КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ Я НЕ ПОЮ 10 глава




– Это я, Володя. Вы не можете помочь мне решить один маленький пример?

– Завтра, – отвечал Шура. – Сейчас я занят.

Я уходил как в воду опущенный.

Но через полчаса я стучался к нему второй раз.

– Кто там?

– Это опять я. Как точно объяснить, что такое диффузия?

– Это взаимное проникновение друг в друга приведенных в соприкосновение разнородных тел.

– А осмос?

– А про осмос завтра. Я занят, – отвечал он.

Еще через полчаса я наглел и стучался опять.

– У нас что-то с часами, скажите, который час?

– Без двадцати одиннадцать. Уже поздно. Ложись спать.

И я шел в свою комнату и думал, какой я несчастный и как мне не везет в жизни.

Люба заходила к нему, наверно, два-три раза в неделю, и я всегда стучал в дверь и задавал вопросы.

Это начало выводить Шуру из себя. Однажды он вскипел, открыл дверь и нервно сказал:

– Идем к тебе!

Он вошел в мою комнату и закрыл дверь.

– Садись, – сказал он. – Давай поговорим как мужчина с мужчиной. У меня роман, – сказал он серьезно. – Я люблю Любу. Ты, наверно, читал, что это бывает. Так вот, это есть. Я ее люблю. И мне хочется побыть с ней вдвоем, без посторонних свидетелей. Понимаешь? А ты стучишься в дверь, задаешь тысячу вопросов и не даешь нам поговорить. Понимаешь? Неужели ты не можешь спросить у меня все, что тебе нужно, в другое время?

Я молчал. Наверно, покраснел. Между прочим, Шура тоже покраснел.

– Но я же не мешаю тебе ее любить? – сказал я, перейдя почему-то на "ты".

– Мешаешь, – сказал Шура. – Ну как мне еще тебе объяснить?

– Не надо объяснять, – сказал я. – Я не маленький. Больше я не буду стучать.

Я подавил в себе чувство обиды и перестал стучаться. Люба вышла замуж за другого окончившего нашу школу; Шура окончил институт и уехал в другой город.

Но я до сих пор помню этот нервный разговор в моей комнате и очень ценю его: это был, пожалуй, первый в моей жизни мужской разговор со мной.

 

ТЕХНИКА – НА СЛУЖБУ НАУКЕ!

 

На письменную работу по математике Леня Селиванов явился с завязанными зубами. Широкий платок закрывал его челюсть, правую щеку и ухо.

– Что ты так обвязался? – спросил его Александр Дмитриевич.

– Очень болит зуб, – ответил Леня. – Но я не хотел пропускать письменную.

– Молодец, – сказал Александр Дмитриевич. – Ценю. – И стал писать на доске задачу.

Когда он ее записал, он кинул взгляд на стеклянную дверь класса и увидел за дверью Мишку Гохштейна из параллельного класса. Гохштейн смотрел сквозь стекло и что-то записывал. А записав, быстро удрал.

Селиванов не отличался большими способностями по математике, но он погрузился в работу, быстро писал и первым решил задачу.

– Александр Дмитриевич, у меня готово, – сказал он. И подал преподавателю аккуратно исписанный листок.

Александр Дмитриевич проверил и сказал:

– Ну молодец. Ты решил ее просто молниеносно.

Ничего не могу сказать. Отлично! Я от тебя этого не ожидал.

– От меня еще и не того ожидать можно, – сказал скромно Селиванов.

Когда урок окончился, мы все кинулись к Селиванову.

– Как это ты, Ленька, ухитрился так быстро и, главное, правильно решить задачу?

– Техника, – сказал Селиванов и снял повязку.

Под повязкой у него был телефон. От этого телефона шел провод, который незаметно протянулся по полу вдоль стены, дальше уходил в дверь и шел в физический кабинет. В физическом кабинете сидел дежурный по кабинету Миша Гохштейн, списавший с доски через стекло двери задачу и диктовавший решение в микрофон. Когда Селиванов закончил писать под диктовку решение, он отцепил провод от мембраны, а Гохштейн вытащил его из класса.

На всех это произвело огромное впечатление.

И Шура Навяжский решил воспользоваться этим научным достижением на уроке химии.

Химию у нас преподавал молодой, красивый мужчина – Николай Александрович Гельд. Он серьезно и влюбленно относился к своему предмету, но любил пошутить, умел это делать и был веселым и озорным человеком.

Предстояла письменная работа по химии. Мы должны были решать задачи по эквивалентности.

Навяжский договорился с тем же Гохштейном, который у нас был отличником и по химии. Система была оговорена та же: Гохштейн подсматривает через дверь написанные на доске задачи и передает решение по телефону.

Навяжский явился с завязанным ухом.

– Извините, – сказал он, – у меня воспаление среднего уха, и я с компрессом.

– Если ухо не помешает вам в решении задач, пусть оно будет завязано, – сказал Николай Александрович. – Вы решайте, а я уйду на двадцать минут – мне нужно в учительскую. За меня в классе останется Юган. Он отвечает за порядок.

Юган уселся на учительский стул, а Николай Александрович вышел из класса.

Задачи были нелегкие, мы все волновались и перечеркивали написанное, но нет-нет да смотрели на Навяжского, который краснел, потел и теребил свою повязку.

– Ребята, я ничего не слышу. Вначале я слышал прекрасно Мишкин голос, а сейчас только гудит. Что это за гул, не понимаю…

Так он ничего и не написал. И когда возвратился Николай Александрович, подал ему пустой листок.

– Я не успел, – сказал он.

– А как же ваша специальная передача? – спросил Гельд Шурка покраснел, растерялся и спросил:

– К-как-кая п-пе-редача?

– Телефонная, – сказал Гельд. – Вы изобретатель, и я изобретатель. Я увидел провод, идущий из-под вашей повязки, вышел из класса, выяснил, куда этот провод идет, и мне не стоило труда догадаться, в чем дело.

Тогда я подключился к этому проводу и начал глушить вашу передачу. Вам следовало бы поставить "неудовлетворительно", но за техническое изобретательство я вам ставлю "не вполне". И запомните: всякое изобретательство служит делу прогресса. А ваше – служит только упрочению незнания и темноты. А теперь развяжите свое весьма среднее ухо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: