ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 7 глава




Основой вероучения секты является сочинение Ильина "Сионская весть", центральное место в котором занимает положение об Армагеддоне. Члены секты считают, что на Земле уже проложен путь Антихристу, так как в результате множества лжеучений христианство разорвано на 666 частей. Все люди, по утверждению Ильина, разделены Господом на стоя­щих одесную (справа) и ошуюю (слева) от него. Десные (праведники) при приближении цар­ства Христова окажутся вместе с еврейским народом на Сионской горе и их зачислят в свя­тые Иерусалима, который будет переименован в Герренбург. Ошуйцы же (сатанисты), к ко­торым причислялись католики, православные, иудаисты, мусульмане и буддисты, попадут в ад.

Ильинцы празднуют субботу, не едят свинину и выполняют ряд других иудейских предписаний. Отмечаются иудаистские праздники. Храмы отсутствуют. Моления соверша­ются по ночам и сопровождаются гимнами на мотивы народных песен. Православные обря­ды и таинства отвергаются. Членам секты запрещается исполнять государственные повинно­сти, в том числе и служить в армии.

Численность секты на конец XX века - несколько тысяч человек, проживают на Урале, Северном Кавказе, Украине и Казахстане.

Иерархиты

См. Статейники.

Иерусалимские друзья

Сектантское течение в меннонизме. "Иерусалимские друзья" отрицали божественность Христа, считая его идеальным человеком. Выступили против созданного в 1851 г. меннонит-ского церковного конвента, требуя его децентрализации. Придавали религии не духовное, а этическое и нравственное значение.

Избранные евангелического возрождения

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Уганде.


Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам англиканского происхождения.

Израильтяне

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в южной Африке. Генетически секта относится к ветхозаветным афрохристианским сектам.

Иконоборчество

Движение в духовном христианстве, отличающееся тем, что его приверженцы не при­знавали икон и другой православной символики. Сформировалось в начале XVIII в., однако существовало относительно недолго, ассимилировав с остальными течениями духовного христианства, в результате чего термин "иконоборцы" иногда распространяется на все духов­ное христианство в целом.

Иконоборчество (византийское)

Религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против культа икон, которые объявлялись идолами. Культ икон способствовал распростране­нию мистического религиозного положения о возможности обращения к божественному че­рез религиозные символы, о единстве двойственной природы Иисуса Христа. В 730 году им­ператор Лев III Исаврянин запретил культ икон, решив, что это вернет империи утраченные ей области, а евреи и мусульмане сблизятся с христианством. В 754 году культ икон был объ­явлен ересью.

Иконоборцы не отвергали изображения креста, но отрицали любые человеческие изоб­ражения как на иконах, так и на кресте.

Однако использование лозунгов иконоборчества в антифеодальных выступлениях при­вело к изменению восприятия культа икон церковью и государством. На VII (II Никейском) вселенском соборе культ икон был восстановлен, а в 843 году окончательно утвержден.

Идеи иконоборчества были использованы протестантами в период Реформации.

Имеро баптизм

Гностическая синкретическая иудеохристианская секта, не примкнувшая к ортодок­сальному христианству. Близка к мандеизму.

Вероучение секты основано на почитании Иоанна Крестителя, представления о кото­ром существенно отличается от христианских.


Культовая практика имеробаптистов отчасти напоминает христианскую. Характерной особенностью секты является ежедневно проводимый обряд крещения.

Имеславство

Сектантское течение в православии. Основано о.Антонием в 1910 г. в русских право­славных монастырях на Афоне под влиянием идей исихазма и христианского неоплатониз­ма.

В основе вероучения имеславцев - идея о том, что человек в силу своей греховности мо­жет славить не самого бога, а только его имя. Имеславцы требовали буквального поклонения всем составляющим христианского культа, как материальным, так и молитвам.

Российское правительство и синод объявили имеславцев бунтовщиками и еретиками. На Афон были посланы войска, многие монахи отлучены от церкви, остальные рассеяны по различным монастырям Российской империи.

В 1917 г. имеславцы активно выступили против патриаршей церкви и советского строя. Несмотря на многочисленные репрессии, секта продолжает свою деятельность до настояще­го времени, хотя число ее приверженцев весьма незначительно.

Индепенденты

Течение, возникшее в Англии в среде наиболее радикально настроенных пуритан. При­верженцы этого движения образовали партию, которая выражала интересы средней буржуа­зии и нового дворянства времен Английской революции XVII века. Находились у власти в период с 1649 по 1660 г. Из среды индепендентов вышли конгрегационалисты.

Индепенденты радикальные

См. Сикеры.

Иннокентьевны

Одна из христововерческих сект. Основана в 1908 г. иеромонахом Балтского монасты­ря Иннокентием, объявившим себя воплощением Святого духа.

В основе вероучения иннокентьевцев - идея о том, что весь смысл жизни состоит в под­готовке к Страшному суду. Единственный способ такой подготовки сектанты видят в ликви­дации всего имущества и бегстве от мира. Иннокентьевцы держат постоянный пост. Брак от­вергается в принципе.


Культовая практика секты состоит в постоянных радениях и чтении молитв. Радения происходят в своеобразных подпольных церквах. Иногда практикуется ритуальное само­убийство как высшая форма поклонения руководству, признаваемому святым.

Иннокентий почитается как святой. После его смерти среди сектантской верхушки на­чалась борьба за власть, в результате которой руководство перешло к братьям Ивану и Алек­сандру Кулякам.

Сектанты не признавали советскую власть и активно ей сопротивлялись. Большая часть секты постоянно находилась на подпольном положении и преследовалась властями.

На конец XX в. численность секты крайне незначительна. Ее представители встречают­ся преимущественно в Центрально-Черноземном районе России.

Инспирационисты

От латинского "inspiro", "inspiratio" - вдохновленные. Общее название ряда протестант­ских сект, члены которых считают себя вдохновленными Святым духом.

Эти секты впервые появились в 1700 г. в Германии, во главе с руководителями севен-ских комизардов. Когда последние были прогнаны из Германии, то некоторые переехали в Англию и Шотландию, распространяя там свое учение.

Инспирационисты считают откровения своих членов, совершаемые, якобы, по внуше­нию от Святого духа, равнозначащими Священному Писанию.

В XX в. последователи инспирационистов имеются в США.

Иоанниты

Релиозное течение, отколовшееся в 1883 г. от Русской православной церкви. Названо по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого иоанниты считали чудотворцем.

Существенных различий в вероучении и культе между иоаннитами и РПЦ нет. Для иоаннитов характерны выраженные эсхатологические мотивы.

Так как Иоанн предсказывал падение монархии и воцарение Антихриста, иоанниты не приняли Октябрьскую революцию и советскую власть и стали одной из ветвей катакомбной церкви.

В настоящее время число иоаннитов незначительно, они находятся преимущественно в центральных и южных областях России.

Иоанниты

См. Мандеизм.


Иоахимиты

Христианская ересь, исходящая из учения итальянского мыслителя Иоахима Флорско-го, изложенного как комментарий к Апокалипсису, и близкая к учению Франциска Ассизско­го.

В основе вероучения иоахимитов - пророчество о наступлении эры Святого духа, кото­рая должна была наступить после 1260 г. и продолжаться до конца мира. В это время на зем­ле должна восторжествовать любовь, богатство будет отвергнуто и люди будут жить в бедно­сти и евангельской чистоте. Бог станет доступен непосредственно людям, необходимость в Ветхом и Новом завете исчезнет, а новое Евангелие будет не буквенным, а духовным.

Приверженцы секты проповедовали строгую нищету и аскетизм.

После смерти Иоахима Флорского новизна его учения исчезла вследствие появления францисканской проповеди.

Ересь иоахимитов была осуждена на IV Латеранском соборе в 1215 г.

Учение иаохимитов было принято на вооружение францисканцами-спиритуалами. Идеи иоахимитов об обновлении мира и возрождении церкви Святым духом прослеживают­ся во многих мистических и еретических движениях ХШ - XIV вв.

Иосифляне

Течение в Истинно православной катакомбной церкви. Основано Иосифом Петроград­ским.

Относительно других ветвей катакомбной церкви иосифляне появились достаточно поздно. На их формирование оказали определенное влияние андреевцы и даниловцы. Иси-фляне стремились удержаться как можно дольше в рамках легальности, в связи с чем их при­верженцы были обязаны проходить обязательную регистрацию у инспекторов по делам культа, а общины - заключать договоры на пользование храмами. Очевидно, что именно иосифлянские общины имели в своем составе большое количество агентов ОГПУ и провока­торов. Тем не менее за счет открытости своей деятельности иосифляне быстро распространи­лись по всей России.

На "Кочующем" соборе произошел конфликт, вызваный общением иосифлян с сторон­никами митрополита Сергия.

К концу 1928 г. внутри иосифлян наметились идейные разногласия, связанные с лояль­ным отношением руководства к советской власти и желанием ряда приверженцев течения


уйти в подполье. Осенью 1929 г. в среде иосифлян произошел раскол на желающих уйти в подполье и сторонников подчинения властям.

Во время репрессий 1937-1938 гг. большая часть иосифлянских архиереев была расстреляна.

Большая часть иосифлян окончательно слились с андреевцами и даниловцами после 1945 г., лишь отдельные секты существовали в подполье до 90-х годов XX в.

Ирвингианство (Апостолы последних дней, Католическая апостольская церковь, Староапостольская церковь)

Мистическое сектантское течение в протестантизме, основано на идеях шотландского проповедника Эдуарда Ирвинга в 1826 г. Возникло в среде верующих, недовольных упро­щенным толкованием Евангелия. Одним из организаторов движения является банкир Генри Драммонд.

Вероучение ирвингиан основано на Апостольском, Афанасьевском и Никейском симво­лах веры. Предполагается скорый конец мира и наступление тысячелетнего царство Христа. Христианские таинства воспринимаются как знаки Божественной благодати, крещение - как возрождение человека к новой жизни. Ирвингиане считают себя своеобразным орденом вну­три вселенской церкви, созданным для преодоления распрей и расколов.

Ирвингиане стремятся в ожидании скорого прихода Христа возродить на земле ранне­христианскую церковь, для чего избираны двенадцать "живых апостолов", признаваемых приверженцами секты носителями истины в последней инстанции. Эти 12 апостолов должны вместе с настоящими учениками Христа занять 24 места вокруг Божьего престола. Апостолы не переизбираются, т.к. считается, что хотя бы один "живой апостол" должен дожить до вто­рого пришествия.

В культовой практике последователи течения придерживаются принципов тщательного воспроизведения формы и правил Апостольской Церкви, описанных в Новом Завете. Широ­ко применяется глоссолалия как свидетельство снисхождения Святого духа. При причаще­нии признается лишь духовное, а не физическое, присутствие тела и крови Христовой в эле­ментах причастия. Элементы причастия прстоянно хранятся в дарохранительнице. Покаяние является добровольным.

Чрезвычайно развит культ Богородицы.

Ирвингиане поддерживают торжественную обрядность, сочетающую католический, ан­гликанский и православный ритуалы. Священники носят особые облачения.


В первой половине XIX в. численность ирвингиан стремительно росла, их миссионеры действовали по всему миру. В 1863 г. от ирвингиан откололось реформаторское крыло, на­званное Новоапостольской церковью.

В конце 60-х годов XIX в. течение проникло в Россию, имело общины в Петербурге, Риге, Москве и Псковской губернии, но широкого распространения не получило. Во второй половине XIX в. популярность ирвингианства резко падает. После смерти в 1901 г. последне­го "апостола" численность ирвингиан начала неуклонно уменьшаться. В XX в. и до настоя­щего времени общины ирвингиан существуют во всех странах Европы (в основном Германия и Великобритания) и Северной Америки, их численность на конец XX в. не превышает 50 тысяч человек.

Исаакинская ветвь ИПЦ

Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Исаакием и названная по его имени. Откололась от геннадьевской ветви ИПЦ из-за желания Исаакия получить права митрополита в Москве и обвинения руководства геннадьевской ветви в содействии "Богоро­дичному центру".

Придерживается более жесткого отношения к Русской православной церкви. Как и ген-надьевцы, исаакинцы признают действительными все таинства, проводимые РПЦ, но запре­щают своим приверженцам причащаться в официальных храмах.

В конце 1990 г. исаакинцы провели собор, на котором анафемствовали руководствво геннадьевцев. В январе 1991 г. геннадьевцы провели свой собор, на котором сняли сан со всех исаакинских епископов, в результате чего некоторые из них вернулись к геннадьевцам.

Исихазм (Гезихазм)

Мистическое и религиозно-политическое течение в православии. Возникло в Византии в XIV в. в среде афонских монахов под влиянием религиозно-теоретических изысканий Гри­гория Синаита, Григория Паламы и Николая Кавасилы.

В основе вероучения исихастов - идея о существовании вечного, несозданного боже­ственного света, появившегося во время преображения Христа, присутствующего в мире как благодать и просиявшего афонским аскетам-отшельникам в награду за их духовные подвиги. Божественный свет как сущность является абсолютно непознаваемой и трансцендентной для человека.


При этом богочеловек Христос соединяет две абсолютно различные и несовместимые природы-сущности. Для человека, как тварного существа, такое уникальное соединение не­возможно. Человек может соединиться с Богом лишь через энергию.

Необходимым условием восприятия божественного света исихасты считали мистиче­ское созерцание, сосредоточение, аналогичное медитации, строгий аскетизм, пренебрежение личностью, смирение перед богом. В качестве средства сопротивления воздействию внешне­го мира практиковалось полное молчание.

Исихасты активно выступали против зилотов, требуя гражданского мира, и при под­держке Константинопольского собора 1341 г. одержали над ними идеологическую победу. В отличие от варлаамитов, исихасты основные доблести императора отождествляли с нрав­ственными добродетелями.

Вероучение исихастов оказало существенное влияние на православную идеологию. Их последователями были, в частности, Нил Сорский и Сергий Радонежский.

Искупленный Израиль

Христововерческая секта. Возникла в Оренбургской области около 1930 г. Число приверженцев секты на конец XX в. - около тысячи человек.

Исохристы

Секта приверженцев Оригена Нонна. Исохристы считали, что истинно верующие хри­стиане могут сравниться с Христом.

Истинно православная церковь

Релиозное течение, отколовшееся в 1921 г. от Русской православной церкви по причине неприятия "обновленчества" и лояльного отношения к советской власти в России. Относится к так называемой катакомбной церкви.

Окончательное формирование ИПЦ произошло в 1927 г., после декларации митрополи­та Сергия (Ивана Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. ИПЦ отказа­лось принять эту декларацию и перешла на подпольное положение. Последователи ИПЦ признавали только тех священников, которые были рукоположены еще при патриархе Тихо­не или ранее.

По догматике и культу ИПЦ не отличается от Русской православной церкви, за исклю­чением сильных эсхатологических идей. ИПЦ функционирует в условиях строгого подполья и конспирации: члены общины знают только своего священника, священник - только своего


епископа. Новые члены церкви тщательно проверяются и дают клятву перед крестом о не­разглашении тайн церкви. Все богослужения проходят в домашних церквях.

По своей структуре ИПЦ является объединением нескольких течений и групп. Самой крупной из них является геннадиевская (поздеевская), основанная епископом Серафимом (Поздеевым), по утверждению его приверженцев, рукоположенным самим патриархом Тихо­ном. Так как документы, подтверждающие этот факт, не сохранились, то Русская православ­ная церковь за границей не признает эту ветвь ИПЦ. От геннадьевской ветви откололась иса-акинская группа, занимающая более жесткие позиции по отношению к РПЦ. На Украине и Белоруссии существует лазаревская ветвь ИПЦ, поддерживающая тесные контакты с РПЦЗ. Одна группа ИПЦ находятся в юрисдикции архиепископа Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, другая подчиняется Истинно православной церкви Греции.

На территории Сибири создана автономная Сибирская митрополия ИПЦ, глава которой назначается Украинской православной церковью Киевского патриархата.

Ориентировочная численность приверженцев ИПЦ в России на конец XX в. составляла около 20 тысяч человек.

Истинно православные христиане

Релиозное течение, отколовшееся в 1921 г. от Русской православной церкви по причине неприятия "обновленчества" и лояльного отношения к советской власти в России. Относится к так называемой катакомбной церкви. В отличие от Истинно православной церкви, не имеет священников.

Отсутствие священников в среде ИПХ вызвано прежде всего объективными причина­ми: в годы массовых репрессий и гонений на церковь общинам Истинно православной церкви редко удавалось найти замену репрессированному священнику.

Отсутствие священников вынудило приверженцев ИПХ отказаться от большинства та­инств, и сохраненные крещение, причащение и покаяние сильно упростить. Истинно право­славные христиане проповедуют безбрачие и аскетизм. Очень сильны эсхатологические мотивы.

По догматике Истинно православные христиане практически не отличаются от Русской православной церкви.

Практически все приверженцы ИПХ, воспринимая советскую власть как царство Анти­христа, в годы войны 1941-1945 гг. либо отказывались принимать присягу и были расстреля-


ны, либо отправлялись на фронт с целью перехода к немцам. Последнее было связано с раз­решением определенной свободы вероисповедания на оккупированных территориях, хотя в реальности немецкие власти в основном поддерживали национально-ориентированные церковные группировки. В условиях свободы вероисповедания на оккупированное террито­рии проходили непрекращающиеся столкновения между приверженцами РПЦ и ИПХ, вплоть до многодневных кровопролитных боев.

Деятельность приверженцев ИПХ в период войны вызвала массовые репрессии против катакомбной церкви в целом начиная с 1943 г. и до 1946 г.

Истинно православные христиане не представляют единой конфессии и состоят из самостоятельных групп: Андреевцы, Аноховцы, Буевщина, Васильевцы, Евлампиевцы, Еро-феевцы, Истинно православные христиане-молчальники, Козловское подполье, Липецкие истинно православные христиане, Массаловцы, Михайловцы, Николаевцы, Основное звено Христа, Правильный путь к спасению, Ревнители церкви, Самаряне, Седминцы, Стефанов-цы, Федоровцы, Чердашники.

Общая численность приверженцев ИПХ (по официальным оценкам) на конец XX в. со­ставляла около 200 тысяч человек, расселенных преимущественно в европейской части Рос­сии. По этническому составу преимущественно русские.

Истинно православные христиане-молчальники

Одна из групп Истинно православных христиан. Зародилась в 20-е годы XX века. Окончательно сформировалась в середине 50-х годов XX века.

Основатель группы - Л.Кислякова.

ИРХ-молчальники принимают обет молчания, стремятся порвать все связи с внешним миром и считают смерть благом. Придерживаются безбрачия. Группа очень малочисленна, располагается в центральной части России.

Истинно православные христиане странствующие

См. Бегунский толк.

Истинно православные христиане странствующие

Часть старообрядцев, не принявшая советскую власть и в 20-е годы XX в. перешедшая на подпольное положение. Несмотря на сохранившуюся старообрядческую обрядность и ве­роучение, ИПХС сблизились с катакомбной церковью и фактически стали одной из ее вет-


вей. В качестве названия течения взято одно из названий бегунов, частично вошедших в со­став ИПХС.

Идеологически ИПХС близки к Истинно православным христианам.

На конец XX в. численность ИПХС - около 30 тысяч человек, проживают преимуще­ственно в Сибири и на Крайнем Севере.

Истинные христиане

См. Основное звено Христа.

Иудействующие

См. Иудеохристиане.

Иудействующие

См. Субботничество.

Иудеохристиане (Иудействующие)

Часть христиан, не принявших разрыва христианства с иудаизмом, который произошел во II веке. Христианской церковью иудеохристиане всегда воспринимались как сектанты и еретики.

Иудеохристиане не представляют единого течения, а состоят из ряда сект, различаю­щихся обычно уровнем умеренности во взглядах.

Вероучение иудеохристиан синкретично и включает черты и христианства, и иудаизма. На большую часть иудеохристианских сект оказал большое влияние гностицизм, зоро­астризм и древневосточные верования.

Наиболее известными сектами иудеохристиан являются назореи (мандеисты), эбиони-ты, елкезаиты.

Иудеохристианство оказало определенное влияние на зарождение и формирование ислама.

Ищущие

Христианская секта, образовалась в Англии в XVIII в. В основе вероучения секты была идея о том, что религия дается ищущим, поэтому одного Священного Писания для этого мало и необходимо еще и просвещение.


Каиниты

Гностическая антиномистская секта. Явилась развитием секты офитов.

Каликстинцы

См. Чашники.

Калиновцы

Христианская православная секта. Основана крестьянином деревни Астрешина Кали­ной Ефимовым в 20-е годы XIX в.

В основе вероучния секты - обожествление ее основателя, который воспринимался как Христос и изначально именовался Христом, а затем братом Христа. Калиновцы отрицали брак, воздерживались от мяса и вина.

Секта была тщательно законспирирована, поэтому достоверных сведений о ней сохра­нилось мало.

Кандомбле

Бразильская афрохристианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г. в Сальвадоре (бразильский штат Баия) бывшими рабы­нями. Распространена преимущественно на северо-востоке Бразилии.

По вероучению и культовой обрядности кандомбле находится близко к сантерии. Она основана на религии народа йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств. Вся духов­ная практика исполняется женщинами, мужчины выполняют исключительно политические функции. Формально все приверженцы кандомбле считаются католиками.

Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша все­ляться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Особое значение придается "исцелению духа", которое происходит в тот момент, когда человек становится единым со своим богом-ориша, что происходит при посвящении в секту.

Во главе пантеона кандомбле - богиня воды Иеманьи, день рождения которой праздну­ется 1 января.

Важное значение в культе кандомбле играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов и способствующие объединению с оришу.


Карпократы

Гностическая антиномистская секта. Основана во II в. Карпократом из Александрии и его сыном Епифанием. Действовала в Александрии и на о.Кефалонии.

Исповедуя идеи антиномизма, карпократы считали, что стыд должен быть приносим в жертву богу. Епифаний установил общность жен, в которой ни одна из них не должна была отказать в своих ласках кому бы то ни было из мужчин, если он потребует их на основании своего естественного права.

Карпократы придерживались идеи о постижимости бога, о понимании бога человеком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, вы­ражающие его сущность.

Катакомбная церковь

Собирательное название для той части православного духовенства и православных об­щин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, обви­нив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение. Оконча­тельное формирование катакомбной церкви относится к 1927 г., когда митрополит Сергий выступил с посланием к пастырям и пастве, сформулировав позицию лояльного отношения церкви к государству и отвергнув "карловацкий раскол".

Центром катакомбной церкви стала Москва. Изначально церковь представляла собой "моленные общины", которые собирались на квартирах у оставшихся в живых белых офице­ров, дворянства и профессуры. Наиболее мощная община находилась в доме у известного кремлевского врача-терапевта Валериана Вадимовича Величко. Вся деятельность церкви проходила в условиях жесткой конспирации.

С началом Великой Отечественной войны священники катакомбной церкви раздели­лись на два лагеря: относящихся положительно к захвату Москвы немцами и, как следствие, свержению большевистского строя, и патриотов.

После смерти митрополита Сергия в 1944 г. часть священников катакомбной церкви перешло на легальное положение.

К катакомбной церкви относятся "Истинно православная церковь", "Истинно право­славные христиане", Иоанниты.


Катары (Булгары, Кафары, Манихеи, Публикане, Ткачи)

Христианская ересь гностического происхождения XI - XIV веков в Западной Европе Догматика катаров заимствована как из богомильства, так и из оригенизма с элементами ма­нихейства.

Катары придерживались сходного с манихейским дуалистического учения о наличии двух начал - доброго в виде Бога и злого в виде Дьявола. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, отвергали крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом семь христианских таинств и практиковали публичную исповедь. Крещение заменено на ду­ховное крещение, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого.

Верования катаров во многом исходят от оригенизма - метенсоматоз, телесность анге­лов, двукратное сотворение мира, существование параллельных миров, многократность суда над душами, существование невещественного тела в воскресении, отрицание всемогущества и свободной воли Бога.

Часть катаров допускала абсолютный дуализм в виду двух самостоятельных начал, до-оброго и злого, с двумя творениями, другая - относительный дуализм, считая злое начало падшим духом, который первым внес в мировую жизнь злой элемент.

Большинство катаров отвергало Ветхий Завет, феодальный суд, светскую власть, про­поведовало аскетизм, безбрачие и непротивление злу. Внутри секты катары делились на слу­шателей, верующих и избранных (совершенных). "Совершенные" катары придерживались полностью аскетического и строгого образа жизни, соблюдая абсолютное целомудрие, не употребляли животную пищу, соблюдали сорокадневный пост четыре раза в году и даже из­бегали улыбаться и шутить. Их деятельность заключалась исключительно в молитвах и про­поведях.

Катары считали грехом ношение оружия и убийство по любому поводу, даже живот­ных. Это убеждение использовалось католиками для обнаружения упорствующих катар -одозреваемый должен был убить собаку.

Во второй половине XII в. движение катаров достигло своего апогея, особенно в Юж­ной Франции, где им покровительствовали даже крупные землевладельцы. Эта группировка имела центр в городе Альби провинции Лангедок и получила наименование альбигойцев.

Учение катаров было осуждено как ересь на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 г.


Преследование катаров католической церковью привело в конце XIII века к их расслое­нию и упадку, а в XV веке - к окончательному исчезновению.

Все известные документы об учении катаров (в том числе семь оригинальных ла­тинских трактатов, собранных под заголовоком "Книга о двух началах") - итальянского происхождения.

Катафриги

См. Монтанизм.

Католическая апостольская церковь,

См. Ирвингианство.

Кафары

См. Катары.

Квакерство (Общество друзей)

Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии в 1649 г. Джорджем Фоксом.

Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей. Название секты происходит из-за того, что в начальный период существования во время молитв квакеры впадали в религиоз­ное исступление, сопровождавшееся судорожными движениями. Сами квакеры впоследствии стали объяснять это название трепетом перед словом Божьим.

Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ, избегают военной и гражданской службы, клятв, присяги и общественных обязательств.

Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные про­тестантские доктрины.

Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категори­чески отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея на­личия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: