Требования к отчету по работе




Отчет сдается в электронном виде или напечатанном на листах бумаги формата А4, и должен быть оформлен, включая пункты по следующей схеме:

· Цель исследования: Составить уравнение линии регрессии для линейной статистической зависимости между двумя исследуемыми признаками на одной выборке испытуемых, построить ее и найти прогнозное значение результативного признака при новом значении факторного.

· Объект исследования: группа участников эксперимента или соответственно готовым статистическим данным.

· Предмет исследования: зависимость значений признака X и значений признака Y.

· Процедуры эксперимента: тест, анкета, проверочная работа или др.

· Библиографический источник: источник литературы, в котором описаны процедуры эксперимента.

· Единица измерения значений признака: согласно выбранных процедур эксперимента для признаков Х и Y.

· Метод исследования: регрессионный анализ (нахождение и построение прямой линии регрессии).

· Задачи исследования: в соответствии с планом проведения лабораторной работы.

· Собранные данные: данные проведенного экспериментального психологического или педагогического исследования.

· Обработка данных эксперимента: в соответствии с реализацией задач исследования.

· Результаты исследования: вывод о тенденции изменения статистической зависимости между признаками на выборке участников эксперимента.

 

Контрольные вопросы для защиты работы

1. Что такое линия регрессии?

2. В чем заключается задача регрессионного анализа?

3. Как составляется уравнение прямой линии регрессии?

4. Какие параметры вычисляются по собранным данным, чтобы составить уравнение прямой линии регрессии?

5. О чем судят по прямой линии регрессии?

6. Как строится прогноз показателей результативного признака?


РАЗДЕЛ 3.

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

 

Лабораторная работа №5

Название: «Выявление значимости различий по уровню исследуемого признака между выборками испытуемых».

 

Цель работы: Научиться выбирать статистический критерий, подходящий для условий эксперимента, и позволяющий выявлять значимость различий по уровню исследуемого признака между несколькими выборками испытуемых.

 

Краткая теория

На разных этапах статистического исследования возникает необходимость в формулировании и экспериментальной проверке некоторых предположительных утверждений (гипотез). Статистической называют гипотезу о виде неизвестного распределения или о параметрах известных распределений. Выдвигается основная (нулевая) гипотеза Н 0, в которой говориться об отсутствии различий, и проверяется, не противоречит ли она имеющимся эмпирическим данным. Конкурирующей (альтернативной) называют гипотезу Н 1, которая формулируется относительно значимости исследуемых различий, она противоречит нулевой.

В результате статистической проверки гипотезы могут быть допущены ошибки. Вероятность ошибки того, что будет отвергнута правильная нулевая гипотеза обозначают α и называют уровнем значимости. Достаточный уровень значимости в психолого-педагогических исследованиях составляет α≤0,5, кроме того если гипотезу Н 1 принимают при α≤0,1, то считают различия высоко значимыми.

Процедура обоснованного сопоставления высказанной гипотезы с имеющейся выборкой осуществляется с помощью того или иного статистического критерия и называется статистической проверкой гипотез.

Статистические критерии проверки гипотез разнообразны, их выбор зависит от задач и условий исследования. Для решения задачи проверки значимости различий по уровню исследуемого признака в психологических и педагогических исследованиях из критериев часто используются алгоритмы следующих:

1) критерий U Манна-Уитни, который применяется для выявления различий в уровне исследуемого признака на 2 малых (n ≤ 60 испытуемых) независимых выборках;

2) критерия H Крускала-Уоллиса, который применяется для оценки различий между несколькими (3 и более) выборками по уровню признака.

Алгоритм применения критерия U Манна-Уитни

1. Разложить все значения обеих групп в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.

2. Вновь разложить значения на две группы, поставив каждому в соответствие полученный ранг.

3. Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.

4. Определить большую из двух ранговых сумм .

5. Вычислить значение Uэмп:

,

где – количество испытуемых в - выборке (i = 1, 2), – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

6. Определить критическое значение по таблице приложения 1.

7. Если , то H 0 принимается. Если , то H 0 отвергается, принимается Н 1.

Алгоритм применения критерия H Крускала-Уоллиса

1. Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.

2. Пометить карточки испытуемых каждой группы своим цветом.

3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака.

4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Написать на каждой карточке ее ранг.

5. Вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цвет.

6. Подсчитать суммы рангов отдельно по каждой группе. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.

7. Подсчитать значение критерия Н эмппо формуле:

где N – общее количество испытуемых, Тj – сумма рангов в j -й группе, состоящей из nj испытуемых.

8. Определить критическое значение Н кркр2 по таблице приложения 3,

где m – число степеней свободы и находится m = k –1,

где k – количество групп.

9. Если Н эмп < Н кр, то H 0 принимается. Если Н эмп ≥ Н кр, то Н 0 отвергается, принимается Н 1.

 

Результатом применения метода проверки статистической гипотезы в соответствии с выбранным статистическим критерием является описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

Вывод: описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1. Если принята гипотеза Н 0, то вывод выглядит так: уровень значений исследуемого признака в 1 группе незначимо отличается от уровня значений исследуемого признака во 2 группе. Если принята гипотеза H1, то вывод выглядит так: уровень значений исследуемого признака в 1 группе значимо отличается от уровня значений исследуемого признака во 2 группе.

План проведения лабораторной работы

Проведение лабораторной работы «Выявление значимости различий по уровню исследуемого признака между выборками испытуемых» может быть разделено на 3 этапа.

1 этап. Подготовка и сбор данных экспериментального психологического или педагогического исследования.

1. Выбрать 2 или более группы испытуемых.

2. Сформулировать признак, по которому планируется обследование 2 или более группы испытуемых.

3. Выбрать 1 процедуру проведения эксперимента (тест, анкета, проверочная работа или др.), обозначить единицу измерения признака.

4. Провести эксперимент в соответствии с выбранной процедурой на 2 или более группах испытуемых, и собрать совокупности данных каждой группы по исследуемому признаку.

2 этап. Обработка данных методом описательной статистики.

5. Сформулировать задачи исследования.

6. Сформулировать статистические гипотезы в соответствии с условиями эксперимента.

7. Выбрать статистический критерий в соответствии с условиями эксперимента.

8. Применить алгоритм выбранного статистического критерия к данным эксперимента.

9. Найти эмпирическое и критическое значения критерия, сравнить их, и соответственно результату принять статистическую гипотезу Н 0 или H1.

10. Интерпретировать полученные результаты и сделать вывод в виде описания принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

3 этап. Подготовка отчета по лабораторной работе и его защита.

11. Оформить текст отчета по схеме, указанной в требованиях к отчету по лабораторной работе.

12. Защита лабораторной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: