ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 22 глава




До конца 20-х годов XX в. РПЦЗ поддерживала отношения с РПЦ. Продолжение этих отношений, как и воссоединение РПЦЗ и РПЦ стало проблематичным после смерти патриар­ха Тихона и декларации возглавившего после него Московскую Патриархию митрополита Сергия.

РПЦЗ не участвует в экуменическом движении. Большое значение придается сохране­нию русских дореволюцонных традиций. Обязательно использование русского языка в бого­служениях и быту.

РПЦЗ официально не признана поместными автокефальными церквями.

Общая численность приверженцев РПЦЗ на конец XX в. - около 500 тысяч человек, в основном в США, Германии, Канаде и Франции.

Сатана (Сатанаил)

Древнеевр. "противник".

Первое появление понятия "Сатанаил" связывают с архаическими дуалистическими ми­фами, в которых он выступает как противник бога-демиурга. На последующее формирование образа сатаны оказали влияние иранская мифология и зороастризм, в частности верховное зороастрийское божество Ахурамазда и зороастрийский дух зла Ангро-Манью. В дальней­шем развитие понятия о сатане связано преимущественно с иудаистскими, христианскими и исламскими представлениями об образе зла.

В ветхозаветных текстах сатана - имя нарицательное, обозначающее отступника, высту­пающего против Бога и создающего помехи людям (Первая книга Паралипоменон, книга


Иова, Книга пророка Захарии). Бытующая в народных поверьях аналогия сатаны с ветхоза­ветным Змеем (Книга Бытия) на самом деле не имеет под собой реальной основы. Змей из Книги Бытия является типичным трикстером. Возможно, подобные ассоциации являются следствием апокалиптических ассоциаций сатаны с "драконом" и "змеем древним". Тем не менее позднейшая христианская и иудаистская литература так или иначе отождествляет вет­хозаветного змея или непосредственно с сатаной, или с его посланником.

В новозаветных текстах сатана или аналогичен ветхозаветному (Евангелие от Матфея, от Марка), или является конкретной персонификацией зла, вошедшего в Иуду (Евангелие от Луки). В Новом завете сатана "обладает властью над злом" (Деяния святых апостолов). Здесь он показывается показывается в образе лицемера, притворщика, принимающего образы по­ложительных героев (Второе послание апостола Павла). Наибольшее развитие образ сатаны получил, естественно, в Апокалипсисе, где он уже конкретно персонифицируется как глава царства зла, порождающий Антихриста.

Тем не менее, в раннем христианстве сатана не являлся конкретной личностью, а пред­ставлял собой обобщающий образ - первоначально отступника в принципе, а затем символа зла. Иногда встречающееся в Новом завете отождествление дьявола с сатаной связано, веро­ятно, с нежеланием переводчиков использовать значения этих терминов (соответственно "клеветник" и "противник")

В народном фольклоре и быту с сатаной часто отождествляется также Люцифер и Вель­зевул. На самом деле, подобные аналогии неверны, так как Вельзевул в Новом завете встре­чается только в Евангелиях от Матфея и от Марка и только в значении "князя бесовского". Люцифер же вообще не встречается в явном виде ни в Ветхом, ни в Новом завете, а в более поздней христианской литературе соотносится то с неким "падшим ангелом", отождествляю­щимся с ветхозаветным языческим демоном планеты Венера из пророчества о гибели Вави­лона, то с неким "ангелом света", восставшим против Бога.

В последующей христианской (преимущественно апокрифической) и особенно мисти­ческой литературе, сатана приобретает конкретные черты, становится личностью. В этот пе­риод сатана воспринимается как главный антагонист Бога и всех верных ему сил, враг чело­веческого рода, повелитель всех злых сил.

С точки зрения ортодоксального христианства, сатана противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество, а как падшее творение Бога, отступник, обращающий против Бога силу, полученную от него же. Тем самым сатана парадоксальным образом содействует выполнению божественного замысла. В этом аспекте христианская философия попадает в


тупик неразрешимого противоречия между предопределенностью всего происходящего (в том числе явления сатаны) всесильным богом и определением сатаны как зла, против кото­рого (и, следовательно, против воли Бога) следует бороться.

С точки зрения ряда дуалистических христианских ересей (к примеру, богомильства), сатана представляет собой анти-бога, божество зла, полностью равное христианскому Богу по уровню и силе.

Образ сатаны как верховного правителя царства зла и антагониста светлых сил, несмот­ря на демонстративное порицание его христианством и иудаизмом, является неотъемлемым и необходимым элементом вероучения, создающим опору для последующего сравнения до­бра и зла, определения критериев оценки человеческих мотивов и поступков, сравнения ве­роучений.

Уже начиная с раннего средневековья вопросы толкования понятия "сатана" становятся значимыми в различных христианстких ересях, а впоследствии - и в протестантских течени­ях.

Образ сатаны активно использовался в средние века различными тайными орденами, а в новое время - сектами сатанистской ориентации.

Сатанаил

См. Сатана.

Святой дух

Третий член христианской божественной Троицы, наряду с Богом-Отцом и Богом-Сы­ном.

Одни из расхождений между католиками и православными с давних пор и до настояще­го времени является вопрос о филиокве, или исхождении Святого духа. Католическая церковь утверждет, что Святой дух исходит от "Отца и Сына". Православная церковь счита­ет, что Святой дух выполняет волю только Бога-Отца.

В протестантизме можно встретить любую из этих точек зрения. В целом протестан­тизм придает несравненно большее значение именно Святому духу. Особенно такая позиция характерна для пятидесятников, движения святости, ривайвелизма.

Священное писание

См. Библия.


Секта

Организация (группа лиц), замкнувшаяся в своих интересах (как правило, культовых, религиозных или антирелигиозных), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило секты противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям.

Часто бывает сложно отделить секту от новой религии или протестантистского движе­ния. В самом понятии секты достаточно субъективизма, который накладывается той религи­ей, от которой откололась секта. Тем не менее представляется возможным определить те критерии, которыми можно пользоваться при описании секты: это относительная малочис­ленность приверженцев, отсутствие церкви как общественного института, обязательное на­личие противопоставления вероучения или культа какому-либо другому религиозному тече­нию.

Необходимо различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то негативного.

Семь таинств

См. Таинства христианские.

Сенсибильность

Философский термин, обозначающий предмет или явление, постигаемое только чув­ствами. Широко употребляется в схоластике и философии И.Канта.

Сецессионисты

Обобщенное название протестантских направлений и сект, объявляющих себя незави­симыми и самостоятельными по отношению к существующим протестантским конфессиям. Кроме многочисленных сект, к сецессионистам обычно относят индепендентов, диссиден­тов, сепаратистов, диссинтеров, свободные церкви.

Сидра-де-Яхья (Книга Иоанна)

Священная книга мандеистов. Описывается жизнедеятельность Иоанна Крестителя (в варианте, отличающемся от христианского) и критикуется Иисус Христос.


Символ веры

Краткий свод вероучительных догматов религиозного течения. Основная особенность символа веры - это то, что изложенные в нем положения должны приниматься на веру, без доказательств.

Общехристианский (Никейский) символ веры, принятый на Никейском и Константино­польском вселенских соборах, составлен "отцами церкви" и состоит из 12 частей. В первых восьми изложены догматы о Троице, вочеловечении Христа и искуплении грехов; в послед­них изложены положения о христианской церкви, крещении и вечной жизни. Символ веры читается как молитва на богослужениях.

Подробное толкование символа веры дается в катехизисах.

Симония

В христианстве приобретение за деньги благодатного иерархического служения в церкви. Термин появился в IV в. и происходит от имени первого известного из христианской литературы представителя гностицизма - Симона-волхва.

Синкретизм

В религиозном аспекте - смешение, неорганическое слияние разнородных религиозных элементов, к примеру, различных культов и течений.

Синкретические образования, как правило, проповедуют следование догматике и осно­вам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают веро­учение, догматику и культ, по-своему интерпретируют основные термины и понятия, выпол­няют самостоятельные переводы первоисточников.

Страшный суд

В христианской (и иногда в исламской) мифологии предсказанный суд вновь пришед­шего на Землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми. Все умершие в мо­мент Страшного суда должны воскреснуть и получить по своим заслугам (по вере его, с точ­ки зрения протестантов, и по делам его, с точки зрения остальных христиан).

Представление о Страшном суде восходит, по мнению большинства исследователей, еще к египетской религии и однозначно к ветхозаветному мифу о судном дне. В более поздних источниках также упоминается предстоящий Страшный суд - преимущественно в


Откровении св.Иоанна Богослова (Апокалипсисе), Евангелии от Матфея и Евангелии от Иоанна.

Супралапсарии

Группа нидерландских реформатов. Придерживалась идеи о том, что предопределение к спасению было дано после грехопадения и в связи с ним. Находились в оппозиции к ин-фралапсариям. В споре между инфралапсариями и супралапсариями началось формирование учения Иакова Арминия.

Сфар Малвасиа (Книга Зодиака)

Священная книга мандеистов, описание гороскопов и магических средств.

Схоластика

Религиозная философия, характеризуюшаяся объединением теологических догматов с рационалистической методикой и формальной логикой.

Ранняя схоластика (XI - XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма. Зрелая схоластика (ХП - XIII вв.) представляла собой христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского и аверроизм; центром этого этапа развития схоластики был Парижский университет с его энциклопедическими идеями. Позднюю схоластику (XIII - XIV вв.) представляли Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.

Таинства христианские (Семь таинств)

В христианской религии крещение, причащение, священство, покаяние, миропомаза­ние, брак, елеосвящение.

Талмуд

Собрание законоположений иудаистской религии. Является основным богословским сборником иудаизма.

Талмуд сформировался в течение многих веков, с IV века до н.э. до IV века н.э. Столе­тиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению устно. Поэтому в отличие от Библии (писанного закона) Талмуд называется устным законом.

Письменное оформление накопившегося талмудического материала началось в III века н.э. и закончилось в V веке (Иерусалимский Талмуд). Вавилонский Таомуд был завершен в VI в.н.э. В основу Талмуда лег Ветхий завет, особенно первый его отдел - Пятикнижие, Мои-


сеев закон, или Тора. Основная задача, которую ставили перед собой талмудисты - сохране­ние и закрепление библейского вероучения, приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Разрабатываемые правила весьма способствовали усилению национальной замкнуто­сти и религиозной обособленности еврейского народа.

Первые законоположения Талмуда восходят к периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (332 год до н.э.), и эллинизм вторгся в замкнутый мир древних евреев. В течение трех веков (с IV по II век до н.э.) Иудея испытывала на себе силь­ное влияние греческой культуры. В Ш веке до н.э. книжники-хасидеи ополчились против эл­линистов, встав на защиту "веры отцов". Для сохранения моисеева закона в новых условиях хасидеи занялись толкованием Торы, в результате чего появилось собрание Мишна ришона ("Первое повторение Торы"). Этот сборник частично вошел в состав Талмуда, как считают, в сильно переработанном виде. Мишну цитируют по трактатам, главам и параграфам.

В 141 году до н.э. в Иудее установилась власть Маккавеев, объединивших в одном лице духовную и светскую власть. Против Маккавеев ополчилась старая первосвященническая ди­настия Саддокидов, которые были сторонниками компромисса между моисеевым законом и греческой философией. Хасмонеи в борьбе против саддукеев опирались на фарисеев - выход­цев из средних слоев населения, которые были противниками греческой философии и ярыми защитниками Торы.

Теизм

Класс религий, признающих безраздельную власть над миром одного высшего суще­ства - бога; понимающих бога как абсолютную личность, существующую вне мира, как пра­вило, создавшую мир и действующую в нем. Потусторонность теистического бога отличает теизм от пантеизма, а наличие непрерывной активности бога - от деизма. Термин впервые применен Р.Кедвортом.

Теология

Богословие, совокупность, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе идей или текстов, принимаемых как божественное откровение.

Одна из предпосылок теологии - концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое слово. Теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или теистических тенденций.


Вторая предпосылка теологии - наличие развитых форм идеалистической философии. Хотя теология не может обойтись без философских понятий, она по сути отлична и от фило­софии, и от религиозной философии. В теологии разуму отводится служебная истолкователь-ная роль, он только принимает и разъясняет слово божье. От философии и любого другого автономного мировоззрения теология отличается полной авторитарностью.

Догматическое содержание теологии рассматривается как вечное, абсолютное, не подлежащее историческому изменению.

Существуют два вида теологии - нижний (естественная теология) в виде философской спекуляции абсолютом как сущности, первопричине и цели всех вещей, и верхний (бого-откровенная теология) - не постигаемые разумом "истины откровения". Протестантская тео­логия иногда отказывалась от понятия естественной теологии; в XX веке такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма и опасностью столкновения с результатами научных исследований.

Теософия

Мистическое богопознание, реже используется как синоним теологии. В общем смысле теософия, в отличие от теологии (которая опирается на откровение и догматы) - учение о бо­жестве, исходящее их субъективного мистического опыта и стремящееся изложить этот опыт в виде связной системы. Также является распространенным отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI - XVIII веков, находящихся вне прямой церковной христианской традиции.

Тора

См. Пятикнижие.

Тотемизм

Комплекс верований и обрядов, как правило, в первобытном обществе, связанный с представлениями о родстве между группами людей (родами) и тотемами. В первобытном об­ществе каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Выбор тотема, как правило, связан с географическим характером местности и населяю­щими ее животными.

Тотемизм тесно переплетается с фетишизмом.

До нашего времени тотемизм сохранился в Австралии - классической стране тотемиз­ма, а также в некоторых афрохристианских сектах.


Традуционизм

В ортодоксальной христианской церкви доктрина (позднее отвергнутая официальной церковью и подхваченная некоторыми ересями, в частности, богомилами), утверждающая, что новая душа рождается от совокупления родительских.

Трикстер

Человеческий или животный персонаж, существующий в мифах всех континентов. Как правило, отличается лукавством, хитроумием, способностью к трансформациям или перево­площению. Часто выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, греческий Прометей, скандинавский Локи.

В большинстве случаев трикстер - существо мужского пола, хотя встречаются и исклю­чения.

В подавляющем большинстве мифов трикстер выступает как "второй" творец мира (реже - части мира), а главным образом играет роль существа, которое "испортило" творение верховного божества, впустив в мир все существующие несчастья.

Наглядным примером трикстера является змей из Книги Бытия, пробуждающий сексу­альность у прародительской четы. Здесь трикстер выступает в "умеренной" форме, так как он создан верховным творцом.

Троица

Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой.

Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в Ш веке н.э. и сразу вы­звало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреп­лен на Первом и Втором Вселенских соборах.

Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из по­водов для разделения церквей.

Униатство

Церковное течение, основанное на союзе различных не-католических церковных кон­фессий и организаций с католической церковью при обязательном условии признания рели­гиозного главенства папы римского.


Как правило, в униатстве происходит слияние католической догматики и традиционно­го культа не-католической конфессии, в том числе проведения богослужений на националь­ном языке.

К униатству относятся униатские церкви греческого, армянского, коптского, маронит-ского обрядов.

Фетишизм

Культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных сверхъестественными свой­ствами. Был распространен практически у всех первобытных народов.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Черты фетишизма сохранились до нашего времени в виде амулетов, оберегов, талисманов.

Филиокве

Термин от лат. Filioque - "и от сына". Добавление, сделанное в VII веке западно-христи­анской церковью к христианскому "Символу веры" IV века, в догмате Троицы: об исхожде-нии Святого духа не только от Бога-отца, но и от Сына. Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.

Таким образом, католическая церковь утверждет, что Дух Святой исходит от "Отца и Сына". Православная церковь считает, что Дух Святой выполняет волю только Бога-Отца.

Философия существования

См. Экзистенциализм.

Франкмасонство

См. Масонство.

Хаос

Греч. зиять - у большинства древних философов изначальное, беспорядочное и бесфор­менное состояние мира. У Гесиода он означал пустое неизмеримое пространство, существо­вавшее до возникновения всех вещей, от которого произошли Эреб и Никта.

Понятие хаоса нашло отражение и в философиях Анаксагора и Платона.

У гностиков хаос отождествлялся с материальным миром и считался воплощением зла. В смешении с духовным миром (плиромой) хаос порождал видимый мир (космос).


Хиализм

Христианское учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова. Хотя и принималась некоторыми отцами церкви, но являлось преимущественно отличительной особенностью ряда еретических систем: эбионитов, монтанистов.

Идея хиализма восходит к дохристианским временам, когда большинство иудеев виде­ли в предполагаемом мессии не искупителя, а земного царя, устроившего царство на земле и предоставившего свободу еврейскому народу.

Хиалистические идеи подтверждались некоторыми ветхозаветными и новозаветными пророчествами.

Особенное распространение хиализм получил в еретических учениях П - III вв., что вы­звало категорический протест ортодоксальной церкви.

Хиротония (Рукоположение)

Греч. cheirotonia - действие силой рук. Обряд возведения в сан в христианстве, как пра­вило, в православии и католицизме, используется в некоторых протестантских конфессиях. Рассматривается как таинство, в процессе которого через возложение рук в посвящяемого передается божественная благодать.

Христианский и миссионерский альянс

Протестантская церковная организация перфекционистской направленности. Создана в 1887 г. верующими, ранее входившими в различные протестантские течения. Инициатором организации альянса стал пресвитерианский священник А.Б.Симпсон.

Первоначально были созданы две организации - Христианский альянс, состоящий из местных подразделений, и Миссионерский альянс, занимающийся посылкой миссионеров. В 1897 г. эти организации объединились, однако окончательно определились как церковь в 1974 г.

В вероучении альянса, официально принятом в 1965 г., делается акцент на центральное положение личности Христа, который рассматривается как спаситель, освятитель, исцели­тель и ожидаемый царь.

Влияние альянса благодаря миссионерской деятельности распространено на многие страны. В каждой стране церковь автономна. Общая численность приверженцев альянса на конец XX века - 2,3 млн. человек.


Церкви восточного обряда (Католики восточного обряда)

Малочисленные католические церкви, имеющие полную доктринальную общность с римско-католической церковью, и некоторые особенности культа, общие с православными или монофизитскими конфессиями.

Среди особенностей церквей восточного обряда наиболее известной является разреше­ние на брак священников.

Церкви святости

См. Движение святости.

Церковь

1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или
иной религии на основе общности вероучения и культа.

2. Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в ко­
тором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах.
Универсальный характер церкви как мистического "тела Христа" и "полноты Святого Духа"
делает невозможным ее отождествление ни с какой другой этнической, политической и дру­
гой общностью.

3. Христианский храм.

Шведская церковь

Официальное название евангелическо-лютеранской церкви Швеции. Является государ­ственной церковью Швеции. Высший административный орган - правительство Швеции. К церкви принадлежат 92% населения Швеции. Все граждане Швеции, вне зависимости от ве­роисповедания, облагаются церковным налогом, полностью поступающим в доход церкви. С 1958 г. школа отделена от церкви.

Членами Шведской церкви становятся автоматически, если хотя бы один из родителей принадлежит к ней либо если гражданин Швеции или иммигрант имеет лютеранское проис­хождение. Крещение не является обязательным.

Церковная иерархия организована по территориальному принципу, младшая админи­стративная единица - приход, совпадаюший с территорией коммун. Приходы возглавляются избираемыми на общем собрании прихожан церковными уполномоченными. Имеется 13 епархий (стифтов) во главе с епископами. Епископ Упсальский имеет формальный статус


"первого среди равных". Управление церкви осуществляет церковный собор, выборы в кото­рый осуществляются раз в 3 года. Церковь входит в Всемирный совет церквей и Всемирный лютеранский союз.

В 40-е годы XIX в. внутри Шведской церкви возникло сектантское течение леста-дианства, впоследствии распространившееся в другие страны Скандинавии и в США

Шеол

См. Ад.

Эзотеризм

Тайное, сокровенное учение, понятное лишь избранным, предназначенное только для посвященных. Как правило, является оправдательным мотивом большинства сект и шарла­танских учений в нежелании демонстрировать анонсированные сверхъестественные способ­ности и возможности.

Экзарх

Греч. exarchos - глава. В Древней Греции так назывался глава жрецов, состоящих при храме. В Византии - представитель области, отвоеванной у варваров. В православии - глава экхархата, церковного округа, объединяющего несколько епископатов и пользующегося определенной самостоятельностью.

Экзистенциализм (Философия существования)

Философское направление, основанное на учении Кьеркегора и феноменологии. Цен­тральным понятием экзистенциализма является экзистенция (человеческое существование) и его модусы (проявления этого существования) в виде различных человеческих этических до­минант, чувств и эмоций. Человек постигает экзистенцию как корень своего существования в пограничных ситуациях. В процессе постижения самого себя как экзистенции человек обре­тает свободу, которая является выбором самого себя в качестве ответственного за все проис­ходящее в мире.

Различается религиозный и атеистический экзистенциализм.

Экуменизм

Греч. iokoumene - обитаемый мир. Движение за объединение христианских конфессий. Является следствием кризиса ортодоксальных церквей, начавшегося в конце XIX в. и про-


должающегося до настоящего времени. В результате явлений этого кризиса инициаторами экуменических идей начали выступать даже такие идейные противники, как католики и про­тестанты.

Координатором экуменического движения является Всемирный совет церквей.

Эон

В древнегреческой философии "жизненный век", время в аспекте жизненного суще­ствования как некая замкнутая структура, в отличие от хроноса - абстрактного и количе­ственно-измеримого времени.

В последующие периоды понятие эона существенно меняется. Гераклит впервые персо­нифицировал эон, подразумевая под ним и "мировой век" как бесконечный замкнутый цикл, и человеческий век как игру слепого рока.

Платон определил эон для обозначения вечности в противопоставлении времени-хро-носу. Это определение становится классическим. Плотин в специальном трактате "О вечно­сти и времени" определяет эон как всецелую и совокупную сущность бытия.

В эпоху эллинизма персонифицированный эон в качестве божества становится объек­том культа. В иудео-христианстких представлениях эон приобретает значение "мира" в исто­рическом и временном аспекте. В герметизме эон представляется вторым богом в ряду выс­ших существ. В гностицизме развивается идея высшего трансцендентного бога как царя эонов и иерархического множества эонов как посредников между высшим божеством и мате­риальным миром.

Эсхатология

Греч. eschaton - конец во времени и пространстве, и logos - учение.

Учение о предстоящем конце света, смысле земной истории, ее логическом заверше­нии, конечной судьбе человека как индивидуума и биологического вида. Эсхатологические элементы присутствуют практически в каждой религии, но концептуально эсхатология была определена в монотеизме, где она была противопоставлена циклизму политеизма.

Из мировых религий наиболее наглядно эсхатологические мотивы прослеживаются в христианстве.

В христианстве эсхатологические элементы первоначально основывались на Ветхом за­вете, в котором воздаяние за земные страдания предполагались лишь для богоизбранного на­рода. С развитием христианства посмертное воздаяние стало предназначаться всем "спасен­ным", т.е. христианам, ведущим праведную жизнь, а идея конца света стала ассоциироваться


с предстоящим вторым пришествием Христа и Страшным судом. В соответствии с изначаль­ной концепцией христианства надежда на предстоящее возмездие за несправедливость и угнетение и вечное блаженство в награду за праведную жизнь делало эсхатологический ас­пект религии весьма популярным и питал религиозные чувства народа.

В то же время отношение к эсхатологии было неоднозначным, что проявилось в ряде протестантских течений, которые попытались обосновать идею божьего царства на земле и трактовать понятие о конце света как реальное устранение социального зла. Впоследствии ортодоксальный протестантизм осудил подобные течения, что привело к доминированию в христианстве двух сочетающихся идей: августинианской эсхатологии, признающей источни­ком социальных перемен только волю творца, и евангелической традиции, согласно которой право суда и возмездия признается исключительно за богом.

В XIX - XX веке эсхатологические идеи неоднократно принимались на вооружение как многочисленными сектами и "пророками", так и политизированными религиозными группа­ми. Появление оружия массового уничтожения, экологическое загрязнение среды обитания и уничтожение природной оболочки планеты вызвали новые ассоциации и направления в эсха­тологии.

Язычество

Класс религий, признающих высшим принципом мироздания принцип мировой спра­ведливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Этим термином традиционно обознаяаются нетеистические религии, религии, противоположные теизму.

Иногда в научной литературе язычество отождествляется с политеизмом.


ЛИТЕРАТУРА

Алов А.А. и др. Мировые религии. - М., ПРИОР, 1998

Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. - СПб, издательство В.И.Губиной.

Андреева Л. А. Религия и власть в России. - М., Ладомир, 2001.

Апокрифические апокалипсисы. - СПб., Алетейя, 2000

Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края. - Томск, 1903.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: