простоте. В 1286 г. папа Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существующие без папского разрешения. Это решение вдохновило апостоликов на движение против папства; вдохновившись апокалиптическими образами, они выступили за полный отказ от папства.
В 1294 г. Сегарелли был схвачен и в 1300 г. сожжен на костре. Во главе движения встал Дольчино из Наварры. В своих пророчествах он предсказывал с 1303 г. начало нового периода мира, с которым мир кончается, и призывал отказаться от всех мирских благ, брак заменить свободным союзом двух людей, отвергнуть все предписания, законы и обычаи и заменить их на свободный дух любви.
В 1304 г. апостольские братья, возглавляемые Дольчино, предприняли набег на Верхнюю Италию, где были окружены войсками епископа Верчельского и полностью уничтожены.
Апостольские католики
|
Группа сект маргинального протестантизма. Имеет много общего с пятидесятниче-ством, отчего иногда называется ранним пятидесятничеством.
Апостольские католики разделены на две большие группы: Ирвингиане (Католическая апостольская церковь) и Новоапостольская церковь.
Апостольские христиане
Сектантсткое течение в меннонизме. Основано в 1882 г. в Крыму Германом Петерсом.
В основе вероучения апостольских христиан - подчинение "только святой воле Спасителя". С момента зарождения секты она находилась в противостоянии со своим основателем: Петерс утверждал, что светская власть (в данном случае российская) исходит от бога, и ей нужно подчиняться как божественной воле. Рядовые же последователи секты отказывались выполнять распоряжения светских властей. В 1894 г. апостольские христиане отказались присягнуть на верность Николаю II, в результате чего против приверженцев секты было возбуждено следствие.
Апостольским христианам запрещалось занимать любые должности, предписывалось вести безукоризненный в нравственном отношении образ жизни. Все нанесенные обиды безропотно прощались.
К началу XX в. апостольские христиане практически исчезли.
Апотактики
Христианская секта, распространенная в III - IV вв. в Малой Азии. Апотактики проповедовали возвращение к апостольской простоте, утверждали, что люди, обладающие собственностью и живущие в браке, никогда не достигнут спасения. Несмотря на относительно широкое распространение, не имели значительного влияния и быстро исчезли. Идеи апо-тактиков были впоследствии взяты на вооружение апостольскими братьями.
|
Арианство
Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария.
В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь (то есть существо не вечное, не существовавшее до рождения и не безначальное), и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати.
В подоплеке арианской ереси было стремление Ария занять место александрийского епископа и попытка обвинить епископа Александра в савеллианской ереси. С этой целью Арий организовал продолжительный теоретический спор, в котором изначально привлек на свою сторону большую часть клира.
Широкую поддержку Арий нашел среди последователей Лукиана, главы антиохийской богословской школы, особенно у Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского.
Арий был осужден I Никейским вселенским собором и отправлен в ссылку. Однако многие руководители церкви, особенно восточные, на согласились с решениями собора. Вскоре под влиянием сестры императора Константина Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки. По возвращении Арий покаялся перед Константином и дал ложную клятву о том, что покончил со своими заблуждениями. По легенде, широко распространенной среди христиан, Арий нарушил клятву, и, проходя по константинопольскому форуму, почувствовал себя плохо, удалился в пустое помещение и вскоре был найден там "с распавшимися внутренностями".
После смерти Ария в 336 г. и последующей за ней смерти Константина Великого в 337 г. арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии: евдоксианство, евномианство, евномиофронианство, евсевианство и др. Споры между сторониками арианства и Никейского символа веры продолжались до 355 г., когда ариане на соборе в г.Милане одержали полную победу.
В 361 г. император Юлиан Отступник предоставил свободу всем партиям, в том числе и никейским, и позволил всем изгнанникам вернуться на свои кафедры. Попытка никейцев в 362 г. взять реванш над арианами провалилась из-за противодействия этому со стороны императора.
Пришедший в 364 г. к власти император Валент также занимал сторону ариан, и все попытки никейцев одержать духовную победу оказывались безуспешными до смерти Валента в 378 г.
Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе.
Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди "варварских народов": готов, вандалов, лангобардов.
Аристовцы
Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Основано петербургским купцом Василием Аристовым под влиянием сочинений Никиты Спицына.
Аристовцы признают браки.
Арминианство
Протестантская секта, развившаяся на почве реформатства. Отделилась в конце XVI в. от группы гомаристов. Основана Иаковом Арминием, профессором Лейденского университета.
Арминиане стремились сгладить очевидные недостатки кальвинизма, особенно в вопросе о безусловном предопределении. Они считали, что бог определяет людей к погибели по их собственной вине и по своему справедливому божественному суду.
В 1610 г., вскоре после смерти Арминия, группа арминиан сделала штатам Голландии и Западной Фрисландии представление (remonstrantia), где утверждалось, что Бог до творения мира вечным непреложным установлением, благоволил во Христе, ради Христа и через Хри-
ста спасти тех, которые благодатью Святого духа веруют в Сына Его, и наоборот, - осудить тех, кто не обратился. К религиозному спору примкнули различные политические партии.
В этом споре арминиане, находясь в союзе с республиканской партией, потерпели поражение от гомаристов, состоявших в союзе с монархической партией.
На всеобщем реформатском синоде в Дортрехте (1618 - 1619) арминиане были осуждены как еретики и подвергнуты жестоким реследованиям. Этим преследованиям способствовал лидер освобождения Нидерландов от испанского владычества Мориц Оранский. Только в 1625 г., после смерти Морица, арминиане получили гражданские права и их преследование прекратилось.
Арнольдизм
Христианская секта. Названа по имени и возглавлена Арнольдом Брешианским. Приверженцы движения протестовали против светской власти пап и богатой церкви.
Для осуждения ереси ар нольд истов в 1139 году папой Иннокентием II был созван II Ла-теранский Собор.
Арсениты
Восточно-христианская секта. Сформировалась в 1265 г. в Византии в результате "арсе-нитского раскола" при свержении патриарха никейского и константинопольского Арсения. Часть церкви, не принявшая нового патриарха Германа, основала собственную иерархию во главе с патриархом.
Арсениты выступали за полное отделение и независимость церкви от государства.
Арсениты существовали до второй половины XIV в. Их деятельность вызвала волнения во всей Восточной церкви, в том числе и на Руси.
Ассамблея Бога
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Буркина-Фасо. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам пятидесятническо-го происхождения.
Ассоциация возрождения корейского христианства
См. Церковь оливкового дерева.
Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства
См. Церковь Объединения.
Афингане
Христианская ересь. Появилась в конце VIII в. во Фригии, к началу IX в. распространилась на Балканы и Ликаонию.
О сущности вероучения афинган практически ничего неизвестно. Признавая себя высшими, духовными христианами, они старались избегать не принадлежащих к их секте и считали общение с последними для себя осквернением.
Афиногеново согласие
Направление в поповском старообрядчестве. Основано лже-епископом Афиногеном, в реальности беглым дьяконом Воскресенского монастыря Амвросием.
Обманом попав в доверие к стародубскому попу Патрикию, Амвросий под его покровительством отправился священником за границу, к группе дьяконовцев. За границей Амвросий пустил в ход молву о тайне, будто он - епископ, получивший архиерейство от сибирского митрополита Антония, но скрывший свой сан ради спасения после того, как узнал старую правую веру.
Вскоре обман раскрылся, Амвросий был вынужден бежать. Однако часть его приверженцев продолжала считать его действительным епископом и образовало особое согласие.
Африканская апостольская церковь (Церковь Джохана Маранке, Бапосто-ло)
Афрохристианская синкретическая секта. Основана в 1932 г. в Южной Родезии Джоха-ном Маранке.
Учение секты наиболее близко к доктринам апостольских пятидесятников. Основывается на так называемом "Евангелии шона", написанном Джоханом Маранке.
В секте допущено многоженство. Сохранена часть местных дохристианских обрядов, в частности, жертвоприношения духам предков. Признается часть христианских таинств: крещение, исповедь и др. Члены секты проводят общие собрания, на которых читается "Евангелие шона", исполняются духовные песни, произносятся проповеди и совершается отпущение грехов.
Секта имеет сложную структуру из пяти степеней: младшая, старшая, третий, второй и высший ранг. В каждой степени имеется четыре формы служения: евангелист, креститель, пророк и целитель. Принадлежность к конкретной степени и рангу определеяется символами и монограммами.
Секта насчитывает около 700 тысяч приверженцев, в основном в Зимбабве и Конго.
Африканская методистская епископальная церковь
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Свазиленде.
Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам методистского происхождения.
Африканская реформированная церковь (Растафаризм)
Афрохристианская синкретическая секта. Относится к "эфиопским сектам". Основана в 30-х годах XX века на Ямайке проповедником М.Гарвеем. Причиной создания секты послужило провозглашение Тэфэри Мэконнына императором Эфиопии (под именем Хайле Селас-сие I).
Вероучение секты опирается прежде всего на положение о божественности Хайле Се-лассие I, который объявлен мессией - растафари. Основной божественной составляющей рас-тафари является так называемая раста - некая божественная жизненная энергия. С точки зрения приверженцев секты, основная задача мессии - возвращение всех африканцев на родину и построение в Африке истинного Израиля.
Согласно догматам секты, все люди равны перед богом и все они пронизаны мистическим духом "джа", который сообщает чернокожим мужчинам особую благодать. Авторитет Библии признается, причем в ней особо выделяется Ветхий Завет. В толковании Библии прослеживается сильное влияние протестантских миссионеров.
Культовая практика секты бедна и сводится преимущественно к проповеди и прослушиванию музыки в стиле "рэггей" сочинения члена секты Каунта Осси. Участие в общественной жизни ограничивается, исповедуется пацифизм и отказ от службы в армии. Допускается употребление наркотиков. В секте выделяется группа "узких растафарианцев", которые не едят мяся и не пьют вина. Проповедуется "черный расизм".
Члены секты придают себе характерный внешний вид, отращивая длинные волосы в виде львиной гривы, обычно подкрашенной в красный цвет.
Секта имеет последователей среди чернокожего населения Ямайки и других островов Карибского бассейна, а также в Африке. Европе, Австралии и России. Точная численность
последователей секты неизвестна и по различным оценкам на конец XX века составляет от 6 до 50 тысяч человек.
Африканская сионистская церковь
Одна из крупных сект Сионских церквей Африки.
Афроамериканское вуду
Одна из крупнейших сект вуду. Основана в середине XX в. в США Арбос.
Вероучение афроамериканских вуду поддерживает все основные положения, характерные для вуду в целом. Существенным отличием является признание авторитета Библии, которая, как считается, раскрывает подлинный смысл вуду. Основой жизни каждого приверженца секты считатеся "путь трилистника": вера, любовь и удовольствие от добрых дел. Символом мужчины считается шестиконечная звезда, символом женщины - пятиконечная.
Во главе пантеона афроамериканских вуду стоит лоас Дамбалла-уэдо, изображаемый в виде змея и отождествляемый с змеем, воздвигнутым Моисеем в Синайской пустыне.
Культовая практика секты заключается в основном в ритуальных танцах, проводимых в полнолуние. Иерархия жрецов такая же, как и в других сектах вуду. Распространены магические обряды и тотемизм.
На конец XX в. число приверженцев секты - 40 тысяч человек, в основном на юге и западе США.
Афрохристианство (Местные африканские церкви)
Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христианства и местных традиционных африканских верований.
Афрохристианство зародилось в конце XIX века в южной части Африки в виде приспособления различных христианских конфессий к местным верованиям путем образования синкретических культов. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 г. в Капской колонии.
Расцвет афрохристианства приходится на первую половину XX века.
Основной идеей всех афрохристианских сект является стремление создать "черное христианство", которое противопоставляется белому, колонизаторскому, христианству. Афрохристианство провозглашает богоизбранность африканцев и обвиняет европейцев в искажении христианства. Все положительные библейские персонажи (включая Христа) считаются неграми, отрицательные же персонажи часто изображаются с белой кожей.
Отличительной особенностью практически всех афрохристианских (и вообще африканских) культов является вера в абстрактное верховное небесное божество-демиурга, удалившегося от человеческой суеты и непосредственно не присутствующего в ритуалах. Почти для всех афрохристианских течений характерна вера в предсказания, полученные самыми разнообразными способами, но всегда посредством человека.
Афрохристианство не является единым религиозным течением, а представляет множество направлений, церквей, сект, как правило, синкретичных и относящихся генетически, с одной стороны, к тем или иным местным африканским верованиям, с другой - к разнообразным христианским течениям. Подобные сочетания порождают большое разнообразие всевозможных направлений афрохристианства.
По вероучительной основе и происхождению афрохристианство подразделяется на пять больших групп: адаптированно-христианские секты, мессианские секты, языческо-хри-стианские секты, эфиопские секты (Черные церкви), ветхозаветные секты. Однако подобное деление достаточно условно, так как высокая степень синкретизма афрохристианских конфессий подразумевает широкое заимствование вероучительных элементов у других течений.
Помимо чисто африканских, к афрохристианству относится и большое количество религиозных направлений, образованных бывшими рабами, вывозимыми в Центральную и Южныю Америку. Все эти рабы или их потомки были тем или иным образом обращены в христианство, но сохранили весь комплекс собственных религиозных верований и обрядов, в результате чего и сформировались крупнейшие афрохристианские течения: макумба в Бразилии, вуду и сантерия в Карибском бассейне, растафари на Ямайке и др.
На конец XX века к афрохристианским сектам принадлежало в общей сложности около 40 миллионов человек (6% населения Африки), представленных во всех странах континента (в основном ЮАР, Нигерия, Конго и Кения), за исключением исламизированной Северной Африки, в странах Карибского бассейна, Бразилии и США.
Бабушкино согласие
Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества. Считается, что образовалась в XVIII веке. Распространена в Среднем Поволжье.
Приверженцы бабушкиного согласия отличаются от других групп спасова согласия тем, что детей крестят сами родители или повивальные бабки. Переходящие же из православия и других сект перекрещиваются сами в реке или озере. Что касается учения об Антихристе, то бабушкинцы, так же, как и бегуны, считают, что Антихрист царствует в лице царей,
начиная с Петра I, но в отличие от бегунов, не делают из этого учения практических выводов. Некоторые исследователи объединяют эту группу с самокрещенцами.
Бапостоло
См. Африканская апостольская церковь
Баптистский комитет
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Центрально-Африканской республике.
Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам баптистского происхождения.
Батуке
Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в основном на Порту-Алегри.
Беггарды (Бегинки)
Христианская секта раннего средневековья. Возникла около 1170 г. в Брабанте и распространилась практически по всей Европе. Беггарды - название мужчин-приверженцев течения, название женщин - бегинки. Беггарды проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть. Беггардизм тесно связан с движением амальрикан и лоллардов.
В 1311 г. беггардизм был осужден на XV вселенском соборе. С XIV века общины беггардов запрещены и подвергнуты преследованиям.
Отдельные общины беггардов существуют до сих пор в некоторых районах Нидерландов.
Бегинки
См. Беггарды.
Беглопоповство
См. Поповство.
Бегунский толк (Бегуны, Истинно православные христиане странствующие, Пустынники, Сопелковцы, Странники)
Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в 1772 г. в Ярославской губернии. Основатель толка - Ефимий, беглый солдат, уроженец Переславля-Залесско-го. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с "антихристовой властью", выражавшейся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах.
Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км. от Ярославля.
В основе вероучения бегунов - идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей.
Бегуны ожидают "первого воскресения", когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа, "Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому". Бегуны видят это место около Каспийского моря и совершают туда паломничество.
Бегуны не признают крещения, совершенного в любом другом вероисповедании. Крещение у бегунов производит каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом.
Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считают себя монахами, носят имена, данные при крещении и именуются "совершенными христианами".
Со временем среди бегунов выделились так называемые "жиловые", или "пристанодержатели", которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, "мироотре-ченцам". Сами же жиловые выполняли обеты странствия лишь формально.
В отличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация Петра I, поэтому царскую власть они считают "апокалиптическим зверем", иконы - властью гражданской, тело - властью церковной.
Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в тайных местах, никак не отмечая могилы.
Отношение к браку у бегунов различно и не является критичным. Бегуны характерны высоким уровнем эмансипации женщин, проявлявшемся даже в XIX в.
Большинство бегунов имело своебразный самодельный паспорт, свидетельствующий о принадлежности к согласию, представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: "Господь защититель живота моего: кого страшуся?", "Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!".
Несмотря на то, что численность бегунов всегда была незначительной, из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории России.
Новое развитие идея бегунства получила в 30-е годы XIX в. В этот период среди старообрядцев появилась весть, что древнее благочестие сохранено на Дальнем Востоке, на "Белых водах, в Опаньском государстве". Туда и двинулись массы бегунов. Старообрядческими географами был составлен даже специальный "атлас" путешествия на Беловодье.
К середине XIX в. бегуны представляли собой тайную, строго законспирированную организацию.
В 1854 г. по указанию императора в Ярославской губернии был создан особый совещательный комитет для обсуждения "вредоносности бегунов". Официальная церковь в этом вопросе высказалась за ужесточение репрессий против сектантов, в результате чего бегуны были признаны "вредной сектой", и для пресечения ее деятельности были разрешены меры гражданского и церковного воздействия.
Внутри бегунов обособились отдельные группы: неплательщики, лучинковы, безденеж-ники (антипово согласие), статейники (иерархиты), противостатейники, брачные странники и др.
Численность бегунов на конец XX в. незначительна, они представляют собой мелкие разрозненные секты, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала.
Бегуны
См. Бегунский толк.
Безденежники
См. Антипово согласие.
Бейкоку
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Нигерии. Генетически относится к языческо-христианским сектам.
Белокриницкая иерархия
См. Русская православная старообрядческая церковь.
Белоризцы
Группа православных сект, объединеных общим названием и общей идеей ношения белых одежд. Как правило, выбор цвета одежды обосновывался противопоставлением дьявольского, черного, и ангельского, белого.
Первое появление белоризцев отмечено в 1836 г. в деревне Садки Донецкого округа. Основатель секты - маляр Борис Маргунов. Приверженцы секты носили исключительно белую одежду и стремились к преимуществу белого цвета в быту. Одежду черного цвета жгли в огне и топили в реке. Скот черной масти распродавали или забивали.
Донецкие белоризцы стремились к максимальному упрощению обрядности. Иконы и распятия использовались без окладов и украшений, Евангелия - без переплета.
Белоризцы подвергались преследованиям со стороны церковных и светских властей, вследствие чего стали носить и черную одежду, но при этом подклад всегда делали из белой ткани.
В середине 60-х годов XIX в. секта белоризцев появилась во Владимирской губернии. Ее основатель - крестьянин Николай Лукин, который в 1865 г. основал у себя дома тайную молельню белоризцев. Вследствие широкого распространения секты и своеобразия ее культа она получила большую известность.
Владимирские белоризцы пользовались исключительно медными крестами и иконами, как правило, собственного изготовления. Христос на образах изображался с крыльями, что дало основания предполагать о связях секты с христововерами. Паспорта отвергаются. Браки считаются блудом, поэтому белоризцы хотя и создают семьи, но живут в них целомудрено. Видимая иерархия церкви отрицается. Не употребляют в пищу мясо и вино.
Ученые XIX в. определяли учение владимирских белоризцев как синтез вероучений русских сект того времени - христововеров, молокан, старообрядцев.
Несколько позднее владимирских появились симбирские безоризцы. Симбирские белоризцы имели две ветви. Первая основана крестьянином Василием Писцовым и имеет старообрядческое направление. Помимо ношения белых одежд, отличаются двуперстным кре-шением и использованием старопечатных книг. В церковь не ходят. Вторая основана мещанином Алексеем Клюжевым, который расходился с Писцовым во взглядах на вероучение.
Клюжевские сектанты близки к христововерам. Церковь посещают по необходимости, только для крещения и причащения. Отвергают мясо, яйцо, молоко, лук, хрен, табак.
Беседники
Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалистических учений.
Бесоперевоплощенцы
Православная секта. Основана в Москве в начале XX в. В.К.Мюром, утверждавшим, что ему были дарованы откровения Святого духа.
Согласно вероучению бесовоплощенцев, все люди - воплощенные бесы. Сатанаил, сын божий, восстал против отца и увлек за собой ангелов. Будучи наказаны, ангелы были низвергнуты богом на землю и стали людьми.
Бесоперевоплощенцы считают, что среди людей постоянно совершаются перевоплощения. Так, по их учению, Иуда перевоплотился в апостола Павла, Илья пророк - в Иоанна Крестителя, Магомет - в Яна Гуса, Гус - в Лютера и т.д.
Современники считали бесоперевоплощенцев христововерческой сектой, хотя никаких объективных оснований для такого предположения нет.
Беспоповство
Одно из двух основных течений старообрядчества. Сформировалось в 90-х годах XVII века.
Последователи беспоповства не имеют и не признают духовенства, поскольку истинное духовенство было истреблено во время проведения никонианской реформы, а новое духовенство не является священным.
После церковного раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников "старого" толка. Часть старообрядцев стала принимать священников, которые по различным причинам бежали из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая часть решила вообще отказаться от института священства.
В 1692 и 1694 годах под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.
Соборы конца XVII века объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств были оставлены только таинства покаяния и крещения, которые и в РПЦ при отсутствии священника в исключительных случая разрешается совершать мирянам.
Изначально для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди беспоповцев были распространены "гари" - самосожжения, которые рассматривались как единственный путь спасения от царства Антихриста.