ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ




1. Работа с понятиями. Выбор рабочего определения понятия и его ос­мысление. Например. Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процес­сы, при которых происходит качественное изменение объекта (см. Фило­софский энциклопедический словарь: 2-е изд. — М., 1989).

Педагогические технологии — это инструментарий достижения целей, включающий в себя основу для деятельности и непосредственную после­довательность ее выполнения.

Для выявления существенных признаков технологий обучения сопо­ставлены понятия «метод», «методика» и «технология». Результаты сопо­ставления.

Технология понимается как универсальное средство достижения це­лей (инструментарий), включающее в себя потребности, цели и средства их достижения, и как процесс достижения целей обучения.

• В отличие от методики технология акцентирует внимание на процес­се создания, а не только применения конкретных методов и организаци­онных форм обучения. Поэтому смысл педагогических технологийв пред­варительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей
и требуемого уровня усвоения.

• В отличие от методики, предназначенной для обучения по предмету или для достижения определенных целей, технология направлена на уни­версализацию подходов к обучению.

• Технология позволяет рассматривать процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающей все вза­имосвязанные факторы.

• В отличие от методических разработок, ориентированных на органи­зацию деятельности преподавателя, педагогические технологии ориенти­рованы на обеспечение успеха усвоения материала учащимися за счет активизации их собственной деятельности.

• Технология отражает процессуальный динамичный характер обуче­ния, в то время как методика дает вполне конкретные рекомендации.

• Выбор технологий обучения определяют цели обучения, требуемый уровень усвоения знаний и умений, квалификация преподавателя, инди­видуально-психологические особенности и базовая подготовка обучаю­щихся.


2. Авторское выделение структуры и классификации педагогических тех­нологий.

Педагогическая технология, исходя из сформулированного понятия, представляет собой основу для деятельности и сам процесс деятельности. Следовательно, она состоит из содержательного и процессуального ком­понентов (см. схему 1).

Содержательный компонент:

1) система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, ме­тодические приемы, дидактические средства, а также фактор компетент­ности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и ис­ходного уровня подготовленности обучающихся;

2) найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для уп­равления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в при­ веденном определении рассматривается как интегральное понятие, со­держащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения.)

В содержательном компоненте педагогических технологий можно вы­делить следующие составляющие:

- концептуальная, или «знаниевая», — представляет собой систему зна­ний об инструментарии достижения целей, об эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических сред­ствах, об управлении процессом обучения; концептуальная составляю­щая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях лич­ностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и са­морефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к про­фессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандар­тах образования;

- диагностическая — включает в себя факторы компетентности препо­давателя, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обу­чающихся и предполагает их выявление, существенным образом влияя на отбор содержания учебного материала, на выбор компонентов достиже­ния целей обучения, на управление процессом обучения;

- дидактическая — представляет собой оптимальное сочетание содер­жания, методов, методических приемов, организационных форм обуче­ния и дидактических средств с ориентацией на конкретных обучающих­ся, индивидуальные особенности их личностей и исходный уровень акту­альных знаний и умений.

Дидактическая составляющая непосредственно обеспечивает достиже­ние целей и является основой организации деятельности и управления процессом обучения.

Процессуальный компонент — это воплощение на практике заранее спроектированной модели процесса обучения в ходе организации непо­средственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.

3. Уточнение базового определения. Технология обучения — это систе­ма знаний об инструментарии достижения целей обучения, это направ­ленное на достижение целей обучения руководство к деятельности и не-


 

Схема 1. Структура педагогической технологии

посредственная деятельность по управлению процессом обучения при ори­ентации на индивидуальные особенности личностей и уровень подготов­ленности обучающихся.

В триаде составляющих содержательного компонента технологий (см. схему 1) основу их проектирования определяет концептуальная составляю­щая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогичес­кой компетентности преподавателя; ориентиром проектирования педагоги­ческих технологий является диагностическая составляющая.

Технологии обучения, исходя из представления дидактического процес­са как сочетания мотивации, собственно познавательной деятельности обучающихся и управления обучением (Д.пр. = М + П.д. + У), подразделя­ются на: мотивационные, деятельностные, управленческие.

Мотивационные технологии сводятся к выявлению условий и обеспе­чению мотивации посредством определения индивидуально-психологи­ческих особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся. По сути, это диагностическая составляющая содержатель­ного компонента технологий обучения.

Назначение деятельностных технологий — организация непосредствен­ной деятельности самих обучающихся в процессе овладения знаниями и

272
умениями. Организация деятельности обучающихся требует привлечения всей системы знаний о процессе обучения, о педагогических технологиях и выборе их необходимых составляющих. При этом квалификация препо­давателя и уровень подготовленности обучающихся являются существен­ными субъективными факторами успешности реализации педагогических технологий.

Требования к глубине овладения учебным материалом диктуют выбор ориентации на необходимые уровни усвоения. Каждому уровню усвоения могут соответствовать разные виды деятельностных педагогических тех­нологий. Так, первый и второй уровни усвоения требуют знаний и уме­ний репродуктивного плана. Причем второй уровень предполагает само­стоятельность в деятельности и воспроизведение действий по памяти, в отличие от первого уровня, допускающего подсказку при воспроизведении знаний и умений.

Педагогические технологии этих уровней усвоения можно назвать ис­полнительскими, или репродуктивными. Они обеспечиваются применени­ем следующих видов деятельности:

- задания по алгоритмам деятельности;

- задания по инструкциям, по алгоритмам, воспроизводимым по па­мяти;

- самостоятельные работы на воспроизведение знаний и умений;

- самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.

Третий уровень усвоения знаний и умений, ориентирующий на кри­тическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осознание алгоритмов деятельности, требует сочетания репродуктивной деятельности с продуктивной. Педаго­гические технологии этого уровня — проблемно-развивающие. Реализации их способствуют задания:

- на составление вопросов по изученной теме, проблеме;

- на переформулирование учебного материала;

- на критическое осмысление теоретического материала или практи­ческой профессиональной деятельности;

- на поиск рационального способа деятельности;

 

- на принятие решений;

- на развитие мышления;

- на сопоставление различных вариантов профессиональной деятель­ности.

При организации выполнения заданий сначала рекомендуется давать типовые задачи, затем — нестереотипные, творческие. Обучающиеся дол­жны научиться конспектировать и реферировать учебный материал, вы­ступать с докладами, участвовать в дискуссиях и обучающих играх.

Для достижения усвоения на четвертом уровне, когда учебно-позна­вательная деятельность характеризуется как поисковая, эвристическая, необходимо использование методов проблемно-развивающего обучения высокого уровня проблемное™ (см. приложение 5), а также заданий на анализ производственных ситуаций, деловых (обучающих) игр, коллек­тивных самостоятельных работ, заданий проблемно-профессионального характера и т.д. Педагогические технологии этого уровня будут эвристи­ческими


Схема 2. Взаимосвязь педагогической технологии и проектирования

Таким образом, в зависимости от ориентации на уровни усвоения деятельностные педагогические технологии подразделяются на: репродук­тивные, проблемно-развивающие, эвристические.

Технологии управления связаны с контролем хода процесса обучения и его корректировкой (применением дополнительных деятельностных тех­нологий или изменением целей) в случае отклонения результатов от за­данных.

4. Авторское понимание смысла и содержания проектирования техноло­гий. Проектирование технологий обучения — это поисково-преобразую-щая деятельность, обеспечивающая оптимальный выбор их компонентов на основе системы знаний об инструментарии достижения целей. Дина­мическая взаимосвязь содержания педагогических технологий и их про­ектирования показана на схеме 2.

Основой проектирования является концептуальная и диагностическая составляющие педагогической технологии, а результатом — обоснован­ный выбор дидактической составляющей.

Проектирование технологий следует рассматривать как процесс сис­темно обоснованного выбора технологий мотивации, управления обуче­нием и компонентов учебной деятельности: содержания, методов, орга­низационных форм, дидактических средств, методических приемов обу­чения — в зависимости от целей обучения, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей личностей обучающихся.

Проектирование технологий включает исследовательскую деятельность по разработке оптимальных дидактических условий, обеспечивающих максимальную реализацию творческого потенциала обучающихся и про­дуктивность обучения на основе:

- сопоставления существующих и инновационных подходов и поиска их оптимального сочетания;

- диагностики уровня подготовленности, возможностей и способно­стей обучающихся.

274
5. Процедура проектирования. Исходя из логики педагогического про­ектирования, алгоритм проектирования педагогических технологий сво­дится к следующему.

Предварительный этап:

- проанализировать применяемые педагогические технологии;

- уточнить понятие и структуру педагогических технологий;

- сформулировать цели проектирования педагогических технологий;

- выбрать стратегию проектирования;

- сформулировать принципы, которые должны быть положены в ос­нову проектирования педагогических технологий;

- уточнить цели, уточнить и перечислить конкретные задачи;

- разработать критерии оценки результатов (новых педагогических тех­нологий);

- определить условия и средства достижения целей;

- уточнить задачи проектирования с ориентацией на требуемый уро­вень усвоения учебного материала.

Проектировочный этап:

- диагностировать уровень подготовленности и индивидуально-психо­логических особенностей обучающихся;

- отобрать содержание учебного материала;

- выбрать систему контроля качества усвоения с учетом выбранных
критериев оценки результатов;

- выбрать варианты мотивационных и деятельностных педагогических
технологий;

- спроектировать деятельностью педагогические технологии для кон­кретного содержания учебного материала;

- спроектировать управленческие педагогические технологии, обеспе­чивающие оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и
деятельностными педагогическими технологиями;

- проанализировать и оценить результаты;

 

- оформить результаты проектирования.
Рефлексивный этап:

- оценить ход проектирования и собственную проектную деятельность;

 

- оценить результаты проектирования педагогических технологий с ориентацией на выбранные критерии, на индивидуально-психологичес­кие особенности личностей конкретных обучающихся;

- провести экспертизу проекта независимыми экспертами.

Приложение 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: