ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 9 глава




Особое значение в культе макумба придается "исцелению духа".

Макумба эзотерична: йоа должны пройти ряд ступеней посвящения. Посвящение тре­бует большого количества испытаний: пищевые табу, половое воздержание, жертвоприноше­ния. В результате посвящения йоа оставляет всю предшествующую жизнь и рождается зано­во. Завершением посвящения является благословление в католической церкви.

Макумба делится на несколько крупных течений и сект: кандомбле, умбанда, квимбан-да.


Малая партия духоборцев

Одно из течений духоборцев. Сформировалось в конце XIX в. в результате раскола ду­хоборцев на малую и большую партии. В отличие от большой партии, объединяет более обеспеченные общины.

Малеванцы

Русская мистическая секта. Откололась в 80-е годы XIX в. от штундизма. Основатель секты - Кондрат Малеванный, признанный душевнобольным и неоднократно пребывавший в психбольнице.

В основе вероучения секты - идея Малеванного о том, что события, описанные в Биб­лии, не происходили в прошлом, а являются предсказанием будущего. Личность Христа пер­воначально рассматривалась сектантами как символ вечной правды, затем Малеванный объ­явил, что в него вселился Святой дух, и сам объявил себя Христом.

Секта имеет четко выраженные мистические черты. Малеванцы ожидают второго при­шествия и считают себя единственными подготовленными для этого. Малеванцы близки к христововерам и переняли от них некоторые вероучительные и культовые элементы, в том числе и богослужения в форме радений.

Малеванцы не признают воскресения мертвых. Они считают, что учение веры живет в телесном храме человека. Воскресение человека происходит при его жизни, в его духе. Ло­зунг малеванцев: "Только тот цепляется за небо, кто не хочет на земле трудиться".

Малеванцы считают, что земные законы нужны людям, как зверям клетки - то есть только для "неразумных". Для приверженцев секты, т.е. для "разумных", человеческие зако­ны заменены внутренними законами духа.

Малеванцы исповедуют пассивный анархизм, лишь изредка переходя к каким-либо действиям.

Численность малеванцев к концу XX в. незначительна, проживают они преимуществен­но в центральных областях Украины.

Мандеизм (Иоанниты, Назореи, Последователи св.Иоанна, Сабии, Христи­ане св.Иоанна)

Гностическая синкретическая секта, оформившаяся ориентировочно во II - III веке н.э., вероятнее всего в 30-е годы II в. Существует точка зрения, что мандеизм возник до появле­ния христианства.


Мандеизм представляет из себя самостоятельное развитие гностицизма на семитско-ва-вилонской почве в виде секты иудаистского происхождения. В настоящее время представ­ляет собой единственную сохранившуюся гностическую секту.

Во II веке от мандеистов откололась более агрессивная секта - эбиониты.

Вероучение секты основано на почитании Иоанна Крестителя, представления о кото­ром весьма отличается от христианских. Мандеисты признают существование высшего бога, которому противостоит злой дух и который посылает людям мессию Манда-де-Хайе. Манде­изм наиболее близок к христианству и иудаизму, кроме того, в нем имеются элементы зоро­астризма и древневосточных верований, преимущественно связанных с астрологией. Свя­щенными книгами является Гинза, Сидра-де-Яхья, Коласта, Сфар Малвасия, Крещение Хи-била Зиви.

Для мандеизма характерен дуализм, аналогичный зороастрийскому. Свет ассоциирует­ся с душой, тьма - с телом, в котором заточена душа. Спасение человека видится в освобо­ждении души, для которого требуется выполнение культовых обрядов, обретение знаний и нравственно прожитая жизнь.

Культовая практика мандеизма отчасти напоминает христианскую. Она включает кре­щение в проточной воде, которое совершается многократно с целью дать человеку возмож­ность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти; омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и питье святой воды. Богослужение заключается в чтении молитв.

Служителями культа могут быть как мужчины, так и женщины. Священнослужители делятся на три категории: помощников, священников и надзирателей.

В мандеизме разрешена полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обя­занностью

На конец XX века численность мандеистов составила 65 тысяч человек, распространен­ных преимущественно в Юго-Восточной Азии, в основном в нескольких деревнях на юге Ирака.

Манихеи

См. Катары.

Манихейство

Религиозное синкретическое учение, самый влиятельный из дуалистических культов. Основано пророком и магом Мани (Манес) во второй половине II в. в Персии.


Учение манихейства опирается на предшествовавшие ему гностические учения, пре­имущественно иранского происхождения, элементы христианства и зороастризма.

Объективными причинами возникновения манихейства стал конфикт между персид­скими магами. В 227 г., после воцареняи на персидском троне национальной династией саса-нидов, персидские маги решили восстановить зороастризм в качестве государственной рели­гии. Большая часть магов склонялись к изменению учения, подчинив оба начала, и доброе и злое (Ормузда и Аримана) одному Верховному существу. Часть магов придерживались клас­сического строгого дуализма, образовав оппортунистическую партию магуссеев.

Мани, являющийся приверженцем магуссеев, изложил собственное вероучение, пред­ставляющее объединение христианства и зороастризма, в труде "Ертенки-Мани", явившемся впоследствии священной книгой манихейства.

В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон.

Для защиты границ царства добра Отец света произвел из себя эона - Матерь жизни, которая, в свою очередь, для борьбы с духами тьмы произвела еще одного эона - первого че­ловека, явившегося в мир как Иисус Христос. Христос вместе с пятью чистыми стихиями бо­рется с демонами, но демоны овладевают частью его светлого существа, поэтому Отец света вынужден породить еще одного эона, помогающего Христу в борьбе - Животворящего духа. Животворящий дух является своеобразным благим демиургом, творящим мир. Он освобо­ждает не поглощенную царством зла часть Христа, называемую бесстрастным Христом, и помещает ее в солнце. Часть же, поглощенная царством зла, называется страждущим Хри­стом.

Посредством страждущего Христа в пространстве между двумя царствами происходит смешение светлой и темной материй. Страждущий Христос, став, при помощи Животворя­щего духа, душою мира, образует видимый мир, в котором смешаны духовное и материаль­ное. Так как светлая материя стремится к освождению от тьмы, Сатана приказывает демонам собрать оставшиеся в царстве тьмы частицы света в одно место, и творит человека по образу Христа-эона. Частицы света, сосредоточенные в человеке, составляют его душу.

Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит чело-


века вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для проти­водействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека.

Манихейство принимает докетическую доктрину о призрачном теле Христа, который (бесстрастный Иисус) сходит на землю, открывает людям истину об их духовном происхо­ждении и учит освобождению от зла. Все апостолы и последователи Христа, а также иудеи и язычники, согласно манихейскому вероучению, являются проводниками злого, материально­го мира и потому извращают христианское учение.

Культовая практика и быт манихеев отличаются суровым аскетизмом. Манихеи отрица­тельно относятся к браку, отвергают употребление вина и мяса, максимально ограничивают уничтожение растений и животных как бессознательных хранителей души мира.

Распространившись на христианские области, манихейство вытеснило гностицизм и воспринималось христианами как христианская ересь. На западе оно распространилось до Рима, где, несмотря на преследования, существовало до VI века. На востоке в 694 г. достигло Китая. В государстве турок-уйгуров (Уйгурском церстве) был государственной религией в 763-840 гг. Подвергалось гонениям со стороны христианства, зороастризма, ислама. Будучи изгнаны из городов, манихеи укрылись в глухих местах Средней Азии.

Манихейство признает ряд пророков, завершившихся самим Мани, который является параклитом, Духом утешителя, посланным Христом для открытия Царства божия.

В явном виде манихейство существовало до VIII - IX вв., пережив максимальный рас­цвет в IV - V вв., однако идеи манихейства многократно возрождались в последующих рели­гиях, течениях и христианских ересях.

Мариа Легио

См. Легион Марии.

Маркеллианство (Омиусианство, Полуарианство)

Раннехристианская ересь. Основана епископом Маркеллом. С целью христологическо-го опровержения арианства Маркелл предложил различать Логос и Бога-Сына таким об­разом, что сам по себе в составе Троицы Логос - это Логос, а вопложенный в Христе, через принятие человеческой сущности, он становится Богом-Сыном.

Трактовка Маркелла совпадала с никейским Символом веры, но фактически являлась возвратом к модализму.


По представлениям маркеллиан, Христа, в котором "собрана вся тварь", уже нельзя считать единосущим с Богом-отцом, а можно считать лишь подобным.

Маркеллианство осуждено на II Константинопольском Вселенском соборе.

Маркианизм

См. Евхиты.

Маркионизм

Раннехристианская дуалистическая ересь гностического происхождения, основанная Маркионом Синопским в период 100 - 155 г. н.э.

Согласно маркионизму, ветхозаветный Бог не обладает свойствами всемогущества, все­ведения и всеблагости. Как следствие этого, выводится радикальный дуализм между неведо­мым благим Богом Нового завета, живущим в нематериальном мире на третьем небе, и деми­ургом Ветхого завета. Демиург ниже Бога и не благ, но справедлив. Это и есть ветхозаветный Бог - творец мира, первоначально созданного дьяволом из испорченной материи, и человека. Два мира никак не сообщались между собой, пока благой Бог не дал миру свой дар - Иисуса Христа. Хотя тело Христа Маркион считает, как и докеты, призрачным, его страдания и смерть некоторым образом реальны.

Маркионизм - система пессимистическая по отношению к миру. Она отрицает принцип экосистемной разумности, но признает антропный принцип: мир есть нечто низшее, но чело­век при этом ни в чем не выше мира; он не заслуживает спасения, ибо не сродни благому Богу.

Маркионизм близок к гностицизму, однако в его доктрине имелось большое количе­ство элементов, сближающих его с ортодоксальным христианством. Для маркионизма харак­терен анти-иудаизм, что соответствовало настроениям внутри христианской церкви того пе­риода.

Маркионисты признавали большую часть канонической христианской литературы, в особенности ими почитались Евангелие от Луки и послания ап.Павла. Маркионисты призна­вали христианские таинства и символику. В бытовом и моральном отношении исповедовался беспощадный аскетизм, абсолютное половое воздержание и строгое соблюдение постов вплоть до круглогодичного непрерывного поста.

Во второй половине II века, после смерти Маркиона Синопского, маркионисты разде­лились на два течения. Во главе первого встал Апеллес, проповедовавший в Египте в сопро­вождении некоей Филумены, выдававшейся за пророчицу. Приверженцы этого течения счи-


тали вечность творением бога, создавшего видимый мир по образцу невидимого, но не до­ведшего это творение до конца. Христос считался обладателем не только призрачного обли­ка, но и материального, состоявшего из тончайших воздушных элементов. Второе течение возглавил Тациан, проповедовавший маркионизм в неизменном виде, преимущественно в восточной части империи, где его последователи носили название энкратитов и гидропарас-татов.

До IV века маркионизм был распространен в Малой Азии, Сирии и Армении.

К V веку общины маркионтов распространились по всему пространству Римской импе­рии. Не встречая значительного сопротивления, они достигли в это время наибольшего рас­цвета. В этот период многие христиане отказывались признавать маркионитов христианами.

В VI и VII вв. маркионизм объединился с манихейством, дав основу для появления пав-ликанства.

Тяготение к мученичеству и аскетизму привело маркионизм к угасанию. Остатки мар­кионитов укрылись в Сирии.

Маркионизм считался одной из наиболее опасных для церкви ересей. Практически все отцы церкви так или иначе полемизировали с маркионистской доктриной.

Марьяновцы

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалисти­ческих учений.

Массилианство

См. Полупелагианство.

Массаловцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Мацуаизм

Синкретическая афрохристианская секта, отколовшаяся от кимбангизма. В отличие от ортодоксального кимбангизма, более ориентирована на традиционные верования. Наряду с Симоном Кимбангу обожествляется и основатель секты А.Матсву.


Мвунгизм

Синкретическая афрохристианская секта, отколовшаяся от кимбангизма. В отличие от ортодоксального кимбангизма, более ориентирована на традиционные верования.

Мелетианство

Церковный раскол а Александрийской церкви в IV в. Произошел по причине конфлик­та между епископом г.Ликополя Мелетием и епископом Александрийским Петром из-за ру­коположений, производимых Мелетием во время гонений в чужих епархиях.

Конфликт перерос в раскол после того, как мелетиане с возникновением арианского спора оказались на стороне Ария, бывшего до того сторонником мелетиан.

Интересной особенностью мелетиан было использование инструментальной музыки в богослужении, в то время как во всей христианской церкви до VIII в. богослужение было ис­ключительно вокальным.

На I Никейском Вселенском соборе мелетианство было определено как ересь.

Мелетианство

Церковный раскол в Антиохии в IV в. Произошел после того, как Мелетий, преемник Евстафия в Севастии, был избран арианами в епископы Антиохии. Партия строгих омиуси-ан, сторонников низложенного Евстафия, избрала другого епископа, Павлина.

Мелхиседеки

Одно из малочисленных беспоповских согласий старообрядчества.

Отличительной особенность мелхиседеков является обязательное совершение таинства евхаристии, без которого, как они считают, невозможно спасение. Оправдывая совершение таинства без участия священника, они берут в пример ветхозаветного царя Салимского Мел-хиседека, который, не будучи священником, приносил Богу в жертву хлеб и вино.

Таинство евхаристии совершается у мелхиседеков следующим образом: накануне перед иконами ставятся хлеб и вино. После вечерних и утренних молитв причастие считается гото­вым, и далее обряд проходит по классическому старообрядческому канону.

На конец XX в. численность мелхиседеков незначительно, проживают они в основном на территории Башкирии.


Менандриане

Секта, основанная самарянским лжемессией Менандром. Не признавала христианство и была конкурентной ему.

Меннонизм

Одна из старейших протестантских церквей. Движение начало формироваться как ре­лигиозное течение в 30-х годах XVI века в Нидерландах под влиянием умеренных анабапти­стов, которые активизировались после разгрома Мюнстерской коммуны. Движение возгла­вил католический священник Симонс Менно, по имени которого оно и было названо.

Меннониты рассматривают свои общины как общины святых. К основным канонам меннонитского вероучения, которое было окончательно утверждено на Дартской конферен­ции в 1632 году, относятся, кроме общепротестантских принципов спасения и всеобщего священства, покаяние в грехах, сознательное крещение по вере, хлебопреломление, омове­ние ног, церковное отлучение, отказ от воинской службы.

Меннонитское вероучение поставило его последователей в ситуацию самоизоляции от общества и государства.

Усиление репрессий против еретических движений в 40-50 годах XVI века заставило многих меннонитов эмигрировать, в основном в Польшу. С 1789 года по указу Екатерины II от 7 сентября 1787 года о привилегиях и льготах меннониты начали переселяться из Польши в Россию. Первоначально они обосновались на правом берегу Днепра в районе о.Хортица. После второго раздела Польши в 1793 году поток переселенцев в Россию еще более усилил­ся. Меннонитам были отведены обширные земли в Таврической губернии около реки Мо­лочные воды.

Меннониты практически не ассимилировали ни в России, ни в других странах. Это свя­зано с тем, что браки между меннонитами заключались только внутри своей конфессиональ­ной общности. Это привело к образованию единой этноконфессиональной общности.

В 1845 г. лютеранский пастор Эдуард Вюст основал в немецкой колонии на Украине новое течение в меннонитстве - Вюстовское братство. Вюстизм, сам по себе являющийся не­значительным течением, оказал сильное влияние на формирование гюпферства, возникшего в 1855 г. близ Мариуполя.

В 1851 году меннониты сформировали церковный конвент. В 1855 г. в меннонизме воз­никло движение "Иерусалимские друзья", выступившее за децентрализацию церковного кон­вента.


В 1860 году из меннонитских общин выделилась группировка, которую стали называть братскими меннонитами. Оставшаяся (основная) часть меннонитов, которая поддерживала церковный конвент, называется церковными меннонитами.

В 1882 г. от меннонитов отделилась группа, назвавшаяся апостольскими христианами.

В 1898 году в США была образована Генеральная конференция, собирающаяся раз в два года, решения которой не обязательны для меннонитских конгрегаций.

Привилегии и льготы, а также разумная внутренняя экономика, позволили меннонитам к началу XX века сосредоточить в своих руках огромные капиталы и увеличить собственное землевладение. К 1916 году в собственности меннонитских общин России находилось свыше миллиона десятин земли.

После Октябрьской революции в России и особенно в ходе коллективизации часть мен­нонитов эмигрировало. Оставшаяся часть меннонитов подверглась сильному социальному воздействию, в результате чего была разрушена традиция заключения одноэтнических брач­ных союзов, система самоуправления, судопроизводства, социального обеспечения. В след­ствие этих преобразований меннонитская социальная общность была разрушена.

Мессалианство

См. Евхиты.

Мессианские афрохристианские секты

Группа афрохристианских сект. Представлена сектами, в которых особое, часто обоже­ствленное, положение занимают основатели движения и (или) их преемники.

Как правило, в мессианских сектах существенно искажены основные догматы и поло­жения христианства.

Мессианские афрохристианские секты распространены преимущественно в централь­ной и западной Африке. Число приверженцев мессианских сект на конец XX в. - около 10 миллионов человек.

Местные африканские церкви

См. Афрохристианство.

Миализм

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в странах Карибского бассей­на, в основном на Ямайке.


Милютина вера

Русская секта скопческого происхождения. Основана в 90-х годах XVIII в. в г.Алатырь купцами братьями Малютиными, изначально приверженцами ортодоксального скопчества.

В начале XIX в. секта отказалась признавать высшую власть Кондратия Селиванова и существенно изменила свое вероучение. Собственным "живым богом" сектанты считали де­вицу из семьи Милютиных, называемую "Богородица Животная Книга". Милютинцы прак­тически отказались от оскопления, которое осуществлялось крайне редко и только глубоки­ми стариками.

В 1806 г. общины милютинцев были обнаружена полицией в нескольких селах Алатыр-ского уезда, но ввиду отсутствия очевидно "вредоносных" действий преследованию не под­верглись.

К середине 60-х годов XIX в. общины милютинцев распространились по всему Самар­скому уезду, насчитывая более 100 исповедников. В 1868 г. деятельность сектантов еще бо­лее оживилась после прибытия сосланного в с.Дубовый Умет известного христововера Петра Иванова по прозвищу Петруша Патюр. Под влиянием Иванова "Милютина вера" преобразво-алась в самостоятельную секту "Духовные христиане Дубово-Уметской веры".

Миссия ассамблей Бога

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Того.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам пятидесятническо-го происхождения.

Михайловцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Младо-штундизм (Духовная штунда)

Ветвь штундизма. Не имеет строгих правил в отношении культа, в частности христи­анских таинств. Находится в тесной связи с евангельскими христианами.

Мнимо окружники

Часть приверженцев Русской православной старообрядческой церкви, формально при­нявшая "Окружное послание" 1862 г., но в повседневной деятельности не признававшая его. Течение мнимоокружников являлось самым многочисленным в РПСЦ.


В 1906 г. на мирном соборе произошло формальное примирение мнимоокружников с другими направлениями РПСЦ.

Модализм (Патрипассианство)

Раннехристианская христологическая ересь III в., одна из ветвей монархианства. Мода-листы придержиались монархианской идеи о единоначалии бога-отца в Троице. При этом подразумевалось, что трех самостоятельных реальностей в Троице не существует, а Отец, Сын и Святой дух являются "модусами", формами-проявлениями единого бога. Таким об­разом, Христос являлся самим богом-отцом, принявшим плоть ради спасения рода человече­ского.

В Ветхом завете бог проявлялся в виде Бога-отца, в Новом завете - в виде Бога-сына, в благодатном освящении и возрождении людей - в виде Святого духа.

Модализм, существовавший преимущественно как богословская теория, дал толчок мощной ереси савеллианства, основанной выдающимся представителем модализма, птолема-идским пресвитером Савеллием.

Модализм был осужден в 261 году на Александрийском соборе.

Молокане (Веденцы, Воистину духовные христиане, Сионцы)

Движение в духовном христианстве, которое оформилось под влиянием духоборчества в 60-е годы XVIII века и интенсивно распространялось в начале XIX века. Основателем моло­канства считается бродячий портной Семен Уклеин.

В отличие от духоборцев, молокане признают Библию, которая ассоциируется у них с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объ­ясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: "как новорожденные мла­денцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2:2).

Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-сын и Святой дух, хотя и единосущ­ны Богу-отцу, но не равны ему в божественности. Святые и иконы отвергаются. Молокане полагают, что одаренные Святым духом люди общаются непосредственно с богом. Пост соблюдается только в дни страданий Христа. Молокане отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.

Молокане отвергают некоторые церковные таинства, а остальные упрощают. Богослу­жение у молокан состоит в чтении Библии и пении псалмов и осуществляется в домах членов


общины. Богослужения совершаются в больших комнатах, по образу "Сионской горницы", называемых молоканами "горгнцами"; посередине комнаты ставится стол, по местам - лавки, на которых справа садятся мужчины, слева - женщины. У молокан установлен определенный порядок в совершении молений общих и частных (на обряды брака, рождения, кончины). Молокане не допускают прямого разрыва с господствующей церковью и государством.

Согласно учению молокан, они должны избегать исполнять законы, противоречащие Священному Писанию (военная служба, присяга и т.д.).

Учение изложено в книге "Догматы молокан", где большое место уделяется предсказа­ниям скорого второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства божьего.

Молоканские общины управляются выборными руководителями. Духовенство отсут­ствует.

С течением времени учение молокан утратило рационалистический характер, допустив учения мистические. В 30-х годах XIX в. среди молокан появилось заимствованное из книги Юнга Штиллинга "Победная песнь" учение о скором наступлении тысячелетнего царства Христова, и пророческие предсказания о пришествии Илии и Еноха. В 1833 г. мелитополь­ский молоканин Терентий Беловзоров объявил себя Илией, однако был разоблачен молока­нами и сдан полиции.

В 1836 году в среде молокан появился лжехристос Лукиан Петров (позднее основавший секту прыгунов), призывавший молокан идти в обетованную землю на Кавказ.

Вскоре после образования молоканство разделилось на многочисленные направления. Учение уклеинского толка считается в среде молокан ортодоксальным. Некоторые общины -прыгуны, постоянные, общие, постники, субботники, евангелистические христиане - сохра­нились до настоящего времени.

В конце 40-х годов XIX в. из среды молокан выделились водные молокане, признавав­шее причастие и водное крещение.

В 80-е годы XIX в. в Таврической губернии в среде молокан донского толка под влия­нием идей штундизма образовалась секта штундо-молокан (новомолокан), практически пол­ностью принявших штундизм, за исключением крещения младенцев.

В июне 1991 года в Москве был провозглашен "Союз общин духовных христиан-моло­кан".

Печатный орган - журнал "Духовный христианин".


Общая численность молокан на конец XX в. - около 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру.

Молокане донского толка

См. Евангелистические христиане.

Молокане-максимисты

См. Прыгуны.

Молокане-постники (Молокане-пресники)

Молоканская секта, придерживающаяся ряда пищевых ограничений, в частности, на лук, чеснок, кислое.

Молокане-пресвитериане

См. Штундо-молокане.

Молокане-пресники

См. Молокане-постники.

Молокане-субботники

Молоканская секта, сохранившая часть иудаистских догматов. Субботники признают превосходство иудаизма над христианством. Христос считается простым пророком, находя­щимся ниже Моисея.

Субботники празднуют субботу, соблюдают ветхозаветные пищевые запреты. Называ­ют детей преимущественно библейскими именами.

Молокане-субботники очень близки к жидовствующим-субботникам и в ряде областей России сливаются с ними.

Монархианство

Христологическое еретическое учение о единоначалии бога-отца в Троице. Монархиа-нами подразумевалось, что трех самостоятельных реальностей в Троице просто не существу­ет, а Бог-сын и Святой дух являются просто божественными составляющими.

Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства.


Первым проповедником монархианства стал Феодот, позднее осужденный папой Вик­тором I.

Монархиане расходились во взгляде на лица в боге или как на силы, или как на формы. Из-за этого расхождения монархиане распались на два течения - модалистов и динамистов.

Наиболее полное изложение монархианства находится у Праксея, жившего в конце II века. Он утверждал, что Отец, Сын и Святой дух - одно лицо, различно обозначаемое соот­ветственно отношению его к миру.

Монастырцы

См. Поморское согласие.

Монинское согласие (Новоморское согласие, Новопоморское согласие)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Генетически основано на рас­пространившемся по всему Поморью движении новоженов. Основатель - московский купец Василий Емельянов, принадлежавший раньше к феодосеевцам. Название свое согласие полу­чило от имени родственника Емельянова - Монина, на имя которого была куплена земля и дом под молельню.

Монинцы находились наиболее близко к православию. Они признавали брак и устано­вили, что "подобает молиться за предержащия власти".

Монинцами разработана собственная церемония бракосочетания, которая фактически сводилась к молебну Спасителю и Богородице.

Особого процветания община достигла при настоятеле Гавриле Илларионовиче Скач-кове. При нем была заведена "брачная книга", куда заносились браки раскольников, соверша­емые по установленной Скачковым форме. Браки, заключенные монинцами, признавались правительством законными.

При преемнике Скачкова Андрееве община стала распадаться. В 1827 году правитель­ством, ввиду обнаруженного отступления монинцев от прежнего учения, выразившегося в отмене молитвы за царя и отрицании совершенных православной церковью браков, была за­крыта молельня и община распалась.

Монофизитство

Христианское учение, возникшее в Византии в V веке как реакция на несторианство. Является христологической ересью. Основано константинопольским архимандритом Евти-хием и поддержано александрийским патpиapxoм Диоскором. Основанием для зарождения


монофизитства послужило неоcторожное выражение, высказанное св. Кириллом Алексан­дрийским в споре с Несторием: "единая природа Бога-Слова, воплощенная", после смерти Кирилла в 444 г. подхваченное и развитое его фанатичными последователями сначала в Египте, а затем в Константинополе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: