1. Работа с понятиями. Выбор рабочего определения понятия и его осмысление. Например. Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта (см. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд. — М., 1989).
Педагогические технологии — это инструментарий достижения целей, включающий в себя основу для деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения.
Для выявления существенных признаков технологий обучения сопоставлены понятия «метод», «методика» и «технология». Результаты сопоставления.
• Технология понимается как универсальное средство достижения целей (инструментарий), включающее в себя потребности, цели и средства их достижения, и как процесс достижения целей обучения.
• В отличие от методики технология акцентирует внимание на процессе создания, а не только применения конкретных методов и организационных форм обучения. Поэтому смысл педагогических технологий — в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей
и требуемого уровня усвоения.
• В отличие от методики, предназначенной для обучения по предмету или для достижения определенных целей, технология направлена на универсализацию подходов к обучению.
• Технология позволяет рассматривать процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающей все взаимосвязанные факторы.
• В отличие от методических разработок, ориентированных на организацию деятельности преподавателя, педагогические технологии ориентированы на обеспечение успеха усвоения материала учащимися за счет активизации их собственной деятельности.
|
• Технология отражает процессуальный динамичный характер обучения, в то время как методика дает вполне конкретные рекомендации.
• Выбор технологий обучения определяют цели обучения, требуемый уровень усвоения знаний и умений, квалификация преподавателя, индивидуально-психологические особенности и базовая подготовка обучающихся.
2. Авторское выделение структуры и классификации педагогических технологий.
Педагогическая технология, исходя из сформулированного понятия, представляет собой основу для деятельности и сам процесс деятельности. Следовательно, она состоит из содержательного и процессуального компонентов (см. схему 1).
Содержательный компонент:
1) система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся;
2) найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в при веденном определении рассматривается как интегральное понятие, содержащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения.)
В содержательном компоненте педагогических технологий можно выделить следующие составляющие:
- концептуальная, или «знаниевая», — представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических средствах, об управлении процессом обучения; концептуальная составляющая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях личностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и саморефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандартах образования;
|
- диагностическая — включает в себя факторы компетентности преподавателя, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся и предполагает их выявление, существенным образом влияя на отбор содержания учебного материала, на выбор компонентов достижения целей обучения, на управление процессом обучения;
- дидактическая — представляет собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств с ориентацией на конкретных обучающихся, индивидуальные особенности их личностей и исходный уровень актуальных знаний и умений.
Дидактическая составляющая непосредственно обеспечивает достижение целей и является основой организации деятельности и управления процессом обучения.
Процессуальный компонент — это воплощение на практике заранее спроектированной модели процесса обучения в ходе организации непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.
|
3. Уточнение базового определения. Технология обучения — это система знаний об инструментарии достижения целей обучения, это направленное на достижение целей обучения руководство к деятельности и не-
Схема 1. Структура педагогической технологии
посредственная деятельность по управлению процессом обучения при ориентации на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся.
В триаде составляющих содержательного компонента технологий (см. схему 1) основу их проектирования определяет концептуальная составляющая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогической компетентности преподавателя; ориентиром проектирования педагогических технологий является диагностическая составляющая.
Технологии обучения, исходя из представления дидактического процесса как сочетания мотивации, собственно познавательной деятельности обучающихся и управления обучением (Д.пр. = М + П.д. + У), подразделяются на: мотивационные, деятельностные, управленческие.
Мотивационные технологии сводятся к выявлению условий и обеспечению мотивации посредством определения индивидуально-психологических особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся. По сути, это диагностическая составляющая содержательного компонента технологий обучения.
Назначение деятельностных технологий — организация непосредственной деятельности самих обучающихся в процессе овладения знаниями и
272
умениями. Организация деятельности обучающихся требует привлечения всей системы знаний о процессе обучения, о педагогических технологиях и выборе их необходимых составляющих. При этом квалификация преподавателя и уровень подготовленности обучающихся являются существенными субъективными факторами успешности реализации педагогических технологий.
Требования к глубине овладения учебным материалом диктуют выбор ориентации на необходимые уровни усвоения. Каждому уровню усвоения могут соответствовать разные виды деятельностных педагогических технологий. Так, первый и второй уровни усвоения требуют знаний и умений репродуктивного плана. Причем второй уровень предполагает самостоятельность в деятельности и воспроизведение действий по памяти, в отличие от первого уровня, допускающего подсказку при воспроизведении знаний и умений.
Педагогические технологии этих уровней усвоения можно назвать исполнительскими, или репродуктивными. Они обеспечиваются применением следующих видов деятельности:
- задания по алгоритмам деятельности;
- задания по инструкциям, по алгоритмам, воспроизводимым по памяти;
- самостоятельные работы на воспроизведение знаний и умений;
- самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.
Третий уровень усвоения знаний и умений, ориентирующий на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осознание алгоритмов деятельности, требует сочетания репродуктивной деятельности с продуктивной. Педагогические технологии этого уровня — проблемно-развивающие. Реализации их способствуют задания:
- на составление вопросов по изученной теме, проблеме;
- на переформулирование учебного материала;
- на критическое осмысление теоретического материала или практической профессиональной деятельности;
- на поиск рационального способа деятельности;
- на принятие решений;
- на развитие мышления;
- на сопоставление различных вариантов профессиональной деятельности.
При организации выполнения заданий сначала рекомендуется давать типовые задачи, затем — нестереотипные, творческие. Обучающиеся должны научиться конспектировать и реферировать учебный материал, выступать с докладами, участвовать в дискуссиях и обучающих играх.
Для достижения усвоения на четвертом уровне, когда учебно-познавательная деятельность характеризуется как поисковая, эвристическая, необходимо использование методов проблемно-развивающего обучения высокого уровня проблемное™ (см. приложение 5), а также заданий на анализ производственных ситуаций, деловых (обучающих) игр, коллективных самостоятельных работ, заданий проблемно-профессионального характера и т.д. Педагогические технологии этого уровня будут эвристическими
Схема 2. Взаимосвязь педагогической технологии и проектирования
Таким образом, в зависимости от ориентации на уровни усвоения деятельностные педагогические технологии подразделяются на: репродуктивные, проблемно-развивающие, эвристические.
Технологии управления связаны с контролем хода процесса обучения и его корректировкой (применением дополнительных деятельностных технологий или изменением целей) в случае отклонения результатов от заданных.
4. Авторское понимание смысла и содержания проектирования технологий. Проектирование технологий обучения — это поисково-преобразую-щая деятельность, обеспечивающая оптимальный выбор их компонентов на основе системы знаний об инструментарии достижения целей. Динамическая взаимосвязь содержания педагогических технологий и их проектирования показана на схеме 2.
Основой проектирования является концептуальная и диагностическая составляющие педагогической технологии, а результатом — обоснованный выбор дидактической составляющей.
Проектирование технологий следует рассматривать как процесс системно обоснованного выбора технологий мотивации, управления обучением и компонентов учебной деятельности: содержания, методов, организационных форм, дидактических средств, методических приемов обучения — в зависимости от целей обучения, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей личностей обучающихся.
Проектирование технологий включает исследовательскую деятельность по разработке оптимальных дидактических условий, обеспечивающих максимальную реализацию творческого потенциала обучающихся и продуктивность обучения на основе:
- сопоставления существующих и инновационных подходов и поиска их оптимального сочетания;
- диагностики уровня подготовленности, возможностей и способностей обучающихся.
274
5. Процедура проектирования. Исходя из логики педагогического проектирования, алгоритм проектирования педагогических технологий сводится к следующему.
Предварительный этап:
- проанализировать применяемые педагогические технологии;
- уточнить понятие и структуру педагогических технологий;
- сформулировать цели проектирования педагогических технологий;
- выбрать стратегию проектирования;
- сформулировать принципы, которые должны быть положены в основу проектирования педагогических технологий;
- уточнить цели, уточнить и перечислить конкретные задачи;
- разработать критерии оценки результатов (новых педагогических технологий);
- определить условия и средства достижения целей;
- уточнить задачи проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала.
Проектировочный этап:
- диагностировать уровень подготовленности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- отобрать содержание учебного материала;
- выбрать систему контроля качества усвоения с учетом выбранных
критериев оценки результатов;
- выбрать варианты мотивационных и деятельностных педагогических
технологий;
- спроектировать деятельностью педагогические технологии для конкретного содержания учебного материала;
- спроектировать управленческие педагогические технологии, обеспечивающие оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и
деятельностными педагогическими технологиями;
- проанализировать и оценить результаты;
- оформить результаты проектирования.
Рефлексивный этап:
- оценить ход проектирования и собственную проектную деятельность;
- оценить результаты проектирования педагогических технологий с ориентацией на выбранные критерии, на индивидуально-психологические особенности личностей конкретных обучающихся;
- провести экспертизу проекта независимыми экспертами.
Приложение 13