ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 10 глава




Монофизиты утверждают, что в Христе соединяются две природы как поглощение че­ловеческого начала божественным, при этом человеческая природа лишь мысленно может отличаться от божественной.

В 449 году на "разбойничем" соборе в Эфесе александрийский патриарх Диоскор при поддержке императора Феодосия II принудил христианскую церковь признать монофизит-ство. Папский легат Иларий заявил протест и бежал в Рим, где папа Лев I объявил Диоскора отлученным от церкви.

Со смертью императора Феодосия II в 450 г. императрица Пульхерия и ее соправитель Маркиан выступили против монофизитства. Сторонник Диоскора Анатолий отрекся от мо­нофизитства.

В 451 г. учение монофизитов было осуждено IV Халкидонским вселенским собором. Решения собора не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палести­не, где впоследствии развились самостоятельные монофизитские церкви: Армянская церковь, Коптская церковь, Сиро-Яковитская церковь, Эфиопская церковь.

Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине восстание против решений Халкидонского собора. Иерусалим был взят и разграблен мятеж­никами. После восстановленяи порядка Феодосий бежал на Синай, где также поднял восста­ние. Под впечатлением этих событий папа Лев I сделал запрос ко всем епископам империи о возможности соглашения с монофизитами.

Несмотря на отказ большинства епископов, в течение нескольких десятков лет прави­тельство меняло политику в зависимости от усиления или ослабления движения монофизи­тов. Из чисто религиозной проблемы монофизитство выросло в символ политического сепа­ратизма. В конечном итоге в 519 г. император Юстин I завершил многолетние переговоры с папой Гормиздом, монофизитские иерархи были низложены и бежали в Египет.

В дальнейшем монофизитство, не прекратившее христологические споры, разделилось на несколько сект, возглавляемых монофизитскими епископами и патриархами: севериане (последователи антиохийского патриарха Севера), автортодокеты или юлианисты (последо­ватели галикарнасского епископа Юлиана), впоследствии распавшиеся на актиститов, при­знававших тело Христа несотворенным, и ктисголартов (ктиститов), признававших тело


Христа сотворенным, тобиты (последователи Стефана Ниобея), тетрафеиты (последователи александрийского партиарха Дамиана), агноиты (последователи александрийского диакона Фемистия), акефалиты.

Монтане

См. Христововеры.

Монтанизм (Катафриги, Пепузиты)

Раннехристианская ересь, возникшая в середине II века н.э. во Фригии. Названа по име­ни Монтана, бывшего жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя "параклетом" (утешителем), с приходом которого царство Духа сменяет царство Отца и Сына. Секта располагалась в малоазийском городе Пепузе, откуда и произошло ее второе на­звание.

Монтанисты проповедовали аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Они отвергали авторитет епископов и рассматривали обычные христианские общины как собрания "душевных" людей (психиков) и считая людьми "духовными" (пневматиками) только приверженцев своей секты.

Монтанисты буквально восприняли идею о воскресении, утверждая, что не только душа, но и тело будет воскрешено во время Страшного суда. Эта идея способствовала широ­чайшему распространению монтанизма среди низших слоев населения.

Монтанисты в III веке сохранили влияние в Африке, где их крупным представителем был Тертуллиан. Отдельные монтанистские общины существовали до VIII века.

Моравские братья (Jednota Bratska, Богемские братья, Братская община, Чешские братья)

Первоначально христианская ересь, возникшая в середине XV века на территории современной Чехии, после поражения гуситского движения. Первая община моравских бра­тьев была основана в 1457 году и в течение более ста лет подвергалась преследованиям. В 1574 году моравские братья были официально признаны.

В основу идеологии моравских братьев легли работы Петра Хельчицкого.

Моравские братья явились фактически предшественниками протестантизма, не призна­вая сословности, авторитета папы римского, католической обрядности. Основным пунктом учения моравских братьев явилось отрицание любого насилия.


После поражения Чешского восстания 1618 - 1620 годов движение моравских братьев переместилось в Саксонию, где ими был основан город Гернгут (Град Господен).

Движение моравских братьев на территории Чехии и Моравии возродилось в 1791 году, после декрета императора Иосифа II о веротерпимости.

Моравские братья оказали большое влияние на чешскую культуру. Сделанный ими перевод Библии на чешский язык (Кралицкая Библия) был канонизирован и лег в основу чешского литературного языка.

Современные моравские братья являются протестантским течением. Находятся пре­имущественно на территории современной Чехии. Иногда моравскими братьями называют гернгутеров.

Мормоны духовно-христианского направления (Русские мормоны)

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в.

Вероучение секты глубоко рационалистично и не допускает сверхъестественных явле­ний на земле.

Как и некоторые американские мормоны, русские мормоны допускают многоженство.

Мпандизм (Движение хаки)

Синкретическая афрохристианская секта, отколовшаяся от кимбангизма. Крайне ради­кальная секта, требующая полного изгнания всех белых.

My низ м

См. Церковь Объединения.

Назаретская баптистская церковь (Назаретская церковь)

Афрохристианская синкретическая пятидесятническая секта. Основана в 1906 г. (по другим данным - в 1910 г.) в ЮАР Исайей Шембе.

Вероучение секты основано на Библии и сочинениях Шембе. Положения секты содер­жат элементы пятидесятничества и местных традиционных верований. Основной фигурой в секте считается Исайя Шембе, провозгласивший себя мессией. Главные христианские догма­ты искажены, отвергается почитание креста, икон и святых, допускается полигамия.

Культовая практика состоит из молитвенных собраний, на которых исполняются песни и гимны (сочинения Шембе). Кульминацией молитвенного собрания является схождение Святого духа на одного их молящихся, выражающегося в судорогах и глоссолалии.


Секта пропагандирует строительство священных поселений, главное из них называется Экупхакамени.

Численность последователей секты на конец XX века составляет 430 тысяч человек, преимущественно представителей южноафриканского народа зулу.

Назаретская церковь

См. Назаретская баптистская церковь.

Назаряне

Христианская секта, возникшая в 20-х годах XIX века в Венгрии. Позднее распростра­нилась на восток - на территорию Чехии, Словакии, юг России и Закавказье.

Назаряне выступали против духовенства, церковной иерархии, культа святых. Часть на­зарян отвергало светскую власть и воинскую повинность.

В начале XX века назаряне слились в России с молоканами, а на западе - с баптистами.

Назореи

См. Мандеизм.

Наука Священного Коммунизма

Христововерческая секта, отколовшаяся в 1946 г. от секты "Духовные христиане Дубо-во-Уметской веры". Основатель секты - Александр Стрельников.

Сектанты обожествляют Ленина, называя его "дух-Царь", и пытаются обосновать ком­мунизм с точки зрения христововерия.

В конце 80-х годов XX в. секта перешла на легальное положение, после чего число ее приверженцев резко сократилось. К концу XX в. секта фактически слилась с общинами "Ду­ховных христиан Дубово-Уметской веры".

Национальное товарищество братских церквей

Одно из течений, на которые разделилась секта данкеров.

Небрачные поморцы

Одна из сект поморского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Не при­знают браки.


Независимая община

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в республике Чад. Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам лютеранского происхождения.

Некрасовцы

Старообрядческое течение поповского направления. Представляет собой замкнутую этно-конфессиональную общность, сформированную казаками во главе с атаманом Ингатием Некрасом, бежавшими после поражения крестьянского восстания К.Булавина 1707-1709 гг. сначала на Кубань, а затем в Турцию.

Турецкое правительство предоставило некрасовцам широкие права, освобождение от налогов и повинностей, но с обязательством воевать на стороне Турции. С 1775 г. начались столкновения нерасовцев с запорожцами. В 1864 г. некрасовцам удалось освободиться от воинской повинности, за что они лишились своих исключительных прав.

Некрасовцы приняли Белокриницкую иерархию и вошли в ее состав в виде двух епар­хий.

За 200 лет существования некрасовцы сохранили без изменений язык, обычаи, обряды и вероучение. После Октярьского переворота в России 1917 г. одна группа некрасовцев пере­селилась на Кавказ, другая в 1962 г. - в Ставропольский край.

Некрещеные старообрядцы

См. Строгие нетовцы.

Немоляки

Одна из групп спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества.

Течение основано в 1837 г. казаком Гавриилом Зиминым, жителем Федосеевской ста­ницы. Появилось в Одессе в 1845 г. Впоследствии распространилось в Земле Войска Донско­го, Вятской, Тверской, Нижегородской и Пермской губерниях и в Сибири.

В основе мировоззрения - положение о "временах века", которых насчитывается четыре. От сотворения мира до Моисея - весна (век праотцов), от Моисея до Рождества Хри­стова - лето (век отцов), от Рождества Христова до 1666 г. - осень (век сынов), от 1666 г. -зима (век Святого духа). Считается, что с момента окончания 7-й тысячи лет от сотворения


мира духовные власти и церковные богослужения утратили силу и значение таниства. Все церкви и храмы после наступления 7-й тысячи лет превратились в простые дома.

Немоляки являются оппозиционными к традиционному старообрядчеству, отвергая традицонную привязанность старообрядцев к букве закона. Отказались от использования икон и креста. Не совершают молений наружно, не признают никаких чиноположений и обрядов, отвергают посты, праздники, священство, церковный брак, крещение, отрицают войну. Брак совершается без чиноположения и молитв, только с обоюдного согласия жениха, невесты и родителей. Умершие хоронятся без пений, молитв и поминок.

Моления должны являться молитвами "от духа ума", безмолвными, без поклонов.

Все исправления в церковных книгах, сделанные патриархом Никоном, немоляки счи­тают "повреждением истины". Все священные писания понимаются только в духовном смыс­ле. Кроме Евангелий, признаются только "Альфа и Омега".

Неповиновение правительству не является обязательным и не пропагандируется, а объ­ясняется лишь необходимостью, т.к. власть, не имеющая представления о "временах века", не может быть правильной. Все, непринадлежащие к секте, воспринимаются спокойно, но считаются погибшими.

Немоляки управляются избираемыми духовными руководителями, которыми призна­ются те, кто тексты Священного писания объясняет духовно.

Неокружники

См. Противоокружники.

Неотолстовство

Синкретическая секта, возникшая в конце XX в. в России. Формально основывается на основных идеях толстовства, но существенно отличается от него как в вероучении, так и в культовой практике. Как и толстовство, неотолстовство основывается на христианском веро­учении, отвергая в то же время основные христианские догматы и принимая элементы дру­гих религий, преимущественно буддизма и индуизма.

Неплательщики

Секта в беспоповском течении старообрядчества. Генетически связана с бегунами. За­родилась в Красноуфимском уезде, Пермской губернии, в конце XIX столетия, и первона­чально распространялась преимущественно на уральских заводах.


Неплательщики являются анархическим социально-религиозным течением в ста­рообрядчестве. Они отрицают установленныя власти, отказываются от уплаты податей и ис­полнения государственных обязанностей, особенно от воинской повинности. Всяческая обрядность отрицается. В качестве единой и безусловной власти, как светской, так и духов­ной, признается только Бог. Неплательщики отвергают почитание святых, богослужение, та­инства, не совершают крестного знамения, не носят креста. не признают постов. Богослуже­ния домашние, на них читаются Евангелие, Ветхий завет, творения Кирилла Иерусалимска-го, Ефрема Сирина и др.

Деятельность неплательщиков вызвала строгие меры воздействия со стороны как свет­ских, так и духовных властей. Однако все притеснения воспринимались неплательщиками как испытание, посылаемое свыше, поэтому все репрессии оказались безрезультатными.

Несторианство

Христологическая раннехристианская ересь. Названа по имени константинопольского патриарха Нестория, выдвинувшего тезис о том, что деву Марию следует называть не Бого­родицей, а Христородицей, так как она родила не бога, а человека Христа, к которому боже­ство присоединилось впоследствии и обитало в нем как в храме.

Несторианство было определено как ересь по инициативе св.Кирилла Александрийско­го и осуждено на III Вселенском соборе. Однако определение против Нестория было вы­двинуто поспешно и слабо аргументировано, что вызвало недовольство и раскол.

Спасаясь от преследования ортодоксальной церкви, несторианцы эмигрировали в Пер­сию и на соборе 499 года объявили об отделении от Константинопольской церкви, образовав собственный патриархат с резиденцией в г.Селевкия-Ктесифон (Багдад). Эта часть несториан называлась (по своему богослужебному языку) халдейскими христианами.

Из Персии часть несториан переселилась в Индию, где по имени своего первого учите­ля стала называться христианами-фомитами.

Несторианство существует до настоящего времени и формально относится к Древне­восточным церквам.

Нетленнопризрачники

См. Автортодокеты.

Нетовщина

См. Спасово согласие.


Нечадородные филипповцы

Одно из согласий филипповского толка в беспоповском направлении старообрядчества.

Никито-Татариновская секта

См. Духовный союз.

Николаевцы

Одна из групп Истинно православных христиан. Сформировалась в начале 20-х годов XX в. По вероучению и культу близки к федоровцам.

Николаевцы считают, что второе пришествие Христа уже произошло в образе импера­тора Николая II. Для николаевцев характерно своеобразное понимание Троицы: они считают, что во время второго пришествия Бог находился на земле среди Истинно православных хри­стиан, на небе же осталься лишь Святой дух.

Революцию, советский строй и последующие репрессии николаевцы воспринимали как Страшный суд и расплату грешников за свои грехи.

На конец XX в. малочисленные группы николаевцев имеются в центральных областях России, по происхождению преимущественно русские.

Николаиты

Раннехристианская ересь, исповедующая гностическую идеологию. Получила название и начало от Николая, пришельца антиохийского, диакона иерусалимской церкви, одного из семи диаконов, о которых говорится в Деяниях апостолов.

Секта возникла как результат противодействия иудейскому влиянию. Приверженцы секты отрицали, в частности, ограничения апостольского собора относительно пищи, обще­ния жен и прелюбодеяния. Как и докеты, николаиты рассматривали материю как зло, поэто­му развивали практическое учение о необходимости умерщвления плоти и возвышения сво­боды духа.

Считается, что секта николаитов дала импульс к образованию остальных гностических сект.

Николаиты чешские

Секта в Чехии, основана крестьянином Николаем из местечка Власеник около 1417 г. В основе вероучения секты - положение об утрате церковью своего божественного содержания. Приверженцы секты считали, что кроме Священного писания допускается другое божествен-


ное откровение, получаемое непосредственно избранными. В 1676 г. сектой было издано "Исповедание веры" в собственной интерпретации. Секта существовала до конца XVII в.

Новатианство (Новацианство)

Раннехристианская еретическая секта. Зародилась в гонения Домициана в 250 г. внутри христианской церкви под влиянием римского священника Новатиана. При императоре Де-ции новатиане откололись от церкви.

В основе вероучения секты - идея о том, что церковь не может дать прощение предате­лям христианской веры, которые под страхом гонений принесли жертвы языческим богам. Новатиане практиковали публичное покаяние, которое в конце III в. было осуждено офици­альной церковью и заменено на тайное.

К новатианам были близки донатисты, подхватившие идею "чистоты церкви".

Новатиане были распространены в Карфагене, Александрии, Сирии, Малой Азии, Гал­лии, Испании.

В VIII в. секта исчезла. В период Реформации идеи новатиан использовались против папства в борьбе с индульгенциями и поборами.

Новаццанство

См. Новатианство.

Новая Церковь

См. Сведенборгианство.

Новгородско-московская ересь

Религиозное реформационное движение в среде городского населения, духовенства и крестьянства в московских, тверских, ростовских и новгородских землях в конце XV - нача­ле XVI вв. Основано на идеях стригольничества.

Как и стригольничество, Новгородско-московская ересь отрицала господствующую церковь и рассматривала христианское вероучение с точки зрения здравого смысла. Отверга­лось почитание икон, церковные ритуалы. Проповедовалось "учение книжное" для любого верующего, а не только для духовенства, "самовластие души и ума в ограде веры", т.е. способность личности самостоятельно принимать решения в области религии и мировоззре­ния. Критически рассматривался догмат о воскрешении мертвых.

Новгородско-московская ересь выдвинула тезис о равенстве всех народов и религий.


Духовный и политический центр ереси находился в Москве. Видные деятели ереси - ве­ликокняжеские дьяки Федор и Иван Курицыны и писец Иван Черный - находились под по­кровительством Ивана III и митрополита Зосимы. Позднее к ним присоединились новго­родские священники Алексей и Денис, которым были вверены московские Архангельский и Успенский соборы. К 1490 г., когда против еретиков (а, соответственно, и против прибли­женных Ивана III) выступили влиятельные церковные иерархи во главе с игуменом Иосифом Саниным, религиозная ересь превратилась в политический раскол между великим князем и церковью.

Раскол закончился компромиссом: Иван III отказался от поддержки еретиков, церковь полностью признала полномочия светской власти. В 1504 г. состоялся церковный собор, осу­дивший ересь и приговоривший ее руководителей к расправе. Лидеры Новгородско-мо-сковской ереси были казнены, остальные руководители пожизненно заточены в монастырях.

Новожены

Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Сформировалась в конце XVII в.

Главная особенность новоженов - признание церковных браков.

Видными деятелями движения были проповедники Антон Кауров и Семен Артемьев.

С течением времени новоженство полностью отделилось от федосеевского согласия, распространилось по всему Поморью и стало называться Новопоморским, или Монинским согласием.

Новозыбковцы

См. Русская древлеправославная церковь.

Новокадильники

См. Дьяконово согласие.

Новомолокане

См. Штундо-молокане.

Новоморское согласие

См. Монинское согласие.


Новопоморское согласие

См. Монинское согласие.

Новоспасовцы (Отрицанцы, Поющая нетовщина)

Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества.

У новоспасовцев существуют наставники, называемые в народе "попами". Новоспасов­цы совершают обряды крещения и брака и проводят богослужения с пением. Исповедуются старейшинам.

Новохлысты

Секта, выделившаяся из христововерия в конце 80-х годах XIX в. Впервые появилась в Кубанской области.

Первым лидером и, очевидно, основателем секты был Евдоким Козин, решивший ре­формировать христововерческую идею и создать новую философскую систему, основанную на метемпсихической теории Платона. Вероучение новохлыстов опирается на человеческий разум и непосредственное откровение Божества. Священное писание и Священное предание отвергаются.

Новохлысты проповедуют пантеизм, называя его силой, внутренне пребывающей в каждой частице мира, от которой зависит существование жизни. Сущности бога, соединен­ного с миром и вне мира, не существует. Бог находится в каждом живом существе (то есть существе, обладающем от природы способностью дышать), но осознает себя как силу только в человеке.

До сотворения мира бог пребывал в виде безликой, аморфной силы, воодушевлявшей хаотическую массу. В момент творения мира напряжение божественной воли сформировало лицо бога, "подобно бабочке из личинки". Воплотившийся дух своим словом создал види­мый мир. Троица, согласно учению новохлыстов, представляет собой дух, плоть и слово, откуда следует, что бог наделен плотью и антропоморфичен, но имеет большее, чем человек, могущество.

Адам, согласно теории новохлыстов, не является первым человеком. До Адама суще­ствовало много поколений людей, имевших затемненный (животный) разум. Адам же, созда-ный по облику и подобию бога, познал свою связь с богом и просветлил свой разум. От Ада­ма пошел род благочестивых людей, воплотившихся в результате в новохлыстов.


Новохлысты отрицают учение о первородном грехе, т.к. дети согрешивших предков по­лучили возможность соединения с Святым духом через просвещение словом.

Общехристианское учение о бесплотных духах новохлысты толкуют чисто физически, доказывая, что духи, лишенные плоти, должны сливаться воедино по общему физическому закону соединения частиц жидкостей и газов.

Новохлысты делят всех людей по тому, какие ангелы в них живут: видимые (собствен­но новохлысты), невидимые (люди, не принадлежащие к секте) и злые (новохлысты, не осу­ществляющие на практике учение секты).

Новохлысты отрицают теорию о перевоплощении Христа. Они считают, что Христос никогда не творил чудес, а носил в себе Святой дух только потому, что был новохлыстом. Сектанты не отрицают факт распятия Христа и даже толкуют имя "Христос" как "распятый". Воскресение Христа признается, но не телесное, а духовное, в душах его последователей. Считается, что во второе же пришествие Христа все люди, не принадлежащие к секте, долж­ны погибгуть, сожженные своей совестью.

Новохлысты приняли теорию своеобразной реинкарнации. После смерти каждого при­верженца секты его душа переселяется в другого сектанта, поэтому каждый новохлыст дол­жен при своей жизни просветить и привлечь в секту другого человека, подготовив тем самым место для своей души. Души же особо богоугодных сектантов после смерти попадают сразу на небо и сверкают в виде звезд.

Новохлысты проводят связь между душами животных и людей, реализуя упрощенную теорию кармы, основным критерием которой принят уровень разумности. Они считают, что чем разумнее живтоное, тем на более высокой ступени стоит его душа, которая после смерти тела переходит в более совершенное состояние, имея в конечном итоге возможность вопло­титься в человека. Душа обычного человека также переходит из тела в тело, пока не попадет в тело новохлыста. Из этой теории новохлысты выводят отрицание конца света, которого, при постоянном круговороте душ, быть не может.

Новохлысты соблюдают строгое вегетарианство, особо возражая против употребления яиц, т.к. в них зарождается будущая жизнь. Нравственное учение новохлыстов заключается в нескольких заповедях: не убивай делом и словом, не кради, не суди, не завидуй, оказывай по­мощь каждому, трудись и не гордись, просвещай других словом.

Новохристианский союз

Христововерческая секта. В 1940 г. отделилась от секты "Новый Израиль".


Приверженцы секты проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, их числен­ность на конец XX в. - около 1 тысячи человек.

Новые тамплиеры

Католическая секта. Изначально возникла как монашеский орден из попыток иезуитов обратить в свою пользу масонство во Франции.

В XVIII в. орден разорвал связь с иезуитами. В 1815 г. иезуиты формально упразднили орден, однако в 1930 г. новые тамплиеры появились вновь.

В основе вероучения секты - идея об единой откровенной религии, идущей от египет­ских и элинских мистерий к Моисею, Христу, апостолу Иоанну путем тайного предания. Троица трактуется рационалистически, как бытие, деятельность и предание.

Ветхий и Новый заветы признаются, но особо почитается апокрифическое Евангелие от Иоанна.

Новые тамплиеры открыто выступали против католической церкви, утверждая своей целью ее ниспровержение.

Новый Израиль (Лубковцы)

Одна из сект, отделившихся в начале XX века от христововерческой секты "Старый Из­раиль". Основатель - крестьянин Мокшин, объявивший себя Христом.

Название секты происходит от того, что приверженцы секты считают себя "избранным народом божиим", каковым в Ветхом Завете были некогда израильтяне.

"Новый Израиль" представляет собой "окультуренное" христововерие с сильными эсха­тологическими представлениями. Имеет гораздо более слабыми ограничения на пищу, чем традиционное христововерие. Разрешен гражданский брак. Разделяя основной пункт учения христововерия о воплощении в людях божества, приверженцы "Нового Израиля" отрицают возможность одновременного существования двух и более живых богов.

"Новый Израиль" отвергает церковные таинства и обряды, посты, иконы, церковный брак и крестное знамение. В секте принята полная свобода половых отношений и право каж­дого по влечению "духа" избирать себе "духовницу". Кровное родство при этом не принима­ется в расчет. Используются собственные обряды, схожие с православными обрядами креще­ния младенцев и причащения.

Духовный лидер и руководитель "Нового Израиля" - крестьянин Воронежской губер­нии В.С.Лубков. Основываясь на положении секты о воплощении божества, Лубков объявил себя "живым богом", а всех остальных претендентов на эту роль - лжецами.


С 1905 г., после переезда Лубкова в Ростов-на-Дону, этот город стал центром деятель­ности секты. В течение последующих лет влияние секты распространилась на юг России, в смоленской губернии и в Сибири.

Вскоре после основания секты от нее отделился "Новый союз духовного Израиля".

Руководители "Нового Израиля" разделяли монархические взгляды, однако последова­тели секты подвергались репрессиям со стороны царского правительства и церкви. С 1911 по 1914 г. около 2 тысяч сектантов во главе с Лубковым эмигрировали в Уругвай. В начале 20-х годов XX века часть из них вернулось в Россию и поселилось на Северном Кавказе.

Около 1940 г. от Нового Израиля откололась секта "Новохристианский союз".

Новый союз духовного Израиля

Течение в христововерии, в начале XX века отделившееся от секты "Новый Израиль".

Номья Луо

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Кении.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам англиканского происхождения.

Общество Гармонии

См. Гармонисты.

Общество друзей

См. Квакеры.

Общество духовного просвещения

См. Семья Детей Бога.

Общество избранной братии

Православная секта. Основана в 1872 г. в Псковском уезде иеромонахом Серафимом и послушником Никифоровым.

Изначально в секту были привлечены молодые прихожане, преимущественно девушки. Иеромонах Серафим выдавал себя за проповедника, посланного богом в мир для проповеди о покаянии.


Сектанты предсказывали близкую кончину мира и необходимое вследствие этого отре­чение от всего мирского и соблюдение непрерывного строгого поста.

В культовой практике, наряду с традиционными православными обрядами, сектанты использовали некоторые языческие обряды.

Секта подверглась преследованию со стороны церкви и светских властей. Серафим был заключен в Соловецкий монастырь.

Общество независимых духоборцев

Одно из течений американо-канадских духоборцев. Образовалось в начале XX в. При­верженцы секты отказались от общинного образа жизни и не признали духовных руководи­телей духоборческого движения конца XIX - начала XX в.

Общие (Акинфьевцы)

Секта молоканского происхождения. Основана в 30-е годы XIX века крестьянином Ми­хаилом Поповым.

Вероучение секты основано на раннехристианских идеалах, идее обобществления средств производства, коммунистических принципах распределения благ. Внутри секты су­ществовала трудовая и духовная иерархия.

Всеми делами общины общих управляют 12 апостолов и казначей. Во главе двенадцати апостолов стоит "судья", в руках которого сосредоточен надзор за апостолами.

Общие отказались от свободного толкования Евангелия.

Общие подвергались серьезным преследованиям со стороны церкви и светских властей. Попов и все его окружение были сосланы в Ленкорань близ Баку, где развернули новую ком­муну и совместную школу. В конце 1854 г. по приговору суда Попов и его ближайшие сорат­ники были сосланы в Минусинский уезд Енисейской губернии, где была развернута новая коммуна. В 1867 г. Попову было разрешено вернуться в Ленкорань.

Уже с начала 40-х годов XIX в. в среде общих стали нарастать внутренние противоре­чия, вызванные тем, что верхушка секты начала присваивать результаты общественного тру­да и обогащаться за счет рядовых сектантов. В результате этих противоречий и непрекраща­ющихся преследований во второй половине XIX в. коммуны общих практически исчезли. Лишь незначительные представители этой секты дожили до нашего времени (данные на ко­нец XX в.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: