ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 2 глава




Люцифериане (Западные богомилы) Маркеллианство (Омиусианство, Полуарианство) Манихейство

Мелетианство (александрийское) Мелетианство (антиохийское) Менандриане Монархианство

Динамизм

Павлианство

Модализм (Патрипассианство)

Савеллианство Монофизитство

Автортодокеты (Гайяниты, Нетленнопризрачники, Фантазиасты,

Юлианисты)

Актиститы

Ктисгюларты (Ктиститы)

Агноиты (Фемистианство)

Акефалиты

Севериане (Тленнопоклонники, Феодосиане)

Тетрафеиты (Четверобожники)

Тобиты

Фоартолатры

Монтанизм (Катафриги, Пепузиты)

Моравские братья (Jednota Bratska, Богемские братья, Братская община, Чешские братья) Назаряне Несторианство

Халдейские христиане Христиане-фомиты

Николаиты чешские


Новатианство (Новацианство) Пейотизм Пелагианство Петрубосиане

Полупелагианство (Массилианство, Семипелагианство) Прискиллианство Реторианство

Семья Детей Бога (Общество духовного просвещения) Спиритуализм Табориты

Тетрадиты (Четыренадесятидневники) Фагелланты (Бичующиеся) Фотинианство

Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, Движение Объединения, Мунизм) Циркумцеллионы (Агонистики)

Чашники (Каликстинцы, Подобои, Утраквисты) Швенкфельдиане (Швенкфельдеры) Энтихиты

Православные секты Арсениты Белоризцы Бе соперев оплощенцы Бессмертники Братство Людей Божиих Варлаамиты Духовное христианство (Старое русское сектантство)

Духоборцы (Духоборы, Община христиан всемирного братства) Большая партия духоборцев Веригинцы

Общество независимых духоборцев

Союз духовных общин Христа (Православные духоборцы Канады)

Христианская община и братство независимых духоборцев (Свобод-

ники)

Малая партия духоборцев Духовный союз (Никито-Татариновская секта, Русские квакеры)


Иконоборцы

Молокане (Веденцы, Воистину духовные христиане, Сионцы)

Водные молокане

Евангелические христиане (Донской толк, Молокане донского

толка)

Крыловцы

Молокане-Субботники

Общие (Акинфьевцы)

Постники (Пресники)

Постоянные (Воскресники)

Прыгуны (Духовные христиане-прыгуны, Молокане-максимисты, Са­пуны)

Штундо-молокане (Евангелики, Молокане-пресвитериане, Новомоло-

кане, Христиане евангельского вероисповедания, Штундо-еванге­лики) Скопцы

Девственники

Милютина вера Тамбовская вера

Христововеры (Богомолы, Люди Божии, Монтане, Последователи Христовой веры, Хлысты)

Беседники

Голубцы

Дурмановщина

Духовные христиане Дубово-Уметской веры Наука Священного Коммунизма

Еленушкина секта (Серафимовская секта)

Иннокентьевцы

Искупленный Израиль

Квасники

Марьяновцы

Мормоны духовно-христианского направления (Русские мормоны)

Новохлысты

Паниашковцы

Плясуны

Постники

Старый Израиль

Новый Израиль (Лубковцы)

Новохристианский союз

Новый союз духовного Израиля

Телеши

Шалопуты (Шелапуты)

Штундохлысты


Духоносцы (Ересь Котельникова)

Евангелисты (Тверитиновцы)

Ересь Башкина

Ересь Мартина

Жидовствующие

Иеговисты-ильинцы (Десное братство, Сионская весть)

Исихазм (Гезихазм)

Имеславство Калиновцы

Катакомбная церковь Иоанниты Истинно православные христиане

Андреевцы (Единая древлеправославная церковь)

Аноховцы

Буевщина

Васильевцы

Григориане

Даниловцы

Евлампиевцы

Ерофеевцы

Истинно православные христиане-молчальники

Козловское подполье

Липецкие истинно православные христиане

Массаловцы

Михайловцы

Николаевцы

Основное звено Христа (Истинные христиане)

Правильный путь к спасению

Ревнители церкви

Самаряне

Седминцы

Стефановцы

Федоровцы

Чердашники

Истинно православные христиане странствующие Истинно православная церковь

Геннадьевская ветвь ИПЦ (Поздеевская ветвь ИПЦ, Секачевская

ветвь ИПЦ, Серафимо-Геннадьевская ветвь ИПЦ) Алфеевская ветвь ИПЦ Исаакинская ветвь ИПЦ


Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся) Иосифляне

Лазаревская ветвь ИПЦ

Климентовцы (Древлеправославная церковь) Евсевианцы Пафнутиевцы Люди Божии

Новгородско-московская ересь Общество избранной братии Пантелеймоновцы Перевертанцы

Петровцы (Ревнители истинного благочестия) Святые младенцы Секачи Сидяки

Стригольничество Субботничество (Жидовствующие, Иудействующие)

Герои Сютаевцы Толстовство

Неотолстовство Светлое толстовство Темное толстовство

Дружина церкви Христовой (Великановцы) Церковь Льва Толстого (Духовное единство) Трезвенники

Духовные христиане-трезвенники Евангельские христиане-трезвенники Трушаверы

Протестантские секты и ереси Анабаптисты (Перекрещенцы)

Антитринитарианство (Противоутроичничество, Унитарианство) Апостольские католики

Ирвингианство (Апостолы последних дней, Католическая апостоль­ская церковь, Староапостольская церковь)


Новоапостольская церковь Арминианство

Коллегианты (Ринсбургианцы)

Гармонисты (Общество Гармонии, Рапписты) Данкеры (Братья)

Национальное товарищество братских церквей

Церковь братьев

Дети бога (Семья, Семья любви) Инспирационисты Квакерство Лабадизм Лютеранские секты

Гернгутерство (Континентальные пиетисты, Объединение братьев)

Лестадианство

Пиетизм

Хаугеанство (Чтецы)

Меннонитские секты

Апостольские христиане

Вюстизм (Братство друзей Божиих, Вюстовское братство)

Гюпферство (Танцующие братья, Чада благодати)

Иерусалимские друзья Община Онеида

Польские братья (Польские ариане)

Поместная церковь (Живой поток, Церковь дома собраний) Пуритане

Индепенденты

Конгрегационалисты

Сикеры (Радикальные индепенденты)

Пресвитериане Пятидесятнические секты

Аладура

Африканская апостольская церковь (Церковь Джохана Маранке, Ба-

постоло)

Евангельские христиане пятидесятники-сионисты

Евангельские христиане святые сионисты

Кимбангизм (Кибангизм, Кимбангу, Церковь Христа на Земле)

Назаретская баптистская церковь


Рантеры Саузкоттиты

Дом Давида (Ветвь Давидова)

Христианские израилиты

Сведенборгианство (Новая Церковь, Церковь Нового Иерусалима) Свидетели Иеговы (Иеговисты) Социнианство (Социанство) Фамилисты Церковь бога

Церковь оливкового дерева (Ассоциация возрождения корейского христианства, Деревенская вера, Пак джанг но ке, Религия пре­свитера Пака, Учение оливкового дерева, Христианская община, Чхондокван) Штундизм

Димиевские штундисты

Малеванцы

Младо-штундизм (Духовная штунда)

Сливковские штундисты

Старо-штундизм (Плотская штунда, Штундо-баптизм) Старообрядчество Беспоповцы

Бегунский толк (Бегуны, Истинно православные христиане странствую­щие, Пустынники, Сопелковцы, Странники)

Антипово согласие (Безденежники)

Брачные странники

Лучинковцы

Неплательщики

Противостатейники

Статейники (Иерархиты) Воздыханцы Душители

Любушкино согласие Мелхиседеки

Монинское согласие (Новоморское согласие, Новопоморское согласие) Онисимово согласие (Согласие разиней) Осиповцы Оховцы


Пасхальники

Поморское согласие (Даниловцы, Монастырцы, Поморцы)

Брачные поморцы

Адамантово согласие (Пастухово согласие)

Небрачные поморцы

Полубрачные поморцы

Скрытники

Тропарщики

Рябиновское согласие (Согласие по кресту) Спасово согласие (Нетовщина)

Бабушкино согласие

Глухая нетовщина (Староспасовщина)

Немоляки

Новоспасовцы (Отрицанцы, Поющая нетовщина)

Самокрещенцы

Дырники (Окнопоклонники)

Строгие нетовцы (Некрещеные старообрядцы) Стефаново согласие Федосеевское согласие (Федосеевцы)

Аристовцы

Кондратьевцы

Новожены

Польские федосеевцы

Рижские федосеевцы

Титловцы Филипповский толк (Крепкие христиане)

Аароновцы (Онуфриевцы, Согласие благочестивых)

Нечадородные филипповцы

Орловские филипповцы

Чадородные филипповцы Часовенное согласие (Стариковщина) Численники

Поповцы (Беглопоповство, Поповщина) Афиногеново согласие Ветковское согласие

Дьяконово согласие (Новокадильники)

Единоверческая церковь (Православные старообрядцы) Лужково согласие Онуфриевцы Перемазовщина


Русская древлеправославная церковь (Древлеправославная церковь, Но-возыбковцы)

Русская православная старообрядческая церковь (Австрийская иерар­хия, Белокриницкая иерархия, Старообрядческая митрополия)

Мнимоокружники

Некрасовцы

Окружники

Противоокружники (Неокружники, Раздорники) Софонтиевское согласие Стефаново согласие


ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ

Аароновцы (Онуфриевцы, Согласие благочестивых)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Основано филипповцем Семе­ном Протопоповым, в монашестве Онуфрием. Отделилось в второй половине XVIII в. от фи-липповского толка. Один из лидеров направления - мещанин Андрей Жуков по прозвищу Аарон.

Основными приверженцами направления были патриархально настроенные крестьяне Архангельской и Вологодской губерний. В отличие от филипповцев, аароновцы признавали брак, повенчаный мирянином, и не считали необходимым отречение и удаление от жизни в обществе.

Аароновцы выступали против "раскольничьих" списков, учрежденных Петром I, и не признавали паспортов.

Секта исчезла в конце XIX в.

Абрагамиты

См. Абрамиты.

Абрамиты (Абрагамиты, Аврамиты, Чешские деисты)

Католическая секта. Возникла в XVIII в. в Богемии.

Абрамиты объявили себя исповедниками древней веры Авраама, до принятия им об­резания, то есть древнееврейской религии до введения в ней обрезания. Как и иудеи, абрами­ты верили в единого бога, в бессмертие души, соблюдали субботу и иудейские пищевые ограничения.

Абрамиты отвергали учение о Троице и воплощении Христа, отрицали христианские таинства и обряды, и признавали из Ветхого завета только 10 заповедей, а из Нового завета -молитву "Отче наш".

По практическим соображениям абрамиты крестили детей и венчались в католических храмах.

По приказу австрийского императора Иосифа II абрамиты были расселены в погранич­ных районах и вскоре прекратили свое существование.

Авдиане (Антропоморфиты)

Христианская еретическая секта. Возникла в Месопотамии в IV в. н.э.


Приверженцы секты утверждали, что все места в Библии, где Богу приписываются руки, уши, глаза и другие человеческие органы, должны быть понимаемы буквально. Авдиа-не проповедовали антропоморфизм, который и составлял еретическую сторону их учения.

Секта исчезла в V в. н.э.

Авелиане

См. Авелиты.

Авелиты (Авелиане, Авелониты)

Христианская секта. Описана блаженным Августином, исчезла уже в его времена. Су­ществовала в Северной Африке в конце IV в.

Авелиты осуждали брак, избегая половых связей, что бы не распространять на земле первородный грех. Они заключали между собой фиктивные, бездетные браки и усыновляли детей, которые обязывались впоследствии вступать тоже в фиктивный брак. В этом они под­ражали ветхозаветному Авелю, от имени которого и вели свое название.

Авелониты

См. Авелиты.

Аверроизм

Еретическое направление средневекового аристотелизма в XII - XVI вв., развившее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином и общем для всех людей мировом разуме как субстанциональной основе индивидуальных душ (и как следствие отри­цание их индивидуального бессмертия) и учение о двойственной истине, согласно которой ложное с точки зрения богослови может быть истинным с точки зрения философии. Отводя богу роль перводвигателя, аверроисты утверждали единство всех явлений и космический де­терминизм, связывая социальные катаклизмы с влиянием светил.

Аверроизм зародился в Парижском университете и противопоставлялся как августи-анству, так и томизму. Наиболее видным представителем является Сигер Брабантский.

Аверроизм расцениваля официальной церковью как ересь и преследовался инквизици­ей.

Авраамиты

Еретическая секта, ветвь павликанства.


Аврамиты

См. Абрамиты.

Австрийская иерархия

См. Русская православная старообрядческая церковь.

Автортодокеты (Гайяниты, Нетленнопризрачники, Фантазиасты, Юлиа-нисты)

Течение в монофизитстве, состоящее из последователей галикарнасского епископа Юлиана. Сформировалось в 519 г. после низложения монофизитских иерархов на Востоке.

Приверженцы Юлиана учили, что тело Иисуса Христа было нетленно, что он чувство­вал голод, жажду и другие физиологические ощущения или по видимому, или по самопроиз­вольному желанию, а не по природе.

Автортодокеты разделились на актиститов, признававших тело Христа несотворенным, и ктисголартов (ктиститов), признававших тело Христа сотворенным.

Агноиты (Евномиофронианство)

Арианская секта, основана в конце IV в. Евномием и Феофронием.

Агноиты учили, что прошлое Бог знает по памяти, будущее - по догадке, всеведение же его ограничивается только настоящим.

Агноиты (Фемистианство)

Монофизитская секта, основана в VI в. александрийским диаконом Фемистием.

Ссылаясь на слова Христа "О дне же том, или часе, никто не знает... ни Сын, но только Отец" и на вопрос Христа о Лазаре "Где вы положили его?", фемистиане утверждали, что Иисус Христос, подобно всем людям, был ограничен в знании и вообще душевных свойствах и способностях.

Учение агноитов в VIII в. было повторено ересью адопциан.

Агонистики

См. Циркумцеллионы.


Адамантово согласие (Пастухово согласие)

Радикальное согласие поморского толка в старообрядчестве. Основано пастухом Васи­лием Степановым во второй половине XVIII в. Получило распространение среди партриар-хально настроенных крестьян севера России.

Адамантовы проповедовали наступление "царства Антихриста", избегали общения с "слугами дьявола", отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государ­ственного герба, считая последний печатью Антихриста. Вынужденно признавали брак "во избежание разврата".

Адамиты (Антитакты)

Группа христианских сект гностическо-антиномистского происхождения, проповедо­вавших возвращение к состоянию невинности, в котором пребывали Адам и Ева до грехопа­дения.

Адамиты практиковали нудизм, отрицали семью и брак, утверждали безгрешность естественных человеческих чувств. Богослужения проводились в обнаженном виде. Как пра­вило, подобное поведение сочеталось со свободой проявления сексуальных чувств.

Впервые идеи адамитов появились в среде северо-африканских гностиков во II в. н.э. Наибольшее развитие адамиты получили в XIII в. в Богемии и Польше, в конце XIV - начале XV вв. в Болгарии и Чехии, в частности, составив левое крыло таборитов.

Адамизм был объявлен ересью как католической церковью, так и классическими проте­стантскими течениями - лютеранством и кальвинизмом. В то же время отдельные идеи ада­митов, касающиеся религиозного культа и церковного брака, легли в основу некоторых по­следующих протестантских течений.

Адаптированно-христианские секты

Группа афрохристианских сект. Представлена в основном различными ответвлениями католических и протестантских конфессий под влиянием местных традиционных верований африканцев.

Отличительной особенностью адаптированно-христианских церквей является сохране­ние в неизменном состоянии основных догматов христианства. В то же время во всех этих сектах исповедуется вера в духов, фетишихм, культ предков, в некоторых - многоженство.


К адаптированно-христианским сектам относятся огромное число сект по всей Африке и странам Карибского бассейна. Общее число приверженцав этих сект на конец XX в. - око­ло 10 миллионов человек.

Адельфианство

См. Евхиты.

Адопционизм

Христологическая ересь. Возникла в конце XVIII в. в Испании и Франции под влияни­ем несторианства и отчасти ислама. Приверженцы адопционизма, основываясь на решениях Халкидонского собора 451 г., проповедовали единство богочеловеческой личности Христа, не созданной из существа Бога-отца, а сотворенной предвечно. Таким образом Христос рассматривался в двух ипостасях - божественной как сын божий и человеческой как усынов­ленный милостью божьей.

Идей адопционизма придерживались видные деятели церкви и богословы: архиепископ толедский Элипанд, епископ ургелийский Феликс, епископ Аскарик, богослов Дунс Скотт и д.р. Адопционисты были обвинены в несторианстве На Регенсбургском соборе 792 г. епи­скоп Феликс отрекся от своих взглядов.

Вторично адопционизм был осужден на Франкфуртском соборе 794 г., где был сделан вывод, что богом усыновлена не человеческая природа, а сам человек. Впоследствии адопци­онизм был осужден как ересь на Римском 799 г. и Аахенском 800 г. соборах. Деятельное уча­стие в борьбе с адопцианами принимал папа Адриан I.

Адопционизм исчез в начале IX в.

Аерианство

Христианская секта, основанная в Севастии в IV в. пресвитером Аерием.

Аериане проповедовали жизнь, полную лишений, отречение от собственности и равен­ство пресвитеров с епископами, отрицали почитание святых, посты и значимость молитв и приношений за умерших, отвергали праздник Пасхи как искажение Христа, который один только есть "истинная Пасха".

Сектанты подверглись преследованию и были вынуждены устаривать свои собрания в укромных местах, обычно в лесу или в горах. Секта вскоре рассеялась и исчезла.


Аквариане

См. Энкратиты.

Акефалиты

Монофизитская секта. Ее последователи отреклись от своего главы, патриарха Петра Могуса, как принявшего в 482 г. Генатикон (присоединительный эдикт) греческого импера­тора Зенона.

Акинфьевцы

См. Общие.

Актиститы

Одна их монофизитских сект, на которых разделилось течение автортодокетов. Его приверженцы учили, что тело Иисуса Христа было несотворенно и нетленно.

Аладура

Синкретическая пятидесятническая секта. Основана в 1918 г. в Нигерии Дж.О.Осхите-лу.

Формально вероучение основывается на Библии, однако включает элементы местных традиционных верований. Основные догматы близки к традиционному пятидесятничеству. Отрицаются почитание святых, икон, креста. Допускается использование амулетов и фети­шей. Членам секты категорически запрещается употребление алкоголя и табака.

Культ близок к общепротестантскому. На собраниях поются псалмы и гимны и читают­ся проповеди. Кульминационным моментом молитвенного собрания является сошествие Святого духа на молящихся (аладура), которое обычно выражается в судорожных самопроиз­вольных движениях и глоссолалии.

Численность сторонников секты на конец XX века превышает 100 тысяч человек, большая часть которых (60%) находится в Гане, 30% - в Нигерии.

Александрийский гностицизм

См. Гностицизм александрийский.


Алфеевская ветвь ИПЦ

Ветвь Истинно православной церкви, основанная архиепископом Алфеем Барнауль­ским. Откололась от геннадьевской ветви, находится с ней в евхаристическом общении. Идеологически идентична геннадьевской ветви, но действует самостоятельно и автономно, не имея централизации. Все последователи алферовской ветви находятся на нелегальном по­ложении.

Альбигенсы

См. Альбигойцы.

Альбигойцы (Альбигенсы)

Христианское еретическое движение во Франции, Италии и Германии в XII - ХШ ве­ках. Главным центром движения был город Альби в французской провинции Лангедок.

Альбигойцы берут свое начало от катаров, движение которых достигло своего апогея в южной Франции в конце XII в.

Движение альбигойцев было направлено против официальной католической церкви, которая именовалась "дьявольской силой". Альбигойцы полностью переняли вероучение ка­таров, отвергали догмат о триединстве бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы. Крещение заменено на духовное крещение, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого.

Альбигойцы были преданы анафеме, после чего создали собственную церковь, объявив ее независимой от католицизма.

В 1198 г. папа Иннокентий III отправил во Францию легатов с неограниченными пол­номочиями и целью обращения еретиков. Однако один из легатов был убит, деятельность остальных не принесла значительного результата. В 1209 г. Иннокентий Ш предпринял про­тив альбигойцев крестовый поход. Собранное войско, состоящее преимущественно из люби­телей легкой наживы, в течение 20 лет разоряло южную Францию. Апогеем этой так называ­емой "Лангедокской войны" явилось полное уничтожение населения г.Безье - около 20 тыс. человек без разбора пола, возраста и вероисповедания. Именно там была произнесена знаме­нитая фраза: "Убивайте всех, Бог на небе узнает своих!".

На Тулузском соборе 1229 г. были поставлены строгие правила относительно разыски­вания еретиков-альбигойцев и их наказания. В 1232 г. папа Григорий IX учредил для рассле­дования альбигойской ереси инквизицонный суд, управление которым предоставил домини-


канскому ордену. Папа Иннокентий IV разрешил в 1259 г. применение пыток против ерети­ков.

В конце ХШ века альбигойцы были окончательно истреблены.

Амальрикане

Малочисленная христианская секта последователей Амальрика из Бены. Из пантеисти­ческого учения Амальрика ими были сделаны следующие выводы: Бог не имеет трех лиц, а в течение какого-то времени проявлялся трижды в лице человека, и таком образом с Авраамом начинается период Отца, с Христом - Сына, с Амальриком из Бены - Святого духа.

Учение амальрикан было осуждено после смерти Амальрика в 1209 г. Собор пригово­рил приверженцев секты к сожжению или пожизненному заключению, а прах Амальрика ве­лел выкопать и выбросить в поле. В 1215 г. учение амальрикан было повторно осуждено IV Латеранским вселенским собором.

Американизм

Католическая секта, возникла в США в конце XIX в. В основе движения - стремлеие со­гласовать католическое вероучение с новыми культурными и материальными ценностями, появившимися в результате культурной и промышленной революции.

Американисты проповедовали "активные добродетели" (в первую очередь идеи демо­кратии), смягчение церковной дисциплины, уничтожение догматических разногласий среди христиан различных конфессий.

Католическая церковь и папа Лев XIII квалифицировали американизм как еретическое движение и осудили его. В начале XX в. американизм исчез.

Анабаптизм (Перекрещенцы)

Христианская ересь позднего средневековья. К анабаптистам относились представите­ли радикальных протестантских сект эпохи Реформации, критически относившихся ко мно­гим церковным обычаям и ритуалам. В основе вероучения анабаптистов - идея о том, что в каждом верующем живет Дух Божий, освящающий верующего и руководящий всей его жиз­нью. Все церковные законы анабаптистами воспринимались как ограничение свободы Духа, действовавшего в верующих.

Название течения (греч. anabaptizo - вновь погружаю) происходит от практики повтор­ного крещения взрослых человек.


Анабаптисты расходились с традиционным христанством в трактовке воплощения Христа, не рассматривали Священное писание как абсолютный авторитет, считая основой религии личную веру. Анабаптисты выступали за упразднение феодальных и церковных привелегий и зачастую за коллективное землевладение. Осуществление этих действий ана­баптисты считали началом практической реализации царства божьего на земле.

Впервые анабаптизм появился в Германии, в г.Цвиккау, в 1520 г. Руководили сектой Томас Мюнцер, Николай Шторх и Марк Штюбнер. За анархические выступления Мюнцер вскоре был изгнан из Цвиккау и начал проповедовать по всей Германии. Оставшиеся в Цвик-кау анабаптисты подняли восстание против городских властей. Часть восставших было аре­стовано, часть во главе с Шторхом и Штюбнером переселилась в Виттенберг. В 1522 г. ана­баптисты были изгнаны и оттуда.

Мюнцер, возглавивший отряд восставших в Крестьянской войне в Германии (1524 -1525), в 1525 г. был схвачен и казнен. После этого в Германии начались преследования ана­баптистов. Анабаптизм продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. Только в 1529 г. в Германии возникла новая группировка анабаптистов, основанная выходцами из Нидер­ландов Иоанном Матисеном и Иоанном Боккольдом. Выдавая себя за пророков, они основа­ли в 1534г. в г.Мюнстере так называемую Мюнстерскую коммуну. Все не принявшие новое крещение были изгнаны, а город осажден мюнстерским епископом.

Матисен вскоре был убит в бою, а Боккольд объявил себя мессией, короновался и со­здал двор по аналогии с королевским. Он назначил по аналогии с апостолами 12 помощни­ков. Анабаптисты в осажденном городе проводили время в кутежах, завели многоженство и практически прекратили оборону. В 1535 г. Мюнстер был взят епископскими войсками. Бок­кольд и все его приближенные были казнены.

После поражения анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию, позже многие переселились в Северную Америку.

После переселения в учениях анабаптистов возобладали эскапистские и пацифистские настроения, а общие идеи переустройства сменились эсхатологическими ожиданиями и на­деждой на второе пришествие Христа. Анабаптисты и их преемники (меннониты, гуттерское братство) отвергают насилие, ношение и применение оружия, осуждают присягу как идоло­поклонство, отрицают военную и государственную службу.

Некоторые идеи анабаптизма были переняты баптистами и квакерами.


Андреевцы (Единая древлеправославная церковь)

Одна из групп Истинно православных христиан. Основатель - архиепископ Андрей Уфимский.

Андреевцы явились инициаторами примирения со старообрядцами, осуществленного впоследствии "Кочующим собором" 1928 г. В 1925 г. андреевцы сделали попытку объедине­ния с частью поповцев, что вызвало серьезные разногласия как с руководством РПЦ, так и с другими течениями катакомбной церкви.

Реализуя идею Андрея Уфимского о необходимости в условиях репрессий как можно большего числа рукоположений епископов, андреевцы к 1937 г. имели наибольшее среди всех ветвей катакомбной церкви число иерархов.

С расстрелом большого числа архиереев катакомбной церкви в 1937-1938 гг. андреев­ская ветвь начала занимать доминирующее положение, т.к. имела численное превосходство. Ка каждую ликвидацию своего архиерея андреевцы стремились рукополижить еще несколь­ких, одновременно создавая в горах и лесах большое количество тайных скитов.

Андреевцы явились инициаторами первого (1948 г.) и второго (1861 г.) соборов ката­комбной церкви, на которых имели численное преимущество перед другими ветвями.

С середины 80-х годов XX в., одновременно с общим упадком катакомбной церкви, ан­дреевская ветвь испытывает большие затруднения. Практически все "старые" архиереи умер­ли естественной смертью. Попытки ведения переговоров с другими ветвями для восстанов­ления иерархии оказались безуспешными.

Аноховцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Антидикомарианизм (Гельвадианство, Гельвизианство)

Христиансткая еретическая теория, утверждающая, что после рождения Христа у Бого­родицы было еще несколько детей от Иосифа. Зародилась в Аравии. Основана на толковании (по мнению ортодоксальной церкви, ошибочном) 25-го стиха 1 главы из Евангелия от Мат­фея "[Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.". Поддер­живалась арианами Евдокием и Евномием, рядом епископов IV в. Критика антидикомариа-низма со стороны ортодоксальной церкви была затруднительна, так как в Евангелии и Деве Марии сообщаются лишь краткие и отрывочные сведения. Поэтому все споры по этому во­просу основаны на трудах отцов церкви и бездоказательной догматике.


III Эфесский вселенский собор окончательно закрепил понятие о Деве Марии как о Бо­городице, святой и непорочной, и сформировал культ ее почитания.

Антиномизм

Группа приверженцев сирийского гностицизма, сменившая аскетизм на нравственную распущенность, объясняя это стремлением к поруганию и уничтожению материи. Для анти-номистов любой нравственный закон представлялся ограничением свободного духа, которое не должно стеснять человека, достигшего высшего гносиса.

К антиномизму относятся секты карпократов, адамитов, офитов.

Антипово согласие (Безденежники)

Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества. Отказывают­ся от денег, считая что на них стоит печать Антихриста в виде государственного герба. Осно­вана костромичем Иваном Поповым.

Антитакты

См. Адамиты.

Антитринитарианство (Противоутроичничество, Унитарианство)

Еретическое христианское направление, отрицающее догмат о Троице и единосущно-сти трех ипостасей бога и утверждающее принцип единоличия Бога в лице Бога-отца. След­ствием неприятия Троицы является тезис о том, что Христос по природе своей не божестве­нен, а возвышен до божественности Богом-отцом, а также отрицание таинств, учения об ис­купительной жертве Христа и связанных с этим трактовок грехопадения, первородного греха и предопределения к спасению немногих. Антитринитарии утверждают естественную добро­ту человека и проповедуют терпимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: