ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 5 глава




Гностицизм был для своего времени революционен, так как отрицал два принципа, утверждаемых как Библией, так и Платоном. Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной причиной, и антропный принцип, утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди - для этого мира. Гностицизм, напротив, утверждает, что творец мира был невежда, мир плох, человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящего от верховного божества.

Первым представителем гностицизма, известным из христианской литературы, был Си­мон-волхв, выдававший себя за воплощение Божьей силы, а свою спутницу Елену - за вопло­щение Божьей мудрости.

Во II веке н.э. гностицизм стал главным соперником христианства.

Чаще всего гностицизм пользуется христианскими материалами и образом Иисуса Хри­ста как спасителя. Роль спасителя в гностицизме - открыть посвященному существование плененной в его душе искры вечного гнозиса, что поможет ему вернуться на сверх-космиче-скую родину. Согласно гностицизму, у Иисуса Христа вообще не было реального тела (идео­логия, развитая докетами и николаитами), поэтому он не мог реально пострадать и умереть на кресте. В некоторых течениях гностицизма вместо Христа был распят кто-то другой, к примеру, Симон Кириенянин.

В начале III в. гностицизм под давлением развивающегося христианства начал терять свое значение. На смену ему пришло манихейство.


Гностицизм александрийский

Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах ма­терии. Александрийские гностики придерживались платоновской философии о материи как мертвом хаосе. Как и сирийские гностики, александрийские считали, что видимый мир (кос­мос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения ду­ховного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из эонов, далеко отстоящий от своего источника, вследствие сво­ей слабости оторвался от плиромы и истек в хаос. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиургом видимого мира, в которомсоединяет духовные и материальные элементы.

Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждеб­ном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удер­жать его. По представлению александрийцев, духовные элементы берут верх над материаль­ными вследствие того, что материя противодействет духу как безжизненная масса. Демиург же старается способствовать добру в борьбе со злом, для чего избирает себе иудейский на­род.

Согласно христологии александрийского гностицизма, Верховное существо, чтобы утвердить дух над материей, посылает в мир своего Верховного эона, который при крещении соединяется с человеком-Иисусом и при страданиях оставил его. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.

Наиболе известными представителями александрийского гностицизма являются Васи-лид из Сирии, основавший секту василидиан, и Валентин из Александрии, основавший секту валентиниан.

Гностицизм сирийский

Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах ма­терии. Сирийские гностики, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в материи жи­вое начало зла. Как и александрийские гностики, сирийские считали, что видимый мир (кос­мос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения ду­ховного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из крайних эонов, постоянно находившийся в борьбе с материей, был наконец поглощен ей. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиур­гом видимого мира, в которомсоединяет духовные и материальные элементы.


Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждеб­ном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удер­жать его. По представлению сирийцев, духовные элементы берут верх над материальными вследствие того, что живая деятельная сила зла перевешивает пассивный дух. Демиург, буду­чи покорен царством зла, действует под его влиянием и помогает удерживать дух в узах ма­терии.

Согласно христологии сирийского гностицизма, Верховное существо, чтобы разрушить злое царство демиурга, посылает в мир своего Верховного эона, который принимает вид че-ловека-Иисусом, не будучи на самом деле им. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.

Сирийские гностики считали аскетизм средством уничтожения материи и запрещали употреблять мясо и вино и вступать в брак. Некоторые секты сирийского гностицизма (анти-номисты) отличались нравственной распущенностью, что объяснялось также поруганием и уничтожением материи.

Наиболе известными представителями сирийского гностицизма являются Тациан из Ассирии, основавший секту энкратитов, Маркион Синопский, основавший течение маркио-нитов, и Карпократ из Александрии, основавший вместе с сыном Епифанием секту карпокра-тов.

Голубцы

Христововерческая секта. Возникла в конце XIX в. в Поволжье, в основном в Сара­товской области.

Голубцы отрицают церковное богослужение, таинства, иконы, духовенство, праздники, брак. Постов не соблюдают. В секте приняты строгие пищевые запреты на спиртные напит­ки, мясо, чай, лук, картофель. О картофеле у голубцов ходит легенда, что если его печь несколько дней в горшке, то вместо картофеля появятся щенки, которые у голубцов считают­ся нечистыми.

Собрания голубцов проходят в форме пения гимнов, сопровождающихся рыданиями. Современники обвиняли голубцов в разнузданности нравов, но объективных доказательств этого нет.

Голубцы держали свою деятельность в тайне. Они посещали официальную церковь, принимали причастие и исповедь.


Григориане

Одна из групп Истинно православных христиан. Представляет собой небольшую груп­пу иерархив катакомбной церкви, объединившихся в 20-е годы XX в. вокруг митрополита Екатеринбургского Григория.

Григориане, подобно большинству катакомбных сект того периода, выступали против митрополита Сергия Страгородского и обновленчества.

Григориане пошли по пути официальной регистрации своей конфессии. Большинство направлений катакомбной церкви не приняли григориан, обвиняя их в сомнительных кон­тактах с большевиками и в пронкновении в их ряды провокаторов ГПУ.

В начале 30-х годов общины григориан, не испытывая преследования со стороны свет­ских властей ввиду своего официального существования, распространились по всей России. Число епископов в их среде достигало 55. Однако в период репресий 1936-1939 гг. григориа­не были репрессированы, часть архиереев перешла в официальную церковь.

После 1945 г. имеются отрывочные сведения о существовании в глубоком подполье нескольких григорианских архиереев. Впоследствии все следы этого течения теряются.

Гюпферство (Танцующие братья, Чада благодати)

Нем. Hupfer - попрыгун. Сектантсткое течение в меннонизме. Основано в 1855 г. в не­мецких колониях Мариупольского округа вюститом Каппесом.

Основным отличием гюпферов от других меннонитских течений был крайний мисти­цизм и своеборазные ритуальные действия во время молитвенных собраний - прыжки, пляс­ки, театрализованные исполнения псалмов. Гюпферы считали себя истинными последовате­лями Менно Симонса.

Гюпферы активно пропагандировали свое учение среди православного населения. Гюп­феров неоднократно, но бездоказательно, обвиняли в крайнем фанатизме, многоженстве, обобществлении частной собственности.

Развитие гюпферства привело к расколу меннонизма на братских и церковных менно-нитов.

Даниловцы

Одна из групп Истинно православных христиан. Зародилась в 1922 г. в Свято-Данило-вом Московском монастыре, ставшем центром оппозиции официальной церкви. Первым ду­ховным лидером даниловцев был архиепископ Феодор.


В основе ранней деятельности даниловцев, состоявших из консервативно настроенных иерархов - несогласие с примиренческой политикой патриарха Тихона. В сентябре 1922 г. даниловцы сформировали так называемый "Параллельный Синод", объясняя его необходи­мость неэффективностью настоящего Синода, находящегося под контролем ГПУ.

Основными способами пассивного сопротивления большевикам даниловцы считали де­централизацию церковной жизни, тайные поставления архиереев, догматическое осуждение обновленцев и создание катакомбной церкви.

К 1925 г. число даниловцев значительно увеличилось в связи с прибытием в Москву большого количества оппозиционно настроенных священников. В 1925-1926 г. большое ко­личество даниловцев было арестовано и организационно движение было разгромлено.

Еще большему разгрому подверглись даниловцы в период репрессий 1936-1937 гг. С этого времени их деятельность практически прекратилась. После 1945 г. многие группы да­ниловцев слились с андреевцами.

Даниловцы

См. Поморское согласие.

Данкеры (Братья)

Протестантская секта пиетистского происхождения. Основана в начале XVIII в Герма­нии Александром Маком.

В основе вероучения данкеров - неуклонное и абсолютное следование заповедям Ново­го завета.

Данкеры практикуют поцелуй при встрече, причащение хлебом и вином, омовение ног перед причащением, повторное крещение новых членов общины путем троекратного погру­жения лица человека в реку. Данкеры - пацифисты, не принимают присягу, не служат в ар­мии и стремятся полностью отделиться от реального мира. Какие-либо новшества, украше­ния, яркая одежда, финансовые операции отвергаются.

Вскоре после своего основания данкеры из-за преследования властей были вынуждены эмигрировать в Нидерланды, а в 1719 г. - в Пенсильванию.

На конец XX века данкеры остались только в США, где они разделились на несколько течений, в частности "Национальное товарищество братских церквей" и "Церковь братьев".

Движение объединения

См. Церковь Объединения.


Движение хаки

См. Мпандизм.

Девственники

Одна из сект духовного христианства, сформировавшаяся внутри секты скопцов. Заме-нют физическое оскопление духовным, т.е. полным отказом от каких-либо действий и мыс­лей эротического характера.

Деревенская вера

См. Церковь оливкового дерева.

Десное братство

См. Иеговисты-ильинцы.

Дети бога (Семья, Семья любви)

Маргинальная протестантская секта. Основана в 1969 г. в Калифорнии бывшим пропо­ведником Христианского и миссионерского альянса Дэвидом Бергом, провозгласившим себя пророком Моисеем (МО).

Основные догматическое положения секты соответствуют общепротестантским. Веро­учение основано на "Письмах МО", сочиненных основателем секты. Берг по-своему толкует одно из основополагающих утверждений христианства "Бог есть любовь", трактуя его как идею о всеобъемлющей любви, допускающей получение любых наслаждений.

В секте практикуется групповой секс, обмен женами и нудизм. Для привлечения в секту новых членов используется ритуальная проституция. Руководители секты неоднократно при­влекались к суду по обвинению в педофилии.

Большую роль в движении играют эсхатологические мотивы. Так, в 1987 г. предвестни­ком конца света объявлялась комета Галлея, сам же конец света был назначен на 1993 г. Ру­ководители секты утверждают, что конец света близок и на Земле живет последнее поколе­ние людей. В эсхатологии Дети бога придерживаются концепции премилленаризма.

Культ секты предполагает удаление ее адептов от мира, уход в своеобразные коммуны с передачей всего своего имущества секте. Основная обязанность жителя колонии - постоян­но молиться и запоминать наизусть стихи из Библии. Практикуется ограничение еды и сна. Основным доходом колонии являются сбор пожертвований и ритуальная проституция. Все члены секты получают новые имена.


Из-за судебных преследований с 1972 г. члены секты начали покидать США и обосно­вались в странах Европы. Впоследствии, в связи с растущими обвинениями в финансовых махинациях и половой распущенности, секта была несколько реформирована. Ритуальная проституция была отменена (но не осуждена), а секта стала называться "Семья".

Дети бога имеют общины в 60 странах мира (в том числе в России). Общая численность секты в период расцвета достигала нескольких сот тысяч человек, к концу XX века она со­кратилась до 15 тысяч.

Димиевские штундисты

Штундистская секта.

Димиевские штундисты отрицают причащение как таинство. В отличие от классическо­го штундизма, не отвергают преломление хлеба и вкушение вина в память о Тайной вечере. Признают публичную исповедь. Священников не имеют, из числа уважаемых прихожан из­бирают пресвитеров.

Динамизм

Христологическая раннехристианская ересь, одна из ветвей монархианства. Создана Феодотом в 190 г.

Динамисты считали Христа лишь человеком и рассматривали божественное в нем лишь как божественную мудрость, соответствующую разуму обычного человека, а сам он представляет собой божественную силу, которая посредничает между богом и миром. Бог же является единым существом, Бог-сын и Святой дух являются не отдельными лицами, а сила­ми бога.

Наиболее известным представителем динамизма был Павел Самосатский, епископ ан-тиохийский, который в 269 г. был осужден за ересь и низложен. По имени Павла Самосат-ского названа секта его последователей - павлиан.

Идеи динамизма и схожего с ним эбионизма впоследствии легли в основу арианской ереси.

Дини я Мария

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла на побережье Гвинейского залива. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам католического происхождения.


Докетизм

Раннехристианская гностическая ересь.

Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть.

Отношения бога и мира докеты воспринимали в образе семени, дерева и плода: как семя превращается в плод, так и бог проявляется в мире, сначала в интеллигибельном - мире эонов, а затем и в сенсибильном.

Докетизм является прямым следствием воззрения на материю как на зло. Согласно идее докетов, такому пневматическому существу, каковым был Христос, невозможно было нахо­диться в непосредственной близости к злой материи; если же это и наблюдалось, то это лишь казалось, а не было на самом деле, т.е. было иллюзией.

Весьма оригинальна космология докетов. Огненный бог-демиург создал внешний мир. Существо демиурга - тьма, во тьме он держит снисшедшие из мира вечные души и заставляет их постоянно менять свой образ. Это изменение прекращается лишь с появлением Спасите­ля, который создан гармоническим действием всех эонов.

Таким образром, учение докетов опровергало основную христианскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетийская аргументация внесла существенный вклад в формирование христианской догматики.

По сути, докетизм являлся не столько религиозной сектой, сколько направление мысли, свойственное гностицизму. Само понятие "докетизм" практически отсутствует у христи­анских писателей первых веков, за исключением Ипполита в его "Опровержении ересей", где он излагает учение докетов и считает их гностической сектой.

Докетизм не был единым течением, современники различали в нем различные учения и направления, по-разному толковавшие идею иллюзорности телесной природы Христа.

Насмотря на краткость своего существования, ересь докетов оказало сильнейшее влия­ние на развитие других христианских ересей, сект и течений, а концепция о нематериально­сти Христа вошла практически во все гностические системы.

Дом Давида (Ветвь Давидова)

Американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе веро­учения секты - ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенден­ции.


Немногочисленная секта, возглавляемая Дэвидом Корешем, стала всемирно известной в результате расследования "Дела Уэйка". 28 февраля 1993 г. Бюро по контролю за алкого­лем, табачными изделиями и огнестрельным оружием Министерства финансов США полу­чило орден на арест Кореша, подозреваемого в незаконном владении оружием и взрывчат­кой. При попытке сотрудников Бюро подойти к дому близ города Уэйк (шт. Техас), где нахо­дился Кореш в окружении своих приверженцев, сектанты открыли огонь и убили 4 человек. Так как сектанты предусмотрительно запаслись водой и пищей, то осада дома продолжалась до середины апреля. Все это время Кореш заявлял, что не капитулирует, пока не закончит труд о толковании смысла "семи печатей" из Апокалипсиса.

19 апреля было принято решение штурмовать дом. В штурме участвовало 700 человек, танки и вертолеты. В момент, когда в дом пустили слезоточивый газ, внезапно вспыхнул огонь. 75 сектантов схорели заживо, 9 удалось спасти.

Американское правительство заявило, что сектанты произвели самосожжение. Однако последовавшее расследование поставило под сомнение это утверждение. До настоящего вре­мени окончательно не установлена причина пожара - явилось ли это самосожжением или дом сгорел в результате действий войск.

В годовщину штурма дома Кореша, 19 апреля 1995 г., в знак протеста против произвола властей в "Деле Уэйка", сержант армии США Тимоти Маквей совершил террористический акт, взорвав здание федеральной администрации в Оклахома-Сити. В результате терракта по­гибло 168 человек.

Донатизм

Христианское течение, сформировалось в 312 г. в форме религиозно-политической пар­тии. Под влиянием гонений Диоклетиана на христиан церковь переориентировалась на тес­ный контакт с государственной властью и начала терпимее относиться к отступникам от веры, подвергшимся гонениям. Донатисты выступили против этих новшеств, исповедуя культ мучеников, требуя чистоты церкви и святости всех ее членов. Всяческое общение с грешниками или людьми, находящимися в церковном общении с ними, они считали смер­тельной заразой и всячески избегали общения с ними.

Донатисты признавали действительность таинства зависящей от нравственного поведе­ния священнослужителя. Проповедовалось польное отделение церкви от государства.

Донатисты демонстративно отказывались от выдачи священных книг по требованию светских властей. Возражения епископа карфагенского Менсурия против чрезмерной актив-


ности донатистов привели к расколу карфагенской церкви на две иерархии. Первую возгла­вил ставленник Менсурия, епископ Цецилиан. Во главе второй встал епископ Майорин, а по­сле его смерти - Донат, епископ Нумидийский. Донатисты считали посвящение Цецилиана в сан епископа Карфагенского недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, ви­новным в измене церкви во время гонений.

В 313 г. Константин Великий пообещал африканской церкви покровительство. До 348 г. донатисты не преследовались ни гражданскими, ни церковными властями. В этот период они проводили свою деятельность в христианских провинциях Северой Африки и к 330 г. имели 172 епископов.

В 345 г. донатисты объединились с циркумцеллионами, в результате чего течение резко активизировало свою деятельность. Донатисты грабили и убивали богатых и духовенство, освобождали рабов. В ответ на это, в 348 г. по приказу императора Константа, во главе афри­канской церкви был поставлен Целилиан, церкви донатистов были закрыты. Донат был низ­ложен, изгнан и умер в ссылке.

В 361 г., с воцарением Юлиана, который для борьбы с христианской церковью выбрал путь поддержки ересей и расколов, донатистам разрешили вернуться и открыть свои церкви. С 363 г., после смерти Юлиана, против донатистов опять начались гонения. В этот период внутри донатизма начинаются разногласия, приведшие к появлению нескольких течений -рогатистов, урбанистов, клавдиан.

Серьезный раскол в среде донатистов произвел раздор между епископом карфагенским Примианом и его диаконом Максимианом. Часть донатистов постановило низложить При-миана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением, что привело к продолжительным разногласиям.

С 395 г. против донатистов выступил св.Августин, доказывая спасающую силу церкви вне зависимости от святости, личной веры и нравственных качеств ее членов.

В 405 г. собор в Карфагене просил императора Гонория издать против донатистов уго­ловные законы. В 409 г. Гонорий издал указ о веротерпимости, однако под давлением церкви отменил его. В 411 г. в Карфагене был собран специальный собор, на котором участвовали 286 ортодоксальных и 280 донатистских епископов под контролем императорских предста­вителей. Результатом собора стала победа церкви над донатистами. В 414 г. донатисты были лишены гражданских прав, в 415 г. им под страхом смертной казни было запрещено соби­раться для богослужений.

Тем не менее донатисты существовали до VII в., вплоть до захвата Африки сарацинами.


Донской толк

См. Евангелистические христиане.

Досифиане

Секта, основанная самарянским лжемессией Досифеем. Не признавала христианство и была конкурентной ему. Существовала до VI в.

Древлеправославная церковь

См. Климентьевцы.

Древлеправославная церковь

См. Русская древлеправославная церковь.

Дружина церкви Христовой (Великановцы)

Синкретическая секта, принадлежащая к "темному толстовству". Вероучение представ­ляет собой смесь христианских, исламских и языческих элементов.

Основными приверженцами секты было крестьянство и городская интеллигенция.

Культовая практика секты состояла из общих собраний, на которых читались молитвы синкретического содержания, посвященные различным мировым пророкам и Л.Н.Толстому. Всем сектантам при посвящении давалось языческое имя. Для членов секты характерно но­шение толстовок и стеклянных нательных крестов.

Секта распалась в конце 30-х годов XX в.

Дурмановщина

Христововерческая секта. Сформировалась в Самарской губернии в конце XIX в. под влиянием рационалистических учений.

Духоборцы (Духоборы, Община христиан всемирного братства)

Движение в духовном христианстве. Сформировалось как организованное течение в се­редине XVIII в., ориентировочно в 1750 г. Термин "духоборцы" появился в 1785 г.

Происхождение духоборчества достаточно неясно. Их корни связывают с жидовствую-щими XVI в. либо с квакерами 1740-1750 гг., проповедовавшими в Харьковской губернии. Последняя версия более вероятна, так как в культе духоборцев прослеживаются некоторые мистические идеи, вероятно, заимствованные у квакеров. По одной из версий, первую общи-


ну духоборцев основал некий прусский офицер, проповедовавший в Харьковской губернии. Сами духоборцы ведут свое происхождение от "трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила", т.е. от пострадавших за веру.

Один из первых лидеров духоборцев - Силуян Колесников, хорошо знакомый с мисти­ческими сочинениями. Колесников сформулировал основной догмат духоборческого веро­учения: борьбу Святого духа, пребывающего в верующих, со всякой "силой, взятой из тьмы".

В основе вероучения духоборцев, в отличие от официальной церкви - собственный ра­зум, озаряемый Божественным светом; сердечная вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном.

Духоборцами признается часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергается (брак), равно как и почитание икон и уставов св.отцов. Православные праздники не признаются, однако празднуются по причине нежелания конфликтов с православными. Духоборцы считают, что настоящий христианский праздник - когда "голодного насыщают, нагого одевают, больного и заточенного посещают, врагов прощают".

Духоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно клятву, присягу и службу в армии. Государство признается и рассматривается лишь как орудие против пре­ступности.

Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в осо­бых комнатах. Богослужение состоит из чтения псалмов, пения и взаимнаго целования. Рели­гиозными символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.

Основы учения духоборцев изложены в "Животной книге", состоящей из псалмов, стишков и вопросов и ответов. Впервые "Животная книга" была записана В.Д.Бонч-Бруеви-чем, до этого передавалась исключительно устным способом.

В основе духоборческой этики лежат заповеди Христа о любви к богу и 10 заповедей Моисея, толкуемых совершенно категорично.

Под влиянием Л.Н.Толстого в среду духоборцев проникли идеи вегетарианства.

Название секты первоначально предполагало борьбу с Духом; затем - борьбу за Дух. В одном из псалмов духобрцев говорится: "духовным мечом воюем, Богу духом служим".

Вследствие традиционной малограмотности духоборцев в первые периоды их суще­ствования, у них нет письменного изложения их учения. Подобно квакерам, духоборцы пола­гают, что бог пребывает в душе каждого человека. Памятью человек подобен Богу-Отцу, ра­зумом - Богу-сыну, волею - Святому духу. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а


чувственно - в природе. Души людей существовали до сотворения мира и пали вместе с дру­гими ангелами. Теперь, в наказание, они посылаются на землю и облекаются в тела. Перво­родного греха духоборцы не признают. Небо и ад понимают иносказательно.

Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого пра­ведника или новрожденного, а душа неверующего или преступника - в животное. Христос воспринимается как обычный человек, одаренный божественным разумом. Духовенство от­сутствует, священство отвергается. Божественное происхождение Библии признается, но од­новременно с тем утверждается, что каждый человек имеет право брать из нее только то, что для него полезно.

Зародившись в Екатеринославской губернии, духоборчество в короткое время распро­странилось по Харьковской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Пензенской губерниям, на Дону, в Сибири и Финляндии. Распространению духоборчества во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь.

Сразу после своего образования духоборцы находились в мирных отношениях с властя­ми, однако впоследствии подверглись преследованиям со стороны церковной и светской вла­сти, депортировались, ссылались на каторгу. По указу Александра I духоборцев освободили от преследований и переселили в степную местность в Мелитопольском уезде, с освобожде­нием на 5 лет от податей и полным самоуправлением. Затем, по указу Николая I, в 1839 г. ду­хоборцев депортировали в Ахалкалацкий уезд Грузии, причислив к особо вредным сектам.

В июне 1895 года духоборцы организовали близ Тифлиса демонстративное сожжение большого количества оружия. За это губернатор Тифлиса устроил побоище и разрушил духо­борческие деревни.

В 1898 - 1899 гг. по приглашению квакеров более семи тысяч духоборцев стараниями своего лидера Петра Веригина эмигрировали в Канаду. В конце XIX в. духоброрцы распа­лись на малую и большую партии, в которые вошли соответственно более обеспеченные и менее обеспеченные общины. Американо-канадские духоборцы распались на три группы: Православные духоборцы Канады, Общество независимых духоборцев и свободники. Канад­ские духоборцы вступили в конфликт с правительством Канады и в 1908 г. вынуждены были переселиться в количестве 6 тысяч человек в Британскую Колумбию.

Общая численность духоборцев на конец XX в. составляет около 100 тысяч человек, проживающих во всех районах России, Азербайджане, Грузии, Средней Азии, Украине, Ка­наде и США. По этническому составу преимущественно русские.


Духоборы

См. Духоборцы.

Духовная штунда

См. Младо-штундизм.

Духовное единство

См. Церковь Льва Толстого.

Духовные христиане Дубово-Уметской веры

Христововерческая секта. Сформировалась в 1869 г. в Самарском уезде, преобразовав­шись из скопческой секты "Милютина вера" под влиянием христововера Петра Иванова, со­сланного в с. Дубовый Умет.

В начале 70-х годов XIX в. сектанты организовали своеобразную общину, названную ими "потайным царством", которая возглавлялась "царем", имевшим неограниченную власть над членами секты. Первым "царем" общины стал Петр Иванов. Вторым "царем" стал мест­ный крестьянин Мокров, в 1891 г. сосланый в Закавказье. Третьим "царем" секты стал кре­стьянин Поликарп, известный ранее как конокрад, в 1892 г. убитый, но затем якобы воскрес­ший. По преданиям сектантов, он целыми дняим пребывал в скрытой землянке в с.Колывань, лежа в полутьме, прикрыв лицо платком, т.к. его лицо испускало нестерпимый свет. Поли­карп во всем подражал Кондратию Селиванову и даже именовал себя "господь Саваоф".

Благодаря присутствию Поликарпа, с.Колывань обрело широкую известность в христо-воверческих кругах и стало местом паломничества. К 1895 г. села Яблоновый Враг и Колы-вань стали фактическим центром христововерия в России.

По преданиям сектантов, в начале XX в. секта пользовалась большим вниманием и ува­жением со стороны властей; руководителей секты якобы посещали Лев Толстой, Григорий Распутин (которого крестьянская молва причисляет к приверженцам секты), Ленин и Ста­лин.

С 1928 г. секта подвергалась преследованиям. В 1929 г. ее руководитель Семен Суслин был арестован и сослан на 25 лет в Среднюю Азию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: