Примеры выполнения работы




Пример 1 для применения критерия UМанна-Уитни

Цель исследования: проверить значимость различий по уровню тревожности между группами школьников выпускных 9 и 11 классов перед итоговым экзаменом с помощью критерия U Манна–Уитни.

Объект исследования: 2 малые группы учащихся 9 класса (n 1 = 25) и 11 класса (n 2 = 24) одной школы.

Предмет исследования: различия по уровню тревожности в 2 малых группах участников эксперимента.

Процедура эксперимента: методика измерения уровня тревожности Шкала Дж. Тейлора.

Библиографический источник: Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 126-128.

Единица измерения значений признака: баллы.

Метод исследования: критерий U Манна-Уитни.

Задачи исследования:

1) провести эксперимент в соответствии с выбранной процедурой и собрать совокупность данных по исследуемому признаку на 2 группах испытуемых;

2) составить таблицу значений признака;

3) сформулировать статистические гипотезы Н 0 или H1 в соответствии с условиями эксперимента;

4) в соответствии с условиями эксперимента выбрать статистический критерий U Манна-Уитни;

5) применить алгоритм критерия U Манна-Уитни;

6) интерпретировать полученные результаты и сделать вывод в виде описания принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

Собранные данные:

Показатели индивидуальных значений уровня тревожности в выборках учащихся 9 класса (n 1 = 25) и 11 класса (n 2 = 24) приведены в таблице (табл. 17).

Таблица 17

Показатели уровня тревожности в 9 и 11 классах перед итоговым экзаменом

Учащиеся 9 класса Учащиеся 11 класса
Уровень тревожности Ранг Уровень тревожности Ранг
  39,5 39,5 29,5 27,5 24,5 24,5 18,5 18,5 18,5 18,5 13,5 8,5   29,5 27,5 24,5 24,5 18,5 18,5 18,5 18,5 13,5 8,5
Суммы:        
В.средние: 10,88 14,63
         

Обработка данных эксперимента:

Найдем выборочные средние уровня тревожности для каждой из групп. Обратим внимание, что в группе учащихся 11 класса выборочная средняя больше. В связи с этим сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы.

Нулевая гипотеза Н 0 = {учащиеся 11 класса не превосходят учащихся 9 класса по уровню тревожности перед итоговым экзаменом}. Альтернативная гипотеза Н 1 = {учащиеся 11 класса значимо превосходят учащихся 9 класса по уровню тревожности перед итоговым экзаменом}.

Проранжируем значения признака в двух группах подряд. Вернемся к группам индивидуальных значений уровня тревожности (табл. 17) и поставим каждому в соответствие полученный ранг.

Сделаем проверку правильности ранжирования по общей сумме рангов:

.

Подсчитаем ранговые суммы по выборкам учащихся отдельно для 9 класса и 11 класса. Найдем большую ранговую сумму .

Найдем эмпирическое значение критерия по формуле:

.

По таблице приложения 1 находим критическое значение для и

.

Сравним эмпирическое и критическое значения:

.

Следовательно, принимается гипотеза Н 1 на высоком уровне значимости a = 0,01.

Результаты исследования: учащиеся 11 класса значимо превосходят учащихся 9 класса по уровню тревожности перед итоговым экзаменом.

Пример 2 для применения критерия HКрускала-Уоллиса

Цель исследования: проверить значимость различий по уровню значений концентрации и устойчивости внимания в конце учебного дня в 3 группах испытуемых: учащиеся 8А, 8Б, 8В классов, у которых разное расписание уроков в течении исследуемого учебного дня, с помощью критерия H Крускала-Уоллиса.

Объект исследования: 3 класса одной параллели: 8А, 8Б и 8В с разным расписанием уроков, МОУ СОШ г. Ярославля.

Предмет исследования: различия по уровню значений концентрации и устойчивости внимания в конце учебного дня.

Процедура эксперимента: корректурная проба (тест Бурдона «Исследование степени концентрации и устойчивости внимания»).

Библиографический источник: Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

Единица измерения значений признака: баллы.

Метод исследования: критерий H Крускала-Уоллиса.

Задачи исследования:

1) провести эксперимент в соответствии с выбранной процедурой и собрать совокупность данных по исследуемому признаку на 3 (или более) группах испытуемых;

2) составить таблицу значений признака;

3) сформулировать статистические гипотезы Н 0 или H1 в соответствии с условиями эксперимента;

4) в соответствии с условиями эксперимента выбираем статистический критерий H Крускала-Уоллиса;

5) применить алгоритм критерия H Крускала-Уоллиса;

6) интерпретировать полученные результаты и сделать вывод в виде описания принятой статистической гипотезы Н 0 или H1.

Собранные данные: При изучении уровня концентрации и устойчивости внимания в конце учебного дня в 3 группах учащихся получены следующие результаты:

8А класс: 36, 50, 50, 50, 25, 49, 32, 32, 49, 64, 41, 60, 33, 36, 36.

8Б класс: 41, 41, 65, 46, 41, 65, 65, 65, 36, 49, 49, 41, 33, 33,32,49.

8В класс: 25, 24, 25, 30, 16, 21, 18, 30, 24, 25, 33, 24, 33, 49, 30, 24.

Обработка данных эксперимента:

При вычислении выборочных средних уровня концентрации и устойчивости внимания для каждого класса соответственно: a *=42,9, b *=46,9, v *=26,9, обнаружены различия. В связи с этим сформулируем гипотезы: Н 0 = {различия по уровню значений концентрации и устойчивости внимания после занятий в 3 группах учащихся одной параллели 8-х классов, у которых разное расписание уроков в течении исследуемого учебного дня, не значимые} и Н 1 = {различия по уровню значений концентрации и устойчивости внимания после занятий в 3 группах учащихся одной параллели 8-х классов, у которых разное расписание уроков в течении исследуемого учебного дня, значимые}.

Проранжируем значения признака в трех группах подряд. Составим таблицу (табл. 18) получившихся рангов значений по трем группам, поставив каждому значению в соответствие полученный ранг.

Таблица 18

Показатели уровня концентрации и устойчивости внимания после занятий в 3 группах учащихся одной параллели 8-х классов

Учащиеся 8А класса Учащиеся 8Б класса Учащиеся 8В класса
Значение Ранг Значение Ранг Значение Ранг
  24,5 9,5 35,5 35,5 24,5 24,5     45,5 45,5 45,5 45,5 24,5 35,5 35,5 35,5   9,5 5,5 9,5 5,5 9,5 5,5 35,5 5,5
Сумма рангов:   Сумма рангов:   Сумма рангов:  
a *=42,9 b *=46,9 v *=26,9

Сделаем проверку правильности ранжирования по общей сумме рангов:

.

Подсчитаем ранговые суммы по выборкам учащихся отдельно для каждого класса.

Найдем эмпирическое значение критерия по формуле:

.

Определим по таблице приложения 3 критическое значение Нкркр2 при m=k–1, где k – количество групп.

.

Поскольку , то Н0 отвергается, принимается Н 1 при высоком уровне значимости.

Результаты исследования: различия по уровню значений концентрации и устойчивости внимания после занятий в 3 группах учащихся одной параллели 8-х классов, у которых разное расписание уроков в течении исследуемого учебного дня, высоко значимые.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: