ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 11 глава





Община Онеида

Протестантская утопическая секта. Создана в США в середине XIX в. Джоном Хамфри Нойесом.

Вероучение секты основывалось на принципах первоначального христианства. Привер­женцы секты пытались реализовать в реальной жизни принципы примитивного христианско­го коммунизма. Провозглашалось общее владение собственностью, полигамия и полиандрия.

Секта действовала в г.Онеиде (шт. Нью-Йорк) в течение 30 лет и распалась в 1879 г.

Община христиан всемирного братства

См. Духоборцы.

Объединение братьев

См. Гернгутеры.

Объединенная методистская церковь

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Нигерии.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам методистского происхождения.

Объединенная туземная африканская церковь

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Бенине.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам методистского происхождения.

Окнопоклонники

См. Дырники.

Окружники

Часть приверженцев Русской православной старообрядческой церкви, принявшая "Окружное послание" 1862 г.

Окружники занимают примирительную позицию по отношению к официальной право­славной церкви и утверждают истинность православного и старообрядческого написания слова "Иисус" и "Исус", а также равенство четырехконечного и восьмиконечного крестов.


В 1906 г. на мирном соборе произошло формальное примирение окружников с другими направлениями РПСЦ.

Омиусианство

См. Маркеллианство.

Онисимово согласие (Согласие разиней)

Направление беспоповскоого толка в старообрядчестве.

Последователи этого согласия, собравшись на молитву в день установления евхари­стии, в Великий четверток, стоят раскрыв рот, в ожидании, что причащать их будут ангелы.

Онуфриевцы

Секта в поповском старообрядчестве. Основана в XVII в. в Нижегородской губернии на Керженце Онуфрием, известным тем, что вел споры по поводу писем Аввакума старцу Сер­гию.

Онуфриевцы

См. Аароновцы.

Орловские филипповцы

Одно из согласий филипповского толка в беспоповском направлении старообрядчества.

Осиповцы

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Основано монахом Осипом в на­чале XVIII в. Проповедовали исповедь перед непосвященными старцами, священническое погребение для всех умерших.

Основное звено Христа (Истинные христиане)

Одна из групп Истинно православных христиан. Для приверженцев секты характерен крайний аскетизм. Сектантская иерархия состоит из "христов", "апостолов" и "святых".

На конец XX в. численность приверженцев секты незначительно, проживают они в основном на Украине.


Отрицанцы

См. Новоспасовцы.

Офиты

Раннехристианская гностическая секта. Тесно примыкала к валентинианам.

Вероучение офитов напрямую восходило к египетским культам. Офиты поклонялись змею, представлявшему образ Христа, который представлялся не как богочеловек, а как бо­жественное эго, слившееся с телесной формой.

Развитием секты офитов стали секты сифитов и каинитов.

Оховцы

Небольшая секта в беспоповском направлении старообрядчества. По вероучению близ­ка к немолякам.

Оховцы отрицают иконы и крест. Не признают никаких чиноположений и обрядов, от­вергают посты, праздники, священство, церковный брак, крещение. Молитвы ограничивают тем, что складывают руки на груди и произносят "Ох, ох ты мне", откуда и происходит на­звание секты.

Павлианство

Раннехристианская секта. Основана антиохийским епископом Павлом Самосатским, приверженцем антитринитарианского динамизма.

В основе вероучения павлиан - идея о том, что Христос в строгом смысле не есть бог, так как в нем от рождения обитала высшая божественная мудрость и божественный разум, и может быть назван Сыном божьим только в нравственном смысле.

Павлиане существовали до IV в.

Павликанство (Попликанство)

Христианская ересь раннего средневековья. Основана в Армении в г.Кивоссе Констан­тином из Самосат (Сирия), называвшим себя Сильваном, во второй половине VII в. Будучи гностиком по убеждениям, Константин, изучив Новый завет, разработал квази-апостольское вероучение. Утверждал, что ортодоксальная церковь допускает множество обрядов и элемен­тов вероучения, не свойственных христианству как духовной религии.


Павликанство является народной разновидностью маркионизма, объединенного с ма­нихейством. Оно распространялось без письменной традиции в малоинтеллектуальной про­стонародной среде.

Источником своего учения павликане признавали только Новый завет, за исключением посланий ап. Петра. Ветхий завет и учение о Богородице отвергались.

Вероучение павликан основано на неверно понятом учении ап.Павла. Павликане разли­чали Благого бога, или Небесного отца, открывшегося в христианстве, и демиурга, сотворив­шего видимый мир и человеческие тела. Падение первого человека понималось как непови­новение демиургу и как следстве избавление от его власти и откровение Небесному отцу. Христа павликане понимали докетически, утверждая, что он прошел через Деву Марию как через канал. Святой дух же невидимо передается только истинно верующим, т.е. павликанам.

Павликане проповедовали радикальный дуализм, отрицая любую обрядность, церемо­нии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение, святых, таинства, церковную иерархию, посты, аскетизм, монашество. Из всех таинств были оставлены только крещение и евхаристия, причем осуществлялись они невещественным образом, в духе. Богослужение со­стояло исключительно из учения и молитв. Руководители сект принимали звание "учеников апостольских" и принимали имена реально существовавших апостольских учеников.

В 684 г. по приказу императора Константина Пагоната Константин Самосатский был схвачен и казнен. Многие сектанты отказались от своих убеждений и покаялись. Однако в 687 г. павликанство вновь набрало прежнюю силу и размах. Благодаря деятельности учени­ков Константина - Симеона Тита, Павла, Гегнезия и Иосифа Эпафродита - в первой половине УШ в. павликане достигли апогея своего развития, распространившись на востоке и в Малой Азии.

В IX веке масса евфратских павликан была переселена во Фракию. В этот период Сер­гий (Тихик) внес значительные изменения в павликанство, из-за чего его часто считают вто­рым основателем течения. В период иконоборчества павликане из-за своего отрицания икон наиболее пострадали, причем даже иконоборцы старались от них отмежеваться. Жестокости Льва Армянина заставили их убежать в сарацинскую часть Армении, где эмир мелитский по­селил их в городке Аргауме. Отсюда павликане часто, не обращая внимания на протесты сво­его главы, нападали на византийскую территорию, опустошая ее.

После смерти Сергия в 835 г. община павликан приняла республиканское правление, во главе которого встал способный полководец Карвеас. Во время гонений императора Феодора число павликан сильно возросло. Павликане основывали новые поселения, из которых са-


мым важным была Тефрика. Карвеас во главе армии из павликан и мусульман часто разбивал высланные против него византийские отряды, а его пасынок и наследник Хрисохир прошел всю Малую Азию, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, пока в 871 г. не попал в засаду и не был убит.

В 970 г. Иоанн Цимисхий поселил большую колонию павликан во Фракии окола Фи-липпополя для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Здесь они жили около столетия, пока Алексей Комнен не наложил на них наказания за оставление его в норманскую войну. Он захотел силою оружия обратить павликан в православие. С этой це­лью непосредственно близ колонии павликан был основан верный православию и императо­ру город Алексиополь.

Современные ученые часто связывают павликан с армянскими адопционистами. Неко­торые павликанские общины существовали во Фракии до начала XIII в.

Идеи павликан в последующем были приняты на вооружение катарами, патаренами и альбигойцами.

Пак джанг но ке

См. Церковь оливкового дерева.

Палерия (Пало, Пало-майомбе)

Общее название афро-американских синкретических сект конголезского происхожде­ния. Течение зародилось на Кубе в конце XIX - начале XX века и является одной из разно­видностей сантерии.

Вероучении палерии сходно с сантерийским и основано на Библии и устных преданиях африканцев, сочетая элементы традиционных верований и католицизма. В вероучении слож­но переплетены христианские представления о боге и политеистический пантеон ориша (орича). Для палерии характерно большое использование колдовских элементов.

Приверженцы палерии почитают бога-творца Самбию, духов предков, духов природы.

Культ палерии преимущественно заключается в особых церемониях, проводимых до­статочно скрытно и в труднодоступных местах. В церемониях используются магические со­суды "нганга", заполняемые человеческими черепами, костями, мелкими палочками "палос", острыми специями или священной землей. После сложных ритуалов в нганга создается осо­бый микрокосм, в котором живут духи мертвых.

Церемонии проводят жрецы "палеро" или "майомберо", одновременно являющиеся и знахарями. Жрецы майомберо пользуются славой патологически злых существ, склонных к


черной магии, некромантии, мести и извращенным убийствам. Считается, что за плату эти маги готовы наслать порчу или смерть на кого угодно.

Существует две разновидности палерии: "добрая", ориентированная на христианство и использующая в ритуалах церковную святую воду и добрых духов мертвых, и "злая", ориен­тированная на иудаизм и использующая в ритуалах силу дьявола Кадиемпембе и духов само­убийц, преступников и ведьм.

К палерии относится несколько десятков сект. Общая численность приверженцев пале­рии на конец XX века менее 500 тысяч человек, проживающих преимущественно на Кубе и в южных штатах США.

Пало

См. Палерия.

Пало-майомбе

См. Палерия.

Паниашковцы

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалисти­ческих учений.

Пантелеймоновцы

Православная секта. Основана в Болгарии в 60-е годы XIX в. монахом Пантелеймоном.

По учению пантелеймоновцев, каждый христианин должен причащаться каждый день, так как для этого таинства не требуется особых приготовлений ни молитвой, ни постом, ни покаянием. Церковные службы могут совершаться в частных домах, а не только в храмах.

Пантелеймоновцы преследовались болгарскими властями, но будучи оправданы турец­ким правительством, построили собственный монастырь в с.Соуджане под Адрианополем и основали в нем общину.

В 1868 г., после смерти Пантелеймона, в монастырь пришли католики-униаты, и в 1869 г. все обитатели монастыря приняли униатство.

Пастухово согласие

См. Адамантово согласие.


Пасхальники

Старообрядческая секта. Появивилась в Черниговской губернии в XIX в. Основатель секты - беглопоповец, судовщик Иван Землянский.

Пасхальники отвергли православную Пасхалию и выработали собственную. Пасха пас-хальниками празднуется всегда в одно и тоже время, 23 марта; Рождество Христово - за 8 дней до 1 января, т.е. 23 декабря; високосный год не признается, месяцы считаются равными, по 30 дней и 10,5 часов в каждом. Все четыре поста начинаются и кончаются у пасхальников ежегодно в одно и тоже время.

Пасхальники не признают православными московских патриархов, бывших до Никона. Стоглавый собор считается еретическим, ибо он повелел полагать руку при крестном знаме­нии на перси. Пасхальники считают это неправильным, т.к. Христос был во чреве матери своей, и потому надо полагать руку на живот.

Крестятся пасхальники двуперстно, но по книгам не молятся и даже отвергают молитву по Псалтири; кланяются иконам, только вылитым из меди, а не писанным. Военную службу признают погибелью; телеграф, железные дороги и прочие плоды прогресса считают дей­ством Антихриста, который уже царствует, по их мнению, на земле. Отвергают алкоголь.

Патрипассианство

См. Модализм.

Пафнутиевцы

Группа в катакомбной церкви, в 1972 г. отколовшаяся от климентовцев. Основатель -епископ Хвалынский Пафнутий. Сущность раскола окончательно не формализована.

Пафнутиевцы придерживаются собственной теории происхождения климентовской иерархии.

Пейотизм

Синкретическое религиозное течение гедонистской ориентации. Сформировалось в среде индейцев юта и навахо в 1890 г.

В основе вероучения пеойтизма лежит положение о коренном различии белых и индей­цев. Считается, что миром правит некий трансцендентальный бог, символом которого счита­ется пейотль. В вероучении присутствуют некоторые христианские элементы: почитание Христа, признание Троицы, исполнение христианских заповедей.


Приверженцы течения стремятся к самосовершенствованию путем изменения душевно­го состояния человека. В основе культа лежит традиционное потребление пейотля в качестве психотропного и наркотического средства для введения человека в транс, подобный медита­тивному. Пейотль считается средством общения с богом.

Антисоциальные последствия массового употребления пейотля в качестве наркотика вызвали появление оппозиции внутри течения.

В 1970 г. в среде индейцев навахо образована пейотистская церковь - Туземная амери­канская церковь.

Число приверженцев пейотизма на конец XX в. превышало 250 тысяч человек, преиму­щественно этнических индейцев.

Пелагианство

Христианская ересь, названа по имени своего основателя монаха Пелагия. Возникла в конце IV в.

Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, преуменьшая тем самым роль "бо­жественной благодати", то есть фактически отвергали участие церкви в нравственном совер­шенствовании человека. Отрицали божественное преодпределение. Считали, что первород­ный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной.

Благодать в понимании пелагианцев представляла собой совокупность всего доброго, что бог дает человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая фак­том откровения высшей истины через Христа.

Пелагианство противоречило взглядам ортодоксальной церкви и прежде всего учению Августина.

Учение Пелагия, высказанное им весьма осторожно, привлекло к нему многих, в том числе патриция Целестия. В 411 г. Пелагий и Целестий перенесли свою деятельность в Аф­рику и Палестину. Здесь они были обвинены в ереси, и Пелагий на карфагенском соборе при­сужден к отлучению от церкви. Пелагию удалось на некоторое время оправдать себя и даже приобрести расположение римского папы Зосимы, но указом императора Гонория в 418 г. пелагианство было окончательно признано ересью, подтверждено отлучение Пелагия от церкви. Пелагий, оставшийся на Востоке, вскоре умер.


Пелагианство нашло себе последователей в лице нескольких итальянских епископов, особенно в лице Юлиана Экланскго. который выступил как ревностный толкователь и за­щитник учения Пелагия.

Пепузиты

См.Монтанизм.

Перевертанцы

Православная секта. Появилась в XIX в. в Сызранском уезде.

Перевертанцы переделали православный календарь особым образом, за исключением дней царских, Пасхи и Рождества, совпадающих с принятыми в РПЦ.

Перевертанцы не отрицают ортодоксальную церковь, но посещают ее в соответствии с собственным календарем.

Перекрещенцы

См. Анабаптизм.

Перемазовщина

Направление в поповском старообрядчестве, появившееся в 1777-1780 гг. в результате раскола дьяконова согласия. Основное отличие от других направлений поповства - соверше­ние над беглыми попами обряда миропомазания.

Сторону перезманцев приняли важнейшие центры поповства - Рогожское кладбище, Керженские скиты и Иргиз, в результате чего в конце XVIII в. в численном отношении пере-мазанцы заняли лидируещее положение в поповстве.

Впоследстии перемазанцы полностью приняли Белокриницкую иерархию и вошли в ее состав.

Петровцы (Ревнители истинного благочестия)

Православная секта тоталитарного характера. Основана в Краснодаре в 1993 г. неким Петром, выдававшим себя за сухумского старца.

Формально вероучение секты основано на христианской догматике. В вероучении силь­ны эсхатологические элементы, ожидание скорого конца света является основным аргумен­том при агитации в секту.

Сектанты резко отрицательно относятся к РПЦ, считая ее сатанистской.


Культовая практика практически отсутствует. Сектанты собираются на частных кварти­рах. Для обрядов используются только восковые свечи и только родниковая вода.

Руководство секты имеет абсолютную власть над сектантами. Сектанты обязаны прода­вать все свое имущество и квартиры и передавать все деньги руководству секты. Как прави­ло, петровцы нигде не работают, питаются случайным способом.

Численность секты на конец XX в. - около 200 человек, в основном в Москве и Красно­даре.

Петрубосиане

Христианская еретическая секта. Основана в XII в. в Южной Франции священником Петром Брунским.

Петрубосиане считали, что истинная церковь находится в сердцах верующих, и потому отрицали таинства и всю внешнюю обрядность церкви.

Впоследствии слились с катарами.

Пиетизм

Сепаратное мистическое движение в лютеранстве, противостоящее ортодоксальному протестантизму. Основано Филиппом Шпенером. Отвергает как развлечения, так и церков­ную обрядность, считая основой вероучения религиозное чувство личного переживания бога. Последователи пиетизма объявили греховными смех, шутки, танцы, театр. Пиетистами от­вергалась любая форма технического прогресса, научные исследования, философские кон­цепции.

Последователи пиетизма дали основу для формирования меннонитских сект - вюстиз-ма, гюпферства и др. Многие идеи пиетизма используются консервативными течениями про­тестантизма до настоящего времени.

Плотская штунда

См. Старо-штундизм.

Плясуны

Христововерческая секта. Основана в 1870 г. в г.Троицке.

Секта отличается своеобразной внутренней организацией - она имеет пророка и проро­чицу, пользующихся абсолютным доверием сектантов и неограниченной властью внутри секты.


Молитвенные собрания проходят в форме радений, заключающихся в многочасовых плясках.

Вероятно, на формирование секты повлияли русские экстатические секты, в первую очередь прыгуны.

Подобои

См. Чашники.

Поздеевская ветвь ИПЦ

См. Геннадьевская ветвь ИПЦ.

Покомания

Группа афрохристианских синкретических сект католического происхождения. Зароди­лась в начале XX в. как компромисс между католическим вероисповеданием и местными аф­риканскими верованиями.

Вероучение сект покомании основано на Библии. Священное предание не использует­ся. Сохранены все основные католические догматы, почитание икон и святых. Из таинств признаются только крещение взрослых, причащение и публичная исповедь. Влияние афри­канских верований в сектах покомании менее значительно, чем в других афрохристианских конфессиях.

Приверженцы покомании с течением времени сблизились с пятидесятничеством. Важ­ное место в вероучении начало занимать пятидесятническое положение о схождении Свято­го духа на человека. Практикуется глоссолалия.

Культовая практика заключается преимущественно в проведении собраний в выходной день. Собрания происходят в специальных хижинах, где находится также алтарь с распяти­ем. Службу ведет пресвитер. В завершение службы проводится обязательная публичная ис­поведь и причащение.

Секты покомании распространены преимущественно на Ямайке. Общее число привер­женцев на конец XX в. - около 200 тысяч человек.

Полуарианство

См. Маркеллианство.


Полубрачные поморцы

Одна из сект поморского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Привер­женцы секты считают, что хотя каждый должен стремиться к безбрачию, но вступающим в брак без благословения общество не судья.

Полупелагианство (Массилианство, Семипелагианство)

Христианская ересь. Зародилась в 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе. Основа­на и возглавлялась церковным писателем Иоанном Еремитом.

Полупелагианство занимало срединное положение между учениями Августина и Пела­гия. Полупелагианцы утверждали, что для начала верования благодать не нужна. Первород­ный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и быть способным и после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допуска­ли, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее.

Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 г., но на соборе в Оронте в 529 г., одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, т.е. неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.

Польские ариане

См. Польские братья.

Польские братья (Польские ариане)

Протестантская секта. Сформировалась в 70-е годы XVI в. в Польше, отделившись от кальвинистов. Отличалась крайним религиозным радикализмом.

Польские братья придерживались арианских взглядов. Догмат о Троице и божествен­ность Христа отвергались. Наряду с религиозными концепциями проповедовались и соци­альные: всеобщее равенство, отмена барщины и т.п.

В конце XVI в., под влиянием Фауста Социна, в среде Польских братьев сформирова­лось движение социниан, которые позднее превратились в мощное протестантское течение, практически вытеснив из общин самих Польских братьев.


Польские федосеевцы

Одна из сект федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. При­знают браки.

Существовавшие у федосеевцев правила относительно "новоженов" изменены ими на следующие: новопоженившихся они не допускают до общения с собой в молении и в пище, пока у них родятся дети; однако, на исповедь их принимают и приношения от них в виде свечей и ладана приемлют, молебны по их прошению поют. Когда у супругов дети родиться не будут, им велят вынести шестинедельный пост (по их выражению, "попрощаться в рабы") и по исполнении поста начинают принимать их в общение.

Польские федосеевцы были распространены в Ковенской, Сувалкской, Виленской и Витебской губерниях.

Поместная церковь (Живой поток, Церковь дома собраний)

Протестантская маргинальная секта. Основана в 20-е годы XX в. в Китае Вочманом Ни.

Вероучение секты основано на вероучении плимутских братьев закрытых и близко к нему. Однако в догматике секты имеется ряд элементов, противоречащих общехристи­анским. Поместная церковь признает догмат о Троице, при этом Христос рассматривается как основная ипостась Троицы. Человеческое естество в Христе считается второстепенным и лишь дополняет божественное естество. В вероучении секты есть элементы модализма.

Никейский символ веры признается, но считается недостаточным. Наряду с ним ис­пользуется и собственный символ веры, состоящий из 11 пунктов. Новый завет используется в собственной версии, во многом не совпадающей с канонической. Признается характерный для плимутских братьев принцип диспенсационализма. Считаются священными произведе­ния Вочмана Ни и его соратника Уитнесса.

Обрядность и культ существенно отличаются и от протестантских, и от христианских вообще. Крещение привязано к этапам духовного развития и допускается несколько раз, на каждом этапе. Каждый духовный этап символизирует новую, более чистую жизнь, и сопро­вождается сожжением всех вещей человека, связанных с прошлой жизнью. Причащение производится вином и хлебом, причем строго соблюдается их раздельное употребление. Ис­поведь заменена молитвой перед причащением.

Богослужения проводятся по воскресениям, их посещение обязательно для всех членов секты. Богослужения заключаются в многократном хоровом повторении библейских стихов.


Считается, что во время богослужения человек должен "загореться", в результате чего на него снизойдет Святой дух. После службы читается проповедь.

Поместная церковь отвергает деление на духовенство и мирян. Во главе церкви стоят "апостолы", осуществляющие управление отдельными сектами и организацию новых. Ступе­нью ниже стоят старейшины, возглавляющие отдельные общины. Административный центр церкви находится на Тайване.

Поместная церковь не признает деления христианства на течения, считая себя оплотом возрождения библейского христианства. Формально все христиане призываются объеди­няться с поместной церковью, на практике, как правило, отношение к другим христианским деноминациям враждебное.

Основной деятельностью секты является агитация в свои ряды неофитов. Задачей сек­ты официально является создание общины в каждом городе. Как правило, проповедники сек­ты не афишируют свою принадлежность к поместной церкви.

В 1949 г. секта была обвинена властями в шпионаже и запрещена. Часть ее последова­телей была репрессирована, остальные эмигрировали на Тайвань и в США.

Число приверженцев поместной церкви на конец XX в. - более 100 тысяч человек., в основном на Тайване (более половины), в США, Канаде и Латинской Америке; в России - 2 тысячи человек. Отдельные общины поместной церкви есть практически во всех странах мира и крупных городах.

Поморское согласие (Даниловцы, Монастырцы, Поморцы)

Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель - Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину.

Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Се­мен Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия.

От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской православной церковью и всех переходящих из православия обязательно перекрещивают. Первоначально поморцы отвергали брак, затем различные группы поморцев стали относиться к этому вопро­су по-разному.

На крестах поморцы пишут Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).

Таинства поморцы делят на нужно-потребные, абсолютно необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и потребные, без которых спасение возможно (все остальные). Таинства совершают миряне. Литургия отсутствует. Богослужения совершаются


в часовнях и проводятся наставниками (в народе называемых попами, хотя они и не имеют сана). Выходя из часовни, поморцы говорят друг другу: "Простите Христа ради" и отвечают: "Бог простит".

Споры по вопросу отношения к браку привели к разногласиям внутри поморского со­гласия и возникновению различных групп: брачных поморцев, венчающихся в православных церквах; небрачных поморцев, не вступающих в брак; полубрачных поморцев, считающих, что хотя каждый должен стремиться к безбрачию, но вступающим в брак без благословения общество не судья. От поморцев отделилась группа тропарщиков, которые совершали, в от­личие от других поморцев, молитву за царя.

В 1988 г. поморцы образовали три отдельных республиканских центра: Высший ста­рообрядческий совет в Вильнюсе, Гребенщиковская община в Риге и Российский совет дре-влеправославной поморской церкви в Москве.

Поморцы

См. Поморское согласие.

Попликанство

См. Павликанство.

Поповство (Беглопоповство, Поповщина)

Одно из двух основных течений старообрядчества. Зародилось одновременно с раско­лом и окончательно оформилось в последнем десятилетии XVII века.

Поповцы приемлют все 7 таинств христианства. Поповцы признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.

Традиционно в поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитыва­лись десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ве­дущую роль играли владельцы мануфактур.

Социальные противоречия и внутренняя борьба привели к образованию различных со­гласий в поповстве: перемазанцы, дьяконовцы, лужково согласие.

Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, либо были репрессированы, либо приняли никонианские рефор­мы. Поэтому старообрядцы-поповцы были вынуждены принимать священников, перебегав-


ших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили на­звание "беглопоповцы".

При приеме беглых православных священников поповцы исходили из признания дей­ствительности рукоположения в РПЦ, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, не­смотря на реформы. Впоследствии часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив дореформенную обрядность, другая часть создала собственные иерархии, третья часть пере­шла в беспоповщину.

В 1846 г. возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является од­ним из самых крупных старообрядческих направлений.

По догматике поповцы практически не отличаются от православных, однако придержи­ваются при этом старой, дониконианской, культовой обрядности. Для поповцев характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: