Основой вероучения секты является сочинение Ильина "Сионская весть", центральное место в котором занимает положение об Армагеддоне. Члены секты считают, что на Земле уже проложен путь Антихристу, так как в результате множества лжеучений христианство разорвано на 666 частей. Все люди, по утверждению Ильина, разделены Господом на стоящих одесную (справа) и ошуюю (слева) от него. Десные (праведники) при приближении царства Христова окажутся вместе с еврейским народом на Сионской горе и их зачислят в святые Иерусалима, который будет переименован в Герренбург. Ошуйцы же (сатанисты), к которым причислялись католики, православные, иудаисты, мусульмане и буддисты, попадут в ад.
Ильинцы празднуют субботу, не едят свинину и выполняют ряд других иудейских предписаний. Отмечаются иудаистские праздники. Храмы отсутствуют. Моления совершаются по ночам и сопровождаются гимнами на мотивы народных песен. Православные обряды и таинства отвергаются. Членам секты запрещается исполнять государственные повинности, в том числе и служить в армии.
Численность секты на конец XX века - несколько тысяч человек, проживают на Урале, Северном Кавказе, Украине и Казахстане.
Иерархиты
См. Статейники.
Иерусалимские друзья
Сектантское течение в меннонизме. "Иерусалимские друзья" отрицали божественность Христа, считая его идеальным человеком. Выступили против созданного в 1851 г. меннонит-ского церковного конвента, требуя его децентрализации. Придавали религии не духовное, а этическое и нравственное значение.
Избранные евангелического возрождения
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Уганде.
Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам англиканского происхождения.
|
Израильтяне
Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в южной Африке. Генетически секта относится к ветхозаветным афрохристианским сектам.
Иконоборчество
Движение в духовном христианстве, отличающееся тем, что его приверженцы не признавали икон и другой православной символики. Сформировалось в начале XVIII в., однако существовало относительно недолго, ассимилировав с остальными течениями духовного христианства, в результате чего термин "иконоборцы" иногда распространяется на все духовное христианство в целом.
Иконоборчество (византийское)
Религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против культа икон, которые объявлялись идолами. Культ икон способствовал распространению мистического религиозного положения о возможности обращения к божественному через религиозные символы, о единстве двойственной природы Иисуса Христа. В 730 году император Лев III Исаврянин запретил культ икон, решив, что это вернет империи утраченные ей области, а евреи и мусульмане сблизятся с христианством. В 754 году культ икон был объявлен ересью.
Иконоборцы не отвергали изображения креста, но отрицали любые человеческие изображения как на иконах, так и на кресте.
Однако использование лозунгов иконоборчества в антифеодальных выступлениях привело к изменению восприятия культа икон церковью и государством. На VII (II Никейском) вселенском соборе культ икон был восстановлен, а в 843 году окончательно утвержден.
Идеи иконоборчества были использованы протестантами в период Реформации.
|
Имеро баптизм
Гностическая синкретическая иудеохристианская секта, не примкнувшая к ортодоксальному христианству. Близка к мандеизму.
Вероучение секты основано на почитании Иоанна Крестителя, представления о котором существенно отличается от христианских.
Культовая практика имеробаптистов отчасти напоминает христианскую. Характерной особенностью секты является ежедневно проводимый обряд крещения.
Имеславство
Сектантское течение в православии. Основано о.Антонием в 1910 г. в русских православных монастырях на Афоне под влиянием идей исихазма и христианского неоплатонизма.
В основе вероучения имеславцев - идея о том, что человек в силу своей греховности может славить не самого бога, а только его имя. Имеславцы требовали буквального поклонения всем составляющим христианского культа, как материальным, так и молитвам.
Российское правительство и синод объявили имеславцев бунтовщиками и еретиками. На Афон были посланы войска, многие монахи отлучены от церкви, остальные рассеяны по различным монастырям Российской империи.
В 1917 г. имеславцы активно выступили против патриаршей церкви и советского строя. Несмотря на многочисленные репрессии, секта продолжает свою деятельность до настоящего времени, хотя число ее приверженцев весьма незначительно.
Индепенденты
Течение, возникшее в Англии в среде наиболее радикально настроенных пуритан. Приверженцы этого движения образовали партию, которая выражала интересы средней буржуазии и нового дворянства времен Английской революции XVII века. Находились у власти в период с 1649 по 1660 г. Из среды индепендентов вышли конгрегационалисты.
|
Индепенденты радикальные
См. Сикеры.
Иннокентьевны
Одна из христововерческих сект. Основана в 1908 г. иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием, объявившим себя воплощением Святого духа.
В основе вероучения иннокентьевцев - идея о том, что весь смысл жизни состоит в подготовке к Страшному суду. Единственный способ такой подготовки сектанты видят в ликвидации всего имущества и бегстве от мира. Иннокентьевцы держат постоянный пост. Брак отвергается в принципе.
Культовая практика секты состоит в постоянных радениях и чтении молитв. Радения происходят в своеобразных подпольных церквах. Иногда практикуется ритуальное самоубийство как высшая форма поклонения руководству, признаваемому святым.
Иннокентий почитается как святой. После его смерти среди сектантской верхушки началась борьба за власть, в результате которой руководство перешло к братьям Ивану и Александру Кулякам.
Сектанты не признавали советскую власть и активно ей сопротивлялись. Большая часть секты постоянно находилась на подпольном положении и преследовалась властями.
На конец XX в. численность секты крайне незначительна. Ее представители встречаются преимущественно в Центрально-Черноземном районе России.
Инспирационисты
От латинского "inspiro", "inspiratio" - вдохновленные. Общее название ряда протестантских сект, члены которых считают себя вдохновленными Святым духом.
Эти секты впервые появились в 1700 г. в Германии, во главе с руководителями севен-ских комизардов. Когда последние были прогнаны из Германии, то некоторые переехали в Англию и Шотландию, распространяя там свое учение.
Инспирационисты считают откровения своих членов, совершаемые, якобы, по внушению от Святого духа, равнозначащими Священному Писанию.
В XX в. последователи инспирационистов имеются в США.
Иоанниты
Релиозное течение, отколовшееся в 1883 г. от Русской православной церкви. Названо по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого иоанниты считали чудотворцем.
Существенных различий в вероучении и культе между иоаннитами и РПЦ нет. Для иоаннитов характерны выраженные эсхатологические мотивы.
Так как Иоанн предсказывал падение монархии и воцарение Антихриста, иоанниты не приняли Октябрьскую революцию и советскую власть и стали одной из ветвей катакомбной церкви.
В настоящее время число иоаннитов незначительно, они находятся преимущественно в центральных и южных областях России.
Иоанниты
См. Мандеизм.
Иоахимиты
Христианская ересь, исходящая из учения итальянского мыслителя Иоахима Флорско-го, изложенного как комментарий к Апокалипсису, и близкая к учению Франциска Ассизского.
В основе вероучения иоахимитов - пророчество о наступлении эры Святого духа, которая должна была наступить после 1260 г. и продолжаться до конца мира. В это время на земле должна восторжествовать любовь, богатство будет отвергнуто и люди будут жить в бедности и евангельской чистоте. Бог станет доступен непосредственно людям, необходимость в Ветхом и Новом завете исчезнет, а новое Евангелие будет не буквенным, а духовным.
Приверженцы секты проповедовали строгую нищету и аскетизм.
После смерти Иоахима Флорского новизна его учения исчезла вследствие появления францисканской проповеди.
Ересь иоахимитов была осуждена на IV Латеранском соборе в 1215 г.
Учение иаохимитов было принято на вооружение францисканцами-спиритуалами. Идеи иоахимитов об обновлении мира и возрождении церкви Святым духом прослеживаются во многих мистических и еретических движениях ХШ - XIV вв.
Иосифляне
Течение в Истинно православной катакомбной церкви. Основано Иосифом Петроградским.
Относительно других ветвей катакомбной церкви иосифляне появились достаточно поздно. На их формирование оказали определенное влияние андреевцы и даниловцы. Иси-фляне стремились удержаться как можно дольше в рамках легальности, в связи с чем их приверженцы были обязаны проходить обязательную регистрацию у инспекторов по делам культа, а общины - заключать договоры на пользование храмами. Очевидно, что именно иосифлянские общины имели в своем составе большое количество агентов ОГПУ и провокаторов. Тем не менее за счет открытости своей деятельности иосифляне быстро распространились по всей России.
На "Кочующем" соборе произошел конфликт, вызваный общением иосифлян с сторонниками митрополита Сергия.
К концу 1928 г. внутри иосифлян наметились идейные разногласия, связанные с лояльным отношением руководства к советской власти и желанием ряда приверженцев течения
уйти в подполье. Осенью 1929 г. в среде иосифлян произошел раскол на желающих уйти в подполье и сторонников подчинения властям.
Во время репрессий 1937-1938 гг. большая часть иосифлянских архиереев была расстреляна.
Большая часть иосифлян окончательно слились с андреевцами и даниловцами после 1945 г., лишь отдельные секты существовали в подполье до 90-х годов XX в.
Ирвингианство (Апостолы последних дней, Католическая апостольская церковь, Староапостольская церковь)
Мистическое сектантское течение в протестантизме, основано на идеях шотландского проповедника Эдуарда Ирвинга в 1826 г. Возникло в среде верующих, недовольных упрощенным толкованием Евангелия. Одним из организаторов движения является банкир Генри Драммонд.
Вероучение ирвингиан основано на Апостольском, Афанасьевском и Никейском символах веры. Предполагается скорый конец мира и наступление тысячелетнего царство Христа. Христианские таинства воспринимаются как знаки Божественной благодати, крещение - как возрождение человека к новой жизни. Ирвингиане считают себя своеобразным орденом внутри вселенской церкви, созданным для преодоления распрей и расколов.
Ирвингиане стремятся в ожидании скорого прихода Христа возродить на земле раннехристианскую церковь, для чего избираны двенадцать "живых апостолов", признаваемых приверженцами секты носителями истины в последней инстанции. Эти 12 апостолов должны вместе с настоящими учениками Христа занять 24 места вокруг Божьего престола. Апостолы не переизбираются, т.к. считается, что хотя бы один "живой апостол" должен дожить до второго пришествия.
В культовой практике последователи течения придерживаются принципов тщательного воспроизведения формы и правил Апостольской Церкви, описанных в Новом Завете. Широко применяется глоссолалия как свидетельство снисхождения Святого духа. При причащении признается лишь духовное, а не физическое, присутствие тела и крови Христовой в элементах причастия. Элементы причастия прстоянно хранятся в дарохранительнице. Покаяние является добровольным.
Чрезвычайно развит культ Богородицы.
Ирвингиане поддерживают торжественную обрядность, сочетающую католический, англиканский и православный ритуалы. Священники носят особые облачения.
В первой половине XIX в. численность ирвингиан стремительно росла, их миссионеры действовали по всему миру. В 1863 г. от ирвингиан откололось реформаторское крыло, названное Новоапостольской церковью.
В конце 60-х годов XIX в. течение проникло в Россию, имело общины в Петербурге, Риге, Москве и Псковской губернии, но широкого распространения не получило. Во второй половине XIX в. популярность ирвингианства резко падает. После смерти в 1901 г. последнего "апостола" численность ирвингиан начала неуклонно уменьшаться. В XX в. и до настоящего времени общины ирвингиан существуют во всех странах Европы (в основном Германия и Великобритания) и Северной Америки, их численность на конец XX в. не превышает 50 тысяч человек.
Исаакинская ветвь ИПЦ
Ветвь Истинно православной церкви, основанная епископом Исаакием и названная по его имени. Откололась от геннадьевской ветви ИПЦ из-за желания Исаакия получить права митрополита в Москве и обвинения руководства геннадьевской ветви в содействии "Богородичному центру".
Придерживается более жесткого отношения к Русской православной церкви. Как и ген-надьевцы, исаакинцы признают действительными все таинства, проводимые РПЦ, но запрещают своим приверженцам причащаться в официальных храмах.
В конце 1990 г. исаакинцы провели собор, на котором анафемствовали руководствво геннадьевцев. В январе 1991 г. геннадьевцы провели свой собор, на котором сняли сан со всех исаакинских епископов, в результате чего некоторые из них вернулись к геннадьевцам.
Исихазм (Гезихазм)
Мистическое и религиозно-политическое течение в православии. Возникло в Византии в XIV в. в среде афонских монахов под влиянием религиозно-теоретических изысканий Григория Синаита, Григория Паламы и Николая Кавасилы.
В основе вероучения исихастов - идея о существовании вечного, несозданного божественного света, появившегося во время преображения Христа, присутствующего в мире как благодать и просиявшего афонским аскетам-отшельникам в награду за их духовные подвиги. Божественный свет как сущность является абсолютно непознаваемой и трансцендентной для человека.
При этом богочеловек Христос соединяет две абсолютно различные и несовместимые природы-сущности. Для человека, как тварного существа, такое уникальное соединение невозможно. Человек может соединиться с Богом лишь через энергию.
Необходимым условием восприятия божественного света исихасты считали мистическое созерцание, сосредоточение, аналогичное медитации, строгий аскетизм, пренебрежение личностью, смирение перед богом. В качестве средства сопротивления воздействию внешнего мира практиковалось полное молчание.
Исихасты активно выступали против зилотов, требуя гражданского мира, и при поддержке Константинопольского собора 1341 г. одержали над ними идеологическую победу. В отличие от варлаамитов, исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями.
Вероучение исихастов оказало существенное влияние на православную идеологию. Их последователями были, в частности, Нил Сорский и Сергий Радонежский.
Искупленный Израиль
Христововерческая секта. Возникла в Оренбургской области около 1930 г. Число приверженцев секты на конец XX в. - около тысячи человек.
Исохристы
Секта приверженцев Оригена Нонна. Исохристы считали, что истинно верующие христиане могут сравниться с Христом.
Истинно православная церковь
Релиозное течение, отколовшееся в 1921 г. от Русской православной церкви по причине неприятия "обновленчества" и лояльного отношения к советской власти в России. Относится к так называемой катакомбной церкви.
Окончательное формирование ИПЦ произошло в 1927 г., после декларации митрополита Сергия (Ивана Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. ИПЦ отказалось принять эту декларацию и перешла на подпольное положение. Последователи ИПЦ признавали только тех священников, которые были рукоположены еще при патриархе Тихоне или ранее.
По догматике и культу ИПЦ не отличается от Русской православной церкви, за исключением сильных эсхатологических идей. ИПЦ функционирует в условиях строгого подполья и конспирации: члены общины знают только своего священника, священник - только своего
епископа. Новые члены церкви тщательно проверяются и дают клятву перед крестом о неразглашении тайн церкви. Все богослужения проходят в домашних церквях.
По своей структуре ИПЦ является объединением нескольких течений и групп. Самой крупной из них является геннадиевская (поздеевская), основанная епископом Серафимом (Поздеевым), по утверждению его приверженцев, рукоположенным самим патриархом Тихоном. Так как документы, подтверждающие этот факт, не сохранились, то Русская православная церковь за границей не признает эту ветвь ИПЦ. От геннадьевской ветви откололась иса-акинская группа, занимающая более жесткие позиции по отношению к РПЦ. На Украине и Белоруссии существует лазаревская ветвь ИПЦ, поддерживающая тесные контакты с РПЦЗ. Одна группа ИПЦ находятся в юрисдикции архиепископа Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, другая подчиняется Истинно православной церкви Греции.
На территории Сибири создана автономная Сибирская митрополия ИПЦ, глава которой назначается Украинской православной церковью Киевского патриархата.
Ориентировочная численность приверженцев ИПЦ в России на конец XX в. составляла около 20 тысяч человек.
Истинно православные христиане
Релиозное течение, отколовшееся в 1921 г. от Русской православной церкви по причине неприятия "обновленчества" и лояльного отношения к советской власти в России. Относится к так называемой катакомбной церкви. В отличие от Истинно православной церкви, не имеет священников.
Отсутствие священников в среде ИПХ вызвано прежде всего объективными причинами: в годы массовых репрессий и гонений на церковь общинам Истинно православной церкви редко удавалось найти замену репрессированному священнику.
Отсутствие священников вынудило приверженцев ИПХ отказаться от большинства таинств, и сохраненные крещение, причащение и покаяние сильно упростить. Истинно православные христиане проповедуют безбрачие и аскетизм. Очень сильны эсхатологические мотивы.
По догматике Истинно православные христиане практически не отличаются от Русской православной церкви.
Практически все приверженцы ИПХ, воспринимая советскую власть как царство Антихриста, в годы войны 1941-1945 гг. либо отказывались принимать присягу и были расстреля-
ны, либо отправлялись на фронт с целью перехода к немцам. Последнее было связано с разрешением определенной свободы вероисповедания на оккупированных территориях, хотя в реальности немецкие власти в основном поддерживали национально-ориентированные церковные группировки. В условиях свободы вероисповедания на оккупированное территории проходили непрекращающиеся столкновения между приверженцами РПЦ и ИПХ, вплоть до многодневных кровопролитных боев.
Деятельность приверженцев ИПХ в период войны вызвала массовые репрессии против катакомбной церкви в целом начиная с 1943 г. и до 1946 г.
Истинно православные христиане не представляют единой конфессии и состоят из самостоятельных групп: Андреевцы, Аноховцы, Буевщина, Васильевцы, Евлампиевцы, Еро-феевцы, Истинно православные христиане-молчальники, Козловское подполье, Липецкие истинно православные христиане, Массаловцы, Михайловцы, Николаевцы, Основное звено Христа, Правильный путь к спасению, Ревнители церкви, Самаряне, Седминцы, Стефанов-цы, Федоровцы, Чердашники.
Общая численность приверженцев ИПХ (по официальным оценкам) на конец XX в. составляла около 200 тысяч человек, расселенных преимущественно в европейской части России. По этническому составу преимущественно русские.
Истинно православные христиане-молчальники
Одна из групп Истинно православных христиан. Зародилась в 20-е годы XX века. Окончательно сформировалась в середине 50-х годов XX века.
Основатель группы - Л.Кислякова.
ИРХ-молчальники принимают обет молчания, стремятся порвать все связи с внешним миром и считают смерть благом. Придерживаются безбрачия. Группа очень малочисленна, располагается в центральной части России.
Истинно православные христиане странствующие
См. Бегунский толк.
Истинно православные христиане странствующие
Часть старообрядцев, не принявшая советскую власть и в 20-е годы XX в. перешедшая на подпольное положение. Несмотря на сохранившуюся старообрядческую обрядность и вероучение, ИПХС сблизились с катакомбной церковью и фактически стали одной из ее вет-
вей. В качестве названия течения взято одно из названий бегунов, частично вошедших в состав ИПХС.
Идеологически ИПХС близки к Истинно православным христианам.
На конец XX в. численность ИПХС - около 30 тысяч человек, проживают преимущественно в Сибири и на Крайнем Севере.
Истинные христиане
См. Основное звено Христа.
Иудействующие
См. Иудеохристиане.
Иудействующие
См. Субботничество.
Иудеохристиане (Иудействующие)
Часть христиан, не принявших разрыва христианства с иудаизмом, который произошел во II веке. Христианской церковью иудеохристиане всегда воспринимались как сектанты и еретики.
Иудеохристиане не представляют единого течения, а состоят из ряда сект, различающихся обычно уровнем умеренности во взглядах.
Вероучение иудеохристиан синкретично и включает черты и христианства, и иудаизма. На большую часть иудеохристианских сект оказал большое влияние гностицизм, зороастризм и древневосточные верования.
Наиболее известными сектами иудеохристиан являются назореи (мандеисты), эбиони-ты, елкезаиты.
Иудеохристианство оказало определенное влияние на зарождение и формирование ислама.
Ищущие
Христианская секта, образовалась в Англии в XVIII в. В основе вероучения секты была идея о том, что религия дается ищущим, поэтому одного Священного Писания для этого мало и необходимо еще и просвещение.
Каиниты
Гностическая антиномистская секта. Явилась развитием секты офитов.
Каликстинцы
См. Чашники.
Калиновцы
Христианская православная секта. Основана крестьянином деревни Астрешина Калиной Ефимовым в 20-е годы XIX в.
В основе вероучния секты - обожествление ее основателя, который воспринимался как Христос и изначально именовался Христом, а затем братом Христа. Калиновцы отрицали брак, воздерживались от мяса и вина.
Секта была тщательно законспирирована, поэтому достоверных сведений о ней сохранилось мало.
Кандомбле
Бразильская афрохристианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г. в Сальвадоре (бразильский штат Баия) бывшими рабынями. Распространена преимущественно на северо-востоке Бразилии.
По вероучению и культовой обрядности кандомбле находится близко к сантерии. Она основана на религии народа йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств. Вся духовная практика исполняется женщинами, мужчины выполняют исключительно политические функции. Формально все приверженцы кандомбле считаются католиками.
Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша вселяться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Особое значение придается "исцелению духа", которое происходит в тот момент, когда человек становится единым со своим богом-ориша, что происходит при посвящении в секту.
Во главе пантеона кандомбле - богиня воды Иеманьи, день рождения которой празднуется 1 января.
Важное значение в культе кандомбле играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов и способствующие объединению с оришу.
Карпократы
Гностическая антиномистская секта. Основана во II в. Карпократом из Александрии и его сыном Епифанием. Действовала в Александрии и на о.Кефалонии.
Исповедуя идеи антиномизма, карпократы считали, что стыд должен быть приносим в жертву богу. Епифаний установил общность жен, в которой ни одна из них не должна была отказать в своих ласках кому бы то ни было из мужчин, если он потребует их на основании своего естественного права.
Карпократы придерживались идеи о постижимости бога, о понимании бога человеком так же, как бог понимает сам себя. Познанию бога способствуют известные имена бога, выражающие его сущность.
Катакомбная церковь
Собирательное название для той части православного духовенства и православных общин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение. Окончательное формирование катакомбной церкви относится к 1927 г., когда митрополит Сергий выступил с посланием к пастырям и пастве, сформулировав позицию лояльного отношения церкви к государству и отвергнув "карловацкий раскол".
Центром катакомбной церкви стала Москва. Изначально церковь представляла собой "моленные общины", которые собирались на квартирах у оставшихся в живых белых офицеров, дворянства и профессуры. Наиболее мощная община находилась в доме у известного кремлевского врача-терапевта Валериана Вадимовича Величко. Вся деятельность церкви проходила в условиях жесткой конспирации.
С началом Великой Отечественной войны священники катакомбной церкви разделились на два лагеря: относящихся положительно к захвату Москвы немцами и, как следствие, свержению большевистского строя, и патриотов.
После смерти митрополита Сергия в 1944 г. часть священников катакомбной церкви перешло на легальное положение.
К катакомбной церкви относятся "Истинно православная церковь", "Истинно православные христиане", Иоанниты.
Катары (Булгары, Кафары, Манихеи, Публикане, Ткачи)
Христианская ересь гностического происхождения XI - XIV веков в Западной Европе Догматика катаров заимствована как из богомильства, так и из оригенизма с элементами манихейства.
Катары придерживались сходного с манихейским дуалистического учения о наличии двух начал - доброго в виде Бога и злого в виде Дьявола. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, отвергали крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом семь христианских таинств и практиковали публичную исповедь. Крещение заменено на духовное крещение, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого.
Верования катаров во многом исходят от оригенизма - метенсоматоз, телесность ангелов, двукратное сотворение мира, существование параллельных миров, многократность суда над душами, существование невещественного тела в воскресении, отрицание всемогущества и свободной воли Бога.
Часть катаров допускала абсолютный дуализм в виду двух самостоятельных начал, до-оброго и злого, с двумя творениями, другая - относительный дуализм, считая злое начало падшим духом, который первым внес в мировую жизнь злой элемент.
Большинство катаров отвергало Ветхий Завет, феодальный суд, светскую власть, проповедовало аскетизм, безбрачие и непротивление злу. Внутри секты катары делились на слушателей, верующих и избранных (совершенных). "Совершенные" катары придерживались полностью аскетического и строгого образа жизни, соблюдая абсолютное целомудрие, не употребляли животную пищу, соблюдали сорокадневный пост четыре раза в году и даже избегали улыбаться и шутить. Их деятельность заключалась исключительно в молитвах и проповедях.
Катары считали грехом ношение оружия и убийство по любому поводу, даже животных. Это убеждение использовалось католиками для обнаружения упорствующих катар -одозреваемый должен был убить собаку.
Во второй половине XII в. движение катаров достигло своего апогея, особенно в Южной Франции, где им покровительствовали даже крупные землевладельцы. Эта группировка имела центр в городе Альби провинции Лангедок и получила наименование альбигойцев.
Учение катаров было осуждено как ересь на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 г.
Преследование катаров католической церковью привело в конце XIII века к их расслоению и упадку, а в XV веке - к окончательному исчезновению.
Все известные документы об учении катаров (в том числе семь оригинальных латинских трактатов, собранных под заголовоком "Книга о двух началах") - итальянского происхождения.
Катафриги
См. Монтанизм.
Католическая апостольская церковь,
См. Ирвингианство.
Кафары
См. Катары.
Квакерство (Общество друзей)
Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии в 1649 г. Джорджем Фоксом.
Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей. Название секты происходит из-за того, что в начальный период существования во время молитв квакеры впадали в религиозное исступление, сопровождавшееся судорожными движениями. Сами квакеры впоследствии стали объяснять это название трепетом перед словом Божьим.
Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ, избегают военной и гражданской службы, клятв, присяги и общественных обязательств.
Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.
Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея наличия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.