1. Изучив рекомендованную литературу по теме, создайте презентацию (не менее 7-12 слайдов с комментариями): «Центр социального обслуживания на селе» (цель, задачи, принципы, направления деятельности, виды помощи).
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, проверка выполненных заданий.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений/докладов.
Литература
1. Топчий, Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы: учебное пособие / Л.В. Топчий. – М.: РГСУ, 2011
12. Учебная конференция. Тема: Менеджмент в системе учреждений социального обслуживания.
Цель: сформировать представления о системе управления социальным обслуживанием; формирование ОК –1,3,4; ПК –1,2,4.
Проблемное поле конференции
1. Сущность и содержание менеджмента в деятельности учреждений социального обслуживания.
2. Особенности планирования деятельности социальных служб.
3. Проблемы подбора кадров для учреждений социального обслуживания.
4. Особенности управления персоналом в социальной службе.
5. Проблемы формирования профессионализма кадров социальной службы.
6. Менеджмент качества в системе деятельности социальных служб.
Темы докладов / рефератов
1. Профессиональные риски в социальном обслуживании.
2. Функции и умения руководителя социальной службы.
3. Профессионально-личностное развитие работника социальной службы.
4. Опыт и практика внедрения менеджмента качества в деятельность социальной службы.
|
5. Критерии эффективности и результативности деятельности социальной службы.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, проверка выполненных заданий.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений/докладов.
Литература
1. Топчий, Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: учебное пособие / Л.В. Топчий. – М.: РГСУ, 2011
2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебник для бакалавров – М.: Юрайт. – 2012. – С. 219-230.
3. Шмелева, Н.Б. Личность и деятельность современного руководителя социальной сферы / Н.Б. Шмелева // Отечественный журнал социальной работы. – №1. – 2013. – С. 160-170
Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины.
Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества сформированных компетенций как динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств.
В процессе оценки студентов используются, как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные формы контроля применяются в русле компетентностного подхода.
Оценка качества подготовки студентов включает текущую и промежуточную аттестацию. Текущая и промежуточная аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе текущего контроля знаний студентов РГСУ (Приказ Ректора РГСУ от 29.12.2007 №1143) и Положением о порядке организации промежуточной аттестации студентов РГСУ (Приказ Ректора РГСУ от 09.03.2007 №163).
|
Текущая форма контроля знаний студентов по курсу «Стационарные и полустационарные социальные службы»: устный ответ, собеседование, выполнение творческих самостоятельных домашних заданий, контрольных работ, подготовка рефератов (докладов), эссе, коллоквиум, выполнение тестовых заданий (компьютерное, письменное).
Рубежный контроль – зачет.
Формы текущего контроля.
Реферат.
1.1. Темы (примерные) рефератов
1. Стационарные учреждения социального обслуживания: история становления.
2. Помощь и поддержка как социально-исторический феномен.
3. Развитие системы институтов помощи в дореволюционный период (18-19 вв.).
4. Глобальные стратегии в развитии социального обслуживания в современном обществе.
5. Пути активизации клиента в системе социального обслуживания.
6. Нормативно-правовая база деятельности разновариативных социальных служб
7. Социальная служба как организационная форма социальной работы.
8. Нормативно-правовое обеспечение оказания социальных услуг в России/Беларуси.
9. Роль и значение стандартизации социальных услуг в системе социального обслуживания.
10. Основные требования к объему и качеству социальных услуг.
11. Инновации в системе обслуживания пожилых людей.
12. Опыт развития приемных и опекунских семей для пожилых людей.
13. Опыт социального обслуживания пожилых людей за рубежом (на примере отдельной страны).
|
14. Критериальные показатели оценки эффективности социального обслуживания семьи.
15. Особенности социального обслуживания молодой семьи.
16. Особенности социального обслуживания семьи, находящейся в социально опасном положении.
17. Система социальных услуг для детей в контексте национальных стандартов.
18. Социальное обслуживание беспризорных детей.
19. Социальные услуги для инвалидов в контексте национальных стандартов социального обслуживания.
20. Индивидуальные программы социальной реабилитации инвалидов: технология разработки и реализации.
21. Социальные услуги для инвалидов в контексте национальных стандартов социального обслуживания.
22. Индивидуальные программы социальной реабилитации инвалидов: технология разработки и реализации.
23. Молодежная субкультура как проявление молодежных социальных запросов.
24. Современные подходы к определению «молодежь».
25. Опыт предоставления социальных услуг в молодежном общественном объединении (на примере конкретной организации).
26. Гражданские инициативы в работе с лицами «БОМЖ».
27. Социальные услуги лицам без определенного места жительства в контексте национальных стандартов социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
28. Специфика инфраструктуры социального обслуживания на селе.
29. Деятельность сельской общины в системе социальной поддержки и помощи сельских жителей.
30. Профессиональные риски в социальном обслуживании.
31. Функции и умения руководителя социальной службы.
1.2. Требования к выполнению реферата
Реферат выполняется на одну из предложенных тем в соответствии со структурой дисциплины. В реферате на основе анализа литературных источников раскрывается заявленная тема в соответствии с определенным планом. Структура и план должны соответствовать теме и быть отражены в оглавлении. Реферат имеет титульный лист, оглавление (состоит из введения, основная часть – содержит перечень разделов, раскрывающих проблему; заключение, список использованных литературных источников). При написании реферата используется не менее 3-5 теоретических и учебных изданий, 1-2 первоисточника. Объем реферата – 10-15 страниц печатного текста, снабженного ссылками и списком литературы.
1.3. Критерии оценки реферата
- грамотная формулировка проблем, обозначенных в плане реферата;
- полнота изложения проблемы, творческий подход к ее раскрытию;
- убедительность изложения выводов;
- орфографическая грамотность;
- правильность оформления литературных источников, ссылок;
- культура оформления реферата.
Доклад
2.1. Темы (примерные) докладов
1. Земские и городские институты помощи: направления и специфика их деятельности.
2. Аксиологические основы социальной помощи и поддержки населения.
3. Система социального обслуживания в России/Беларуси.
4. Внедрение платных социальных услуг в деятельность социальных учреждений.
5. Мобильная социальная служба, ее предназначение и особенности деятельности.
6. Практика организации участковой социальной службы.
7. Сферы оказания социальных услуг населению.
8. Условия предоставления социальных услуг населению.
9. Социальные услуги как фактор повышения качества жизни населению.
10. Развитие предпринимательства в сфере социального обслуживания пожилых людей.
11. Социальный дом как центр социального обслуживания пожилых людей.
12. Специфика социального обслуживания многодетной семьи.
13. Участковая социальная служба как технология комплексной социальной работы с семьей и детьми.
14. Инновационные технологии социального обслуживания детей в Территориальном центре социального обслуживания населения.
15. Особенности деятельности центра социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
16. Особенности социальной помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
17. Социальный туризм как важное направление в социальном обслуживании инвалидов.
18. Инновации в системе социального обслуживания молодежи.
19. Специфика и направления социальной поддержки студенческой молодежи.
20. Добровольческие (волонтерские) движения в системе социального обслуживания.
21. Зарубежный опыт социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
22. Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства в системе учреждений социального обслуживания.
23. Инновации в системе социального обслуживания на селе.
24. Практика социального обслуживания на селе в Республике Беларусь.
25. Профессионально-личностное развитие работника социальной службы.
26. Опыт и практика внедрения менеджмента качества в деятельность социальной службы.
27. Критерии эффективности и результативности деятельности социальной службы.
2.2. Требования к выполнению доклада
Доклад выполняется по одной из предложенных тем в соответствии с программой учебной дисциплины. Содержание доклада включает развернутый письменный ответ, содержащий рассуждения на предложенную тему. В структуру доклада входит, как правило, определение основных категорий и понятий по проблеме, их смысл и раскрытие сущности в аспекте исследуемой проблемы. Доклад имеет титульный лист, план доклада, содержащий раскрытие 1-2 вопросов по теме, краткие выводы, список использованных источников. При написании доклада, как правило, может быть использовано до 3-х учебных или научных изданий. Объем доклада от 3 до 7 страниц печатного текста.
2.3. Критерии оценки доклада
- соответствие содержания доклада заявленной теме;
- аргументированность, логичность раскрытия проблемы;
- свободное владение материалом в ходе выступления;
- полнота ответов на вопросы;
- наличие презентационного материала.
Тестирование
3.1. Примерные задания
Понятие «социальное обслуживание» впервые было употреблено:
□ во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)
□ в Конституции РФ (1993 г.)
□ в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.)
Социальное обслуживание - это:
□ разновидность социальной деятельности по удовлетворению потребностей человека
□ составная часть социального обеспечения
□ самостоятельный сектор социальной сферы
□ деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
Социальная услуга – это:
□ разновидность социальной работы
□ действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной законодательством
□ вид помощи в ситуации риска
□ метод социальной работы
Какие услуги относятся к основным видам социальных услуг:
□ социально-медицинские
□ валеологические
□ образовательные
□ информационные
□ консульские
Клиент социальной службы - это:
□ гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляется социальная услуга
□ человек, поставленный на учет в социальную службу
□ гражданин, согласившийся с предоставлением социальных услуг
□ пожилой человек, нуждающийся в помощи
Социальные службы подразделяются на:
□ ведомственные
□ профильные
□ муниципальные
□ коммунальные
К полустационарным учреждениям социального обслуживания пожилых людей относятся:
□ дома-интернаты
□ психоневрологические диспансеры
□ дом ночного пребывания
□ комплексный центр социального обслуживания
Стационарные учреждения социального обслуживания - это:
□ учреждения, обеспечивающие предоставление социальных услуг клиенту в условиях круглосуточного пребывания
□ учреждения, обеспечивающие предоставление социальных услуг в течение определенного времени суток
□ учреждения, обеспечивающие предоставление разовых услуг населению
Система социального обслуживания лиц БОМЖ представлена следующими учреждениями:
□ работный дом
□ дом ночного пребывания
□ социальная гостиница
□ дом-интернат
Противопоказанием к направлению в учреждения стационарного обслуживания является:
□ заболевание общего типа
□ отсутствие средств для существования
□ отсутствие прописки
□ психическое ззаболевание
В дом-интернат для инвалидов принимаются:
□ все инвалиды
□ инвалиды старше 60 лет
□ инвалиды Iи IIгрупп в возрасте от 19 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей
Социальное обслуживание осуществляется через систему:
□ комитетов социальной защиты
□ территориальных центров социального обслуживания
□ социальных служб
□ школ социальной работы
Основные принципы организации социального обслуживания:
□ территориальный принцип
□ принцип преемственности
□ принцип субсидиарности
□ принцип адресности
В основу социального обслуживания населения положены принципы:
□ доступности
□добровольности
□ конфиденциальности
□ равноправия полов
□ соответствия
Какие учреждения относятся к новым видам учреждений социального обслуживания:
□ дом-интернат для престарелых
□ отделение социального обслуживания на дому
□ участковая социальная служба
□ кризисный центр для женщин
□ центр социальной помощи семье и детям
□ территориальный центр социального обслуживания населения
□ социальный приют
Какие социальные услуги оказываются семье:
□ геронтологические
□ гериатрические
□ социально-педагогические
□ социально-правовые
□ социальный патронаж
Какие методы социальной работы используются в работе с семьей:
□ семейная терапия
□ консультирование
□ компенстаорные
□ мобильные
□ реабилитационные
Какие виды услуг оказываются молодежи:
□ восстановление психического здоровья
□ социально-медицинские услуги
□ содействие в получении рабочего места
□ содействие в получении жилья
□ содействие в получении образования и профессиональной подготовки
□ содействие в облуживании на дому
К стационарным учреждениям социального обслуживания пожилых людей относятся:
□ дом-интернат для престарелых и инвалидов
□ дом ночного пребывания
□ психоневрологический диспансер
□ социальная гостиница
□ отделение срочной социальной помощи
□ геронтологический центр
□ социальный жилой дом
К полустационарным учреждениям социального обслуживания для пожилых людей относятся:
□ служба социального такси
□ социальные жилые дома
□ центры дневного пребывания
□ дома ночного пребывания
В какие стационарные учреждения можно поместить граждан пожилого возраста, оставшихся без попечения родных:
□ дом-интернат
□ социальная квартира
□ социальный приют
□ территориальный центр социального обслуживания населения
□ социально-оздоровительный центр
Какие категории детей относятся к беспризорным:
□ дети, оставленные родителями
□ дети, ушедшие из дома родителей
□ дети, которые не обучаются в школе и не работают
□ дети без определенного места проживания
Какие дети относятся к безнадзорным:
□ дети – «социальные сироты»
□ дети из неблагополучных семей
□ неусыновленные дети
□ дети, за поведением которых отсутствует контроль родителей, законных представителей детей либо должностных лиц
Какие социальные учреждения занимаются социальной реабилитацией дезадаптированных детей:
□ центр социальной помощи семье и ребенку
□ социальный приют
□ гериатрический центр
В процессе первичного контакта с клиентом в системе социального обслуживания необходимо установить отношения:
□ деловые
□ открытые
□ доверительные
Социальные службы осуществляют социальное обслуживание населения, тем самым они:
□ регулируют повседневную жизнь людей
□ содействуют материальному благополучию
□ решают психологические проблемы клиентов
Социальное обслуживание может оказываться:
□ в стационарных условиях
□ в учреждениях образования
□ в учреждениях бытового обслуживания
Социально-административная работа направлена на:
□ управление человеческими ресурсами
□ развитие общественного потенциала
□ сохранение и восстановление человеческого капитала
Вектор администрации социально-административной работы направлен:
□ от контроля к наделению полномочиями
□ от надсмотра к обслуживанию
□ от обеспечения к самопомощи
Социальные услуги в социальном обслуживании осуществляются на:
□ платной основе
□ бесплатной основе
□ субсидиарной основе
□ спонсорской основе
Основу социальной реабилитации инвалидов составляет:
□ программа патронажа
□ индивидуальная программа реабилитации
□ программа социализации
□ целевая программа
Социальное сопровождение пожилых людей включает следующее направление:
□ социально-бытовое
□ социально-экологическое
□ социально-психологическое
□ социально-этическое
Социальное обслуживание на дому предполагает:
□ доставку продуктов
□ доставку лекарств
□ написание писем
□ сопровождение подопечного
□ оформление документов от имени подопечного
□ получение пенсии
Система учреждений для лиц БОМЖ представлена следующими типами:
□ работные дома
□ психоневрологические интернаты
□ дома ночного пребывания
□ социальные приюты, гостиницы, общежития
Основная цель надомного обслуживания:
□ продление независимого проживания граждан в привычных условиях
□ предупреждение бедности
□ предупреждение домашнего насилия
□ предупреждение девиации в поведении клиентов
Система социального обслуживания формируется на:
□ государственном уровне
□ региональном уровне
□ системном уровне
□ феминологическомуровне
Субъектами социального обслуживания выступают:
□ социальный работник
□ родственники, друзья
□ клиент
□ государство
□ религиозные организации
Видами социального обслуживания являются:
□ медицинская помощь
□ лекарственная помощь
□ социальное обслуживание на дому
□ консультационная помощь
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе предоставляется:
□ инвалидам
□ пенсионерам
□ несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
Противопоказанием к приему в дом ночного пребывания является:
□ инвалидность
□ пенсионный возраст
□ психическое заболевание
□ возраст до 18 лет
Размер платы за социальное обслуживание зависит от:
□ места жительства человека
□ возраста человека, которому предоставляется услуга
□ состояния здоровья человека
□ материального положения человека, которому предоставляется услуга
3.2. Критерии оценки результатов тестирования
Результаты тестирования оцениваются по следующей системе:
- 90-100% правильных ответов - 8 баллов;
- 75-89% правильных ответов – 6 баллов;
- 50-74% правильных ответов – 4 балла;
- менее 50% правильных ответов – 0 баллов.