Д.А.Таевский
Христианские ереси и секты XXI веков. Словарь Интрада, 2003
.,
I -
ПРЕДИСЛОВИЕ
Что такое секта? Начиная с древнейших времен тысячи религиозных течений назывались этим термином, отвергали его, признавали его, превращались из сект в мощные церковные сообщества или, наоборот, исчезали из памяти потомков.
Основной противник любой секты - ортодоксальная церковь. Любая секта, за редким исключением, является ответвлением какой-либо общепризнанной религиозной конфессии. Чем же отличается секта от обычного религиозного движения?
Основным необходимым и достаточным признаком как секты, так и любой религии вообще является вероучение, т.е. верования и представления, составляющие систему догматов. Исходя из этого, любая секта также является религиозной структурой. Кроме того, религия включает в себя следующие необязательные компоненты: бог или боги как верховная сущность, наделенная высшим разумом; церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии; нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии.
Секта, в отличие от ортодоксальной религиозной организации, представляет из себя группу лиц, замкнувшихся в своих интересах, как правило, культовых или вероисповедаль-ных, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило, секты вольно или невольно противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям. Одним из признаков секты является относительно незначительное число ее приверженцев, хотя этот признак и не обязателен.
Часто бывает сложно отделить секту от новой религии или протестантистского движения. В самом понятии секты достаточно субъективизма, который накладывается той конфессией, от которой откололась секта. Тем не менее представляется возможным определить те критерии, которыми можно пользоваться при описании секты: это относительно низкая численность ее приверженцев, отсутствие церкви как общественного института, обязательное наличие противопоставления вероучения или культа какому-либо другому (как правило, господствующему в данном регионе) религиозному течению.
|
Можно говорить о том, что появление понятия секты весьма характерно для тоталитарных обществ или религий. Легко заметить, что секты появляются преимущественно в среде тех религий, которые претендуют на исключительность, абсолютную истину, полную непогрешимость - т.е. прежде всего в иудаизме, христианстве и исламе. В религиях, спокойно от-
носящихся к другим конфессиям, секты не являются антагонистами ортодоксальной церкви (а скорее напоминают ее ответвления), как, например, в синтоизме, либо практически отсутствуют, как, например, в буддизме.
Не только религиозный, но и общественный тоталитаризм порождают понятие сектантства. Не секрет, что в официально отвергшей всякую церковь советской России тем не менее де-факто признавалась только одна, а именно реформированная в 20-х годах Русская православная церковь, а все остальные конфессии (в том числе и протестантские церкви с многомиллионным числом приверженцев во всем мире) огульно объявлялись сектами. С перестройкой, либерализацией и распадом СССР тоталитарный подход к "чужим" конфессиям не исчез, но существенно видоизменился. Так как Русская православная церковь частично вернула свои позиции и получила индульгенцию от государства на самое широкое распространение в стране, термин "секта" начал массированно использоваться в межконфессиональной конкурентной борьбе. Те конфессии, которые не могли доказать свою строгую ортодоксальность (т.е. практически все, кроме католицизма, ислама, буддизма и нескольких проте-стантстких церквей), объявлялись сектами с соответствующим проецированием на них негативного общественного отношения. Российской социальной наукой был изобретен особый термин - тоталитарная секта. Этот термин первоначально использоваться для обозначения тех действительно деструктивных сект, которые использовали для вербовки новых членов методы воздействия на психику человека. Однако отсутствие конкретных определений, независимой экспертизы и какого-либо контроля со стороны государственных органов позволили использовать этот термин как штамп для всех противников в межконфессионной борьбе.
|
Основная цель этой работы - максимально объективно показать причины возникновения сект, историю их развития, сущность их вероучения и их положение в современном мире. В работе не использовались ни материалы ортодоксальных церквей (либо они тщательно исследовались и верифицировались), ни какие бы то ни было публикации прессы.
Одной из особенностей данной работы является учет исторического аспекта сектантства. Рассматривается характеристика не только современных религиозных течений, но и прекративших свою деятельность, однако оставивших след в истории.
|
По мере сил учтены все возможные наименования сект. Не секрет, что зачастую секта имеет несколько, а иногда и десятки наименований (например, христововеры-богомилы-люди божии-монтане-хлысты). Какие-то названия выбираются сектантами самостоятельно и меняются с течением времени, какие-то даются конкурирующими конфессиями, какие-то дает народ. К сожалению, в условиях практически отсутствующего научного подхода к ис-
следованию сект создается очевидная путаница в их названиях, терминах и классификации. Кроме того, ряд сект сознательно множит самоназвания с целью введения в заблуждение неофитов и нивелирования негативного общественного мнения по отношению к конкретному наименованию (например, Православная Церковь Божией Матери Державная, она же Богородичный центр, она же Российская Марианская Церковь, она же Церковь Божией Матери Преображающейся).
Исследование сект начато с Рождества Христова. Выбор даты отсчета не случаен. Именно христианство породило наибольшее количество сект. И именно после возникновения христианства начали появляться сколько-нибудь достоверные письменные источники о различных религиозных конфессиях.
Все секты в книге разбиты на генетическо-конфессиональные группы. Причины подобной группировки описаны в главе "Классификация сект".
ВВЕДЕНИЕ
в историю вопроса
Основной проблемой христианства с самого момента его зарождения стала неоднозначность его первоисточников и идей. С одной стороны, очевидный и с каждым веком усиливающийся разрыв между ветхозаветными представлениями и моралью (на которых в конечном итоге зиждется вся христианская идеология) и реальной жизнью. Со второй - отсутствие каких либо доказательств к основному постулату христианства: божественному рождению и воскресению Христа. С третьей - отсутствие прямых литературных источников, исходящих от основателя религии, в отличие, например, от ислама или буддизма, в результате чего религиозные концепции сохранялись и передавались изначально через третьих лиц, являвшихся либо обычными свидетелями (как Лука или Иоанн), либо вообще последующими толкователями (как так называемые "отцы церкви").
Все это не могло не привести с самых первых веков христианства к расхождениям в толковании тех или иных фактов и положений. Отсутствие прямых доказательств в любой дискуссии ставило христианство перед дилеммой: либо допустить свободное толкование того или иного тезиса, либо принять одно из его определений как догмат. Как правило, христианские священнослужители шли по второму пути, что не могло не вызвать соответствующего недовольства, прежде всего потому, что догматы, принимаемые церковью, были далеко не всегда логичными и очевидными.
Однако в силу определенных исторических причин (в первую очередь гонений на христиан) христианская церковь не торопилась с принятием догматов, что в первые же века породило колоссальное количество так назваемых ересей, т.е. отклонений от основных догматов церкви. Одной из основных причин появления этих ересей и расхождения их с догматикой официальной церкви стал вопрос о божественной сущности Христа. Так как этот вопрос не был конкретизирован в Священном писании, он допускал множественное толкование, и, очевидно, разнообразные христианские учения исчерпали все варианты этих толкований. Мощнейшее воздействие на христианство в этот момент оказал гностицизм, который в первые века нашей эры являлся его основным соперником и идеи которого породили большое количество сект, ересей и течений. Гностицизм представлял по сути не христианские ереси, а ереси, возникшие на периферии христианства, в областях, соприкасающихся с иудаизмом и местными верованиями, и зачастую исходил из неверно понятых идей христианства вообще и из его отношения к иудаизму и язычеству. Согласно гностицизму, у Иисуса Христа вообще
не было реального тела (идеология, развитая докетами и николаитами), поэтому он не мог реально пострадать и умереть на кресте. В некоторых гностических теориях вместо Христа был распят кто-то другой, к примеру, Симон Кириенянин. В борьбе с гностицизмом церковь была вынуждена менять тактику и стратегию, что опять же породило течения, которые на этот раз отвергали изменения в церкви (например, монтанисты).
Однако с принятием догматической концепции христианства ситуация не улучшилась. Сами священнослужители, используя неоднозначность терминологии и догматики, являлись основоположниками все новых течений и ветвей христианства (например, новациане и ариа-не), хотя большая часть сект и ересей по-прежнему формировалась в результате богоискательства: савеллианцы, манихеи и др.
Арианство, несмотря на недолговечность и самой секты, и ее основателя, дало мощнейший толчок сопротивлению христианской ортодоксии. Идеи арианства распространились на большую территорию и действовали на протяжении трехсот лет.
Пережив количественный и качественный подъем в II - III веках, в IV веке христианские секты на время исчезают со сцены вследствие активной борьбы с ними официальной церкви. С приходом церкви к власти возможность ограничения деятельности сект возросла, что снизило их общее количество, однако качественный уровень сектантства вырос соответственно. Почти в одно время константинопольский патриарх Несторий породил нестори-анство, высказав мысль о том, что дева Мария родила не бога, а человека, в котором бог обитал как в храме, и как реакция на несторианство возникло монофизитство, которое на короткое время стало официальной идеологией христианства. Монофизитство и несторианство, в отличие от других ересей, не исчезли безвозвратно, а дали начало целой плеяде так называемых Древне-Восточных церквей. В этот период, характеризующийся большим количеством церковных соборов, еретические идеи из узко-богословских превращаются в мощный инструмент политической борьбы и в средство воздействия на массовое сознание.
В начале VII в. византийский император Ираклий, пытаясь выработать компромисс между церковью, монофизитством и византийским правительством, дает толчок монофелит-ству, которое в свою очередь также признается еретическим движением. Принятие единого церковного догмата о филиокве не уменьшает количества новых ересей и в конечном итоге становится одним из поводов разделения церквей на восточную и западную.
С этого периода и до разделения церквей еретические и сектантские расколы в церкви незначительны, если не считать иконоборчества и своеобразных предвестников протестантизма - павликан. Возможно, это объясняется нарастающим противостоянием востока и
запада, возможно - реальной угрозой со стороны мусульманского мира, возможно - борьбой пап со светской властью и между собой. Разделение церквей на восточную и западную, против ожидания, также не породило новых ересей и сект, хотя дробление православие на мелкие церкви давало к этому все основания. Причиной этому со стороны православия, вероятно, стало провозглашение автономности церквей, что сразу переводило церковь под юрисдикцию соответствующего государства со всеми вытекающими последствиями, в частности, использованием церкви в альянсе со светской властью для государственного управления и контроля. Справедливости ради следует заметить, что немалая часть православных церквей очень скоро пожелала вернуться под крыло папства, образовав так называемые униатские церкви. Католицизм же, оставшийся единым, ждало великое испытание.
Эпоха крестовых походов и монашеских орденов совпала с появлением так называемых "бюргерских ересей" - амальрикан, катаров, альбигойцев, вальденсов. Очевидно, что возникновение этих ересей связано не столько с религиозными изысканиями, сколько с кризисом феодализма, церкви и папства. У вальденсов были реализованы идеи, подхваченные впоследствии протестантами - отрицание таинств, икон, почитания креста, догмата о чистилище. Все бюргерские ереси были осуждены на IV Латеранском соборе, после чего они подверглись гонениям и расправам, в первую очередь со стороны светской власти. Тем не менее именно бюргерские ереси породили впоследствии анабаптизм, а последователи вальденсов сохранились в некоторых странах до XX века.
Реформация, породившая протестантизм, коренным образом перевернула все представления о сектах и ереси. Безусловно, все протестантские течения с точки зрения католицизма были и остаются ересями (достаточно вспомнить, что традиционное проклинание Мартина Лютера до сих пор входит в текст католической мессы), однако с объективной точки зрения это всего лишь церкви, причем весьма стабильные в своей протестантской ортодоксальности. Тем не менее существование самой допустимости веры "по-другому" развязала руки всевозможным любителям изысков в области религии. И здесь христианство осталось верным своей сущности: все догматы всех протестантских течений не имеют под собой никаких объективных оснований, доказательств и логики и основаны исключительно на субъективном мнении своих отцов-основателей.
В отличие от православия, протестантские течения не были привязаны к конкретным государствам и регионам. Они не служили орудием в руках государства (за исключением, может быть, англиканства). Поэтому дробление протестантских течений на все более мелкие
движения, ветви и секты не остановилось и продолжается по сей день. Именно протестантизм насчитывает наибольшее количество деноминаций и сект.
Несколько обособлено от всего религиозного мира стоят старообрядческие секты. Рожденное самодурством русских царей, старообрядчество попало в своеобразную западню между декларируемой приверженностью "старым" принципам и полным отсутствием священников, либо сосланных в Сибирь, либо вообще уничтоженных. Поэтому старообрядчество с самого момента своего возникновения не осталось единым, а пошло на разные степени компромисса с Русской православной церковью - от полного признания священства православных священников (Единоверческая церковь) до полного отрицания не только официальной церкви, но и вообще любой власти, обрядов, законов и т.д. (Бегуны, Небрачные поморцы и др.). Все старообрядческие течения, за исключением, возможно, Белокринницкой иерархии, по определению являются сектами.
Декларированная авторитарность православной церкви, усилившаяся и закрепившаяся в результате борьбы со старообрядчеством, не могла не привести к возникновению духовной оппозиции. Немаловажным способствующим фактором этого явилась развращенность священнослужителей всех уровней иерархии, наблюдавшаяся практически постоянно в XIII -XVIII вв. и выражавшаяся в игнорировании апостольских принципов, пьянстве, стяжательстве, распутстве, симонии и прочих пороках. Результатом сопротивления этим тенденциям явились сначала незначительные обновленческие течения: стригольников, новгородско-мо-сковская ересь, ересь Башкина, к XVII в. породивших мощное течение духовного христианства, полностью отошедшего от официальной церкви и давшего миру сотни разнообразных сект, часть которых существует и поныне (духоборцы, христововеры, молокане, скопцы и т.д.).
Весьма интересным, хотя и не уникальным для христианства, событием является появление "черных" сект, как правило, объединяемых общим термином "афрохристианство". В основе практически всех афрохристианских сект лежит идея о чернокожести Христа, обычно подтверждаемой цитатой из Библии "сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему". "Черные" секты переворачивают с ног на голову все христианские компоненты, относящиеся к цвету кожи (т.е. общепринятое в Библии и христианстве негативное восприятие черного цвета как относящегося к злу становится позитивным, а силы зла, напротив, приобретают белые оттенки). Однако на этом отличия этих сект от христианства не заканчивается. Практически все "черные" секты вносят в христианское вероучение большое количество
местных традиционных африканских верований, провозглашают богоизбранность африканцев и обвиняют европейцев в изначальном искажении христианства.
Кризис христианской церкви, возникший в середине XIX в. и достигший апогея в период I Мировой войны, совпал с научными, а чаще околонаучными исследованиями этнографии Японии, Тибета, Индии и Китая. Ажиотажный интерес к так называемым "восточным религиям", не угасший и по сей день, в сочетании с идеей реформирования христианства, породил заманчивую идею "синтеза религий" на основе, за редким исключением, индуистских или буддистских вероучений, но без отказа от христианской идеологии. Это идея дала толчок десяткам и сотням сект, как правило, синкретических.
Одним из последствий кризиса церкви и интереса к философии стал расцвет оккультных псевдо-наук, течений и сект. Важным элементом этих околорелигиозных образований является эзотеризм, т.е. идея о наличии некоего тайного знания, доступного лишь посвященным, т.е. руководителям и основателям этих движений. Оккультизм быстро встал на коммерческие рельсы, породив известный принцип "хочешь стать богатым - создай свою религию".
К подобным искусственным псевдо-религиям относятся все течения так называемого "Нового века", порожденные воспаленным воображением Г.Олкотта, Е.Блаватской, А.Безант и Е.Рерих, а также многочисленные сайентологи, спиритуалисты и т.д.
Первая половина XX века, породившая бурю революционных преобразований разного толка (от крайне левых коммунистических до крайне правых фашистских), вызвала также и крайнее разочарование в религии вообще и в христианстве в частности. Нарастающий утилитаризм бытовой жизни в сочетании с высокой информатизацией всех слоев общества развил кризис церкви и перевел ее из категории вероисповедальной в ранг традиции. Православная церковь, будучи ортодоксальной по сути и по форме, не смогла приспособиться к изменившемуся миру и сдалась, согласившись на роль бытовой квазикультуры. Более гибкая католическая церковь попыталась приспособиться к изменившейся среде, в корне пересмотрев догматику и концепцию отношения к миру (II Ватиканский собор). Современная католическая церковь - это не только и не столько сама церковь, сколько большое количество полу-рели-гиозных общественных и общественно-политических организаций, влияющих на умы и поведение миллионов людей во всех странах мира.
Одновременно с развитием этого кризиса наблюдается устойчивое увеличение разного рода сект, в том числе и христианской направленности. Явление это достаточно парадоксально, так как по логике вещей современный уровень информатизации общества должен полностью отвергнуть какие-либо иллюзии относительно существования бога, потусто-
ронней жизни и прочих атрибутов религии. С другой стороны, вероятно, именно отсутствие четких критериев добра и зла, размытость нравственных категорий, отсутствие четких доказательств в отношении высших сил, раздувание средствами массовой информации ажиотажа относительно разного рода паранормальных явлений, в сочетании с неспособностью ортодоксальной церкви дать ответы на эти вопросы, и вызывает потребность в формировании каких-либо новых общефилософских концепций, что приводит к возникновению все новых и новых религиозных образований. Рождение такими течениями принципиально новых философских и религиозных идей наблюдается крайне редко (прежде всего в силу сложности их создания в непротиворечивой форме), поэтому за концептуальную основу берутся, как правило, все те же старые догматы, в данном случае христианской церкви, и корректируются в соответствии с потребностями основателей течения и с их способностью изобретать новое.
Другой путь образования сект, характерный для XX века - это появление различных пророков, мессий, провозвестников и т.д. В отличие от предыдущих столетий, когда подобные личности воспринимались или как еретики (с соответствующими последствиями), или как проповедники и святые ортодоксальной религии, в современном мире такие явления вызывают появление либо новых религиозных течений, либо разного рода сект.
Таким образом, мы видим, что история христианства по сути представляет собой нескончаемую борьбу с бесконечным количеством отклонений от христианского вероучения и культа.
Дифференциация секты от христианского течения представляет порой весьма сложную задачу. В вопросе толкования сектантства вообще очень много субъективизма, на которое накладывается официальное мнение ортодоксальной церкви (по меткому замечанию Дж.Б.Рассела, "ересь - это доктрина, не приемлемая для папства в данный момент"). Очевидно, что ортодоксальная с точки зрения протестантизма лютеранская церковь всегда останется для католической церкви оплотом ересей и сектантства, а катакомбная православная церковь, не имеющая практического отличия от РПЦ с точки зрения вероучения и культа и совершенно идентичная ей с позиции западных церквей, самой РПЦ воспринимается как секта. В силу абсолютной нереальности выработки объективного критерия отличия секты от религиозного течения, в данной работе указаны либо течения, находящиеся на одной территории с ортодоксальной церковью и однозначно классифицируемые этой церковью как секта (и при этом имеющие относительно незначительное число приверженцев), либо течения, провозглашающие себя христианскими, но имеющие в своем вероучении существенные отличия от общехристианских (Никейского, Константинопольского и Тридентского) символов
веры. Также отнесены к сектам все синкретические течения, имеющие генетическую связь с христианством. Кроме сект, в тексте приведены данные по течениям, не являющимся сектантскими (меннонизм, пятидесятничество и т.д.), но давшим начало для большого количества ересей и сект.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТ
Вопрос классификации религиозных конфессий вообще является достаточно сложным в силу необычайной разнородности деноминаций и их географической и исторической как разобщенности, так и пересечения.
Попытки универсальной систематизации религий предпринимались многими философами. Эти классификации исходили из философского, феноменологического, ноуменологи-ческого и психологического характера религии.
Современные способы классификации религий опираются, как правило, на разнообразные исторические, географические и этнографические аспекты. Наиболее общепринятым является смешанный принцип, когда на начальном уровне детализации используется конфессиональный метод, а на последующих уровнях - национально-географический. Наглядным примером подобной классификации может быть Африканская реформированная церковь, принадлежащая на верхнем уровне к христианству, далее - к Древне-Восточным церквям, далее - к Абиссинской Православной Церкви, и на самом низком уровне - к афрохристи-анскому синкретизму, локализованному на Ямайке.
Особую сложность представляет классификация религиозных течений, являющихся ответвлениями каких-либо конфессий. Секты, новые религии, религиозные организации являют порой причудливую смесь самых разнообразных идей, вероучений, культовых обрядов, и включить их в какую-либо классификационную нишу бывает проблематично или нереально.
Тем не менее практически любая секта изначально, в историческом аспекте, либо исходит из какой-либо известной и распространенной религии, либо создана ей вопреки. В том и в другом случае она поддается именно конфессиональной классификации, и, как правило, на ней же и заканчивается: за крайне редким исключением, именно секты не замыкаются на локальной географической зоне, а стремятся к как можно более широкому распространению.
Не менее важным классификационным признаком для сект может являться и уровень отклонения вероучения от исходного. К примеру, большая часть исламских сект сохраняет основные вероучительные принципы классического ислама, не противопоставляя себя ему. Христианские протестантские секты, как правило, ориентированы на полное противопоставление вероучения классическому христианству, вплоть до отрицания его основных канонов. Ряд сект, сохраняя соответствующее название, на самом деле исповедует совершенно не относящиеся к декларируемому названию идеи, как например "Ассоциация Святого Духа за
Объединение Мирового Христианства", более известная как мунизм. Максимальным выражением такого отклонения являются синкретические секты, основанные на вероучительных и культовых принципах нескольких религий, и так называемые "новые религии" - религиозные образования, основанные на чистой идее, без исторических корней (к примеру, корейская "Чхондоге").
Данная работа построена на генетическо-конфессиональной классификации.
Не оставлена в стороне и преемственность сектантских традиций. В случаях, когда одна их сект или течений является родоначальницей другой, эти две секты рассматриваются в связке, как две исторических части одного целого.
Внутри каждого классификационного раздела материал расположен по алфавиту, для удобства пользования и поиска.
Афрохристианство
Ассамблея Бога
Африканская апостольская церковь (Африканская апостольская
церковь Джохана Маранке, Бапостоло)
Африканская методистская епископальная церковь
Африканская реформированная церковь (Растафаризм)
Баптистский комитет
Батуке
Бейкоку
Вуду (Воду)
Афроамериканское вуду Дини я Мария Ибадула Лику Кристу
Избранные евангелического возрождения Израильтяне Келе Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа на Земле)
Богоданные
Мацуаизм
Мвунгизм
Мпандизм (Движение хаки)
Тонзи
Китавала (Церковь сторожевой башни)
Конвинс
Крикуны
Кумина
Легион Марии (Мариа Легио, Церковь легиона Марии)
Лумпа (Видимая церковь спасения)
Лютеранская церковь Бапеди
Макумба
Кандомбле
Квимбанда (Кимбанда)
Умбанда Миализм
Миссия ассамблей Бога
Назаретская баптистская церковь (Назаретская церковь) Независимая община Номья Луо
Объединенная методистская церковь Объединенная туземная африканская церковь Покомания
Протестантская баптистская церковь Киву Сантерия
Палерия (Пало, Пало-майомбе) Сионские церкви Африки (Сионисты, Сионские секты)
Апостольская церковь Сиона
Африканская сионистская церковь
Сионская апостольская церковь
Сионская христианская церковь
Сионская церковь зулу
Танец Большого Барабана (Big Drum Dans) Танец Кроманти Трясуны Харризм
Центральноафриканская церковь Церковь бога (англиканская) Церковь пепла и очищения (Культ Деима)
Церковь Эледжи Шангоизм Католические секты
Абрамиты (Абрагамиты, Аврамиты, Чешские деисты) Американизм Квиетизм
Либеральные католики Новые тамплиеры Старокатолики Утрехтская церковь Фебронианизм Янсенизм
Общехристианские секты и ереси Авдиане (Антропоморфиты) Авелиты (Авелиане, Авелониты) Аверроизм Адопционизм Аерианство
Альбигойцы (Альбигенсы) Амальрикане
Антидикомарианизм (Гельвадианство, Гельвизианство) Апостольские братья (Апостолики) Апотактики Арианство
Агноиты (Евномиофронианство)
Евдоксианство
Евномианство
Евсевианство Арноль дизм Афингане (Анфингане) Беггарды (Бегинки) Босоногие
Братья свободного духа Валезианство Вальденсы (Воды, Лионские нищие, Саботаты, Уничиженные)
Гносимахи Гностицизм
Богомиль ство Гермогенианство Гностицизм александрийский Валентинианство Василидианство Гностицизм сирийский Антиномизм
Адамиты (Антитакты)
Карпократы
Офиты
Каиниты Сифиты ДокетиЗм МаркиониЗм
Энкратиты (Аквариане, Гидропарастаты, Идропарасты) Катары Керинфиане Николаиты Павликанство (Попликанство)
Авраамиты
Симониты (Елениане, Симониане) Донатизм
Клавдианизм Рогатизм Урбанизм Досифиане Евтихианство
Евхиты (Адельфианство, Корефы, Лампецианство, Маркианизм, Мессалианство, Эвхиты, Энтузиасты) Иконоборчество (византийское) Исохристы Иоахимиты Иудеохристианство
Елкезаиты (Евиониты-гностики, Самсеи, Эбиониты-гностики)
Имеробаптизм
Мандеизм (Иоанниты, Назореи, Последователи св.Иоанна, Сабии,
Христиане св.Иоанна)
Эбиониты (Евиониты) Ищущие
Квартодециманство Коллинианство Коллиридианство Лолларды