ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 3 глава




В антитринитарианстве бог утрачивает личностные качества, что придает унитариантву антитеистический характер и делает его сочетаемым с деизмом и пантеизмом.

Антитринитарианство возникло в II - III вв. вследствие представления рядом священно­служителей исключительного значения разума (в ущерб вере). В этот период течение называ­лось также монархианством (разделившимся впоследствии на динамизм, давший начало ари-анской ереси, и модализм, давший толчок савеллианству), но это название не распространи­лось на последующее развитие антитринитарианства. Течение беспощадно преследовалось церковью и было полностью уничтожено. В период перед и во время Реформации антитри-


нитарианство вновь возродилось и было принято демократичными протестантскими движе-няими анабаптистов и социниан, но категорически отвергалось не только католической церковью, но и ортодоксальными протестантскими конфессиями. Видный представитель ан-титринитарианства Мигель Сервет был сожжен на костре по приказу самого Кальвина.

В Ангглии с 1652 года антитринитарианство консолидируется как конфессия, хотя на эту конфессию не распространялся закон о веротерпимости 1689 г., а закон о смертной казни за антитринитарианство был отменен лишь в 1813 г. В США первая унитарианская церковь возникла в 1796 году при непосредственном участии эмигрировавшего туда Пристли. В 1825 году американское унитарианство проявляет большую активность в движении аболициониз­ма, религиозного плюрализма, экуменизма.

В XX веке проявляется тенденция к объединеню унитарианцев с другими либеральны­ми религиозными движениями. В 1928 году в Англии возникла Генеральная ассамблея уни-тарианских и свободных христианских церквей. В 1961 году унитарианцы и универсалисты Америки создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила около 800 церквей и 30 общин в США, Канаде и Мексике.

На конец XX века насчитывается более 100 тысяч антитринитариев, преимущественно в США и Великобритании.

Антропоморфиты

См. Авдиане.

Анфингане

См. Афингане.

Апостолики

См. Апостольские братья.

Апостолы последних дней

См. Ирвингианство.

Апостольская церковь Сиона

Одна из крупных сект Сионских церквей Африки.


Апостольские братья

Христианская секта, основанная в 1260 г. в Италии францисканским монахом Герардо Сегарелли Пармским. Апостолики выступали против обмирщения церкви и призывали к воз­вращению к апостольской простоте. В 1286 г. папа Гонорий IV приказал уничтожить все об­щины, существующие без папского разрешения. Это решение вдохновило апостоликов на движение против папства; вдохновившись апокалиптическими образами, они выступили за полный отказ от папства.

В 1294 г. Сегарелли был схвачен и в 1300 г. сожжен на костре. Во главе движения встал Дольчино из Наварры. В своих пророчествах он предсказывал с 1303 г. начало нового перио­да мира, с которым мир кончается, и призывал отказаться от всех мирских благ, брак заме­нить свободным союзом двух людей, отвергнуть все предписания, законы и обычаи и заме­нить их на свободный дух любви.

В 1304 г. апостольские братья, возглавляемые Дольчино, предприняли набег на Верх­нюю Италию, где были окружены войсками епископа Верчельского и полностью уничтоже­ны.

Апостольские католики

Группа сект маргинального протестантизма. Имеет много общего с пятидесятниче-ством, отчего иногда называется ранним пятидесятничеством.

Апостольские католики разделены на две большие группы: Ирвингиане (Католическая апостольская церковь) и Новоапостольская церковь.

Апостольские христиане

Сектантсткое течение в меннонизме. Основано в 1882 г. в Крыму Германом Петерсом.

В основе вероучения апостольских христиан - подчинение "только святой воле Спаси­теля". С момента зарождения секты она находилась в противостоянии со своим основателем: Петерс утверждал, что светская власть (в данном случае российская) исходит от бога, и ей нужно подчиняться как божественной воле. Рядовые же последователи секты отказывались выполнять распоряжения светских властей. В 1894 г. апостольские христиане отказались присягнуть на верность Николаю II, в результате чего против приверженцев секты было воз­буждено следствие.


Апостольским христианам запрещалось занимать любые должности, предписывалось вести безукоризненный в нравственном отношении образ жизни. Все нанесенные обиды без­ропотно прощались.

К началу XX в. апостольские христиане практически исчезли.

Апотактики

Христианская секта, распространенная в III - IV вв. в Малой Азии. Апотактики пропо­ведовали возвращение к апостольской простоте, утверждали, что люди, обладающие соб­ственностью и живущие в браке, никогда не достигнут спасения. Несмотря на относительно широкое распространение, не имели значительного влияния и быстро исчезли. Идеи апо-тактиков были впоследствии взяты на вооружение апостольскими братьями.

Арианство

Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария.

В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь (то есть существо не вечное, не существовавшее до рождения и не безначаль­ное), и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благо­дати.

В подоплеке арианской ереси было стремление Ария занять место александрийского епископа и попытка обвинить епископа Александра в савеллианской ереси. С этой целью Арий организовал продолжительный теоретический спор, в котором изначально привлек на свою сторону большую часть клира.

Широкую поддержку Арий нашел среди последователей Лукиана, главы антиохийской богословской школы, особенно у Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского.

Арий был осужден I Никейским вселенским собором и отправлен в ссылку. Однако многие руководители церкви, особенно восточные, на согласились с решениями собора. Вскоре под влиянием сестры императора Константина Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки. По возвращении Арий покаялся перед Константином и дал ложную клятву о том, что покончил со своими заблуждениями. По легенде, широко распро­страненной среди христиан, Арий нарушил клятву, и, проходя по константинопольскому фо­руму, почувствовал себя плохо, удалился в пустое помещение и вскоре был найден там "с распавшимися внутренностями".


После смерти Ария в 336 г. и последующей за ней смерти Константина Великого в 337 г. арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии: евдоксианство, евномианство, евномиофронианство, евсевианство и др. Споры между сторониками арианства и Никейского символа веры продолжались до 355 г., когда ариане на соборе в г.Милане одержали полную победу.

В 361 г. император Юлиан Отступник предоставил свободу всем партиям, в том числе и никейским, и позволил всем изгнанникам вернуться на свои кафедры. Попытка никейцев в 362 г. взять реванш над арианами провалилась из-за противодействия этому со стороны им­ператора.

Пришедший в 364 г. к власти император Валент также занимал сторону ариан, и все по­пытки никейцев одержать духовную победу оказывались безуспешными до смерти Валента в 378 г.

Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе.

Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди "варвар­ских народов": готов, вандалов, лангобардов.

Аристовцы

Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Основано петербургским купцом Василием Аристовым под влиянием сочинений Никиты Спицына.

Аристовцы признают браки.

Арминианство

Протестантская секта, развившаяся на почве реформатства. Отделилась в конце XVI в. от группы гомаристов. Основана Иаковом Арминием, профессором Лейденского университе­та.

Арминиане стремились сгладить очевидные недостатки кальвинизма, особенно в во­просе о безусловном предопределении. Они считали, что бог определяет людей к погибели по их собственной вине и по своему справедливому божественному суду.

В 1610 г., вскоре после смерти Арминия, группа арминиан сделала штатам Голландии и Западной Фрисландии представление (remonstrantia), где утверждалось, что Бог до творения мира вечным непреложным установлением, благоволил во Христе, ради Христа и через Хри-


ста спасти тех, которые благодатью Святого духа веруют в Сына Его, и наоборот, - осудить тех, кто не обратился. К религиозному спору примкнули различные политические партии.

В этом споре арминиане, находясь в союзе с республиканской партией, потерпели по­ражение от гомаристов, состоявших в союзе с монархической партией.

На всеобщем реформатском синоде в Дортрехте (1618 - 1619) арминиане были осужде­ны как еретики и подвергнуты жестоким реследованиям. Этим преследованиям способство­вал лидер освобождения Нидерландов от испанского владычества Мориц Оранский. Только в 1625 г., после смерти Морица, арминиане получили гражданские права и их преследование прекратилось.

Арнольдизм

Христианская секта. Названа по имени и возглавлена Арнольдом Брешианским. При­верженцы движения протестовали против светской власти пап и богатой церкви.

Для осуждения ереси ар нольд истов в 1139 году папой Иннокентием II был созван II Ла-теранский Собор.

Арсениты

Восточно-христианская секта. Сформировалась в 1265 г. в Византии в результате "арсе-нитского раскола" при свержении патриарха никейского и константинопольского Арсения. Часть церкви, не принявшая нового патриарха Германа, основала собственную иерархию во главе с патриархом.

Арсениты выступали за полное отделение и независимость церкви от государства.

Арсениты существовали до второй половины XIV в. Их деятельность вызвала волнения во всей Восточной церкви, в том числе и на Руси.

Ассамблея Бога

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Буркина-Фасо. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам пятидесятническо-го происхождения.

Ассоциация возрождения корейского христианства

См. Церковь оливкового дерева.


Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства

См. Церковь Объединения.

Афингане

Христианская ересь. Появилась в конце VIII в. во Фригии, к началу IX в. распростра­нилась на Балканы и Ликаонию.

О сущности вероучения афинган практически ничего неизвестно. Признавая себя выс­шими, духовными христианами, они старались избегать не принадлежащих к их секте и счи­тали общение с последними для себя осквернением.

Афиногеново согласие

Направление в поповском старообрядчестве. Основано лже-епископом Афиногеном, в реальности беглым дьяконом Воскресенского монастыря Амвросием.

Обманом попав в доверие к стародубскому попу Патрикию, Амвросий под его покрови­тельством отправился священником за границу, к группе дьяконовцев. За границей Амвро­сий пустил в ход молву о тайне, будто он - епископ, получивший архиерейство от сибирского митрополита Антония, но скрывший свой сан ради спасения после того, как узнал старую правую веру.

Вскоре обман раскрылся, Амвросий был вынужден бежать. Однако часть его привер­женцев продолжала считать его действительным епископом и образовало особое согласие.

Африканская апостольская церковь (Церковь Джохана Маранке, Бапосто-ло)

Афрохристианская синкретическая секта. Основана в 1932 г. в Южной Родезии Джоха-ном Маранке.

Учение секты наиболее близко к доктринам апостольских пятидесятников. Основыва­ется на так называемом "Евангелии шона", написанном Джоханом Маранке.

В секте допущено многоженство. Сохранена часть местных дохристианских обрядов, в частности, жертвоприношения духам предков. Признается часть христианских таинств: кре­щение, исповедь и др. Члены секты проводят общие собрания, на которых читается "Еванге­лие шона", исполняются духовные песни, произносятся проповеди и совершается отпущение грехов.


Секта имеет сложную структуру из пяти степеней: младшая, старшая, третий, второй и высший ранг. В каждой степени имеется четыре формы служения: евангелист, креститель, пророк и целитель. Принадлежность к конкретной степени и рангу определеяется символами и монограммами.

Секта насчитывает около 700 тысяч приверженцев, в основном в Зимбабве и Конго.

Африканская методистская епископальная церковь

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Свазиленде.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам методистского происхождения.

Африканская реформированная церковь (Растафаризм)

Афрохристианская синкретическая секта. Относится к "эфиопским сектам". Основана в 30-х годах XX века на Ямайке проповедником М.Гарвеем. Причиной создания секты послу­жило провозглашение Тэфэри Мэконнына императором Эфиопии (под именем Хайле Селас-сие I).

Вероучение секты опирается прежде всего на положение о божественности Хайле Се-лассие I, который объявлен мессией - растафари. Основной божественной составляющей рас-тафари является так называемая раста - некая божественная жизненная энергия. С точки зре­ния приверженцев секты, основная задача мессии - возвращение всех африканцев на родину и построение в Африке истинного Израиля.

Согласно догматам секты, все люди равны перед богом и все они пронизаны мистиче­ским духом "джа", который сообщает чернокожим мужчинам особую благодать. Авторитет Библии признается, причем в ней особо выделяется Ветхий Завет. В толковании Библии про­слеживается сильное влияние протестантских миссионеров.

Культовая практика секты бедна и сводится преимущественно к проповеди и прослу­шиванию музыки в стиле "рэггей" сочинения члена секты Каунта Осси. Участие в обще­ственной жизни ограничивается, исповедуется пацифизм и отказ от службы в армии. Допус­кается употребление наркотиков. В секте выделяется группа "узких растафарианцев", кото­рые не едят мяся и не пьют вина. Проповедуется "черный расизм".

Члены секты придают себе характерный внешний вид, отращивая длинные волосы в виде львиной гривы, обычно подкрашенной в красный цвет.

Секта имеет последователей среди чернокожего населения Ямайки и других островов Карибского бассейна, а также в Африке. Европе, Австралии и России. Точная численность


последователей секты неизвестна и по различным оценкам на конец XX века составляет от 6 до 50 тысяч человек.

Африканская сионистская церковь

Одна из крупных сект Сионских церквей Африки.

Афроамериканское вуду

Одна из крупнейших сект вуду. Основана в середине XX в. в США Арбос.

Вероучение афроамериканских вуду поддерживает все основные положения, характер­ные для вуду в целом. Существенным отличием является признание авторитета Библии, ко­торая, как считается, раскрывает подлинный смысл вуду. Основой жизни каждого привер­женца секты считатеся "путь трилистника": вера, любовь и удовольствие от добрых дел. Символом мужчины считается шестиконечная звезда, символом женщины - пятиконечная.

Во главе пантеона афроамериканских вуду стоит лоас Дамбалла-уэдо, изображаемый в виде змея и отождествляемый с змеем, воздвигнутым Моисеем в Синайской пустыне.

Культовая практика секты заключается в основном в ритуальных танцах, проводимых в полнолуние. Иерархия жрецов такая же, как и в других сектах вуду. Распространены магиче­ские обряды и тотемизм.

На конец XX в. число приверженцев секты - 40 тысяч человек, в основном на юге и западе США.

Афрохристианство (Местные африканские церкви)

Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христи­анства и местных традиционных африканских верований.

Афрохристианство зародилось в конце XIX века в южной части Африки в виде при­способления различных христианских конфессий к местным верованиям путем образования синкретических культов. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 г. в Капской колонии.

Расцвет афрохристианства приходится на первую половину XX века.

Основной идеей всех афрохристианских сект является стремление создать "черное хри­стианство", которое противопоставляется белому, колонизаторскому, христианству. Афрох­ристианство провозглашает богоизбранность африканцев и обвиняет европейцев в искаже­нии христианства. Все положительные библейские персонажи (включая Христа) считаются неграми, отрицательные же персонажи часто изображаются с белой кожей.


Отличительной особенностью практически всех афрохристианских (и вообще афри­канских) культов является вера в абстрактное верховное небесное божество-демиурга, уда­лившегося от человеческой суеты и непосредственно не присутствующего в ритуалах. Почти для всех афрохристианских течений характерна вера в предсказания, полученные самыми разнообразными способами, но всегда посредством человека.

Афрохристианство не является единым религиозным течением, а представляет множе­ство направлений, церквей, сект, как правило, синкретичных и относящихся генетически, с одной стороны, к тем или иным местным африканским верованиям, с другой - к разнооб­разным христианским течениям. Подобные сочетания порождают большое разнообразие все­возможных направлений афрохристианства.

По вероучительной основе и происхождению афрохристианство подразделяется на пять больших групп: адаптированно-христианские секты, мессианские секты, языческо-хри-стианские секты, эфиопские секты (Черные церкви), ветхозаветные секты. Однако подобное деление достаточно условно, так как высокая степень синкретизма афрохристианских кон­фессий подразумевает широкое заимствование вероучительных элементов у других течений.

Помимо чисто африканских, к афрохристианству относится и большое количество ре­лигиозных направлений, образованных бывшими рабами, вывозимыми в Центральную и Южныю Америку. Все эти рабы или их потомки были тем или иным образом обращены в христианство, но сохранили весь комплекс собственных религиозных верований и обрядов, в результате чего и сформировались крупнейшие афрохристианские течения: макумба в Брази­лии, вуду и сантерия в Карибском бассейне, растафари на Ямайке и др.

На конец XX века к афрохристианским сектам принадлежало в общей сложности около 40 миллионов человек (6% населения Африки), представленных во всех странах континента (в основном ЮАР, Нигерия, Конго и Кения), за исключением исламизированной Северной Африки, в странах Карибского бассейна, Бразилии и США.

Бабушкино согласие

Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества. Считается, что образовалась в XVIII веке. Распространена в Среднем Поволжье.

Приверженцы бабушкиного согласия отличаются от других групп спасова согласия тем, что детей крестят сами родители или повивальные бабки. Переходящие же из правосла­вия и других сект перекрещиваются сами в реке или озере. Что касается учения об Антихри­сте, то бабушкинцы, так же, как и бегуны, считают, что Антихрист царствует в лице царей,


начиная с Петра I, но в отличие от бегунов, не делают из этого учения практических выво­дов. Некоторые исследователи объединяют эту группу с самокрещенцами.

Бапостоло

См. Африканская апостольская церковь

Баптистский комитет

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Центрально-Африканской рес­публике.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам баптистского происхождения.

Батуке

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в основном на Порту-Алегри.

Беггарды (Бегинки)

Христианская секта раннего средневековья. Возникла около 1170 г. в Брабанте и рас­пространилась практически по всей Европе. Беггарды - название мужчин-приверженцев течения, название женщин - бегинки. Беггарды проповедовали бедность, общность имуще­ства, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть. Беггардизм тесно связан с движе­нием амальрикан и лоллардов.

В 1311 г. беггардизм был осужден на XV вселенском соборе. С XIV века общины бег­гардов запрещены и подвергнуты преследованиям.

Отдельные общины беггардов существуют до сих пор в некоторых районах Нидерлан­дов.

Бегинки

См. Беггарды.

Беглопоповство

См. Поповство.


Бегунский толк (Бегуны, Истинно православные христиане странствую­щие, Пустынники, Сопелковцы, Странники)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в 1772 г. в Ярослав­ской губернии. Основатель толка - Ефимий, беглый солдат, уроженец Переславля-Залесско-го. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с "анти­христовой властью", выражавшейся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах.

Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км. от Ярославля.

В основе вероучения бегунов - идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функ­ций, повинностей и обязанностей.

Бегуны ожидают "первого воскресения", когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее цар­ство Христа, "Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому". Бегуны видят это место около Каспийского моря и совершают туда па­ломничество.

Бегуны не признают крещения, совершенного в любом другом вероисповедании. Кре­щение у бегунов производит каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом.

Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считают себя монахами, носят имена, данные при крещении и именуются "совершенными христиана­ми".

Со временем среди бегунов выделились так называемые "жиловые", или "пристанодер­жатели", которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, "мироотре-ченцам". Сами же жиловые выполняли обеты странствия лишь формально.

В отличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация Петра I, поэтому царскую власть они считают "апокалиптическим зверем", иконы - властью гражданской, тело - властью церков­ной.

Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в тайных местах, никак не отмечая могилы.

Отношение к браку у бегунов различно и не является критичным. Бегуны характерны высоким уровнем эмансипации женщин, проявлявшемся даже в XIX в.


Большинство бегунов имело своебразный самодельный паспорт, свидетельствующий о принадлежности к согласию, представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надпи­сями типа: "Господь защититель живота моего: кого страшуся?", "Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!".

Несмотря на то, что численность бегунов всегда была незначительной, из-за подвижно­го образа жизни они быстро распространились по территории России.

Новое развитие идея бегунства получила в 30-е годы XIX в. В этот период среди ста­рообрядцев появилась весть, что древнее благочестие сохранено на Дальнем Востоке, на "Бе­лых водах, в Опаньском государстве". Туда и двинулись массы бегунов. Старообрядческими географами был составлен даже специальный "атлас" путешествия на Беловодье.

К середине XIX в. бегуны представляли собой тайную, строго законспирированную ор­ганизацию.

В 1854 г. по указанию императора в Ярославской губернии был создан особый совеща­тельный комитет для обсуждения "вредоносности бегунов". Официальная церковь в этом во­просе высказалась за ужесточение репрессий против сектантов, в результате чего бегуны были признаны "вредной сектой", и для пресечения ее деятельности были разрешены меры гражданского и церковного воздействия.

Внутри бегунов обособились отдельные группы: неплательщики, лучинковы, безденеж-ники (антипово согласие), статейники (иерархиты), противостатейники, брачные странники и др.

Численность бегунов на конец XX в. незначительна, они представляют собой мелкие разрозненные секты, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала.

Бегуны

См. Бегунский толк.

Безденежники

См. Антипово согласие.

Бейкоку

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Нигерии. Генетически относится к языческо-христианским сектам.


Белокриницкая иерархия

См. Русская православная старообрядческая церковь.

Белоризцы

Группа православных сект, объединеных общим названием и общей идеей ношения бе­лых одежд. Как правило, выбор цвета одежды обосновывался противопоставлением дьяволь­ского, черного, и ангельского, белого.

Первое появление белоризцев отмечено в 1836 г. в деревне Садки Донецкого округа. Основатель секты - маляр Борис Маргунов. Приверженцы секты носили исключительно бе­лую одежду и стремились к преимуществу белого цвета в быту. Одежду черного цвета жгли в огне и топили в реке. Скот черной масти распродавали или забивали.

Донецкие белоризцы стремились к максимальному упрощению обрядности. Иконы и распятия использовались без окладов и украшений, Евангелия - без переплета.

Белоризцы подвергались преследованиям со стороны церковных и светских властей, вследствие чего стали носить и черную одежду, но при этом подклад всегда делали из белой ткани.

В середине 60-х годов XIX в. секта белоризцев появилась во Владимирской губернии. Ее основатель - крестьянин Николай Лукин, который в 1865 г. основал у себя дома тайную молельню белоризцев. Вследствие широкого распространения секты и своеобразия ее культа она получила большую известность.

Владимирские белоризцы пользовались исключительно медными крестами и иконами, как правило, собственного изготовления. Христос на образах изображался с крыльями, что дало основания предполагать о связях секты с христововерами. Паспорта отвергаются. Браки считаются блудом, поэтому белоризцы хотя и создают семьи, но живут в них целомудрено. Видимая иерархия церкви отрицается. Не употребляют в пищу мясо и вино.

Ученые XIX в. определяли учение владимирских белоризцев как синтез вероучений русских сект того времени - христововеров, молокан, старообрядцев.

Несколько позднее владимирских появились симбирские безоризцы. Симбирские бело­ризцы имели две ветви. Первая основана крестьянином Василием Писцовым и имеет ста­рообрядческое направление. Помимо ношения белых одежд, отличаются двуперстным кре-шением и использованием старопечатных книг. В церковь не ходят. Вторая основана меща­нином Алексеем Клюжевым, который расходился с Писцовым во взглядах на вероучение.


Клюжевские сектанты близки к христововерам. Церковь посещают по необходимости, толь­ко для крещения и причащения. Отвергают мясо, яйцо, молоко, лук, хрен, табак.

Беседники

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалисти­ческих учений.

Бесоперевоплощенцы

Православная секта. Основана в Москве в начале XX в. В.К.Мюром, утверждавшим, что ему были дарованы откровения Святого духа.

Согласно вероучению бесовоплощенцев, все люди - воплощенные бесы. Сатанаил, сын божий, восстал против отца и увлек за собой ангелов. Будучи наказаны, ангелы были низ­вергнуты богом на землю и стали людьми.

Бесоперевоплощенцы считают, что среди людей постоянно совершаются перевоплоще­ния. Так, по их учению, Иуда перевоплотился в апостола Павла, Илья пророк - в Иоанна Кре­стителя, Магомет - в Яна Гуса, Гус - в Лютера и т.д.

Современники считали бесоперевоплощенцев христововерческой сектой, хотя никаких объективных оснований для такого предположения нет.

Беспоповство

Одно из двух основных течений старообрядчества. Сформировалось в 90-х годах XVII века.

Последователи беспоповства не имеют и не признают духовенства, поскольку истинное духовенство было истреблено во время проведения никонианской реформы, а новое духовен­ство не является священным.

После церковного раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священни­ков "старого" толка. Часть старообрядцев стала принимать священников, которые по различ­ным причинам бежали из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая часть реши­ла вообще отказаться от института священства.

В 1692 и 1694 годах под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и дру­гих сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.


Соборы конца XVII века объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств были оставлены только таинства покаяния и крещения, которые и в РПЦ при отсут­ствии священника в исключительных случая разрешается совершать мирянам.

Изначально для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе при­шествие Христа. Именно поэтому среди беспоповцев были распространены "гари" - самосо­жжения, которые рассматривались как единственный путь спасения от царства Антихриста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: