ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 15 глава




Секта формально не отвергает ни одну религию. Однако на практике муниты пытаются исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с их собственной идеологией. Святая задача человечества, по мнению сектантов - замена в первую очередь христианства и во вторую других религий на мунизм.

В состав "Церкви Объединения" входит множество религиозных, общественно-полити­ческих и культурных организаций и союзов, предназначенных для распространения идей секты. Наиболее известны из них: Вузовская ассоциация по изучению принципа (CARP),


Международный фонд образования, Международный религиозный фонд, Ассоциация про­фессоров за мир во всем мире, Межрелигиозная федерация за мир во всем мире, Междуна­родная женская ассоциация, Международный культурный фонд, Всемирная ассоциация ра­ботников средств массовой информации, Международная конференция за единство наук, вонхва-до, Международный фонд помощи и дружбы, Христиане мира за единство и социаль­ные действия, Ассамблея религий мира, Совет религий мира, Молодежный семинар по рели­гиям мира, Религиозная молодежная служба, Ассоциация новых экуменических исследова­ний, Конференция для священнослужителей разных вероисповеданий, Международная феде­рация победы над коммунизмом, Федерация граждан за объединение Отечества, Вашинг­тонский институт ценностей в государственной политике.

К началу 80-х годов XX века секта имела различные промышленные предприятия во многих странах. Ей принадлежат 150 корпораций, объединяющих предприятия в различных областях сферы производства и обслуживания. От адептов "Церкви Объединения", трудя­щихся на этих предприятиях, требуют удовлетворяться низкой заработной платой, мотиви­руя ссылками на то, что высокая прибыльность предприятий нужна для повышения прести­жа "Церкви Объединения" и морали верующих.

На конец XX века число приверженцев секты составляло около 3 милилонов человек, из них более 450 тысяч проживают в Корее, более 45 тысяч - в США, более 30 тысяч - в Рос­сии. В России представительства секты имеются почти во всех крупных городах (на 1997 год 55 зарегистрированнх общин).

Церковь оливкового дерева (Ассоциация возрождения корейского христи­анства, Деревенская вера, Пак джанг но ке, Религия пресвитера Пака, Учение оливкового дерева, Христианская община, Чхондокван)

Новая религия корейцев христианского (пресвитерианского) происхождения. Возникла в 1955 г. внутри Корейской пресвитерианской церкви под влиянием сильных социальных осложнений, возникших в результате Корейской войны 1950-1953 гг. Основатель церкви -кореец Пак Тхэсон.

В основе вероучения церкви - идея Пак Тхэсона о том, что он является новым мессией, "тем, кто пришел с Востока", о котором сказано в Книге пророка Исайи. При этом под Восто­ком подразумевается Корея.


Культовая практика церкви заключается преимущественно в религиозных митингах, где верующие окропляются водой, освященной Пак Тхэсоном, и молитвенных собраниях, на которых верующие поют гимны.

Церковь оливкового дерева провозглашает идею рая на земле, при этом главным про­водником этой идеи объявляется Корея.

Сразу после основания церковь подверглась преследованиям со стороны светских вла­стей и Пресвитерианской церкви Кореи. Пак Тхэсон был отлучен от церкви, объявлен ерети­ком и в конце 50-х годов (при режиме Ли Сынмана) был на некоторое время посажен в тюрь­му.

В 1961 г., после прихода к власти Пак Чонхи, Церковь оливкового дерева получила го­сударственную поддержку.

В 1956 г. в окрестностях Сеула приверженцами церкви был возведен "Христианский город I", а в 1962 г. - "Христианский город II". Это современные города, полностью подчи­ненные церкви и объявленные ей "земным раем".

В 1963 г. церковь достигла максимального расцвета. В этот период к ней относилось 303 общины, число последователей достигало 2 миллиона человек.

Церковь оракулов

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Нигерии. Генетически относится к языческо-христианским сектам.

Церковь пепла и очищения (Культ Деима)

Афрохристианская синкретическая секта протестантской ориентации. Основана в нача­ле XX века в государстве Берег Слоновой кости (Кот-д'Ивуар) местной жительницей Дьигба Давана.

Догматика секты основана на Библии и устных преданиях традиционных верований.

Вероучение секты содержит элементы протестантизма и местных традиционных веро­ваний. Ряд христианских догматов сильно искажен. Самым страшным грехом считается кра­жа, считается, что смерть пришла в мир после первой кражи. Секта категорически отвергает некоторые местные обычаи, в частности, фетишизм.

В секте почитается ряд богов местного пантеона. Большую роль в вероучении играет личность Давана, которая почитается как пророчица.

Культовая практика состоит из воскресных собраний, на которых поются псалмы и гимны, читаются проповеди.


Общая численность приверженцев секты на конец XX века достигает 200 тысяч чело­век.

Церковь сторожевой башни

См. Китавала.

Церковь Христа на Земле

См. Кимбангизм.

Церковь Эледжи

Афрохристианская синкретическая секта. Возникла в Бенине.

Генетически секта относится к адаптированно-христианским сектам методистского происхождения.

Циркумцеллионы (Агонистики)

Христианская секта в римской Африке в IV - V вв. Основная идея секты - воинствен­ный аскетизм во имя Христа. Приверженцы секты называли себя "воинами Христа" и счита­ли своей обязанностью вести борьбу против любой неправды, защищая угнетенных, грабя и убивая богатых.

В 345 г. циркумцеллионы объединились с донатистами, придав их течению ярко выра­женную социальную окраску. Впоследствии стали левым крылом донатистов.

Часовенное согласие (Стариковщина)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Образовалось в первой половине XIX века из части керженских поповцев софонтиевского согласия.

Основной причиной формирования течения были трудности со священниками и гоне­ния на старообрядцев в период царствования Николая I. В этот период группа старообряд-цев-поповцев, живших в районе современного Витебска, решила вообще отказаться от свя­щенников и заменить их наставниками (уставщиками) из мирян, как правило, стариков. Бо­гослужения стали проводиться в часовнях (откуда пошло и название). Таким образом часо­венные фактически перешли в беспоповство, хотя сами и не причисляют себя к ним.

Богослужебная практика часовенных во многом сходна с принятой у других беспопов­цев. Истинным таинством считается только крещение, которое производит руководитель об­щины. Вода перед крещением не освящается. Брак, исповедь и причащение считаются ран-


гом ниже крещения. В качестве элементов причастия обычно используют хлеб и воду, когда-то освященные иереем, а затем размноженные путем добавления обычных муки и воды.

Часовенные не протестуют против священников официальной церкви, к которым при необходимости обращаются за проведением таинств и обрядов, особенно при отпевании и погребении.

Часовенные воздерживаются от тесных контактов с иноверцами. Приверженцам согла­сия не разрешается употреблять в пищу мясо плотоядных животных, алкогольные напитки, чай и кофе.

К второй половине XIX века часовенные распространились до Сибири и Дальнего Вос­тока, а после революции 1917 г. - и до Китая и Манчжурии. После провозглашения КНР большая часть часовенных эмигрировало в Австралию, Новую Зеландию, Бразилию. В 60-е годы XX века большая часть часовенных переехала из Бразилии в США, а затем - далее в Ка­наду. В 80-е годы XX века среди часовенных Австралии и Северной Америки произошел раскол, в результате которого часть верующих решила присоединиться к румынской ветви Белокриницкой иерархии.

По некоторым оценкам, на конец XX века численность часовенных составляет около 200 человек, которые живут преимущественно в центральных областях России, Бурятии и Туве.

Чада благодати

См. Гюпферство.

Чадородные филипповцы

Одно из согласий филипповского толка в беспоповском направлении старообрядчества.

Чашники (Каликстинцы, Подо бои, Утраквисты)

Христианская еретическая секта позднего средневековья. Была распространена в Чехии в первой половине XV века.

Организационно представляет собой умеренное крыло гуситов.

Программа чашников изложена в "Пражских статьях 1420". Чашники исходили из де­мократических принципов организации церкви и предполагали равноправие прихожан и клира в причащении под обоими видами, т.е. хлебом и вином. Гуситы предполагали сделать вероучение чашников чешской государственной религией.


В 1433 году чашники заключили соглашение с католиками ("Пражские компактаты") и объединенными силами нанесли решающее поражение таборитам у Липаи.

В XVI в. часть чашников сблизилась с католиками, другая объединилась с чешскими братьями и лютеранами.

Чердашники

Одна из групп Истинно православных христиан.

Черные церкви

См. Эфиопские секты

Четверобожники

См. Тетрафеиты.

Четыренадесятидневники

См. Тетрадиты.

Чешские братья

См. Моравские братья.

Чешские деисты

См. Абрамиты.

Численники

Секта в беспоповском направлении старообрядчества. Основана в деревне Петровка Саратовской губернии в 1866 г. крестьянином Семеновым.

Вероучение секты основано на якобы полученной Семеновым с неба книге, по которой следует вести расчет праздников иначе, чем в традиционном православии.

Численники празднуют воскресение в среду. Великий пост считается ровно 40 дней, продолжительность остальных постов также уменьшена.

Численники отрицают таинства, считают, что исповедь необходима каждому и должна проводиться ежедневно. Священники отвегаются, службу у численников может исполнять каждый верующий. Безнравственность поощряется, т.к. сектанты считают, что кто не грешит - не может и спастись.


Чтецы

См. Хаугеанство.

Чуриковцы

См. Духовные христиане-трезвенники.

Чхондокван

См. Церковь оливкового дерева.

Шалопуты (Шелапуты)

Группа сект, выделившаяся из христововерия в конце 60-х годов XIX в. под влиянием идей мистицизма. Сформировалась на юге и юго-востоке России.

Основной причиной формирования течения шалопутов явилась крестьянская реформа 1861 г. и связанные с этим экономические и психологические потрясения среди крестьян.

В основе вероучения секты - идея братства всех людей. Это положение в течение десят­ков лет ассоциировалось с революционными идеями и провоцировало против сектантов светские и духовные преследования. Шалопуты предпринимали многочисленные попытки обобществления средств производства, общежития, создания коллективных крестьянских хозяйств. Священным у шалопутов признаётся лишь физический труд, в первую очередь труд землепашца.

Ветхозаветную историю Всемирного потопа шалопуты толкуют как историю о том, что пороки людские затопили Землю, а под ковчегом понимают истинную церковь, в которой нашли спасение истинно верующие. Рай и ад представляются существующими только в серд­це человека. Бог-сын как элемент Троицы воспринимается как слово божье, духовная сила, проявляющаяся в каждом человеке.

Церковные таинства у шалопутов понимаются фигурально и критикуются. Считается, что водное крещение омывает тело, а не душу; покаяние и причащение в их обычных формах не достигают цели.

Богослужения у шалопутов проводятся в форме еженедельных собраний, начинающих­ся с чтения Библии и заканчивающихся скромной трапезой.

Шалопуты отвергли церковный брак, заменив его "браком по духу", т.е. по взаимной склонности. Бытовое целомудрие поощряется, но внебрачные половые связи считаются есте­ственными и не преследуются.


Святыми у шалопутов признаются лишь люди, принесшие практическую, а не только духовную, пользу человечеству. Шалопуты считают несправедливым трудом торговлю, банковские и финансовые операции. Проповедуется идея о принадлежности земли одному только богу.

Шангоизм

Группа афроамериканских синкретических сект. Зародились на Тринидаде в начале XIX века.

Догматика сект основана на синтезе католицизма и традиционных верований народа йоруба.

Основным объектом поклонения являются боги пантеона ориша, который в основном сходен с аналогичным пантеоном в Сантерии. Особо почитается бог грома и молнии Шанго, давший название течению. Кроме того, признается ряд божеств более низкого ранга.

Культ шангоизма близок к культу Сантерии и Вуду. Основное поклонение осуще­ствляется перед так называемыми "небесными стрелами" - лепесткообразными камнями, яко­бы посылаемыми богами в доказательство своего существования. "Небесные стрелы" омыва­ются специальными настоями и растительным маслом. Культовые церемонии проводятся по воскресениям, вечером, в специальных молитвенных домах. Церемонии проводят "амомбы" -жрецы, которыми могут быть как мужчины, так и женщины.

Во время проведения служб исполняются духовные песни и пляски под ритуальную му­зыку, целью которых является введение человека в транс для схождения на него божества. Признаки схождения божества на человека видятся в судорожных движениях и глоссолалии. В конце службы производится жертвоприношение богам, как правило, в виде петуха.

В секты шангоизма принимаются только крещеные католики. Обряд посвящения в сек­ту заключается в ритуальном надрезании лба, плеч и груди.

Общая численность приверженцев шангоизма на конец XX века составляет 100 тысяч человек, проживающих преимущественно в государстве Тринидад и Тобаго.

Швенкфельдеры

См. Швенкфельдиане.


Швенкфельдиане (Швенкфельдеры)

Христианская секта, основана в восточных областях Германии (преимущественно Си-лезии) в 40-е годы XVI в. Каспаром Швенкфельдом. В соответствии с концепцией "Реформа­ции третьего пути", швенкфельдиане отвергали как католицизм, так и лютеранство.

В основе вероучения швенкфельдиан - признание ощущения в себе Христа единствен­ной нормой веры и жизни. Швенкфельдиане отвергают любые внешние проявления веры и ориентируются исключительно на внутренний религиозный опыт.

В 1719 швенкфельдиане были вынуждены переселиться в Саксонию, а в 1734 г. - эми­грировать в Северную Америку.

На конец XX швенкфельдиане сконцентрированы в Пенсильвании, где представляют пять самостоятельных конгрегаций.

Шелапуты

См. Шалопуты.

Штундизм

Русская секта протестантского происхождения. Основы штундизма были занесены в Россию вюртембергскими немцами в 1817 г., пропагандировавшими идеи Ф.Шпенера. Соб­ственно секта возникла среди русских и украинских крестьян в середине 60-х годов XIX в. под влиянием немецких колонистов-протестантов, преимущественно баптистов. Штундисты заимствовали многие вероучительные и культовые элементы у сект духовных христиан и толстовцев.

Штундисты проповедуют поклонение богу только истиной и духом, а не наружно; счи­тается, что религия должны быть в сердце. Поклонение иконам и кресту расценивается как идолопоклонством. Посещение увеселительных заведений и употребление алкоголя считает­ся грехом.

Штундисты считают, что Богородица и святые - это обычные люди, которые не могут ходатайствовать за людей перед богом. Следовательно, каждый человек должен молиться сам за себя, а не надеяться на церковь и святых. Христос считается единственным пастырем человеческих душ.

Таинства в аспекте воздействия заключенного в них Святого духа на верующих штун-дистами отрицаются. Штундистские богослужения максимально упрощены и состоят в


произнесении импровизированной молитвы одним из участников собрания и пении духов­ных псалмов.

Штундисты на протяжении всей своей истории находились в тесной связи с баптиста­ми. Основное отличие баптизма от штундизма - наличие сохранение пресвитерианского чина, обязанности которого возлагались на наиболее подходящих членов секты для проведе­ния обрядов и ритуалов. Оба вероучения - баптизм и штундизм - развивались в России парал­лельно, дополняя друг друга.

В 1870 г. в деревнях Основа и Игнатовка Херсонской губернии штундисты впервые вы­ступили открыто. В 1871 г. в деревне Константиновка прошло первое собрание штундистов. В этот же период начались репрессии против штундистов. Многие их лидеры (в том числе и руководители секты Михаил Ратушный и Герасим Балабан) были арестованы.

Собравшийся 1873 г. по инициативе В.А.Пашкова и барона Корфа съезд представи­телей сектантских общин хотя и не выполнил задачу объединения сект различных направле­ний, но оказал большое воздействие на дальнейшее развитие штундизма.

Формальное отделение штундистов от русской православной церкви началось в 1874 г., когда один из лидеров штундизма, Лесицкий, выйдя из тюрьмы, начал открыто проповедо­вать баптизм.

С 1874 по 1876 гг. штундисты начали массовое перекрещивание православных в бап­тизм. Центрами штундизма стали Киев и Таращанский уезд.

В 1878 г. закончилось следствие по делу штундистов сел Основа и Игнатовка. Ратуш­ный и Балабан были оправданы, что укрепило позиции штундизма и баптизма и способство­вало их дальнейшему распространению.

Из-за вероучительных разногласий штундизм разделился на старо-шундизм (штундо-баптизм, или плотская штунда), признающий водное крещение взрослых, и младо-штундизм (духовная штунда), не имеющий строгих правил в отношении христианских таинств и нахо­дящийся в очень тесной связи с евангельскими христианами.

В конце 70-х годов XIX в. штундисты окончательно слились с баптистами, однако раз-розненые секты существовали самостоятельно вплоть до начала XX в.

Штундо-баптизм

См. Старо-штундизм.

Штундо-евангелики

См. Штундо-молокане.


Штундо-молокане (Евангелики, Молокане-пресвитериане, Новомолокане, Христиане евангельского вероисповедания, Штундо-евангелики)

Молоканская секта. Сформировалась в 80-е годы XIX в. в Таврической губернии и рас­пространилась по всей Центральной России. Изначально приверженцами секты стали моло­кане донского толка, подвергшиеся влиянию штундизма.

Штундо-молокане фактически приняли вероучение штундо-баптизма, оставив от моло­канства только крещение младенцев. Принята лютеранская трактовка греха и принцип оправдания верой. Молитва за умерших отвергается. В догматике штундо-молокан принято англиканское учение о пресвитерианском сане.

Штундохлысты

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалисти­ческих учений штундизма.

Эбиониты (Евиониты)

Раннехристианская иудеохристианская синкретическая секта. Представляет собой агрессивную и более последовательную часть назореев. Название секты происходит от еврейского слова "евион" - "бедный", что происходит либо от бедности их общества, либо (с точки зрения их оппонентов) от бедности духовной.

Вероучение эбионитов представляло собой смешение элементов христианства и иуда­изма с сильным влиянием гностицизма. В основе христологии эбионитов лежало положение о человеческой сущности Христа и отрицалось его рождение от девы. Христос признавался не богом, а пророком, подобным Моисею.

Эбиониты признавали необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, в частности обрезания, и считали потому восставшего против этого апостола Павла отступни­ком от веры. Эбиониты признавали христианство не новой религией, а ветвью иудаизма.

Культовая практика эбионитов несколько отличалась от ортодоксальной, в частности, таинство евхаристии совершалось раз в год, в воспоминание тайной вечери. Во время евха­ристии употреблялась только чистая вода.

Часть эбионитов, бежавших из Иерусалима при разрушении его Адрианом в первой по­ловине II в., образовала секту елкезаитов.


Эбиониты-гностики

См. Елкезаиты

Эвхиты

См. Евхиты.

Энкратиты (Аквариане, Гидропарастаты, Идропарасты)

Секта сирийского гностицизма. Основана маркионитом Тацианом из Ассирии во II в. Приверженцы секты исповедовали строжайший аскетизм, отвергали употребление вина, даже при совершении таинства евхаристии.

Энкратиты византийские

Группировка ультраконсервативных византийских монахов. Совместно с постниками дали начало богомилам.

Энтихиты

Секта еретиков-фаталистов, поклонников случайного в мире. Существовала в I в.

Энтузиасты

См. Евхиты.

Эфиопские секты (Черные церкви)

Группа афрохристианских сект. Появилась в начале XX века в Восточной Африке и за­тем распространилась на Центральную Африку, а также на другие континенты. Привержен­цы эфиопских сект проповедуют в основном богоизбранность эфиопов. Многие эфиопские секты являются монархическими.

Часть сект заимствовала вероучении и обрядность Эфиопской православной церкви. Другие создали новую, собственную доктринальную систему.

Общая численность приверженцев эфиопских сект в мире на конец XX века - от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Юлианисты

См. Автортодокеты.


Языческо-христианские секты

Группа афрохристианских сект. Представлена сектами, полностью сохранившими местные традиционные верования и лишь отчасти воспринявшими отдельные христианские догматы, как правило, в искаженном виде.

Численность сторонников языческо-христианских сект на конец XX в. не превышала 500 тысяч человек.

Янсенизм

Неортодоксальное течение в католицизме. Возникло в Голландии в 1637 г. под влияни­ем идей голландского теолога Корнелия Янсена и его книги "Августин".

Янсенизм отражал идеологию образованных горожан, оппозиционных к католической церкви. Течением были восприняты некоторые черты кальвинизма, в основном в отношении догмата о переопределении и отрицания свободы воли. Янсениты проповедовали строгое ре­лигиозно-этическое самоусовершенствование.

Своих главных религиозных и политических противников янсениты видели в лице иезуитов.

Основное распространение янсенизм получил во Франции. Первым руководителем ян-сенистов во Франции стал Жан Дювержье, аббат Сен-Сиранского монастыря. Несмотря на сопротивление кардинала Ришелье, Дювержье удалось основать общину в монастыре Пор-Руаяль, который на продолжительное время стал центром янсенизма. Среди членов янсенит-ской общины в Пор-Руаяле были известные люди Франции: моралист Николь, профессор Лансело, математик Блез Паскаль. Была создана также женская янсенитская община. Под влиянием янсенистов Паскаль написал ряд памфлетов против иезуитов, названных "Провин­циальные письма" и в 1660 г. приговоренных к сожжению.

В 1653 г. под влиянием иезуитов сорбоннские богословы определили янсенизм как ересь. В этом же году папа Иннокентий Х издал буллу "Cum occasione", осуждающую янсе­низм. В 1709 г. монахов монастыря Пор-Руаяль распределили по другим монастырям, а в 1710 г. разрушили и сам монастырь. Тем не менее янсенизм продолжал развиваться, прини­мая политическую окраску и выступая против абсолютизма и королевской власти, поддержи­ваемой иезуитами.

Янсенизм во Франции практически исчез в середине XVIII в. В Голландии янсенизм су­ществуют до настоящего времени, став идеологической основой Утрехтской церкви.


ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Аарон

См. Жуков Андрей.

Августин Аврелий (354 - 430)

Выдающийся христианский философ и теолог. Признан в католицизме святым. Родил­ся в Северной Африке, в Нумидии. В молодости примкнул к секте манихеев, где провел 10 лет. Большое влияние на Августина оказал неоплатонизм. В результате знакомства с Амвро­сием Медиоланским Августин обратился в христианство и в 387 г. принял крещение.

В 391 г. Августин назначен пресвитером, а в 395 г. - епископом Гиппона.

Августин является автором большого числа богословских сочинений. Он сыграл большую роль в разработке католической догматики.

Августину принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога, вытекающее из идеи о существовании высшего существа не только в сознании, но и в реальности. Рассмат­ривая в своей книге "Исповедь" (400 г.) процессы становления личности, темные и светлые стороны души, Августин делает вывод о необходимости божественной благодати, которая одна может спасти человека от греховной земной жизни. Блаженство достигается через обла­дание истиной, достигаемой путем самосовершенствования личности и приводящей челове­ка к богу.

Августин является выдающимся борцом с ересями своего времени. В средневековом богословии Августин является непререкаемым авторитетом и относится к отцам церкви. Эк­зистенциалисты считают Августина своим предшественником.

Авель

В Ветхом завете второй сын Адама и Евы, убитый своим старшим братом Каином.

Иисус Христос и апостол Павел называют Авеля праведником, а отцы церкви - первым мучеником, пролившим кровь за правду.

По древнему церковному учению, праведный Авель, убитый нечестивым братом, яв­ляется прообразом вообще всех праведников, гонимых нечестивыми, особенно Великого Праведника Иисуса Христа. По отношению к Христу отцами церкви указывается троякое преобразовательное значение Авеля: как пастух стада, он прообразовал Иисуса Христа как


истинного и доброго пастыря; приношением праведной жертвы Авель прообразовал жертво­приношение на кресте Иисуса Христа, принявшего на себя все грехи всего мира; восприяв насильственную смерть, первый мученик предизобразил Христа, пострадавшего от злобы и ненависти иудеев.

Память 20 марта (2 апреля) и в неделю перед Рождеством Христовым.

Аверроэс

См. Ибн Рушд.

Авраам

Библейский патриарх, живший, согласно Ветхому завету и хронологическим подсче­там, примерно ок. 1800 или ок. 1400 г. до н.э. Предполагают, что он был пастухом и главой рода в местечке близ Хеврона. С его именем связано множество легенд. Авраам считается прародителем еврейского народа. Благодаря своему призванию и заключенному с Богом веч­ному союзу он стал носителем Откровения и Спасения, "скалой, из которой вы иссечены".

Согласно исламской традиции Авраам должен был быть убит царем Нимвродом, кото­рого предостерегали о предстоящем рождении ребенка, носящего это имя и превосходящего богов и царей. Авраам был рожден от ангела Джебраила (Гавриила), и его мать скрывала его в пещере в течение 15 лет, причем вскармливали его пальцы Аллаха.

В возрасте 100 лет у Авраама, в соответствии с предсказанием, родился сын. Умер Ав­раам в возрасте 175 лет.

Адам

Согласно Ветхому Завету, первый человек, родоначальник всего человечества. Имя Адам означает "красный" и указывает на красную землю, из которой он был создан.

Современное наука, начиная с середины XIX в. стремится ниспровергнуть богооткро-венное учение о творении первого человека и доказать его происхождение от одного из жи­вотных. Христианская же церковь, хотя и признает логику некоторых эволюционных теорий, никогда не сомневалась в реальности библейских сказаний о сотворении первых людей, их жизни в раю и грехопадении, и эти сказания находят себе подтверждение в преданиях и ве­рованиях других народов. Установлено, что у некоторых древних народов, например, у асси-ро-вавилонян, у персов, за 200 лет до Моисея существовали сходные с библейскими повест­вования о первых людях. Такие же предания сохранились у китайцев, индусов, греков, му­сульман.


Грехопадение Адама является одним из центральных пунктов христианского догмати­ческого учения. Через Адама грех и смерть вошли в весь мир, во все человечество.

Согласно Ветхому завету, прожил Адам 930 лет и, по церковному преданию, погребен был на Голгофе, на том месте, где затем был водружен крест Иисуса Христа.

Аерий

Основатель и глава секты аериан.

Родился в начале IV в. и сначала предавался аскетическим подвигам вместе со своим другом Евстафием, впоследствии епископом Севастийским. В 355 г. был посвящен в пресви­теры и занимал должность смотрителя госпиталя для странников, калек и немощных в Сева-стии.

Выступив со своим учением, собрал около себя большое количество последователей и в 360 г. оставил должность.

Алфей Барнаульский (???? - 1975)

Мирское имя Александр. Основатель Алфеевской ветви Истинно православной церкви. Послушничал вместе с Г.Секачем в патриархийном Дубровинском монастыре на Украине. По собственной версии, рукоположен в епископа Серафимом (Поздеевым) в 1965 г., однако сообщил об этом только после смерти Поздеева. В сан архиепископа возведен "по соборному суждению".

Амальрик Бенский (Амори Шартрский)

Средневековый мистик, основатель секты амальрикан. Последователь Эриугены. В конце XII в. преподавал философию и богословие в Парижском университете. Был обвинен в пантеизме, оправдался перед папой Иннокентием III и отрекся от своего учения.

Об учении Амальрика известно мало. Достоверно можно лишь говорить о том, что он утверждал следующие положения: Бог есть все; каждый христианин должен верить, что он является частью Христа; находящимся в состоянии любви прощаем любой грех.

В 1209 г., после осуждения церковным собором в Париже учения амальрикан, прах Амальрика был вырыт и выброшен в поле. В 1215 г. учение Амальрика было повторно осу­ждено на IV Латеранском вселенском соборе.

Амвросий

См. Афиноген.


Амори Шартрский

См. Амальрик Бенский.

Андреев Козьма

Считается основателем Спасова согласия в беспоповском направлении старообрядче­ства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: