Отчет, представленный в тетради для лабораторных работ или напечатанный на листах бумаги формата А4, должен быть оформлен по следующей схеме:
· Цель исследования: выявить значимость сдвига (тенденции) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых.
· Объект исследования: 1 группа участников эксперимента.
· Предмет исследования: сдвиг (тенденция) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых.
· Процедура эксперимента: тест, анкета, проверочная работа или др.
· Библиографический источник: источник литературы, в котором описана процедура эксперимента.
· Единица измерения значений признака: согласно выбранной процедуре эксперимента.
· Метод исследования: критерий Т Вилкоксона или критерий тенденций L Пейджа.
· Задачи исследования: в соответствии с планом проведения лабораторной работы и алгоритмом выбранного статистического критерия.
· Собранные данные: данные проведенного экспериментального психологического или педагогического исследования.
· Обработка данных эксперимента: в соответствии с реализацией задач исследования.
· Результаты исследования: описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.
Контрольные вопросы для защиты работы
1. Как формулируются нулевая и альтернативная гипотезы для указанной цели исследования?
2. Какие вы знаете статистические критерии проверки гипотез для задачи выявления значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака, проявляющийся в нескольких замерах на одной выборке испытуемых?
3. При каких условиях данных эксперимента для проверки статистических гипотез производится выбор критерий Т Вилкоксона, или критерий тенденций L Пейджа?
4. В чем заключается алгоритм критерия Т Вилкоксона?
5. В чем заключается алгоритм критерия тенденций L Пейджа?
6. Что является результатом применения метода проверки статистической гипотезы?
Лабораторная работа №7
Название: « Выявление значимости различий в двух распределениях одного признака ».
Цель работы: научиться применять критерий проверки статистических гипотез для выявления значимости различий в эмпирическом и теоретическом (двух эмпирических) распределениях одного признака.
Краткая теория
Статистические гипотезы соответствующие цели лабораторной работы формулируются следующим образом: Нулевая гипотеза Н 0 = {не наблюдаются значимые различия в эмпирическом и теоретическом (или двух эмпирических) распределениях одного признака}. Альтернативная гипотеза Н 1 = {наблюдаются значимые различия в эмпирическом и теоретическом (или двух эмпирических) распределениях одного признака}.
Для сопоставления эмпирического и теоретического (другого эмпирического) распределений одного признака и проверки значимости их различий при проведении психологических и педагогических исследований часто используется критерий Пирсона.
Алгоритм применения критерия Пирсона
1. Занести в таблицу наименование разрядов и эмпирические частоты (данные по экспериментальной группе).
2. Во 2-й столбец записать теоретические частоты (данные по контрольной группе или второй экспериментальной).
3. Проверить равенство сумм частот (или их уравнять).
4. Подсчитать разности между эмпирическими и теоретическими частотами (экспериментальной и контрольной группами) по каждой строке и записать их в 3-й столбец.
5. Возвести в квадрат полученные разности и записать их в 4-й столбец.
6. Разделить полученные квадраты разностей на теоретические частоты (данные по контрольной группе) и записать в 5-й столбец.
7. Просуммировать значения 5-го столбца, обозначив ее
8. Определить по таблице приложения 3 критическое значение для соответствующего уровня значимости a и данного числа степеней свободы (k – количество разрядов признака, т.е. строк в таблице).
9. Если , то H 0 принимается. Если
, то H 0 отвергается, принимается Н 1.
Результатом применения метода проверки статистической гипотезы в соответствии с выбранным статистическим критерием является описание принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.
Вывод: Если принята гипотеза Н 0, то вывод выглядит так: не наблюдаются значимые различия в эмпирическом и теоретическом (или двух эмпирических) распределениях одного признака.Если принята гипотеза H1, то наблюдаются значимые различия в эмпирическом и теоретическом (или двух эмпирических) распределениях одного признака.
План проведения лабораторной работы
Проведение лабораторной работы «Выявление различий в двух распределениях одного признака» может быть разделено на 3 этапа.
1 этап. Подготовка и сбор данных экспериментального психологического или педагогического исследования.
1. Выбрать 2 группы испытуемых.
2. Сформулировать признак, по которому планируется обследование двух групп испытуемых.
3. Выбрать 1 процедуру проведения эксперимента (тест, анкета, проверочная работа или др.), обозначить единицу измерения признака.
4. Провести эксперимент в соответствии с выбранной процедурой на 2 группах испытуемых, и собрать совокупности данных каждой группы по исследуемому признаку.
2 этап. Обработка данных методом описательной статистики.
5. Сформулировать задачи исследования.
6. Сформулировать статистические гипотезы в соответствии с условиями эксперимента.
7. Применить алгоритм критерия Пирсона к данным эксперимента.
8. Найти эмпирическое и критическое значения критерия, сравнить их, и соответственно результату принять статистическую гипотезу.
9. Интерпретировать полученные результаты и сделать вывод в виде описания принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.
3 этап. Подготовка отчета по лабораторной работе и его защита.
10. Оформить текст отчета по схеме, указанной в требованиях к отчету по лабораторной работе.
11. Защита лабораторной работы.