Гностицизм был для своего времени революционен, так как отрицал два принципа, утверждаемых как Библией, так и Платоном. Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной причиной, и антропный принцип, утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди - для этого мира. Гностицизм, напротив, утверждает, что творец мира был невежда, мир плох, человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящего от верховного божества.
Первым представителем гностицизма, известным из христианской литературы, был Симон-волхв, выдававший себя за воплощение Божьей силы, а свою спутницу Елену - за воплощение Божьей мудрости.
Во II веке н.э. гностицизм стал главным соперником христианства.
Чаще всего гностицизм пользуется христианскими материалами и образом Иисуса Христа как спасителя. Роль спасителя в гностицизме - открыть посвященному существование плененной в его душе искры вечного гнозиса, что поможет ему вернуться на сверх-космиче-скую родину. Согласно гностицизму, у Иисуса Христа вообще не было реального тела (идеология, развитая докетами и николаитами), поэтому он не мог реально пострадать и умереть на кресте. В некоторых течениях гностицизма вместо Христа был распят кто-то другой, к примеру, Симон Кириенянин.
В начале III в. гностицизм под давлением развивающегося христианства начал терять свое значение. На смену ему пришло манихейство.
Гностицизм александрийский
Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах материи. Александрийские гностики придерживались платоновской философии о материи как мертвом хаосе. Как и сирийские гностики, александрийские считали, что видимый мир (космос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из эонов, далеко отстоящий от своего источника, вследствие своей слабости оторвался от плиромы и истек в хаос. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиургом видимого мира, в которомсоединяет духовные и материальные элементы.
|
Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удержать его. По представлению александрийцев, духовные элементы берут верх над материальными вследствие того, что материя противодействет духу как безжизненная масса. Демиург же старается способствовать добру в борьбе со злом, для чего избирает себе иудейский народ.
Согласно христологии александрийского гностицизма, Верховное существо, чтобы утвердить дух над материей, посылает в мир своего Верховного эона, который при крещении соединяется с человеком-Иисусом и при страданиях оставил его. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.
Наиболе известными представителями александрийского гностицизма являются Васи-лид из Сирии, основавший секту василидиан, и Валентин из Александрии, основавший секту валентиниан.
Гностицизм сирийский
Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах материи. Сирийские гностики, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в материи живое начало зла. Как и александрийские гностики, сирийские считали, что видимый мир (космос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из крайних эонов, постоянно находившийся в борьбе с материей, был наконец поглощен ей. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиургом видимого мира, в которомсоединяет духовные и материальные элементы.
|
Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удержать его. По представлению сирийцев, духовные элементы берут верх над материальными вследствие того, что живая деятельная сила зла перевешивает пассивный дух. Демиург, будучи покорен царством зла, действует под его влиянием и помогает удерживать дух в узах материи.
Согласно христологии сирийского гностицизма, Верховное существо, чтобы разрушить злое царство демиурга, посылает в мир своего Верховного эона, который принимает вид че-ловека-Иисусом, не будучи на самом деле им. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.
Сирийские гностики считали аскетизм средством уничтожения материи и запрещали употреблять мясо и вино и вступать в брак. Некоторые секты сирийского гностицизма (анти-номисты) отличались нравственной распущенностью, что объяснялось также поруганием и уничтожением материи.
|
Наиболе известными представителями сирийского гностицизма являются Тациан из Ассирии, основавший секту энкратитов, Маркион Синопский, основавший течение маркио-нитов, и Карпократ из Александрии, основавший вместе с сыном Епифанием секту карпокра-тов.
Голубцы
Христововерческая секта. Возникла в конце XIX в. в Поволжье, в основном в Саратовской области.
Голубцы отрицают церковное богослужение, таинства, иконы, духовенство, праздники, брак. Постов не соблюдают. В секте приняты строгие пищевые запреты на спиртные напитки, мясо, чай, лук, картофель. О картофеле у голубцов ходит легенда, что если его печь несколько дней в горшке, то вместо картофеля появятся щенки, которые у голубцов считаются нечистыми.
Собрания голубцов проходят в форме пения гимнов, сопровождающихся рыданиями. Современники обвиняли голубцов в разнузданности нравов, но объективных доказательств этого нет.
Голубцы держали свою деятельность в тайне. Они посещали официальную церковь, принимали причастие и исповедь.
Григориане
Одна из групп Истинно православных христиан. Представляет собой небольшую группу иерархив катакомбной церкви, объединившихся в 20-е годы XX в. вокруг митрополита Екатеринбургского Григория.
Григориане, подобно большинству катакомбных сект того периода, выступали против митрополита Сергия Страгородского и обновленчества.
Григориане пошли по пути официальной регистрации своей конфессии. Большинство направлений катакомбной церкви не приняли григориан, обвиняя их в сомнительных контактах с большевиками и в пронкновении в их ряды провокаторов ГПУ.
В начале 30-х годов общины григориан, не испытывая преследования со стороны светских властей ввиду своего официального существования, распространились по всей России. Число епископов в их среде достигало 55. Однако в период репресий 1936-1939 гг. григориане были репрессированы, часть архиереев перешла в официальную церковь.
После 1945 г. имеются отрывочные сведения о существовании в глубоком подполье нескольких григорианских архиереев. Впоследствии все следы этого течения теряются.
Гюпферство (Танцующие братья, Чада благодати)
Нем. Hupfer - попрыгун. Сектантсткое течение в меннонизме. Основано в 1855 г. в немецких колониях Мариупольского округа вюститом Каппесом.
Основным отличием гюпферов от других меннонитских течений был крайний мистицизм и своеборазные ритуальные действия во время молитвенных собраний - прыжки, пляски, театрализованные исполнения псалмов. Гюпферы считали себя истинными последователями Менно Симонса.
Гюпферы активно пропагандировали свое учение среди православного населения. Гюпферов неоднократно, но бездоказательно, обвиняли в крайнем фанатизме, многоженстве, обобществлении частной собственности.
Развитие гюпферства привело к расколу меннонизма на братских и церковных менно-нитов.
Даниловцы
Одна из групп Истинно православных христиан. Зародилась в 1922 г. в Свято-Данило-вом Московском монастыре, ставшем центром оппозиции официальной церкви. Первым духовным лидером даниловцев был архиепископ Феодор.
В основе ранней деятельности даниловцев, состоявших из консервативно настроенных иерархов - несогласие с примиренческой политикой патриарха Тихона. В сентябре 1922 г. даниловцы сформировали так называемый "Параллельный Синод", объясняя его необходимость неэффективностью настоящего Синода, находящегося под контролем ГПУ.
Основными способами пассивного сопротивления большевикам даниловцы считали децентрализацию церковной жизни, тайные поставления архиереев, догматическое осуждение обновленцев и создание катакомбной церкви.
К 1925 г. число даниловцев значительно увеличилось в связи с прибытием в Москву большого количества оппозиционно настроенных священников. В 1925-1926 г. большое количество даниловцев было арестовано и организационно движение было разгромлено.
Еще большему разгрому подверглись даниловцы в период репрессий 1936-1937 гг. С этого времени их деятельность практически прекратилась. После 1945 г. многие группы даниловцев слились с андреевцами.
Даниловцы
См. Поморское согласие.
Данкеры (Братья)
Протестантская секта пиетистского происхождения. Основана в начале XVIII в Германии Александром Маком.
В основе вероучения данкеров - неуклонное и абсолютное следование заповедям Нового завета.
Данкеры практикуют поцелуй при встрече, причащение хлебом и вином, омовение ног перед причащением, повторное крещение новых членов общины путем троекратного погружения лица человека в реку. Данкеры - пацифисты, не принимают присягу, не служат в армии и стремятся полностью отделиться от реального мира. Какие-либо новшества, украшения, яркая одежда, финансовые операции отвергаются.
Вскоре после своего основания данкеры из-за преследования властей были вынуждены эмигрировать в Нидерланды, а в 1719 г. - в Пенсильванию.
На конец XX века данкеры остались только в США, где они разделились на несколько течений, в частности "Национальное товарищество братских церквей" и "Церковь братьев".
Движение объединения
См. Церковь Объединения.
Движение хаки
См. Мпандизм.
Девственники
Одна из сект духовного христианства, сформировавшаяся внутри секты скопцов. Заме-нют физическое оскопление духовным, т.е. полным отказом от каких-либо действий и мыслей эротического характера.
Деревенская вера
См. Церковь оливкового дерева.
Десное братство
См. Иеговисты-ильинцы.
Дети бога (Семья, Семья любви)
Маргинальная протестантская секта. Основана в 1969 г. в Калифорнии бывшим проповедником Христианского и миссионерского альянса Дэвидом Бергом, провозгласившим себя пророком Моисеем (МО).
Основные догматическое положения секты соответствуют общепротестантским. Вероучение основано на "Письмах МО", сочиненных основателем секты. Берг по-своему толкует одно из основополагающих утверждений христианства "Бог есть любовь", трактуя его как идею о всеобъемлющей любви, допускающей получение любых наслаждений.
В секте практикуется групповой секс, обмен женами и нудизм. Для привлечения в секту новых членов используется ритуальная проституция. Руководители секты неоднократно привлекались к суду по обвинению в педофилии.
Большую роль в движении играют эсхатологические мотивы. Так, в 1987 г. предвестником конца света объявлялась комета Галлея, сам же конец света был назначен на 1993 г. Руководители секты утверждают, что конец света близок и на Земле живет последнее поколение людей. В эсхатологии Дети бога придерживаются концепции премилленаризма.
Культ секты предполагает удаление ее адептов от мира, уход в своеобразные коммуны с передачей всего своего имущества секте. Основная обязанность жителя колонии - постоянно молиться и запоминать наизусть стихи из Библии. Практикуется ограничение еды и сна. Основным доходом колонии являются сбор пожертвований и ритуальная проституция. Все члены секты получают новые имена.
Из-за судебных преследований с 1972 г. члены секты начали покидать США и обосновались в странах Европы. Впоследствии, в связи с растущими обвинениями в финансовых махинациях и половой распущенности, секта была несколько реформирована. Ритуальная проституция была отменена (но не осуждена), а секта стала называться "Семья".
Дети бога имеют общины в 60 странах мира (в том числе в России). Общая численность секты в период расцвета достигала нескольких сот тысяч человек, к концу XX века она сократилась до 15 тысяч.
Димиевские штундисты
Штундистская секта.
Димиевские штундисты отрицают причащение как таинство. В отличие от классического штундизма, не отвергают преломление хлеба и вкушение вина в память о Тайной вечере. Признают публичную исповедь. Священников не имеют, из числа уважаемых прихожан избирают пресвитеров.
Динамизм
Христологическая раннехристианская ересь, одна из ветвей монархианства. Создана Феодотом в 190 г.
Динамисты считали Христа лишь человеком и рассматривали божественное в нем лишь как божественную мудрость, соответствующую разуму обычного человека, а сам он представляет собой божественную силу, которая посредничает между богом и миром. Бог же является единым существом, Бог-сын и Святой дух являются не отдельными лицами, а силами бога.
Наиболее известным представителем динамизма был Павел Самосатский, епископ ан-тиохийский, который в 269 г. был осужден за ересь и низложен. По имени Павла Самосат-ского названа секта его последователей - павлиан.
Идеи динамизма и схожего с ним эбионизма впоследствии легли в основу арианской ереси.
Дини я Мария
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла на побережье Гвинейского залива. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам католического происхождения.
Докетизм
Раннехристианская гностическая ересь.
Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть.
Отношения бога и мира докеты воспринимали в образе семени, дерева и плода: как семя превращается в плод, так и бог проявляется в мире, сначала в интеллигибельном - мире эонов, а затем и в сенсибильном.
Докетизм является прямым следствием воззрения на материю как на зло. Согласно идее докетов, такому пневматическому существу, каковым был Христос, невозможно было находиться в непосредственной близости к злой материи; если же это и наблюдалось, то это лишь казалось, а не было на самом деле, т.е. было иллюзией.
Весьма оригинальна космология докетов. Огненный бог-демиург создал внешний мир. Существо демиурга - тьма, во тьме он держит снисшедшие из мира вечные души и заставляет их постоянно менять свой образ. Это изменение прекращается лишь с появлением Спасителя, который создан гармоническим действием всех эонов.
Таким образром, учение докетов опровергало основную христианскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетийская аргументация внесла существенный вклад в формирование христианской догматики.
По сути, докетизм являлся не столько религиозной сектой, сколько направление мысли, свойственное гностицизму. Само понятие "докетизм" практически отсутствует у христианских писателей первых веков, за исключением Ипполита в его "Опровержении ересей", где он излагает учение докетов и считает их гностической сектой.
Докетизм не был единым течением, современники различали в нем различные учения и направления, по-разному толковавшие идею иллюзорности телесной природы Христа.
Насмотря на краткость своего существования, ересь докетов оказало сильнейшее влияние на развитие других христианских ересей, сект и течений, а концепция о нематериальности Христа вошла практически во все гностические системы.
Дом Давида (Ветвь Давидова)
Американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе вероучения секты - ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенденции.
Немногочисленная секта, возглавляемая Дэвидом Корешем, стала всемирно известной в результате расследования "Дела Уэйка". 28 февраля 1993 г. Бюро по контролю за алкоголем, табачными изделиями и огнестрельным оружием Министерства финансов США получило орден на арест Кореша, подозреваемого в незаконном владении оружием и взрывчаткой. При попытке сотрудников Бюро подойти к дому близ города Уэйк (шт. Техас), где находился Кореш в окружении своих приверженцев, сектанты открыли огонь и убили 4 человек. Так как сектанты предусмотрительно запаслись водой и пищей, то осада дома продолжалась до середины апреля. Все это время Кореш заявлял, что не капитулирует, пока не закончит труд о толковании смысла "семи печатей" из Апокалипсиса.
19 апреля было принято решение штурмовать дом. В штурме участвовало 700 человек, танки и вертолеты. В момент, когда в дом пустили слезоточивый газ, внезапно вспыхнул огонь. 75 сектантов схорели заживо, 9 удалось спасти.
Американское правительство заявило, что сектанты произвели самосожжение. Однако последовавшее расследование поставило под сомнение это утверждение. До настоящего времени окончательно не установлена причина пожара - явилось ли это самосожжением или дом сгорел в результате действий войск.
В годовщину штурма дома Кореша, 19 апреля 1995 г., в знак протеста против произвола властей в "Деле Уэйка", сержант армии США Тимоти Маквей совершил террористический акт, взорвав здание федеральной администрации в Оклахома-Сити. В результате терракта погибло 168 человек.
Донатизм
Христианское течение, сформировалось в 312 г. в форме религиозно-политической партии. Под влиянием гонений Диоклетиана на христиан церковь переориентировалась на тесный контакт с государственной властью и начала терпимее относиться к отступникам от веры, подвергшимся гонениям. Донатисты выступили против этих новшеств, исповедуя культ мучеников, требуя чистоты церкви и святости всех ее членов. Всяческое общение с грешниками или людьми, находящимися в церковном общении с ними, они считали смертельной заразой и всячески избегали общения с ними.
Донатисты признавали действительность таинства зависящей от нравственного поведения священнослужителя. Проповедовалось польное отделение церкви от государства.
Донатисты демонстративно отказывались от выдачи священных книг по требованию светских властей. Возражения епископа карфагенского Менсурия против чрезмерной актив-
ности донатистов привели к расколу карфагенской церкви на две иерархии. Первую возглавил ставленник Менсурия, епископ Цецилиан. Во главе второй встал епископ Майорин, а после его смерти - Донат, епископ Нумидийский. Донатисты считали посвящение Цецилиана в сан епископа Карфагенского недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, виновным в измене церкви во время гонений.
В 313 г. Константин Великий пообещал африканской церкви покровительство. До 348 г. донатисты не преследовались ни гражданскими, ни церковными властями. В этот период они проводили свою деятельность в христианских провинциях Северой Африки и к 330 г. имели 172 епископов.
В 345 г. донатисты объединились с циркумцеллионами, в результате чего течение резко активизировало свою деятельность. Донатисты грабили и убивали богатых и духовенство, освобождали рабов. В ответ на это, в 348 г. по приказу императора Константа, во главе африканской церкви был поставлен Целилиан, церкви донатистов были закрыты. Донат был низложен, изгнан и умер в ссылке.
В 361 г., с воцарением Юлиана, который для борьбы с христианской церковью выбрал путь поддержки ересей и расколов, донатистам разрешили вернуться и открыть свои церкви. С 363 г., после смерти Юлиана, против донатистов опять начались гонения. В этот период внутри донатизма начинаются разногласия, приведшие к появлению нескольких течений -рогатистов, урбанистов, клавдиан.
Серьезный раскол в среде донатистов произвел раздор между епископом карфагенским Примианом и его диаконом Максимианом. Часть донатистов постановило низложить При-миана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением, что привело к продолжительным разногласиям.
С 395 г. против донатистов выступил св.Августин, доказывая спасающую силу церкви вне зависимости от святости, личной веры и нравственных качеств ее членов.
В 405 г. собор в Карфагене просил императора Гонория издать против донатистов уголовные законы. В 409 г. Гонорий издал указ о веротерпимости, однако под давлением церкви отменил его. В 411 г. в Карфагене был собран специальный собор, на котором участвовали 286 ортодоксальных и 280 донатистских епископов под контролем императорских представителей. Результатом собора стала победа церкви над донатистами. В 414 г. донатисты были лишены гражданских прав, в 415 г. им под страхом смертной казни было запрещено собираться для богослужений.
Тем не менее донатисты существовали до VII в., вплоть до захвата Африки сарацинами.
Донской толк
См. Евангелистические христиане.
Досифиане
Секта, основанная самарянским лжемессией Досифеем. Не признавала христианство и была конкурентной ему. Существовала до VI в.
Древлеправославная церковь
См. Климентьевцы.
Древлеправославная церковь
См. Русская древлеправославная церковь.
Дружина церкви Христовой (Великановцы)
Синкретическая секта, принадлежащая к "темному толстовству". Вероучение представляет собой смесь христианских, исламских и языческих элементов.
Основными приверженцами секты было крестьянство и городская интеллигенция.
Культовая практика секты состояла из общих собраний, на которых читались молитвы синкретического содержания, посвященные различным мировым пророкам и Л.Н.Толстому. Всем сектантам при посвящении давалось языческое имя. Для членов секты характерно ношение толстовок и стеклянных нательных крестов.
Секта распалась в конце 30-х годов XX в.
Дурмановщина
Христововерческая секта. Сформировалась в Самарской губернии в конце XIX в. под влиянием рационалистических учений.
Духоборцы (Духоборы, Община христиан всемирного братства)
Движение в духовном христианстве. Сформировалось как организованное течение в середине XVIII в., ориентировочно в 1750 г. Термин "духоборцы" появился в 1785 г.
Происхождение духоборчества достаточно неясно. Их корни связывают с жидовствую-щими XVI в. либо с квакерами 1740-1750 гг., проповедовавшими в Харьковской губернии. Последняя версия более вероятна, так как в культе духоборцев прослеживаются некоторые мистические идеи, вероятно, заимствованные у квакеров. По одной из версий, первую общи-
ну духоборцев основал некий прусский офицер, проповедовавший в Харьковской губернии. Сами духоборцы ведут свое происхождение от "трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила", т.е. от пострадавших за веру.
Один из первых лидеров духоборцев - Силуян Колесников, хорошо знакомый с мистическими сочинениями. Колесников сформулировал основной догмат духоборческого вероучения: борьбу Святого духа, пребывающего в верующих, со всякой "силой, взятой из тьмы".
В основе вероучения духоборцев, в отличие от официальной церкви - собственный разум, озаряемый Божественным светом; сердечная вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном.
Духоборцами признается часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергается (брак), равно как и почитание икон и уставов св.отцов. Православные праздники не признаются, однако празднуются по причине нежелания конфликтов с православными. Духоборцы считают, что настоящий христианский праздник - когда "голодного насыщают, нагого одевают, больного и заточенного посещают, врагов прощают".
Духоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно клятву, присягу и службу в армии. Государство признается и рассматривается лишь как орудие против преступности.
Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в особых комнатах. Богослужение состоит из чтения псалмов, пения и взаимнаго целования. Религиозными символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.
Основы учения духоборцев изложены в "Животной книге", состоящей из псалмов, стишков и вопросов и ответов. Впервые "Животная книга" была записана В.Д.Бонч-Бруеви-чем, до этого передавалась исключительно устным способом.
В основе духоборческой этики лежат заповеди Христа о любви к богу и 10 заповедей Моисея, толкуемых совершенно категорично.
Под влиянием Л.Н.Толстого в среду духоборцев проникли идеи вегетарианства.
Название секты первоначально предполагало борьбу с Духом; затем - борьбу за Дух. В одном из псалмов духобрцев говорится: "духовным мечом воюем, Богу духом служим".
Вследствие традиционной малограмотности духоборцев в первые периоды их существования, у них нет письменного изложения их учения. Подобно квакерам, духоборцы полагают, что бог пребывает в душе каждого человека. Памятью человек подобен Богу-Отцу, разумом - Богу-сыну, волею - Святому духу. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а
чувственно - в природе. Души людей существовали до сотворения мира и пали вместе с другими ангелами. Теперь, в наказание, они посылаются на землю и облекаются в тела. Первородного греха духоборцы не признают. Небо и ад понимают иносказательно.
Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новрожденного, а душа неверующего или преступника - в животное. Христос воспринимается как обычный человек, одаренный божественным разумом. Духовенство отсутствует, священство отвергается. Божественное происхождение Библии признается, но одновременно с тем утверждается, что каждый человек имеет право брать из нее только то, что для него полезно.
Зародившись в Екатеринославской губернии, духоборчество в короткое время распространилось по Харьковской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Пензенской губерниям, на Дону, в Сибири и Финляндии. Распространению духоборчества во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь.
Сразу после своего образования духоборцы находились в мирных отношениях с властями, однако впоследствии подверглись преследованиям со стороны церковной и светской власти, депортировались, ссылались на каторгу. По указу Александра I духоборцев освободили от преследований и переселили в степную местность в Мелитопольском уезде, с освобождением на 5 лет от податей и полным самоуправлением. Затем, по указу Николая I, в 1839 г. духоборцев депортировали в Ахалкалацкий уезд Грузии, причислив к особо вредным сектам.
В июне 1895 года духоборцы организовали близ Тифлиса демонстративное сожжение большого количества оружия. За это губернатор Тифлиса устроил побоище и разрушил духоборческие деревни.
В 1898 - 1899 гг. по приглашению квакеров более семи тысяч духоборцев стараниями своего лидера Петра Веригина эмигрировали в Канаду. В конце XIX в. духоброрцы распались на малую и большую партии, в которые вошли соответственно более обеспеченные и менее обеспеченные общины. Американо-канадские духоборцы распались на три группы: Православные духоборцы Канады, Общество независимых духоборцев и свободники. Канадские духоборцы вступили в конфликт с правительством Канады и в 1908 г. вынуждены были переселиться в количестве 6 тысяч человек в Британскую Колумбию.
Общая численность духоборцев на конец XX в. составляет около 100 тысяч человек, проживающих во всех районах России, Азербайджане, Грузии, Средней Азии, Украине, Канаде и США. По этническому составу преимущественно русские.
Духоборы
См. Духоборцы.
Духовная штунда
См. Младо-штундизм.
Духовное единство
См. Церковь Льва Толстого.
Духовные христиане Дубово-Уметской веры
Христововерческая секта. Сформировалась в 1869 г. в Самарском уезде, преобразовавшись из скопческой секты "Милютина вера" под влиянием христововера Петра Иванова, сосланного в с. Дубовый Умет.
В начале 70-х годов XIX в. сектанты организовали своеобразную общину, названную ими "потайным царством", которая возглавлялась "царем", имевшим неограниченную власть над членами секты. Первым "царем" общины стал Петр Иванов. Вторым "царем" стал местный крестьянин Мокров, в 1891 г. сосланый в Закавказье. Третьим "царем" секты стал крестьянин Поликарп, известный ранее как конокрад, в 1892 г. убитый, но затем якобы воскресший. По преданиям сектантов, он целыми дняим пребывал в скрытой землянке в с.Колывань, лежа в полутьме, прикрыв лицо платком, т.к. его лицо испускало нестерпимый свет. Поликарп во всем подражал Кондратию Селиванову и даже именовал себя "господь Саваоф".
Благодаря присутствию Поликарпа, с.Колывань обрело широкую известность в христо-воверческих кругах и стало местом паломничества. К 1895 г. села Яблоновый Враг и Колы-вань стали фактическим центром христововерия в России.
По преданиям сектантов, в начале XX в. секта пользовалась большим вниманием и уважением со стороны властей; руководителей секты якобы посещали Лев Толстой, Григорий Распутин (которого крестьянская молва причисляет к приверженцам секты), Ленин и Сталин.
С 1928 г. секта подвергалась преследованиям. В 1929 г. ее руководитель Семен Суслин был арестован и сослан на 25 лет в Среднюю Азию.