ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 13 глава




Свободники

См. Христианская община и братство реформированных духоборцев.

Святые младенцы

Православная секта. Основана в деревне Телемис Саратовской губернии в 1865 г. меща­нином Даниловым.

Вероучение секты близко к большинству православных сект того периода. Сектанты не признают священников, крестят младенцев самостоятельно, отрицают иконы.

Специфической особенностью секты является перекрещивание взрослых в болоте.


Севериане (Тленнопоклонники, Феодосиане)

Течение в монофизитстве, состоящее из последователей антиохийского патриарха Се­вера. Сформировалось в 519 г. после низложения монофизитских иерархов на Востоке.

Последователи Севера учили о единой природе Христа, допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христа до воскресения была тлен­ной.

Седминцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Секачевская ветвь ИПЦ

См. Геннадьевская ветвь ИПЦ.

Секачи

Православная секта. Основана в 1875 г. мещанкой села Радули старообрядкой Анной Домановой. Существенную роль в формировании и развитии секты сыграл помощник Дома-новой казак села Лапотней Семен Савенко.

Основная идея секачей - правильное моление перед богом. Секачи считают, что чело­век должен поклоняться именно богу, а не иконам, кресту, церкви и прочим творениям рук человека. Поэтому моление должно осуществляться на улице, под открытым небом, и об­ращаясь к небу.

Семипелагианство

См. Полупелагианство.

Семья

См. Дети Бога.

Семья Детей Бога (Общество духовного просвещения)

Синкретическая секта христианского происхождения. Основатель и руководитель (на конец XX века) - Белодед Владимир Константинович.

Секта основана в 80-е годы XX века. В 1992 году, когда более чем 80 верующим якобы явилась Божья Матерь и открыла им тайны Божественного промысла, секта существенно усилила свою активность.


Вероучение секты основано на Священном писании наряду с признанием истинными священных книг всех мировых религий. Считаются священными также записанные якобы под диктовку с небес послания Богоматери, Евангелия от Фомы и другие произведения. Ве­роучение синкретично, объединяет христианские ветхозаветные концепции, учение Бон, ча­стично заимствует идеи сатанизма.

Адепты секты называют себя христианами. Одним из признаков явления Божьей Мате­ри считается глоссолалия.

Основной задачей секты провозглашается исследование священных писаний всех мировых религий при помощи так называемых "эзотерических ключей", которые якобы были получены с небес. Целью секты является создание Новой Всемирной церкви. Пропове­дуется гностический подход к мировоззрению. Основные христианские догматы искажены, несмотря на использование христианской терминологии. Секта ориентирована на привлече­ние детей и одиноких женщин.

Руководители секты замечены в контактах с руководством Белого братства.

Центры секты располагаются в России, преимущественно в Санкт-Петербурге и Перми. Число приверженцев секты неизвестно, ориентировочно (на конец XX века) - около 400 че­ловек.

Семья любви

См. Дети Бога.

Серафимовская секта

См. Еленушкина секта.

Серафимо-Геннадьевская ветвь ИПЦ

См. Геннадьевская ветвь ИПЦ.

Сидяки

Секта старообрядческого происхождения. В этническом отношении представляет со­бой русских переселенцев-старообрядцев различных согласий конца XIX в. из Мордовии в Башкирию.

В результате репрессий конца 20-х - конца 30-х годов XX в. среди этих старообрядцев не оказалось не только священнослужителей, но и людей, сколько-нибудь серьезно знакомых с культовой практикой. В результате этого сидяки отказались от богослужений и обрядов и


ограничили свои собрания чтением нравоучительной литературы старообрядческого проис­хождения.

Во время проведения службы сидякам разрешается сидеть, откуда и происходит их на­звание.

Сикеры (Радикальные индепенденты)

Радикальная часть индепендентов. Обвинялась в арианских взглядах. Сформировав­шись в отдельную от индепендентов секту, находилась на стадии вырождения и охотно при­мкнула к новому протестантскому движению квакеров.

Симониане

См. Симониты.

Симониты (Елениане, Симониане)

Одна из первых гностических сект. Названа по имени первого известного из христи­анской литературы представителя гностицизма - Симона-волхва. Существовала в II - Ш вв.

Сионисты

См. Сионские церкви Африки.

Сионская апостольская церковь

Одна из наиболее крупных сект Сионских церквей Африки.

Сионская весть

См. Иеговисты-ильинцы.

Сионская христианская церковь

Одна из наиболее крупных сект Сионских церквей Африки.

Сионская церковь зулу

Одна из крупных сект Сионских церквей Африки. Распространена среди народности зулу.

Сионские секты

См. Сионские церкви Африки.


Сионские церкви Африки (Сионисты, Сионские секты)

Группа афрохристианских синкретических сект пятидесятнического происхождения. Зародилась в начале XX в. в Южной Африке и распространилась по всему континенту.

Вероучение сионистов основано на Библии. Многие секты придерживаются традици­онного афрохристианского мнения об искажении белыми текста Библии, и пользуются соб­ственными вариантами. Вероучение синкретично, представляет собой смесь пятидесятниче-ских элементов и местных традиционных верований. Степень искажения христианской дог­матики в разных сектах сионистов различна.

Все секты сионистов объединены идеями богоизбранности африканцев и создания но­вого Сиона в Африке.

В сектах сионистов практикуется полигамия.

Общее число сект Сионских церквей Африки на конец XX в. - более 800, число их при­верженцев - более 6 миллионов, в основном проживающих в ЮАР.

Сионцы

См. Прыгуны.

Сирийский гностицизм

См. Гностицизм сирийский.

Сифиты

Гностическая антиномистская секта. Явилась развитием секты офитов.

Скопцы

Одна из сект духовного христианства. Основана в 1765 г. в Тамбовской губернии отде­лившимися от орловской группы христововеров Андреем Ивановым и Кондратием Селива­новым.

В основе вероучения скопцов - идея физического подавления плоти для спасения, как правило, в форме кастрации.

Духовная организация скопцов схожа с христововерами. Каждая секта делится на "ко­рабли", управляемые "кормщиками", имеющими внутри "корабля" абсолютную власть. "Кормщику" помогает "кормщица", или "богородица". Молитвенные собрания скопцов назы­ваются "радениями", схожими с христововерами. Во время радений скопцы плясками и прыжками доводят себя до исступленного состояния.


В 1772 г. Екатерина II издала указ о расследовании дела скопцов, в результате чего Ан­дрей Иванов был сослан на каторгу в Нерчинск, а Селиванову удалось скрыться. После смер­ти Кондратия Селиванова прошел ряд судебных процессов против скопцов. Под страхом ре­прессий большая часть сектантов эмигрировала в Румынию.

В 1816 г. скопцы разделились на два течения. Одно из них начало подвергать вступив­ших в секту мужчин второй кастрации, полностью удаляя половые органы. Эта операция ими была названа "царской печатью", или "вторым крещением". Приверженцы второго тече­ния сочли "царскую печать" преступным новшеством и отказались ее применять. В 1871 г. среди скопцов произошел еще один раскол, вызванный неприятием основной части сектан­тов тех скопцов, которые приняли мирские обычаи.

Среди скопцов выделяются девственники, которые заменют физическое оскопление ду­ховным, т.е. полным отказом от каких-либо действий и мыслей эротического характера.

На конец XX в. численность скопцов стала незначительной, проживают они преимуще­ственно на Украине.

Скрытники

Одна из групп поморского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Отри­цают все материальное и духовное, что появилось в мире после раскола - книги, средства коммуникации, продукты (в том числе и введенные в обиход после раскола картофель и то­маты), средства транспорта. Отвергаются также все предметы, имеющие знаки, которые мо­гут быть истолкованы как "печать антихриста" (к примеру, денежные знаки и документы).

Скрытники ведут крайне замкнутый образ жизни и минимизируют контакты с внешним миром. На конец XX в. численность скрытников незначительна. Проживают они в Томской области.

Сливковские штундисты

Штундистская секта.

Сливковские штундисты считают бога проявлением любви, чуждой любого внешнего образа. Согласно их вероучению, до Христа людьим правил плотский закон, каравший за грех. Христос принес людям благодать под видом прощения, и открыл людям Слово божье, т.е. истину. Христос, пострадавший за людей, на деле доказал свою любовь к ним, и только в этом смысле следует понимать слова Евангелия о плотском пришествии Христа. Следова­тельно, человек, правильно понимающий смысл Евангелия, не может быть грешником, т.к. в нем живет бог.


Согласие благочестивых

См. Аароновцы.

Согласие по кресту

См. Рябиновское согласие.

Согласие разиней

См. Онисимово согласие.

Сопелковцы

См. Бегунский толк.

Софонтиевское согласие

Направление в поповском старообрядчестве. Основано иноком Софонтием на р.Керже-нец. Впоследствии легло в основу беспоповского часовенного согласия.

Социанство

См. Социнианство.

Социнианство (Социанство)

Протестантская секта, основанная в конце XVI - начале XVII вв. в Швейцарии Лелием Социном и его племянником Фаустом Социном. В основе социнианства - возрожденное уче­ние древних антитринитариев.

Социнианство отличается крайним радикализмом. Политически социниане являлись консервативным крылом Польских братьев.

Социниане отрицают догмат о Троице, первородный грех и искупление. Священное пи­сание признается единственным источником вероучения, но только тогда, когда оно не про­тиворечит разуму. Утверждается единственность лица Бога. Христос считается обычным че­ловеком, одаренным божественной силой.

Социнианство не получило поддержку в Швейцарии, и в 1551 г. сторонники течения переселились в Польшу и Трансильванию, где нашли множество последователей, преимуще­ственно в дворянской среде. Преемнику Лелия Социна Фаусту к концу XVI в. удалось со­здать множество самостоятельных общин, церквей и школ.


В 1658 г. усилиями иезуитов социниане были изгнаны из Польши и расселились в Гол­ландии, Германии и Англии, где постепенно растворились в других течениях протестантиз­ма. В настоящее время социнианские секты существуют в Трансильвании.

Союз духовных общин Христа (Православные духоборцы Канады)

Старейшее и самое многочисленное из течений американо-канадских духоборцев. При­верженцы секты проживают преимущественно на западе Канады.

Спасово согласие (Нетовщина, Спасовский толк)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в конце XVII века в среднем Поволжье (р.Керженец, Ярославская и Костромская губернии) и изначально не было связано с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами).

Основателем Спасова согласия считается Козьма Андреев.

По представлению спасовцев, в мире воцарился Антихрист, благодать вознесена на небо, церковь отсутствует, а церковные таинства уничтожены. Так как человек самостоятель­но не может способствовать своему спасению, то, по мнению спасовцев, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божьего).

Спасовцы весьма сильно отошли от других направлений беспоповства и выделяются среди них своей религиозной индифферентностью. Большинство спасовцев не имеет молель­ных домов, наставников и обрядов. От своих последователей Спасово согласие требует бы­тового аскеизма, строгих ограничений в еде и питье, а также запрещает носить пеструю и цветную одежду.

Среди приверженцев спасова согласия были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Внутри Спасова согласия имеется ряд расхождений из-за различных взглядов на креще­ние и брак. Сторонники глухой нетовщины совершают обряды крещения и брака в право­славных церквах и рассматривают их как простую регистрацию. У последователей бабушки­ного согласия детей крестят родители или повивальные бабки. У новоспасовцев есть настав­ники, совершающие обряды и проводящие богослужения. Самокрещенцы считают, что кре­ститься может только сам человек. Строгие нетовцы вообще обходятся без крещения. Немо-ляки отказались от использования в культе икон.

Общая численность спасовцев на конец XX века - около 100 тысяч человек, проживаю­щих преимущественно в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях и районе среднего Поволжья.


Спасовский толк

См. Спасово согласие.

Спиритуализм

Христианская ересь раннего средневековья.

Спиритуалы придерживались специфической точки зрения на природу Христа, разде­ляя божественную и человеческую сущности и рассматривая каждую из них в отдельности, причем основное внимание уделялось божественной сущности.

Спиритуализм осужден на XV вселенском соборе.

Стариковщина

См. Часовенное согласие.

Староапостольская церковь

См. Ирвингианство.

Староверие

См. Старообрядчество

Старое русское сектантство

См. Духовное христианство.

Старокатолицизм

Группа не-римских католиков. Образовалась в 1870 г. из числа католиков, недовольных решениями I Ватиканского вселенского собора Римско-католической церкви и принятием догмата об универсальном и вселенском примате Папы римского и о его непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Главным идеологом старокатолицизма стал Иоганн фон Деллингер.

Идейной основой старокатолицизма стало движение фебронианизма, возникшее среди католиков Германии в XVIII веке.

Помимо догмата о непогрешимости папы, старокатолики отвергли провозглашенный Римско-католической церковью в 1854 г. догмат о непорочном зачатии Пресвятой девы Ма­рии. Основы вероучения старокатоликов изложены в Утрехтской декларации 1889 г.


Старокатолики принимают вероучение ранней христианской церкви в том виде, как оно было сформулировано на первых восьми вселенских соборах, а также другие доктрины, принятые церковью до раскола 1054 г., не соглашаясь со многими более поздними нововве­дениями Рима. В частности, старокатолки высказывались против принятия филиокве. При­знавая все семь таинств, старокатолики отказались от доктрины пресуществления.

Имеются различия и в культе старокатоликов и католиков. У старокатоликов литургия совершается только на национальных языках. Тайная исповедь и пост не являются обяза­тельными. Священники избираются общиной и только после этого рукополагаются. Духо­венство не связано обетом целибата.

Каждая национальная старокатолическая церковь независима.

Будучи идейно близкими англиканам и православным, старокатолическая церковь дол­гое время ведет с ними переговоры об объединении. В 1932 г. старокатоликам удалось до­биться соглашения о полном евхаристическом общении с англиканами. Достигнута догово­ренность о взаимном причащении между старокатоликами и Филиппинской независимой церковью.

Со временем к старокатоликам присоединилась отделившаяся от католицизма в 1724 г. Утрехтская церковь в Нидерландах, созданная в США в 1897 г. Польская национальная като­лическая церковь, возникшая в 1924 г. хорватская старокатолическая группа.

Общая численность старокатоликов на конец XX века - около 450 тысяч человек, большая часть которых относится к Польской национальной католической церкви в США, Канаде и Польше.

Старообрядческая митрополия

См. Русская православная старообрядческая церковь.

Старообрядчество (Раскольничество, Староверие)

Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в ре­зультате раскола Русской православной церкви в середине XVII века, отказавшихся признать церковную реформу патриарха Никона.

Реформы Никона основывались на стремлении объединить русскую и греческую право­славную церкви. В 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене дву­перстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении "греческого" трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда свя-


щеннослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церков­ной оппозиции.

Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.

На Московском соборе 1666 - 1667 г. противники реформ Никона были преданы анафе­ме. Спасаясь от преследований, они бежали в отдаленные районы. Противники Никона счи­тали, что после проведения реформ официальное православие перестало существовать, и ста­ли именовать государственную церковь "никонианством".

Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако по­степенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Ста­рообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмико­нечный. На проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в официальном право­славии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные - против солнца. В конце молитвы произносится "аллилуйя" два раза, а не три. Слово "Иисус" в старообрядчество пи­шется и произносится как "Исус".

Для раннего старообрядчества характерно отрицание "мира" - крепостнического госу­дарства, в котором господствует Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с "мирскими", придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.

В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимо­сти от наличия или отсутствия священства - поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихри­стом.

В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодатель­ным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев - 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов - 1 миллион.


В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.

Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.

Официально термин "старообрядчество" стал использоваться с 1906 г. К употребляемо­му термину "раскольники" сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя привер­женцами истинной церкви.

Старопоморцы

См. Филипповский толк.

Староспасовщина

См. Глухая нетовщина.

Старо-штундизм (Плотская штунда, Штундо-баптизм)

Секта в штундизме, признающая водное крещение взрослых. Представляет собой ко­нечный этап совместного развития штундизма и баптизма в России. Секта активно поддер­живалась лидером штундизма Михаилом Ратушным и лидером русского баптизма Гераси­мом Балабаном.

Старый Израиль

Христововерческая секта. Отделилась в 30-е годы XIX века от секты постников. Осно­ватель - Парфентий Катасонов.

Со временем вероучение и культ секты существенно изменились, в итоге превратив­шись в "окультуренное" христововерие, с гораздо более слабыми ограничениями на пищу и разрешением гражданского брака.

В начале XX в. "Старый Израиль" разделился на несколько течений, в частности, "Но­вый Израиль", и прекратил свое существование как единое течение.

Статейники (Иерархиты)

Одна из сект бегунского толка в беспоповском течении старообрядчества. Создали свою собственную иерархию во главе с основателем этой группы, именовавшимся "патриар­хом".


Стефаново согласие (поповское)

Направление в поповском старообрядчестве. Основано беглым священником Стефа­ном.

Стефановцы считали, что хлеб пасхальный и богоявленская вода - то же, что евхари­стия, и потому нет нужды домогаться евхаристии.

Стефаново согласие (беспоповское)

Направление в беспоповском старообрядчестве. Основано дьяконом Стефаном. Стефановцы презирали брак, учили жить в наружном девстве и блуд считать любовью. Родившихся детей считалось необходимым бросать в лесу на съедение зверям и птицам.

Стефановцы

Одна из групп Истинно православных христиан.

Странники

См. Бегунский толк.

Странники брачные

См. Брачные странники.

Стригольничество

Хронологически первая из русских христианских ересей. Возникла в новгородских и псковских землях в 1371 г. Идеолог и руководитель секты - дьяк Карп.

Достоверная информация о стригольничестве практически отсутствует, т.к. сочинения идеологов движения были уничтожены властями. О течении можно судить только по поле­мическим летописным документам, направленным против стригольников.

В основе вероучения стригольников - недовольство развращенностью православной церкви, обвинение духовенства в симонии, и как следствие полное отрицание существующей церкви, всей ее структуры, иерархии, обрядности, церковных таинств (за исключением пока­яния, которое полагалось делать в землю, а не священнику) и, в радикальных направлениях -отдельных элементов вероучения, в частности догмата о воскрешении.

Стригольники считали недостоверным священное предание, утверждая, что под хри­стианской церковью следует понимать только церковь, сохранившую полные апостольские традиции. Евангелие толковалось буквально.


В идалах первоначального христианства стригольники видели право любого человека быть учителем веры, независимо от принадлежности к духовенству. Проповедь являлась не только правом, но и обязанностью любого верующего, ведущего достойный образ жизни.

В 1375 г. лидеры стригольничества Карп и Никита были осуждены и в 1376 г. утоплены по приказу властей в р.Волхов. После их смерти деятельность стригольников практически прекратилась, но с начала XV в. вновь возобновилась в Новгороде и Пскове.

В 1427 г. московский митрополит Фотий отправил в Псков две грамоты, направленные на повышение духа православия. Под влиянием этих грамот в рядах стригольников были произведены аресты, после чего деятельность секты прекратилась окончательно.

Строгие нетовцы (Некрещеные старообрядцы)

Одна из сект спасова согласия в беспоповском течении старообрядчества. Отказалась от обряда крещения.

Субботничество (Жидовствующие, Иудействующие)

Русская синкретическая секта. Возникла в конце XVII в. в среде крепостных крестьян центральных губерний России.

В основе вероучения субботников - ветхозаветные принципы в сочетании с иудаист-ской культовой практикой. Догмат о Троице отрицается, признается ветхозаветное единобо­жие. Отвергается почитание икон, мощей, креста. Суббота считается праздничным днем. В богослужебной практике используются древне-еврейские молитвы, переведенные на русский язык.

К XIX в. субботничество получило широкое распространение и насчитывало не менее 30 тысяч приверженцев. Общинная сплоченность субботников вела к росту их благосостоя­ния и способствовала формированию преуспевающей верхушки секты.

С 1825 г., в период царствования Николая I, усилились репрессии против субботников. Многие приверженцы секты были приговорены к каторге, остальные высланы в Закавказье. В этот период из среды субботников выделилось течение героев, преимущественно из числа руководителей сект.

Начиная с конца XIX - начала XX в. с жидовствующими-субботниками объединяется часть молокан-субботников.

К концу XX в. численность субботников незначительна, они проживают в основном в центральных областях России и Закавказье.


Сютаевцы

Православная этическая секта. Основана в 70-х годах XIX в. в Тверской губернии рос­сийским философом В.К.Сютаевым.

В основе вероучения сютаевцев - взаимная любовь среди людей, отсутствие которой вызывает все существующие неурядицы и войны. Основной путь достижения нравственного совершенства - самосовершенствование человека. Сютаевцы не ходят в церковь, не призна­ют таинств, икон, святых, отрицают присягу и военную службу. Сютаевцы стремятся жить безупречно, всегда говорить только правду, делиться со всеми нуждающимися.

Сютаевцы подвергались судебным преследованиям, преимущественно за отказ от кре­щения детей и присяги. Движение сютаевцев получило большой резонанс в культурной жиз­ни России конца XIX в. и вызвало интерес со стороны толстовцев. Строгие требования, предъявляемые к членам секты, ограничили ее распространение, но отдельные ее привержен­цы существовали до начала XX в.

Табориты

Христианская секта позднего средневековья. Представляла из себя радикально-демо­кратическое крыло гуситов. Социальную основу общины, разместившейся на горе Табор в Южной Чехии (откуда и название движения) составляли крестьяне, городская беднота, низ­шее духовенство, часть мелкого дворянства.

Политическая платформа таборитов включала требования ликвидации сословий, фео­дального и церковного имущества, устранения дворян и рыцарей.

Табориты толковали "тысячелетнее царство божье на земле" как царство всеобщего ра­венства, отрицали церковные таинства, католический культ, а наиболее радикальная часть -все христианские святыни и обряды.

Противоречия таборитов с чашниками привели к открытой войне между ними, в кото­рой в 1433 г. табориты были разбиты.

Тамбовская вера

Православная секта. Основана в 1872 г. в Белевском уезде. Близка к скопцам.

Танец Большого Барабана

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в Бразилии и странах Кариб­ского бассейна, в основном на островах Гренада и Каррьяку.


Танец Кроманти

Афрохристианская синкретическая секта. Распространена в странах Карибского бассей­на, в основном на Ямайке.

Танцующие братья

См. Гюпферство.

Тверитиновцы

См. Евангелисты.

Телеши

Христововерческая секта. Сформировалась в конце XIX в. под влиянием рационалисти­ческих учений.

Темное толстовство

Группа синкретических сект, сформировавшаяся после разделения толстовства. Имела большое влияние в крестьянской среде и разработанную культовую практику. В темное тол­стовство входил ряд сект-общин, наиболее крупной из которых была "Дружина церкви Хри­стовой".

Отдельные группы темных толстовцев существовали до 1945 г.

Тетрадиты (Четыренадесятидневники)

Христианская ересь, сформировавшаяся в результате определения времени празднова­ния Пасхи на I Никейском вселенском соборе 325 г. Тетрадиты, хотя и были христианами, но праздновали Пасху вместе с иудеями 14 нисана.

Тетрафеиты (Четверобожники)

Течение в монофизитстве, состоящее из последователей александрийского партиарха Дамиана. Основано в конце IV в.

Тетрафеиты утверждали, что общая лицам Троицы единая божественная сущность име­ет самостоятельную действительность.


Титловцы

Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Тит­ловцы разошлись с большинством сторонников федосеевского согласия в вопросе надписи на кресте I.Н.Ц.I (Исус Назореянин Царь Иудейский) и приняли завещаный Феодосием Васи­льевым поморский вариант Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).

Титловцы также строго соблюдают и другое предание Феодосия - очищать молитвой покупаемое на торжище брашно.

Название секты следует от почитания сектантами только креста с титлой, в отличие от других федосеевцев.

Титловщина распространена преимущественно в Петербургской и Новгородской обла­стях.

Ткачи

См. Катары.

Тленнопоклонники

См. Севериане.

То биты

Течение в монофизитстве. Основано Стефаном Ниобеем.

Тобиты учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в себе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различие бога от человека.

Толстовство

Группа синкретических сект христианского происхождения. Зародилась в конце 80-х годов XIX в. в русской крестьянской среде под влиянием идей духоборчества и учений Л.Н.Толстого. Окончательно сформировалась в начале XX в.

Фактический основатель и первый пропагандист толстовства - князь Дмитрий Хилков, рспространивший учение в своем поместье в с.Павловках.

В основе вероучения толстовства - этика любви и непротивления злу насилием. Имея христианскую основу, оно включает элементы язычества, буддизма, ислама, индуизма. Основные христианские догматы отвергаются: отрицается Троица, божественность Христа, догматы о первородном грехе и бессмертии души. Единственной святыней считается челове­ческая жизнь. Реальность существования Христа признается, но лишь как одного из проро-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: