Уборка «урожая» / Ликвидация
Б). Стратегия.
Эффективность бизнеса
Сильная Средняя Слабая
Защищенная позиция
- max инвестиции в развитие
| Инвестируем в расширение производства - стремление к лидерству - избирательные инвестиции по критерию эффективности - укрепление уязвимых мест | Избирательное расширение производства - специализация на избранных направлениях - поиск путей преодоления слабостей - ликвидация в случае отсутствия стабильного роста | ||
Избирательное расширение производства -интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты -создание предпосылок успешной конкуренции -увеличение доходности за счет повышения производительности | Избирательность/ Управление, нацеленное на доходы -защита существующих программ -концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска | Ограниченное расширение или уборка «урожая» -поиск возможностей расширения с низкой степенью риска; если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций | ||
Защита и переориентация -управление текущими доходами -концентрация на привлекательных сегментах рынка -поддержка эффективности производства | Управление, нацеленное на доходы -защита позиций в наиболее доходных сегментах -совершенствование производства сокращение инвестиций | Ликвидация -выбор момента для продажи СБЕ по max стоимости -сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций |
Модель McKinsey описывает привлекательность рынка и Ксп фирмы с помощью матрицы 3 х 3. Вместо единственного показателя привлекательности рынка – темпов его роста (как в матрице БКГ) используются и другие, специфические для конкретной отрасли характеристики. При анализе выбирают наиболее подходящие показатели, определяют степень их значимости, рассматривают степень их влияние на деятельность СБЕ и выводят суммарную оценку. Аналогично поступают и с показателями Ксп.
Привлекательность отрасли | |||||
Конкурентная позиция бизнеса | Высокая | Средняя | Низкая | ||
Сильная | |||||
Средняя | |||||
Слабая | |||||
Конкурентная позиция бизнеса | Привлекательность отрасли | ||||
· Доля рынка · Темпы роста · Относительная доля рынка · Покупательская лояльность · Маржа прибыли · Распределение · Технология · Навыки маркетинга · Патенты | · Размеры рынка · Темпы роста · Интенсивность конкуренции · Уровень цен · Прибыльность · Сложность технологий · Степень государственного регулирования | ||||
Применение матрицы помогает менеджеру наилучшим образом реализовать возможности его компании в текущей рыночной ситуации. Предполагается, что фирма должна осуществлять инвестиции и стремиться к росту в тех сферах бизнеса, где она имеет сильные позиции, а рынок создает для неё наиболее привлекательные возможности (квадранты 1,2 и 3).
Рекомендации для каждого из 9 квадратов:
позиция лидера является наилучшей, т.к. в этом случае СБЕ имеет устойчивое положение на весьма привлекательном рынке. Цель стратегии – расширение и укрепление достигнутых позиций.
Растущему лидеру необходимы дополнительные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производства в соответствии с расширением рынка. Обычно продукция является прибыльной, а расширение рынка происходит независимо от действий компании.
СБЕ, требующая приложения дополнительных усилий. Со временем уязвимость её позиций может возрасти. Необходимо рассмотреть вопрос об инвестициях с целью повышения Ксп.
Генерирование денежных средств. Эти СБЕ должны обеспечивать поступление доходов и не требовать инвестиций.
Осторожное развитие. При инвестировании следует проявлять осторожность, т.к. фирма не имеет прочных позиций на не слишком привлекательном рынке.
«Всё или ничего». Такого рода СБЕ должны быть разделены на 2 части, одна из которых получает приоритет в инвестициях, а другая лишается их вовсе.
и 8. Постепенное удаление. Перспективы получения прибылей представляются крайне незначительными, поэтому стратегия состоит в постепенном переключении ресурсов на другие направления.
9. Удаление. Продолжение этого бизнеса означает бесполезную растрату ресурсов, поэтому следует как можно быстрее избавиться от ещё ликвидных активов.